Христос, в беседе с самарянкой, говорит следующую фразу:
"Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев".
Эти слова Христа стали причиной многочисленных дискуссий на протяжении многих веков о роли и месте иудеев в истории христианской теологии и в Божьем плане спасения человечества.
Главной особенностью этих споров стала даже не сама фраза Христа, а именно её парадоксальность, то есть полное, как может показаться на первый взгляд, противоречие другим, очень известным нелестным выражениям Спасителя по поводу иудеев.
Вот некоторые из таких:
"Видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего"
(Ин. 15:22-24);
"Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего... Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего..." (Ин. 8:19,44).
Мы видим, как с одной стороны, в беседе с самарянкой, Христос Сам относит себя к иудеям и утверждает, что иудеи знают Бога, и спасение именно от иудеев! Но с другой стороны часто не только всячески отстраняется от них, но даже говорит весьма нелицеприятные слова в их адрес!
Действительно, возникает сложная и неоднозначная ситуация в определении роли иудеев в истории человечества и их месте в Божьем плане спасения!
Итак, давайте попробуем разобраться в непростом вопросе.
Первое, что мы сделаем, так это начнём с самого начала и сформулируем определение понятия "иудей".
Начнём с
самых распространенных и общепринятых формулировок термина "иудеи" в средствах массовой информации.
Итак, мы узнаем, что иудеи это последователи традиционной религии еврейского народа.
Характерные особенности иудеев заключаются в том, что они следуют учению Торы, соблюдают заповеди, ритуалы и законы иудаизма, такие как кашрут, шаббат, обрезание и многие другие.
Их образ жизни строго подчинён этническим культурным ценностям и традициям, по той причине, что
самосознание ортодоксального иудея целиком и полностью зиждется на его культурно - религиозной идентичности.
Значит ли это, что спасение от тех, кто соблюдает шаббат, обрезан и носит кипу?
Значит ли это, что спасение в обрезании и кипе?
Нет конечно, ведь Христос ничего не говорил о важности обрезания, кипы, пренадлежности, определенному этносу или о важности хранения культурных традиций предков!
Значит Христос ведёт речь о спасении от каких-то других иудеев, признаки и характеристики которых не совпадают с современным общепринятым описанием иудеев.
Может быть есть альтернативные, менее известные большинству людей определения понятия "иудей"?
Да, есть!
Апостол Павел даёт нам следующие - иные, нежели ранее приведённые критерии для определения истинного иудея:
"Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога" (Рим 2:28-29).
В этом отрывке апостол раскрывает нам важную мысль - что истинный иудей определяется не национальностью плоти и её внешними атрибутами, а успешным итогом духовной работы над собой, который метафорически выражен в сакральной формуле: "обрезание сердца", известной ещё со ветхозаветных времён и упоминаемой несколько раз в Писании :
"Обрежьте крайнюю плоть сердец ваших и не будьте впредь жестоковыйными"
(Вт 10:16)
"Обрезайте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего"
(Иер 4:4).
Вот от таких иудеев действительно идёт спасение, поскольку они отсекли своего ветхого, внешнего человека, и возродили к жизни внутреннего, сокровенного, созданного по образу и подобию Творца!
Таким образом понятно, что Христос и апостолы вкладывали иной смысл в понятие "иудей", нежели люди внешнего круга.
Подводя итоги этому небольшому эссе, можно сделать вывод, что при изучении Писания часто необходимо учитывать не только "официальные" трактовки используемых в Библии понятий и терминов, но стараться искать альтернативные, может правильнее даже будет сказать - эзотерические(сокровенные), что позволит нам избежать многих заблуждений, а соответственно ускорить продвижение на духовном пути.