Большинство индоевропейских мифов дошло до нас в литературной обработке, мы знаем их из произведений писателей и поэтов Древней Греции. Поэтому традиционно они называются древнегреческими мифами. Но это условность, потому что древние греки записывали и переделывали мифы разных народов. Античные боги выглядят как люди и ведут себя как люди. В более архаичных мифах боги предстают зооморфными, еще раньше боги были природными стихиями, духами предков-родоначальников племен. Боги племен, с которыми определенный народ воевал, получали в его мифах негативную окраску. Поэтому по смене богов можно в какой-то мере судить о реальных исторических событиях. Имена чужих богов чаще всего переводились эллинами на свой язык, искажались и получали свойственные древнегреческому аффиксы. Реконструировать их - сложная задача. По сходству сюжетов можно судить о принадлежности тех или иных племен к индоевропейской общности. Таким образом, древние мифы скрывают в себе остатки исчезнувших языков, сведения о верованиях и мировоззрении наших предков.
Давайте посмотрим на имена богов и героев древности с точки зрения лингвистики, помня о фонетических изменениях, которые происходили в индоевропейских языках на протяжении тысячелетий. Индоевропейцы не раз смешивались с народами, говорящими на других языках. Люди, которые овладевали общим языком, говорили на нем с некоторыми искажениями, принесенными из родного языка. Примеры таких искажений мы видим сегодня у кавказцев, говорящих на русском языке, или у русских, говорящих на английском. Первым крупным изменением в фонетике стала сатемизация, когда звук [к] в некоторых позициях переходил в [с]. Например. лат. cor соответствует рус. сердце, лит. klausyti - рус. слушать. Следующее изменение - палатализация, или смягчение заднеязычных согласных (выделяют три палатализации). Благодаря этому процессу в индоевропейских языках из [к, г, х] появились новые звуки: [ж, ш, щ, ч, ц]. Сильнее всего палатализация затронула славянские языки. Следы ее мы видим в чередованиях типа бог-бозе - боже, печь - пекарь, сидеть - сажать. Согласные звуки [ж], [ш], [ц] были изначально мягкими, и такими и остались в некоторых индоевр. языках. А в русском отвердели.
Судя по всему, в праязыке не было четкого деления согласных на звонкие и глухие, они произносились преимущественно глухо. Возможно, инстинктивная память об этом сохранилась у русских, поэтому мы оглушаем звонкие в некоторых позициях. Это кажется нам совершенно естественным, но ни в одном европейском языке такого не происходит.
Гласные в начале слова произносились когда-то с небольшим придыханием, которое могло быть слабее и гуще, звонче и глуше. Благодаря этому возникали разные версии одного и того же слова: ар- могло превратиться в хар-, гар- или яр- (йар-).
Главным двигателем изменений в языке является необходимость наиболее экономичным способом выразить мысль. Именно поэтому постепенно стали "выпадать" безударные гласные (редукция безударных), упрощаться сложные слова, уподобляться друг другу звуки одного слова (ассимиляция по месту образования, сингармония в тюркских).
Давайте рассмотрим некоторых персонажей общеизвестных мифов с точки зрения лингвистики, по возможности восстанавливая звучание и значение их имен.
Зевс - верховное божество греческого пантеона. Его имя происходит от древнегреческого ζωή (зоэ, что значит жизнь). В Румынии богов называют зеями, а богинь - зынами. Следственно, имя Зевс, точнее, Зеус или Зеу, если отбросить окончание, когда-то значило просто бог. Но откуда происходит ζωή? Звук [з] в индоевропейских языках получался из [г], [ж] или [д] в процессе палатализации и ассимиляции по месту образования. Идя по цепочке фонетических трансформаций обратно, восстановим греческое ζωή до русского жить и литовского goiti (жить). От праславянского глагола гоить сохранилось выражение "гой еси" (здрав будь), от того же корня древнерусское говядо (скот), говядина и даже говно (изначально испражнения скота). Земля на древнегреческом - Гея, слово того же корня со значением "жизнь, жить". Но слово "жить" слишком абстрактное для древних времен, о которых идет речь. Каков же был конкретный смысл слова гоить? Его можно найти в англ. глаголе go (идти), от которого образовано существительное God (бог, буквально "живой, движущийся") и русском год (мера времени), в этнониме готы (одно из германских племен), которое означает "кочевники". Русский глагол ходить является глаголом второй ступени от причастия ход/год. То есть год/ход - изначально не божество и не временной интервал, соответствующий обороту планеты вокруг солнца, а дневной переход скотовода. Доказательством тому служит румынское хат (граница, межа), кота (надел одной семьи), которые связаны с славяно-тюркским глаголом кочевать. Этот глагол до палатализации звучал как котевать, или ходевать, ходить, в тюркском - гет (идти). Таким образом, в родстве оказывается много базовых слов европейских языков, и форма ζωή (жизнь), от которой непосредственно произведено имя Зевс - далеко не самая старая в этом ряду.
Зевсу у славян соответствует Дый. Очевидно, что день и Дый взаимосвязаны, так же, как Зеус и зи (зи - день на румынском). На санскрите ḍī - летать, оттуда Дый - летающий, небесный. То есть эти два имени - фонетические варианты одного и того же корня. Это подтверждается древнерусскими версиями греческих мифов, в которых имя Зевс регулярно передается как Дый. Этрусский бог Jove pitar (небесный отец) после фонетических трансформаций стал римским Юпитером. Но Jove - это также Див, или Дый, после мены d/j. Отсюда получилось прилагательное дикий. Интересно, что литовцы, которые, казалось бы, ничего не имеют общего с этрусками, поклонялись богу со схожим именем Йоварас.
Скифы производили человека от отца неба - Дивуса и матери земли Апиа. У германцев бог Tivisto - это тот же Дивус (глухой вариант корня), а Ziu, один из верховных богов, соответствует Зевсу, точнее, Зэу, который ему предшествовал. А.Афанасьев приводит отрывок из Слова Григория Назианзина о славянах: "овъ Дыю жьреть, а другыи Дивии". В песнях "Веда Словена" войско славян сражается с дивьими людьми, то есть теми же славянами, но поклоняющимися Диву и его женской ипостаси Деве. Возможно, это были племена, где сохранился более древний матриархальный уклад. После смены язычества христианством Дый стал дьяволом: этимологически дьявол - Дыя бал, то есть Дыя сын (бала - дитя на санскр. и тюрк.)
Имя рум. духов зыны (русалки, феи) может также быть связано с глаголом знать и означать "знающая, ведающая". А поскольку слово знать родственно др.греч. γνῶσις (познание), то и зыны родственны гениям (духи-хранители, обычно их пара, добрый и злой; соответствуют лит. лаймам, в шумерских мифах - ламам). В Молдове говорят: "зэу кэй аша!" - то есть клянутся зеями, богами. Тадзена - фракийская богиня, в имени присутствует тот же корень "зына". В Молдове летом празднуются Сынзиениле. В русской традиции этому соответствует праздник Русалии. То есть, зыны в русский традиции соответствуют русалкам.
Гера - супруга Зевса. Велярное [г] в начале слова произошло от придыхательного звука, с которого начинались все слова на гласную в индоевропейском языке. В дальнейшем с развитием языка этот звук либо исчезал совсем, либо переходил в [г], [х], [й]. В древнегреческом есть родственное слово ιερή (иери) "святой, священный". В славянской мифологии известна богиня Ира, жена Солнца, а также райская страна Ирий. В древнегреческом εἰρήνα (ирина) означает мир, безмятежность. От этого же корня происходят имена славянских богов Яры и Ярилы и такие русские слова, как ярость, яркий, яровой.
Фонетический двойник Ярилы в греческой мифологии - Эрос. Здесь, как видим, придыхательная согласная в начале слова совсем исчезла. Эрос отвечает за любовь, влечение между людьми. Слово ярый означает, в том числе, любвеобильный, то есть у славянского Ярилы были схожие функции. В мифах Гера часто выступает как ревнивая, преследующая. Видимо, исторически Гера намного старше Зевса и была некогда великой богиней-матерью, порождающей все сущее, по аналогии с малоазийской Кибелой или индийской Дургой.
Гера (порождающая) - не имя, а эпитет, функция, как, впрочем, и все другие имена богов. Богиней-матерью во всех мифологиях называют Землю. В румынском есть слово глия (земля). Мена согласных р//л - обычное явление в индоевр. языках. Поэтому слово глия могло изначально звучать как герия (с учетом последующего выпадения гласной). Поэтому Гера и Гея (богиня Земли) могли быть прежде одним персонажем. Если подытожить, Геей в Древней Греции звали богиню Земли, Герой - супругу верховного бога, Гелиосом - бога солнца. Фонетически эти имена очень близки, что неудивительно: во многих традициях солнце и луна - дети Богини-матери.
У ингушей и чеченцев бог солнца носит имя Гела, что фонетически близко к Гелиос. Это имя известно и без придыхательной согласной: богу солнца Илиосу поклонялись во Фракии и Малой Азии. От того же корня, возможно, город Илион (Троя) и иллиры (племя на Балканах). Слово эль/иль пришло к грекам из древности. Еще во времена Шумера знак звезды означал бога и читался как эль. Эл/ал означает "священный, великий" в др.-тюрк. Отсюда происходит имя бога у арабов Аллах, название гор Алтай (священная гора), Альпы (светлые боги), Эльбрус (великий барс, тотемное животное).
У шумеров было также слово дингир, означавшее бога. Оно родственно имени Тенгри, верховного бога тюрков и алтайцев.
Ио - корова, в которую превратила ревнивая Гера нимфу, и от которой, согласно древнегреческому мифу, ведет свой род большинство народов Европы, в том числе египтяне. Возможно, слово Ио - искаженная форма от Ило, божество. В тюркском ил - племя, род. У древних славян есть миф о корове Земунь, детьми которой являются все славянские племена. Думается, в своих источниках это один и тот же миф. Но что значит имя Земунь, Земля? "Зеи мума", "Зеи мале", (мале - это мама+ усилительная частица ле, такая форма встречается в историческом памятнике "Веда Словена"). Если восстановить обратно [з], получим Геи Мума, то есть мать-земля. (мума - название матери у южных славян). В Румынии есть мифический персонаж Мума Пэдурий, матерь леса. "Мать сыра земля" - распространенное выражение в русских былинах.
От имени Ио происходят топонимы Иония и Паннония (Пан-Иония, то есть все-Иония, παν - все). Название др.греч. племени ионийцы, возможно, означает коровичи, то есть кравичи или хорваты, которые издавна обитали на Балканах. Этимологически кравичи и хорваты - одно и то же слово. Но если ионийцы - это хорваты, то именно они принесли индоевропейский язык и культуру на территорию Греции. Слово Европа (Ио-ропа), возможно, означает "Ио похищенная" и происходит от корней ио- и ропа- (глагол рэпи на румынском означает похитить). Впрочем, думается, что миф о похищении Европы быком - более поздний, он пытается рационализировать веру европейцев в происхождение от земли-коровы.
Замолксис - верховный бог фракийцев. Очевидно, это слово переведено на греческий. Оно состоит из двух корней: земо- и лексис-. О том, что такое земо-Земунь, мы уже говорили. Звук [з] в индоевропейских языках получался в результате фонетических процессов из [г] или [д]. Реконструируем: Земунь - демунь, демон. Таким образом, Замолксис - это Демолексис, или тот, устами кого говорит бог. Слово демон происходит от древнегреческого δαίμων (деймон, божество, дух), далее от δαίω (даю, распределяю судьбу). Была также фрако-славянская богиня Дамия, откуда и получилось после мены д/з слово Земля. Значение имени, - вероятно, "дающая, наделяющая благами". Део как слово, обозначающее божество, в славянских языках восстанавливается в Дева. Слово стало мирским и обозначает любую девушку, но в древности Дева была богиней-матерью и вместе с Дыем составляла первую пару богов-создателей. Этой древней богине посвящено зодиакальное созвездие Девы. Главными богами литовцев был Девас и его жена великая мать Лада (Леда). Сыновья Деваса: Перкунас, Патримпас, Пикуолис, отвечали за небо, землю, подземелье.
Гермес. В древнегреческой мифологии есть и другие божества с близким по звучанию именем: Гермес, Геракл, Гефест. Гермес, по свидетельству античных авторов, не греческое, а фракийское или малоазийское божество. В его честь в священных рощах и на распутьях ставились гермы - столбы с высеченным наверху ликом божества. По свидетельству Геродота, гермы на перекрестках ставили еще пеласги. Но был ли такой бог, Гермес? В корне слова - ιερή, священный. Gerti на литовском - пить, от этого же корня русское гореть, греть, жрец, пожар, жребий, жеребец, то есть все эти слова изначально относились к языческому ритуалу жертвоприношения. Предки индоевропейцев были огнепоклонники, огнищане. В Древней Руси столб-герма назывался капищем. Это было место проведения языческих обрядов и жертвоприношений. Но самые первые гермы были посвящены богиням-хранительницам, потому и гер-ма. На лит. germė - лучшая часть (то, что жертвуют), лучшее место. В древности у каждого селения был свой бог-защитник, поэтому Гермес, скорее всего, изначально не был конкретным богом, его образ сложился из историй о нескольких местных божествах, которым ставили гермы.
Румынское бож-деу (землянка) переводится как "богу делание". Любое значимое событие в древности сопровождалось жертвенным ритуалом и праздничным пиром. Древнегреческое πυρо (пиро, огонь) связано со словами пир (праздничное застолье) и пить. Все эти слова относились к языческим ритуалам.
Интересна история Геракла. Его 12 подвигов наводят на мысль о связи с 12 зодиакальными созвездиями, а значит, о солярной природе. Но давайте восстановим это слово: Геракл - Ираклий, Иеро-Коло, Яр-Коло. Коло в Древней Руси - солнце, его годовой круг, слово связано с санскр. кала (время). Значит, Геракл - это Ярило, Ярое Коло. В других языках это имя должно звучать иначе.
Древние представляли себе путь солнца по небесному своду сопряженным с большими опасностями, ведь небо было населено дикими животными. Проходя по небосводу, солнце-коло сражается с ними. Лань можно соотнести с Девой-Артемидой, Лернейскую гидру - с Раком, кентавра - со Стрельцом. Шестой подвиг (Авгиевы конюшни) - с Водолеем, т.к. Геракл повернул ход рек. Но если пройти дальше по пути Геракла, становится ясно, что зодиакальные созвездия, положенные в основу мифа, не соответствуют европейской традиции, пришедшей из Древней Греции. Так, среди привычных нам знаков зодиака нет птиц, коня, кабана. А вот среди славянских чертогов-созвездий, о которых, впрочем, сохранилось немного сведений, есть Вепрь, Лебедь, Ворон. Таким образом, можно сделать вывод, что миф о Геракле был рожден не в Древней Греции, и является в своей сути очень архаичным. Шумерский Гильгамеш, индийский Индра, славянский Световид - возможно, по образцу подвигов этих персонажей складывались мифы о Геракле. В славянской традиции, описанной в "Веде словен", есть схожий сюжет о младенце-боге, который подвергается преследованию темных сил, как Геракл в детстве. Это песни о Коляде, божестве, связанном с воскресающим солнцем. Праздник Коляды проводился в конце декабря, в дни зимнего солнцеворота.
Чтобы совершить восьмой подвиг, Геракл отправляется во Фракию к царю Диомеду. Имя Диомед состоит из двух частей: дио (божественный) и μεδέω (царь). Дио (божественный) - такова была стандартная приставка перед именем царя, она родственна славянскому имени божества Дый и его женской ипостаси Деве. Тот же корень в имени бога Диониса (буквально "божество из Нисы", это область в Малой Азии). Слово μεδέω (царь) происходит от корня μέσο- (середина). От того же корня этнонимы мезии (балканское племя), названия стран Мидия, Месопотамия, слово мёд (то, что в дупле, в середине ствола), румынские мез (ядро ореха), амязэ (полдень), мижлок (середина). В древности царь воспринимался как посредник между богами и людьми, то есть находился между ними, потому и такой корень. От отношений царя с богами зависело благополучие племени.
Среди подвигов Геракла есть и воскрешение женщины, и битва с Аидом, богом смерти. Академик А.Рыбаков описал схожий сюжет в славянской мифологии: в былине "Иван Годинович и Кощей" описана битва героя с Кощеем (хозяином "кощного", то есть загробного мира) и гибель последнего. "Победитель смерти" - один из эпитетов Иисуса Христа, чья история была рассказана на несколько тысячелетий позже.
Следующий подвиг Геракла - победа над амазонками, обитавшими в черноморских степях. Имя Ипполиты, царицы амазонок, выводится из греческого ίππος (конь) и славянского поле, буквально "дикая кобыла". Наездница-поляница - так называли амазонок и в русских сказках. Следовательно, либо Ипполита - переведенное на греческий имя, либо слово ίππος (конь) бытовало в Причерноморье.
Затем Геракл уводит коров у Гериона, которого убивает на берегу реки Антемунта, название которой можно перевести как "река в предгорье", от корня мунте (гора). После этого Геракл спускается в Аид и выводит оттуда адского пса Кербера. На лит. kerti - резать, бить. От сатемной версии этого слова происходит русское серп. На англ. bear - медведь (в рус. сохранились производные этого индоевр. корня берлога, бирюк). То есть изначально имя пса значило "победитель медведей".
Наконец, Геракла добывает яблоки из сада Гесперид. Геспериды переводится как "западные". В древности верили, что райский сад находится там, куда каждый вечер уходит солнце. Архетип чудесных яблок, дающих молодость и бессмертие, прослеживается во всех индоевропейских мифологиях. Возможно, в древности яблоня была олицетворением богини-матери. Почти во всех индоевропейских языках яблоня называется одинаково. Рассмотрим это слово на примере англ. apple. В финно-угорских и тюркских языках аб/ап - мать. Ил - племя, мир. Ап-иле могло бы значить "мать племени", или "мать мира". Есть ли боги со схожим по звучанию именем? Да, это Аполлон. Полагаю, изначально это был не бог, а богиня-мать, ей посвящалась яблоневое дерево. Недаром оно так популярно в сказках индоевропейских народов.
Гефест. Имя этого бога-мастера, искусного кузнеца, связано с лит. божеством Ковас (бог военных походов), а происходит, вероятно, от славянского коваль, от корня ковать. Геф - это искаженное ков; суффиксы разные, что естественно в разных языках. В славянской традиции кузнец также представляется колдуном, имеющим связь с потусторонним миром. Хромота часто отличала кузнеца от других людей. Такое особое отношение оправдано: кузнец не только ковал оружие, инструменты, но и наносил защитные заклинания на чаши, украшения и прочие предметы. Он работал со священным огнем, поэтому близок к богам. Согласно мифам, Гефеста не любила его мать Гера. Однажды она отшвырнула его от груди, и молоко пролилось в небе. Его и сейчас можно увидеть, это Млечный путь. В славянских мифах ("Веда Словена") есть схожая история появления Млечного пути: молоко вытекает из груди богини Живы Юды, когда она кормит сына.
Уран. Зевс - не первое верховное божество. До него были Уран и Крон, которые относятся к еще более архаичным временам. В литовском языке есть слово urdas (лесничий), на румынском урс - медведь, на албанском urik - еж. Общая часть слов, ur-, возможно, означает "лес". Река Волга, родина наших предков, некогда называлась Ра, а еще раньше Ура. У западных славян и скандинавов есть миф об Уре - однорогом быке, вскормленном золотом и серебром, которые ему в пасть бросали жители Биармии, государства на севере Руси, в Пермской области. Он пожирал людей и был убит. Иными словами, вера в бога Ура тогда сменилась другой. В др.-греч. уранос - небо, на румын. ура значит благословлять.
Крон, или Кронос, следующий бог, низложил Урана, своего отца, и даже оскопил его. В древнерусском изложении греческого мифа сказано, что Крон назван по имени "звезды преходящей", то есть планеты Сатурн. Следовательно, слово Крон происходит от индоевроп. kern (красный, черный), и ему этимологически соответствуют др.-рус. Чернобог, индийский Кришна, кельтский Цернуннос, западнославянский Цирн. В "Ведах Словена" "церна бог" означает "черный бог". В рум. "цэрна" - земля, от черного цвета, в тюркских языках кара означает "черный". Впрочем, имя Крон может происходить и от др.греч. kara (голова) и означать главу пантеона богов. Возможно также, что перевозчик мертвых Харон - это бывший Крон. Отсюда слово "хоронить" - отдавать Харону.
Аид, или Гадес (то же самое слово в другой версии) - это подземный гад, змей, внутри которого и располагается мир мертвых. Этого змея сначала побеждает бог Пифон, или Тифон, Дый - у разных народов низверженного змея зовут по-разному. У греков Пифона сразил Аполлон, у славян - Дыя низверг Перун. Египетский Сет и библейский Сатана - тот же бог/змей. То есть изначально злые боги - это просто старые боги. От них нельзя совсем отказаться, как и от родителей, но можно вытеснить в подсознание (в преисподнюю). И как в отношении к родителям наша любовь зачастую смешивается с ненавистью и желанием обвинить их во всех своих неудачах, так же на старых богов переносится все зло этого мира, в первую очередь смерть, война, болезни.
Баал. Слово бала в санскр. имеет два значения: "сила; ребенок"; в тюркских языках - "ребенок". Также корень бал- несет значение "светлый, сияющий", откуда рус. белый, блестеть, рум. бэлан (светловолосый). На английском ball - мяч, шар. Тогда Баал (божество Месопотамии) - это и солнечный шар, и могучий сын бога. В славянской мифологии солнце тоже сын бога Сварога. Латинское fil - сын, но это малоазийская озвучка, где согласные оглушались. В другом произношении - pil, или pal/bal. В то же время bull - на анг. бык. Бык обожествлялся древними как самое сильное животное. Трансформации п,б//ф регулярно наблюдаются, когда слова заимствуются. От Баал происходит рум. Балаур (дракон), скандинавский бог Бальдр, или Бальдур (посвященный, подаренный Баалу). Русский Балда - тот же самый Бальдр.
Альпы и Олимп - изначально одно и то же слово, которое происходит от тюркс. алып/алп с значением "дух, божество", изначально "мать племени, его родоначальница". Детство человечества прошло в горных пещерах, поэтому они обожествляли горы.
У славянского Рода была пара - Рада. От этого имени такие слова, как радуга, радуница, радость. Рада, Раду - популярные в Румынии и западнославянских странах имена. По поверьям литовцев, у Велеса была также пара - богиня Велиона. Древние понимали, что все рождается от союза женского и мужского начала. Это мы предполагаем одного творца-мужчину.
Инанна - Иштар - Астарта - Тара - один и тот же персонаж, богиня мать, в переводе на разные языки. Тара - богиня тюрков-язычников. Древний раскол между Тураном и Ираном в какой-то мере был религиозным: туранцы поклонялись Таре, Тенгри и оставались кочевниками, иранцы - ведическим богам и перешли к земледелию. Ин-мума у финно-угорских народов - богиня мать, отсюда Инанна, ин-ана, поскольку ана -мать у тюркских народов.
Жемина (Žemyna Žemė) - богиня земли у литовцев. Ей приносили жертвоприношения, перед сном старики целовали землю со словами: "Земля, моя мать, я произошёл от тебя, ты кормишь меня, ты носишь меня и после смерти ты похоронишь меня". Интересно, что в Молдове весной пекут жемны, обрядовые лепешки, связанные с культом Земли (здесь мена ж/з). Но как объяснить связь двух таких далеких языков? По некоторым источникам, в первые века нашей эры гето-даки, предки румын, потерпев поражение от римлян, ушли на север, к Балтийскому морю. На это указывает множество румыно-литовских лексических изоглосс. Сам топоним Балтика происходит от балта, что на румынском означает пруд.
Перкунас - бог грозы и молний у балтославян. На русской почве Перун. В "Эдде" богиню Земли зовут Fiorgun, Fairguni. Если учесть мену ф/п, имя восстанавливается до Перкунас. То есть это громовница, женская ипостась громовика или же богиня, ему предшествующая. В тюркских языках кун - солнце, в слав. кон - начало. Думаю, это один и тот же корень. Приставка бор/пер с значением "превосходить, преодолевать, простираться" происходит от корня, который слышен в словах бороть, переть, беремя, Борей. От того же корня, что и Перкунас, образовано лит. kunigas (священник, изначально жрец), а также рус. конунг, князь, тюркс. имя Чингиз. То есть Перкун - первосвященник, верховный жрец. В мордовских мифах есть бог-громовик Пурьгине. У меня нет достоверной этимологии этого имени в мордовском языке. Если она имеется (например, бури-гине, порождающий бури), то литовский Перкунас имеет прообразом Пурьгине, и тогда финно-угорская мифология - основа индоевропейских мифов.
Фуртуна - гроза на румынском. Это готское слово немного искажено, но его этимологическое родство с Fairguni и Перкунас не вызывает сомнений. На территории будущей Румынии в первые века н.э. было готское государство.
Тваштар (бог-творец индийского пантеона). В русском языке от этого корня множество производных: тварь, творчество, раствор, отворить и т.д. Звук [в] в корне родился из дифтонга, который в английском передается как [w]. И сейчас в некоторых диалектах русского и в украинском на месте [в] произносится [у]. Поэтому глагол творить восстанавливается до туорити, или тао+рити. Рит в индуизме- закон, обряд, таинство. Тао/тео - божественный, в звонком варианте получаем део. Тот же корень в слове таур (бык). Таким образом, др.-гр. слова Θεός (бог), рус. творец, тавр имеют общий исток. От того же корня лит. patvarkyti (распорядиться; наводить порядок). Рум. фаур (волшебный, мастерский)- от того же корня с меной ф//т. Отсюда же англ. fairy (волшебный).
Греческие мифы, например, о Деметре, в которых ребенка делают бессмертным и неуязвимым с помощью огня (пугая при этом родителей), свидетельствуют о культуре огнепоклонников, под влиянием которой развивалась древнегреческая цивилизация. Греческое αγιό (чистота, святость) происходит от агни (огонь). Пелопоннес заселялся несколькими волнами мигрантов из Фракии и Фригии, первыми из которых были пеласги/пеларги (аисты). О людях-аистах, которые живут за морем на острове, далеко от родной страны, есть болгарская сказка "Аистиный остров". Хотя племя булгар, которое дало название стране, пришло на территорию Болгарии лишь в V в н.э., фракийцы и славяне там обитали с древних времен.
Гивойтис - литовское божество в виде ящерицы. Givate по-литовски значит "жизнь". Ящеры, я-щуры, пра-щуры, древние боги... Посмотрим на происхождение слова ящер (дракон, змей). Богу-ящеру поклонялись наши предки и даже приносили человеческие жертвы. Русское ящер, румынские шопырлэ (ящерица), шерпе (змея), лат. serpe (змея) все эти слова содержат схожий корень srp/spr. Того же корня и греческое σαύρα (саура, ящер). Фракийский бог Сабазий представлялся фракийцам как быком, так и змеем. Вероятно, змей был древним хтоническим божеством. После приручения человеком быка образы священного быка и змея стали смешиваться, а еще позже бык победил змея, отправив в преисподнюю, и так змей стал Сатаной.
Большинство индоевр. мифов разных народов содержат похожий сюжет о том, как единое племя разделилось, или о том, как боги разделились на два враждующих лагеря. Например, асуры - и дэвы, дети Белобога - и Чернобога, племена, поклоняющиеся Луне - и поклоняющиеся Солнцу, туранцы - и иранцы. Интересно, что этимологически слово ящер восстанавливается до асур. Ассирия, Сирия - названия этих стран, как и многие имена царей, содержат корень асур-. Ахура Мазда, верховный бог зороастрийцев, тоже, судя по имени, асур. Асуры - дети Сурьи (солнца), а дэвы - дети Дыя. На знамени китайской империи долгое время был дракон, то есть асур. Получается, что война дэвов и асуров была отражением войн индоевропейцев с племенами, которые придерживались древней веры в ящера-дракона. Древнейшие др.-рус. изображения бога Световида или Перуна, попирающем змея, отражают этот мотив, как и изображение Георгия Победоносца на гербе Москвы.
Сатурн. У племени этрусков города Сатры был бог Сатр, позже стало произноситься как Сатурн. Возможно, значение связано с лат. глаголом saturo (насыщать, кормить). Сатурн и Уран - древние боги, которым позже выделили по планете.
Имя Деметра, древнегреческой богини, возможно, пришло из Малой Азии и звучало как Дио Митра (божественный Митра). Его просто неправильно поняли. Интересно, что в румынском языке от митраизма осталось слово митралиера (пушка).
Миф о Прометее родился на Кавказе, там, где есть месторождения нефти. Пиро-метей научил людей метать огонь. Здесь впервые были придуманы зажигательные снаряды, которые позже получили название "греческий огонь". Не только греки обратили внимание на этот замечательный миф. В Библии есть история Иова, человека, несправедливо наказанного богом. Сатана на спор с Богом лишают его имущества, детей, здоровья. К нему приходят жена и друзья, пытаясь уговорить покаяться. Но он остается непреклонен. Наконец, спускается сам Бог. Иов раскаивается, и бог возвращает ему все потери. Эта история очень напоминает миф о Прометее. Как известно, титан был прикован к скале в горах Кавказа по приказу Зевса за то, что дал неразумным людям божественный огонь. То есть научил искусствам, чтению, письму и новым системам вооружения. Пока Прометей прикован, к нему приходят божественные родственники, жена и уговаривают героя смириться. Но Прометей отказывается, он презирает своих собратьев-титанов, склонивших головы перед Зевсом. Зевс все больше ужесточает наказание, Прометей все больше страдает и сетует, но не сдается. В отличие от Иова, Прометей прекрасно осознает, что и почему он сделал, и у него есть "козырь в рукаве" - он знает, кто низложит самого Зевса. Именно поэтому Зевс добивается от него признания. О том, что история Прометея чрезвычайно древняя, можно судить из пророчества Прометея, которое он делает Ио: ее потомки станут править в Египте, положат начало городу Мемфису, стране Ливии, через многие поколения из того же рода будет Геракл, освободитель Прометея. На Кавказе у армян, осетин бытуют несколько вариантов истории Прометея.
Персефона, Персей, - их имена означают, что они родом из Персии. Тотемом ираноязычных народов был барс. Оттуда же и имя Борис вместе с его глухой версией Парис, название горы Эльбрус.
Слово праздник обычно этимологизируется из словосочетания "праздный день". Но вот отрывок из "Истории Российской" В.Н.Татищева: "Новгородцу ж седящу на празе храмины тоя...". Из него явствует, что во время проведения языческих таинств горожане не допускались в храм, они сидели "на празе", то есть на пороге. От этого присутствия "на празе" во время ежегодно проводимых церемоний и родилось слово "празник". На румынском слово "празник" пишется без буквы д. Вообще идея языческого храма не предполагала присутствия в нем кого-либо, кроме жрецов и бога.
Возможно, древнейшие боги - общие для всей Евразии. Самые старые слова входят в плоть языка, теряя свою связь с верой, ритуалом. Так, обращение герр в немецком когда-то означало "жрец" (от глагола герти), слово "дама" происходит от "доамна" (госпожа), то есть хозяйка дома. У славян была также древняя богиня Дамия, жена/мать Дыя. Господь - тот, кто подает, дарует скотину (англ. gous означает "крупный рогатый скот"). Слово "господин" означало "владелец скота". Мисс, обращение к женщине в Англии, происходит от греческого корня μυστήριον (тайна, таинство). Изначально оно звучало как миста, участница мистерии. От этого же корня румынское местякэн (береза, священное дерево), мистрец (вепрь, один из древнейших зооморфных образов божества). Слово пан в форме бан/бана встречается в сборнике языческих песен "Веда Словена" и означает знатного человека, жреца. Отсюда происходит и тюркс. бай (господин). Анг. обращение сэр - от иранского сар (царь, вождь). Обращение к женщине леди - от богини Леды/Лады/Латоны. От древнего корня кон/кан/кун, которое имело значения "начало, круг, солнце" происходят такие слова, как конунг (вождь), князь; оттуда же хан, каган, тархан (тюркские именования вождя). Имя славянской богини Мокошь можно перевести как "мать кощного царства". Этот же корень кощ- в имени Кощея, владыки мертвых.
Мать в древности называли словом ана. Отсюда имена богинь Ану, Инанна, Диана, Дана, и даже имя Елена/Иляна означает "мать народа" (эл+ана от алтайского эл "племя, род") Изначально слово эл означало "мать племени", но уже в Шумере стало обозначать также божество. Другое алтайское имя для матери - аба/апа. От этого слова, возможно, происходят имена богов Аполлон (апа (мать)+ал (божественная)+он (поздний греческий суффикс) и Купала (от кук (небо)+апа (мать)+ал (народа), которые изначально были богинями-матерями, и поклонялись им в незапамятные времена матриархата. Если это предположение верно, то имя этим богам дали индоевропейцы, издавна жившие в Малой Азии, а затем переселившиеся на Балканы.
Заключение
Культура произрастает на почве, состоящей из обломков прежних культур. Те мифы о богах, которые дошли до нашего времени, это результат переосмысления других, более древних мифов. Имена богов также переводились с языка на язык, дробились на осколки-качества. "Великий/ая, небесный/ая, сущий/ая, всевидящий/ая, творящий/ая, наделяющий/ая", - эти качества могли быть именами одного и того же божества, звучать на разных языках, искажаться в соответствии с фонетикой конкретного языка... Если имя бога какого-то народа этимологически не выводится из языка этого народа, оно, скорее всего, заимствовано. Либо настолько древнее, что язык успел измениться. Языки исчезали, их носители сливались с другими племенами и перенимали их язык... Задача лингвиста, пытающегося разобраться в происхождении имен богов, очень сложна.
Самыми древними богами были, по-видимому, отец-небо и мать-земля. Поэтому их имена должны содержать корень слов, которыми обозначались отец и мать: ана, ата, аба/апа, ама/ами, тер/тар. Например, Инанна, Аполлон, Диана, Дамия. Слово патер зафиксировано позже, поэтому Ю-питер - божество более поздней эпохи. Тара - богиня древних тюрков, богиня-мать в буддизме. Думается, эта бгиня гораздо более древняя и ее этимология связана с индоевропейским terra (земля). Но нужно учитывать, что сами имена могли искажаться со временем. Прирученный огонь, очаг, горячая пища, а позже - прирученные овцы и козы - это был огромный прорыв, сделавший человека человеком и поставивший женщину, дарительницу пищи, во главе рода. Поэтому первые богини это всегда матери: матери леса и реки, ветра и дождя, солнца и луны.
Имена древних богов Евразии тесно переплетены между собой. А значит, были переплетены языки и племена, которые на них говорили. В частности, индоевропейские племена тесно взаимодействовали с урало-алтайскими. Причем влияние было обоюдное. Было бы большим упрощением сказать, что индоевропейцы принесли свой язык и культуру на территорию Евразии. Урало-алтайские языки, на которых говорит почти вся Азия, являются такими же древними. Многие топонимы, теонимы Евразии можно понять лишь через тюркские или финно-угорские языки. С другой стороны, общность мифологических сюжетов, а зачастую и имен богов на огромной территории от Белого моря до Каспийского, от Алтая до Карпат, говорит о былом единстве культуры, языка и традиций людей, которые здесь обитали. Такое единство возможно лишь при наличии государственности, налаженности торговых и культурных связей между областями, наличии дорог, городов, письменности, то есть цивилизации, задолго до того времени, о котором у нас есть исторические свидетельства.
В гуннских летописях говорится, что тюрки получили свою письменность от "угыров", то есть финно-угорцев. Слово "угыр" долгое время означало у тюркских народов человека просвещенного, сказителя. Многие сюжеты русских и европейских сказок, языческие обряды и верования восходят к мифам финноугорских народов: удмуртов, марийцев, мордвин и др. Финноугорскими племенами были основаны такие древние государства, как Артания (в Прибалтике и Поморье), Биармия (в Пермской земле). Предположение о том, что финно-угорские народы могли когда-то превосходить индоевропейцев в культурном отношении, кажется нелепым. Между тем, в истории полно таких примеров. Чаще всего цивилизации сметаются с лица земли менее развитыми народами. Если взять лингвистический аспект, то, к примеру, система личных местоимений в финноугорских языках вполне могла послужить основой как для русского, так и для тюркских языков. Например, в мордовском языке имеем:
1 л. Мон, минь
2 л. Тон, тынь
3 л. Сон, сынь
Такой стройной системой не может похвалиться ни один индоевр. язык. В тюркских языках из мон, вероятно, образовалось мен (я), из сон - сен (ты). В русском языке форма 1 л. ед.ч.(я) - супплетивная, в косвенных падежах все формы связаны с мен (меня, мне, мной). 2 л. ед.ч. - ты образовалось из тон. Примеров родства между славянскими и финноугоскими, славянскими и тюркскими языками очень много. Думаю, проблему этиологической связи между этими языками еще предстоит исследовать.
Литература
Гомер. Илиада. / Пер. Н. И. Гнедича. Издание подготовил А. И. Зайцев. Серия: Лит. памятники. Л.: Наука, 1990. - 572 с. (2-е изд. - СПБ.: Наука, 2008).
Мифы народов мира : Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С. А. Токарев. - М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980).
Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы = A History of Pagan Europe. - СПб.: Евразия, 2000. - 448 с.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М.: Академический Проект, 2013. - 640 с.
Фасмер М. Поганый // Этимологический словарь русского языка / пер. с нем. и доп.
О. Н. Трубачёва; под ред. и с предисл. Б. А. Ларина. - М.: Прогресс, 1987. - Т. 1-4.
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. - 3-е изд., стереотип. - М.: Рус. язык, 1999. - Т. 2: Панцирь - Ящур. - С. 468. - 624 с.