Все мы в детстве читали русскую народную сказку "Иван-царевич и Серый волк". А замечали ли вы в ней некоторые странности? Начнем с того, что Иван-царевич - сын некого Выслава Андроновича. Андрон - имя не славянское, греческое. Как и в библейской истории про Адама и Еву, все неприятности начались с яблок. В царский сад за яблоками повадилась летать Жар-Птица. Вообще-то птицы не питаются яблоками. Но, может быть, для бессмертия, которым, как известно, обладают эти птицы, нужны золотые яблоки, причем их необходимо принимать постоянно? Или, может, жар-птиц много, и они прилетают в сад по очереди? А зачем царю, у которого в саду золотые яблоки бессмертия, нужна жар-птица? В славянской мифологии считается, что жар-птицы могут исцелять и даровать бессмертие, являются символом солнца и ведут свое происхождение от дево-птиц, которые были когда-то богинями.
Итак, царевич отправляется в путь. Довольно скоро доезжает до перекрестка с дорожным указателем. Как элемент сюжета идея камня с подсказками звучит довольно странно и напоминает о современных квестах. С другой стороны, эта подробность намекает на то, что письменность до Кирилла и Мефодия на Руси все-таки была. Иван выбирает путь, на котором заведомо теряет коня, и коня действительно тут же разрывает пополам волк, перед тем выговорив Ивану за то, что тот невнимательно читал надписи. Иван идет пешком, горюя о потере, а к исходу дня является волк и начинает Ивану верно служить. Почему? В сказке не объясняется, но это стало возможным потому, что Иван принес в жертву коня. Он пожертвовал им намеренно, чтобы заручиться помощью бога Велеса. В индийских Ведах есть замечательные истории о подвижниках, которые своей суровой аскезой вынуждали богов делать им величайшие дары. То есть связь между жертвой и ответным жестом бога мыслилась как нерушимая. Но жертву всегда приносит жрец. А значит, Иван-царевич - не простой парень, а посвященный, иначе говоря, волхв.
Итак, Велес в образе волка помогает Ивану-царевичу добыть Жар-Птицу у царя Далмата. Обратим внимание на нерусское имя царя. Далматинцы жили на Балканах, в Иллирии, и именно там, а не в Киеве или Новгороде, происходит действие сюжета. Но царевича ловят на краже и шантажируют, угрожая позорной оглаской. В результате Иван соглашается на сделку: он должен украсть золотого коня у царя Афрона. Это имя сразу же наводит на мысль об Элладе: Афина, Афродита... Впрочем, ассоциация неправомерная, поскольку имена сильно переиначивались не только в сказках, но и в летописях. Кто бы мог подумать, что Джир из тюркской летописи - это варяг Дир из "Повести временных лет", а Султан Аламир - не кто иной, как Александр Македонский?
У Афрона искатель приключений снова попадается, и его посылают за Еленой Прекрасной. Поскольку ставки все время повышаются, логично, что Елена - самый ценный приз. Что же в ней такого? По греческому мифу, Елена - внебрачная дочь Зевса и Леды и славилась своей красотой. Но греческие мифы слишком приземлены, а их герои - очеловечены. В русских сказках божественная природа прекрасных героинь более очевидна. Рискну высказать предположение. В древности на Балканах поклонялись богу Илиосу. Может быть, Елена - жена бога Илиоса, то есть богиня? С меной р//л это имя известно в славянской мифологии как Ира, жена Солнца, хозяйка рая-Ирия. В Древней Греции ей соответствовала Гера, матерь богов. Олицетворением Иры/Геры считалась радуга, или ира-дуга. А в тюркских языках эл/ил означает "племя", а также "святой, великий", ана - "мать", так что Елена - мать рода, или Богиня Мать.
Но вернемся к сюжету. Волк/Велес сам похищает Елену, как некогда Зевс - Европу и Аид - Персефону. Затем волк сам в Елену оборачивается. Оборотничество - еще одна интересная тема сказки. Что же это за божество, Велес? Willis на литовском - покойник, vilks на латышском - волк, как и wolf на английском. В древности боги не были абстрактным понятием, они были духами умерших предков, которые после смерти могли принять облик зверя или птицы и помочь своему потомку. Бога русичи видели через зверей, в которых он оборачивался, а в зверях видели умерших дедов и прадедов, своих мудрых родичей. В литовской мифологии у Велеса есть пара - богиня Вилена.
На севере Европы бытовали легенды о варгах, волках-оборотнях и колдунах-варгах, которым волки служат. Волка на севере Руси называют бирюк. Бури - волк, тотем древних тюрков. Но бер, бир - это также прозвище медведя (бурый). Отсюда берлога, бирюк, берсерк (неукротимый, как яростный медведь). В Европе славянскими племенами, поклоняющимися богу-медведю, основаны города Берлин, Берн. Скандинавы торговали с Биармией, страной медведей, которая находилась на севере Руси, в нынешней Пермской области. Настоящее имя зверя было табуировано.
Слово варг лишь с введением христианства стало обозначать оборотня. Первоначально это был жрец, который служил Велесу. Волхв в полногласной форме звучало как волохов с суффиксом -ов, который значит "относящийся к чему-то, чей-то", как, например, Иван - Иванов. Первым русским "перевертышем" был новгородский богатырь Волх Всеславьевич, который мог оборачиваться волком, соболем и любым другим зверем. В его честь названа река Волхов, и народная этимология связывает с ним сам термин "волхв". Но вероятнее всего, волхв - тот, кто служит Волосу/Велесу. От корня вол/вел происходят такие слова, как воля, власть, величие. Волос произносили на севере, Велес - на юге и западе, где отмечался сдвиг гласных к переднему ряду. Этот сдвиг и сейчас очень заметен: в Болгарии говорят не полынь, а пелин, на Украине не рок, а рик.
Сравним теперь слова варг и волх. Мена р//л очень частая, например, рус. "солнце" - румынское "соаре". Гласные а//о также могут чередоваться, сравним голова - и глава. Следственно, варг и волхв могут быть двумя версиями одного и того же слова.
В европейском фольклоре говорится также, что с дерева можно сорвать особую ветку - варгу, в которой будет заключена душа дерева - дриада. Именно ее волшебная помощь помогает лозоискателю находить руду и клады. То есть слово варг когда-то означало не только оборотня и того, кто может зверем управлять, но вообще ведуна (вящун - так и ныне зовется волхв на белорусском). В летописях сказано, что князь Олег - вещий. То же говорили о полоцком князе Мстиславе, о князе Игоре и сказителе Бояне. Значит, они были волхвы. С введением христианства слово варг, как и его производные: ворог, ворожея, ворожить, стали обозначать нечто демоническое, злое. От этого корня появились слова враг, вражда, а от слова волхв - волшба, волшебство.
Но вернемся к сказке. История с похищением Елены Прекрасной как бы заканчивается счастливо: волк еще раз помогает своему жрецу, воскрешая его, и Иван женится на Елене. Но давайте заглянем вперед: пройдет немного времени, и оскорбленные цари Далмат и Афрон с войсками подступят к границам царства. Начнется большая война. Теперь вспомним другую войну, в которой пала Троя. Она ведь тоже началась с золотых яблок и похищения Елены Прекрасной. В роли Ивана-царевича тогда был младший сын троянского царя Приама. На стороне троянцев выступали одни боги - на стороне ахейцев другие. Напомню, Парис пренебрег Афиной и Герой, отдав яблоко Афродите. А в нашей сказке Елену похищают у царя Афрона. Может быть, русская сказка - эхо той давней истории о троянской войне? Фракийские языки оглушали согласные, так что в звонком варианте имя Парис будет звучать как Борис, или Барыс, от "барс". Барс был тотемом иранских племен, отсюда Персия - Барсия.
Другое название Трои - Илион. В греческих мифах говорится, что так звали основателя города, но возможно, это лишь народная этимология. Что, если город назван в честь малоазийского бога Илиоса? Позже в Греции так называли солнце, а еще позже слово стало произноситься как Гелиос. Зевс воплощался в быка, когда похитил Европу, почему же Илиос не мог воплотиться в волка? Так, может быть, Илиос и Велес - две версии одного и того же слова? С точки зрения лингвистики это возможно, сравним Иона - и Иван, русское выдра - и литовское udra.
Думаю, Велес гораздо более древний бог, чем принято считать. Возможно, его знали еще хетты и пеласги. Английское слово wheel (колесо), возможно, тоже связано с Велесом. Каким образом? У солнца было древнерусское название коло. Коло, кроме того, круг, поэтому корень коло в словах колодец, колокол, колесо. Богом коло-солнца был Коляда. Wheel, как и коло, и круг, и колесо. Почему бы ему не быть в древности образом солнца, а Велесу - солнечным богом? К моменту принятия христианства с русского олимпа Велеса уже вытеснял Перун. Как и его дети волоты, русские титаны, Волос должен был уйти со сцены. Он еще сохранял роль "скотьего" бога, но уже не управлял жизнью и смертью русичей, как это было раньше.
В этой сказке интересная также тема яблок. В Болгарии был обычай: выбирая себе невесту, парень бросал ей яблоко. Если парень девушке нравился, она яблоко ловила. Недаром во французском языке яблоко la mer связано с marridge (замужество). Почему в русской сказке "Гуси-лебеди" яблоня помогает девушке? Потому что яблоня олицетворяла богиню-мать. У финно-угорских народов ава/аба значит "мать". Ал/ил - "племя, народ", а также "великая, святая" (отсюда топонимы Альпы, Алтай). Apple (яблоко) - святая мать, или богиня рода. Русское слово "яблоко" отсюда же.
Сюжеты наших сказок намного архаичнее, чем это кажется. Например, сказка "О богатыре Еруслане Лазаревиче" отсылает к эпохе матриархата, когда в черноморских степях процветали царства амазонок, когда славян еще не было, а были скифо-сарматские, тюркские и финно-угорские племена. В некоторых версиях Еруслана Лазаревича зовут Уруслан Залазарович. Имена Залазар/Салазар, Картаус - иранского или тюркского происхождения. Имя Еруслан/Уруслан не обязательно говорит, что он русский. Урус также значило "большой, главный" и относилось к племени. Лан переводится как территория, поле, этот же корень в английском land. Возможно, Уруслан родился от русской матери и скифа-отца. Ведь по сюжету его мать - из другой страны и ее собираются принести в жертву морскому ящеру.
Со всеми жителями "тридевятых царств", тюрками, скифами, сарматами, герой без проблем общается, а это значит, языки к началу нашей эры не так сильно отличались, чтобы индоевропейцы не понимали друг друга. В этой, как и во многих других наших сказках, герои проводят время в шатрах среди поля. Значит, по крайней мере, часть племен наших предков были кочевниками. В поисках самого сильного богатыря и самой красивой девушки Еруслан посещает много царств. Встречает он и волота - великана Росланея. Как и в греческих мифах, в русских сказках великаны погибают, их время прошло.
При всей своей фантастичности в истории о Еруслане Лазаревиче много важных, географически точных подробностей. В сказке описано путешествие в Щитин град. Город Щецин действительно есть. Он находится в Польше, на границе с Германией, на древней славянской земле. Археологами там было раскопано святилище бога Триглава. В сказке описан царь Щецина по прозвищу "Огненный щит, Пламенное копье", который тоже был сильным волхвом. И это подтверждает факт, что в языческих верованиях славян преобладал культ огня.
Есть много версий происхождения слова "Русь". Выскажу свою. Тюркские племена издавна называли русских, а также своих детей, если они родились светловолосыми, словом урус. Это слово они восприняли на слух от самих русских. Шведы, датчане называли Северную Русь Биармией, Bjarmeland от слова бер, то есть медведь. Биармия - языковая калька со слова Урусия/Русия. В мифах финно-угорских народов медведь - небесный зверь, спустившийся на землю. Бер - заместительное имя тотема, от цвета бурый, или по ассоциации с волком, который в древности назывался бури. Именем урс медведь и сейчас называется в Молдове. В полногласном варианте это слово звучало как урус. Еще раньше, до сатемизации, название медведя звучало как арктос, это греческое название, от которого произошли такие слова, как Арктика, Аркона (святилище славян), звезда Арктур, имя легендарного короля Артур. Так что недаром русских с давних пор ассоциируют с медведями.
Русский фольклор с лингвистической точки зрения мало исследованная область. В нас так сильно преклонение перед античностью с ее мифами, прекрасно обработанными гениями прошлого, что сама идея сопоставить русские сказки с греческими мифами кажется кощунственной. Еще большим кощунством покажется кому-то выдвинутая мной гипотеза, что, возможно, сюжеты греческих мифов, имена греческих богов имеют свой источник не на Балканах, а в нашей русской культуре.