Нечаев Павел : другие произведения.

Ежики в тумане неопределенности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Павел Токаренко (Нечаев)
  
   Ежики в информационном тумане
   Кто управляет миром и как?
  
  
   В продолжение спича о смерти политики я хотел бы поговорить об управлении сознанием общества путем формирования ложной картины мира.
  
   По моим наблюдениям, многие люди сегодня живут как ежики в тумане, не осознавая ни себя, ни окружающей реальности, ни своего места в этой реальности. Несколько недавних спичей (вот, вот и вот), посвященных проблемам поиска "идентичности" -- тому пример. Почему так происходит, и так ли неуправляем "рой", о котором я писал?
  

 Начнем с того, что через органы чувств - зрение, осязание, обоняние, вкус и слух человек получает лишь малую часть информации о реальности. Остальное выстраивает мозг, обрабатывая то, что есть, и достраивая, дополняя недостающее. При этом человек воспринимает не всю информацию о мире. Мозг отфильтровывает ее, руководствуясь приоритетами, которые чаще всего не подвластны сознанию. Это означает, что каждый объективно живет в своем собственном мире. Так называемая "картина мира" в значительной степени -- игра ума.
 

Но мало того - информации, которую человек получает от органов чувств, достаточно для того, чтобы ориентироваться в пространстве, но недостаточно, чтобы этот мир понимать. Познание мира происходит через другие источники информации - личный опыт, книги, фильмы, но прежде всего - виртуальную среду, которая предоставляет неограниченный мгновенный доступ к любой информации, хоть текстовой, хоть графической. Но тут возникает проблема: у нас нет возможности проверить достоверность получаемой информации.
 

В большинстве случаев получая какую-либо информацию, наш мозг фильтрует ее, исходя из своей внутренней шкалы достоверности. Любому факту присваивается индекс, от "полный бред" до "истина в последней инстанции". Причем чаще всего мы присваиваем этот индекс, исходя из субъективного представления о степени достоверности самого источника. Информация из источников, которым мы доверяем, автоматически получает более высокий индекс достоверности, чем информация из источников непроверенных, неизвестных. Количество доступной информации больше, чем наш мозг в состоянии усвоить.
 

По сравнению, скажем, с серединой прошлого века, поток информации стал плотнее в сотни раз. Поэтому современный человек сам выбирает себе источники информации, не имея возможности проверить их надежность. Это привело к парадоксальному на первый взгляд явлению: у каждого есть своя непротиворечивая картина мира.
 

Двое людей, живущих и работающих рядом, могут иметь диаметрально противоположные взгляды, их картины мира могут различаться как небо и земля. Каждый из них будет искренне верить своему восприятию, и так же искренне считать, что все вокруг думают так же, как и он. Это вообще свойственно людям. Но пока один из них не достанет ружье и не выстрелит в другого, тот и не догадается, что его сосед мыслит иначе.
 

Все это подталкивает к очень простому выводу: управляя информационными потоками, можно управлять как отдельным человеком, так и обществом в целом. Целенаправленно и осознанно работая с информацией, можно менять сами условия существования для людей. Не имея в сознании своих инструментов для отделения правды ото лжи, а возможного от невозможного, человек неизбежно оказывается пленником чужой реальности, чужой картины мира. Чужой - значит, кем-то выстроенной.
 

Легко догадаться, что эти "кто-то" работают с сознанием других людей не бескорыстно. Тот, кто направленно влияет на ваше сознание, преследует свои интересы. Которые могут не иметь ничего общего с вашими, но в результате обработки вы станете считать их своими.

Разумеется, эти технологии появились не вчера. Во все времен
а элита обрабатывала сознание подданных, чтобы те работали и не бунтовали. Но сейчас эта работа перешла на новый уровень. С появлением интернета и социальных сетей стало возможно индивидуальное, направленное на сколь угодно малую целевую аудиторию, информационное воздействие. 


Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров:

Пример первый: сланцевый газ. Идея о том, что Европа может стать независимой от российского газа, а США - стать крупнейшим экспортером газа, овладела умами. Ее на полном серьезе обсуждают в том числе и в высших эшелонах власти. Но если присмотреться ближе, можно увидеть, что сланцевый газ - это афера, целью которой было снизить цены на рынке. Рентабельность добычи сланцевого газа под вопросом (даже методом горизонтального бурения), ущерб, наносимый природе, велик. Скорее всего, все это так и останется на бумаге. Константин Ранкс на состоявшейся недавно встрече в "Полярисе" так и сказал.

Пример второй: битва за язык. Это уже ваша местная фишка. И вы сами можете видеть, как вдумчиво работают с вашим сознанием, не давая угаснуть тлеющему огоньку языкового вопроса. То Линдерман референдум устроит, то Элерте что-нибудь ляпнет про русский язык. Жить не скучно, есть о чем переживать и за что бороться. Заметьте - обрабатывают и русских, и латышей, одновременно, но по-разному. В результате все, как я писал выше: живут рядом двое с диаметрально противоположными и при этом непротиворечивыми картинами мира в головах. 

Пример третий: Игналина. О том, как литовцы сами зарезали курочку, несущую золотые яйца, лучше меня рассказал в недавнем спиче Председатель.

Пример четвертый: за Путина среди имеющих российское гражданство жителей Латвии проголосовали девять из десяти, тогда как по России за него отдали свои голоса чуть больше половины избирателей. Это хорошо иллюстрирует влияние направленной информации на умы оторванных от реальности (в данном конкретном случае - не живущих в РФ) людей.

Экономика побоку, грядущая зима и рост цен на все, что только можно, побоку, главное у нас -- язык. Или газ -- подумаешь, цены на газ растут, это ничего. Вот скоро мы свой, сланцевый добывать станем - и тогда покажем супостату. Страна сидит на кредитной игле, и рано или поздно с нее придется слезать -- с неизбежными ломками и отходняком. Пофиг, у нас тут футбол. И по телеку говорят, что трудности временные, все образуется, кризис уже позади.
 

Дело тут вовсе не в газе и не в языке. Примеры, может быть, не самые удачные. Дело в том, как легко переключить внимание целевой аудитории с действительно важных вещей на второстепенные. Отсутствие осознанности бытия приводит к тому, что фокус внимания смещается в нужную манипуляторам сторону. И эти манипуляторы - не обязательно зловещая "мировая закулиса" или зловредные мифические жидомасоны. Достаточно тупого лоббирования интересов крупных компаний. Или организаций по защите авторских прав. Или еще каких чертей. Ничего личного, просто бизнес.

Как этому противостоять? Да просто жить осознанно, вот и все. Учиться, думать, оттачивать свои собственные инструменты понимания реальности. Пропускать всю поступающую информацию через дополнительный фильтр, чтобы, заметив характерный для информационного вируса modus operandi, опознать его. Стоит распознать воздействие, как оно тут же теряет силу и становится тем, чем было изначально: пустым набором слов. Хотя - это просто только на словах. На деле влиянию информационных вирусов подвержены все, и никуда от этого не деться. Иммунитета нет ни у кого.

Скажете - может, это не так уж плохо, зачем с этим бороться? Пусть каждый живет в своем мире. Если ему там хорошо и комфортно, пусть живет в свое удовольствие. Может быть, может быть... Но история учит нас тому, что объективная реальность с легкостью сносит воздушные замки. Чаще всего - вместе с обитателями. А ее, объективную реальность, декретом не отменить.
 

Мы живем на пороге больших перемен - скучно не будет.
  
   Написано для портала imhoclub.lv

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"