|
|
||
или Образование невежества и его воспитание |
или Образование невежества и его воспитание
Если вы встретили бабу с полными ведрами урана - это к обогащению
(Примета)
ВВЕДЕНИЕ
- Пап, а как устроены мозги?
- Отстань, у меня другое в голове...
(Из книги "Проблемы образования")
Божественное - это природа "нашего" мира (а на самом деле - Божьего Мира) во всём её разнообразии проявлений и творений, включая природу и духовность человека. О последнем я здесь повторяться не буду.
На почве гордыни, невежества, различных манипуляций и деструктивных процессов в обществе, а также неправедного образа жизни людей, возникло большое число мифов о взаимоотношениях человека и природы и их оценок. В этой и следующей статьях я расскажу о некоторых из них, касающихся повседневной (и локальной) жизни людей.
Миф 1. ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ
Ехали медведи, на велосипеде, а за ними кот - задом наперед, а за ним комарики, на воздушном шарике
(Из рубрики "Экологическое воспитание детей")
В приведённом источнике* приводятся следующие тезисы по этой теме. Эти тезисы, на мной взгляд, вполне исчерпывающим образом раскрывают данную проблему.
1. Никакого особого экологического образования не существует и этот термин возник благодаря определённой конъюнктуре в политической и общественно-экономической жизни как у нас в стране, так и за рубежом. Экология - это раздел биологии. В рамках существующего биологического образования существует соответствующая специализация как комплекс акцентов (точек зрения или позиций, с которых рассматриваются биологические системы и процессы в живой природе) и специфической методологии. В этом экология ничем не отличается от других разделов биологии (зоологии, ботаники, физиологии и т.д.), для которых также существуют свои комплексы акцентов и методологии.
2. Так называемое "экологическое просвещение" - суть повышение общего уровня культуры населения с акцентированием внимания на этике взаимоотношений с природой и проблемах общежития на перенаселённых территориях. Указанные проблемы возникли из-за стремительной урбанизации и глубоких противоречий техногенной цивилизации, рост которых заметно усилился с возрастанием населения и его потребностей - с одной стороны и снижением количества и доступности ресурсов - с другой. В меньшей степени - из-за глубокого вовлечения обширных территорий в сельскохозяйственный оборот и вынужденной интенсификации сельского хозяйства. В результате этих процессов огромная часть населения планеты практически утратила навыки жизни в естественной природной среде и этику взаимоотношений с природой...
3. Не следует путать неумение качественно популяризовать научные сведения, методы и подходы с избыточной научной ориентированностью просвещения и школьного образования! А вот от излишней примитивизации и вульгаризации просвещения и школьного образования никто не выиграет. Напротив, это приведёт к новым мифам в общественном сознании и проблемам взаимодействия с общественностью при разрешении актуальных экологических проблем в будущем. [Прим. автора: Один из авторов из числа приведённых в статье анализируемых ресурсов, сетует что "научная ориентация традиционного экологического образования стало определенным недостатком", ссылаясь на неосведомлённость людей о деятельности коммунальных служб и личной/общей гигиене]
4. Не могу не согласиться с авторами в том, что в настоящее время следует радикально пересмотреть структуру образования и просвещения в сторону практики! Новые информационные технологии предоставляют даже избыточное число фактов и могут вполне дать заинтересованным лицам теоретические основы биологического образования (и любого другого тоже). Причём редкий педагог сможет составить этим технологиям какую либо конкуренцию в этой области! Но данные технологии совершенно не дают практических навыков и умений, необходимых в реальной жизни, а в вопросах воспитания, культуры общения и обучения навыкам принятия ответственных решений их воздействие можно с уверенностью назвать отрицательным!
5. Следует постоянно отслеживать, какой способ получения информации каждое новое поколение предпочитает и именно этим каналом ненавязчиво доносить до него необходимые для решения рассматриваемых вопросов сведения. Если организовывать практические мероприятия, то обязательно добровольные и осмысленные. Если привлекать к другой активной общественной деятельности, то только к чётко мотивированной и ответственной. И, конечно, никто не отменял личный пример родителей, учителей, наставников, руководителей различного уровня, влиятельных и авторитетных лиц.
Миф 2. О ЧИСТОТЕ ПРИРОДЫ, ВСЁМ ВРЕДНОМ И "ХОРОШЕЙ" ЭКОЛОГИИ
В мире много чего вредного. Я, например
(Из протокола Роспотребнадзора)
Про "хорошую" экологию. Трудно объективно оценить какую-либо деятельность такой оценкой, поскольку сами эти оценки всегда крайне субъективны. Очевидно - это просто простонародное описание следущей ситуации, поскольку об экологии (как науке и прикладных её аспектах) люди обычно осведомлены очень поверхностно.
В результате того, что большая часть населения планеты практически утратила навыки жизни в естественной природной среде и этику взаимоотношений с природой, у людей, с одной стороны - появился страх перед естественной природой и флуктуациями различных процессов в окружающей среде, с другой (из-за вульгаризации экологии, деформации кадровой структуры, целей и деятельности в этой сфере) - стало обыденным представление о том, что окультуренные ландшафты садово-паркового типа, олиготрофные озёра (обычно горные озёра тектонического происхождения) и территории, удобные для отдыха и отвечающие требованиям людей к комфортной жизни (курортного и туристического назначения) и есть идеал природы, который нужно охранять.* Курсивом выделены комментарии автора для данной статьи.
На самом деле, большинство из этих "идеалов" - это либо естественное состояние природы в условиях, далёких от оптимальных из-за недостатка тепла, влаги, органических ресурсов, по температурному/световому режиму, необходимому для нормального существования и развития большинства живых существ. Либо это территории, испытавшие чрезмерное давление со стороны человека и деградировавшие со временем. Либо реликтовые (бесперспективные для развития природы в целом, случайно сохранившиеся и очень уязвимые) экосистемы. А также - культурные ландшафты как таковые, специально созданные человеком для отдыха, рекреации или использования в сельском хозяйстве.
***
Правда же заключается в том, что качество текущего состояния живой природы - это соответствие состава и численности всех её элементов условиям, которые предоставляет для их существования имеющийся набор характеристик неживой природы. Это имеет значение и во временном разрезе тоже!
Поэтому в пустынях и Антарктиде - пустынно, а на экваторе и рифах в нормальных условиях - изобилие!
Деформация экосистемы (перерождение или упрощение её структуры и состава при тех же характеристиках неживой природы) способствует быстрому проникновению на территорию/акваторию нежелательных вселенцев, сорняков, вредителей и других активных, но опасных, проблемных и неприятных для человека агентов. А необходимость борьбы с ними - к избыточному использованию опасных для людей средств. В итоге в проигрыше окажутся все, кроме этих самых агентов. Поскольку такие агенты - это обычно наиболее пластичные и выносливые (имеющие наибольшую жизненную силу) виды в природе - будущие хозяева планеты.
***
Загрязнение природы и хозяйственная деятельность человека - вещь очень неоднозначная. Для человека и то, и другое, конечно, может вызывать неприятие, неудобства, проблемы со здоровьем, ущерб различного характера. В природе же определённый уровень "загрязнения" может, напротив, стать источником дополнительных ресурсов (вместо утраченных) и стимулом к развитию отдельных компонентов - на первых порах стать, например, причиной роста численности отдельных видов или даже способствовать выживанию некоторых редких видов в сложившихся критических условиях. Является неоднозначным и другая хозяйственная деятельность человека. Приоритет высотного строительства перед малоэтажным вызвал рост популяций стрижей в городах, усиление вырубок - благоприятствовало росту численности кабанов и других животных и популяций растений, для которых подобные местообитания являются наиболее подходящими.
Так как на планете осталось немного мест, где естественное состояние природы в разной степени сохранилось, человеку в ближайшей перспективе не избежать своего вмешательства для коррекции состояния природы в локальных целях из-за своей же самонадеянности, неосмотрительности и ошибок в прошлом. Поэтому знание основ биологии и экологии, проведение постоянного мониторинга за происходящими в природе процессами очень важны для всех связанных с этой темой людей и организаций. И для общества и человечества в целом.
***
Другим моментом темы "чистоты" природы является чрезмерная стерильность жилья человека и объектов городской инфраструктуры, в которых современный человек проводит практически всю жизнь. Кроме того, из-за чрезмерной плотности населения городов людьми стали активно и избыточно использоваться самые различные гигиенические, защитные, моющие и чистящие средства. Именно это привело к "эпидемии" аутоиммунных, аллергических и кожных заболеваний, а также общему снижению иммунитета человека. А также к деформации растительных и животных сообществ в городах и окрестностях.
В естественных условиях, например, пот человека безукоризненно выполняет бактерицидные и защитные функции, но в городе человек почти постоянно вынужден быть одетым и обутым, что и приводит к избыточному использованию указанных средств, или может стать причиной других заболеваний, при отказе от этого.
То есть, в природе ничего лишнего, вредного, ненужного вообще не существует. Кроме некоторых людей, вероятно... Хотя и это - ещё не факт!
*Источник:
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"