|
|
||
или Основы и двигатели высшего образования |
или Основы и двигатели высшего образования
Светить всегда!
Светить везде!
До дней последних донца!
Светить - и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и Солнца!
(Девиз праведного человека)
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы образования вообще и высшего образования, в частности, не нуждаются в особом напоминании о них - они общеизвестны.
Удивляет вера некоторых руководителей из числа бывших и нынешних "деловых" людей, что компетенции врачей, учителей и учёных можно "купить". Нужно только увеличить их содержание и обустроить пространство для их деятельности.
Господа "хорошие", это не так! Можно лишь поддержать наиболее компетентных людей, уже достигших благодаря своей любви к делу, своему таланту и самоотверженности заметных успехов. Тогда они возможно не покинут соответствующую область деятельности и место работы, хотя, скорее всего, благодаря своему энтузиазму, чувству ответственности и Божьей воли, они без особых причин не покинут его и так. Но другие вместо них на это место уже не придут!
Можно "купить" только готовых специалистов соответствующего уровня, но и это зависит исключительно от желания последних "покупаться" в данном конкретном случае. Люди не склонны "менять синицу в руках на журавля в небе", особенно когда от этого зависит положение их семьи.
Если коллектив и его сотрудники не обладают нужными компетенциями и не стремятся к этому, они тоже не покинут своего места, если для них нет лучшей альтернативы. Просто потому что им нужно как-то зарабатывать на жизнь и другие варианты либо им не светят, либо они ещё хуже.
Для людей важны не "благие намерения" кого бы то ни было, а ясное представление о целях этих намерений, методах и процедурах осуществления этих целей, реальных возможностях людей, которые связаны с данной целевой деятельностью в их достижении и собственных перспективах по итогу и на будущее.
Если ничего этого нет, люди просто будут ждать, когда необходимые ориентиры для них появятся, и никаких "резких движений" предпринимать не будут (если они достаточно разумны и имеют определённый жизненный опыт - особенно в нашей стране!).
Кто и что там себе вообразил - это только их иллюзии и амбиции. Не более того!
Кроме того, основа образования - это не интерьер места, где этот процесс происходит, оборудование и его руководители! Основа и двигатель образования - это преподаватели соответствующего духовного плана со своими компетенциями и талантом преподавать и контингент, которому эта процедура необходима по своему прямому назначению - получение соответствующих компетенций, а не как "окно для получения справки" (диплома) о своём присутствии в данном месте. Образовывать ученика учитель, когда они друг друга найдут, может в любом подходящем месте - и в кафе, и в парке, и в бане, и через интернет! Да и суть хорошего образования не в начётничестве и эрудиции, а в умении его применять на практике и в разных обстоятельствах! Именно этого ждут предприниматели и все другие работодатели, если им нужны действительно специалисты, а не клиенты для своего "лохотрона".
Это замечание к тому, насколько людям полезно и интересно знать, на что и сколько вы выделили денег на очередной свой озвученный проект!
МИР НЕ БЕЗ СВЕТЛЫХ ЛЮДЕЙ!
В моей жизни встречалось много любопытных, интересных, обаятельных и душевных людей. Скажу больше - подавляющее число людей только при первой встрече казались вполне обычными и не особенно интересными. Почти всегда позднее люди раскрывались с самых разных, неожиданных и удивительных сторон, и моё общее отношение можно озвучить фразой "Бесполезных, слишком уж посредственных и неинтересных людей практически нет!" Чаще всего люди просто сочли, что у них не было и нет достаточной возможности реализоваться в жизни, они утратили на это надежду, или их вполне устраивает то положение, в каком они находятся. И те, кто принёс мне неприятности, тоже были по своему нетривиальными людьми. И чаше всего в произошедшем был виноват только я сам, как я уразумел позже - не понял человека, имел определённые свои иллюзии на его счёт вообще и в отношении себя с его стороны в том числе, или просто вёл себя с ним в какой-то ситуации неподобающим образом.
Это, к сожалению, не означает, что все они вели праведный образ жизни - скорее наоборот. Но и сам я, увы, отнюдь не праведник!
***
Однако, встречались мне в жизни и особенно выдающиеся в духовном и человеческом плане люди. Здесь я хочу вспомнить трёх наиболее запомнившихся мне (и, скорее всего, моим однокурсникам) людей из числа тех, кто был в числе моих преподавателей в БашГУ. Это люди, на мой взгляд, - истинные преподаватели (идеал преподавателя в ВУЗе), привносящие Божий Свет в наш мир. Все они очень разные - по характеру, темпераменту, преподаваемой теме, возрасту и т.д. Но их всех объединял искренний интерес к миру, своему делу и желание донести своё знание до нас - своих учеников.
НАУКУ МОЖНО ПРЕПОДАВАТЬ ПО РАЗНОМУ!
или Спасители мира и науки
Лекции Бориса Михайловича Миркина (16.07.1937, Уфа -09.08.2017, Уфа) по экологии никто из студентов не пропускал не потому, что организационно это как-то регламентировалось в неприятную для них сторону. Пропустить такое интересное мероприятие означало отказать себе в редком удовольствии послушать интереснейший и содержательнейший курс с самыми передовыми взглядами на предмет. В нём всегда было место образности и уместному анекдоту (не из числа банальных, а из реальной практики большого учёного). Подача материала производилась с естественной экспрессией увлечённого человека, который пережил все перипетии научной деятельности своей душой. Его лекции многие слушали буквально с открытым ртом и её окончание всегда вызывало сожаление. Студенты не были для него фоном, для которого нужно что-то изложить - было видно, что человеку нравится доносить своё знание до молодых людей, он видел в них реальных продолжателей его дела. Конспекты его лекций были отличным дополнением к экзамену, а для людей не слишком озабоченных обучением - вполне достаточным материалом для его сдачи. Хотя он не настаивал на их ведении и очень не хотелось отвлекаться на них от прослушивания самой лекции.
Как и многие подобного духовного плана люди Борис Михайлович был широко эрудированным человеком, заядлым театралом (неоднократно выступал на эту тему критиком в печати), то есть для него были не чужды и ипостаси искусства. Чего часто не хватает научным сотрудникам, ограничивающим свой кругозор узкой темой своей специальности.
Уже значительно позже, когда я решил обратиться к нему за советом по поводу своего информационного проекта, он сразу всё понял и сразу без обиняков посоветовал мне искать поддержки в Москве - в Уфе в то время, ловить было совершенно нечего. То есть он точно знал "рельеф" науки региона того времени. Ситуация в науке и образовании тогда действительно быстро скатывалась в пропасть, особенно в регионах. Как показала дальнейшая ситуация в жизни - он был абсолютно точен в своём совете!
Увы, "ужасный страх", "страшный ужас" выбраться из зоны комфорта и "хроническая слабость" (лень) не позволили мне предпринять нужные шаги. Именно так и начинаются неудачи у неудачников!
***
Евгений Мусинович Гареев (р. 15.11.1946), был значительно ближе к нам по возрасту, чем Борис Михайлович. Сын очень известного (особенно в наших краях) дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева - совершенно не производил впечатления некоего "избранного" (на том основании, что он близкий родственник легендарного, очень известного и уважаемого человека). Мы не сразу даже узнали, что наш преподаватель - сын легендарного Героя. Одет он был всегда очень скромно и при этом чрезвычайно аккуратно и элегантно.
Это был наш самый желанный собеседник во время перерывов и перекуров. Ребята (из тех, кто интересовался учёбой) обычно после лекции по предмету, можно сказать, преследовали его до курилки, чтобы послушать ещё и его "факультативную лекцию". Всегда хотелось придумать какой-нибудь вопрос только для того, чтобы услышать его очень точное, оригинальное и всесторонне обоснованное мнение по теме. Было ли что-нибудь, в чём он не разбирался? Мне кажется, что нет! При этом голос у него всегда был негромкий, хотя его искренний интерес к любой теме, на которую он рассуждал, скрыть ему было невозможно.
Евгений Мусинович вёл у нас сложный для нашей профессии предмет - "Биометрию" (математическую статистику и иже с ней). Совершенно точно, что никого другого, биологи бы точно не поняли! Разве что ещё Б.М. Миркина, но биометрия не была предметом его специализации, да ему и так, думаю, хватало дел на своей кафедре. Слишком сильно это направление отличалось от общего направления обучения по специальности.
Я помню факт, что пока он рассказывал - всё было понятно, логично и взаимосвязано. Но через некоторое время оставалось только смутное представление об этой сложной многогранной теме, хотя каждый раз что-то всё же оставалось в памяти. Для ума - это был хороший тренажёр. Насколько я знаю, у биологов многих специальностей более гуманитарный склад ума и адекватная математическая обработка данных - это очень большая проблема. Но что мне известно совершенно точно - для Евгения Мусиновича такой проблемы не существовало никогда!
Здоровья и счастья этому светлому и замечательному человеку! Полагаю, что все, кому посчастливилось общаться с ним со мной согласны.
***
То, что русская женщина (в широком смысле - с ментальностью постсоветского пространства, не отказавшаяся от неё) - Дар Божий, уже, кажется, знают во всех уголках планеты. Это не только драгоценный камень антропогенного происхождения, который умело за собой и за своим внешним видом следит и умеет себя преподнести. Её душа и характер - не менее, если не более, выдающейся компонент мироздания! Но у нас скоро, похоже, и вся наука будет иметь женское лицо, хотя, "положа руку на сердце" - это биологически по большей части - не женская стезя. Наука, как ни говори, всё-таки требует другого склада ума. Однако, стрессоустойчивость, настойчивость и благоразумие становится уже её очевидным конкурентным преимуществом. Полагаю, что в подавляющем большинстве случаев, для женщины наука - это просто уместный, перспективный и посильный вид деятельности для неплохой карьеры, а не смысл жизни. Искусство и воспитание детей больше подходит для её эмоциональности, мягкости характера и истинного предназначения - создания стабильности для вида в окружающем мире. Однако, среди прекрасной половины нашего местного человечества я встречал и удивительно азартных и глубоких учёных, давших бы фору и учёному-мужчине.
***
Практикум по эмбриологии у нас вела очень невысокая, достаточно худощавая, очень солидного возраста (для меня бы тогда - почти бабушка), но чрезвычайно энергичная и светлая женщина. На нашем фоне она смотрелась духовно более юной особой, чем мы - 20-25 летние юноши. Несмотря на шутки по поводу её восхищения миром вообще и эмбриогенезом, в частности, она вызывала магическое к ней уважение и имела непререкаемый авторитет. Её трогательное удивление нашим непониманием рассматриваемого в микроскоп чуда и недостаточным, с её точки зрения, интересом к такому удивительному предмету, как эмбриология, отсутствие ярко-выраженного восхищения яйцеклеткой и сперматогенезом не могло не вызывать у нас искренней автоматически возникавших улыбки или смеха. В нашем возрасте не только сперматогенез был в разгаре, но даже "сперматоксикоз" был не такой уж редкостью!
К своему стыду я никак не могу вспомнить полного её имени - увы, из памяти уже стёрлось много имён, хотя образы остались - боюсь ошибиться и ненароком огорчить знавших её близких людей. Хотя у нас была даже песенка на известный мотив "Надо вос-хищать-ся спер-мато-гене-зом...".
Но её светлый, даже светящийся от восхищения этим миром, образ навсегда останется в моей памяти. Таких ярких, искренних и увлечённых своим делом людей в мире и преподавателей в ВУЗе встретишь не часто!
P.S. Если кто-нибудь из сотрудников университета или обучавшихся в БашГУ узнал этого выдающегося человека по моему описанию - просьба сообщить мне её полные данные! Я их здесь приведу.
***
Возможно, не со всеми яркими учёными-преподавателями мне по учёбе повезло пересечься, но эти три человека в моей памяти из того времени вспоминались всегда и в первую очередь!
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"