"В особенности отвратителен, и сам по себе и как обезьяна христианства, тот популярный, очень распространенный в бездарной толпе физиков, химиков, всяких естественников и медиков "научный" материализм, на котором хотят базировать все мировоззрение. Это даже не буржуазная, а мелко-буржуазная идеология, философия мелких, серых, черствых, скупых, бездарных душонок, всего этого тошнотворного марева мелких и холодных эгоистов, относительно которых поневоле признаешь русскую революцию не только справедливой, но еще и мало достаточной. Научный позитивизм и эмпиризм, как и все это глупое превознесение науки в качестве абсолютно свободного и ни от чего не зависящего знания, есть не что иное, как последнее мещанское растление и обалдение духа, как подлинная, в точном социологическом смысле, мелкобуржуазная идеология".
Эта цитата выглядит оскорбительной для большинства работающих в науке современников, и, конечно, для тех, кто сам не занимается наукой, но с детства привык верить в ее авторитет и непогрешимость. Вероятно, они подумают, что так ругать научный материализм и его приверженцев может лишь какой-нибудь религиозный фанатик, или далекий от науки малограмотный человек. Но будут неправы, потому что это слова известного российского философа А.Ф. Лосева из его книги "Диалектика мифа", изданной в 1930 году. Понятно, что в то время такие мысли шли вразрез с официальной идеологией марксизма-ленинизма, и вместо какой-то философской полемики автор просто получил тюремный срок.
В наше время, к счастью, за такие слова срок уже не дают. Однако изгнание из научного сообщества очень вероятно и вполне возможно. И это несмотря на то, что, по существу вопроса, мысль А.Ф. Лосева вполне правильная, хоть и выражена, быть может, слишком эмоционально. Аргументы приведены им в упомянутой книге, которая сегодня уже вполне доступна и выложена в интернете. Увы, студентам эту книгу вряд ли порекомендуют. Лосев известен, в основном, как крупный специалист по античной культуре и философии, эти вопросы он разрабатывал после выхода на свободу.
Так какие же претензии могут быть к материализму? Тем более к научному материализму? Ведь считается общепринятым, что вся нынешняя наука обязана своими успехами в области естествознания именно материалистическому мировоззрению, лежащему в ее фундаменте. С этим спорить не будем, действительно в основе всех естественных или технических наук лежит чисто материалистическое представление о мире. Но есть ведь и множество гуманитарных наук, которые совсем не завязаны на естественные науки. Они возникли и развиваются по своим особым правилам и законам. Этика или психология, например, никак не опираются на законы тяготения или электромагнетизма, их основные понятия совсем не имеют точек пересечения с основными понятиями в физике или химии.
Если бы материализм ограничивал свою область применения только естественными науками, то и ладно, не было бы к нему никаких особых вопросов. Но он пытается охватить или ограничить собою все явления, а вот на это у него уже нет каких-либо весомых оснований. Хотя, довольно многие полагают, что такие основания есть. И, пожалуй, главное их них заключается в том, что окружающий нас мир, несмотря на все его многообразие, в итоге состоит из атомов и молекул. Последние же вполне материальны и подчиняются законам физики и химии. Отсюда делается вывод, что и все явления этого мира должны или выводиться из движения атомов и молекул, или каким-то образом сводиться к ним.
Этот вывод кажется вполне логичным и обоснованным. Но, увы, он только кажется верным, но не является таковым. Существование организмов или живой материи опровергает его. Каким же образом опровергает? Ну, хотя бы тем, что поведение чисто физической материи является одновекторным, а поведение живой материи многовекторно. Другими словами, любая система тел всегда имеет только один возможный вариант ближайшего будущего. Если начальные условия полностью заданы, то и последующее движение или положение системы предопределено и вычисляется однозначно. Это следует из характера основных законов физики и подтверждается повседневной практикой. А вот живые организмы имеют возможность выбирать свое будущее из нескольких вариантов, то есть оно неоднозначно. Здесь мы сталкиваемся с очевидным "неподчинением" законам физики.
А это и означает, что в нашем мире через живые организмы действуют и некие нематериальные силы, которые не охватываются физическим взаимодействием тел. В частности, наше собственное сознание является одной из таких сил, которым присуща многовекторность поведения, оно решает, остановиться или продолжать движение, сесть или лечь, сказать или промолчать и т.д.
Многие материалисты не могут согласиться с таким простым опровержением своих убеждений и стараются найти возражения. Те из них, кто слабо понимает физику, полагают, что не все физические процессы так уж однозначны, и приводят в пример квантовые процессы или статистическую физику. Однако хаотичность движения молекул в больших объемах вовсе не означает, что они перестали подчиняться основным физическим законам. Просто мы не имеем возможности уследить за каждой молекулой, когда их очень много, и привлекаем методы теории вероятностей. Квантовую неопределенность можно наблюдать лишь в отдельных специальных экспериментах, например, дифракция электронов на двух щелях. А для процессов в живом организме квантовые эффекты выявляются лишь как законы химии, предсказания которых вполне однозначны.
Другие материалисты, такие как известный популяризатор науки Р. Докинз, указывают на то, что наша многовекторность поведения - это всего лишь наша иллюзия. Нам только кажется, что мы выбираем свое будущее, на самом деле оно уже заранее однозначно определено сложными материальными процессами, идущими в нашем мозгу. То есть наши раздумья и колебания перед принятием решения - это всего лишь фикция и не имеют никакого значения, все уже заранее предопределено без нашего участия. Такой вот забавный вид "материалистического фатализма". Если считать эти аргументы научными, то опираясь на такую "науку" можно без труда оправдать любого преступника. Здесь возможны два варианта: или Р. Докинз и ему подобные держат остальных людей за идиотов, или они сами являются идиотами, по крайней мере, в том, что касается рассматриваемого вопроса.
Итак, можно утверждать, что существование жизни опровергает материалистическое мировоззрение. Вот как та же мысль сформулирована у Лосева: "Если бы вероучение материализма допускало положить в основу бытия "жизнь" и "личность", тогда я не мог бы говорить ни о смерти, ни о чудище, но тогда и материализм перестал бы быть материализмом. Материализм же утверждает, что все в конечном счете управляется материей и сводится на материю. В таком случае все управляется мертвым трупом и сводится на него".
И действительно без действия на нее нематериальных сил, примером которых является наше сознание, материя остается "мертвым трупом". Тело в бессознательном состоянии уже и не является человеком в полном смысле слова, оно снова станет человеком, только если сознание вернется в него. Но, конечно, и в бессознательном состоянии тело остается живым, потому что в нем действуют и другие, помимо сознания, нематериальные силы (см., например, "Информационные тела как нематериальная часть жизни" или "Расследование о генах, эволюции, сознании").
В чем же причина такой распространенности и популярности материалистического мировоззрения? Почему люди упорно не хотят от него отказываться, даже видя сильные аргументы против него? Вероятно, дело просто в том, что наш окружающий мир материален. С самого раннего детства и в течение всей жизни мы имеем дело лишь с материальными объектами, которые можно увидеть, пощупать, услышать. И очень редко кто-то из людей сталкивается с явным проявлением нематериальных сил (пророки, целители). Ф. Энгельс когда-то писал, что занимающийся наукой человек становится материалистом. Но можно утверждать, что и почти любой ребенок по мере взросления и накопления опыта тоже становится материалистом. Самостоятельно понять, что существуют еще и нематериальные силы из повседневной, обыденной жизни почти невозможно, для этого надо иметь или весьма специфический склад ума или хороших учителей.
А в наш "просвещённый" век торжества техники и компьютеров главным учителем и авторитетом является, конечно, наука. Именно она надстоит над всеми остальными учителями для школьников и профессорами для студентов и является по сути "учителем учителей". И вот оказывается, что этот "учитель учителей" сам стоит на позиции материализма, то есть на ошибочной позиции. Что же можно ожидать от учеников? Конечно, они тоже будут материалистами. Отсюда понятно, почему Лосев так нелицеприятно отзывается именно о "научном" материализме.
Далее могут возникнуть вопросы такого плана: "А есть ли какая-то принципиальная разница для человека в том, что он узнает про ограниченность материализма, о том, что есть еще и нематериальные силы? Это может как-то существенно повлиять на его жизнь? Нужно ли ему вообще про это знать?". Для кого-то это знание может показаться неважным, а для кого-то, наоборот. Леонардо да Винчи справедливо заметил, что люди делятся на три категории - те, которые видят, те, которые видят, когда им покажут, и те, которые не видят. Узнать, что твое сознание имеет нематериальную природу, а значит, оно не обязано разрушаться и исчезать вместе со смертью тела, может быть очень значимым фактом для людей из второй категории и существенно повлиять на их жизненные ценности и судьбы.