Со времен выхода Библии фэнтези "Властелина Колец" Джона Р.Р. Толкина прошло больше полувека. В современном мире, где фэнтези составляет значительную часть продаваемой литературы, покупателю все сложнее и сложнее найти приемлемую для него книгу, поскольку популяризация любого продукта имеет не только положительные стороны. Отчасти это и вина самих писателей. За без малого шесть десятилетий, прошедших после выхода в печать завораживающе красивой легенды о "мире меча и магии" вышло столько различных произведений, и было придумано столько новых сказочных миров, что современные писатели-фантасты попадают в такую ситуацию, когда практически все сюжетные ходы уже были использованы до них. Наиболее яркой иллюстрацией этому является ситуация с так называемым "наследством" мистера Толкина: значительная часть авторов использует в своих книгах придуманных им персонажей. А сюжеты при этом становятся все беднее, проходя по классическому шаблону: "квест по миру Толкина". Единственным светлым пятном на этом фоне является сага "Забытые Королевства" Р. Сальваторе.
К сожалению, и отечественные авторы не избежали этой шаблонности. Стоило господину Перумову наваять серию одинаково тошнотворного плагиата на мир "Властелина Колец", как за ним ринулась целая орда авторов. Сейчас едва ли не большая часть отечественного фэнтези является написанной по этому шаблону. Создается такое ощущение, что, кроме орков и эльфов, писать абсолютно не о чем.
Именно эти коллизии, а также такие штампы современного фэнтези, как "попаданство" и "Мери-Сью", и высмеивает трилогия Людмилы Астаховой и Яны Горшковой "НЧЧК". Прибавьте к этому высмеивание в лице толкиновских героев вполне реальных современных представителей политики и богемы, - и вы получите по-настоящему ядреный "коктейль Молотова"!
Пародия на "ВК" - вдвойне сложное дело. Пародия - сам по себе трудный жанр. А уж если речь идет о пародии на мир Средиземья Дж.Р.Р. Толкина... В таком случае неудача равносильна творческой смерти писателя.
Так уж получилось, что спародировать вселенную Толкина практически невозможно, - в противном же случае получается что-то неудобоваримое (наподобие ужаснейшего "Салямириллиона"). До сих пор единственным исключением в этой области была книга "Пластилин колец".
Однако совсем недавно наши авторы ещё раз доказали, что написать вменяемую пародию на указанную тему вполне возможно. И это не просто роман - это трилогия!
Хотя надо сделать небольшую оговорку: это не столько пародия, сколько пародийный роман по вселенной Мастера.
Итак, что имеется в наличии во вселенной двух бесшабашных авторов?
Судя по всему, место действия - Валинор в Седьмую Эпоху. Все эльфы давно уже покинули Средиземье, и не только эльфы: из теперь уже отделенного завесой мира людей в благословенный край ушли ВСЕ магические существа, вплоть до орков и гоблинов. Вдобавок, изобретательная фантазия авторов заимствовала в этот мир... дроу (Сальваторе наверняка икается до сих пор), и ещё пары существ из богатой людской фантазии.
Итак, Валинор седьмой эпохи. Все расы и существа живут в относительном мире и покое в нескольких государствах; а чтобы пресечь разрушительные действия всяческих злодеев и просачивающихся иногда из завесы людей, созда такой орган, как НЧЧК - своего рода магическая полиция, где шеф - орк, патологоанатом - гном, начальник СБ - гоблин, дроу - спецназ, а обычный эльф-синдар Эринрандир Ап-Телемнар - начальник одного из отделов. и как раз в самом начале одного из рабочих дней шеф "радует" его новостью: к нему в подчинение приходит стажер - эльфийская дева-нолдо Нолвендэ Анарилотиони. Что может быть общего у опального капитана-синдар и аристократичной девушки-нолдо? - конечно, ничего! И поэтому они просто обязаны друг в друга влюбиться! И как покажет практика, их влюбленность со скрипом, но перерастет в большое и светлое чувство, которому не помешают никакие обиды, размолвки и клятвы...
Нельзя не отметить, что "досталось" всем без исключения расам: эльфы - нервные параноики и снобы, гномы - циники и даже... стриптизеры, орки - "эстеты", гоблины - целители, дроу - жуткие бабники, хоббиты - нервная мелочь, а дриады - и вовсе девушки легчайшего поведения!
Трилогия написана легким и живым языком, но при этом каждая книга несколько отличается по написанию от остальных.
В первой книге ("Дело рыжих") авторы, сразу же "рванув с места в карьер" по части "привязки к карте", сюжета и шуточек, так и идут, практически не снижая градус накала и придури, до самого конца в детективной истории, где злодей известен с первых же страниц. Ведьма-попаданка из нашего мира, или попросту сьючка Манька-Индульгенция - ничего не напоминает? Вот только "Шарапова от магов" вы тут не дождетесь.
Во второй книге ("Командировка") авторы еще более повышают градус шуточек и сюжетного накала в уже чисто детективной истории... чтобы во многом спустить всё это на тормозах в третьей книге с её "многоходовками". Командировка в тихий заброшенный городок вместе с любимой девушкой - что может быть лучше? А если ввести в сюжет некий артефакт (одна история которого, равно как и история его обладателя, повергает в дикий хохот), за которым охотится маньяк-убийца, а также извечную эльфийскую подозрительность (которой явно обладают не только нолдоры!) вкупе с огромным количеством поводов для обоюдной ревности? В таком случае город остается только пожалеть... Что, кстати, с успехом доказывают отвязная эльфийская девица, валящая в ревностном экстазе врагов топором не хуже далеких предков, и дерганный эльф-синдар, заставляющий прямо-таки рыдать от такой сцены, как "классический допрос с пристрастием".
В "Теории заговора" авторы явно перебарщивают с количеством интриг и сюжетных поворотов, что приводит к тому, что трилогия как-то спонтанно разбивается на формулу "2+1", ибо читать третью книгу откровенно скучно, и даже обилие шуточек уже не спасает от грубыых зевков и перелистываний страниц. Авторы явно заразились "манией продолжения", выдав откровенно слабый и практически не нужный, по большему счету текст.
Особенно хочется отметить прямо-таки безбашенное сочетание любовного отношения к Толкиену, и прямо-таки явно ехидно-язвительно-глумливого обращения с оным авторов. Чего только стоят такие "шедевры", как сигареты "Ородруин-слимс", коньяк "Черная Крепость", телефон "Палантир", соседствующие с пародиями на явно "земные" темы (например, фамилия "Березаец" ни о чем не говорит?)!
Итак, если вы любите Толкиена, знаете и цените его мир, и не боитесь при этом повеселиться, - то эта трилогия для вас, ибо по-настоящему оценить её, и хорошо посмеяться дано лишь "посвященным".
P.S. Покупка при этом энциклопедии по миру Толкиена желательна!