Аннотация: Многие, очень многие скажут: зачем писать грамотные фанфики, ведь читатели все равно схавают, какое бы гавно не настрочил бывалый и не очень фикрайтер? И будут правы.
Bсе права защищены, полное или частичное использование без разрешения автора КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО.
Все права на произведение принадлежат автору Иманка. Ничто из него не может быть перепечатано, распечатано или скопировано в любой форме - электронной, механической, фотокопии, магнитофонной записи или какой-то другой, а также размещено на сайтах, форумах, чатах, веб-страницах и других Интернет-ресурсах, кроме данного - без письменного разрешения владельца (с)
Свидетельство о публикации N 213081901566.
(с) Copyright: Imanka, 2013
Пару слов о наглой морде
Понравилось название? Зашли в тему? Отлично! Сейчас самые умные и ленивые свалят, останутся только те, кому это действительно интересно, кто хочет писать хорошо, качественно и завораживающе. Многие, очень многие скажут: зачем писать грамотные тексты, ведь читатели все равно схавают, какое бы гавно не настрочил бывалый и не очень автор? И будут правы. Прошли времена, когда читатель наслаждался текстом, красивым написанием и описанием, когда автор 'играл' сюжетом, персонажами, словно бликами на волнах моря, раскрашивая текст прелестными завитушками сюжета. Сегодня пипл схавает любое гавно, был бы секс позаковыристее. И забудет название, автора и сам текст сразу же, как дочитывает до последней точки. Если дочитает. Что хочу рассказать вам я? Я хочу объяснить, как писать тексты, которые будут запоминаться и которые будут лежать на чужих компах в папочке избранное. Хочу поделиться секретами мастерства. Собственно, прочитать о них вы можете в сети, вряд ли я буду сильно оригинальной в этом плане. Но когда они лежат в одном месте, то и пользоваться такой 'шпорой' гораздо удобнее. Здесь будет только практика и способы применения знаний на практике, без всякой другой ерунды и научного словоблудия. Возможно, вы тут же достанете иголки и шпильки и, хитро прищурившись, спросите: 'Ты кто такой? Самый умный, да?' Нет, я не самый умный, есть и поумнее, я даже не самый наглый, наглее видали, я просто опытный ))) Меня зовут Наталья, но меня знают в моем фандоме Tokio hotel как Иманку. Вот уже почти 9 лет в свободное от работы и писательства время я пишу фанфики. Многие из них (а их на сегодня написано 21) стали классикой нашего фандома, более того лично я считаю, что написаны они гораздо лучше, профессиональнее и интереснее некоторых моих книг. За моими плечами 13 опубликованных книг, 20 лет работы журналистом в местечковых и федеральных СМИ с большими тиражами, 10 лет работы редактором, несколько профессиональных наград и два высших образования в университете печати и литературном институте. Поэтому писать я не просто умею, я делаю это профессионально. Собственно, своими знаниями я и хочу с вами поделиться. Они получены из разных источников (потому что в свое время я очень прокачивала технику писания), опробованы и отработаны лично на собственных текстах и отшелушены от глупых и ненужных советов, в изобилии разбросанных в сети.
О чем я расскажу вам в этой работе?
1. Я расскажу вам о том, что слово не воробей, и как его нам поймать.
2. Нафига козе боян и как на нем играть.
3. Как брать быка за яйца и вести в нужном нам направлении.
4. Мы обсудим, что такое бусы и что с ними делать.
5. Страшный зверь обоснуй и надо ли его ловить.
6. О том, как правильно врать.
7. Мы поговорим про паразитов, гусениц и прочие ненужные пакости.
8. Я расскажу вам про проколы и как с ними бороться.
9. Мы поговорим о конфликтах в диалогах.
10. Остановимся на крючках, зацепах и американских горках.
11. Поймем, что делать, когда не автор ведет героя, а герой волочит автора за собой.
12. Поищем блох и провисы.
13. Ну и обсудим критиканов и писателей отзывов. )))
Эта работа не является обязательным руководством к действию. Я сама порой пишу грязно и мне элементарно лениво как следует прорабатывать текст. Но эта работа научит вас писать лучше, чище, не зависеть от вдохновения и не бросать тексты, когда герои осточертели уже настолько, что хочется их замочить в ближайшей канаве. Я хочу научить вас видеть текст и его смысл, а не просто читать буквы.
Сейчас, перед тем, как я выложу первую главу, хотела бы договориться с вами на берегу о том, как и что у нас будет происходить, чтобы потом вы не говорили, что вас не предупреждали.
1. В качестве разбираемых примеров я буду использовать исключительно свои работы. Вам это нужно просто принять и всё. Не надо ныть, не надо выть, сучить ношшкаме, закатывать истерики и брызгать ядом. Это с автором не обсуждается. 'Факу' уже два года, я начала его писать специально для фикрайтеров моего фандома (потому что в какой-то момент заманалась разжевывать всем одно и то же). Объяснять людям проблемы с текстами на чужих рассказах, разбирать их по косточкам и раскладывать по составляющим - не этично. Многие советовали брать классику и препарировать ее. Мы не будем брать классику и тем более не будем ее препарировать, потому что у того или иного произведения есть свои фанаты, которые считают эти произведения священными. Согласитесь, трогать грязными руками и ковыряться палочкой в чьей-то библии элементарно опасно для здоровья. Я не хочу, чтобы фанаты Льва Николаича, Михал Юрьича или Михал Афанасича надрали мне задницу, хотя в текстах каждого из этих великих писателей нам есть, где разгуляться. Я бы даже могла взять и подраконить Улицкую, типа как нашего современника. Но засеките время - через пять минут после выкладки новой главы поклонники Людмилы Евгеньевны вздернут меня на дыбе - я покусилась на святое. Поэтому топтать ногами мы будем мои тексты. Это не реклама, не самореклама, это суровый жизненный опыт. Вы или принимаете это, или идете читать другие умные статьи.
2. У меня неидеальная грамотность. Я живой человек и леплю ошибки, ошибаюсь с запятыми, и, о беда-беда, иногда несогласовываю окончания. И мне, вот честное слово, глубоко фиолетово, что вы думаете по этому поводу. Если ваша нежная фиалочная натура начинает истерично вибрировать по этому поводу, то заранее уже сейчас остановитесь, закройте страницу с этой темой и пойдите читать орфографический словарь. Там-то уж точно все в порядке с этим делом.
3. Иногда я называю жопу жопой. А то, согласитесь, странно получается - жопа есть, а слова нет. Цитатко.
4. В тексте нет умных слов, зато есть смайлики. Автор не ставит себе целью потрясти перед читателями пиписькой и продемонстрировать всю глубину отечественного высшего образования. Автор старается доходчиво, на пальцах, в несерьезной дружеской атмосфере поведать вам секреты написания текстов. Если вас торкает только от училки с указкой, пучком и в очечках, говорящей на научном сленге, и вы воспринимаете текст исключительно в форме единицы семантико-грамматического синтаксического и композиционного уровня находящегося во взаимосвязи и взаимообусловленности - нажмите, пожалуйста, Ctrl+W. Подождите! Подождите! Всего вам доброго! Теперь жмите.
5. Я специально практически не чищу этот текст и не вылизываю его до идеальности. Когда мы дойдем до практики, вы всегда сможете выбрать любой кусок 'Фака' и драконить его сколько угодно сильно. Зачем? Разве я не обязана показать вам идеальную работу? Нет, не обязана. Я обязана научить тех, кто хочет, хорошо писать, я обязана показать вам, как видеть текст, я хочу научить вас редактировать его. Чужой текст всегда виден лучше собственного. В чужом тексте всегда можно увидеть больше ошибок, чем в собственном. Мой 'Фак' - это пропись для вас, в которой вы сможете упражняться и прокачиваться. Когда вы этому научитесь, то сможете увидеть и свои ошибки.
6. Все, что здесь написано - это не инструкция, обязательная к исполнению, это советы. Вы можете писать так, как вам хочется и дальше. Большая половина читателей никогда не узнает ни о приемах, ни о блохах, ни о гусеницах и крючках, она никогда не узнает о ваших работах. Пишете для себя? Пишите дальше. Этот текст написан для тех, кто хочет развиваться и совершенствоваться, кто пишет для других, кто хочет стать узнаваемым.
Ну что, вы готовы ввязаться в эту авантюру? Если да, то жду ваших отзывов, чтобы понимать, насколько это вообще интересно аудитории. А пока выкладываю первую полноценную главу про то, как стать богом )))
Часть 1. План захвата мира
Вначале было слово.
В следующий раз, когда вам это скажут, плюньте оратору в глаз. Ибо он нагло врет. Может быть, вам покажется это откровением, но вначале была идея! Да-да, любое дело начинается с идеи, которая приходит в голову и ищет из этой головы выход, дабы огрести неприятности на самую прекрасную часть тела. Даже Бог, создавая человека, сначала думал о том, как оно будет выглядеть и фунциклировать, какую работу будет выполнять и какую смысловую нагрузку нести. У Бога своя песочница и свои куличики, мы же с вами создаем свои миры, в которых мы боги и наша задача, прежде чем написать слово, продумать, как в нашем мире все будет устроено.
Итак, в вашей голове поселилась МЫСЛЬ. Она живет в ней уже некоторое время, мешает спать, есть, постепенно перерождается во что-то стоящее, обрастает деталями и подробностями. Вы отлично видите сюжет, и вас от него нереально прет и плющит. И пусть конец еще какой-то непонятный и невнятный или явные провисы по сюжету в середине, но вы уже понимаете, что это будет ваш самый гениальный текст. Когда я понимаю, что мысль больше невозможно сдерживать, я открываю файл (или беру листок бумаги, если компьютер далеко) и делаю план-набросок будущего текста. Есть еще один очень хороший вариант, который работает на пять с плюсом, - я пишу своим бетам: 'Хэй! Мне тут в голову пришла мысль, как тебе?' - и подробно рассказываю, что за мысль мне пришла в голову. По реакции бет я понимаю, есть смысл браться за текст или надо еще погулять, повынашивать. Тут я сделаю маленькое отступление и расскажу вам о такой важной вещи, как посыл.
Кто кого куда послал
Я не помню, кто сказал из великих, но дословно это звучит так: 'Любое художественное произведение - это поступок'. Это очень важное замечание, которое должно быть забито в пароль на открываемом вордовском документе с текстом. Нет ничего хуже, чем разочаровать читателя текстом. Я не говорю про тексты, где мы в конце, радостно размазывая сопли по щекам и окропляя клавиатуры литрами горючих слез, замочили главных героев. Я говорю про тексты со 'слитыми' концами или с героями-предателями. Поэтому в вашем тексте должен быть определенный посыл и вы должны очень четко его понимать и вести к нему героя.
Что такое посыл? Посыл - это основная идея текста, его основная мысль, которую можно коротко выразить. Например,
фик 'Правила игры' о крепости духа и о том, что никогда нельзя сдаваться, в любой ситуации надо барахтать ногами и стараться выжить;
фик 'Я с тобой' - о самопожертвовании;
фик 'Босиком по лужам' - о том, как нашли друг друга два очень одиноких и закомплексованных человека.
Ну и так далее. То есть ваш посыл - это нечто глобальное, ваш стержень, на который вы нанижете весь дальнейший сюжет. Очень важно эту мысль определить для самого себя. Именно посыл будет вашим маяком к концу работы, именно сюда вы должны вывести своего героя, понять им что-то, изменить его, совершить поступок ради этого посыла.
Про разочарования и несбывшиеся надежды
Теперь вернемся к разочарованиям читательских ожиданий. Вы, наверное, видели достаточно работ, когда вроде бы все хорошо, а потом 'Остапа пронесло'. И вот ты сидишь такая над четырехсотой страницей, утираешься и думаешь: 'Какого хрена я столько мучилась, читала, переживала, если автор такой кретин и так слил героя?' Знаете, почему приходит такая мысль? Потому что сто пудово герой не совершил никакого поступка. Ну вот взять, например, Александра Матросова. Какой поступок он совершил? Правильно, спас друзей собственной грудью. Герой! Или Мальчиша-Плохиша? Что он сделал особенного? Предал друзей. Герой! Не важно, с каким знаком совершен поступок, важно, что он совершен. И все остальное - читательская любовь, овации или тухлые помидоры - в талантливых руках автора. Вы должны так продумать идею своего текста, чтобы читатели, которые половину работы ненавидели вашего главного злодея, в конце бились от горя в истерике от того, что эта сволочь умерла. У вас должен быть поступок, тогда читатель 'будет много думать', будет грузиться, будет испытывать какие-то эмоции, но это не будет эмоциями разочарования. Какие угодно эмоции, но не разочарование.
Вы мне скажете - Иманка, все это лирика, давай факты и правила, как этого добиться, как заставить читателя биться в истериках от эмоций? И оно есть у меня! Я скажу очень и очень банальную вещь, я поделюсь с вами своим опытом и опытом, который использует как минимум 9 из 10 моих друзей-настоящих-писателей, это очень и очень просто - главное план! Да-да, вот так вот, не уши, не крылья и даже не хвост, главное - план! Наш маленький план завоевания мира.
Помните, выше я писала, что когда ко мне приходит в голову МЫСЛЬ, я несусь с ней к своим бетам и судорожно вываливаю информацию, чтобы понять, насколько моя мысль дееспособна? Если беты говорят: 'Иманка, это будет круто!' - и начинают фонтанировать идеями о том, как похитрее вывернуть сюжет и поинтереснее подать текст, я понимаю, что пора переходить к созданию плана.
Если вы такие умные и считаете, что план нужен только дуракам, я постараюсь доказать вам, что вы не правы. Но, повторяю, я не настаиваю, я лишь советую и рассказываю, как это делаю я и другие писатели.
О бижутерии
Все девочки знают, что бусы бывают четырех типов - классическими, креативными, стильными и 'фигня какая-то'. Чем отличаются одни бусы от других, девочкам обычно объяснять не надо, они и сами могут отличить 'фигню' от стильных и креативных. То же самое и текст. Представьте себе, что вы - человек, который создает бусы. У вас полно идей, вы отлично видите в голове конечный результат, вы уже понимаете, как это должно выглядеть, и вот вы садитесь делать эти самые бусы. Тут их можно сравнить с текстами. Бусы попроще, из разряда классических, однонитковых и аналогичных им, можно делать без наброска, так сказать сразу рисовать набело, как обычный рассказ.
Бусы в несколько сложений требуют уже определенную схему, иначе можно запутаться, из них можно писать повесть.
Бусы более сложные, с прибамбасами и особыми примочками, требуют четкой проработки, иначе получится что? Правильно та самая 'фигня какая-то' и нам будет жалко испорченный материал, деньги и время.
А теперь представьте, что ваш текст - это бусы, где каждая бусина - это глава или герой, а нитка - это события вашего текста. И чем интереснее вы накрутите бусы, не запутаете нитки по кругу, не навяжете узлов, не сделаете неуместной бахромы и не налепите дурацких бантиков не в кассу, чем стильней вы сделаете свой текст, тем больше охов и ахов получите. А для того, чтобы не налепить лишнего, нам и нужен план работы над нашим текстом.
План захвата мира
Итак, мы переходим к самому важному этапу работы над сюжетом - плану будущего текста.
Что представляет собой план? План - это те самые бусы, о которых мы говорили выше. У нас есть начальный пункт А и конечный пункт F, а между ними подпункты-главы B, C, D и E, по которым должен пройти герой. Начинаем записывать приключения, которые приведут героя из пункта А в пункт F. Сначала это могут быть грубые наброски, которые помогут нам просто проследить похождения героя, не вдаваясь в подробности. Что тут важно отметить для себя? Герой по ходу сюжета должен совершить поступок и донести до читателя наш основной посыл. Поэтому эти моменты мы четко фиксируем в тексте. Вот к этой главе герой должен прийти с такими-то мыслями, а тут он должен совершить то-то. Ваш посыл в данном случае - это послевкусие от работы, как от хорошего и дорогого вина. Именно это послевкусие и дает нам читательские эмоции.
Позволю себе немного позанудствовать и напомнить вам о развитии литературного сюжета.
Словарь гласит, что сюжет - это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. Сюжет как сложное целое состоит из элементов, каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.
Выстраивать свой план надо именно в такой последовательности. Вы должны четко понимать, на чем у вас строится завязка, как и что развивается, где будет кульминация и какую развязку вы сделаете.
Давайте опять посмотрим на 'Правила игры', где идет классическое построение сюжета. Как бы выглядел план, если бы я решила написать этот роман сегодня.
1. Пролог - это тот самый крючок, на который я поймала своего читателя и задала интригу всему тексту. Мы поговорим о крючках попозже.
2. Экспозиция - главный герой в баре с друзьями отмечает что-то.
3. Завязка - похищения главного героя неизвестной девушкой и доставка его заказчику.
4. Развитие действия - развитие сюжета, раскрывание характеров главных героев, конфликт между ними. Это самый сложный момент, он состоит из сцен-глав, которые будут в тексте и которые будут иметь значение для следующего элемента, к которому мы должны подвести наших героев:
5. Кульминация - это тот самый момент, когда напряжение текста достигло такого предела, что сейчас все лопнет. В 'Правилах' кульминацией я бы назвала момент, когда у главного героя опускаются руки. Всё, он сдался, и читатель уже понимает, что герой летит в пропасть и или сейчас будет какой-то взрыв, или хана герою. Тут мы и делаем наш поступок, который и приводит к...
6. Развязка - собственно, понятно, что дальше мы развязываем наш сюжет - спасаем главного героя и доставляем его в безопасное место.
7. Эпилог - рассказ читателю о том, где автор расставил крючки и объяснение каких-то вещей, и мягкое и ненавязчивое вкрапление нашего посыла, ради чего, собственно, мы писали всю эту лабуду на 250 страницах )))
Ну, естественно, я не пишу развязки-завязки, а делаю план сначала по нарастающей, а потом расслабляющему и обозначаю основные и важные события сюжета.
Нафига козе баян?
Да, сейчас я говорю вещи, которые известны всем и о которых вам совершенно точно говорили в школе. Я понимаю, что вы такие крутые и умные, умеете писать и вам нафиг не нужен этот чертов план с 'послевкусием', так как текст у вас в голове. Но тут есть то самое но, о котором я говорила в самом своем первом тексте - запал проходит и работа остается недописанной. Чем хороша плановая визуализация будущего текста? Вдохновение такая штука, что сегодня есть, а завтра нет. Вы выложились на первых главах, в голове уже давно поженили главных героев, родили детей, развелись и умерли в один день, и текст встал на середине, всё, кончился. Вы его пережили, ушли эмоции, улетели мысли, и текст встал. Вы его пинаете ногой, уговариваете, умоляете, но вы всё уже передумали и вас больше не прет от текста и не понятно, куда идти и что делать. И тут нам на помощь приходит план. Независимо от ваших эмоций, мыслей и переживаний, вы видите свой план с разной степенью прописанности сцен, садитесь, две минуты медитируете над черными скупыми буковками, и вот ваши эмоции рядом с вами, текст начинает сначала вяло тащиться, потом все быстрее и активнее волочить вас вперед, время пять утра, а вы все строчите, высунув язык и целиком погрузившись в сюжет.
Для чего еще нужен план? Герой такая штуковина, которая в какой-то момент решает, что он у нас самый главный. Мы об этом тоже поговорим, я лишь привяжу эту мысль к плану :) чтобы к месту была. Итак, в какой-то момент герой начинает сам ходить и что-то делать, а автор сидит такой и удивляется - ну надо же какой, стервец! Наш план - это та самая нитка, на которые мы нанизываем бусины-события. И как бы веревочка наша не вилась, как бы ее не мотыляло, но она все равно будет по сюжету в том месте, в каком у нас обозначено на схеме. Тут в качестве примера я бы хотела привести еще один свой фик (на самом деле я и другие могу привести, но бета мне запретила) 'Цветочек'. Если читали, то может вспомните момент, когда принц у нас пошел по болотам погулять и угулял в какую-то деревню, откуда решил податься в странствия и едва не угодил в рабство, благо брат вовремя подоспел. Так вот, по плану этого ничего не было! Цветочек сам сбежал от автора и две или три главы бесхозно мотался по болотам! НО! По сюжету все равно у нас брат должен был забрать принца из одного дворца и доставить в другой дворец. То, что ему пришлось сделать 'петлю' лишь помогло нам еще немного раскрыть характер героев и показать их с другой стороны. То есть мы вернулись к нужной нам главе-бусине, пусть и через пару дополнительных 'соединений'. В качестве еще одного самоуправства героя можно вспомнить фентези 'Слезы Мармариски'. Никогда не забуду, как я в три часа ночи послала своему соавтору смску, что неожиданно убила главного героя в конце первой части и что теперь делать - не знаю. На что мне ответили через 5 минут - крутись, как хочешь, но воскреси его. Меня совершенно необыкновенно перло от той главы, где герою отрубали голову, убирать ее я не хотела, поэтому пришлось выдумывать, как героя спасать. Для этого была придумана еще одна бусинка-глава, которая очень органично легла на текст и мы 'поехали' по сюжету дальше. Поэтому обязательно делайте планы с маяками-бусинами-ориентирами, к которым должен прийти ваш герой. И тогда, где бы он ни плутал, он все равно выйдет к нужному месту, пусть и не в нужное время.
Палка, палка, огуречик
Что еще я хочу сказать по текстам и планам, чтобы закрыть эту тему. Мой опыт общения с редакторами издательств натолкнул меня на крайне неприятное открытие - им не интересны технические эксперименты, а писателю постоянно писать линейно скучно и со временем надоедает, хочется больше творчества в работе. Как можно разнообразить сюжет и сделать его более сложным?
Сначала пару слов о видах сюжета. Как правило, в каком виде писать текст решается по ходу составления плана, когда выявляешь ключевые моменты произведения и отсюда уже танцуешь.
Сюжет бывает линейным. Это когда действия идут последовательно и герой переезжает из главы в главу, растет, взрослеет, изменяется, и сюжет радостно заканчивается на финальной сцене. 'Мир в ореховой скорлупке' - типичный пример.
Сюжет бывает цикличным, то есть замкнутым по кругу. Это когда мы с вами имеем отражение одной и той же ситуации (только разного уровня) в начале и в конце произведения. Здесь наша задача ситуацию, которую мы 'зацикливаем' на конец, вывести на новый уровень и позволить герою ее решить. 'Я с тобой' и 'Камикадзе' - два типичных представителя цикличных сюжетов. В первом случае был 'цикл' на ситуацию, во второй на поступки героев.
Сюжет бывает параллельным - тут, думаю, понятно, это когда у нас развиваются две линии по сюжету, которые в какой-то ключевой точке нам необходимо будет переплести. В качестве примера фик '03-12'.
Свою дипломную работу в литературном институте я как раз строила на мешанине разных сюжетных стилей. Поэтому все эти стили можно посмотреть в одной работе - 'Я - это ты'. Но лучше так не писать. Во-первых, это несколько перегружает читателя, во-вторых, если вы выложите все свои знания в одной работе, то что вы будете делать дальше?
Есть еще более сложные подачи сюжета, например, когда ты показываешь другого человека глазами главного героя, предварительно их страшно разругав. Можно мешать, придумывать, фантазировать, творить так, как вам хочется. В этом плане сетевая литература позволяет раскрывать весь свой потенциал без боязни, что консервативный редактор зарубит задумку на корню.
Слово не воробей...
И вот, когда наш план захвата мира готов, мы можем оценить масштаб бедствия, прежде чем займемся ловлей воробья.
Что мы имеем? Если вы понимаете, что план очень большой и героев очень много, то мы с вами пишем роман. Тут должен быть особый подход, о котором мы обязательно поговорим с вами позже.
Если вы видите, что героев - полторы калеки и событий девять и три четверти, то мы с вами работаем над повестью, это легче, хоть и менее интересно.
Если наковыряли идеи только на рассказ, что и план не составишь, то не мучайтесь и пишете без плана. Важно чтобы вы помнили о составляющих сюжета, а не просто фонтанировали мыслями на бумагу. Даже если это небольшой рассказик, в нем все равно должна быть завязка, развитие, кульминация и развязка + какой-то посыл и глобальная мысль. Вот хоть тресните, а сделайте. Помните, что сначала была мысль, а слово в данной ситуации пока вторично и, если вы накропаете текст без мысли, то его уже потом топором-то не вырубишь, яндекс всёёёё видит! Поэтому не каждый бред можно называть текстом и выкладывать на всеобщее обозрение и яндексо-индексацию, лучше все-таки сначала придумать ему смысл и развить в нем мысль.
Особое отношение у меня к миниатюрам и зарисовкам. Почему-то считается, что никакого смысла эти прекрасные творения не несут, и любой мыслительный 'пук' мы можем назвать зарисовкой или миниатюрой. Спешу вас расстроить, это не так. Вы будете смеяться, но миниатюра - это самый сложный текст в исполнении. В пару абзацев надо втиснуть столько гениального смысла, зачастую какой и в целый роман не влезет. Помните, краткость - сестра таланта? Так вот, на иную миниатюру сил уходит гораздо больше, чем на какой-нибудь роман. Тут должны быть идеально подобраны слова, каждое слово, каждый знак препинания, даже сама графика письма - это каторжная работа. Я бы сравнила написание миниатюры с японским стихотворением хокку, где, казалось бы, лишь подбери слова в определенной слоговой последовательности и хокку готово, ан нет... Не тут-то было! Мало подобрать слоги, нужно вложить смысл. К сожалению, смысла во многих миниатюрах нет, а иные так и должны были бы остаться в головах своих хозяек.
Всё то, что написано выше, можно назвать короче двумя емкими словами - мозговой штурм. На этом этапе вы можете придумывать по сюжету всё, что хотите, бредить так, как вам бредится, выдвигать любые безумные идеи. Мы с бетами обычно этот процесс называем - пишу в порядке бреда. Не отметайте ни одной идеи, даже самой безумной, записывайте каждую мысль, поворачивайте сюжет, крутите, вертите как хотите, не стесняясь и не сдерживая себя. Чем больше вы нафонтанируете мыслей, тем интереснее будет ваш текст, он заиграет красками, заискрится, засверкает новыми гранями, станет выпуклым и фактурным. И так вы подготовите почву для будущей работы уже над вашим сюжетом.
Плетение интриг не терпит суеты
Кашу маслом все ж испортишь
В предыдущей части мы рассмотрели с вами мозговой штурм и по идее должны были понять, как он проводится и какая с этого польза. Сейчас, когда у вас перед глазами куча сцен, событий, все закручено и заверчено, наша задача вычленить то важное, что мы будем использовать в работе, и оставить то неважное, что утяжелит наш текст.
Однажды я отправила план будущей рукописи своему редактору, чтобы она посмотрела, одобрила, и я села наконец-то писать свою прекрасную приключенческую повесть. Мой чудесный редактор перезвонил мне через некоторое время и сообщил, что главы 3, 6, 7, 10 и три предпоследних она удаляет, а в остальном ей все нравится. На возмущенный вопль: 'Что ж ты делаешь? А КАК ЖЕ?!' - она ответила очень просто: 'В твоем тексте столько событий, что я даже план читать устала. Если эти главы убрать, то сюжет станет легче и читатель не рехнется от перегрузки информацией и событиями'. Да, было безумно жаль своих гениальных идей и находок, я рыдала, убирала, выкорчевывала главы из текста и немного меняла события, но к концу работы над книгой поняла, что редактор абсолютно права - рукопись получилась такая динамичная и насыщенная, что лишние события утомили бы не только читателя, но и самого автора. Поэтому если вы видите, что работа растягивается во времени и пространстве, если событий так много, что в глазах рябит, то убирайте все малозначительные события, которые вы придумали ради красного словца и которые не несут никакой смысловой нагрузки в вашей работе. Сюжет всегда можно подправить и перенаправить (вы же помните, что именно вы тут бог, царь и господин?), зато зевающий читатель вам совершенно точно ни к чему. Чем затянутее работа, тем меньше ваши шансы довести до конца читателя.
Но есть еще один момент, когда читатель начинает недоумевать - только что встретились два гетеро и в следующей главе они уже геи и переспали. Каждое событие в вашей работе должно быть логичным и мы должны к нему подойти. Не надо делать 'монтаж', не надо торопиться. Все плавно, нежно и красиво. Представьте, что ваш текст - девушка и вы за ней красиво ухаживаете.
Пять минут, пять минут - это много или мало?
Если какие-то моменты в работе с планом мы можем опустить, хотя на первоначальном этапе я бы все же не рекомендовала так делать, то временные рамки я не просто описываю, а составляю таблицу и старательно потом придерживаюсь заданного графика. Что это за таблица? Если это большой роман, растянутый по времени, то я тщательно прописываю месяц, день недели и дату происходящих событий по каждой главе, отмечая все в календарной сетке. Это нужно для того, чтобы не запутаться в тех самых происходящих событиях и не насажать в текст блох. Допустим, ваш герой на неделе что-то делает, бегает, суетится, а потом у него кончается хлеб и он идет в магазин. Фигня в том, что сейчас по дням у вас воскресенье и магазины закрыты. Блоха. Или герой решил в пятницу уехать из Берлина в Амстердам, покупает билет на поезд ХЗ-2112 (вы сверились со временем отправлением и номером поезда на реальном сайте транспортной компании), садится в вагон и радостный такой едет. А к вам в текст приходит читатель и говорит: 'Дорогой, это круто, но этого поезда не существует, потому что по пятницам в Амстердам идет другой поезд на 15 минут раньше, а этот поезд ездит только осенью и по вторникам, а у тебя на дворе весна и пятница'. Вот это называется фактической ошибкой, за которую автору надо дать по рукам. Или у вас в начале романа была весна, птички пели и все дела, вы гуляли в парке, ели мороженое, а в конце романа вы кому-то рассказываете про то, как в феврале лопали мороженое на ветру и продрогли до костей. Блоха. Мы еще поговорим о вранье читателям, вы же сейчас должны запомнить одну мысль, которую мне в свою очередь передал мой мастер из Литературного института, писатель и лауреат: 'Наташа, ты можешь врать о розовых пони, зеленом солнце и пегасах - тебе поверят, но никогда не прокалывайся в мелочах, ты загубишь весь текст'. Время - это та самая мелочь, которая может свести на нет любую работу, если вы позволите себе схалтурить. Все время у писателя должно быть выверено от и до. Вы должны подгонять текст так, что если вы пишете, что есть такой-то рейс в реальности, то ваш герой на нем должен улететь в тот день, когда рейс летает.
Второй вариант временного прокола - это слишком насыщенный событиями день героя. Тут мы можем посмотреть на мою самую любимую работу 'Босиком по лужам'. Я очень сильно лопухнулась, когда делала сцены приключений в первую ночь, поэтому, когда в конце работы решила прикинуть сюжет по времени (то есть сколько герои тратят на всё про всё), выяснилось, что ночь у меня растянулась часов на 40. Что надо было делать в данной ситуации? Во-первых, однозначно сокращать количество сцен в произведении. Во-вторых, расставить на карте точки передвижения персонажей, просчитать, сколько времени они на эти перемещения потратят и расписывать на отдельном листе бумаги график их движения, чтобы понять, что мы опять-таки можем убрать из сцен, где подсократить разговоры. Но в идеале я должна была подумать об этом раньше, расписать график движения и время 'простоев', чтобы наложить на него схему приключений. Правда, фик написан в 2007 году и за это время мне никто и нигде не написал об этом косяке, но я-то о нем знаю, хотя и сокращала приключения по-максимуму.
В чем тут собака порылась
Вот вы вычистили план и теперь считаете, что он идеальный. Что дальше? А дальше начинается самое интересное - нам надо понять, что делать с интригой.
Кроме того, что любое литературное произведение - это поступок, я могу еще сказать, что любое произведение - это интрига. Можно написать какой угодно идеальный текст, но если читателям все ясно с первого абзаца, то они вряд ли будут вас читать. Даже если интрига лежит на поверхности, и вы вокруг нее ходите кругами, надо до конца уверять читателя, что у него глюки и все не так, как он считает. Разумеется, уверять надо в тексте, а не в комментариях к нему. ;) Читателю нравится разгадывать загадки, ему нравится играть с автором и втыкать в него шпильки. Ваша задача втянуть читателя в игру. Как это сделать? Сложный вопрос. Играли ли вы когда-нибудь в 'Мафию'? Доказывали ли друзьям, что это не вы 'убили' одного из них ночью? Сливали ли друга-мафиози, чтобы доказать окружающим, что вы не мафия? Здесь примерно тоже самое - ваша задача создать такую интригу, чтобы окружающие до конца думали, что вы доктор или горожанин, в то время, как вы гадостно уничтожаете их ночами. Откуда берется интрига и как ее придумать? Об этом я расскажу в главе про персонажей, когда буду объяснять их причинно-следственные связи. Поэтому пока оставим эту тему, просто примем во внимание, что нам надо придумать интригу.
Наверное, в качестве примеров можно привести три моих работы - 'Правила игры', 'Природа плакала в тот день' и 'В городе пахнет тобою'. В первой работе мало того, что интрига лежала на поверхности, так и все действие происходило в одной комнате, поэтому читатель понимал, что тут у героя два пути - или спасаться, или вперед ногами. Здесь автору приходилось очень активно крутиться и брать читателя другими вещами - 'глюками' героя и неожиданными поворотами сюжетной линии. В этом тексте мы делали основной упор на сюжет и его развитие. В двух других работах интрига пряталась во 'втором дне'. То есть пока герой бегал, суетился и решал какие-то проблемы, вокруг него тоже что-то происходило, что потом и выпрыгнуло в конце чертиком из табакерки. Чем хороша сетевая литература, когда выкладываешь текст по главам, - если видишь, что интрига проваливается, то ее всегда можно или подкрутить, или изменить, или дать читателю ложный след в следующей главе. Очень внимательно читайте отзывы, которые вам оставляют (если вам, конечно, их пишут, а то нынче пошла мода не писать отзывы, а потом ныть - вай-вай, какой плохой автор, больше не делится с нами прекрасным). И если вы заметите умного читателя, который радостно выложил в отзывах всю вашу интригу, срочно принимайте меры и запутывайте, запутывайте, запутывайте.
Лошадью! Лошадью ходи!
Когда мы придумали интригу, которой будем придерживаться, пришла пора расставить крючки по тексту, которые и подведут нас к раскрытию интриги. Скорее всего, вы также встречали тексты, где вроде бы все чики-поки, а потом - раз - герой делает какой-то кульбит и оказывается.... героиней, или еще кем-то, кто на концепцию читательского восприятия вообще не ложится. И дело даже не в обосновании, которое автор потом может быть придумает, а в том, что подобный 'ход лошадью' в шашках выглядит несколько странным, неуместным и неестественным. Для того чтобы 'ход лошадью' вписался в ваш текст, нам необходимы крючки.
Что такое крючок? Крючки лично я делю на два типа - первый текстовый, второй сюжетный. Есть еще понятие психологического крючка. Это вполне себе действенный метод манипуляции человеком, скорее всего, вы об этом знаете, мы не будем на этом останавливаться. Кто не знает - гугл вам в помощь. В любом случае, как понятно из названия, крючок - это то, что цепляет внимание человека.
Текстовый крючок мы рассмотрим в разделе, в котором я буду рассказывать о способах написания текста, ошибках и тонкостях, а вот про сюжетные крючки мы поговорим сейчас на этапе проработки плана.
Сюжетные крючки - это такие крючки, которые вы оставляете в тексте между делом, незаметно, не выделяя их никак, и посредством которых потом будете делать свой 'ход лошадью'. Обычно их хорошо видно тем, кто читает текст второй раз. Работа начинает играть совершенно другими красками, и то, что казалось белым, теперь выглядит каким-нибудь зеленым.
Так что же это за зверек такой - крючок и как его расставлять? Лучше всего крючки рассматривать на любом детективном романе любого детективного писателя. Крючки - это 'улики', которые автор незаметно подкладывает по тексту. По их 'следам' идет читатель и вольно или невольно их собирает. Когда к концу текста читатель подползает с багажом ваших 'улик', то он и сам уже отлично видит, как было совершенно преступление и кто его совершил. Если читатель был наблюдательным, то для него это станет подтверждением его подозрений, если читатель читал вас через абзац, то для него это будет открытием, если читатель читал вас через страницу, то он закатит вам истерику, что автор - лох, вынул кролика из кепки, обманул, обидел, а вы его собственными цитатками и припечатаете - сам ты слепой, иди и читай текст лучше. В любом случае, вам будет, чем крыть, если ваши крючки не все отрыли.
Связь 'крючков' и интриги - это то самое второе дно, невидимая часть романа, мысль в голове, о которой вы намекаете весь текст, но не произносите вслух, которая и добавит в работу 'изюма'. И чем интереснее будет это второе дно, тем интереснее читателям будет спорить с автором и другими читателями, доказывать свою правоту и стучать тапкой по клавиатуре, что он-то текст видит совсем иначе.
Среди моих самых 'крючкастых' работ можно выделить все те же 'Природу' и 'Город'.
В чем была особенность первой работы - технически достаточно сложный сюжет, по которому главный герой ссорится с братом, и при этом мне надо показать взаимоотношения этого самого брата (с которым мы поругались) и его девушки. Проблема только в том, что братья не делились информацией и каждый надумал себе бог весть что. Первый считал, что брат стал геем, потому что встречается с парнем, второй - что первый издевается. А нам еще надо показать отношения с девушкой, которую первый ненавидит, а второй активно прячет. Самый главный крючок, который я запрятала, дабы показать отношения с девушкой, но при этом заставить читателя думать, что это мальчик, заключался в имени и фамилии девушки. Тут была двойная игра с читателем - имена - мужское (Юри) и женское (Урсула - Юри (сокр.)), похожи по написанию и звучанию - Юри (как русские имена Саша или Валя). Девушка совершенно неслучайно увлекалась Ван Гогом - это был еще один крючок. Любимую женщину Ван Гога звали Урсулой Лойер. Юри Лойер. Как показать в этой ситуации отношения молодых людей, если у нас закрыт доступ к ним? Через второго парня - он видит счастливого брата, слышит его разговоры, делает выводы (неправильные! активно маскируем крючки, уводим читателя в сторону!). События развиваются - девушка попадает в аварию и гибнет. Тут мы даем сразу три крючка для читателя, они лежат на поверхности и их видит любой, причем одним отвлекаем внимание от других, чтобы особо дотошные читатели не докопались до истины раньше времени, - показываем сюжет по телевизору о ДТП, одновременно отвлекаем героя статьей в газете и показываем, как второй парень остро переживает произошедшее. Первый его поддерживает, но так как наломал дров, то в тайну печали не посвящен. Когда первый решает действовать, чтобы исправить свои ошибки и наладить отношения с братом, мы и выводим все ниточки от крючков в одно место, раскрывая интригу - оказывается все это время брат встречался с девушкой, та погибла и он очень остро переживает эту боль.
Вторая работа попроще в этом плане - мы с бетами вели двойной сюжет. Показывали мир глазами героини и 'задурили' ей голову (чит. читателям) второй сюжетной линией, которую читатели и видели, и не видели до самого конца. То есть все ее 'глюки' и 'маразмы' - это была хорошо спланированная акция нашей второй сюжетной линии, которую мы достали из-под земли в самом конце. Соответственно, все крючки стали понятны только в конце, и если ко мне приходил какой-нибудь редкий читатель-попрыгайка, я ему просто приводила цитаты (сцены-крючки) из собственного текста, где все это было более чем доступно объяснено.
Поэтому если вы планируете достать кролика из шляпы или сделать ход лошадью, как следует подготовьте для этого поляну.
Отделяем зерна от плевел
Когда вы составляете план, уже полноценный такой, конкретный, расставляете главы по времени, смыслу, логике, то отследите этот момент - не гоните ли вы лошадей, или, наоборот, не провисаете ли в каких-то местах. Это будет отлично видно на схеме текста, и, если заметите за собой подобный косяк, то сразу же исправьте - или добавьте промежуточную главу, или убирайте лишнюю. Потом уже, когда будете писать сам текст, то тоже поймете, какая сцена из плана лишняя, а где недостает информации. Не бойтесь отступать от плана, не бойтесь добавлять или убирать что-то. Если считаете, что данное действие принесет работе пользу и сделает ее только лучше, то делайте так, как считаете нужным, не оглядываясь на план.
Почему я так подробно рассказываю про план и работу с ним? Почему не перехожу сразу к тонкостям написания? Когда хорошо понимаешь сюжет и его развитие, когда есть четкие ориентиры и понимаешь, какую нитку надо брать, чтобы нанизать эту бусину, а какую использовать вон для той бусины, где поставить ограничитель, а где добавить цепочку, то работа идет четко и не вызывает в последствии недоумения у читателя. Вы пишете уверенно, со знанием дела идете вперед, ставите крючки, завлекаете читателя, крутите им, как хотите, подпинываете вашего героя, и работа ладится. Мой опыт работы журналистом приучил к тому, что прежде чем начать писать статью (если я потом не хочу ее переписывать), надо найти фактуру. Но для того, чтобы собрать фактуру (а это, как правило, работа со многими людьми-экспертами), надо понимать структуру статьи, нужно составить ее план и, возможно, даже написать тезисно основные мысли. Неважно - интервью это с мэром, экспертная статья от директора завода, или статейка про лыжные палки - журналист должен четко понимать структуру статьи, чтобы собрать нужную фактуру у нужных людей. Потом он просто с диктофонной записи снимает нужную информацию, оформляет литературным языком, и вот статья готова. Но непосредственно до написания самого материала журналист мог готовиться несколько дней. Я не призываю поголовно делать планы, расписывать и разрисовывать их. Вы должны делать так, как удобно прежде всего вам. Я делюсь с вами механизмом раскрытия собственного сюжета, чтобы сделать его интересным. Как им пользоваться в последствие - дело ваше. Просто в подобном виде ваш сюжет выглядит наглядно, понятно и вы можете его подправлять в процессе работы, перекидывая крючки и закручивая интригу. Ваш герой не будет мотаться по сюжету как известное слово по проруби, вы не будете злиться на себя, что не знаете, чего бы еще написать, не затянете текст и не свернете его на полуслове. У вас есть четкая схема, и вы четко передвигаете по ней ногами.
В качестве еще одной защиты плана, наверное, снова приведу пример из собственной практики. Очень давно, когда компьютеры были не у всех, и даже не во всех компаниях, я писала один текст. Он очень много лет жил в голове, я старательно кропала его далеко не первый год (потому что имела очень редкий доступ к компу) и в какой-то момент мне выпала удача показать свой текст настоящему, образованному, профессиональному редактору. Текст был в состоянии - начала нет, конец не скоро. Девушка посмотрела, сказала, что интересно, но надо править. Я попросила ее поправить, объяснить, подсказать. Так мы стали с ней работать в соавторстве. И первое, с чего мы начали - это выкинули все то, что я старательно кропала несколько лет, и стали заново прорабатывать мир, героев, приключения и писать подробный план. И то, что я писала много лет, стало готово меньше чем через полгода. Сейчас я не расписываю план настолько подробно. Я кратко записываю сюжет, разбивая его по главам, придумываю интригу, раскидываю крючки и прописываю время действия и даты. Когда я бечу чей-то текст, то прошу сделать план для того, чтобы
а) не выпадать из колеи, когда 'Остапа понесет',
б) понимать, где мы провисаем, когда работаем над текстом, и вытягивать это,
в) понимать конечные точки, чтобы контролировать героя и автора, пустившегося вскачь.
Есть определенный навык, есть практика и есть понимание, что делать с сюжетом. Поэтому я бы все-таки вам рекомендовала любую работу над большим текстом с несколькими сценами начинать с добротного и понятного плана.
Шаг вправо, шаг влево - попытка побега
'Я не читала комментариев, только выложенный материал, поэтому сорри, если затрагиваю уже объясненное. Нет, план - штука хорошая, я не спорю, особенно для таких людей, как я, у которых примерно в середине рассказа в мозгах случается неистовый замес. Но далеко не все умеют его составлять, даже основываясь на чужих примерах. Мне кажется, что годный план составить куда тяжелее, чем сам фик. Придерживаться его - тоже тот еще геморрой. Вот ты накатал себе схемку, обрадовался собственной логичности и последовательности, и принялся строчить. А тут вдруг - бац! - и по ходу создания своего детища вклинивается что-то еще, какая-то мысль, которую ты раньше не увидел. И она как нельзя лучше подходит по сюжету, накалу эмоций и т.д, и вообще без нее ну никак не обойтись! Но из-за нее весь твой замечательный план летит к херам - и как быть? Ведь все уже на своих местах. А детальку вклинить не то, что хочется - надо, уж больно она хороша. И в данном случае это вовсе не петля, которая помогает лучше раскрыть задуманное. Это, скорее, конкретный такой поворот в противоположную сторону. И ты сидишь весь такой в метаниях: вроде бы и первый вариант хорош, а второй все же краше, но наглым хуком рушит первый. И как? Можно, конечно, поднатужиться и попытаться сплести оба варианта воедино. Ну а если ничего не идет голову, не плетется связующая ниточка?' (с) BeZe.
Знакомая ситуация? Думаю, что очень. У меня тоже многие герои уходят в леса, сюжет меняется, раскрывается по-другому, и в итоге мы имеем на выходе вовсе не то, на что рассчитывали на входе. Тут важно для себя решить вот что - вы боги, как вы хотите, так и будет. Так и только так. План - это очень гибкая штука. Если вы пишете текст и понимаете, что герой-то у нас не ромашка, а нарцисс, и если вы вот так повернете сюжет, то ситуация изменится и все перевернется с ног на бок, а там может и на голову что-то залезет, сюжет явно выигрывает и роман заиграет по-новому и совсем другими красками, то надо писать так, как текст выворачивается. Он живой, позвольте ему жить. Скорректируйте план, перестройте маршрут и идите дальше. Тут как с навигатором - вот он тебе план выстроил и ведет по маршруту. И вдруг ты видишь, что тут тупик, или поворачиваешь не в ту сторону, съезжаешь не на ту дорогу - навигатор тебе перестроил маршрут, и ты едешь дальше. Наша задача понимать конечную точку и стремиться к ней. Хуже когда писатель сбивается с маршрута настолько, что начинает бегать по кругу, раз за разом проезжая одну и ту же ситуацию, выматывая себя и утомляя читателя. Вот тут надо отойти от текста, еще раз продумать свои точки передвижения и понять, как сойти с этой круглой трассы, пока от тебя окончательно не сбежали читатели. То есть вы сами себе боги, только вы решаете, куда едет ваш герой и как ему будет круче - подводите под это интригу, раскидывайте заново крючки, пересчитывайте связи героев и езжайте смело дальше.
Крокодил не ловится, не растет кокос
Иманка, скажи, а как же быть, если и послы есть, и скелет (пусть и не все кости в нем остались с древнейших времен) есть, а вот мяско брать неоткуда? И идея бродит во мне уже год, а написано лишь... 11 страниц. Вечером перед сном, днем, на работе, на улице мои герои не отстают, буквально не дают жить, а я родить их не могу, не знаю, что писать дальше, текст скорее мертв, чем жив... Я уже на психа похожу с моими героями... (c) Дитя ночи
Что делать в этой ситуации, когда вроде бы желание есть, мысли в голове, а не получается ничего? Сравнение, которое я приведу, может быть не совсем корректным, зато вы сразу же поймете, о чем я говорю. Есть толстые люди, которые все время ноют, что они хотят похудеть. Что делает толстый человек (опускаем патологии и болезни), чтобы похудеть? Ничего. Он просто ноет. При этом он видит вокруг десяток людей, которые были такими же толстыми, как он, но вот взяли и похудели. Знаете, почему они похудели? Потому что они не ныли, а занимались собой, занимались спортом, вырабатывали новые привычки, зашили себе рот и пошли на тренажеры. Тут мне очень хочется процитировать великих, потому что я сама себе всегда это повторяю. 'Поэт - властитель вдохновенья' (с) Гёте и 'Нельзя жить одним вдохновением. Пегас чаще идёт шагом, чем скачет галопом. Весь талант в том, чтобы заставить его идти нужным тебе аллюром' (Гюстав Флобер). Понимаете, о чем я говорю? Не надо ныть, что вам не пишется, надо садиться и писать. Работать, работать и еще раз работать. Вдохновение - это такой же рефлекс, как и все остальное. Его можно выработать и развить. В ваших руках и в ваших способностях это сделать. Но вы тут же найдете себе оправдание и заявите, что работать и творить - это два разных понятия и они ничего не имеют общего с высоким искусством литератора. Как бы не так! Нет вдохновения = Мне лень. Не можете писать последовательно, пишите кусками. У меня в голове редко живет последовательный текст. Как правило, это какие-то яркие и эмоциональные куски. Если ваше вдохновение готово трудиться только над отдельными сценами, то пишите текст кусками, ничего страшного. Да, учитывая последовательную выкладку глав, это не очень хорошо для читателя - ему приходится долго ждать новую главу, зато сцены выйдут хорошими и эмоциональными.
Когда вдохновение начинает подводить, важно взять себя в руки и настроиться. Говорите себе, вот завтра я приеду домой и сяду писать. Начинаете продумывать сцену, которую будете описывать, продумываете все подробно-подробно. Настраиваетесь. Я не знаю... как перед суточным перелетом на самолете и дальнейшей ездой на общественном автобусе еще два дня. То есть вы ж понимаете, что пережить подобную дорогу можно только настроившись на нее, и от этого настроя будет зависеть, приедете ли вы к морю уставшие и довольные или в конечной точке будете всех ненавидеть )))) В общем, настроились вы на завтра на определенное время, сегодня все обдумали, завтра проснулись с предчувствием, что сегодня будет ЧУДО, и к нужному времени текст будет рваться с пальцев на бумагу. Поэтому если вам хочется писать какой-то кусок - пишите его, диалог - пишите его, сцена - пишите, эмоция - пишите! Пишите и не останавливайтесь! Вдохновение надо приучать к работе и тренировать, как спортсмена-марафонца. Потом так же настраиваемся на следующую сцену. Не важна последовательность. Важно, чтобы куски были яркими и эмоциональными. Но что потом делать с этими кусками? Потом их надо выстроить на бумаге в логической последовательности и сделать связки, то есть прописываете куски между сценами и подводите одну сцену под другую. Скажу честно, не всё, что вы напишете, войдет в текст. Какие-то куски просто не лягут под сюжет или что-то со временем изменится, оставьте их у себя в рабочей папке. Это нормально. В 'Камикадзе', например, у меня было только таких 'лишних' кусков на 50 страниц, шесть или восемь вариантов концовки, и в итоге, она вышла совершенно другой. Поэтому, чем активнее вы начнете работать над текстом, тем быстрее он родится на бумагу ))
Теперь, когда вы хорошо видите структуру своего текста, убрали все лишнее, оставили самое важное, добавили приправы интриги и посолили все крючками. Наступает тот счастливый момент, когда нам надо проработать героев текста. Если у вас возникли вопросы, то задавайте, не стесняйтесь.
Герои готовы умирать за деньги
Мы переходим к самому важному, интересному и волнительному моменту - прорисовке героев.
Скажи, кто твой герой, и я скажу, кто ты
Самый простой способ работы с героями - это паразитирование на чужом мире или на чужой шкурке, то есть писать в рамках определенного фандома и работать в рамках заданного канона. Для тех, кто не очень знаком с жанром фанфикшена, поясняю. Фанфики - это вид сетевой литературы, где группа фанатов творчества кого-либо или чего-либо придумывает свои истории с уже существующими героями. Я вот пишу фанфики по группе Tokio hotel. Поэтому мне особенно умилительно читать отзывы в онлайн-библиотеках к моим ворованным с фанатских ресурсов текстам о том, что романы ничего, но можно было бы придумать другую группу. Нет, уважаемые, нельзя придумать другую группу, потому что это фанфик и не моя в том проблема, что какой-то гнусный кретин украл у меня текст и выложил его в сеть вне рамках моего фандома.
Но вернемся к нашим героям. В фанфикшене их можно разделить на две категории - герои в рамках канона и оригинальные герои. О первых я скажу лишь вскользь по той банальной причине, что вы и без меня 'знаете все их трещинки'. Вы можете ломать канон, можете менять им роли - если ваш читатель 'кушает' вашу фантазию, то и слава богу. Трудность наступает тогда, когда вы решаете вывести фандомного героя за рамки фандома. В чем прелесть героя из определенного фандома? Вы отлично видите его. Приведу простой пример. Если я говорю Том, Билл и Георг, то для людей в 'теме' сразу же идет ассоциация - чувак с дредами или косичками, парень со странной прической и конкурент Рапунцель. Если я говорю - Дин и Сэм, кого вы видите? Правильно! Это такой красавчик и его брат секси-секси. Наруто и Сакура? Парень с расцарапанной мордой и девочка с розовыми волосами. Гарри и Драко? Очкарик со шрамом на лбу и белобрысый милашка. Ли Ён Хо и Пак Чун Хи? Упс... Кто из вас знает, как оно выглядит? Кто из вас понимает, откуда оно, из какого фильма? Кто из вас с ходу определит пол? Очень удивлюсь, если в этой теме объявится хоть один знаток этих северо-корейских актеров. В лучшем случае знатоки корейского определят, что Ён Хо - это мальчик, а Чун Хи - девочка, для остальных они будут непонятными личностями нерусской наружности с туманом вместо лиц. Хотите ли лично вы читать текст, в котором не видите героев? Сомневаюсь. Что делать? Не хочу вас расстраивать, но в этом случае надо представить, что ваш читатель в глаза не видел вашего героя и делать описание героя так, как если бы герой был оригинальным. Меня много раз упрекали сосестры по фандому, что в 'Босиком по лужам' я делаю описание персонажей, которых отлично знают в фандоме, более того, еще и делаю его такими словами и оценками героини, какими обычно их награждают люди далекие от фандома. Нет, ну лично у вас какую ассоциацию вызовет хрупкий субтильный юноша, с накрашенными глазами, стоящими дыбом крашеными волосами, крашеными ногтями, носящий кепочки со стразиками? С чего бы тогда девушке-героине, которая видит ЭТО впервые в жизни, думать как-то иначе? Проблема в том, что я хотела, чтобы 'Босиком по лужам' читали не только жители моего фандома, но и другие. Я задумывала эту работу, как полноценный классический любовный роман для всех с сильной героиней, меняющимися по сюжету героями, у каждого из которых в голове живет табун тараканов. Сейчас текст растащен по сети, лежит на многих сетевых ресурсах и в библиотеках, и многие 'левые' люди, после его прочтения, начинают интересоваться группой и ее участниками, хотя зачастую даже не подозревали об их существовании. Да, есть те, кто пишет негатив и даже крайне резкий негатив, но таких отзывов ничтожно мало. Зато я знаю множество тех, кто пришел в наш фандом, прочитав этот роман. И это не может не радовать.
Но если вы хотите выйти за рамки своего фандома и нести прекрасное в массы, давайте перестанем переливать из пустого в порожнее и поговорим о том, как сделать оригинальный персонаж, даже если он ничуть не оригинален )))