Милославская Наталья Владиславовна : другие произведения.

Мои любимые русские боги Глава_10

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЛЕЛЬНИК. ПРАЗДНИКИ КОЛОГОДА.Говоря о культуре славянской Руси, нельзя не отметить замечательные праздники наших предков. Удивительная гармония между наРОДом и приРОДой присуща этим древним праздникам славян. Наши предки умели радоваться жизни, тем простым ее проявлениям, которые присущи вообще всему гениальному. Любые горести и невзгоды уходили прочь на таких праздниках - и Душа народа возносилась к своим Богам-Предкам. Кстати, хочу предложить культурный досуг на ближайшие выходные, которые как приходятся на Лельник и Русалии.

  Мои любимые русские боги.
  
  Москва, 2007.
  
  Глава_10
  
  ЛЕЛЬНИК. ПРАЗДНИКИ КОЛОГОДА.
  
  Говоря о культуре славянской Руси, нельзя не отметить замечательные праздники наших предков. Удивительная гармония между наРОДом и приРОДой присуща этим древним праздникам славян. Наши предки умели радоваться жизни, тем простым ее проявлениям, которые присущи вообще всему гениальному. Любые горести и невзгоды уходили прочь на таких праздниках - и Душа народа возносилась к своим Богам-Предкам. Славяне не унижались перед своими богами, они любили и понимали ту вековую ведическую мудрость, которая окрашивает их жизнь всеми цветами радуги и делает ее уникальной и неповторимой.
  
  Славяне всегда были "на ты" с кем бы то ни было - и с врагами, и с друзьями и со своими Богами. Может быть, в этом кроется тайна Русского Мировоззрения? Ведь русский характер практически не изменился - и не изменится, покуда мудрость и знания русичи будут черпать из РЕЛИГИИ и КУЛЬТУРЫ СВОИХ ПРЕДКОВ.
  
  _01_
  
  22 апреля славянские общины отмечают красивый девичий праздник ЛЕЛЬНИК. Назван он так в честь юной славянской Богини Лели - дочери Лады. К этому времени весна уже окончательно приходила на русскую землю - и народ, отроки и девушки сами символизировали начало весеннего обновления Природы.
  
  На КРАСНУЮ ГОРКУ было принято выбирать невест. Весенние праздники были, пожалуй, самыми красивыми и музыкальными - красны девицы водили хороводы и пели песни, а добры молодцы присматривали себе невест.
  
  Если вы думаете, что со временем что-то изменилось, то побывайте на одном таком празднике - и вам не надо будет пользоваться услугами гадалок или свах. Вообще все праздники славянских общин проходят при большом стечении прекрасных представителей русского народа, все одеты в расшитые красными (красивыми) нитями костюмы - и юные девушки смотрятся на таких праздниках, как цветы на лугу. Кстати славянское название апреля - "цветень" связано с появлением первых цветов и, быть может, с красочными девичьими нарядами.
  
  Несколько слов о Богине Леле.
  
  "Леля, Ляля - богиня плодородия, согласно "Синопсису" - вторая Рожаница, дочь Лады, богиня деторождения, сходная с Артемидой ("Повесть о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе" (XVI век записи), в нижней ипостаси соотносимая с Персефоной.
  
  
  Ее день - понедельник. Ее дерево - рябина или береза ("во поле береза стояла, Лели-Лёли стояла"), металл - серебро. Культ Лели и Лады подробно рассмотрен академиком Рыбаковым в книге "Язычество древних славян".
  
  Ключевые слова: Любовь; Вода; Влечение; Леля.
  
  Богиня этой руны - Леля - почиталась славянами как дочь Великой Матери Лады. Имя ее связано с очень широким кругом древних корней, таких, как ляля ("дитя, девочка"), лелеять и так далее, вплоть до санскритского лила - "игра". И сама юная богиня Леля, сестра Яровита, и ее руна связаны со стихией воды, а конкретнее - живой, текучей воды, струящейся в родниках и ручьях. В нордической Традиции это богиня Силы, которая ведет, - подобно тому, как ведет за собой водный поток. Под разными именами мы встречаем ее в европейских сказках о морской (речной) Деве, в сказаниях о Короле Артуре, где она выступает Девой-хранительницей Святого Грааля и Дороги к нему, в славянских и многих других обрядовых мифах.
  
  
  В магии руна Лели - это руна интуиции, знания-вне-разума, Силы, ведущей в странствии-поиске, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.
  В германских рунических рядах этой руне соответствует руна Лагуз и, отчасти, Вуньо.
  
  
  Леля - женское божество, и она - покровительница женщин и молодых дев. Ее просят о суженом. Праздник имеет название "ЛЕЛЬНИК" и совпадает также с празднованием ДНЯ ЛАДЫ.
  
  Жертвовали ей полевые цветы и травы, водили хороводы вокруг ее чура - выточенной из березы юной богини любви. Участвовали в этом празднике только девушки.
  
  Обычай украшать дома утварь и одежду изображениями птиц тоже восходит корнями к культу Рожаниц. Птицы были посвящены богине Леле, они были её посланницами и слугами, именно птицы приносили на своих крыльях весну, и птицы же легко поднимались из нашего Среднего мира в мир Верхний - недаром они крылаты. Изображения птиц очень распространены в обиходе - это и обычай печь печенье в виде жаворонков к приходу весны и посуда - ковши и братины в виде стилизованных птиц (уток и лебедей), и женские обереги в виде уточки. Пожелание любви, вечной весны - вот что это такое. Какая же женщина откажется от подобного.
  
  Изображать петухов на жилищах и одежде стали позднее. Это - солярный знак. Петух своим криком будит Ярилу - Солнце, вызывая его в средний мир. Петуха боится нечисть отголоски этой веры существуют и сейчас, например, вампиры и живые мертвецы исчезают после "третьих петухов".
  
  Надо ли говорить, что стилизованные растительные и цветочные орнаменты посвящены богине Леле. С развитием земледелия именно Леля покровительствовала урожаю, а Лада оставалась богиней плодовитости".
  
  http://www.sled.name/vedantia/slavic/lelya.htm
  
  Как же проходили РУСАЛИИ и ЛЕЛЬНИК, какими обрядами сопровождались эти народные гулянья?
  
  http://velesovkrug.nm.ru/obr2/obr032.htm - ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН (КОЛОГОД)
  
  
  16 цветеня/апреля..................................................
  ПЕРВЫЕ РУСАЛИИ - череда Святодней, предшествующих Яриле Вешнему (см. далее), чародейная неделя, посвящённая чествованию Девы-Лели - Юной Богини Весны и Девственной Природы, бурлящих вешних вод и "пробудившихся" женских водяных духов - Русалок-Берегинь. О сию пору девы в длиннорукавках без оберегов, уподобляясь Русалкам, творят "вертимое плясание" на полях, не допуская в свой круг парней...
  
  "Православные" христиане отмечали 16 цветеня/апреля Ирину (Арину) Урви Берега - начало Русалий. В народе говорили: "Ирина - Урви Берега, Разрой Берега", "Ирина - Заиграй Овражки", "Не устоять берегу против Ирининой воды". Примечали: "Если овражки заиграют и опять замёрзнут - жди помехи на урожай".
  
  22 цветеня/апреля..................................................
  ЛЕЛЬНИК - Девичий праздник, завершающий Русалью (Русальскую) Неделю - Первые Русалии, отмечаемый 22 цветеня/апреля - накануне Ярилы Вешнего (см. далее).
  
  О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад Птица Сирин - Птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад Птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы Птицы Сирин - Мёртвая Вода, роса с крыльев Птицы Алконост - Вода Живая.
  
  Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой Водой, он непременно исцелится... В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары Русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу...
  
  
  http://referat.findplace.ru/?id=36447 - о русской песне и праздниках реферат
  
  
  "Конец весны, начало лета - время многих народных праздников. Самыми многообрядовыми среди них были весенние и летние святки или РУСАЛЬИ НЕДЕЛИ.
  
  Главные действующие лица во время весенних и летних святок - девушки; главный герой исполнявшихся песен - березка, воплощавшая для крестьян животворную растительную силу.
  
  В Лельник, празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. Березу завивали на несколько дней, потом шли смотреть - завял венок или нет, и в зависимости от этого предугадывали - счастливым или несчастным будет ближайший год, и как сложится судьба гадающей девушки.
  
  Как и все календарные ритуалы, обряды были связаны с будущим плодородием: урожаем и браком. После завивания березы ходили смотреть поля. Гадая о судьбе, девушки плели венки и, пуская их по воде, ждали, прибьется ли венок к берегу, поплывет ли по течению, что означало скорое или нескорое замужество.
  
  Кроме того, у березы происходило "кумление": девушки проходили попарно под сплетенными ветвями, целовались сквозь ветки и теперь называли друг друга кумами, обязываясь тем самым быть подругами и не ссориться.
  
  Девушки и женщины устраивали похороны березы, "русалки", "кукушки". Сломанную ветку или особую траву, называемую "кукушей", наряжали и затем закапывали под песню, как правило, на огороде.
  
  Русалок, которые по народным верованиям, способствуют урожаю (ибо связаны с водой), хоронили в виде кукол. Записаны обряды, в которых такую куклу клали в "гроб", а девушки несли ее с заунывно-похоронными песнями к реке, куда и бросали.
  
  В других местах называли чучело коня и хоронили его, создавая как можно больший шум. Так как русалки подобно всякой демонической силе, существа вредоносные, то их старались умягчить развешиванием холстов по деревьям и кустарникам (см. в русальских песнях требованиями русалками "рубашек себе")".
  
  "Эти дни называли также "КРАСНОЙ ГОРКОЙ", поскольку местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устраивали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку в венке из цветов, которая исполняла роль Лели. Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывали приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. А вокруг скамьи раскладывали сплетенные веники".
  
  http://www.sled.name/vedantia/slavic/lelya.htm
  
  Вот как в народной песне поется о том, как девушки славили березку-Лелю и заламывали (пригибали к земле) ее веточки:
  
  Во поле березка стояла,
  Во поле кудрявая стояла.
  Лёля, Лёля, стояла,
  Лёля, Лёля, стояла.
  
  А кому березку заломати?
  А кому кудряву защипати?
  Лёля, Лёля, заломати,
  Лёля, Лёля, защипати.
  
  Я пойду, пойду погуляю,
  Белую березу заломаю,
  Лёля, Лёля, заломаю,
  Лёля, Лёля, заломаю.
  
  Ну, а это песня на вечную тему любви, "Пойду ль я, выйду ль я, да".
  
  
  Пойду ль я, выйду ль я, да,
  Пойду ль я, выйду ль я, да,
  Во дол, во долинушку, да,
  Во дол, во широкую.
  
  Сорву ль я, вырву ль я, да,
  Сорву ль я, вырву ль я, да,
  С винограда ягодку, да,
  С винограда винную.
  
  То ли мне не ягодка, да,
  То ли мне не винная, да,
  Я цветочек сорвала, да,
  Я веночек совила.
  
  Кинуся, брошусь я, да,
  Кинуся, брошусь я, да,
  К молодцу, да милому, да
  К молодцу, да милому.
  
  С милым молодцем сижу, да,
  И на молодца гляжу, да,
  Скажи, душа, скажи, свет, да,
  Скажи, любишь али нет?
  
  Скажи, душа, скажи, свет, да,
  Скажи, любишь али нет? - да,
  "Я любить-то не люблю,
  Да, наглядеться не могу!"
  
  
  А это украинский вариант на ту же тему "Роспрягайтэ хлопци конэй".
  
  
  Роспрягайтэ хлопци конэй
  Та й лагайтэ спочивать,
  А я пиду в сад зэлэный,
  В сад крыныченьку копать.
  
  Припев:
  Маруся, раз, два, тры, калына,
  Чорнявая дивчина
  В саду ягоды рвала,
  
  Копав, копав крыныченьку
  У зэленому саду.
  Чин э выйдэ дивчинонька
  Рано-вранци по воду?
  
  Припев...
  
  Выйшла, выйшла дивчинонька
  Рано-вранци воду брать,
  А за нэю козаченько
  Вэдэ коня напувать.
  
  Припев...
  
  Просыв, просыв видэрэчко -
  Вона його нэ дала,
  Дарыв, дарыв з рук колэчко -
  Вона його нэ взяла.
  
  Припев...
  
  Знаю, знаю дивчинонька,
  Чим я тэбэ огорчив:
  Що я вчора из вэчора
  Краще тэбэ полюбыв.
  
  Припев...
  
  Вона ростом нэвэлычка
  Ще й годамы молода,
  Руса коса до пояса,
  В косе лента голуба.
  
  Припев
  
  Роспрягайтэ хлопци конэй
  Та й лагайтэ спочивать,
  А я пиду в сад зэлэный,
  В сад крыныченьку копать.
  
  Припев...
  
  А это знаменитая "Калинка".
  
  
  Ах! Под сосною, под зеленою
  Спать положите вы меня;
  Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
  Спать положите вы меня.
  
  Припев:
  Калинка, калинка, калинка моя!
  В саду ягода малинка, малинка моя!
  
  Ах! Сосенушка ты зеленая,
  Не шуми же надо мной!
  Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
  Не шуми же надо мной!
  
  Припев:
  Калинка, калинка, калинка моя!
  В саду ягода малинка, малинка моя!
  
  Ах! Красавица, душа-девица,
  Полюби же ты меня!
  Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
  Полюби же ты меня!
  
  Припев:
  Калинка, калинка, калинка моя!
  В саду ягода малинка, малинка моя!
  
  Еще одна знаменитая песня "Ах, ты душечка".
  
  Ax, ты душечка, красна девица,
  Мы пойдем с тобой, разгуляемся.
  Мы пойдем с тобой, разгуляемся
  Вдоль по бережку Волги-матушки.
  
  Эх, пускай на нас люди зарятся:
  "Ну и что ж это, что за парочка!
  То не брат с сестрой, то не муж с женой,'
  Добрый молодец с красной девицей!"
  
  Мы пойдем с тобой во зелен лужок,
  Мы нарвем цветов да совьем венок.
  Там скажу тебе про любовь свою,
  Что томит мое сердце ретиво.
  
  Что томит мое сердце ретиво,
  Что пылает в нем жарче пламени.
  
  Ax ты, душечка, красна девица,
  Мы пойдем с тобой, разгуляемся.
  Мы пойдем с тобой, разгуляемся
  Вдоль по бережку Волги-матушки.
  
  Еще одна народная песня о любви "Вдоль да по речке".
  
  Вдоль, да по речке,
  Вдоль, да по Казанке
  Сизый селезень плывет.
  Ой, да люли, Ой, да люли,
  Сизый селезень плывет.
  
  Вдоль да по бережку,
  Вдоль да по крутому
  Добрый молодец идет.
  Ой, да люли, Ой, да люли,
  Добрый молодец идет.
  
  Чешет он кудри, чешет он русы
  Частым гребнем-гребешком
  Три деревни, два села
  Восемь девок, один я
  Частым гребнем-гребешком.
  
  Сам он со кудрями,
  Сам он со русыми разговаривает.
  "Эх чай примечай куда чайки летят", -
  Разговаривает.
  "Эх чай примечай куда чайки летят", -
  Разговаривает.
  
  "Кому ж мои кудри, кому ж мои русы
  Эх, Достанутся расчесать?
  Сашенька, Машенька, Душенька, Парашенька,
  Эх, Достанутся расчесать?
  Сашенька, Машенька, Душенька, Парашенька,
  Эх, Достанутся расчесать?".
  
  Доставались кудри, доставались русы
  Красной девице чесать.
  "Эх чай, примечай - куда чайки летят".
  Красной девице чесать.
  
  Она их и чешет, она их и гладит
  Алой лентой перевьет.
  "Что ж ты, подишь ты,
  Что ж ты, говоришь ты?" -
  Алой лентой перевьет.
  То-то любо, то-то любо,
  Алой лентой перевьёт.
  
  Вдоль, да по речке,
  Вдоль, да по Казанке
  Сизый селезень плывет.
  Ой, да люли, Ой, да люли,
  Сизый селезень плывет.
  Ой, да люли, Ой, да люли,
  Сизый селезень плывет.
  
  
  Песня "Во кузнеце".
  
  Во ку, во кузнице.
  Во ку, во кузнице.
  Во кузнице молодые кузнецы,
  Во кузнице молодые кузнецы.
  Они куют, они куют.
  Они куют, приколачивают,
  К себе Дуню приговаривают.
  
  Пойдем, пойдем, Дуня.
  Пойдем, пойдем, Дуня.
  Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,
  Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок.
  Сошьем, сошьем Дуне,
  Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
  Сошьем Дуне сарафан, сарафан.
  Носи, носи, Дуня.
  
  Носи, носи, Дуня.
  Носи, носи, Дуня.
  Носи, Дуня, не марай, не марай,
  По праздникам одевай, одевай.
  Во кузнице, во кузнице.
  Во кузнице молодые кузнецы,
  Во кузнице молодые кузнецы.
  
  Песня "Выйду на улицу".
  
  Выйду на улицу, ночка темна
  Парни молодые свели меня с ума
  Выйду на улицу гляну на село
  Девки гуляют и мне весело.
  
  Матушка, родная, дай воды холодной
  Сердце моё девичье кидает в жар.
  Раньше я гуляла в зелёном во саду
  Думала на улицу век не пойду.
  
  А теперь под вечер аж пятки горят,
  Ноженьки резвые в пляску хотят.
  Выйду на улицу к девкам пойду
  Голосом звонким я им подпою.
  
  Матушка, слышишь, соловушка поёт,
  А там под горою пляска идёт.
  Девки голосистые звонко поют
  И мне молоденькой спать не дают.
  
  http://www.orskinfo.ru/mp3/ - Музыкальный фольклор - Русские народные песни
  
  Слова плохо передают всю прелесть народных песен - это надо слышать. Хочется верить, что русский народ, славяне, НИКОГДА не станут забывать свою музыкальную народную культуру, в которой живет Душа России.
  
  Кстати, хочу предложить культурный досуг на ближайшие выходные, которые как приходятся на Лельник и Русалии.
  
  http://slavya.ru/rings/viewtopic.php?t=1990
  
  Община "СЛАВИЯ" приглашает на Лельник:
  
  "А 22-го апреля
  прославится "Славией" Леля.
  
  На праздник Лады-Любви собираться:
  на "Планерной", ровно в 12-ть.
  
  Там Красные девицы наши
  сыграют, споют и попляшут.
  
  А юноши удаль покажут
  И яркие ленты развяжут".
  
  Светлана Зобнина (Верея)
  Содружество ПриРОДной Веры "Славия"
  http://slavya.ru
  
  ......................................................................
  
  С 12 до 17 часов, кроме субботы и воскресенья, можно приобрести билеты на мероприятия Всероссийского фестиваля "Казачий Кругъ-Походъ", который пройдет в Москве 20 - 21 апреля и посвящен 20-летию ансамбля "Казачий кругъ".
  
  http://www.ruplace.ru/content/view/296/39/
  
  "Казачий круг" 20-21.04.07
  
  Билеты на Фестиваль "Казачий кругъ-Походъ", посвященный 20-летию ансамбля "Казачий кругъ" можно приобрести в Правлении Российского фольклорного Союза (РФС).
  
  Телефон (495) 617-61-91.
  
  Ожидаются гости из регионов - казаки-некрасовцы, кубанские и донские казаки.
  
  20 АПРЕЛЯ, ПЯТНИЦА..............................................
  
  14.00 - 17.00 Музей ВОВ 1941-45 гг. на Поклонной горе
  
  ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАЗАЧЬИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ АНСАМБЛЕЙ
  
  Ансамбль "Братина" (С. Петербург)
  Ансамбль "Станица" (Волгоград)
  Ансамбль казаков-некрасовцев (Ставропольский край)
  Ансамбль "Майдан" (Новосибирск)
  Ансамбль "Воля" (Первоуральск)
  Ансамбль "Бузулук" (Новоаннинск)
  Ансамбль "Старина" (ст. Кумылженская)
  
  Ведущая мастерской - засл. деятель искусств России, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, председатель Правления Российского фольклорного союза - Н. Н. Гилярова.
  
  18.15 - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫСТАВКИ
  
  19.00 - КОНЦЕРТ
  
  Ансамбль "Казачий Кругъ"
  Ансамбль "Родные напевы" (ст. Ленинградская Краснодарского края)
  Ансамбль "Хуторянка" (хут. Реченский Алексеевского р-на Волгоградской области)
  Ансамбль казаков-некрасовцев (Ставропольский край)
  Ансамбль "Бузулук" (г. Новоаннинск Волгоградской области)
  
  21 АПРЕЛЯ, СУББОТА............................................
  
  16.00 - КОНЦЕРТ Музей ВОВ 1941-45 гг. на Поклонной горе
  
  Ансамбль "Братина" (С. Петербург)
  Ансамбль "Народный праздник" (Москва)
  Ансамбль "Станица" (Волгоград)
  Ансамбль "Измайловская слобода" (Москва)
  Ансамбль "Майдан" (Новосибирск)
  Ансамбль "Веретенце" (Москва)
  Ансамбль "Воля" (Первоуральск)
  Ансамбль "Дербеневка" (Москва)
  Ансамбль "Старина" (ст. Кумылженская)
  Ансамбль "Ромода" (Москва)
  Ансамбль Московской консерватории
  Ансамбль "Истоки" (Подольск) и др.
  
  Билеты продаются в Правлении РФС. С 12 до 17 часов, кроме сб. и вс.
  Телефон (495) 617-61-91
  
  ......................................................................................
  
  Хотя неплохо было бы в будущем проводить славянские праздники с участием замечательных фолк-коллективов. Помимо музыки народ сможет приобщаться также к своему настоящему культурному наследию - Родославию. А вообще в праздники нужно - минимум политики и максимум положительных эмоций, навеянных культурным наследием наших предков (ничто так хорошо не излечивает от депрессии, как народное творчество).
  
  Да и кому, как не нам - русичам и русинкам, поддерживать свою родную культуру.
  
  * * *
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"