1. Безработица как социально-экономическая категория.
А. Что такое безработица
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг.
Безработным, по определению МОТ (Международной Организации Труда), является индивид, который:
1) не имеет работы в данный момент;
2) предпринимает конкретные и активные попытки найти работу;
3) в данный момент готов приступить к работе.
В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда.
Важное значение имеют такие характеристики безработицы как продолжительность и уровень. Продолжительность безработицы - это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы среди лиц, имеющих статус безработного на конец анализируемого периода. Выделяются временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года).
Уровень безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %). Как правило, имеется ввиду уровень регистрируемой безработицы - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в %).
При расчетах все население разделяется на три большие группы:
Первая группа включает лиц моложе 16 лет, а также недееспособных и находящихся в заключении. Эта категория людей не рассматривается в качестве потенциального компонента рабочей силы.
Вторую группу составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по разным причинам не работающие и не ищущие работу.
Третья группа - те, кто способен и готов работать. Считается, что в состав рабочей силы входят как работающие (занятые), так и безработные, но активно ищущие работу.
Уровень безработицы = 100%.
Более высокий уровень безработицы складывается для таких групп как молодежь, женщины, национальные меньшинства. Прослеживается и дискриминация по расовому признаку.
При определении уровня безработицы следует принимать во внимание следующие моменты:
1. Частичная занятость. Официальная статистика относит всех занятых неполный рабочий день в категорию полной занятости. Кто-то по собственному желанию работает неполный рабочий день, кто-то хочет работать полный рабочий день, но не может найти подходящую работу, либо работает неполный рабочий день из-за временного сокращения потребительского спроса. Фактически эти две последние группы состоят из частично занятых и частично безработных. Рассматривая их как полностью занятых, официальная статистика занижает уровень безработицы.
2. Работники, потерявшие надежду на трудоустройство. Чтобы считаться безработным, надо активно искать работу. Безработных, которые не занимаются активными поисками работы, относят в категорию "не входящих в состав рабочей силы". Не включая таких работников в число безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.
3. Ложная информация. С другой стороны, уровень безработицы может оказаться завышенным. Некоторые неработающие респонденты утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности. Эти лица заносятся в группу "безработных", а не в группу "не входящих в состав рабочей силы". Респонденты дают ложную информацию, потому что пособия по безработице или по социальному обеспечению порой зависят от таких мнимых поисков работы. Теневая экономика также может способствовать завышению официального уровня безработицы.
Б. Виды безработицы
Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданиями работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных фирмах. Фрикционная безработица является даже желательной, так как позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату.
Структурная безработица связана с изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного времени для установления соответствия между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными требованиями. В ходе технологических преобразований спрос на одни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняется географическое распределение рабочих мест. Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.
Циклическая безработица вызывается спадом - фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.
Сезонная безработица порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.
Скрытая безработица - характерна для отечественной экономики. В условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
Добровольная безработица - это безработица связана с нежеланием работать, существует при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда (тяжелый, малоинтересный, непрестижный труд).
Вынужденная безработица возникает вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия, порождается новыми условиями функционирования предприятий и формами найма, а так же вынужденным переселением.
В. Социальные последствия безработицы
1. Снижает уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности. Падает не только индивидуальный уровень денежного дохода, сокращаются и неденежные доходы из-за полного или частичного замораживания части социальных программ.
2. Способствует снижению заработной платы и препятствует улучшению условий труда. Она бьет не только по тем, кто непосредственно остался без работы, но и по работающим, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
3. Рост преступности.
4. Ухудшение здоровья, сокращение продолжительности жизни. Среди медицинских проблем, вызванных потерей работы, чаще всего встречаются болезни сердца и почек, печени.
5. Рост алкоголизма.
6. Депрессии, психические расстройства, вплоть до самоубийств
2. Особенности безработицы в России
А. Кого считают безработным?
В постановлении Госкомстата РФ от 25 мая 1993 года "Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости" дано описание обеих категорий экономически активного населения - занятых и безработных. К последним относятся лица трудоспособного возраста (16 лет и старше), которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались поиском работы (обращались в государственную или коммерческую службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, публиковали объявления в печати и т. д.) или предпринимали усилия для организации собственного дела и были готовы приступить к работе немедленно. Отмеченные критерии в целом соответствуют аналогичным, принятым Международной организацией труда (МОТ). Кроме того, согласно методологии МОТ, к безработным могут быть отнесены учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимаются поиском работы и готовы к ней приступить.
Существует и понятие регистрируемой безработицы. Оно распространяется на не имеющих работы и заработка трудоспособных граждан, проживающих на территории РФ, зарегистрированных в центре государственной службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых к ней приступить. Претендовать на получение пособия по безработице могут только зарегистрированные безработные.
По законодательству РФ не могут быть признаны безработными граждане в связи с возрастными ограничениями (малолетние, до 16 лет, и престарелые, получающие пенсию по возрасту за выслугу лет); отказавшиеся в течение 10 дней с момента обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера; дважды отказавшиеся от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней с момента регистрации в органы службы занятости для поиска подходящей работы; впервые ищущие работу и не имеющие профессии (специальности).
Б. Регистрируемая и реальная безработица
Относительно низкие показатели регистрируемой в России безработицы и ее уровень, определяемый как отношение численности безработных к численности экономически активного населения (3,5 процента на 2000 г.), не должны вводить в заблуждение и успокаивать. Показатели реальной безработицы, рассчитанные Госкомстатом показывают, что уже в 1992 г. безработица составляла 5,2 %, а к 2000 г. возросла до 10,5 %.
Простое сопоставление величин безработицы зарегистрированной и реальной, вычисленной статистическими методами, показывает многократный численный перевес последней. Проведенное ВЦИОМ обследование показало нежелание действительно безработных вставать на учет в бюро по трудоустройству, оценивших деятельность службы занятости как крайне неэффективную. Из зарегистрировавшихся в ней более 20 процентов безработных считали маловероятным или вообще невероятным найти с ее помощью работу, отмечая, в частности, что почти все предлагаемые вакансии ограничивались рамками госсектора, тогда как более половины привлекательных вакантных мест находилось на частных фирмах. Вместе с тем не менее 20-30 процентов всех зарегистрированных в действительности оказались охваченными так называемой вторичной занятостью (что не стало препятствием для получения пособия), еще 5-8 процентов среди них работали практически полный рабочий день.
Для получения относительно достоверных показателей реальной безработицы используются материалы обследований и опросов населения, в основу которых положено несколько критериев. Каждый из них имеет собственные временные рамки. Критерий отсутствия работы относится к обследуемой неделе, критерий поиска работы распространяется на четыре недели, предшествующие опросу, а критерий готовности приступить к работе - на две недели после опроса. Занятия и виды деятельности безработных определяются по последнему месту работы. Однако даже безупречно организованные статистические обследования зачастую неспособны воссоздать полную картину реальной безработицы. Российская официальная статистика не ведет учет распределения работников по режимам занятости. Она не располагает сведениями о численности добровольно занятых на рабочих местах с сокращенным рабочим временем (так называемая добровольная частичная занятость), работающих на таких местах вынужденно и постоянно, имеющих временную нерегулярную занятость, временно работающих неполное рабочее время или находящихся в отпусках по инициативе администраций. Между тем численность работников таких категорий достигает пяти с половиной - шести миллионов человек.
Необходимо, однако, иметь в виду и огромные масштабы скрытой безработицы, не поддающейся точному анализу и учету. Вследствие финансовой подпитки нерентабельных предприятий, работающих в режиме сокращенного производства, у них наблюдается так называемая частичная занятость. В учетные документы органов статистики частичные занятые не вносятся отдельной строкой, а фигурируют наравне с занятыми полный рабочий день. По подсчетам специалистов, число скрытых безработных (к ним относятся работники, вынужденно занятые неполное рабочее время и находящиеся в отпусках по инициативе администрации) достигает восьми миллионов человек. По одним оценкам, частичная занятость и скрытая безработица охватывает 18-20 миллионов человек, по другим - общая численность безработных, включая ее латентные формы, достигает 15 миллионов человек.
3. Помощь безработным
А. Юридические основы социальной поддержки безработных.
Б. Формы помощи безработным (пособия и компенсационные выплаты)
Пособие - зарегистрированному безработному
Компенсационные выплаты (трансферты) распадаются на две больших группы:
1. Выплаты по социальному страхованию: размер выплат зависит от вклада работника, сделанного в течение трудовой карьеры (например, размер пенсии или пособия по безработице зависит от прежнего размера зарплаты и (или) трудового стажа)
2. Пособия по социальной помощи: pазмер выплат не зависит от трудовых усилий
- Категориальные: пособие выплачивается на основе принадлежности реципиента к той или иной социально-демографической группе. Их достоинства: Простота в определении получателей, ниже административные расходы. Недостатки - Высока вероятность нецелевого расходования средств
- С оценкой нуждаемости: пособие выплачивается на основании нуждаемости (подтвержденной заявителем). Достоинства Ниже вероятность нецелевого расходования средств Недостатки Труднее определить получателей, возникают проблемы оценки дохода, дороже административные процедуры