Этология Человека : другие произведения.

Игра не просто так нам дана

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Способность к действиям игрового характера является врожденной. Игры играют большую роль в становлении социального поведения в сложно организованных сообществах. Участие растущего члена популяции в играх - важнейшая часть процесса его социализации ...

  
  
  Способность к действиям игрового характера является врожденной. Игры играют большую роль в становлении социального поведения в сложно организованных сообществах. Участие растущего члена популяции в играх - важнейшая часть процесса его социализации.
  
  Благодаря играм собираются сведения о слабых и сильных сторонах участников, иерархическом положении их родителей, усваиваются основные варианты коммуникативных реакций, правила поведения в сообществе.
  
  В ходе игр мы учимся драться, угрожать, выстраивать, поддерживать, прерывать дружественные, союзнические отношения, достигать поставленных целей. Полученные умения востребованы в дальнейшем конкурентной борьбой, борьбой за свои права, статус в сообществе.
  
  Важнейшая роль игры заключается в том, что врожденные элементы социального поведения интегрируются в единое целое, оттачиваются под требования среды.
  
  Игра возможна только при наличии рассудочной деятельности. Кроме этого, она представляет собой весьма ресурсно-затратное поведение. Поэтому необходимым условием ее начала является избыток сил (энергии).
  
  В играх, которые базируются на агонистическом поведении, отражается видовая специфика поведения взрослых особей.
  
  Игровое поведение считается ребячеством, характерной чертой детства, делом юных по духу людей. Такое поведение свойственно начальным стадиям развития человека, предваряющим его вхождение в более жестокий, взрослый мир. Это часть подготовки подрастающего поколения к вхождению во взрослые иерархии, возможность в мягкой форме освоить основное для выживания, достижения в них успеха.
  
  Дети, подростки, молодежь любят играть друг с другом, представителями подрастающих поколений других видов, предметами. Важнейшим видом игр в период становления человека являются разнообразные игры ребенка с родителями, особенно с матерью. Во взрослом возрасте люди играют меньше.
  
  Правда, в связи с усиливающейся инфантилизацией общества, взрослые становятся все больше похожи на больших детей. Интерес у них к игровой деятельности неуклонно растет. Поиграть для взрослого - возвратиться на какое-то время во времена своего детства, в прошлое, приятные воспоминания, попробовать реконструировать то, что когда-то было, приносило удовольствие, доиграть, добиться лучшего результата.
  
  Игра обладает интересной особенностью (признаком) - повторением. Ритмичные действия действуют на центры удовольствия, раздражают их. Человек попадает в зависимость от того, что приносит ему удовольствие. Хочется его все больше и больше. Для этого нужно больше играть.
  
  Игра увлекает обменом - сменой ролей, его ритмом. Играем ли мы в пинг-понг или шахматы, игроки получают удовольствие от обмена вниманием-интересом друг к другу (импульсы общения). Такой обмен - значимая часть социальных связей. Игра притягивает обменом материализованными символами признания равных себе, демонстрацией взаимного интереса, желанием получить и что-то дать взамен (голы, щелбаны, марки, др.).
  
  Игра позволяет условно изменить - понизить статус одного из ее участников для повышения его у другого.
  
  Ребенок взбирается на упавшего, поднявшего руки, демонстрирующего, что он сдался отца и получает от этого огромное удовольствие. Ему хорошо, смеется. Он "победил" такого большого дядю. Он могучий воин. Самооценка маленького победителя возрастает. Его статус, пусть в игрушечном сражении, повышен. Идет познание этого процесса, его эмоционально-чувственного содержания.
  
  У детей, подростков, взрослых, особенно мужского пола участников взаимодействий игрового характера, повышение или понижение статуса в игре оказывают влияние на жизнь неигровую. Ребенок, победивший в игре, повышает свой статус у сверстников, пользуется большим их уважением. Человек, проигравший схватку в игровой форме или же в игре, может быть статусно понижен в сообществе уже ставших серьезными, вернувшихся к решению обыденных задач людей.
  
  Игры детей позволяют сделать предварительную оценку лидерских качеств их участников. Кто-то показывает себя "заводилой", кто-то безропотно подчиняется. Дети осваивают полученные в игровых условиях роли, статусы, учатся их реализовывать, изменять, свыкаться с ними. Это репетиция грядущего.
  
  Игры помогают приобретать, перерабатывать, загружать информацию в память, которая впоследствии используется для решения той или иной задачи. Наш мозг обладает мощной памятью. Она нужна для того, чтобы вместить в себя самую разнообразную информацию по выживанию, достижению успеха, в том числе опыт (важное средство выживания). Игра помогает его получить, проверить, накопить. Мозг помогает этот опыт сохранить - запомнить.
  
  Информация в память поступает с помощью научения (передача знаний), работы рассудка (размышления), коммуникации (взаимодействие), межстатусного общения в иерархиях. Приобретаемые сведения наслаиваются на информацию, передаваемую врожденным путем. Понятно, что качество впитываемой и врожденной информации существенно влияет на качество жизни человека.
  
  Кроме всего этого, игра является отличным средством спасения от скуки и знакомства с ролью творца.
  
  Скука - это недостаток реальных ощущений, вызывающий раздражение. Для его снижения человеку на выручку приходит игра. Участие в ней спасает человека от скуки. Он получает приятное времяпровождение, нужное для полноценного психофизического развития.
  
  Игровые действия дают больше ощущений в единицу времени. В этом игра интереснее жизни. В ней можно более успешнее управлять событиями, чем в реальной жизни, стать, почувствовать себя сильнее, умнее, лучше. Это говорит о том, что игра - это упрощенная модель жизни, содержащая более легкие задачи, чем те, которые подбрасывает нам обыденность.
  
  Игра позволяет игнорировать статусные различия, способствует снижению уровня психосоциального стресса, который индивиды получают в результате взаимодействий, обеспечивающих исполнение необходимых для выживания функций (добывание пищи, статусная борьба, воспроизводство, защита). Игровая условность делает несущественными многие раздражающие факторы нашего бытия - этику, иерархии, тревоги. На какое-то время освобождает человека от них, снимая таким образом напряжение, погружая его в комфортное состояние.
  
  Игра предоставляет человеку возможность манипулировать объектами. Позволяет оживлять неживое (предметные игры). Человек чувствует себя при этом творцом мироздания. Неживое начинает говорить человеческими голосами, подчиняться воле хозяина, проявлять самостоятельность. Завораживающий мир, из которого подчас очень трудно вернуться в реальность.
  
  
  
  Литература
  Дольник В.Р. Такое долгое, никем не понятое детство
  Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
  Ефремов К. Эта легкая задача - игра
  Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"