Найт Норма : другие произведения.

Как мы отдыхаем?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшой само- и просто критический очерк на тему праздников. Попытка вызвать на разговор умеющих получать яркие положительные эмоции по-иному. Не так, как описано в статье;-)


   Эксплуататоры и трудоголики сразу заявят, что отдых - есть смена вида трудовой деятельности, и не более того. Лентяи (и я в их числе) с этим утверждением решительно не согласятся.
   Конечно, живут на белом свете везучие гражданки, которым для полноценного отдыха вполне достаточно принять ароматную ванну, посидеть вечерок с хорошей книгой, послушать любимый компакт. Или просто выспаться до опухания лицевой части тела. Но иным всего этого будет явно недостаточно.
   Наверное, отдых есть получение пышного букета положительных эмоций. События, которые человек вспомнит потом в будни и улыбнется. Для каждой это что-то свое. Творчество, общение с природой или с подругами, брожение по магазинам и покупка новых вещей, искрометное зажигание в танце или глубокое погружение в Интернет. Душа, она жаждет чего-нибудь этакого, чтоб до печенок пробрало. Настойчиво требует заделать марианские впадины негативных эмоций, выгрызенные буднями, соответствующими по объему эверестами и монбланами эмоций положительных. Вожделеет праздника.
   Человек - существо все еще во многом коллективное. Ведь до сих пор массовое веселье где-нибудь в клубе, ресторане или на природе вокруг костра является ужасно популярным способом празднования чего-нибудь. Карнавал фантастических костюмов, созерцание чудачеств окружающих и собственные приколы. Мы веселим самих себя, а заодно тех, кто рядом. Иногда получается, иногда - нет. Однако, для праздника необходим повод. Веселиться без причины способны разве что дети, или "поймавшие волну" принцессы каннабиса...
   Такое вот продолжительное вступление к проблеме праздников. Старых и новых, прошлых, настоящих и будущих. Праздники, они, как и все в этом мире, не только расцветают, но бывает, старятся, и даже умирают.
   Атмосфера хорошо раскрученного праздника окутывает извне, так сказать "ментально". Вот, по телевидению уже объявили "предрождественскую лихорадку" - рассказывают о привезенной в Берлин двенадцатиметровой елке и тому подобных вещах. Надписи "С Новым Годом" и елочные украшения замерцали в витринах универмагов, когда на дворе еще было начало ноября. Дело ясное: торговле чем больше праздников - тем жирнее прибыль. Газеты, радио и телевидение пачками исторгают сообщения на предпраздничные темы (может быть, проплаченные владельцами торговых центров?). Например, в Штатах посчитали, что на подарки-покупки только к одному Halloween'у американцы отваливают по 2,5 миллиарда своих, широко известных миру, денег.
   Канун Дня всех святых прежде отмечался в США, Канаде и на Британских островах, однако в последнее время вероломно пробрался уже и к нам в Россию. Говорят, у нас его принялись праздновать лишь некоторые "особо эстетствующие" граждане, но думается, дело не в этом. Многие политизированные торжества, вместе с государственной поддержкой лишились и популярности.
   А в студеную пору душа как-то особенно сильно требует праздника! Глянешь на градусник за окном - и вполне можно решить, что настала зима. Ветер, холодр-рыга, одна радость была, что октябрьский снег сошел, да вот сегодня опять начал сыпать. Здоровье колеблется в диапазоне от гриппа до бронхита, на природу не выберешься, репертуар театров в нашем городе лично меня, например, не вдохновляет. Да и отвыкли как-то часами просиживать в неудобных креслах, стиснутые по бокам мерно чавкающими соседями. Некомфортно. Вот и получается, что долгие темные вечера мы нередко проводим за столиком или за стойкой бара. Кому где нравится.
   Но вернемся все-таки к теме. Какие поводы выбирают люди для праздников?
   Как утверждает всеведущий Интернет, "...впервые Halloween стали отмечать древние кельты. Они верили, что люди после смерти отправляются в страну вечной молодости и радости. И в эту ночь традиционно исчезала граница между живыми и мертвыми. С вечера 31 октября на 1 ноября наступает кельтский Новый год, в древности широко отмечаемый язычниками Англии и Ирландии. В это время, по верованиям кельтов, князь смерти Самхайн отпускал на землю голодные души покойников, которые необходимо было встретить подобающим образом".
   То есть, имеет место быть еще одна возможность отметить Новый год.
   Новый год для многих из нас - это святое! При этом совсем неважно, Новый год по-европейски или Старый новый год по-русски, Новый год по восточному, китайскому или кельтскому обычаю - это Новый год! Вот и для меня Новый год был во девичестве самым любимым торжеством, хотя бы потому, что его длительность позволяла надежно выпадать из поля зрения родителей. Даже если я оставалась дома, в два часа они уже крепко спали и можно было творить все, что душеньке угодно.
   Однако несколько настораживает размножение "новых годов" до неконтролируемых пределов. Это притом, что и языческую Масленицу у нас многие помнят, и через костры в купальскую ночь кое-кто скачет. Но свое раскручивать отчего-то, как и прежде, не можем - проще воспринять чужое, уже кем-то раскрученное. Пассионариев маловато, что ли... Может создаться впечатление, будто нам теперь что католическое Рождество Христово, что демонический Halloween - все едино.
   "По представлениям британцев, накануне Дня всех святых, в ночь Halloweenа с 31 октября на 1 ноября вся нечисть особенно активна. Ведьмы садятся на метлы и летят на шабаш, черти беснуются, не дают покоя домовые и привидения. Не странно ли, что силы преисподней как бы мобилизуют свои силы накануне дня своеобразной мобилизации воинства христианского? В древности на эту ночь приходился древний кельтский языческий праздник. После крещения англов и саксов кельтские дохристианские божества объявлены нечистью, однако страха перед ними - как перед чертями традиционной христианской демонологии - у народа так и не возникло. Более того, добрые христиане сами пугают нечистую силу, переодеваясь ведьмами, вампирами, упырями, мертвецами, колдуньями".
   Не правда ли, напоминает события, описанные Гоголем в "Ночи перед Рождеством"? Новое - это хорошо забытое старое, а чем старше праздник - тем больше вокруг него загадочности и предрассудков. Что еще нужно для карнавала? Для веселья важен не столько повод, сколько непреодолимое желание повеселиться.
   Переходя к вопросу "а как, собственно, мы отмечаем праздники", поневоле вспоминаешь со школьных лет известное:
  
   Для пьянки есть такие поводы:
   Поминки, праздник, встреча, проводы,
   Крестины, свадьба и развод,
   Мороз, охота, Hовый год,
   Выздоровленье, новоселье,
   Печаль, раскаянье, веселье,
   Успех, награда, новый чин,
   И просто пьянка - без причин.
  
   Печально, конечно. Даже очень.
   Одна девушка в Интернете наваяла цельную страницу, во праведном гневе клеймя позором ставшие уже ритуальными тазики оливье, батареи бутылок и "жирные-прежирные торты".
   Излишествовать в праздники скверно. Как и в будни, впрочем - спору нет. Но инерция, накопленная во множестве кругов телесной жизни, неумолимо влачит нас по старому пути. Недостаток воображения, или напротив, отсутствие возможностей воплотить собственные буйные фантазии, раз за разом сталкивает на проторенную обывательскую дорожку "выпивка-закуска".
   Так какова альтернатива, достойная разумных существ, и в то же время способная гарантированно принести положительные эмоции?
   Выслушаем другую сторону...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"