Надыктов Александр Геннадиевич : другие произведения.

Сам по себе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   "Сам по себе" - "Korkoro".
   Недавно я получил громадное впечатление, несмотря на незнание французской и цыганской речи, от просмотра в Интернете кинофильма талантливого французского режиссёра Тони Гатлифа " Сам по себе", цыганское название которого - " Korkoro". Действие происходит во время второй мировой войны на территории оккупированной Франции. Показывается небольшой, румынский цыганский табор, к которому пристал бездомный французский мальчишка по имени Клод. Фильм очень тяжёлый. Но его надо всем смотреть. Его необходимо показать на российском телевидении. Ведь в современной России равнодушие, безразличие к людским судьбам захватило не только властных лиц, но и широкие массы населения. А это и есть благодатная почва для возникновения фашизма. Фильм тяжёлый, потому что тяжёлая судьба многострадального цыганского народа, красивого, талантливого, чистого душой народа. Всем нам надо понять, что ни один народ не может быть по-настоящему счастлив, если рядом находятся народности, претерпевающие унижения и оскорбления.
   Одна из центральных тем этого фильма - геноцид цыганского народа. Следует заметить, что фильм многоплановый. В нём несколько равнозначных переплетающихся тем: судьба цыганского табора, судьба одинокого мальчишки Клода и судьба цыганского скрипача Талоша. К каждой из них подходит определение - "Сам по себе", давшее название фильму. В каждой из этих судеб, если внимательнее присмотреться, открываются глубинные её пласты.
   Фильм поставлен необычно, оригинально. Режиссёр Тони Гатлиф, в венах которого течёт цыганская кровь, ещё раз продемонстрировал свою талантливость. На всём его протяжении показывается с разных ракурсов чудесная панорама природы, простора, где кочуют цыгане, в сочетании с постоянным движением людей, лошадей, цыганских кибиток. Сама камера не стоит на месте, она всё время в движении. Летящая на лошади красочная, со жгучими глазами, молодая цыганка, показанная крупным планом в своей стремительности, завораживает необычайным духом свободы и уносит зрителей в беспредельную даль, где всех ожидает Праздник души . Благодаря всему этому, одновременно происходит ощущение вольности и внутреннего напряжения. Великолепная игра актёров: их выразительные глаза, беспокойство лиц, предельная концентрация их внимания и чисто цыганский юмор приковывают зрителя. Я никогда в жизни не видел такого невероятного взрыва чувств души человека, как у героя фильма цыгана-скрипача Талоша, с его обалденным, захватывающим дух, экспрессионизмом. Бесподобная, заслуживающая самых высоких похвал, игра Джеймса Тьерре, к слову сказать, внука Чарли Чаплина, исполнившего роль Талоша. Многоплановость фильма не позволила режиссёру Тони Гатлифу развёрнуто представить образ, редко встречающийся, на мой взгляд, в литературе и кино, Талоша. Но и то, что удалось показать, приводит в состояние восторга от его выразительности. Талош представляется в фильме добрым, хотя, как считают, и несколько умственно отсталым взрослым человеком в цыганском таборе. Лично для меня Талош не является, как некоторые утверждают, "мужчиной-ребёнком". Он прекрасной души взрослый человек, сострадающий, жалостливый. Не случайно он назвал привязавшегося к табору мальчишку Клода, которого замечательно сыграл юный Матиас Лалиберте, - "Чёрро" (Бедняжка). При некоторой кажущейся, на первый взгляд, инфантильности, Талош, в моём представлении, умственно полноценный человек. Почему? На вопрос я отвечу вопросом, а почему мы, "умственно полноценные", создавшие смертоносное оружие, мы, убивающие всегда и повсеместно себе подобных, мы, равнодушно смотрящие, как миллионы людей голодают, мы, "умственно полноценные", уничтожающие природу, экологию Земли, что может в недалёком будущем привести к всемирной катастрофе, считаем людей, таких как Талош, умственно отсталыми?! Вот как раз, Талош и является умственно полноценным, а большинство, в том числе, пожалуй, и я, умственно отсталое. Ну, как же, с саркастической улыбкой мне скажут, удивляясь про себя моей инфантильности, экстравагантное поведение Талоша говорит само за себя. Дурачок, дескать, он и есть дурачок. Одним словом, мол, Талош юродивый. Но тогда почему российский народ ещё с древних времён считал юродивых людьми от Бога, видел в их поступках глубокий смысл, прислушивался к их мнению? А не принимают ли люди, типа Талоша, преднамеренно личину юродивости? Спросят, а какой резон в этом? Дело в том, что человек, выступающий, как шут, избавляет себя от проклятий толпы (с дурачка спрос-то мал), часто сохраняет тем самым себе жизнь. Кто может доказать, что Талош не притворялся быть умственно отсталым? А если он притворялся? Ещё Жан де Лабрюйер писал: "Вы оставили человека в дураках, и довольствуетесь этим. А если он притворился, то кто из вас глупее?". Одна образованная дама ответила мне в LiveJournal, что Талош не притворялся. Ну, хорошо, он не притворялся. Он был самим собой. Но разве это даёт нам основание считать себя значительнее его? Да, жизненные, социальные обстоятельства так сложились, что Талош не получил необходимый для его возраста интеллектуальный уровень: он пробует, например, на вкус школьный мел. Ну, и что?! Плевать, грубо выражаясь, на интеллектуализм. Лишь бы у человека душа была. А Талош её имел. Он жил, а не существовал, как существуют миллионы людей. В своей жизни я тесно общался с людьми, имевшими узкий диапазон эрудиции и не блиставшими глубоким интеллектом. Некоторые из них, пожалуй, и не прочитали ни одной книги. Но для меня они были уважаемыми людьми, потому что хорошо, со знанием дела выполняли свою работу и были высоко душевными. А умели ли они читать и писать, как я понимаю, принципиально не имеет значения для окружающих. В индустриальном обществе, где происходит компьютеризация душ, становится, к сожалению, всё меньше теплоты в человеческих отношениях. Для меня Талош привлекательный, умственно полноценный человек, рядом с которым не чувствуешь "цивилизованной" тесноты, рядом с которым дышится легко, а жизнь становится интереснее. В конце фильма Талош , обращаясь к своему собрату, который, как и все, впрочем, в таборе, пытался избавиться от беспризорного мальчишки , коротко о Клоде сказал: "Он мой, мой брат". И он это сказал вопреки мнению табора, вопреки большинству, вопреки обществу, вопреки толпе. Какой же добротой, жалостью к человеческой судьбе и силой духа надо обладать, чтобы не побояться быть отвергнутым, чтобы жить в обществе и в тоже время быть самим по себе?!
   Заканчивая писать эту статью, я повторно посмотрел "Korkoro", но уже с субтитрами, которые лишь уточнили некоторые его сцены. Повторный просмотр позволил рассмотреть некоторые их детали, придающие фильму ещё большую пронзительность. Например, острее воспринимается сцена возвращения Талоша к своей семье, мучительно, с тревожным беспокойством ожидающей его. Перехватывает дыхание, видя эту чрезвычайно волнующую встречу. С самого начала фильма до последних секунд музыкальное его сопровождение чуть ли не выворачивают душу зрителю. Фильм заканчивается на грустной музыкальной ноте, показывая одинокие, осиротевшие цыганские кибитки. Казалось бы, вот и конец грустной истории, как вдруг неожиданно на фоне большой беды произносятся слова, придавшие особую, пиковую значимость режиссёрскому замыслу Тони Гатлифу: " Счастья вам, остальные!". После этих, наполненных вековой мудростью, слов дальнейшие комментарии к фильму "Сам по себе" не только не имеют никакого значения, но и становятся лишними. Есть такие моменты в человеческой жизни, когда необходимо только молчать, глубоко размышляя про себя о самом истинном и сокровенном в этом сложном, трудном, противоречивом, драматичном, трагичном, но прекрасном мире. Счастья вам, остальные!
   Александр Надыктов.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"