Надыктов Александр Геннадиевич : другие произведения.

Ещё Раз О Шукшине И О Нашей Жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
   ЕЩЁ РАЗ О ШУКШИНЕ И О НАШЕЙ ЖИЗНИ.
  
  
   Василий Шукшин, талантливый русский писатель, актёр, режиссёр, был бы в весьма почтенном возрасте. Ему было бы уже за 80 лет. Через творчество этой яркой личности объёмно и глубоко выражался и выражается огромный внутренний мир многих наших соотечественников: их думы, заботы, волнения и радости.
   За сравнительно короткий период творческой деятельности Василий Шукшин оставил значительный след в русской литературе, в киноискусстве, в духовном становлении большой части нашего общества. Эта исключительно одарённая личность неожиданно вошла, а точнее сказать, стремительно ворвалась в число тех, кто представляет собой национальную гордость русского народа.
   В чём же феномен Шукшина? Почему его творчество имело мощный общественный резонанс? Да и сейчас интерес к его произведениям продолжает иметь место. Более того, в постсоветское время его творчество приобретает ещё большую остроту и новую значимость. На мой взгляд, его уникальность объясняется редким сочетанием в одном человеке природной интеллигентности с высоким художественным дарованием. Возможно, такая трактовка может показаться неубедительной. И это было бы так, если под интеллигентностью понимать только элементарную воспитанность и образованность человека. Но настоящая интеллигентность намного объёмнее этого понимания. Сам Шукшин на этот счёт высказывался так: " Интеллигентный человек. Это ответственное слово. Это так глубоко и серьёзно, что стоило бы почаще думать именно об ответственности за это слово. Начнём с того, что явление это - интеллигентный человек - редкое. Это - неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется - для созвучия - "подпеть" могучему басу сильного мира всего, разлад с самим собой из-за проклятого вопроса
   " что есть правда?", гордость... Неизбежное, мучительное. Если всё это в одном человеке - он интеллигент "
   На фоне так называемого застойного периода такое толкование выглядело неординарным, рельефным. Сейчас же, скажем так, в эпоху цинизма оно воспринимается многими, кто преуспел набить себе карманы деньгами, сколотить целое состояние, грабя народ, не только иронично, но и с наглой язвительностью. Всем нам следует прислушаться к этим мудрым словам Шукшина, который, как глубоко совестливый человек, не мог мириться с теми порочными нравами, что проявлялись в реальной жизни. Его творческая деятельность будила, тормошила общество. Протестуя против злобы и хамства, душевным криком отозвалась его фраза: "Жить противно, жить неохота, когда мы такие".
   Почему его творчеству постепенно, нехотя, со скрипом, но всё же, открывались двери? Причин тому несколько. На первый взгляд, безобидные, лишённые социальной активности литературные произведения Шукшина, героями которых были люди странные, чудаковатые, этакие балагуры, желающие прихвастнуть и приврать, устраивали разного рода цензоров, которых больше беспокоила диссидентская литература. Таким образом, бравада и бесшабашность героев Шукшина как бы уводила, как казалось некоторым, от социальных акцентов. Смышлёный русский мужик с незапамятных времён любил выдавать себя за простодушного дурачка. Умный писатель Шукшин со своими чудиками обвёл вокруг пальца литературно - критических и идеологических стражников.
   Конечно, учитывался интерес к творчеству художника и со стороны первых лиц государства. Например, Л. И. Брежневу фильм "Калина красная" очень понравился. Говорят, что на его просмотре он даже прослезился. Все эти обстоятельства вместе с его, несомненно, большим дарованием и позволили Шукшину увереннее раскрывать свои творческие возможности и планы.
   С невероятной работоспособностью создавал он свои литературные произведения, ставил фильмы, успешно исполнял актёрские роли. Чётче стали выражаться и социальные аспекты его художественных работ, в чём убеждает повесть "До третьих петухов". Глубоко осмысливая жизнь, идя от высоких нравственных начал своего народа, с беспокойством наблюдая усиливающие тенденции нравственного упадка, душевную чёрствость и плесень определённой части общества, которые достигли в наше время своего пика, Шукшин с горечью спрашивал: "Что с нами происходит?" Не зря писатель с беспокойством задавал этот вопрос. Если бы общество уже тогда очнулось, то того невероятного безобразия, которое мы сейчас ощущаем, разумеется, не было бы.
   Подойдя к своему зрелому периоду творчества, Шукшин касался чрезвычайно актуальных проблем, вопросов нравственности и культуры, психологии общества и личности. Если внимательно проследить за литературным творчеством писателя, то чувствуешь, особенно в последних его работах, мощный взрыв негодования, страстный протест против бюрократизма, педантично и хладнокровно разъедающего души людей, против авторитарной системы, которая подминает под себя значительную часть общества.
   В окружении своих героев Василий Шукшин шёл к нам с думами и радостями, щедро делясь душевной теплотой. В людях со светлыми душами он видел надежду и опору в этом сложном и противоречивом мире. Герои Шукшина - это простые люди, которые постоянно находятся в трудном поиске счастья, не теряя чуткости и совестливости, чем они и привлекают наше внимание. Именно на этих качествах основываются нормальные, добрые человеческие отношения, которые стали всё реже встречаться в нашей стране. Государственная власть в лице бездарных, высокомерных, грубых представителей своим казарменным окриком и тупыми приказами, унижая и оскорбляя, изуродовала души многих людей, породила громадную толпу "шариковых", создала дефицит доброты и порядочности. Именно такая власть, поддерживаемая молчаливым большинством, и развалила нашу Родину - Советский Союз. Не потому ли персонажи в рассказах Шукшина выглядели для некоторых чудаками, странными людьми, что не вписывались в стереотип толпы? Некоторые из "чудиков", не зная способов доказать свою нормальность, отчаивались и бежали в винный магазин, чтобы вместе со спиртным дурманом выплеснуть горестную обиду на социальную несправедливость. Потому-то и ухватился Шукшин за ассоциативный образ Стеньки Разина уже в начале своего творческого пути, чтобы выразить своё неприятие командно - бюрократической системы управления государством. Через историческую ретроспективу романа "Я пришёл дать вам волю" писатель касался жгучих проблем современности. В этом произведении прослеживается мысль о том, что борьбу против деспотизма власти, плебейского послушания могут возглавить только яркие, свободолюбивые личности, ставящие судьбу народа выше своей жизни. Нужен особый характер Разина, Шукшина, чтобы всколыхнуть общество против всей мерзости нашей жизни. Искромётность Шукшина, несомненно, влияла на образы его героев, придавая им удивительную колоритность и привлекательность. Через творчество этого художника видна страстная, открытая, светлая душа подлинно русского человека.
   Мы отдаём должное и совестливости этого художника, который испытывал всегда чувство неловкости, стыда перед добропорядочными людьми, которых унижают и оскорбляют. В стране, где процветают хамство, воровство, разбой, где мерзость становится атрибутом высокой материальной обеспеченности, всё меньше людей представляют свой народ, всё более увеличивается толпа с жадностью, безумием, равнодушием и агрессивностью в глазах. Почти сорок лет назад Шукшин писал: "Страшно и противно стало жить, не могу собрать воедино мысли...Душа трясётся...Что с нами происходит?". А чтобы сейчас он сказал?! Как нам жить в стране бессовестных политиков, ненасытных миллионеров, миллиардеров, всякого рода дельцов и проходимцев, зажравшихся чиновников, в стране многочисленных бандитов, воров, жуликов, алкоголиков, наркоманов, проституток, тунеядцев, нищих? И только, пожалуй, люди с неподдельной добродетелью, испытывающие стыд за все гадости, что происходят в обществе, перед детьми, перед миром, перед Богом, а к ним относился и Василий Шукшин, вселяют нам надежду и веру.
   Благодаря этим светлым душам, скажем прямо, ещё есть желание жить в России. Ибо без них конец нормальной жизни в России. Вспоминаются из сатирической повести Василия Шукшина "А поутру они проснулись..." слова одного персонажа, Гришакова: " Конец, понимаете? Дальше я буду притворяться, что живу, чувствую, работаю...".
  
  
   Александр Надыктов.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"