Взвод наш был обычным, ни первым и не последним. И взводный - подстать своим подчиненным. "Высовываться" не любил, в отстающих не ходил. Некоторым из нас, наиболее горячим, в минуту откровения, иногда по-отечески говаривал:
- Не лезь добровольцем, первым, ни дери глотку. Но когда прижмет, деваться некуда, вот тогда и показывай свой героизм, патриотизм, умение.
Так и служили мы под его началом, придерживались основных солдатских "заповедей", и надо сказать, порой они нас здорово выручали, помогая избегать лишних проблем.
Нас учили. Командир потихоньку открывал нам премудрости солдата-пехотинца. И как-то само собой получалось, что то, что, действительно, могло пригодиться в бою, то учили, а вот политзанятия - всерьез не принимали. Молодыми мы были, но видели, что живет народ по двойной морали: одно говорит, другое думает и третье делает. Вот и мы начинали жить как "отцы". Политучеба была нудная и пустая. Нас мало интересовало, кто входит в Политбюро, что решила Партия на очередном пленуме. Мало интересовали дела коммунистов Гваделупы и что спички в Парагвае подорожали на 12%. Не очень нам хотелось слушать и геройские биографии престарелых дедов-маршалов, генералов, их звания и должности.
Но вышло так, что однажды в часть нагрянула с проверкой высокая комиссия. Проверяли все. Больше всего, как ни странно, проверяющие уделяли внимания политико-воспитательной работе. Узнав об этом, наш отец-командир пришел в волнение. Начал в пожарном порядке ликвидировать отставания. Он здорово нервничал, так как знал насколько мы "подкованы" в политике. Когда он в конец растерялся, поняв, что провал неминуем, кто-то из солдат-старослужащих, не то в шутку, не то всерьез, предложил выход, казалось бы из безвыходной ситуации.
- Товарищ лейтенант, обратился один из них к командиру, - давайте сделаем так. Когда на занятия придет проверяющий, вы будете вести занятие. Когда надо будет вызвать кого-то отвечать, задайте вопрос и спросите, кто хочет отвечать? А мы, те, кто знает ответ, поднимет правую руку, а кто не знает - левую. А вы уж ориентируйтесь сами, кого вызывать.
Предложение было принято в начале как шутка, над ним посмеялись, а потом, поразмыслив, посоветовавшись, решили, что это, действительно, выход. Так и порешили.
Настал день проверки. В учебном классе появился проверяющий, какой-то политработник с полковничьими погонами. Поначалу все шло как по запланированному. Установилась спокойная рабочая обстановка. Ребята активно участвовали в занятии. Судя по выражению лица проверяющего, занятие ему понравилось. Когда оно уже подходило к концу, полковник не удержался и решил сам задать несколько вопросов.
И он задал вопрос. Я не помню, что он спросил, запомнился только взметнувшийся вверх лес рук. Но все руки на этот раз были... левыми!
Проверяющий спросил ближайшего к нему солдата, поднявшего руку. Тот встал и не смог произнести ни слова. Полковник спросил следующего, опять ничего. Он недоумевал, продолжая поднимать одного за другим ребят, тянувших левые руки, но никто из них так и не смог ответить на заданный вопрос. Наконец, проверяющий, не понимая в чем дело, не выдержал и задал еще один вопрос:
- Если не знаете ответа, чего поднимаете руки?
В ответ опять взметнулся лес левых рук...
08.08.1996г.
Одесса
Анатолий Антонович МЕЛЬНИК
P.S. Если Вы прочитали притчу, и она Вам понравилась, оставьте отзыв, или хотя бы,
нажмите кнопку оценки.
А еще, если не трудно, разместите ссылку у себя в блоге
или отправьте ее друзьям.
* Перепечатка текста - с уведомления
автора и размещением авторской строки: