Эктропия
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
М.М. ЯЗМИР.
ЭКТРОПИЯ.
(Размышления о некоторых особенностях устройства мира людей).
Маалот. 2014.
Оглавление.
Аннотация... 4
Предисловие... 5
1.Коротко о некоторых экологических понятиях... 8
2.Об экологии человека... 10
3.Особенности отношений человека и среды, эктропия... 14
4.К истории становления эктропных систем... 22
4.1. Происхождение человеческих сообществ... 22
4.2. Дальнейшее развитие... 26
4.3. Европейские шаги в науке и промышленном развитии... 30
5. Эктропное копирование экологических процессов... 34
5.1. Эктропное производство первичной продукции... 36
5.2. Эктропное производство вторичной продукции... 39
6.Человек- движущая сила эктропии... 41
6.1. Специализация людей... 41
6.2. Личная свобода человека и ее значение в эктропии... 43
6.3 Умственная работа и умственная продукция... 46
6.4. Человек и эктропная среда... 48
7.Эктропный круговорот химических элементов и энергии... 51
7.1. Особенности эктропного круговорота вещества... 51
7.2. Формирование эктропных биокосных систем... 52
7.3. Эктропные особенности извлечения и передачи энергии... 53
7.4. Эктропное развитие информационных систем... 54
8.Духовное развитие вэктропии... 56
8.1 Первобытное верование... 56
8.2. Многобожие- поиски предназначенности человека в природе... 58
8.3. Монотеизм- идея о главенстве человека в природе... 59
8.4. Атеизм... 61
8.4.1. Проблема соотношения естественного и рационального...61
8.4.2. Атеизм- основа рационального понимания окружающих явлений...63
8.5. Происхождение и развитие этического чувства... 64
8.6. Спиритосфера- необходимая часть эктрописферы... 70
9.Эктропная неравномерность устройства общества... 72
9.1. Миграция людей... 75
9.2. Консерватизм эктропосистем и исламская угроза... 78
9.3. Поведение людей... 79
10.Демография... 80
10.1. Экологический взгляд на демографию людей... 81
10.2. Эктропное понимание проблем демографии... 86
11.Стихийные процессы природы и разум... 92
12.Учение о ноосфере. Проблема эволюции эктропии... 95
12.1. Концепция учения о ноосфере... 95
12.2. Будущая эволюция эктропии... 97
12.3. На пути к мировому разуму... 99
Приложение 1. Заключительные заметки...100
Приложение 2. Поиски идеи объединения людей... 105
Приложение 3. Понятия прогресса и регресса вэктропии.
..... 107
Приложение 4. Эктропное понимание соотношения
индивидуальной свободы и социальной роли человека... 109
Приложение 5. Проблема разоружения...... 113
Приложение 6. Эктропные особенности современного
великого переселения народов..... 114
Приложение 7. Ошибка Абамы..... 116
Приложение 8. Эктропное строение ООН .... 117
Приложение 9. Интернет. Соцсети. Эктропия .... 117
Приложение 10. Конец Мира? 117
Приложение 11. Соревнование арабов и евреев за владение
Израилем... 121
Приложение 12. Глобализм и эктропия... 122
"Недостаточно, чтобы мысль стремилась к воплощению в действительность, сама действительность должна стремиться к мысли". Ф. Меринг.
"Я думаю, что человек- это мир, который иногда стоит любых миров".
Амедео Модильяни.
"... между двумя народами такое же точно различие, как между двумя столетиями". Проспер Мериме.
Эктропия. (Размышления о некоторых особенностях устройства
мира людей).
Аннотация.
Начиная с В.И. Вернадского, открывшего важную роль человека в превращениях биосферы, проблема влияния человека на окружающее его пространство и на самого себя стало интересовать многих исследователей. Теперь и философы(Лазарев, 2009) стали рассматривать человека и человеческое как особую реальность.
Принципиальное значение человека в том, что он с древнейших временпошел не по пути приспособления к постоянным изменениям окружающей среды,а путем преобразования самой среды для своих целей. Этот важнейший и давно установленный процесс, которыйдо сих пор оценивался недостаточно, выделяется в качестве особого класса явлений- эктропии.
В отличие от природных, эктропные процессы происходят спостоянным постижением Человеком устройства окружающего мира
и нарастанияобособления человеческих популяций от естественной экосистемы.
Человек в своей деятельностивынужденкопировать изученные имособенности природныхобъектов, структур и процессов и формировать из них новые, теперь искусственные,формы и процессы, привлекая для этого детали и системы из окружающей среды. Образованные человеком структуры, таким образом, уже не могут считаться собственно экологическими, и выделяются как особые эктропные образования.
Предисловие.
После революции, произведенной Чарльзом Дарвином в биологии,
Пришлось заново, поставить и решать биологическую проблему происхождения людей. Появились идругие вопросы, которые обсуждаются по сегодняшний день. Это проблемы эволюции человека,эволюции его нравственности, предела численности людей, сохранения или перемешивания рас /вопросами происхождения цвета кожи людей интересовался еще Ч. Дарвин/, взаимовлияния естественной природы и человека и многие другие...
Новые возможности понимания человека в связи с его отношениями и связями с окружающим миром живой и неживой среды возникли с введением в 1866 году Эрнстом Геккелем понятия экологии. Сегодня
экология развилась в сложную системную науку. Одним из ее направлений стал раздел по экологии человека.
Широко освещаемой в мире является концепция В.И. Вернадского о биосфере и постепенном превращении биосферы в ноосферу, то есть сферу разума. Последователи Вернадскоговыдвинули теперь уже многочисленные социальные варианты развития сферы разума- социально-экологического и социально-генетического развития людей. Сапуновым (2007), в частности, был опубликован т.н. социально-биологический подход к возможному решению глобальных проблем современности.
Обращает на себя внимание особаяэкологическаясамостоятельность людей, которая не могла не сказаться на истории их социального, промышленного идуховного развития. Люди, как свидетельствует история, поэтапно и целенаправленноформируют действительностьпо образу и подобиюоткрываемых икопируемыхзаконов природы,в том числе экологических. Согласно Леви-Строссу (2001), на всех стадиях развития человечества егостремление к познанию окружающего мира являлось основным стимулом человеческой деятельности.
По мере развития отношений с окружающей средой, люди сами изменяются как физически, так и духовно. Более того, Люсьен Леви-Брюль (1980) полагал, что разным типам общества и разным эпохам присущи разные типы мышления.
С определенного исторического этапа люди начиналинуждаться в понимании устройства и происхождения того мира, в котором они живут, а также и самих себя. Вот тогда возникали поиски решения многочисленных духовных проблем феномена жизни в религии, философии, математике, экономике, строениивещества, тайнахэнергии, глубинахкосмоса, вообще в проблемах Науки с ее терминологией и влиянием...
Особенности Мира Человека включают разнообразие исторических судеб людей, когда народы становятся то победителями, то побежденными; то достигают высокого уровняпонимания законов природы, производства и благосостояния, то, как иные общества, отстают на столетия и, даже сегодня, остаются на уровне каменного века.
Может быть, именно углубление понимания экологической особенности прихода человека в биосферу, поможет найти выход из противоречий разных цивилизаций, выход из сложных духовных ситуаций?
В конце концов человек должен, наконец, осознать себя в качестве феномена не только мыслящей о себе материи, но иконструктора и строителя особой экосистемы. Мало того- ему пора увидеть в окружающем пространстве кирпичи того здания, которое он уже возводит сам!
Автору важно отметить, что человек в силу особенностей своего развития, издревле начал сокращать свое участие в общей биологической(экологической) борьбе за существование и, вместо приспособления к окружающей среде, стал ее осознаватьи приспосабливатьдля себя.Вместе с тем, людям пришлось и самим приспосабливатьсяк создаваемой имидействительности.
Базируясь на этой исходной идее, можно увидетьэволюциюне только гигантскихдостижений, но ипотерь человека. Возникла необходимость его принципиального самоограничения, достижения своего рода"договора" с естественным миром биосферы для установления своих биологических ограничений.
Предощущение нарастающей проблемы фиксируется не только впессимизме экологов, но также в предвидении трагических событий творческой элитой. Годфри Реджио, американский кинодокументалист, увидел "Конец Мира" в самом факте того, что человек начал жить технологией, а не только пользоваться ею.
Как столкновение качественно различных форм движения материи (природной и социальной), рассматривает Т.В. Борзова(2005) так называемый феномен глобального антропогенного экологического кризиса.
Целых четыре сценария "Конца Света" предвидит в развитии человечества и знаменитый астрофизик Стивен Хокинг. Кроме гибельных последствий ядерной войны и глобального потепления, ученый называет искусственный интеллект и искусственные вирусы...
Для изложения поставленной для себя проблемы- проследить последствия человеческого преобразования природы для себя, я столкнулся с сопротивлением трех противников: с ограниченностью своих знаний,с недостатком"отведенного мне"времени,с гороподобностью и беспредельной многоаспектностью материала, что требует активной совместной работы многих специалистов.
Но, с другой стороны- очень интересно, очень. Если не я, то кто же? Нужно ли ждать "чужого дядю" специалиста, универсального уникума, намерения которого идеально совпадут с мыслями автора?Только для того, чтобы изложить общую идею предчувствия механизма некоего антропогенного процесса?Вот почему, я почти избегаюсовершенно необходимого для подобных работ фактологического и понятийно-терминологического аппарата доказательств и ограничиваюсь общими доводами и лишь незначительным числом примеров.На этом пути я могу нечаянно высказать (в качестве своих) идеи из непрочитанных мною работ. Надеюсь, их авторы простят эту ненамеренную оплошность. Подобное совпадение должно только помочь поиску истины, но не определению приоритета.
Ссылки.
Борзова Т.В. Феномен глобального антропогенного кризиса: социально- философский анализ. Автореферат кандидатской диссертации. М.2005.
Вернадский В.И.Биосфера и ноосфера. М. 2002.
Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора..., СПБ, "Наука", 1991.
ГеккельЭ. Generelle morphologie d, Organismen. 1866/
Лазарев В.Ф. Новый взгляд на философию ХХ1 века. Уч. Зап. Таврического нац. Университета им. В.И. Вернадского. Сер." Философия, Социология". Т. 22(61). N1, 2009. С.3-14. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.2012.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М. 2001.
Сапунов В.Б.Экология человека. СПБ: РГГМУ, 2007.
Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПБ. 1995.
Предисловие.
После революции, произведенной Чарльзом Дарвином в биологии,
Пришлось заново, поставить и решать биологическую проблему происхождения людей. Появились и другие вопросы, которые обсуждаются по сегодняшний день. Это проблемы эволюции человека, эволюции его нравственности, предела численности людей, сохранения или перемешивания рас /вопросами происхождения цвета кожи людей интересовался еще Ч. Дарвин/, взаимовлияния естественной природы и человека и многие другие...
Новые возможности понимания человека в связи с его отношениями и связями с окружающим миром живой и неживой среды возникли с введением в 1866 году Эрнстом Геккелем понятия экологии. Сегодня
экология развилась в сложную системную науку. Одним из ее направлений стал раздел по экологии человека.
Широко освещаемой в мире является концепция В.И. Вернадского о биосфере и постепенном превращении биосферы в ноосферу, то есть сферу разума. Последователи Вернадского выдвинули теперь уже многочисленные социальные варианты развития сферы разума- социально-экологического и социально-генетического развития людей. Сапуновым (2007), в частности, был опубликован т.н. социально-биологический подход к возможному решению глобальных проблем современности.
Обращает на себя внимание особая экологическая самостоятельность людей, которая не могла не сказаться на истории их социального, промышленного и духовного развития. Люди, как свидетельствует история, поэтапно и целенаправленно формируют действительность по образу и подобию открываемых и копируемых законов природы, в том числе экологических. Согласно Леви-Строссу (2001), на всех стадиях развития человечества его стремление к познанию окружающего мира являлось основным стимулом человеческой деятельности.
По мере развития отношений с окружающей средой, люди сами изменяются как физически, так и духовно. Более того, Люсьен Леви-Брюль (1980) полагал, что разным типам общества и разным эпохам присущи разные типы мышления.
С определенного исторического этапа люди начинали нуждаться в понимании устройства и происхождения того мира, в котором они живут, а также и самих себя. Вот тогда возникали поиски решения многочисленных духовных проблем феномена жизни в религии, философии, математике, экономике, строении вещества, тайнах энергии, глубинах космоса, вообще в проблемах Науки с ее терминологией и влиянием...
Особенности Мира Человека включают разнообразие исторических судеб людей, когда народы становятся то победителями, то побежденными; то достигают высокого уровня понимания законов природы, производства и благосостояния, то, как иные общества, отстают на столетия и, даже сегодня, остаются на уровне каменного века.
Может быть, именно углубление понимания экологической особенности прихода человека в биосферу, поможет найти выход из противоречий разных цивилизаций, выход из сложных духовных ситуаций?
В конце концов человек должен, наконец, осознать себя в качестве феномена не только мыслящей о себе материи, но и конструктора и строителя особой экосистемы. Мало того- ему пора увидеть в окружающем пространстве кирпичи того здания, которое он уже возводит сам!
Автору важно отметить, что человек в силу особенностей своего развития, издревле начал сокращать свое участие в общей биологической(экологической) борьбе за существование и, вместо приспособления к окружающей среде, стал ее осознавать и приспосабливать для себя. Вместе с тем, людям пришлось и самим приспосабливаться к создаваемой ими действительности.
Базируясь на этой исходной идее, можно увидеть эволюцию не только гигантских достижений, но и потерь человека. Возникла необходимость его принципиального самоограничения, достижения своего рода "договора" с естественным миром биосферы для установления своих биологических ограничений.
Предощущение нарастающей проблемы фиксируется не только в пессимизме экологов, но также в предвидении трагических событий творческой элитой. Годфри Реджио, американский кинодокументалист, увидел "Конец Мира" в самом факте того, что человек начал жить технологией, а не только пользоваться ею.
Как столкновение качественно различных форм движения материи (природной и социальной), рассматривает Т.В. Борзова (2005) так называемый феномен глобального антропогенного экологического кризиса.
Целых четыре сценария "Конца Света" предвидит в развитии человечества и знаменитый астрофизик Стивен Хокинг. Кроме гибельных последствий ядерной войны и глобального потепления, ученый называет искусственный интеллект и искусственные вирусы...
Для изложения поставленной для себя проблемы- проследить последствия человеческого преобразования природы для себя, я столкнулся с сопротивлением трех противников: с ограниченностью своих знаний, с недостатком "отведенного мне" времени, с гороподобностью и беспредельной многоаспектностью материала, что требует активной совместной работы многих специалистов.
Но, с другой стороны- очень интересно, очень. Если не я, то кто же? Нужно ли ждать "чужого дядю" специалиста, универсального уникума, намерения которого идеально совпадут с мыслями автора? Только для того, чтобы изложить общую идею предчувствия механизма некоего антропогенного процесса? Вот почему, я почти избегаю совершенно необходимого для подобных работ фактологического и понятийно-терминологического аппарата доказательств и ограничиваюсь общими доводами и лишь незначительным числом примеров. На этом пути я могу нечаянно высказать (в качестве своих) идеи из непрочитанных мною работ. Надеюсь, их авторы простят эту ненамеренную оплошность. Подобное совпадение должно только помочь поиску истины, но не определению приоритета.
Ссылки.
Борзова Т.В. Феномен глобального антропогенного кризиса: социально- философский анализ. Автореферат кандидатской диссертации. М.2005.
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М. 2002.
Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора..., СПБ, "Наука", 1991.
ГеккельЭ. Generelle morphologie d, Organismen. 1866/
Лазарев В.Ф. Новый взгляд на философию ХХ1 века. Уч. Зап. Таврического нац. Университета им. В.И. Вернадского. Сер." Философия, Социология". Т. 22(61). N1, 2009. С.3-14. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.2012.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М. 2001.
Сапунов В.Б. Экология человека. СПБ: РГГМУ, 2007.
Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПБ. 1995.
2. Об экологии человека.
Биологи и экологи не оставляют попыток предложить некую целостную картину экологии человека, каждый раз натыкаясь на проблему соотношения в этом понятии биологической, социальной и духовно-созидательной сторон Мира Человека.
Уже Карл Линней, который первым включил человека в свою "Систему животных", определил видовые особенности человека
(Homosapiens- человек мыслящий)не столько по анатомии и биологическим особенностям, сколько по интеллектуальным способностям человека.
Сегодня экология человека рассматривается и как часть общей экологии, и как комплексная эколого- социально- экономическая отрасль знаний, когда все социальные, экономические и природные условия развития человека рассматриваются как одинаково важные (В интернете: dvo.sut.ru/libr/eibzd/i154vzde/chel).
Экология человека сегодня это научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей средой (В интернете:ecology-portal.ru/pull/11-1-0-461). В ней выделяется ряд направлений, в частности:
-биологическая экология, которая изучает особенности строения и жизнедеятельности организма людей, проживающих в разных экологических условиях;
-социальная экология, которая исследует влияние на человека и его здоровье условий жизни общества- политики, экономики, культуры;
-прикладная экология, которая посвящена охране окружающей среды.
В другом варианте (См. в интернете: Humanecology.ru) отмечается, что представители различных направлений и наук, нередко вкладывают в понятие "экология человека" разное содержание:
- С позиций биологии и генетики, например, первоочередное внимание уделяется развитию и становлению человеческих популяций в конкретных экологических условиях, адаптации к изменяющимся условиям существования, демографии и естественной динамики человеческих популяций.
- Очень часто экология человека рассматривается с позиции гигиены и профилактической медицины.
- Основой новой концепции стал так называемый холистический, т.е. целостный подход. Холистический подход используется для того, чтобы повысить потенциал человеческой личности в рамках ее ближайшего окружения- одежды, семьи, жилища и т.п.
В таком же духе высказываются и другие авторы. В частности,
экология человека(См. в интернете: humanecology.academic.ru) трактуется как наука для определенияхарактера и направленности воздействия среды на жизнедеятельность людей, а также ее влияния на человека.Объект ее изучения- сложная природно- социально- демографическая территориальная система-антропоэкосистема.
В последнее время экологами развивается новая особая позиция о несводимости экологии человека к экологии животных. Так Владимир Антонов (2007) в статье об экологии человека в многомерном пространстве пишет: "Ведь человек- не только тело, но- прежде всего сознание. И обитает человек во взаимодействии не только с воздухом, водой, землей, другими людьми, животными, растениями, микробами, вирусами... Но еще с невоплощенным индивидуальным сознанием (духами людей и животных). И также- что самое важное из всего- с Богом."
С.В. Чебанов(Гуманитарный экологический журнал. Вып.1 . 2001) видит вид Гомо сапиенс с религиозной точки зрения как биологический субстрат, на котором оптимальным образом реализуется психическая, социальная, культурная и духовная сущность собственно человека. По мнению исследователя, полиморфизм человека формируется под воздействием сознания. Оно оказывает влияние не только на особенности развития собственного тела, но также на применениеразличных предметов, используемых человеком. Таков, например, так называемый "полиморфизм" одежды.
Проблема человеческой "особости" и уязвимости перед последствиями своей собственной преобразовательной деятельности была поднята Н.А. Кармаевым (2001).
Однако, в наиболее последовательном иконцентрированном виде отрицательные особенности экологии человека рассмотрены проф. В.В. Хаскиным(2007). Согласно ему, во-первых, если человека рассматривать как крупное млекопитающее животное, тоон единственный, кто живет"в неволе",в созданной им самим искусственной среде(! М. Я.).
Во-вторых, люди на четыре порядка превысили ту численность, которая им присуща по биологическим законам. Население Земли продолжает быстро увеличиваться со скоростью 200000 человек в день. Естественно спросить,что происходит с качеством людей при таком нарастающем количестве?
В-третьих, природа неожиданно столкнуласьс крайним видовым монополизмом крупного конечного консумента (? М.Я.)потребителя органических ресурсов. Это противоречит системной структуре биоты биосферы, поскольку миллиарды лет для всего живого на Земле существовали условия конкурентных ограничений, в том числе- своего рода прожиточный максимум.
В-четвертых, экспансия людей происходила и продолжается за счет прогрессирующего уничтожения многих организмов.В результате человечество пришло к глобальному 30-процентному по биомассе и продуктивности угнетению биосферы.(Угнетение продуктивности биомассы относительное, так как нужные человеку организмы прогрессивно увеличиваются в числе! М.Я.) На этом фоне быстро разросся комплекс отрицательных социальных и медицинских факторов угрожающих благополучию людей, что накладывает ограничение на перспективы цивилизации...
Своеобразно рассматривает экологические проблемы человечестваВ.Б.Сапунов. Он отмечает глубину конфликта между человеком и природой, так как человек пошел по пути создания материальной культуры и стал противостоять природе.
Исследователь, вместе с тем,твердо стоит на дарвинистской позиции уравновешенности биологических и социально- биологических человеческих процессов. Состояние развития Гомо сапиенс как биологического вида в целом, как он полагает,является удовлетворительным, так какпо Сапуновуесть только один дарвинистский критерий процветания вида- его численность
(М.Я.!). Однако возможные глобальные катастрофы, могущие резко уменьшить население Земли, становятся все более вероятными. Поэтому абстрактная охрана природы должна смениться конкретно разработанной стратегией рационального природопользования.
Наиболее фатальной, по мнению Сапунова, выглядит судьба человечества в случае мировой ядерной войны. Ее предотвращение остается важнейшей глобальной проблемой, стоящей перед человечеством. Менее трагическим с точки зрения этого ученого выглядит концепция демографического кризиса. По его мнению,численность людей на земном шаре связано сзаполнением имсвоей экологической ниши(? М.Я.) истабилизируется на уровне 9-10 миллиардов человек.(В этом утверждении проблематично само понятие об экологической нише человека. Оно отражает чисто "экологистский" подход к проблеме, так как свою нишу человек определяет и строит сам! Это не соответствует дарвинистскому взгляду на развитие видов.М.Я.)
Итак, взгляды исследователей на экологию человека различаются. То они группируютсявокруг принципа неотделимости человека от окружающей экологической пирамиды, хотя этому противоречат нарушения, перечисленные В.В. Хаскиным. Тоизвестные особенности поведениячеловека рассматриваютсялибо как трагические из-за последствий нарушения налаженного порядка биосферы, либо как свидетельства божьего предначертания.То, и это чаще, под экологией человека понимают эклектическое объединение всех его особенностей и действий.
Таким образом, налицо неразрешимое противоречие между биолого-экологическимместом человека в экологической системе и его преобразовательской сущностью.
Ссылки.
Антонов Владимир. Экопсихология."NewAtlanteans", 2007, ISBN 978-1-897510-02-5.
Кармаев Н.А. Современные проблемы экологии человека. Сб. ст. "Отчуждение человека в перспективе глобализации мира". Изд. "Петрополис", СПБ,2001.
Сапунов В.Б. Экология человека. СПБ: РГГМУ,2007.
Хаскин В.В. Уязвимость рода человеческого. Экология и жизнь. N6, 2007.
Чебанов С.В. Что такое экология человека? Гуманитарный экол. Ж.,т.3, в.1, 2001.
3.Особенностиотношений Человека и Среды.
Несмотря на возникшие противоречия, понимание экологии Человека продолжаетбазироваться на следовании дарвиновской эволюционной теории, и "тонет" среди включенных в состав "экологии" проблем и аспектов человеческой деятельности, порожденных духовным потенциалом человека.
Объяснить происхождение подобной человеческой многоаспектности и показатьособенностистремления Человека к образованию своей собственной"экологии", остается для исследователя заманчивой задачей.
Не правда ли, подобная задача в чем-то напоминает проблему происхождения биологических видов? Ведь перед Чарльзом Дарвином стояла, казалось бы, немыслимая задача объяснить удивительное, несосчитываемое и, до сих пор во многом необъяснимое, их разнообразие и приспособленность! И, воистину, Дарвин дал гениальное, хотя и простое,общее объяснение. В основу этого разнообразия он положил идеюестественногоотбора организмов вследствиеборьбы видов за существование!
Процесс естественного отбора, по мысли Ч. Дарвина, проистекает изсоревнования видов за жизнь в их стремлении приспособиться к среде обитания и дать, и сохранить потомство.
Нечто похожее, но в значительной мере зеркальнопротивоположное явление,наблюдается в действиях современного человека в отношении природы. Оносостоит в эволюционно и постоянно развиваемой и всеми признаваемой его особенности: стремления, с помощью мышления,
п р и с п о с о б и ть окружающую среду для своих потребностей, то есть, совершать действие,обратное экологической корреляции!
Способность воздействия на окружающую среду в приспособительных целях, подобно свойству адаптации организмов к окружающим условиям, присутствует у многих животных и растений. Однако, только человек комплексносознательно и целенаправленнопоколение за поколениемспособен планировать и осуществлятьотборнужных ему организмов, изменять особенности их развития, перестраивать окружающую географическую среду и преобразовывать многое другое...Человек стал ведущим фактором целевогоантропоцентрическогопреобразования окружающей средыисамого себя.
Развитие людей пошло по схеме: опыт- анализ-решение-организация-действие(исполнение)-опыт и т.д.... В процессе преобразования окружающей среды, человек, приспосабливаясь к ней, совершенствовал свои способности, в том числе, к преобразованиюорганизационной структуры своих собственных популяций.
Заметим: Человек не соревнуется ни с каким другим животным, что не позволяет считать его просто высшим консументом. Но человеческие популяции, увы, конкурируют друг с другом как за благоприятные места обитания, так и за источники сырья, питания и энергии.Однако и здесь Человек способен заменить конкуренцию подчинением, соподчинением, сотрудничеством.
Таким образом, становится возможным подойти к пониманию развития человечества не на базе естественного отбора, (теория социального дарвинизма оказалась несостоятельной) и не на принципе борьбы классов за господство, ибо развитие идет также в бесклассовом обществе и внутри классов (взаимоотношения классов определяют скорее структурные отношения внутри популяций).
Получается так, что только постоянно развиваемое стремлениелюдей ко все большему овладению силами природы и к, связанной с этим, постоянной реорганизации общества, в том числе и классовой,стали своеобразной "экологией"движения людей к прогрессу.
Подобный взгляд, если принять его за исходный, позволяет существенно с единой позиции объяснить происхождение и движущие силы технического и духовного развития людей и преобразования ими окружающей среды и самих себя.
Полное перечисление даже направлений подобного движения вряд ли возможно. Большинство из них поддается историческому анализу и объяснению,согласноправилу постоянного стремления человека, к "исправлению" и изменению окружающего мира для улучшения своей жизни.
Особенно трудными для понимания "экологии" человека (см. выше) являются проблемы человеческого духа: происхождения сознания и многочисленных способностей людей, генезиса религии, науки, специализации людей и многого другого, в том числе и того, что перечислено С.В. Чебановым (2001).
Я уже отмечал экологическую связь природы и человека и, в то же время- противоречие человеческой деятельности законам экологии. Для обозначения универсальной деятельности человека и ее несводимостик собственно экологии, становитсянеобходимым введениетермина, отражающего направленность энергии людей к преобразованию окружающей природной экологической данности.И здесь становится необходимымпонятиео повороте системы человек-природа от подчинения природе к управлению ею. Искомый термин, таким образом, с одной стороны, должен отражать экологическую природу человека, а, с другой, - поворот к ее преобразованию.
Таким удобным термином может стать слово эктропия, составленное из греческих слов экос- жилище, и тропос- поворот, преобразование, с обозначением экологически обусловленного поворота от собственно экологии к созданию искусственных процессов и управлению ими.
Понятие это отражает широкий круг явлений, связанных не только с человеческим влиянием на окружающую среду и ее переработку, но также с влиянием переработанной среды на человека. Возникающая таким образом экосистема становится существенно эктропной системой. Описание ее особенностей как раз и является предметом настоящего сочинения.
Вместе с тем сам термин"эктропия", несмотря на охват широкого диапазона явлений, употребляется здесь впервые.
Эктропия, как ее понимает автор,подчеркивает особый характер генетически существенного,антропогенного преобразования окружающей среды и самого человека, а также их отношений между собой.
Эктропные системы объединяют реальные вещи и явления- все, что выработано человеком для себя, включая собственное саморазвитие.Более того, характеристика этих систем может оказаться полезнойдля углубления понимания уровня развития общества.
Эктропное развитие людей является причиной того, что биологический вид Гомо сапиенс сегодняэкологически не сбалансирован по взаимодействию с другими видами органического мира, что также подчеркивает особый характер этого явления.
Обращает на себя внимание,замеченный В.В.Хаскиным (2007) важнейший парадокс - будучи порождением естественной природы, человечество "заперто" в им же созданной искусственной (эктропной- М.Я.) среде! Парадокс Хаскинапозволяет увидетьсущественную особенность "экологической" системы человечества- ееотторжение от собственно экологии. Он также помогает прийти к понятию эктропии.
Конечно же, возникновение парадокса Хаскина вовсе не связано с желанием Человека отделиться от природы. К тому же, само это отделение не есть уход из природы. Скорее, это способ приспособить природу для себя. Поэтомучеловекпостепенно оказался в двух системах- его создавшей, экологической, и им созданной-эктропной(ЭТ).
В определенной мере ЭТ системе может соответствовать термин "культура". В латинском языке слово cultura означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни. В 18м веке "культурное" стало обозначаться как нечто противоположное "природному". Сегодня термин "культура" понимается как определенная совокупность социально определенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев,верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою деятельность.