*
Два важных вопроса в понимании бога- ВЕЧЕН ли БОГ и
БЕСКОНЕЧЕН ли ОН в ПРОСТРАНСТВЕ?
Если он вечен, а, следовательно, существует как в бесконечном
прошлом, так и в бесконечном будущем времени, и если он
бесконечно присутствует в бесконечном пространстве, и если он
одновременно присутствует в бесконечно малом то, фактически,
представление о нем совпадает с понятием о природе, о сущем, о
происхождении законов окружающего мира. При подобном
подходе понятие бог отодвигается в бесконечность и для решения
насущных задач становится непригодным.
При этом абстрагируемся от вопроса- что есть бог?
**
Сложнее проблема невечного и невездесущего, ограниченного
во времени и пространстве бога, как это понимается всеми
религиями при внимательном изучении первоисточников. В них
бог уже выступает всего лишь как повелитель какого-то перечня
природных сил и хранитель нравственности. Это, скорее,
пристрастный наблюдатель, эмоционально реагирующий на
перипетии развития отдельных людей и народов. Этот бог
"нацелен" на решение людских проблем и несомненно он и есть
производное этих проблем. Он "решает" всё, увы, в пределах
ограниченного кругозора своих последователей, вследствие их
внутренней убежденности в потустороннем источнике
индивидуальных мыслей, поступков, случаев...
***
Совсем мало людей склонны или стремятся осознать бога как
логическое философское понятие. Абсолютное большинство
исповедует присутствие бога почти инстинктивно, способность к
чему, возможно, передается генетически из века в век и вызывается
воспитанием. Длительное, в миллионы лет, психофизиологическое
развитие человека идет от унаследованных систем "табу"
обезьяноподобных предков, через более поздние анимистические,
тотемные, языческие верования ушедших поколений. Единобожие,
таким образом, можно понимать, как вариант упорядочивания
ощущений и понимания окружающего мира. Однако "изобретение"
единого и единственного бога было обусловлено не только
поисками истины, но также стремлением к мощной духовной опоре
в противостоянии евреев с могущественными последователями
других богов.
****
Если речь идет о длительном развитии человека как вида, то не
нужно забывать также и факт достаточно долгого формирования
разных народов и их культур. Дело не только в известных
предубеждениях белых и цветных, мусульман и христиан,
язычников и монотеистов и т.п. Проблема в устойчивой
генетической привяэанности человека на подсознательном уровне к
длительному существованию предков в едином культурно-
этническом окружении.
Научный анализ ограничивал сферу влияния религии на
общественные процессы у христианских народов. Религия
постепенно уступала области своего влияния. Появились тысячи
теорий и гипотез, авторы которых не нуждались в опоре на древние
фантастические сказания. Сфера религии все больше "уходила" в
оправдание нравственности и этики вообще. Но появились
деятели, которые дали новый импульс "абсолютизации" религии.
Они (Гегель) связали законы развития мира с мировым разумом, то
есть с богом. Особенно в последнее время, в этом смысле,
"повезло" теории "большого взрыва", согласно которой
Вселеннная возникла "почти из ничего?"! Однако, и это понимают
серьезные верующие, попытки обоснования веры наукой в
конечном счете ведут к подрыву веры...
*****
Несерьезно предполагать, что религию можно отменить или
заменить какой- либо философской системой (если не соотносить
религию и философию), ибо "ненаучными" верой и, добавлю,
надеждой, проникнуто все развитие и существование личности от
младенческого до старческого возраста, от древнейших гуманоидов
до современного человека. Можно считать, что те или иные
религиозные воззрения неотделимы от человека и находятся в
природе человека.
Религии до сих пор являются способом объединения и
разъединения людей, их примирения и вражды. Люди и
государства в современном мире уже не могут существовать друг
без друга. Человечество стало глобальным и не всегда
положительным фактором. Теперь отрицательная роль религий, как
возможного возбудителя войн особенно опасна и должна быть
преодолена. Как?
******
Нужна общая религия- религия поклонения природе как богу.
Ведь только природа является источником всего, что в нас и того,
что окружает нас. Природа является источником и ареной действия
законов, управляющих ею, и она же порождает чувства и правила
поведения индивидуума в обществе. Природа в отношении
человека ведет себя как глобальный и поэтому объединяющий
фактор, не сталкивает людей по расовым или национальным
признакам. Вот кому нужно строить храмы, вот к кому нужно
прислушиваться для сохранения мира, человека, человечности и
человечества... Увы, сегодня этому мешают религии и государства,
готовые погубить "чужих" !.. И все становятся чужими друг
другу... Воистину, бог сегодня и боги всегда- это продукт нашей
ограниченности.
Неограниченной остается только Природа.