Аннотация: 1988. Советская колония в Камбодже оказывается частью жестокой политической игры, которую ведут между собой Пол Пот, Франция, США и СССР. Боевик, основанный на реальных событиях.
КАМПУЧИЯ
(повесть о неизвестных девчатах)
Глава 1. Паучок
1. Пожилой мужчина лет шестидесяти, в армейской форме, лежал на раскладушке и читал на французском известную книгу Жана-Поля Сартра: "Тошнота". Его азиатские глаза внимательно бегали по строчкам, но иногда он поворачивал голову к выходу из палатки, прислушивался - и продолжал читать, еле заметно шевеля губами. Вдалеке послышалась автоматная очередь - и мужчина крикнул:
- Жан-Жак!
В палатку тут же вошел паренек лет пятнадцати. Лицо, типичное для этих мест: этакое сочетание монгольских и австралийских черт.
- Да, брат номер один! - вытянулся по струнке худенький Жан-Жак.
- Что там за выстрелы?
- Вьетнамского шпиона ловят.
- Скажи брату номер два, чтобы после обработки ко мне привели. И сильно не бейте, я поговорить с ним хочу.
- С вьетнамцем? - удивленно спросил паренек.
- С вьетнамцем. Врага нужно непрерывно изучать. Запомни это! Потому я и учу тебя французскому языку - чтобы ты знал наших старых врагов. А потом надо и вьетнамский учить, и русский. Чтобы знать врагов новых.
- Брат номер один, но ведь образование - это буржуазный предрассудок!
- Это оружие, которое направили против кхмерского народа. но чтобы противостоять врагам - некоторые из нас должны владеть этим страшным оружием, - сказал мужчина. - Иди уже!
Мальчик низко поклонился и вышел из палатки.
Мужчина снова принялся читать, но очень скоро глаза его начали закрываться. Он засыпал.
.....
Вот он стоит на берегу моря и видит - все ближе роскошный автомобиль. В автомобиле - прекрасная девушка в изумительных нарядах. Его старшая сестра.
- Сар, милый мой братик, - говорит она. Ты едешь в Пномпень! В лучшую школу.
Он молчит.
- Я договорилась с королем! Если будешь хорошо учиться - после школы тебя отправят в Парижский университет.
- Правда? - его глаза расцвели.
- Ну конечно правда! - сказала сестра. - Ты ведь знаешь, король - это... Ну это как муж для меня. У нас скоро будет ребеночек. Твой племянник.
Они сели в машину. Водитель невозмутимо смотрел на дорогу. А сестра продолжала щебетать:
- А ты знаешь, что меня назначили дамой, смотрящей за женщинами? Я теперь самая главная среди всех женщин во дворце! Самая главная!
- А танцевать ты перестала?
- Теперь я танцую только для Его Величества, - с гордостью ответила сестра.
.....
Проснулся он от щелчка по носу.
- Эй, Пол Пот! Брат номер один! Вставай уже! - насмешливо сказал худенький пожилой очкарик.
- Йенг Сари! Что случилось?
- Я тебе не Йенг Сари, а брат номер два. Забыл, что-ли? - с деланной обидой рассмеялся Сари. - Пока ты спишь, мы пленного успели поймать и обработать.
- Ну так ведите, - скривился Пол Пот и аккуратно положил томик Сартра на растеленную возле койки газету.
Его взгляд на секунду задержался на обложке, где веселым разноцветным шрифтом было написано название книги: ТОШНОТА.
2.
-Та-та-та-та-та!
Выстрелы в дальнем переулке стихли. Затем мимо высокого бетонного забора промчался сквозь тьму какой-то дребезжащий военный механизм. Снова выстрелы, несколько еле слышных вскриков - и всё.
Нина дочитала до конца страницы, от усердия произнося слова вслух, на ходу переводя:
"Я ведь прекрасно знаю, что ничего делать не хочу: что-нибудь делать - значит создавать существование, а его и без того слишком много".
Она захлопнула французскую книжку с яркой надписью на обложке: ТОШНОТА.
- Шайзе, - выругалась она по-немецки, а потом перекрестилась и по-русски добавила:
- Прости, Господи.
Нина была невысокой, крепкого немецкого телосложения брюнеткой.
- Тошнота, ну и название, - сказала Нина в пустоту. Она подошла к затянутому москитной сеткой окну. Только влажная духота, ни глотка прохлады. На стене - капельки конденсата. Нина вздохнула, глядя в темное окно. Повернула голову направо, и взгляд ее уперся в надпись:
- В ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ К ОКНАМ ПОДХОДИТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ.
- Тук-тук! - Дверь вежливо приоткрылась, в комнату вошла Марина, высокая блондинка нагловатого вида.
Марина взяла книжку, повертела в руках.
- Французский лучше не по Сартру учить, - сказала она и положила книжку на стол. - Давай, я у вьетнамцев Гюго возьму. Там хороший французский язык.
- Гюго? Я на немецком читала уже, - сказала Нина.
- Ну а теперь - на французском почитаешь, в оригинале. Но я вообще пришла не про Гюго поговорить. Ты что же, подруга, молчишь? У тебя ведь вчера день рожденья был.
- Я его не отмечаю, - нахмурилась Нина.
- Ну это твои проблемы, - засмеялась Марина и крикнула, обернувшись к двери:
- Айдын! Заноси.
Вошел улыбающийся человек в военной форме, на плече - калашников. В руках Айдын держал огромный ящик с клавишами: старый электроорган Хаммонд.
- Ставь на тумбочку, - деловито распорядилась Марина.
За окном что-то ухнуло, словно раскаты грома - но в то же время совсем по-другому.
- Все нормально, - сказал Айдын. - Это возле аэропорта где-то.
- Нина, ты мне тут так долго объясняла, что скучаешь по своему пианино. Пианино я тут не нашла, но вот тебе заменитель. Раньше в американском посольстве стоял, потом полпотовцы себе забрали. Потом вьетнамцы у них забрали... Короче, долгая история. Включай в розетку и играй.
- Девчонки, я на пост, - сказал Айдын и удалился.
- Что играть? - спросила Нина.
- Да хоть что, - рассмеялась Марина. - Вот, например.
Она неуклюже начала брать трезвучия и запела:
- По лунному свету блуждаем посвистывая, но только оглядываться мы не должны. Идет вслед за нами идет... Ну и чо-то там - добрейший князь, князь тишины...
- А это что такое? - спросила Нина.
- Это же Наутилус... Но давай, ты лучше сыграй. Что тебе нравится?
Нина нажала несколько клавиш, а потом заиграла доминоровскую тему из Рахманинова. Полилась волшебная, странная музыка... Но тут погас свет - и музыка умолкла.
- Опять на электростанции проблемы, - недовольно сказала Марина. - Свечки есть?
Нина зажгла свечку.
Марина спросила:
- А ты знаешь, что нашего кэгэбэшника меняют завтра? И вместо Нестерова теперь будет какой-то Жмыхов.
- Слышала, да.
- Ах, Нестеров! Он же такой лапочка, настоящий Штирлиц! Обаятельный, и в посольство на нас лишнего не стучал никогда. А Жмыхов, говорят - жалкое существо. И вредный.
- Откуда знаешь?
- В посольстве девчонки говорили.
Зажегся свет.
- А орган ты откуда взяла? Сколько стоит? - нахмурилась Нина.
- А нисколько. Я у вьетнамцев взяла. Договорилась - буду иногда к ним в кафе заходить и болтать с ними по-французски. А они мне эту штуку подогнали. Классный же орган? На таком Рэй Манзарек играл, прикинь!
- Манзарек?
- Клавишник у Джима Моррисона. Но это уже в самом последнем альбоме, до этого он на другом играл.
Нина неопределенно покачала головой.
- Завтра на рынок пойдем с Айдыном? - спросила Марина.
- Пойдем, - обрадовалась Нина. - А то сидим тут как в погребе... Так и крыша съедет.
- Вот и прогуляемся, чтоб не съехала. Погоди, я сейчас вина принесу. Французского! - Марина многозначительно подняла вверх указательный палец.
С потолка на стол упала ящерка. Замерла, тупо посмотрела на кувшин с водой, прыгнула со столешницы на пол и исчезла.
Нина взглянула вверх. По потолку ползало еще штук десять подружек этой ящерицы.
- Ох, жарко-то как, душно, - вздохнула Нина.
- А ты поменьше про тошноту читай, - парировала Марина, приподнимая небрежно томик Сартра. - Читай лучше Гюго.
Марина сняла тапочек и прихлопнула полшего по стене паучка.
- Ты зачем его так? Он ведь не ядовитый! - сказала Нина.
- А кто его знает? Вдруг ядовитый? Лучше не рисковать.
3.
Джунгли. Лагерь Пол Пота: десятки больших палаток, оцепление. С неба спускается американский военный вертолет. Все спокойны: так договорено.
Пол Пот в своей палатке заканчивает допрос вьетнамца. Беседуют по-французски:
- Не будешь говорить? - спрашивает Пол Пот.
- Пошел на хер, - отвечает связанный вьетнамец.
- Скажи пожалуйста, на что ты рассчитываешь?
- К вам летит американский вертолет, - говорит избитый вьетнамец и сплевывает на пол кровь вместе с зубом. - Там журналисты. Поэтому вам придется быстро отвести меня за палатку в лес - и убить. Вот на это я рассчитываю.
- Где учился, брат? - спрашивает Пол Пот.
- Сайгон, военное училище.
- У меня там много друзей было, - задумчиво говорит Пол Пот. - Ладно, будь по-твоему. Ты мужественный парень, а разбираться с тобой некогда. Эй, Жан-Жак!
- Жан-Жак Руссо, - смеется вьетнамец через кровь.
Жан-Жак появляется через десять секунд.
- Отведи этого парня в кусты за палатку и убей. Патроны не трать. Камень возьми.
Жан-Жак берет под руки связанного вьетнамца, берет большой камень и ведет вьетнамского шпиона за палатку. В кустах Жан-Жак спрашивает:
- Мы же все переродимся. и ты не обижайся на меня. Я не хочу тебя убивать, просто так надо. Ты мне честно скажи - зачем вьетнамцы решили поработить кхмеров и насиловать наших женщин? Я просто хочу понять.
- Мальчик, какой ты глупый... - говорит вьетнамец и вдруг, со связанными за спиной руками, бросается в джунгли.
Жан-Жак догоняет его, бьет камнем по голове один раз... И останавливается. Вьетнамец упал - и у него какие-то судороги, как у человека с перерезанным горлом. Мальчик плачет и кричит вьетнамцу:
- Уходи! Уползай! Нельзя, чтобы ты здесь был живой!
Но вьетнамец не двигается, и тогда Жан-Жак бьет его по голове камнем - снова и снова. А потом плачет рядом с трупом. Но резко встает, вытирает слезы - и идет к палатке Брата номер один.
Мертвый вьетнамец лежит в зарослях, а по куртке его ползет черный паучок.
Глава 2. Жмых
1.
В актовом зале - красное знамя с бахромой, гипсовый Ленин и стенд с фотографиями лучших сотрудников. Капитан КГБ Нестеров говорит собравшимся преподавателям:
- Жаль мне покидать наш дружный и сплоченный коллектив. Но служба есть служба. Меня сменит товарищ Жмыхов, Петр Назарович.
Капитан Нестеров походил на архетипического советского разведчика из кинофильма, вроде Штирлица. Нестеров посмотрел на часы:
- Задерживается товарищ Жмыхов... А мне уж на самолет пора. До свидания, дорогие товарищи. Мне будет не хватать вас... А товарища Жмыхова вы подождите немного, должен подойти.
Нестеров легонько поклонился, улыбнулся и вышел.
Нина спросила Марину:
- А как ты настолько хорошо выучила французский? Говорят, у тебя даже акцента нет. Произношение - как у истинной парижанки!
- Так уж получилось. В Академгородке все стараются детей в английскую стотридцатку пристроить. А меня засунули в сто шестьдесят вторую, французскую. Потому что мама - специалист по современной провансальской литературе. И меня хотела в эту же сторону направить.
- Разве на провансальском языке до сих пор книги пишут? - удивилась Нина.
- Мало, но пишут. Современная - это условное понятие. От девятнадцатого века до наших дней. Мама изучает в основном творчество Жозефа д"Арбо. Читала такого?
- Нет. А французские спецшколы тоже бывают? Я думала - только английские.
- В основном английские, конечно. Но наша школа - особый случай. Ее создал лично президент Шарль де Голль, когда приезжал в Новосибирск. Так прямо и сказал: а давайте в Академгородке французскую школу сделаем. И передал набор методических материалов... Вроде даже денег дал на строительство школы.
- Ого! - удивилась Нина.
И тут все разом притихли. В актовый зал вошел человечек, похожий на карикатурного наркома Ежова. Нина подметила туфли на высоких каблуках и с толстой подошвой. Он поднялся на невысокую сцену.
- Зовут меня товарищ Жмыхов. Сразу перейду к делу. Наша советская колония является объектом повышенного внимания для американской и китайской разведки. Я изучил сложившиеся в колонии практики и увидел сплошное разгильдяйство и преступную халатность. С этим мы будем решительно поканчивать.
- Поканчивать, - тихо хихикнула Марина.
Жмыхов многозначительно помолчал и продолжил:
- Во-первых - никакого общения с учениками, помимо учебного процесса. Во-вторых - больше никаких походов на рынок.
Зал возмущенно загудел.
- Тихо! - поднял руку Жмыхов. - Продукты будут доставляться вам согласно заранее согласованным заявкам.
Тут вдруг на Жмыхова с потолка упала ящерка. Жмыхов комично дернулся, на лице его мелькнуло выражение ужаса. Зал тихо захихикал. Жмыхов натянуто улыбнулся:
- На этом пока все. В течение недели с каждым я пообщаюсь лично. Все свободны!
И Жмыхов вышел из зала, провожаемый неприязненными взглядами.
- Свободны, ага, - фыркнула Марина, вставая с кресла. - Накрылся наш поход на рынок..
2.
Журналисты расположились на складных стульчиках под защищавшим от жаркого солнца навесом. Пол Пот сидел перед ними за простым походным столом, на котором лежала стопка бумаг и фотографий.
- Клиланд, "Вашингтон Пост". Зачем вы переселили жителей Пномпеня в джунгли? По данным Красного креста, это привело к гибели около половины горожан, - спросил по-французски один из журналистов.
Пол Пот прищурился и с улыбкой спросил:
- Откуда вы так хорошо знаете французский?
- Мое детство прошло в Квебеке, - ответил журналист. - Так что насчет выселения горожан в джунгли, господин Салот?
Пол Пот грустно покачал головой:
- Это была настоящая трагедия. Во время эвакуации действительно погибло немало людей. Конечно, вовсе не миллион, как утверждают лживые вьетнамцы и русские. По моим данным, погибло около пяти тысяч человек. Каждая жизнь бесценна, да. Но мы смогли предотвратить трагедию еще большую. До нашего прихода к власти в стране свирепствовала жестокая диктатура. Диктатор не заботился о развитии системы здравоохранения. И к 1975 году все наши города оказались под угрозой смертоносных эпидемий. Поэтому народная власть красных кхмеров была вынуждена пойти на крайние меры, чтобы исправить преступные ошибки диктатора Лон Нола. Эвакуация из перенаселенных городов спасла миллионы людей.
- Откуда же взялось три миллиона погибших за время правления красных кхмеров?
- Посмотрите на эти фотографии, - Пол Пот указал на лежавшую на столе стопку. - Жан-Жак, раздай фото господам журналистам.
Журналисты начали разглядывать фотографии.
- Вы говорите о трех миллионах погибших, - продолжал Пол Пот. - Но вы не говорите, что люди продолжают гибнуть прямо сейчас. Все эти миллионы - жертвы вьетнамской агрессии. Посмотрите внимательно на эти фотографии. Их мы нашли у пленных вьетнамских солдат. Видите, как они позируют среди раздетых кхмерских женщин с разрезанными животами? Эти женщины были еще живы. Они умирали долго и мучительно. Фотографии не способны передать их крик... Но попробуйте этот крик услышать.
Журналисты подавленно молчали. Пол Пот вытер навернувшиеся на глаза слезы и отпил воды из жестяной кружки.
3.
В классе - люди самых разных возрастов, от шестнадцати до сорока. Нина рисует на доске схематичного человечка. Обводит человечка кружком, говорит:
- Человек.
Пишет на доске это слово. Показывает на себя:
- Человек.
Показывает на одного, второго, третьего ученика и отчетливо повторяет:
- Че-ло-век.
Рисует несколько человечков:
- Люди.
Обводит рукой класс:
- Люди.
Затем на плохом французском Нина объясняет тему следующего занятия:
- На следуюшем уроке мы будем изучать части тела. Рука, нога, голова, глаз. Рекомендую дома в своих самоучителях самостоятельно познакомиться с темой, тогда на уроке будет понятнее. А сейчас - урок окончен.
Нина выходит из школы, садится в ожидавший ее зеленый микроавтобус УАЗ. Там уже и Марина, и задумчивый философ Виктор, и ехидный Вадим, и осведомитель Шушкевич и прочие коллеги.