Джадсон Тэйт вошёл в клуб. Марина Чеботарь и её подружка из Чимишлии танцевали. Девушки были почти раздеты, лишь небольшая тряпочка была на каждой; ноги голые, до гениталий. Тэйт прошёл по залу и присел на скамейку, он посмотрел на танцующих девушек. Двое одиннадцатилетних пацанят прошли и сели на правую скамейку.
Тэйт смотрел на чимишлийских тёлок, Марина тоже тамошняя. Удивительно раскованны девушки из этого города. И в одежде тоже; екатериновские девушки, по сравнению с чимишлийскими, - девушки в футляре. У Чехова есть рассказ "Человек в футляре". Чимишлийские тёлки поворачивались и так, и этак, трогали свои груди.
Ди-джей Аннушка, перед дискотекой, в пятницу (чимишлийские тёлки были в субботу), сказала: "Сейчас придут скоты". Аннушка права. Толстой в романе "Воскресение" писал о том, как Нехлюдов нравственно прозрел, оглянулся, внимательнее всмотрелся - и увидел одних негодяев.
"Поздравьте меня! - подумал он, - я, кажется, сошёл с ума. Разве могут все быть негодяями?"
Могут. Есть где-то несколько хороших людей, но они не в Екатериновке. Раньше хороших людей было больше, об этом говорят и газеты. Но с вводом в наших, бывших советских, странах рыночной системы скотство в обществе стало массовым. Нехлюдов понимал, что он здоров. Значит, ему ничего не показалось, именно: вокруг все негодяи.
Тэйт возвращался в воскресенье с вечерней прогулки. Вот главная причина его нравственного недомогания в 1978 году. Молодого тогда Тэйта поразила нравственная низость общества; вокруг него, в этой грязной Екатериновке, в этом вонючем болоте, не было ни одного чистого человека. Все были в "мазуте". Нервы у художника, когда он это осознал, не выдержали; и тут скоты на него накинулись с ещё большим остервенением. Они загнали впавшего в депрессию в четыре стены его дома. Если он показывался на улице, они готовы были выхватить нож и добить его; они хотели только пить, пить, пить, пить.
Кириллыч (Виктор Кодряну), в воскресенье вечером, на террасе магазина Гука, хотел узнать, у сидевших вокруг стола, Смысл жизни. Ему же в ответ налили вина. На, пей! и затумань возникшие у тебя вопросы. Когда сидевший слева от Кириллыча приезжий начинал рассказывать какую-нибудь грязную историю, про физический разврат, расставляя акценты так, дескать, посмотрите, как это было приятно, - присутствовавшие чувствовали внутренне цену всей этой мерзости, невольно содрогались, нервы напрягались от отвращения - и они вынимали сигареты, чтобы, закурив, как-то успокоиться. Но никотином ещё больше растравляли себя. Особенно слушателей озлобляло, что успешный, прилично одетый гражданин, порочный, как видно по одобрению им собственных похотливых рассказов, сидит тут перед всеми, распространяет Зло - и нет того Великого и Всемогущего, который отрезал бы ему его яйца, в которых такое изобилие спермы! - от которой он дуреет. А где внутренний человеческий стержень?!
Единственную за весь вечер мысль высказала Лена Поповская. "Поедемте в Валя-Пержий на дискотеку", - сказала она. Но предложение прозвучало в пустоту - все мужчины были пьяны и - главное: для танцевания мужчинам нужен талант! У стеночки, стоя, что ли им там позориться? Так что Лена права, Смысл в творчестве. Танцевать!
А если нет способностей - бери тряпочку и вытирай пыль с канделябров. Ты - Живой труп.
После полуночи Тэйт возвращался домой. Два Живых трупа пили за столом террасы бара Бивола. Никого больше не было, бар был закрыт. Иван Бачу и Виктор Лунгу. Трупы пошли по дороге домой, Лунгу держал бутылку водки в руках. Они на ходу разлагались от выпитого. У дороги за углом Живой труп Лунгу свалился в траву и заснул.
- Пускай полежит, - сказал мёртвый Иван. - Тепло, очухается и пойдёт домой.
Тэйт и труп Ивана пошли домой.
комментарии:
Джадсон Тэйт - мой первый литературный псевдоним.