Аннотация: Записки о летнем путешествии в Кострому. Всего десять дней, но впечатлений масса.
На мой взгляд, отдыхать "дикарём" гораздо интереснее, чем в составе туристической группы. Ты сам выбираешь, куда пойти, что посмотреть, что сфотографировать, при этом никто не торопит и в понравившийся музей можно заглянуть снова.
В прошлом году, посетив в четвёртый раз Ярославль, мы с сестрой Натальей решили расширить географию своих путешествий и выбрали находящуюся относительно недалеко от Ярославля Кострому (около часа на машине). Тщательно подготовились, заранее забронировав гостиницу и составив план культурных мероприятий, и 15 июня этого года были уже в Костроме. Аудиодневник решили вести с первого дня, но от обилия впечатлений начали его только на третий день, хотя и про первые два не забыли. Вот что у нас получилось.
Долгая дорога
Добирались очень долго: сначала на поезде до Ярославля, там на шестом троллейбусе от железнодорожного вокзала до центральной площади, где сделали пересадку на пятый троллейбус, который шёл до автовокзала. У автовокзала всегда много таксистов, готовых отвезти вас куда угодно, поэтому мы не стали даже заходить на вокзал, а сразу сели в такси. Водитель немного напугал тем, что перед поездкой сначала сам перекрестился, потом перекрестил руль. Но доехали без происшествий. Кроме нас в машине были все местные, поэтому много разговаривали. К слову, женщина, сидевшая рядом, откровенно недоумевала, что можно делать в Костроме десять дней, и советовала ехать в какую-то деревню, где людей нет и шаги отдаются в лесу гулким эхом. Малолюдными деревнями нас не удивишь, поэтому мы только вежливо покивали.
Из-за разговоров мы до гостиницы не доехали, вышли раньше. Хорошо ещё, что на набережной, где и располагалась наша гостиница. Но пройти пешком от спасательной станции, где нас высадили, пришлось довольно далеко. К тому же стояла тридцатиградусная жара, закончившаяся такой грозой, каких мы до той поры никогда не видели. Но это будет вечером. А пока мы с тяжёлыми сумками медленно шли мимо ресторана в восточном стиле "Белое солнце", потом мимо причала, откуда отходят рейсовые пароходы, а рядом с кассой замечательная вывеска "Прокат велосипедов", затем мимо ресторана "Старая пристань", в котором когда-то снимали "Жестокий романс". Ведь Кострома - это родина Александра Островского - автора пьес "Бесприданница", "Гроза" и многих других. Благодаря ему же Кострома считается и родиной Снегурочки, есть даже музей "Сказочный край Снегурочки", но о нём позже. А пока отметим, что в "Старой пристани" практически постоянно и очень громко доносятся из динамиков романсы, песни из фильма и другая музыка. Мы испугались, что это и есть наша гостиница, потому что жить под громкую музыку не хотелось.
К счастью, нам нужен был следующий дебаркадер, который и назывался гостиница "Островский причал". Много лет назад "Островский причал" был речным вокзалом, видимо поэтому современный интерьер сделан под прогулочный пароход с плетёными креслами, канатом по перилам лестницы на второй этаж, деревянными крашеными стенами и прогулочной палубой сразу за стеклянной дверью номера. Гостиница стоит на Волге, рядом постоянно проплывают катера и плещутся волны. Полнейшее ощущение речного круиза, только что пейзаж за дверью (она заменяет окно) постоянно одинаковый.
Ужинали мы на открытой веранде ресторана "Белое солнце" и смотрели на разразившуюся над Волгой грозу. Она была очень страшная не только потому, что мы сидели близко от реки, потом гроза с другого берега добралась до нас, и один из раскатов грома прозвучал прямо над головой, после чего из-за стены дождя всё стало одинаково серым. К слову, из-за стоявшей все дни жары грозы в те десять дней случались часто.
Начало культурной программы
Старый город, по которому мы гуляли, оказался маленьким. Указанные на карте объекты появлялись неожиданно близко. Поэтому пока мы ждали открытия музеев с 11.00, обошли Сусанинскую площадь раза три.
Первым посетили музей театрального костюма. Естественно, в нём собраны костюмы из постановок по пьесам Островского, но и не только. Интерьер выдержан в стиле той эпохи. Практически все костюмы перешивала, отглаживала и украшала одна из работающих в музее женщин, посвятившая себя сохранению театральных костюмов. Кстати, театр в Костроме действующий, и 16 июня было закрытие сезона, но на спектакль "Панночка" по "Вию" Гоголя мы пошли 21-го. Конечно немного странно, что премьера была после закрытия сезона, но, видимо, это были гастроли.
После музея театрального костюма мы отправились в Романовский музей. Там с удовольствием посмотрели картины русских художников 17-19 веков и посетили выставку, посвящённую временам противостояния Бориса Годунова и Романовых. Ведь именно с Костромы начинается эпоха династии Романовых.
Закончить культурную программу этого дня мы решили посещением планетария. То, что он располагается в бывшей церкви, было ещё ничего. Но потом нам предложили программку, где все летние мероприятия были рассчитаны только на детей до 12 лет, и в этот день планировалось "Путешествие в картонной ракете". Тогда мы решили на следующий день посетить планетарий в Ярославле. Там есть программы и для взрослых.
"Выйдите из кадра!"
Поездка в Ярославль едва не сорвалась, потому что оказалось, что для проезда на автобусе туда из Костромы требуется паспорт, а паспорта мы не взяли. Поэтому снова обратились к таксистам. В Ярославле зашли в книжный магазин (к слову, книжных там много, и есть что выбрать), покатались на аттракционах в парке культуры и отдыха (на картах он обозначен как ПКИО). А вот в планетарий так и не собрались.
В парке культуры и случилось самое запоминающееся событие этого дня. Купив билеты на "Бешеный поезд" (аналог американских горок), покататься на нём мы не смогли, потому что аттракцион был занят в съёмках фильма. Об этом можно было догадаться по толпе людей вокруг "Бешеного поезда", лежащим на земле проводам и мужчине с кинокамерой у самого аттракциона. Одна из стоящих рядом дам подтвердила нашу догадку. В поезде разместились люди, изображавшие бурную радость от поездки, но пока мы качались на стоящей рядом качели, ожидая, когда поезд освободится, он так никуда и не поехал. Мы подождали ещё немного, посмотрели, как снимают два или три раза подряд катание на этом поезде (причём "пассажиры" в конце так и остались на местах), и пошли на другой аттракцион за эту же сумму. Вторым неприятным моментом, связанным с кино, было то, что, уходя от поезда, мы услышали довольно грубое: "Выйдите из кадра! Вы мешаете!".
Забавно, но благодаря съёмкам на "Осьминоге" людей было больше. Наши соседки сначала возмущались тем, что тоже не попали на поезд, но потом про возмущения забыли и с "Осьминога" уходили радостные.
"Помнить - значит делать"
Почти весь следующий день вокруг нашей гостиницы плавала утка с пятью утятами, присматривая за ними и покрякивая на отстающих. В конце концов я сняла это семейство на видео.
А начался день довольно печально. Где-то на улицах нас остановила старушка лет 80, а может и старше, практически слепая (она шла, постоянно ощупывая палочкой дорогу впереди себя). Бабушка плакала, потому что её из одной конторы послали в другую, написав крупно адрес на бумажке. Но этот адрес ей ничего не говорил. Мы решили проводить старушку. Шли очень медленно, бабушка постоянно повторяла: "Это далеко? Неужели она не могла позвонить?". Идти было действительно далеко, особенно ей, так что в середине пути пришлось посадить бабушку на лавочку. Неприятным бонусом стал и тот факт, что нужная контора находилась во дворе, с улицы её было не видно. Но, к счастью, и нашли, и дошли. Правда, стоящая в вестибюле строгая дама явно была нам не рада, сурово спросив, куда мы идём. Мы оставили бабушку саму объяснять, чего она хочет. На этом фоне жестокой иронией смотрелся один из уличных плакатов, посвящённых юбилею Победы, с надписью: "Помнить - значит делать".
В Дворянском собрании
Поднять настроение решили в цирке, но в тот день гастролировавший в Костроме московский цирк представления не давал. Билеты мы купили на другой день, а в этот посетили в музее Дворянское собрание выставку "Советский Пин-ап". Кратко её можно охарактеризовать так: представьте девушек с обложек американских глянцевых журналов 1960-х годов в советских плакатах. Весело, ярко, красиво. Само Дворянское собрание заслужило множество наших восторгов. Это настоящий дворец, похожий на Екатерининский в бывшем Царском Селе. Лепнина на потолке, ажурная чугунная лестница, роскошный бальный зал, в котором вручают медали выпускникам школ и проводят другие торжественные мероприятия. Там веришь и ждёшь, что в открытые двери зала вот-вот войдут на бал дамы и кавалеры. И себя чувствуешь великосветской дамой.
Закончили культурную программу в этот день посещением музея военной истории в здании бывшей Гауптвахты. Там Наталье позволили подержать щит и меч, надо сказать, крайне тяжёлые, а потому фотографию делали быстро. Гауптвахта, да и другие музеи, запомнились исключительно доброжелательными экскурсоводами, с большим воодушевлением рассказывающими об экспонатах. Забавно, но для костромских экскурсоводов Архангельск - это Белое море, которое предположительно видели все жители области.
В гостях у Снегурочки
Следующий день отметился посещением музея природы Костромской области и "Сказочного края Снегурочки". В главном зале "Сказочного края" шла экскурсия для школьников, а потому нам открыли другие помещения, где показали предметы старины, платья начала 20 века и коллекцию кукол в народных костюмах различных губерний Российской империи, в том числе и Архангельской. Кукол в течение многих лет тщательно обшивала одна из сотрудниц музея.
В музее природы мы увидели чучела медведей, лис, тетеревов и поняли, что животный мир Костромской области от Архангельской не отличается. Внимание привлекла коллекция бабочек, собранная более ста лет назад в разных странах мира известным местным учёным и выставленная к его юбилею. Видимо в связи с древностью бабочек фотографировать их было категорически запрещено. А расположенную в следующем зале выставку всевозможных ракушек фотографировать не запрещали, чем мы и воспользовались.
Ура! Ура! Я в цирк иду!
Цирк был восхитителен. Особенно заключительное выступление гимнастов в полной темноте под куполом. Благодаря их люминесцентным костюмам создавалось впечатление каких-то фантастических образов на фоне ночного неба. А дрессировщики в этой труппе добрые, иначе бы так не радовался представлению пудель и не сидел бы на плече у хозяина попугай. Словом, самые радостные впечатления, не только у взрослых, но и у детей, которых в конце позвали танцевать на арене, и мало кто отказался.
На лоне природы
В расположенном за городом зоопарке животные не сидят в тесных клетках. Если клетки и есть, то вполне просторные, а олени, кабаны и страусы, например, живут в просторных вольерах. И чувствуют себя полными хозяевами этих мест. Животных можно кормить, сразу у кассы продают подписанные пакетики с кормом. Но вот едят предлагаемый бесконечным потоком туристов корм далеко не все звери. Тот же олень и волк лишь лениво посмотрели на нас, а медведь клянчил угощение даже тогда, когда оно закончилось. Страусы в буквальном смысле свысока смотрят на туристов, а овечки с радостью подставляют спину для поглаживания. Словом, опять масса впечатлений, а ведь на вечер было запланировано посещение театра.
"Панночка"
Театр поразил камерным и очень уютным залом с ложами в три этажа по обеим сторонам от сцены. В отличие от фильма "Вий" спектакль не был таким страшным, обошлось без летания героини в гробу и жутких монстров в конце. Более реалистичная история тем не менее держала в напряжении, а начавшаяся к концу спектакля гроза воспринялась вполне естественно, и только по миганию света стало понятно, что гроза настоящая. Домой мы шли под ливнем, от которого улицы превратились в реки и водопады. Шлёпали по лужам, потому что обойти их всё равно было негде, и естественно вымокли до нитки. Тем приятнее было в сухом и тёплом номере. Кстати, назавтра следов от этого ливня практически не было.
Город контрастов
В отпуске мы всегда ходим в кино. Так было и на этот раз. Замечательный мультфильм про эмоции назывался "Головоломка". Его мы смотрели в кинотеатре, расположенном в торговом центре "Рио" в "новом городе", так как Кострома Волгой делится на две части, соединённые мостом, по которому сплошным потоком в обе стороны идёт транспорт. Исторический центр до сих пор хранит "преданья старины глубокой": зелёные улочки с небольшими домиками за высокими заборами. "Новый город" - это современные многоэтажки, торговые центры, машины. За мостом как будто бы совершенно другая жизнь. Как тут не вспомнить про город контрастов.
Деревянная сказка
Кострома - это не только родина Снегурочки. Это ещё и один из центров текстильной промышленности. Поэтому в сувенирных палатках предлагают множество изделий из льна. Несколько раз мы видели даже носки из крапивы, но приобрести их не решились. А один из музеев так и называется - "Льна и бересты". Потому что народные умельцы и из бересты могут сделать всё что угодно. Самовары с чашками, символы года, берестяные картины, тарелочки, которые мало чем отличаются от фарфоровых, и многое-многое другое.
В этом музее нам дали рекламку музея "Лес-чудодей", который мы посетили в тот же день. Было полнейшее ощущение, что мы попали в сказку, ведь там есть и Баба Яга, и Водяной, и Царь пней, и какие-то лукавые мордочки на косяках дверей, и стрекозы, и цветы, и ещё много всего. Кстати, Баба Яга - не бездомная, в её избушке всегда открыта дверь для гостей. Жаль только, что кот сидит на окне, повернувшись к вам спиной. Видимо, ждёт хозяйку, которая встречает посетителей над входом в музей.
Признаться, до этого я никогда не думала, что из поваленных деревьев и торчащих корней может получиться что-то волшебное, а не дрова. Слава мастерам!
P.S. Не права была ехавшая с нами женщина, в Костроме есть что посмотреть. И десять дней - это не много.