Мусникова Мария Алексеевна : другие произведения.

Мы знаем, что значит война

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Юбилею снятия блокады Ленинграда посвящается


Мы знаем, что значит война

   Мне всегда казалось, что блокада Ленинграда к Няндоме никакого отношения не имеет. Ведь это было так далеко от нас.
   И вдруг оказалось, что няндомские железнодорожники имеют самое непосредственное отношение к строительству железнодорожных путей, ведущих от знаменитой "Дороги жизни" на "большую землю". А наши машинисты вывозили по ним из осажденного города ленинградцев.
   Вот что об этом рассказано в "Авангарде" N43 от 8 апреля 1967 года. Статья А. Поспелова называлась "У героев Ладоги":
   "Нельзя без волнения говорить об этом. Суровая зима 1942 года. Мороз такой, что вороны мерзнут на лету. Впрочем, ворон уже никто не видел: их съели, как съели собак и все, что можно было съесть.
   ...И вот отправляется первый состав с ленинградцами, жителями города-мученика, города-крепости, города-героя.
   Люди плачут от радости, люди падают от разрыва сердец.
   Состав останавливается. Отощавшая старушка - сама смерть - просит из вагона:
   - Девушки, похороните мальчика. От голода умер, не бойтесь. Он был студент, такой безвинный...
   Девчата подхватили безжизненное тело юноши, а старушка им вслед:
   - Возьмите простыни, скажите место, где похороните.
   И подала кусок мыла, чтобы после такой панихиды обмыть руки. Заплакала.
   Мы укрыли его простынями и зарыли около насыпи.
   Об этом мне рассказала Анна Григорьевна Тропина.
   ...А рассказ начался с письма.
   Написал его к нам в редакцию Алексей Алексеевич Паутов. Работает он старшим инженером Вологодского областного дорожно-строительного треста. В годы войны секретарил в газете "На стройке". Газета выходила на той легендарной стройке, что дала жизнь Ленинграду. Помните "Дорогу жизни", которая пролегла через Ладожское озеро? Вот к этой "Дороге жизни" и была проложена стальная артерия.
   Передо мной письмо Алексея Алексеевича. Он пишет:
   "Четверть века назад в суровую зиму 1942 года строители-железнодорожники Северной магистрали совершили беспримерный трудовой подвиг на восточном побережье Ладожского озера. С предельной быстротой (меньше, чем за месяц), в неимоверно тяжелых условиях фронтовой полосы, буквально под носом у неприятеля они проложили стальной путь от станции Войбокало до легендарной ледовой "Дороги жизни".
   Эта "чудо-чугунка", как ее любовно называли ленинградцы, сыграла исключительно большую роль в защите и ликвидации блокады Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков.
   Ударным отрядом на героической стройке был коллектив строителей бывшего Няндомского строительного участка вторых путей. В основном это была молодежь, комсомольцы няндомских деревень и сел. Они своим самоотверженным трудом помогли городу-герою выстоять и победить.
   Совет ветеранов Ладоги просит всех бывших участников стройки железной дороги Войбокало-Коса прислать свои воспоминания о тех героических днях.
   Отзовитесь, герои Ладоги!".
   Поиски привели меня в Шалакушу.
   Я пришел на квартиру Анны Григорьевны Тропиной. Работает она десятником Шалакушской лесопристани.
   - У меня подруга есть, - всполошилась Анна Григорьевна, - тоже на этой стройке была.
   Приходит по приглашению и подруга - Антонина Алексеевна Дятлева. Они землячки, обе с Лими.
   Столько воспоминаний нахлынуло! Не выдержали нервы, всплакнули. Да как не всплакнуть, если столько тяжести вынесено!
   Рассказывает Анна Григорьевна:
   - Вызвали меня в райком комсомола, я тогда на строительстве вторых путей в Няндоме работала. Говорят, ехать надо на трудную, но важную стройку. Как настроение?
   Отвечаю: мне приказов не надо, раз нужно - поеду.
   Вместе с другими девчатами и парнями приехала в Войбокало. Молоденькие все были, по 17-18 лет.
   - Работали мы, - продолжает она, - не считаясь со временем. Немецкие самолеты покою нам не давали. Бомбили, разрушали сделанное. А мы снова и снова восстанавливали путь и продвигались вперед.
   Никогда мне не забудется тот день, когда встречали первый поезд с ленинградцами, эвакуированными из города, не забудется первый эшелон с продовольствием, отправленным в голодающий Ленинград.
   В Няндоме я встретился с Петром Ивановичем Поповым. Он тоже был участником этой стройки. До войны работал начальником отдела приема и увольнения на участке строительства вторых путей.
   Когда стали отправлять рабочих на Ладогу, начальник строительства Сергей Ефремович Спасенных вызвал Попова и сказал:
   - Сдай дела, Петр Иванович.
   - Как, сдай дела? Видно, я не гож стал...
   - Не в этом суть, на трудное дело идем.
   - А я что, трудностей боюсь?! Разве я не коммунист? Сын погиб у меня на фронте, Сергей Ефремович, мне ли не постоять за Родину.
   - Спасибо, ой, спасибо! А мы думали оставить тебя, все же не молодой...
   Откликнулись, нашлись и другие герои Ладоги".
   А эту небольшую информацию мы нашли в книге "Путь к победе" в железнодорожном музее:
   "Герой труда
   Василия Елисеева хорошо знали на Архангельской дороге. Начинал он в 1930 году учеником слесаря в депо Няндома. Перед войной был уже среди лучших машинистов. Его паровоз вместе с бригадами был направлен на помощь защитникам Ленинграда. Водили поезда на участке Ладожское озеро - Ленинград.
   "Был на временном пути участок, - вспоминал Василий Михайлович, - прозванный "коридором смерти". Километров тридцать поезда шли под непрерывным обстрелом. Был такой случай. Как-то снаряд упал между паровозом и тендером, не взорвался, застрял. А поезд вез боеприпасы. Обстрел продолжался, надо было проскочить... И стоял машинист у реверса, выжимая все из паровоза. А за спиной, в двух шагах, притаилась смерть".
   За работу в годы войны, сравнимую с подвигом ратным, Василий Михайлович Елисеев награжден двумя орденами Ленина, стал Героем Социалистического Труда.

Из материалов совета ветеранов депо Няндома".

   Про "коридор смерти" вспоминал и другой машинист - Василий Андреевич Добрецов. Об этом можно прочитать в сборнике сочинений победителей районного конкурса "Судьба ветерана Великой Отечественной войны": "Василия Добрецова вместе с его бригадой откомандировали в Ленинград. Он водил поезда на участке Ладожское озеро - Ленинград.
   Однажды Василий Добрецов ехал по участку, прозванному "коридором смерти". Километров тридцать он ехал под непрерывным обстрелом, под бомбежкой. Один снаряд упал между рельсов, не взорвался. А поезд вез боеприпасы. Обстрел продолжался, надо было проскочить. Василий Добрецов отдал все силы и сумел спасти боеприпасы. Поезд уже был на расстоянии нескольких сотен метров, когда снаряд взорвался.
   После этого сообщили, что противником сброшены парашютные группы для проведения шпионской работы. Наиболее опасная группа выброшена на линии Ладожское озеро - Ленинград.
   В пять часов утра был совершен диверсионный акт. В результате взрыва сошел с рельсов паровоз, и загорелись несколько вагонов. Василий Добрецов увидел, как группа фашистов, подбежав к составу, пыталась поджечь груз.
   Василий Андреевич решил отвлечь фашистов, он побежал в сторону леса. Преследуя машиниста, немцы открыли огонь из автоматов. Они думали, что он погиб. Василий Добрецов собрал в себе все силы и скрылся в лесу. Он был несколько раз ранен. Василия Добрецова отправили в госпиталь.
   После того, как Василия Андреевича выписали из госпиталя, ему вручили орден Ленина и Золотую Звезду Героя Социалистического Труда".
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"