Мушенко Александр Евгеньевич : другие произведения.

О литературном процессе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ
  Меня нередко спрашивают: "Зачем пишешь стихи? Что такое поэзия? Для чего она нужна, чему служит?" А иной раз слышишь насмешливое "стихоплет", "стишки". И что самое удивительное, люди, профессионально занимающиеся словом (газетчики, редакторы), называют стихосложение "детской забавой", "пустой тратой времени".
  Так, может быть, поэзия - нечто абсолютно бесполезное? Конечно же, нет! Она необходима, более того, - чрезвычайно важна. Жизненно важна! Именно так!
  Как известно, человек состоит из тела, души и духа. Так вот душа отвечает за наши чувственные проявления. И чтобы она была здорова, жизнь должна быть поэтична и образна. Именно это питает душу. Подтверждением этой мысли может служить тот факт, что в юности практически каждый пробует писать стихи. А это свидетельствует о глубинной укорененности поэзии в нашей душе.
  Если же жизнь лишается поэтичности и образности, то душа, переставая получать необходимую ей пищу, начинает болеть, деградировать, и человек постепенно превращается в подобие киборга, в биологическую машину.
  А в униженном положении современной поэзии можно усмотреть определенный заговор, ведь властям проще управлять биологическими автоматами, узкоспециализированными полу-машинами, полулюдьми, чем гармонично развитыми личностями.
  Я надеюсь, что убедил вас в абсолютной необходимости поэтичности, поэзии для душевного здоровья человека.
  А что представляет собой поэзия и сам процесс написания поэтических текстов? А это - не что иное, как проникновение автора в тонкие сферы. Процесс таинственный и, в некотором роде, мистический. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ни один атеист не был большим поэтом. Не был и не будет. Ибо как можно проникнуть в тонкие сферы, отрицая их существование?!
  Подтверждением того, что поэзия - это проникновение в тонкие сферы, может служить трагичность жизни подавляющего большинства больших поэтов. Нередко, их добровольный уход из жизни. Проникая в тонкие сферы, поэты видят такие образы, которые неподготовленная в религиозном плане душа, не может вместить. Ведь это под силу лишь религиозным аскетам. Поэтому, поэзия, как и всякое религиозное делание, и важна, и не безопасна.
  Хотелось бы пару слов сказать о состоянии современной российской поэзии. Сейчас наше отечество переживает критические времена, переломный момент. Без преувеличения вопрос стоит так: "Быть или не быть России?!" Обычно такие времена порождают целую плеяду гениев, в том числе - и поэтических. Но этого пока не наблюдается. Почему? Казалось бы, предпосылки для этого есть. Это и достаточное свободомыслие, и возможность свободно доносить свое творчество до читателей-слушателей. Свободное книгоиздание, хотя бы методом "самиздата". И действительно сейчас огромное число россиян пишет стихи, издает коллективные и персональные сборники, но при всем при том, пока больших поэтов почти не наблюдается.
  Почему? Дело в том, что отсутствует отлаженная система подготовки авторов, система книгоиздания поэтической литературы. При советской власти такая система была. Пусть - очень идеологизированная, но была! В любом крупном населенном пункте существовало литературное объединение, руководимое профессиональным литератором. Эти люди за свою работу получали небольшую зарплату, поэтому относились к исполнению служебных обязанностей достаточно добросовестно. В этих литобъединениях выявлялись таланты, там они получали первичную "огранку". Наиболее способным давали рекомендацию в Литературный институт, где они совершенствовали свой талант. В дальнейшем участвовали в различных литературных мероприятиях, периодически посещали дома творчества писателей. То есть постоянно находились в литературном процессе, что позволяло оттачивать свои способности. Тогда существовала отлаженная система книгоиздания, в которой трудились профессиональные редакторы-составители, иллюстраторы и, разумеется, - полиграфисты. От автора требовалось лишь предоставить рукопись. А система редактировала, составляла книги, выпускала их и распространяла. При этом автор мог кормиться своим литературным трудом, а, следовательно, отдаваться ему полностью.
  Сейчас, к сожалению, такая система отсутствует. Хотя литературных объединений стало и больше. Эти Лито должны взять на себя роль системы продвижения авторов, но они этого не делают. А представляют собой некую аморфную массу, но не "объединения". Там люди не объединены общей целью, сверхзадачей. Скорее - это литературная тусовка, не заинтересованная в совершенствовании литературного процесса. Это - собрания индивидов и каждый сам по себе. В этих литературных кружках люди убивают время за бесконечным выяснением, кто из них талантливей, за отстаиванием своей мнимой гениальности. Руководители кружков за счет своего статуса стараются добавить себе веса в обществе, польстить самолюбию. То есть у многих членов Лито, нет цели - совершенствовать литературный процесс, а раз нет цели, то и нет результата!
  В таких кружках в первую очередь должна быть создана творческая атмосфера, побуждающая автора совершенствоваться. Должны существовать редакционные группы, состоящие из наиболее опытных членов Лито, помогающие авторам редактировать тексты и составлять будущие книги. Должны быть люди, занимающиеся поиском спонсоров, готовых финансировать издание книг. А спонсоры найдутся, если будет предложен литературный продукт высокого качества. При таких кружках должны быть люди, готовящие авторов к публичным выступлениям, ведь это искусство. (Этим могут заниматься актеры самодеятельных театральных коллективов из числа членов Лито.) Но всего перечисленного, к сожалению, нет.
  Сейчас дело обстоит так: автору надо написать текст, самому его отредактировать, самому составить книгу, финансировать ее издание, а потом самому же распространить. Причем, чтобы книга была успешной, надо чтобы все эти компоненты были выполнены на профессиональном уровне! Но для этого надо быть разносторонне одаренным. Надо быть гением, а гении, как известно, редки. Поэтому в бурном потоке самиздатовских книг процентов девяносто - провальные издания. Литературные вечера превращаются либо в междусобойчики, либо в посмешище, в самооплевание, ведь большинство авторов абсолютно не умеют выступать публично.
  Поэтому этим литературным объединениям можно пожелать большего объединения его членов. Причем, объединения на пути совершенствования литературного процесса. Тогда и будет результат, только тогда раскроются таланты и появятся гении. Ведь талант необходимо вырастить, как цветок. Безразличие и невостребованность его губят.
  Еще хотелось бы обратить внимание на такое явление. Авторы, в частности - стихотворцы часто повторяют требовательное: "Нам должны! Мне должны!.." Без сомнения, все мы в долгу друг перед другом. Но одаренному человеку не стоит забывать и своей ответственности перед обществом. Тем более, если он - художник слова! Ведь владение словом - огромная сила, в некотором смысле - религиозное служение. Недаром в самом начале Нового Завета читаем: "В начале было слово..." Без сомнения, в начале любого дела, деяния, свершения находится слово. Оно формулирует цель, а дальше уже цель находит пути самореализации. Слово лечит и калечит, воскрешает и убивает, возрождает, спасает. В том числе спасает целые народы, государства. И таких примеров немало в истории нашего отечества. Например, в Смутное время государство уже фактически перестало существовать. Разруха, голод, по стране рыскают шайки оккупантов и разбойников. В большом числе появляются волки в овечьей шкуре - всевозможные лжецаревичи. И в такой критической ситуации слово спасло Россию. Слово, произнесенное простым нижегородцем Кузьмой Мининым. Это слово объединило разъединенное царство и спасло его. Спасло русский народ!
  Поэтому литераторы не должны забывать того, что именно на них лежит обязанность произнести спасительное слово. Сформулировать идею, которая объединит народ, поведет его к возрождению, к новым победам!
  Литераторы не должны забывать того, что они для народа, а не народ для них! Литераторы должны смело и ответственно нести свое высокое служение, религиозное служение.
  И, разумеется, не стоит забывать пословицу: "Соловей поет тем лучше, чем лучше его кормят". Это, конечно же, применимо и к автору. Человек нуждающийся вряд ли сможет полностью реализовать свой талант. Он либо погибнет, пытаясь пробить стену лбом, либо превратится в ремесленника, литературного поденщика. Поэтому должен возродиться институт меценатов и спонсоров. Здесь хотелось бы обратиться к состоятельным людям. На вас лежит немалая ответственность перед обществом. Если каждый состоятельный человек будет поддерживать хотя-бы одного творческого деятеля (а больших денег для этого не понадобится), то процесс возрождения нашего отечества пойдет семимильными шагами. Процесс одичания сменится процессом обоживавния. (Не стоит забывать того, что человек создан по образу и подобию Божьему, и его задача - совершенствоваться, стремиться к Совершенному Существу, к Богу!) Тогда общество станет здоровее, гармоничней, счастливей. И наше отечество займет подобающее место в семье народов.
  В нашем Великом Отечестве вновь должна появиться Великая Литература.
  
  Александр МУШЕНКО
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"