1. Египет: Цель педагогики - научить почитанию богов и царей как "носителей и дарователей жизни".
2. Вавилон: Научить 1) уважению к родителям 2) пристойной жизни 3) умеренности путем соблюдения постов и умения молчать.
3. "Книга притчей Соломона": "Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын бесчестий".
4. Греция:
1. Софисты/Сократ: Этапы педагогического диалога - избавление от неправоты своей точки зрения и постижение истинных этических понятий. Главный принцип: "Добродетель есть знание. Поступающий по-злому не знает, что такое добро". Методология педагогики: Постановка и разрешение моральных противоречий в диалоге с наставником.
2. Платон: (Реальность не вещей, а - идей, когда общее порождает частное) Следовательно, логика здравого смысла, в том числе в педагогике - порочна без поиска общего в частном. Педагогическая идея Платона: "Политика определяет (подчиняет) педагогику, сущностью которой становится воспитание: государственного чиновника, воина, работника".
*Платон предлагает отдельную педагогику для каждого будущего социального слоя
"Пещерная притча" Платона: "Люди видят только тени на стенах пещеры. Первое чувство при обращении к свету - сильная боль". Вывод: Постижение истины возможно после перехода от мнения ("тени на стене") к науке через боль восприятия мира как пробуждения жажды познания истины взамен удовольствия следованию предрассудкам. *Пробуждение жажды истины - вот цель педагогики!
Педагогика по Платону: "Так как к истине ведёт философия, то философское образование и есть воспитание (*в смысле второго рождения!) государственного деятеля (="свободного человека"!). *в христианстве идея Платона приняла вид: Уверуйте "и познаете Истину, и Истина сделает вас свободными"
3. Аристотель(384-322 гг. до н.э.): *автор метода изучения деятельности познания: анализа и синтеза, дедукции и индукции. Основной педагогический труд: "Практическая философия" из двух частей: Этики и Политики
"Цель воспитания - формирование личности, способной наслаждаться интеллектуальным досугом *браво!
путем достижения "дианоэтических добродетелей". *сокращённо - "дианетика": способность получать наслаждение и энергию от деятельности разума. Дианоэтические добродетели - мужество, щедрость, великодушие, справедливость, вежливость, дружба, созерцательная способность разума, способность к наукам - не являются врождёнными и дают наслаждение как средство к блаженству, которое и является целью жизни.
Классическая педагогика.
Основная идея классической педагогики:
Цель воспитания - формирование гармоничной личности, понимаемой соответственно:
1) Ренессансом - как homo universale
2) Реформацией - как "свободный христианин"
3) Мистицизмом - как "озарённая свыше душа"
4) Рационализмом и Просвещением: Личность есть "монада"=душа как мудрость (Лейбниц).
Личность есть мыслящий субъект=мыслящее "я" Спинозы и Декарта. Личность есть чувствуещее и волеизъявляющее "я" (Ж.-Ж.Руссо).
Классическая педагогика="искусство, основанное на 1) интуиции и опыте 2) философии(этике) 3) психологии".
1. В.Ратке(1571-1635) и Я.Каменского(Чехия)(1592-1680): В основе - идеи эллинизма: 1) идея стоиков о равенстве всех людей от рождения 2) идея Космоса как мирового государства, граждане которого - все люди. Отсюда требование всех и каждого на образование.
Каменский: Цель воспитывающих воздействий 1) всестороннее и гармоничное развитие личности с раннего детства до старости 2) обретение "всемудрия" (= умение мыслить, делать поступки, говорить). Всемудрия делает человека гражданином справедливого, в мире пребывающего "Вселенского устройства".
2. Педагогика Просвещения: Ж.-Ж Руссо(1712-1778)
"Эмиль" - Евангелие "естественного человека". *основа либеральной массовой идеологии
Основное педагогическое средство - раскрепощение природы одиночной личности. *вне конкретного социального слоя
, т.е. сущность раскрепощения - невовлеченность в общественную стихию, что, в свою очередь, означает свободу в истинном понимании. *либеральном
Цель педагогики - достижение освобождения 1) от влияния страстей 2) от мнения людей (авторитета) путем следования собственному разуму, чувству и воле.
Педагогическая мудрость: Исследовать душу ребенка, чтобы 1) не заглушить добрых задатков 2) предотвратить развитие "дурных" задатков.
Обосновал важность филантропии и единства физического, нравственного и научного образования.
3. И.Кант (1724-1804):
Цель воспитания - подчинить свободу человеческой воли закономерностям путем формирования нравственного чувства
совести. (= "внутреннего судьи"). И далее:
Путем жертвы целостности личности: покорения духовностью природности. *в первую очередь социальной природности в семье на радость тоталитаризму!
Педагогика делает возможной достижение конечных целей человеческого развития: 1) разумной жизни 2) личной свободы 3) мира *понимаемого как душевное спокойствие от групповой и социальной интегрированности
Нравственный закон Канта: "Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло быть правилом для всех".
*поэтому источник поступков - не корыстные интересы, не личные склонности, не настроение, а долг, понимаемый как "высшие интересы" (семьи, корпорации, нации, человеческого рода - а что не так?)
Педагогика по Канту: 1) движение к долгу 2) умение строить поведение исходя из долга 3) способность соблюдать человеческое достоинство (*отличие от животного и раба) 4) способность подчинять чувства разуму
4. Г.Ф.В.Гегель (1770-1831):
Человек - продукт истории, следовательно труда предшествующих поколений. Цель человеческой жизни - творческая миссия. Воспитание обеспечивает "второе рождение".
Воспитание = процесс формирования человеком самого себя
из самого себя.
С философской точки зрения воспитание - цепь переходов от утверждения более высшего к отрицанию достигнутого уровня.
Цель педагогики - воспитать в человеке способность "оставить на всем печать всеобщности".
Метод педагогики: деятельность на основе научных знаний, руководствуясь благоразумием и совестью.
Воспитание - не развитие спонтанных сил (*по Руссо!), а "трудная борьба с самим собой". *добавлю: безнадёжная, безрадостная и уродующая как всякая борьба до победного конца
Важнейшее понятие в педагогике как науке: отражение истории человеческого общества в личности и поведении воспитуемого. *от примитивного эгоизма к альтруизму и жертвенности как высшей стадии. У Гегеля высшая стадия - законопослушность и лояльность.
Гегель: "Человек - сын своего времени и своего народа". *против последнего - либерал-космополиты
 p;
5. И.Г.Песталоцци(Швейцария) (1746-1827): "Отец сирот":
создатель системы начального образования, в которой
1) число, форма, язык - элементы умственного воспитания 2) отношения матери и ребенка - элементы нравственного воспитания
3) гимнастика - основа физического воспитания.
Принципы раннего воспитания: Начальная школа = "материнская школа", где главные средства - любовь и доверие. Цель школы - опираясь на волю ребенка, пройти путь: самостоятельность - уверенность к себе - доверие к старшеклассникам - любовь - счастье.
Раннее детство - первоочередной объект общественных усилий в том числе со стороны государства. *в том числе со стороны интернета для воспитания суперпотребителя
6. Фрёбель: Идеолог дошкольного воспитания
"Детский сад" = оранжерея жизни детей - побегов "древа человеческого".
Основной педагогический метод дошкольного образования не запоминание как усилие, а игра для освоения будущих социальных отношений.
7. "Реальная школа": Отказ от классического образования и переход к реальному (*политехническому) образованию.
8. Неогуманизм = альтернативная педагогика: "Полезность для общества - не самоцель (*и ведёт к воспитанию "винтиков" тоталитарной системы). Педагогика не должна ограничивать возможность преследования "личного счастья".
Э.Кей(Швеция)(1849-1926): Теория свободного воспитания.
Педагогический импрессионизм Г.Шаррельмана: Метод "эстетического переживания".
Педагогика психоанализа: Индивидуальное развитие ребенка - результат конфликтов между биологически детерменированным инстинктом и внешним социальным воздействием. Задача педагога - разрешение конфликта между чувством неполноценности и внешним социальным воздействием.
9. Педагогика тоталитарного строя:
Г.Гаудиг(1860-1923):Вопросы национальной идентичности - главные в воспитании личности.
Понимающая педагогика Э.Шпрангера(1892-1963): "Цель педагогики - связь воспитуемой души с народным духом". Задача школы - обеспечить "родиноведение", а метод - "передача предметно-культурного содержания путем изучения образцов поведения народных героев". *яволь!
Первая задача педагога - подвести ребенка под один из шести типов индивидуальности: 1) теоретический 2) экономический 3) эстетический 4) социальный 5) властный 6) религиозный.
Комплексное обучение по Б.Отто(1859-1933): Обучение вокруг единого комплекса предметов - родного языка, природоведения и "родиноведение". Отделение воспитания от деторождения = воспитание профессионалами начиная с двух лет.
10. Педагогика марксизма: "Народное воспитание через посредство государства".
Организационные формы: Союз педагогов-марксистов.
Педагогический метод: Воспитание коллективом. *в школе-коммуне по Макаренко
Японская педагогика.
Основной принцип японской педагогики - максимальная свобода ребенка до 11-ти лет. После 11-ти лет наступает время выполнять "долг благодарности": оправдать ожидания семьи в отношении к учебе.
Для предотвращения упрямства детям 1) не возражают 2) на вопросы дают краткие ответы с готовыми решениями 3) не ставят перед выбором (*не предлагают альтернативу).
Цель японской педагогики: воспитание чувства стыда системой поощрения, а не запрещения.
Принципы японской педагогики:
1) воспитание собственным поведением в доме чувства самопожертвования (*на примере матери) и умения подчинять "я" интересам группы *10% семейного бюджета выделяются на карманные расходы детей(!)
2) воспитание высокой зависимости от семьи *мать избегает ситуации, в которой ребенку нужно принимать самостоятельное решение
3) воспитание "чувства субординации" через научение системе поклонов *субординация - абсолютный закон японской семейной и общественной жизни.
Взаимоотношения в японской семье (*по Конфуцию):
1) "Он" - "долг благодарности" родителям
2) "Онгаяси" - исполнение "долга благодарности" детьми.
Важнейшая цель - добиться распространения семейных ценностей на весь мир: как неоплатный долг перед учителями, чиновниками и предприятиями за знания, жизнь и "кусок хлеба".
Невозможность выполнения долга вызывает "гири" (*острое чувство вины), единственный способ избежать которое - действовать в соответствии с обязательствами: 1) выполнять волю родителей 2) следовать заветам учителя 3) работать на хозяина с полной отдачей сил.
Самый действенный способ воздействия на молодого японца - угроза "отчуждения" (*лишение поддержки Иэ (=своего круга).
Отсюда проистекают такие особенности 1) семейная атмосфера на предприятии, где "отец" это предприниматель, а работники - его "дети" *что закреплено в системе пожизненного найма.
*У нас "отцом" являлось государство, как главный и единственный работодатель 2) семейная политическая структура, когда семья голосует так как ее глава 3) идеология общественных организаций: безусловная лояльность группе.
Японская система социальных отношений "Иэ": 1) дом 2) семья 3) фамилия *=три поколения близких родственников, составляющие группу: "хонкэ"=главная семья и "бункэ"= боковые семьи детей. Глава Иэ - глава бункэ, после смерти которого главенство перейдет к старшему сыну. Сущность главенства - владение и распоряжение всей собственностью.
*принципиально отличается от западного принципа: нуклеарная семья(=родитель/и и дети) плюс "комьюнити"(=территориальная община)
Иэ решает все вопросы: брак, развод, трудоустройство, смена места жительства. В основе брака - взаимоотношения между родителями и детьми, а не между супругами. Брак по любви - аморален. Брак это социальный акт в интересах процветания детей. *тот же советский принцип "всё (лучшее) - детям! Основная причина японских разводов - недовольство семьи мужа невесткой. *русских - недовольство тещи зятем
Православная педагогика.
Цель русской православной педагогики - сделать народ и человечество физической частью личности. *=сформировать чувственную привязанность к этносу понимаемому как природно-культурное единство через: 1) ностальгию *= боль отрыва от Родины = "тела этноса" 2) патриотизм как душевная боль за Родину как за свою социально-природную семью.
Доктрина русской педагогики - чувственный (физический) национализм через индивидуальную реконструкцию этнического идеала.
Обучение поведению в малой группе и государстве в соответствии с русской бытовой и военной традицией и православно-культурному канону.
Формирование стереотипов честного делового поведения и героического самопожертвования.
Основной педагогический метод формирования физиологической этнической привязанности: "предкование" = детские впечатления от посещения исторических и природных памятников.
Для подростков 14-16 лет практиковать жизнь в летних "лагерях" и "усадьбах" для выявления и предупреждения будущего социального хищничества, эгоизма и насилия.
Формирование русского морального мышления:
В основе русского морального мышления лежит понятие справедливости.
*Платон: "Конечная цель педагогики - дать ребенку государство справедливости".
*Аристотель: Существует три типа морального сознания: 1) цинизм для элиты 2) стоицизм для служащих и военных 3) эпикурейство для наемных работников.
Точка пробуждения морального сознания - 5-6 лет, а признак - формирование чувства стыда. *важно не пропустить этот временной момент формирования стыда как инстинкта и, называемого также "совесть" (в биологии - имбридинг=узнавание)
Задача педагогики - создание атмосферы для пробуждения "в царстве Любви" для жизни без угрызений совести *при "спящем" инстинкте справедливости
Нужно доводить выбор правильного поступка до автоматизма, точнее до условного рефлекса.
Предотвращение опасного в детстве стремления к аутостимуляции центров удовольствия предотвращается интеграцией в малую социальную группу *христианское понятие "ближний"
Понятие "моральной смерти": Эмоциональное "сердце" человека - инстинкт поиска справедливости. Его угасание влечёт "моральную смерть.
Эмоциональная педагогика: Активация 1) сострадания для пробуждения к милосердию 2) страдания для пробуждения совести 3) счастливого состояния путем подаяния и другой материальной жертвы.
Двуединая задача педагогики: 1) помощь в моральном "рождении" 2) подготовка к обретению справедливого устройства общества, источник зла в котором - социальная конкуренция вместо взаимопомощи.
Православное мышление и поведение.
Идея: Русская Слава = Божие присутствие.
*"Слава - Дух Божий, Божие присутствие" (из кн. Исход, где слова: "Бог покрыл скинию облаком, наполнив ее своею Славою"
Пророки = голос совести нации, моральная оценка власти. *побуждают к русским добродетелям: верности Завету и национальной идее. Завет - образец контракта народа с правителем, где обязательство народа: возлюбить ближнего(=единоверца) как себя самого, а обязательство власти(Царя): дать Славу.
Контракт России с Богом: Долг русского народа = блюдение самодержавия, понимаемого как абсолютная власть Царя(=совести, Справедливости во плоти) над личностью и жизненный минимализм, а обязательство Бога(понимай Власти) - обретение Великого Отечества.
Примеры православного поведения:
1. Ефрем не стал разводиться с женою из-за измены, а отыскал ее и выкупил из рабства: "Ибо открылось ему - жена поступила к нему как Израиль к Богу"
2. Прощение властей: "Как предам тебя Израиль (=Россия)! Повернулось во мне сердце мое, возгорелось вся жалость моя!". *Господь (=Власть) не нарушит Завета с избранным народом, так и любовь (народа) возобладает над обидой
3. Обращение Бога(=Царя) к народу с обетованием: "Ибо я Бог, а не человек, среди тебя (народ мой) - Святой. Не делаю ничего по ярости гнева моего..."
4. Обет народа перед Богом(=Царем): "...действовать справедливо, любить дела милосердия, смиренномудренно ходить пред волей Твоей"