*К 20-му веку философия как наука диалектической логики исчезла. На Востоке её подменила вульгарная политэкономия. А на Западе - системы на основе лингвистических, социологических и психологических источников: экзистенциализм, структурализм, психоанализ.
Лингвистическая философия:
Людвиг Витгенштейн: Философия не теорема, а лингвистическая деятельность(!).
Рассел: Задача философии - создание искусственного языка, способного реконструировать (=заменить) естественный.
Пирс: Так как естественный язык содержит интуитивные представления, то задача - создание идеального языка, в котором знак и реальность равноправны. *Я: Новояза от Искусственного Интеллекта...
Витгенштейн, Карнап, Рейхенбах: Идеальный язык есть совокупность неких базовых предписаний для манипулирования данными непосредственного опыта, к которым сводятся высказывания (*путём логических операций).
Альтернатива в терминологии: производить описание функционального объекта в чувственно-образных терминах (*в терминах впечатлений) или - в терминах мышления.
Критерий истинности высказывания (*наличия смысла: верифицируемость, то есть возможность формального описания алгеброй высказываний.
*Я:"Наивные" диалектики считали истинностью высказывания наличие системы "тезис-антитезис-синтез" и его верифицируемость фактом...
Людвиг Витгенштейн: Лингвистическая реальность диктует социальное поведение(!). *Я: Человек - это язык, которым он описывает свои чувства...
Не впечатления (эмпириков), а язык лингвистической реальности как объективная реальность и один из факторов внешней среды есть предмет анализа.
*Тут "логизм" - принцип первичности логики по отношению к физике...
Уайтхед ("американский Гегель"): Язык - совокупность практически необходимых абстракций, которая упрощает, но и детерменирует реальность своими законами.
Рассел: Язык должен стать продолжением атомарного и молекулярного. Естественный язык загрязнён поэтическими ассоциациями, что затрудняет верификацию и не позволяет выделить атомы смысла. Задача лингвистики - создание метаязыка путём удаления из естественного языка поэтических, этических и социально-экономической терминов.
Язык - это не описание реальности, а система действий. *слово есть дело...
Язык - замкнутая игра по собственным правилам. Она сама себе цель. Значения правил изменяются в соответствии с вкладом в достижение целей.
Значение слова есть его современное употребление репрезентативной группой. *Слова не имеют постоянного исторического значения. У классиков: высказывая слово, ты высказываешь истину (факт), нечто одно и то же...
Рассел: То, что люди думают отличается от того, что они высказывают. *Мы имеем философию языка, а не мира! Логической "необходимости" нет, логика только побуждает к соответствующему выводу как "возможности". Здесь крайний конвенциализм Витгенштейна, ведущий к аморальности и асоциальности, следствие выведения логики из субъективных убеждений, размышлений и переживаний...
Он ищет аналогии в аксиоматической методе математики: "Границы языка есть границы моего мира".
Нет никакой реальности кроме языка, который есть система предложений, в отношении которых есть конвенция (*следствие убеждений от однотипных переживаний). *То есть лингвистическая игра!
Лингвистический прагматизм:
Значение слова есть его использование в языке.
Пирс: Прагматизм есть принцип, согласно которому суждение, выраженное предложением в изъявительном наклонении, трансформируется в сложное предложение, придаточное которого выражено в повелительном наклонении. *То есть метод трансформации высказывания с целью обнаружения истины с помощью грамматики естественного языка...
Понятие, выраженное подлежащим, это не объект (=чувственный образ), а один из элементов значения образа: 1) приглашение к действию определённого рода (=императив) 2) соединяющее условие, то есть связь чувственного образа и характера действия, обозначенного императивом.
Следовательно, значение понятия есть бесконечная совокупность условных предложений.
Содержание любого символа - совокупность всех способов рационального поведения при всевозможных обстоятельствах. Мы живём ради действия! *Никто не спорит: язык - орудие и даже оружие. Мир обыденного поведения - сфера прагматизма, но мир "красоты" (художественной и моральной) - сфера диалектики.
Позитивисты низвергают философию (и мышление вообще) из сферы интуитивного (=понимающего) мышления в область языка (=грамматических правил) когда идеями оперируют как знаками...
Метод вопроса и ответов Коллинвуда:
Истина - комплекс вопросов и ответов. Мышление диалогистично(!). *Оно - цепочка вопросов и ответов...
Чтобы сформулировать вопрос, надо решить "что следует узнать", а также иметь средства коммуникации (язык) чтобы получить ответ.
Ответ логически предполагает вопрос, смысл которого не зависит от ответа. *Смысл вопроса возникает из контекста!
Абсолютная предпосылка истины: она никогда не является ответом(!). Критерий истинности - верифицируемость исходных предпосылок путём перевода из формы гипотезы в форму ответа в виде предложения.
*Я: Истина есть акт веры и, следовательно, имеет предпосылкой прекращение рассудочного рассуждения...
2. Редукционизм марксизма:
Мунье: Источник страданий мира - идея чистой объективности без субъекта.
Марксизм есть проекция отношений собственности на общественную жизнь. Процесс познания и социального строительства аналогичен процессу производства собственности.
Открытие позитивистов происхождения собственности из простых форм труда дало марксистам шаблон для снятия противоречий путём упрощения системы ликвидацией "надстроек", а не усложнения структуры.
В основе марксизма - рационализм западной классической философии (Гегеля): стремление выразить в логике понятий единство мира через поиск противоречий, различий и конфликтов, которые есть предпосылки единства (в новой системе).
Гегель: "Выработка нового содержания возможна только через углубление исходных противоречий путём расчленения и противопоставления исходных элементов целостности. Истинное есть целое, то есть результат становления." *"Логика" Гегеля - телеология. Вместо формальных выводов он предлагает целеполагание, приписываемое рассудком объекту...
У Канта - трансцендентный метод философствования: есть априорные формы рассудка и чувственности (аналоги априорных постулатов физики Ньютона). что "честнее" и оставляет возможность раскрытия этих "априорных" форм...
*Я: Система - нечто со свойствами 1) завершённости 2) законченности 3) замкнутости в смысле совпадения результата с началом, которое есть цель системы. А так как только разум способен на целесообразное действование, то цель может быть только Духом (Идеей), а не природой (=материальной базой), которая лишена цели и способности самодвижения. Здесь гегелевской принцип самодвижения логической идеи, применённый к человеку и человечеству в части теории прав и свобод: "Всеобщность принципа свободы - наиважнейшее достижение культурного прогресса. История есть прогресс в познании свободы". По Гегелю формальное равенство прав - наивысшая цель исторического прогресса. Когда она будет достигнута, мир аскетизма уступит место обществу благосостояния с "доктриной радости". Аминь.
Философская методология постмаркмистскоц России сделала кульбит от антропоморфный метафизики имперского Рима с усмотрением сущности вещей и исторических явлений путём умозрительных конструкций "диалектической логики", к византийской традиции хаотического многообразия непосредственных решений на основе обычая (=справедливости).
2. Психофилософия:
Эрих Фромм: Мессианский фрейдизм есть современная религия Запада.
Ещё Ницше усмотрел иерархическую (=недиалектическую) структуру сознания: 1) разумное начало 2) вожделеющее начало удовлетворения и наслаждения 3) "яростный дух" (=воля) - защитник разумного начала, "если он не испорчен дурным воспитанием или в рабстве у вожделеющего начала".
Гармония души по Ницше: "Сила разума, заставляющая страсти умолкнуть и подчиняющая природную необузданность духа целям нравственных императивов".
Ницше:"Духовное - слабая надстройка над биологическим. Наш интеллект зависит от оценок, которые соответствуют влечениям. А высшее влечение - воля к власти в обществе". *И господству человечества над природой...
Феноменология Гуссерля как образец психологизма:
Гуссерль: Эго (Я) не находится внутри сознания. Эго есть самопознание.
Сознание есть трансцендентное, безличностная спонтанность, а Эго - эмпирическая личность, другое "я" мира вещей. Точнее Эго - коррелят (посредник) между сознанием и миром вещей.
Отсюда важный вывод: Самосознание (=психическое) - познаваемо. Мораль не имеет основы в реальности так как Мир и Я - два равноправных объекта (Я не создано миром).
*Я: Мышление, особенно в части моральной логики скорее условный рефлекс...
Схема Гуссерля "построения космоса на основе самосознания" (=мышления):
1) Перенос по аналогии свойств Эго на других;
2) Объективацич природы как "овеществление" смысла интуицией *смысл это общее, а общее принадлежит интеллекту (=интуиции), а не логическому обобщению индукцией (Блаженный Августин: Истина обитает внутри нас);
3) Иерархизация смыслов.
Вспомним схему мышления по Гегелю: Обнаружение логических связей готового содержания-понятия (интуитивное само-собой). Затем обогащение понятия содержанием пока понятие не сделается абсолютно конфликтным (и потому истинным и правильно понятым в предназначении). У Гегеля понятие познаёт себя (посредством мышления), а не абстрактный "человек" Гуссерля, интуитивно постигающий "смысл мира"...
3. Экзистенциализм:
Мир есть экзистенция (бытие-в-мире).
Сартр ("Бытие и Ничто"): Детерминанты деятельности - психические импульсы: мазохизм-садизм, любовь-ненависть.
Сартр: Сознание - абсолютный источник и условие экзистенции (существования) Эго, Я, других Я и вещей.
Онтологическая триада Сартра: Факт - Проект - Абсолют. Где проект - выход за пределы факта, устремление в трансцендентальность как следствие неудовлетворённости невозможностью полной свободы из-за обременительности фактом.
*Кант: Сознания (=монады) объединяются и, следовательно, конституируют один единый Мир.
Я: Мыслитель считает, что одинаковость конструирования мира, в том числе морали, есть наследственная особенность сознания (=высшей нервной деятельности...
Философия свободы:
Сартр: Предназначение экзистенциализма - (философское) пробуждение путём "выбора бытия" ,(=риска жизнью), чтобы стать родовой человеческой сущностью ("стать Богом"). "Стать Богом" значит стать идеалом человека.
Сартр: Содержание свободы - неизбежный (свободный) выбор. *Я:неизбежный - значит несвободный...
Сартр: Каким я кажусь другому, таков я и есть вследствие зависимости моего самосознания от другого. Поэтому(?) познание себя через другого требует риска жизнью, так как рисковать - значит заявлять о свободе от объективной формы (жизни), не способной рисковать. *Не быть рабом "вещей" (=обстоятельств), когда "другой" становится твоим Господином, требует он...
Сартр: Свобода не имеет сущности, так как экзистенция (=сознание) само создаёт сущности, в том числе и свободу. *Каким образом?
Свобода есть возможность сознания "оторваться" от мира. Человеческая (=социальная) реальность есть цепочка актов выбора, разделённых Ничто (=риском). *"Ничто" Сартра это риск. А мы то думали...
Сартр: Свобода освобождает (избавляет) от общественной ответственности, так как она есть личная ответственность, а не дар Бога, природы или общества. Следствие личной свободы есть абсолютная ответственность. Поэтому всякая война - моя война (*так как всегда есть выход ,- отказаться), а невинных жертв нет (*жертва тоже соучастник).
Сартр: Ответственность не снимается солидарностью (класса). *или обещанием лидера "взять грехи на себя"...
Для сравнения у классиков:
Гегель: Индивид, который не рисковал жизнью, не может быть признан личностью. Свобода это решимость рисковать жизнью, так как сущность личности - самосознание, то есть не-бытие. Отсюда следует отношение к бытию как к исчезающему элементу. Поэтому истина жизни - риск, а склонность к риску - черта "настоящего человека"...
*Далее он говорит знаменитое: "Раб - истина Господина"(!), в смысле согласия на утрату собственного достоинства...
Кант: Свобода это осознанная необходимость вследствие следования категорическому императиву в рассудке. *Безусловному инстинкту и условному рефлексу воспитания...
Социоилософия:
Сартр: Христианство зиждется на чувстве греховности. Требует поведения по алгоритму "жертвенности" (=непротивления) и, как следствие, объединения в "Мы" на основе универсальной данности - любви к ближнему. *"Мы" Сартра - общность (общество)...
Источники объединения в "Мы": 1) целенаправленная трудовая деятельность 2) сохранение коллективности 3) влияние лидера (вождя-оратора).
Фундаментальная основа "Мы" - экзистенция (существование) сознания, так как механизм объединения - стыд(!) как осознание греховности под взглядом Другого. Стыд (совесть) есть "созерцающее Другое (сознание)". Стыд объединяет и приводит к Богу. *Сомнительно, что стыд есть продукт рассудка, а не инстинкта (императива). У Фихте: "Общность суть сущность человека и результат прогресса нравственной жизни".
Гегель: Общество есть продукт осознания угнетённости, следствие занятия простым (чувственным) трудом. "Общественное бессмертие" - результат неучастия в обмене.
*Он говорит, что стабильное ("бессмертное") общество требует редукции всех форм деятельности к простому труду и замены обмена регулированием (распределением благ по труду). На практике - по справедливости (поровну)...
Позитивистская социология - основной источник идей неофилософии наряду с идеей Ницше о неполноценности эволюционизма (Гегеля):
Конт, Спенсер: Социология есть выделение общественных законов "в чистом виде". А исторический "факт" - продукт оценки, а не знания. Современное правовое государство на основе "свободы индивидуума" (Гегель) - утопия, которая подобно христианству провозглашает моральный "конец света" - осуществление нравственного долженствования.
Позитивизм как теория решения нравственно-политичнских проблем:
Гоббс: Природа человека включает две духовные способности: 1) способность познания и 2) способность к волевым движениям. Поэтому принципы политики следует искать в душевных движениях. *А не в экономике!
Доказать политическую истину невозможно, можно только указать на мотивы.Политические идеи суть непознаваемое, психические атомы, имеющие свойство самоочевидности для субъекта. *Вследствие наличия интуитивного и морального в "политическом" познании...
4. Неофилософия познания:
Идея - продукт мышления, не зависящий от объекта, акт "творения" вещи, познаваемой человеком.
Поэтому критерий истины - ясность, красота идеи (*точнее формы, знака(!), с которым оперирует мышление члена общества). *Возьмите любой революционный слоган!
Декарт:"Ясность идеи - продукт интуиции чистого ума, а ощущения органов чувств - иллюзии".
Теория типов (классов) объектов Рассела:
1) тела 2) их качества 3) наши представления о них 4) имена 5) имена имён (философские категории "общее", "особенное...), которые нельзя смешивать с именами тел (Например, в "Я верую в Иисуса Христа" "ИХ" - имя атрибута, а в высказывании "Следовательно, Я есмь во Христе" "ИХ" уже имя субстанции) 6) высказывания.
Локк: Вещи - ансамбли чувственных качеств.
*Эмпиризм такое же течение физического редукционизм как и материализм...
Юм, Беркли: Я - поток впечатлений.
"Модели познания как автономной системы сознания
уступают место моделям интуитивной телеологии, в которой "мир" - система знаков. А знание как понимания соотношений между идеями заменяется верой, то есть признанием факта существования...
Иррационализм (интуитивизм):
Традиция мистического познания (=уверования) мира способами: 1) религия 2) искусство 3) медитация. *Высвобождение подсознания от оков рассудочного мышления...
Ясперс: Истинная философия есть философия веры.
Хайдеггер: Познание есть онтологическое (=интуитивное) понимание, в котором субъект "участвует", а не "ищет истину во внешнем объекте", используя интеллект. Метод истинообразования (познания истины) - уверование, интуитивный выход за границы сферы знания в эстетическое, нравственное и религиозное чувство.
*Для сравнения метод познания Канта: Человек - оболочка абсолютной свободы(!).
Эта свобода проявляется в практическом разуме (*моральном мышлении), который стремится к созданию идеального миропорядка. Природные явления мы созерцаем (=познаём) в пространственных и временных формах. Нравственные поступки мы оцениваем (=познаём) с точки зрения категорического императива. А источник категорического императива (морального чувства, идеи добра) - совесть.
*У Канта "идея добра" есть продукт связи впечатлений, идей и опыта, то есть явление природы! Говоря современным языком - проявление врождённого социального инстинкта. Интуиция это своеобразный "орган" бессознательного усмотрения истины, в частности художественной. Знак действует на мышление как на органы чувств, поэтому слово вызывает зрительные и слуховые ассоциации...
Интуиция, главный признак которой - самоочевидность (=отсутствие логического обоснования) позволяет познавать мир как систему изобретённых символов (это ещё один мир наряду с миром техники (=артефактов) и природных объектов).
Объект сам раскрывает свою сущность субъекту, "единяется" с ним в акте уверования, любви или сострадания. В акте интуитивного усмотрения различие между субъектом и объектом теряет смысл...
Теории интуитивного: 1) чувственная (Сантаяна) 2) феноменологическая (Гуссерль) *истинно философский способ познания а отличие от рассудочного 3) эмоциональная *"логика сердца" Эриха Блаттера: в основе сознания - эмоционально- чувственные акты "любви и ненависти 4) мистического откровения и благодати (Шеллинг) *позволяет перейти от привычных представлений и установок к благочестию
как практическому акту.
Способы активации интуиции, соответственно: 1) эстетическое созерцание 2) акты морального восторга 3) просветлённость в практике дзен-буддизма и религиозных мистиков.
5. Неоэтика:
Эмпиризм Локка: Наша задача - создать науку о человеческой природе (=теорию человеческого поведения).
*По мнению неофилософов мораль есть набор обязательных в общности принципов оценки поступков по шкале Добро-Зло. В основе морального поведения - формализм, подобный логическому исчислению в двузначной (булевой) логике.
Сартр: Моральное мышление есть бытие Добра в сознании, врождённое свойство человека, которое проявляется в конкретных поступках. Человек - это уникальный проект! (*В смысле наличия морального мышления). Родовая сущность человека - возможность свободного выбора из множества алгоритмов (=желаний).
Альтернативные мнения:
Фихте: Оценивать поступки следует только по намерениям;
Марксисты-прагматики: Оценивать поступки следует исключительно по последствиям для процесса достижения цели (которая как известно оправдывает средства);
Либералы-прагматики: Добро есть действие по алгоритму (Рынка):
Прагматизм социального поведения Дьюи: "Характер человека - совокупность привычек (норм стандартного действия). Поэтому единственный метод преобразования в социальной сфере - выработка принудительной привычки. *Так называемой "законопослушности". Привычка это своеобразный социальный язык, не знать который опасно...
Психоаналитики: Мораль это поиск скрытых мотивов поступков.
Мотивации человека: мазохизм, садизм, комплекс неполноценности, стремление к власти, жажда обожествления (славы), тревога, упадок духа, любовь, ненависть, безразличие (*тоже мотивация!) возбуждаются под действием социальной среды.
Задача морали - довести до сведения рассудка (=пережить) эти скрытые "предельные мотивации", состоящие из полового влечения и жажды власти.
6. Неофилософские теории общества:
Структурализм:
Леви-Стросс: Общественную жизнь человека определяют бессознательные структуры: 1) обмен благами 2) циркуляция женщин 3) распространение информации.
Леви-Стросс: Индивид обречён уважать структуры (=законы), то есть быть конформистом. Например, система родства есть послание женщинам группы, выраженное в клане.
Структурализм есть синтез экономической науки, лингвистики и социальной антропологии (социологии).
Методы структурализм заимствует у кибернетики. *отказывая в этом диалектике. Отсюда математический редукционизм в мотивации человеческих поступков...
Леви-Стросс: История является эволюцией общества путём реформ. Революция это максимальная энтропия, "тепловая смерть" общества.
Фрейдизм:
Фрейд: Эдипов комплекс (*орда убила вождя (Отца), присвоившего женщин) - основная структура социального поведения (*по типу искупления первородного греха отцеубийства). В детском возрасте проявляется явно в виде ненависти к отцу и любви к матери.
Как социальная структура выражается в договоре (=присяге) между "братьями" как относиться к "отцу". *Ненавидеть вождя, но и стремиться овладеть властью как мифической матерью...
Рационализм:
Социальный порядок есть скопление событий и людей.
В каждой социальной системе есть общий элемент, который возникает в ходе социального взаимодействия. Он создаёт условия для воспроизведения данного "общества" путём формирования позитивных чувств.
Уайтхед: Установление связи объектов "социального общества", то есть норм деятельного общения - задача социальной системы.
*Рационализм классической философии (системы Спинозы и Гегеля) предлагает учение о человеческой свободе как об абсолютной ценности (этической максиме), абсолютном жизненном принципе среди бурь истории и личной жизни. Конечная цель классических философских систем - дать жизненный ориентир (=смысл жизни)...
7. Неофилософия науки и культуры:
Теория парадигм Марио Бунге:
Наука - система сменяющихся парадигм.
Парадигма это 1) мир (природа, общество) 2) методы исследования (*подтверждения соответствию парадигме).
Т. Кун: Научная деятельность есть групповая активность, не имеющая социально-экономической целей.
Теория гуманитарной парадигмы М. Фуко:
Культура - фундаментальный код, аналогичный языку.
Социальная сфера - отражение "кода культуры".
Современность есть комплекс: 1) труд (экономика) 2) социальная жизнь 3) язык (мораль).