Мурыгин Александр Сергеевич : другие произведения.

Гегель: "История философии" (Древней и средневековой)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Животное от природы таково,каково должно быть.Человек от природы не таков,каков должен быть. /Иоганн Вильгельм Фридрих Гегель

   ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ.
  
  1. Софисты (учителя мудрости):
  Понятие есть простое отрицательное,в котором утопает всякая определённомть, всё сущее и единичное. (единичное это мы,мы конкретно утопаем)
  Истина существует не сама по себе,а как относительная истина (браво!),то есть со своим пределом,в своей ограниченности.
  Образование - применяемое в действительности понятие,поскольку оно выступает не чисто в своей абстрактности,а в единстве с многообразным содержанием важного представления.
  Анализ(мышление):
   расчепляется сдержание (единичное!)
   стороны изолируются и удерживаются в качестве особенных,
  Эти стороны не представляют собой ничего самостоятельного,а являются лишь моментами некого целого.Они получают форму чего-то всеобщего.
  Каждая сторона может быть возведена в ранг основания (или закона) и,может быть,применена к особенным сторонам (т.е. разным частным случаям).
  Совокупность всеобщих (точек зрения,законов) и образует суть дела (вещи,явления).
  2. Сократ:
  Ирония Сократа (считать всё ничтожным) - "глубина" пустоты.
  Коллизия - когда то,что объявляют абсолютным,оказывается не-абсолютным.В этом постоянном противоречии вращается мораль.(он говорит,что мораль имманентно противоречива...она вынуждена декларировать "вечное",которое на деле временное и преходящее)
  Совесть - знание "правильного" решения.(кавычки мои)
  Аристофан в своей комедии "Облака" осудил Сократа с точки зрения общественного мнения и только затем последовал формальный суд.(как писала газета "Правда"...)
  Но Пифия - оракул дельфийского Аполлона объявила Сократа мудрейшим.
  Сознание приводит к грехопадению.Но оно также содержит в себе принцип спасения.
  Принцип,которым руководствуется индивидуум,гибелен для общества,потому что ещё не объединён с общественным строем.И точно также принцип гибелен повсюду,где он ещё не составляет нечто единое с субстанциальной(существенной) частью народа. (а почему молодёжь никогда не "существенная часть"?)
  Государство слабнет,если дух расколот в себе.(запретить инакомыслие - я правильно понял?)
  3. Сократики:
  Истина есть мыслимая сущность.Сущность же есть простое "в себе".
  Познание - разрешение противоречия бытия и мышления.
  Мегарцы: Добро просто (вообще).Ограниченное,определённое не имеет в себе ничего истинного.
  Киренаики: Чувство - сущность для сознания.
  Эпикуреизм: добро - удовольствие как оно определяется (опосредствуется) мыслью.
  Циники: Придерживаться того,что соответствует природе естественных потребностей.
  Стоицизм: Держаться всеобщего и презирать ценимое людьми.
  4. Евклид (Мегарская школа):
  Держались всеобщего,а особенное путём споров превращали в ничто.
  Гегель: Слово выше сути.Ибо невысказанная суть (красиво!) есть нечто неразумное, потому что разумное существует лишь как язык.(лишь как алгоритм,мин херц)
  Когда проявляется сознание противоположностей,представление не даёт их противоречию соединиться; но на самом деле это противоречие встречается в чувственных вещах, как, например, в пространстве и времени.(следовательно представление недиалектично,а только бессознательное - вера и интуиция?)
  По существу в слове выражается лишь всеобщее.(поэтому нельзя приписывать предмету отличный от него предикат)
  5. Киренаики:
  То,что мы чувствуем как приятное,знаемо нами не непосредственно,а лишь посредством размышления.
  Аристипп сущностью провозгласил ощущение,то есть бытие,каким оно непосредственно является сознанию.Теоретическую истину он считал сутью, а практическую - добром.(добро = практическая истина!)
  Гегель: Единичное должно рассматриваться в форме всебщего,то есть в мышлении.
  6. Циническая школа:
  Исключает принцип свободы и независимость человека от всякой единичности.Особенно от природы.
  Гегель: Истинная свобода не в бегстве от действительности,а в том, что сознание при полной переплетённости со всякой действительностью, всё же стоит выше её и остаётся свободным от неё.(золотые слова!)
  Абстрактная свобода (анархизм) отказывается от нравственности,обо индивидуум замыкается в своей субъективности и во всяком бунте(свободе) есть безнравственность.(блестяще!)
  7. Платон:
  Академия - роща,в которой гулял Платон.
  Главное его условие - уничтожение частной собственности.
  Сущность учения об идеях в том,что нечувственно существующее есть не истинное,а лишь определённое внутри себя,в себе и для себя всеобщее.(эти загадочные в себе и для себя в системном анализе имеют соответствующие термины - структура,функция... а вот про требование уничтожения частной собственности,на что ясно указывает Гегель, умалчивают)
  Гегель: Конкретное есть единство различных определений и принципов.В этом смысле истина конкретна.
  Чувственная гармония имеет в себе различие степеней.В гармонии же души нет ника3их качественных различий.
  8. Диалектика Платона:
  В "Государстве" Платон советовал допускать граждан к изучению диалектики лишь на тридцатом году жизни,так как посредством диалектики можно превращать прекрасное в нечто отвратительное.(этим занимаютмя также идеология,педогогика и,омобенно, литературная критика)
  Её метод в дурном применении:
  а) вскрывает в особенном имющееся отрицание;
  б) особенное переводит в свою противоположность,то есть в свою границу,которая для него существенна;
  в) фиксирует границу...И особенное исчезает,превращаясь в противоположное!
  Диалектика в положительном смысле:
  а) из разложения особенного,то есть его сторон,производится всеобщее;
  б) всеобщее,то есть род,определяется в нём самом!
  в) благодаря такому движению идея приходит к тому,что содержит в себе противоположности,характеризующие конкретное;
  г) идея как определяющая саму себя есть единство различий,снятие в себе противоречий,то есть конкретно в себе.
  Объективная диалектика Гераклита - внешняя изменчивость вещей.(красиво!)
  Субъективная диалектика элеатов - диалектика субъекта,обнаруживающего противоречия.
  Диалектическое движение не сводится к результату.
  "Парменид":
  Бытие и небытие.а) берутся чистые мысли и самодвижение каждой должно делать её другой;б)таким образом лишь их единство подлинно правомерно.
  Идеи Платона ничто иное как категории: одно,бытиё,явление,покой,движение.(вот так)
  9. Онтология (учение о сущности) Платона:
  В "Филебе" посредством познания природы бесконечного и конечного,а также неограниченного и ограничивающего решается вопрос удовольствия и мудрости.
   бесконечное неограниченное(удовольствие) + конечное и ограничивающее(разум) =
   благо,мудрость (как граница,указывающая меру и цель и причина как единство противоположностей).
  (Гегель применяет к природе ход,аналогичный умозаключению a:b=b:c,то есть :
   a= (-a=b+(-b))=c,f(a,-a))
  10. Гегель: В факте,что я являюсь деятельной личностью (то есть желающей действовать) подразумевается моя способность обладать собственностью.
  Свобода существует лишь постольку,поскольку личность имеет право обладать собственностью.
  (сурово возражает Гегель Платону,а либералы - коммунистам...по ходу те и те неправы - нужна мера,опирающаяся на экономическую природу...да ты же сам учил,либер!)
  11.Аристотель:
  Основное у Аристотеля по сравнению с Платоном - момент движения.
  Аристотель: Естественное есть то,что сохраняется.
  Благо - то,что представляет собой самоцель.
  В отличие от возможности действительность имеет в себе цель.
  Материя - возможность,а действительностью обладает лишь форма и деятельность.
  Форма необходима,чтобы материя подлинно существовала.
  12. Метафизика Аристотеля:
  Всеобщее не обладает действительностью.
  Аристотель делает цель субстанциальной основой.
  О Платоне: Платоновская идея - снятие противоположности.
  Против Гераклита: Изменение - это переход от возможности к действительности.
  Деятельность - единство формы и материи.
  Мысль,будучи недвижным,которое движет,обладает предметом.Который,однако, переходит в активность,так как его содержание само есть некое мыслимое,то есть само есть некий продукт мышления и оно,следовательно,совершенно тождественно с деятельностью мышления.(короче - мыслью мыслимое...)
  Мыслимое впервые порождается в деятельности мышления,которая представляет собой поэтому процесс отделения мысли как объекта.
  Энергия мышления и объективное мыслимое суть одно и тоже.(энергия мышления!..)
  Бог - энергия.(во даёт!)
  Единичность и деятельность выше всеобщей возможности.
  Принципом всякого существа является его природа.(наследственность,скажем...)
  13. Философия природы Аристотеля:
  Первым проявлением абсолютной субстанции является движение и его моменты суть пространство и время.
  Против внешней целесообразности от природы существует то,что имеет в себе некое начало,посредством которого оно в непрерывном движении достигает своей цели.(тогда каково начало в человеческом,есть ли какая цель кроме стать "чистым разумом"?)
  Движение - деятельность вещи,существующей лишь в возможности.
  Место - это граница,отрицание некоего тела.
  Против пустоты говорит отсутствие в ней движения.
  Время состоит из несуществующих бывших и будущих сторон.Время не состоит из "теперь"."Теперь" неделимо и не поддаётся измерению.Время - это то,что определяется через "теперь".Аналогично есть число,которое исчисляют и число,которым исчисляют."Теперь" похоже на точку на линии.Но время - всё новая,другая единица,так как единичность имеет в себе всеобщность как её отрицательность.
  Движение и изменение - противоречие,внутри себя противоположное всеобщее.
  Гегель: Аристотель против существования атомов и их делимости.У Зенона - недвижимое неделимое бытиё.
  Аристотель: Движение против существования атомов.Всё что движется отчасти здесь, отчасти - там.
  Атом как неделимое простое бытие есть не может быть одновременно в двух точках, так как получится,что он делим.
  14. Философия духа Аристотеля:
  Ощущение есть воспринимание чувственных форм без материи,подобно тому как воск принимает в себя лишь знак золотой печати.(воспринимание информации,современным языком...)
  Мышление состоит в том,чтобы не быть в себе.
  Душа не имеет материи,потому что её сущностью потому что её сущностью является деятельность.(воля,скажет Ницше...)
  Мысль - содержание мыслимого и сама мысль.
  Ум есть форма форм,а ощущение есть форма ощущаемого.(учитесь,Киса.../О.Бендер)
  Истинное и ложное принадлежат к тому же роду,что и хорошее и дурное.
  15. Этика Аристотеля:
  Принципы морали - разумное усмотрение.
  Но в добродетели разумное не единственное (есть ещё чувственное),но господствующее.(то есть не голое подавление страстей...тут Гегель задирает Канта!)
  16. Политика Аристотеля:
  Человек - политическое животное,обладающее разумом.(скандальная формулировка...ещё бы усугубить: "стадное животное")
  Государство есть сущность отдельного человека.(материалисты нашли что технологии являются такой сущностью,а государства(строй) - устаревающее наследие предыдущего поколения человеков...)
  17. Логика Аристотеля "Органон":
  Его книги "Топики" - учение о всех точках зрения,с которых может рассматриваться предмет.
  Диалектика - орудие для нахождения умозаключений,исходя из вероятного.(вера в невидимое,скажут позднее...)
  Гегель: Суждение и умозаключение не есть суждение и умозаключение самих вещей.
  Как вещь составляет единство красного,твёрдого и так далее,так же обстоит дело с единством форм суждения и умозаключения.Оно даёт содержание и идею.Умозаключения - всеобщий метод конечных наук.(но никак не искусств!..)
  18. Гегель: Итог греческой философии:
  Знание приобрело почву свободного мышления.
  Результат работы Платона и Аристотеля - идея.
  У Платона всеобщее(=мышление) - абстрактный принцип,то есть неподвижная идея.
  У Аристотеля мышление - деательно-конкретное,как само себя мыслящее мышление.
  Но ещё не выделен единый принцип философии.Задача,чтобы встретились развитие особенного из идеи и подведение особенного под всеобщее.Применяют всеобщее к особенному,а надо из самого всеобщего развивать особенное.
  19. Общая точка зрения философских учений - невозмутимость духа.(любой науки, либер...а любой идеологии - воспламенение духа)
  20. Стоики:
  Стоики - за непосредственную естественность как содержание и форму истинного бытия сознания.
  У Аристотеля каждое понятие не связано с другими и с идеей.У стоиков понятия соотносятся друг с другом,но то,в чём всё становится одним,здесь неистинное,в отличие от Аристотеля.
  Основатель стоицизма,Зенон из Циттии на Кипре (не Зенон-элеат!) учил в зале Пециль (тойя поециле = стоиль).Отсюда - стоики.
  21. Циники: Неумеренность циников.Их тщеславие.Один циник сломал палец и - повесился.Хризипп,автор 750-ти произведений,писал в день 500 строк.
  Домициан в 94-м году изгнал из Рима философов,отравителей и математиков.
  22. Физика стоиков:
  Собранное у других.Во многом у Гераклита (я прочитал - содранное...)
  Разум (логос) - субстанция и деятельность.Они называли это богом. (фразу Завета "вначале было Слово..." ввернул стоик...он писал,что вначале была субстанция и деятельность,назовём её "бог")
  Бог стоиков - разумная мировая душа.
  Природа - воплощение всеобщего закона,распадается на момент деятельного разума и на момент пассивного разума,то есть материю.
  Деятельное есть понятие в пассивной материи,то есть бог.
  Из Гераклита: Огонь - активное начало среди первоначал огонь,вода,воздух и земля.
  Из Аристотеля: Деятельность бога - упорядочение первоначальных форм материи.
  Всё единичное включено в понятие,а последние,в свою очередь,включены во всеобщее понятие,которое является самим миром.
  Разумное - деятельное в природе,
  Проявления природы - проявления божества.Отсюда они примкнули к суевериям.
  23. Логика стоиков:
  От ощущения к превращению его в своё непосредственное мышление посредством мышления и переход к науке как твёрдое охватывание сознанием(понятием) мышления.
  Истина - совпадение предмета и сознания.Причём не в том,что предметное соответствует мышлению,а в том,что мышление соответствует предмету (= идеализм стоиков).
  Подробно разработали формальную логику.
  24. Мораль стоиков:
  Стремление к самосохранению как целесообразное у человека.(взято из Аристотеля)
  Жить разумно,то есть согласно природе.
  Добродетельно жить - хить согласно всеобщему закону.
  Гегель: Исполнение человеком своей цели есть счастье,так как в исполнении цели он видит себя реализованным,созерцает себя как некое внешнее,в согласии своего понятия,своего гения со своим бытием.(получается как бы бытовая гениальность...)
  Добро (как благая цель) есть содержание,реализующееся в поступках.
  Счастье соотносится с добродетелью как конкретное с абстрактным и общее с единичным.
  Стоики: Следовать разуму невзирая на удовольствия.
  Гегель: То есть не причислять особенное к своей сущности.Внутреннее единство с собой есть счастье.(а говорят - "нет в жизни счастья"...)
  Последнее решение принадлежит субъекту,а не содержанию нравственности.Стремление к счастью как духовному удовольствию (то есть к искусству,науке) есть нечто бессодержательное,так как сам предмет,которым занимаются в науке,искусстве как раз уже не имеет формы удовольствия.Иначе говоря, этот предмет именно и снимает форму удовольствия.
  Гегель: Добродетель выводят из обстоятельств (а сами едят человеческое мясо).Сенека воспитал Нерона.
  25. Эпикуреизм:
  В отличие от стоиков,у которых истина во всеобщем понятии (в мыслимом бытии), у эпикурейцев истина - в ощущаемом (в форме непосредственной единичности).
  Эпикур (342 г.р. до н.э.) учился у Демокрита,особенно физике.
  Гегель: Философия не утверждение некоей системы понятий,а утверждение системы представлений.
  Ощущение у эпикурейцев - основа истины.
  26. Логика (каноника) эпикурейцев:
  Ступени познания: утверждение - представление - мнение.Где представление - пребывающее внутри ощущение (благодаря повторяемости).
  Очевидность(обоснованное мнение) - подведение чувственного под представление вместо знания.Мнение есть суждение.
  27. Метафизика эпикурейцев:
  Гегель: Процесс возникновения представления есть некая деятельность мышления.
  У Эпикура - следствие непрерывного потока частиц с поверхности предмета.Сущность вещей - атомы и пустота.Движение мысли - свойственно атомам души.Скопления атомов - вещи.
  Природа не имеет цели.Случайность - господствующий закон всякой связи,так как он отрицает единство.Гегель: А у стоиков - телеология,целесообразность.
  28. Физика эпикурейцев:
  Гегель: Современный метод науки - от ощущений к суждению по аналогии вплоть до объяснения не наблюдаемого непосредственно.
  29. Мораль эпикурейцев:
  Единичное удовольствие - критерий добра,но при наличии зрелого размышления,которое
  правильно оценивает удовольствие.
  Эпикур также как и стоики ставил целью состояние мудреца.Освободившись от суеверий,мудрец ищет удовольствий как чего-то всеобщего.
  Киренаики признавали только положительное удовольствие.Эпикур и отрицательное как отсутствие неприятного.То есть вместо удовольствия прожигателей жизни удовольствие не страдать от телесных и душевных тягот.
  Боги эпикурейцев - идеалы блаженной жизни,состоят из тонких атомов и поэтому наслаждаются и не заботятся о мире.(отсюда - "тонкие души"...)
  30. Скептики (из Новой Академии Платона):
  Истина - субъективное убеждение,вероятность.
  Держались за всеобщее Платона,за ту часть его диалектики,которая показывала лишь ничтожность определённого.Гегель: У стоиков и Эпикура критерий истины - конкретное.
  Артезилай Карнеад против стоицизма: Остановиться на всеобщем и не идти к определённому - непостижимо.(У стоиков представления - главная конкретная истина)
  Мышление может мыслить самое себя,а мыслить представление значит мыслить что-то другое.
  Гегель: Античные философы не доказали,что тождество субъективного и объективного содержания в мысли и есть истина мышления.Так как берётся только один член противоположности,то утверждается,что для всякого содержания есть противоположное.
  Карнеад выше стоиков так как обоснованное у него не нечто в себе,а лишь относительное мнение в пределах сознания.
  Карнеад прочёл две лекции: одну за,вторую - против справедливости.В "за" принцип - всеобщее,а в "против" принцип - единичное,собственная выгода.(замечательно!..)
  Гегель: Представление может и лгать,поэтому - не критерий.Различаются: представление простое,представление убедительное(согласующееся со всех сторон) и представление развитое(прочное),где исследуется каждая сторона.
  31. Скептицизм:
  Отрицали существование объективной истины,
  Направлен против рассудочного мышления,а в диалектике останавливается на отрицательном.
  Не замечает,что отрицание внутри себя есть некое утверждение ,а отрицание отрицания есть бесконечное утверждение.
  Идея как абстрактная мертва внутри себя,а истинна,когда диалектична.
  Скептицизм - сознательная и всеобщая отрицательность.
  Пиррон не верил в чувственные ощущения и ходил прямо на стену: анекдот современников.На самом деле скептики согласовывались с чувством,но не считали его истинным.
  Секст Эмпирик в 1-2 веках нашей эры написал 11 книг против науки вообще.
  Называли себя "ищущими",но от академиков мало отличий...
  У них невозмутимость свиньи,но порождённая разумом.(Гегель молодым любил стихи и дружил с Гёльдерлином, отсюда его образность...)
  Способ рассуждения скептиков: противопоставлять ощущаемое и мыслимое и каждое из них себе,то есть всякому основанию противостоит одинаково сильное противоположное основание.Их принцип - "всё кажется".(Гегель: Истинное не "или-или",а "и-и"!)
  Определённые способы противопоставления,посредством которых получается воздержание от одобрения,они называли оборотами(тропами).10 древних тропов против веры в истинность вещей,5 поздних тропов.(Гегель: Здесь скептицизм на уровне категорий.
  Красивый пример: Смысл - грех всякого рассудочного доказательства.Доказательство приводит к бесконечному доказыванию.Только предпосылки являются непосредственным знанием.
  Гегель: Эти тропы - необходимые противоположности,в которые впадает рассудок.
  Скептики в логике выше стоиков и эпикурейцев,но перед диалектической идеей как единства противоположностей - слабее.Предмет скептицизма - запутанность.
  32. Неоплатоники:
  Скептики отвергли конечный критерий (как сторону противоположности,взятую за основоначало) и открыли путь для единства,в котором эти противоположности содержатся как идеализированные определения.То есть теперь идея может быть осознана как конкретное внутри себя.
  Предыдущая стадия(скептицизм) - отказ от объективного,но и возвращение самосознания в само собя.Осознание им себя как абсолютного,а не конечного.
  Чувственно-истинное уже не признаётся вообще.Тут развитие платоновских понятий, открывающее дорогу таинственным культам.Возникает необходимость религии христианства.(христианство как Завет скептицизма!..)
  (Единичный человек,живший в определённом месте в определённое время не представлчет собою для них абсолютный дух.То есть самосознание ещё не постигнуто в понятии как у Гегеля...)
  Гегель: Абсолютный дух означает вечное,равное самому себе существо,становящееся для себя некоторым другим и познающее,что последнее есть само же оно.
  (вот оно что...а то в одном тексте - вечное,летающее над пустынными водами...)
  Оно (дух,видимо...) неизменное,которое есть для себя неизменно таким образом,что оно из своего инобытия постоянно возвращается в себя.Это - скептическое движение осознания,но движение происходящее таким образом,что исчезающее предметное и пребывает.Или,иначе говоря,в своём пребывании обладает значением самосознания.(помедленней пожалуйста,я записываю...)
  33. Гегель: Философская суть христианства:
  Духовное существо представляют собой таким образом,что вечное существо становится для себя другим,сотворяет мир.
  Позднее в это представление привходит ещё один момент; теперь представляют,что это другое в самом себе не есть некое другое вечного существа,а что вечное существо является в нём самом.В этом,в-третьих,заключается представление об одинаковости другого и вечного существа,о духе,о том,что это некое другое возвратилось в вечное существо.(критикует понятие Троицы: вместо снятия в идее духа - рядоположенность Бога и Сына Божьего...)
  34. Гегель: У Платона выступает простая идея духа как единства субстанции и инобытия.Но инобытие,то есть вещи,взяты в единичности,а не как вся природа.
  У Аристотеля конкретным является энергия как мыслящее себя мышление.
  Гегель: Мысль переходит от мышления всеобщей субстанции к частному,то есть конкретному,которое есть всеобщее,дифференцированное на особенные стороны и поэтому в характере конечного всеобщее остаётся у самого себя бесконечным.
  Теперь предметом философии служит Бог как абсолютный дух,но не как абстрактное,а как конкретное внутри себя.А это конкретное и есть Дух.(по требованию цензуры переводчик везде употребляет маленькие буквы - бог,дух...отсюда путаница философского и теологического)
  Абстрактное есть лишь простое,живое же обладает различием внутри самого себя,но в этом различии всё же находится у себя.(перевожу с гегелевского на человеческий: абстрактное - это схема,где противоположности скованы знаком "=",в то время как в живом (функционирующем) они стороны более общей системы,а именно рода,для которого имеется своё качественно отличное противоречие,а точнее набор противоречий как у части(особенного) разных систем(локального общего))
  35. Блаженство эпикурейцев,стоиков и скептиков достигается теперь посредством направленности субъекта на Бога,а не посредством бегства от объективного.(как у буддистов...впрочем и у коммунистов,чей бог - "Светлое Будущее")
  36. Гегель: Если противоположность берётся односторонне: Бог - по ту сторону,а человек с его свободой по сю,то возникает противоположность нравственного и физического зла.
  Человек познал Бога в Духе,а не в государстве как у римлян.(и не только у римлян...)
  Филон Александрийский находит Платона в Моисее.
  37. Логос:
  Гегель: Логос - совокупность всех идей.
  Познание есть знание только о конкретном,об абстрактном можно знать только,что оно существует.Конкретное всегда противоречиво,то есть абстрактное должно распасться.
  Поэтому Бог есть Дух,который единство абсолютной сущности (бытия Платона) и Сына как определения,которое само принадлежит к истинной сущности Бога.
  38. Филон: Логос - господствующий ангел,архангел,царство мысли,первочеловек или Адам Кадмон,восход солнца - человек в Боге.Также имеется 2-й Логос как речь производящий.(Гегель: Слово рассматривалось как проявление Бога.)
  Логос - учитель мудрости,первосвященник,дух божества,поучающий людей.
  39. Каббала и гностицизм:
  Целью стремлений гностиков было познание.У Василида очень мутная система происхождения и познания,в которой истинное - духовное,но не указано как дойти.
  Александрийская философия: Плотин (200-270 г.н.э.) не ел мяса.Ему хотели дать город для основания платоновской республики.Твёрдо держится за идеальное.Пишет: само мышление есть божественное;
  абсолютное бытие непознаваемо и тождественно с богом;
  единство порождает сына - ум (нус);
  покоящееся бытие есть сущность,ум есть созерцание этой сущности.
  Гегель: Идеи Платона у Плотина превратились в образующий ум.
  Диалектика мышления неоплатоников:
  а) мышление обращается на предмет (некое единство);
  б) то,что мыслится отличает себя от сущности (происходит сотворение предмета);
  в) мысль пребывает в мыслящем.
  Гегель: Тут субстанциальность как упразднение различия и поворот мышления на само себя.
  Первоначало чувственного мира - материя.
  Плотин: Смелость внутри себя - смелые поступки.
  Материя - движение,которое уничтожает себя,абсолютное беспокойство.Материя - отрицательное мышления как зло - добра(ума).Добро не может существовать одиноко.(уже тогда понимали...)
  Гегель: Плотин не диалектичен,отсутствуют понятия.В области практических проблем у него лигика и чудеса.
  40. Прокл (ученик Плутарха): Знаток теургии.Комментатор диалогов Платона.
  Гегель: У Прокла множество происходит от первого,тем самым отрицание Платона он превратил в единство.О Троице: Троица как одно,бесконечное(множество) и предел(граница),делающий единым множестаенное и само единое.
  Каждая из триады у Прокла составляет триаду.Рассмотрел на примере из "Филеба" Платона: Граница - бесконечное - смешанное(конкретное).
  Ум: а) содержит в себе меры и,следовательно,границы; б) вечно производит всё и,следовательно) обладает силой бесконечности; в) смешанное есть единство противоположностей.
  В итоге имеем три триады: абсолютное бытиё,жизнь и Дух.Ум есть граница,которая приводит обратно к началу,делает соответственным этому началу и производит интеллектуальный круг.Ум внутри троякое: частью субстанциальное в самом себе,частью живое,частью интеллектуальное.Но всё содержится в нём субстанциально,то есть ум - реальное!Ум - познающее,жизнь - мышление,бытиё - лишь мыслимое.Гегель: Всё надо наоборот: субстанция - единство границы и бесконечного.
  Плотин применяет свой метод к Богу:
  1-е единство: граница(абсолютное бытиё): всё содержит в себе,следовательно,вершина бытия и исходный момент: граница есть бог,возможность бога,бесконечное - возможность сотворения им мира,смешанное - абсолютное бытие.Такова первая триада.
  2. Среднее единство: жизнь(неограниченное): субстанция - возможность - жизнь.
  3. Третья триада: Дух(конкретное): душа - ум - дух (мысль - мыслимое - мыслимая мысль).
  Гегель: Каждая из триад есть всё,но первая остаётся внутри единого,а вторая внутри живого(бесконечного).В первом разряде субстанцией служит само конкретное,в другом - жизнь,а в третьем - мыслимая мысль.
  После того как Юстиниан в 529 году закрыл Академию,Прокл в основе мистики католической церкви.
  41. Итог древней философии:
  Сократ: Мысль как самость(мышление есть Бог). Абсолютное есть само мышление,но это простейшая форма конкретного,в нем ещё не омознано противоречие. Осознанное противоречие есть более высокая конкретность.
  Платон: Определяет идею.Следовательно конкретизирует содержание мысли из созерцания.
  Аристотель: Достигает мышления мышления,но содержание мира стоит ещё вне его рассмотрения.
  Догматики: Стоики: Мышление мышления - начало всего мира.Мир есть мышление. Абстрактное начало приобретает содержание,но конкретное сводится к самости. Скептики: Уничтожают содержание,так как скептицизм это мышление в чистом одиночестве с собою.Гегель: У догматиков соответствие единого и мира только как должествование.
  Неоплатоники: Абсолютное знают как конкретное.Гегель: У неоплатоников идея положена как конкретное,то есть троица троиц и эти троицы элиминируют всё дальше и дальше. каждый момент триады тоже есть триада и целостность!
  Гегель: Истинно лишь то,что проявляет себя и в этом самопроявлении сохраняет себя как единое.
  Неоплатоники ещё не берут исходным пунктом бесконечную субъективность,Абсолютный Дух. (это сделал Гегель!)
  
   СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (529 г.н.э. - 16-й век)
  
  1. В основе средневековой философии - факт,что у человека появилось сознание истины (духа в себе и для себя) и человек испытывает потребность стать причастным этой истине.
  Для религии важнее всего,чтобы человек дошёл до единства божественной и человеческой природы.Абсолютное,понимаемое как конкретное - единство этих двух абсолютно различных определений есть истинный Бог.
  Гегель: Животное от природы таково,каково должно быть. Человек от природы не таков,каков должен быть.
  Сознание состоит в том,чтобы не оставаться в природном,а быть процессом, посредством которого всеобщее делается для человека целью (предметом).
  (далее Гегель рассматривает ереси как отступления от отдельных моментов)
  Гегель: Средневековая философия упала на уровень рассудочной метафизики и формальной диалектики вследствие упадка науки и искусства и господства предпосылки что имеется непосредственная и воспринятая извне истина.
  2. Арабская философия:
  Гегель: Прокл аристотелевски разработал идею Платона.
  Философия секты медаберим(говорящие): Доказательство единства бога. Комментаторы Аристотеля: Альфараби 200 раз прочитал "Риторику" Аристотеля.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"