Аннотация: Животное от природы таково,каково должно быть.Человек от природы не таков,каков должен быть. /Иоганн Вильгельм Фридрих Гегель
ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ.
1. Софисты (учителя мудрости):
Понятие есть простое отрицательное,в котором утопает всякая определённомть, всё сущее и единичное. (единичное это мы,мы конкретно утопаем)
Истина существует не сама по себе,а как относительная истина (браво!),то есть со своим пределом,в своей ограниченности.
Образование - применяемое в действительности понятие,поскольку оно выступает не чисто в своей абстрактности,а в единстве с многообразным содержанием важного представления.
Анализ(мышление):
расчепляется сдержание (единичное!)
стороны изолируются и удерживаются в качестве особенных,
Эти стороны не представляют собой ничего самостоятельного,а являются лишь моментами некого целого.Они получают форму чего-то всеобщего.
Каждая сторона может быть возведена в ранг основания (или закона) и,может быть,применена к особенным сторонам (т.е. разным частным случаям).
Совокупность всеобщих (точек зрения,законов) и образует суть дела (вещи,явления).
2. Сократ:
Ирония Сократа (считать всё ничтожным) - "глубина" пустоты.
Коллизия - когда то,что объявляют абсолютным,оказывается не-абсолютным.В этом постоянном противоречии вращается мораль.(он говорит,что мораль имманентно противоречива...она вынуждена декларировать "вечное",которое на деле временное и преходящее)
Аристофан в своей комедии "Облака" осудил Сократа с точки зрения общественного мнения и только затем последовал формальный суд.(как писала газета "Правда"...)
Но Пифия - оракул дельфийского Аполлона объявила Сократа мудрейшим.
Сознание приводит к грехопадению.Но оно также содержит в себе принцип спасения.
Принцип,которым руководствуется индивидуум,гибелен для общества,потому что ещё не объединён с общественным строем.И точно также принцип гибелен повсюду,где он ещё не составляет нечто единое с субстанциальной(существенной) частью народа. (а почему молодёжь никогда не "существенная часть"?)
Государство слабнет,если дух расколот в себе.(запретить инакомыслие - я правильно понял?)
3. Сократики:
Истина есть мыслимая сущность.Сущность же есть простое "в себе".
Познание - разрешение противоречия бытия и мышления.
Мегарцы: Добро просто (вообще).Ограниченное,определённое не имеет в себе ничего истинного.
Киренаики: Чувство - сущность для сознания.
Эпикуреизм: добро - удовольствие как оно определяется (опосредствуется) мыслью.
Циники: Придерживаться того,что соответствует природе естественных потребностей.
Стоицизм: Держаться всеобщего и презирать ценимое людьми.
4. Евклид (Мегарская школа):
Держались всеобщего,а особенное путём споров превращали в ничто.
Гегель: Слово выше сути.Ибо невысказанная суть (красиво!) есть нечто неразумное, потому что разумное существует лишь как язык.(лишь как алгоритм,мин херц)
Когда проявляется сознание противоположностей,представление не даёт их противоречию соединиться; но на самом деле это противоречие встречается в чувственных вещах, как, например, в пространстве и времени.(следовательно представление недиалектично,а только бессознательное - вера и интуиция?)
По существу в слове выражается лишь всеобщее.(поэтому нельзя приписывать предмету отличный от него предикат)
5. Киренаики:
То,что мы чувствуем как приятное,знаемо нами не непосредственно,а лишь посредством размышления.
Аристипп сущностью провозгласил ощущение,то есть бытие,каким оно непосредственно является сознанию.Теоретическую истину он считал сутью, а практическую - добром.(добро = практическая истина!)
Гегель: Единичное должно рассматриваться в форме всебщего,то есть в мышлении.
6. Циническая школа:
Исключает принцип свободы и независимость человека от всякой единичности.Особенно от природы.
Гегель: Истинная свобода не в бегстве от действительности,а в том, что сознание при полной переплетённости со всякой действительностью, всё же стоит выше её и остаётся свободным от неё.(золотые слова!)
Абстрактная свобода (анархизм) отказывается от нравственности,обо индивидуум замыкается в своей субъективности и во всяком бунте(свободе) есть безнравственность.(блестяще!)
7. Платон:
Академия - роща,в которой гулял Платон.
Главное его условие - уничтожение частной собственности.
Сущность учения об идеях в том,что нечувственно существующее есть не истинное,а лишь определённое внутри себя,в себе и для себя всеобщее.(эти загадочные в себе и для себя в системном анализе имеют соответствующие термины - структура,функция... а вот про требование уничтожения частной собственности,на что ясно указывает Гегель, умалчивают)
Гегель: Конкретное есть единство различных определений и принципов.В этом смысле истина конкретна.
Чувственная гармония имеет в себе различие степеней.В гармонии же души нет ника3их качественных различий.
8. Диалектика Платона:
В "Государстве" Платон советовал допускать граждан к изучению диалектики лишь на тридцатом году жизни,так как посредством диалектики можно превращать прекрасное в нечто отвратительное.(этим занимаютмя также идеология,педогогика и,омобенно, литературная критика)
Её метод в дурном применении:
а) вскрывает в особенном имющееся отрицание;
б) особенное переводит в свою противоположность,то есть в свою границу,которая для него существенна;
в) фиксирует границу...И особенное исчезает,превращаясь в противоположное!
Диалектика в положительном смысле:
а) из разложения особенного,то есть его сторон,производится всеобщее;
б) всеобщее,то есть род,определяется в нём самом!
в) благодаря такому движению идея приходит к тому,что содержит в себе противоположности,характеризующие конкретное;
г) идея как определяющая саму себя есть единство различий,снятие в себе противоречий,то есть конкретно в себе.
Бытие и небытие.а) берутся чистые мысли и самодвижение каждой должно делать её другой;б)таким образом лишь их единство подлинно правомерно.
Идеи Платона ничто иное как категории: одно,бытиё,явление,покой,движение.(вот так)
9. Онтология (учение о сущности) Платона:
В "Филебе" посредством познания природы бесконечного и конечного,а также неограниченного и ограничивающего решается вопрос удовольствия и мудрости.
бесконечное неограниченное(удовольствие) + конечное и ограничивающее(разум) =
благо,мудрость (как граница,указывающая меру и цель и причина как единство противоположностей).
(Гегель применяет к природе ход,аналогичный умозаключению a:b=b:c,то есть :
a= (-a=b+(-b))=c,f(a,-a))
10. Гегель: В факте,что я являюсь деятельной личностью (то есть желающей действовать) подразумевается моя способность обладать собственностью.
Свобода существует лишь постольку,поскольку личность имеет право обладать собственностью.
(сурово возражает Гегель Платону,а либералы - коммунистам...по ходу те и те неправы - нужна мера,опирающаяся на экономическую природу...да ты же сам учил,либер!)
11.Аристотель:
Основное у Аристотеля по сравнению с Платоном - момент движения.
Аристотель: Естественное есть то,что сохраняется.
Благо - то,что представляет собой самоцель.
В отличие от возможности действительность имеет в себе цель.
Материя - возможность,а действительностью обладает лишь форма и деятельность.
Форма необходима,чтобы материя подлинно существовала.
12. Метафизика Аристотеля:
Всеобщее не обладает действительностью.
Аристотель делает цель субстанциальной основой.
О Платоне: Платоновская идея - снятие противоположности.
Против Гераклита: Изменение - это переход от возможности к действительности.
Деятельность - единство формы и материи.
Мысль,будучи недвижным,которое движет,обладает предметом.Который,однако, переходит в активность,так как его содержание само есть некое мыслимое,то есть само есть некий продукт мышления и оно,следовательно,совершенно тождественно с деятельностью мышления.(короче - мыслью мыслимое...)
Мыслимое впервые порождается в деятельности мышления,которая представляет собой поэтому процесс отделения мысли как объекта.
Энергия мышления и объективное мыслимое суть одно и тоже.(энергия мышления!..)
Бог - энергия.(во даёт!)
Единичность и деятельность выше всеобщей возможности.
Принципом всякого существа является его природа.(наследственность,скажем...)
13. Философия природы Аристотеля:
Первым проявлением абсолютной субстанции является движение и его моменты суть пространство и время.
Против внешней целесообразности от природы существует то,что имеет в себе некое начало,посредством которого оно в непрерывном движении достигает своей цели.(тогда каково начало в человеческом,есть ли какая цель кроме стать "чистым разумом"?)
Движение - деятельность вещи,существующей лишь в возможности.
Место - это граница,отрицание некоего тела.
Против пустоты говорит отсутствие в ней движения.
Время состоит из несуществующих бывших и будущих сторон.Время не состоит из "теперь"."Теперь" неделимо и не поддаётся измерению.Время - это то,что определяется через "теперь".Аналогично есть число,которое исчисляют и число,которым исчисляют."Теперь" похоже на точку на линии.Но время - всё новая,другая единица,так как единичность имеет в себе всеобщность как её отрицательность.
Движение и изменение - противоречие,внутри себя противоположное всеобщее.
Гегель: Аристотель против существования атомов и их делимости.У Зенона - недвижимое неделимое бытиё.
Аристотель: Движение против существования атомов.Всё что движется отчасти здесь, отчасти - там.
Атом как неделимое простое бытие есть не может быть одновременно в двух точках, так как получится,что он делим.
14. Философия духа Аристотеля:
Ощущение есть воспринимание чувственных форм без материи,подобно тому как воск принимает в себя лишь знак золотой печати.(воспринимание информации,современным языком...)
Мышление состоит в том,чтобы не быть в себе.
Душа не имеет материи,потому что её сущностью потому что её сущностью является деятельность.(воля,скажет Ницше...)
Мысль - содержание мыслимого и сама мысль.
Ум есть форма форм,а ощущение есть форма ощущаемого.(учитесь,Киса.../О.Бендер)
Истинное и ложное принадлежат к тому же роду,что и хорошее и дурное.
15. Этика Аристотеля:
Принципы морали - разумное усмотрение.
Но в добродетели разумное не единственное (есть ещё чувственное),но господствующее.(то есть не голое подавление страстей...тут Гегель задирает Канта!)
16. Политика Аристотеля:
Человек - политическое животное,обладающее разумом.(скандальная формулировка...ещё бы усугубить: "стадное животное")
Государство есть сущность отдельного человека.(материалисты нашли что технологии являются такой сущностью,а государства(строй) - устаревающее наследие предыдущего поколения человеков...)
17. Логика Аристотеля "Органон":
Его книги "Топики" - учение о всех точках зрения,с которых может рассматриваться предмет.
Диалектика - орудие для нахождения умозаключений,исходя из вероятного.(вера в невидимое,скажут позднее...)
Гегель: Суждение и умозаключение не есть суждение и умозаключение самих вещей.
Как вещь составляет единство красного,твёрдого и так далее,так же обстоит дело с единством форм суждения и умозаключения.Оно даёт содержание и идею.Умозаключения - всеобщий метод конечных наук.(но никак не искусств!..)
18. Гегель: Итог греческой философии:
Знание приобрело почву свободного мышления.
Результат работы Платона и Аристотеля - идея.
У Платона всеобщее(=мышление) - абстрактный принцип,то есть неподвижная идея.
У Аристотеля мышление - деательно-конкретное,как само себя мыслящее мышление.
Но ещё не выделен единый принцип философии.Задача,чтобы встретились развитие особенного из идеи и подведение особенного под всеобщее.Применяют всеобщее к особенному,а надо из самого всеобщего развивать особенное.
19. Общая точка зрения философских учений - невозмутимость духа.(любой науки, либер...а любой идеологии - воспламенение духа)
20. Стоики:
Стоики - за непосредственную естественность как содержание и форму истинного бытия сознания.
У Аристотеля каждое понятие не связано с другими и с идеей.У стоиков понятия соотносятся друг с другом,но то,в чём всё становится одним,здесь неистинное,в отличие от Аристотеля.
Основатель стоицизма,Зенон из Циттии на Кипре (не Зенон-элеат!) учил в зале Пециль (тойя поециле = стоиль).Отсюда - стоики.
21. Циники: Неумеренность циников.Их тщеславие.Один циник сломал палец и - повесился.Хризипп,автор 750-ти произведений,писал в день 500 строк.
Домициан в 94-м году изгнал из Рима философов,отравителей и математиков.
22. Физика стоиков:
Собранное у других.Во многом у Гераклита (я прочитал - содранное...)
Разум (логос) - субстанция и деятельность.Они называли это богом. (фразу Завета "вначале было Слово..." ввернул стоик...он писал,что вначале была субстанция и деятельность,назовём её "бог")
Бог стоиков - разумная мировая душа.
Природа - воплощение всеобщего закона,распадается на момент деятельного разума и на момент пассивного разума,то есть материю.
Деятельное есть понятие в пассивной материи,то есть бог.
Из Гераклита: Огонь - активное начало среди первоначал огонь,вода,воздух и земля.
Из Аристотеля: Деятельность бога - упорядочение первоначальных форм материи.
Всё единичное включено в понятие,а последние,в свою очередь,включены во всеобщее понятие,которое является самим миром.
Разумное - деятельное в природе,
Проявления природы - проявления божества.Отсюда они примкнули к суевериям.
23. Логика стоиков:
От ощущения к превращению его в своё непосредственное мышление посредством мышления и переход к науке как твёрдое охватывание сознанием(понятием) мышления.
Истина - совпадение предмета и сознания.Причём не в том,что предметное соответствует мышлению,а в том,что мышление соответствует предмету (= идеализм стоиков).
Подробно разработали формальную логику.
24. Мораль стоиков:
Стремление к самосохранению как целесообразное у человека.(взято из Аристотеля)
Жить разумно,то есть согласно природе.
Добродетельно жить - хить согласно всеобщему закону.
Гегель: Исполнение человеком своей цели есть счастье,так как в исполнении цели он видит себя реализованным,созерцает себя как некое внешнее,в согласии своего понятия,своего гения со своим бытием.(получается как бы бытовая гениальность...)
Добро (как благая цель) есть содержание,реализующееся в поступках.
Счастье соотносится с добродетелью как конкретное с абстрактным и общее с единичным.
Стоики: Следовать разуму невзирая на удовольствия.
Гегель: То есть не причислять особенное к своей сущности.Внутреннее единство с собой есть счастье.(а говорят - "нет в жизни счастья"...)
Последнее решение принадлежит субъекту,а не содержанию нравственности.Стремление к счастью как духовному удовольствию (то есть к искусству,науке) есть нечто бессодержательное,так как сам предмет,которым занимаются в науке,искусстве как раз уже не имеет формы удовольствия.Иначе говоря, этот предмет именно и снимает форму удовольствия.
Гегель: Добродетель выводят из обстоятельств (а сами едят человеческое мясо).Сенека воспитал Нерона.
25. Эпикуреизм:
В отличие от стоиков,у которых истина во всеобщем понятии (в мыслимом бытии), у эпикурейцев истина - в ощущаемом (в форме непосредственной единичности).
Эпикур (342 г.р. до н.э.) учился у Демокрита,особенно физике.
Гегель: Философия не утверждение некоей системы понятий,а утверждение системы представлений.
Ощущение у эпикурейцев - основа истины.
26. Логика (каноника) эпикурейцев:
Ступени познания: утверждение - представление - мнение.Где представление - пребывающее внутри ощущение (благодаря повторяемости).
Очевидность(обоснованное мнение) - подведение чувственного под представление вместо знания.Мнение есть суждение.
27. Метафизика эпикурейцев:
Гегель: Процесс возникновения представления есть некая деятельность мышления.
У Эпикура - следствие непрерывного потока частиц с поверхности предмета.Сущность вещей - атомы и пустота.Движение мысли - свойственно атомам души.Скопления атомов - вещи.
Природа не имеет цели.Случайность - господствующий закон всякой связи,так как он отрицает единство.Гегель: А у стоиков - телеология,целесообразность.
28. Физика эпикурейцев:
Гегель: Современный метод науки - от ощущений к суждению по аналогии вплоть до объяснения не наблюдаемого непосредственно.
29. Мораль эпикурейцев:
Единичное удовольствие - критерий добра,но при наличии зрелого размышления,которое
правильно оценивает удовольствие.
Эпикур также как и стоики ставил целью состояние мудреца.Освободившись от суеверий,мудрец ищет удовольствий как чего-то всеобщего.
Киренаики признавали только положительное удовольствие.Эпикур и отрицательное как отсутствие неприятного.То есть вместо удовольствия прожигателей жизни удовольствие не страдать от телесных и душевных тягот.
Боги эпикурейцев - идеалы блаженной жизни,состоят из тонких атомов и поэтому наслаждаются и не заботятся о мире.(отсюда - "тонкие души"...)
30. Скептики (из Новой Академии Платона):
Истина - субъективное убеждение,вероятность.
Держались за всеобщее Платона,за ту часть его диалектики,которая показывала лишь ничтожность определённого.Гегель: У стоиков и Эпикура критерий истины - конкретное.
Артезилай Карнеад против стоицизма: Остановиться на всеобщем и не идти к определённому - непостижимо.(У стоиков представления - главная конкретная истина)
Мышление может мыслить самое себя,а мыслить представление значит мыслить что-то другое.
Гегель: Античные философы не доказали,что тождество субъективного и объективного содержания в мысли и есть истина мышления.Так как берётся только один член противоположности,то утверждается,что для всякого содержания есть противоположное.
Карнеад выше стоиков так как обоснованное у него не нечто в себе,а лишь относительное мнение в пределах сознания.
Карнеад прочёл две лекции: одну за,вторую - против справедливости.В "за" принцип - всеобщее,а в "против" принцип - единичное,собственная выгода.(замечательно!..)
Гегель: Представление может и лгать,поэтому - не критерий.Различаются: представление простое,представление убедительное(согласующееся со всех сторон) и представление развитое(прочное),где исследуется каждая сторона.
31. Скептицизм:
Отрицали существование объективной истины,
Направлен против рассудочного мышления,а в диалектике останавливается на отрицательном.
Не замечает,что отрицание внутри себя есть некое утверждение ,а отрицание отрицания есть бесконечное утверждение.
Идея как абстрактная мертва внутри себя,а истинна,когда диалектична.
Скептицизм - сознательная и всеобщая отрицательность.
Пиррон не верил в чувственные ощущения и ходил прямо на стену: анекдот современников.На самом деле скептики согласовывались с чувством,но не считали его истинным.
Секст Эмпирик в 1-2 веках нашей эры написал 11 книг против науки вообще.
Называли себя "ищущими",но от академиков мало отличий...
У них невозмутимость свиньи,но порождённая разумом.(Гегель молодым любил стихи и дружил с Гёльдерлином, отсюда его образность...)
Способ рассуждения скептиков: противопоставлять ощущаемое и мыслимое и каждое из них себе,то есть всякому основанию противостоит одинаково сильное противоположное основание.Их принцип - "всё кажется".(Гегель: Истинное не "или-или",а "и-и"!)
Определённые способы противопоставления,посредством которых получается воздержание от одобрения,они называли оборотами(тропами).10 древних тропов против веры в истинность вещей,5 поздних тропов.(Гегель: Здесь скептицизм на уровне категорий.
Красивый пример: Смысл - грех всякого рассудочного доказательства.Доказательство приводит к бесконечному доказыванию.Только предпосылки являются непосредственным знанием.
Гегель: Эти тропы - необходимые противоположности,в которые впадает рассудок.
Скептики в логике выше стоиков и эпикурейцев,но перед диалектической идеей как единства противоположностей - слабее.Предмет скептицизма - запутанность.
32. Неоплатоники:
Скептики отвергли конечный критерий (как сторону противоположности,взятую за основоначало) и открыли путь для единства,в котором эти противоположности содержатся как идеализированные определения.То есть теперь идея может быть осознана как конкретное внутри себя.
Предыдущая стадия(скептицизм) - отказ от объективного,но и возвращение самосознания в само собя.Осознание им себя как абсолютного,а не конечного.
Чувственно-истинное уже не признаётся вообще.Тут развитие платоновских понятий, открывающее дорогу таинственным культам.Возникает необходимость религии христианства.(христианство как Завет скептицизма!..)
(Единичный человек,живший в определённом месте в определённое время не представлчет собою для них абсолютный дух.То есть самосознание ещё не постигнуто в понятии как у Гегеля...)
Гегель: Абсолютный дух означает вечное,равное самому себе существо,становящееся для себя некоторым другим и познающее,что последнее есть само же оно.
(вот оно что...а то в одном тексте - вечное,летающее над пустынными водами...)
Оно (дух,видимо...) неизменное,которое есть для себя неизменно таким образом,что оно из своего инобытия постоянно возвращается в себя.Это - скептическое движение осознания,но движение происходящее таким образом,что исчезающее предметное и пребывает.Или,иначе говоря,в своём пребывании обладает значением самосознания.(помедленней пожалуйста,я записываю...)
33. Гегель: Философская суть христианства:
Духовное существо представляют собой таким образом,что вечное существо становится для себя другим,сотворяет мир.
Позднее в это представление привходит ещё один момент; теперь представляют,что это другое в самом себе не есть некое другое вечного существа,а что вечное существо является в нём самом.В этом,в-третьих,заключается представление об одинаковости другого и вечного существа,о духе,о том,что это некое другое возвратилось в вечное существо.(критикует понятие Троицы: вместо снятия в идее духа - рядоположенность Бога и Сына Божьего...)
34. Гегель: У Платона выступает простая идея духа как единства субстанции и инобытия.Но инобытие,то есть вещи,взяты в единичности,а не как вся природа.
У Аристотеля конкретным является энергия как мыслящее себя мышление.
Гегель: Мысль переходит от мышления всеобщей субстанции к частному,то есть конкретному,которое есть всеобщее,дифференцированное на особенные стороны и поэтому в характере конечного всеобщее остаётся у самого себя бесконечным.
Теперь предметом философии служит Бог как абсолютный дух,но не как абстрактное,а как конкретное внутри себя.А это конкретное и есть Дух.(по требованию цензуры переводчик везде употребляет маленькие буквы - бог,дух...отсюда путаница философского и теологического)
Абстрактное есть лишь простое,живое же обладает различием внутри самого себя,но в этом различии всё же находится у себя.(перевожу с гегелевского на человеческий: абстрактное - это схема,где противоположности скованы знаком "=",в то время как в живом (функционирующем) они стороны более общей системы,а именно рода,для которого имеется своё качественно отличное противоречие,а точнее набор противоречий как у части(особенного) разных систем(локального общего))
35. Блаженство эпикурейцев,стоиков и скептиков достигается теперь посредством направленности субъекта на Бога,а не посредством бегства от объективного.(как у буддистов...впрочем и у коммунистов,чей бог - "Светлое Будущее")
36. Гегель: Если противоположность берётся односторонне: Бог - по ту сторону,а человек с его свободой по сю,то возникает противоположность нравственного и физического зла.
Человек познал Бога в Духе,а не в государстве как у римлян.(и не только у римлян...)
Филон Александрийский находит Платона в Моисее.
37. Логос:
Гегель: Логос - совокупность всех идей.
Познание есть знание только о конкретном,об абстрактном можно знать только,что оно существует.Конкретное всегда противоречиво,то есть абстрактное должно распасться.
Поэтому Бог есть Дух,который единство абсолютной сущности (бытия Платона) и Сына как определения,которое само принадлежит к истинной сущности Бога.
38. Филон: Логос - господствующий ангел,архангел,царство мысли,первочеловек или Адам Кадмон,восход солнца - человек в Боге.Также имеется 2-й Логос как речь производящий.(Гегель: Слово рассматривалось как проявление Бога.)
Логос - учитель мудрости,первосвященник,дух божества,поучающий людей.
39. Каббала и гностицизм:
Целью стремлений гностиков было познание.У Василида очень мутная система происхождения и познания,в которой истинное - духовное,но не указано как дойти.
Александрийская философия: Плотин (200-270 г.н.э.) не ел мяса.Ему хотели дать город для основания платоновской республики.Твёрдо держится за идеальное.Пишет: само мышление есть божественное;
абсолютное бытие непознаваемо и тождественно с богом;
единство порождает сына - ум (нус);
покоящееся бытие есть сущность,ум есть созерцание этой сущности.
Гегель: Идеи Платона у Плотина превратились в образующий ум.
Диалектика мышления неоплатоников:
а) мышление обращается на предмет (некое единство);
б) то,что мыслится отличает себя от сущности (происходит сотворение предмета);
в) мысль пребывает в мыслящем.
Гегель: Тут субстанциальность как упразднение различия и поворот мышления на само себя.
Первоначало чувственного мира - материя.
Плотин: Смелость внутри себя - смелые поступки.
Материя - движение,которое уничтожает себя,абсолютное беспокойство.Материя - отрицательное мышления как зло - добра(ума).Добро не может существовать одиноко.(уже тогда понимали...)
Гегель: Плотин не диалектичен,отсутствуют понятия.В области практических проблем у него лигика и чудеса.
Гегель: У Прокла множество происходит от первого,тем самым отрицание Платона он превратил в единство.О Троице: Троица как одно,бесконечное(множество) и предел(граница),делающий единым множестаенное и само единое.
Каждая из триады у Прокла составляет триаду.Рассмотрел на примере из "Филеба" Платона: Граница - бесконечное - смешанное(конкретное).
Ум: а) содержит в себе меры и,следовательно,границы; б) вечно производит всё и,следовательно) обладает силой бесконечности; в) смешанное есть единство противоположностей.
В итоге имеем три триады: абсолютное бытиё,жизнь и Дух.Ум есть граница,которая приводит обратно к началу,делает соответственным этому началу и производит интеллектуальный круг.Ум внутри троякое: частью субстанциальное в самом себе,частью живое,частью интеллектуальное.Но всё содержится в нём субстанциально,то есть ум - реальное!Ум - познающее,жизнь - мышление,бытиё - лишь мыслимое.Гегель: Всё надо наоборот: субстанция - единство границы и бесконечного.
Плотин применяет свой метод к Богу:
1-е единство: граница(абсолютное бытиё): всё содержит в себе,следовательно,вершина бытия и исходный момент: граница есть бог,возможность бога,бесконечное - возможность сотворения им мира,смешанное - абсолютное бытие.Такова первая триада.
2. Среднее единство: жизнь(неограниченное): субстанция - возможность - жизнь.