1. Гомер вдохновился лишь в старости. (впрочем как Гёте и Шиллер...)
2. Поэзия - представление,проявляющееся в речи. (скорее в песне; в речи проявляется верлибр А.М.)
3. Человек: постигает себя теоретически,а затем воссоздаёт практически (тоже постигает!) и как высшая ступень практического воссоздания и постижения - художественная; то есть человек удваивает себя в художественном произведении. ("я памятник воздвиг себе нерукотворный..." А.С.П. )
4. Так как искусство производится для чувственного восприятия человеком,то поэтому более или менее заимствуется из чувственного мира. (а не из реально-натурального,говорит он: реализм - смерть искусства А.М.)
5. Настоящим предметом поэтического изображения является поэтическое представление: сама созидающаяся в духе наглядность. (он говорит,что поэзия переносит нас в мир духа,в истинную обитель человека...вот в чём безценность и задача поэзии А.М.)
6. Красота есть определённый способ высказывания и изображения истины и поэтому доступна мышлению,если,конечно,в ней есть понятие. (он возможно отличает декоративную красоту от красоты "с понятием";понятие продукт мышления,а не чувства...что,впрочем,спорно - само мышление продукт интуитивного (рефлекторного) умопостижения...красота интуитивна,а не логична; чаще всего алогична и безпредметна ("непонятна") А.М.)
7. Искусство - то же,что и свобода (имеет своим содержанием свободу). (золотые слова!..поэтому искусство так требует свободы,а Свобода так любит искусство А.М.)
Свобода есть примирение абстрактной,субъективной свободы и объективной необходимости через осознание необходимости. (осознание необходимости преодоления чуждой,устаревшей,косной "объективной необходимости" в обществе,природе,морали и искусстве А.М.)
Искусство - примирение всеобщего (Добра,Истины) и человеческих чувств и влечений через переживание всеобщего. (примирение через переживание - очень сильно...лучше сказать - через сопереживание А.М.)
Но мало осознать необходимость (например,признать государство Свободой),человеку нужна всеобщая санкция т.е. типа религия (в виде государственной идеологии? А.М.).
Искусство ставит перед сознанием истину (идею,санкцию) в виде чувственного оформления с наличием элемента представления,которое более характерно для религии (идеологии). (он всё время говорит о "высоком искусстве",а не о заказном ,идеологизированном...но трудно устоять А.М.)
8. Прекрасный объект имеет в себе самом своё собственное истинное понятие и показывает в себе единство и жизненность. (он говорит,что "прекрасный объект" (хорошо сказано!) нельзя рассматривать (критиковать) как набор особенностей,что в нём понятие - сумма средств как стиль и задача как цель - удовольствие ,сопереживание или гнев А.М.)
9. В искусстве необходимое должно прятаться в случайном. (вот критерий мастерства по Гегелю: детали делают искусство А.М.)
10. Дух хочет созерцать свою свободу. (понимай - хочет быть свободным А.М.)
В единичности и природности он сделать этого не может.Поэтому возникает искусство (так как там нет целого). (он говорит,что только искусство может описать Свободу адекватно,т.к. свобода в духовном,а не в рассудочном,что единственный способ описания Свободы это искусство (слова в частности)...человек в природном (рассудочном) состоянии несвободен,что бы ему не обещали технологии А.М.)
11. Платон: "На звёзды смотришь,звезда моя.Хотел бы стать небом! Тысячами глаз глядеть,тобой любуясь". (учите верлибр,стихоплёты А.М.)
12. Улыбка сквозь слёзы указывает на скорбь и ясность. (никогда не встречал,но буду знать А.М.)
13. В формализме захватывает не содержание,а удовлетворение,доставляемое духовным созиданием. ("духовное созидание" - красиво излагает;учитесь! под формализмом он понимает творчество А.М.)
14. Предметы пленяют не потому,что они естественны,а потому что они так естественно сделаны. (он отсылает к "поэзии быта",но,возможно,указывает,что эмоции вызывает не творение само по себе,а стоящее за ним мастерство,усилия духа А.М.)
15. Второй путь - избрать всеобщее (как в философской поэзии). (т.е. всеобщее тоже пленяет,хотя изрядно рассудочно А.М.)
16. В поэзии способ выражения всегда даёт общее представление,т.к. слово произведено воображением и уже в силу этого несёт в себе характер всеобщности в отличие от природной единичности. (по Гегелю слово в поэзии продукт воображения,поэтический,а не рассудка,логического...поэтому слова "природные",не обременённые эстетической историей,не отобранные эстетической практикой так диссонируют А.М.)
17. Поэзия всегда должна выделять в своём изображении лишь энергийное ,существенное,характерное и это выразительно существенное есть идеализированное,а не лишь существующее ,описание которого делает изображение утомительным. (описание существующего,заоконно-телевизионного в виршах графоманов необыкновенно утомляет А.М.)
18. 50 дочерей Теспиоса забеременели от Геракла в одну ночь.(очень интересно,либер А.М.)
19. Образ прошлого обладает преимуществом большей всеобщности ,что развязывает руки художнику в отношении частных черт и индивидуального. (под видом прошлого описывают желанное будущее А.М.)
20. Гармония предполагает существование и разрешение различий ,которые по природе вещей принадлежат некоему определённому кругу. (различия и их противостгяние (конфликт) "в природе вещей" ,говорит Гегель...гармония их не избегает ,а разрешает в образе ,кстати,непременно противоречивом А.М.)
21. Когда ставятся иностранные драматургические произведения,каждый народ имеет право требовать известной переработки. (и то не помогает...иностранная душа - потёмки А.М.)
22. Талант без гения - виртуоз (талант это особая способность).
23. Народная песня принадлежит тем временам,когда духовная культура ещё не достигла большого развития. (музыкальное пиратство уничтожило профессионализм в песенном жанре,впрочем как и литературное возможность литератору прокормиться...культура деградировала до народной,особенно в жанре "поэзия" А.М.)
24. Произведение представляет собой то,что нём есть наилучшего. (критика ищет наихудшее и поэтому всегда врёт А.М.)
25. В символической форме идея ещё ищет своего подлинного художественного выражения (т.к. не создала ещё адэкватную форму (адэкватное явление) и ищет себя во внешней предметности и событиях человеческой жизни). (идея всегда типа впереди жизни,поэтому и символична,а вот переваренная идея - натуралистична (реалистична)...ну и место её,соответственно,в сортире А.М.)
26. В возвышенном форма не в состоянии достичь содержания.
Возвышенное - попытка выразить идею не находя среди явлений предмета,который был бы годен для этой цели.
27. Метафора - до последней степени укороченное сравнение.
28. Дидактическая поэзия: форма стоит рядом с содержанием (прозаическим).
Описательная поэзия: представляет внешний материал сам по себе.
29. Недостаток классического искусства в антропоморфизме.
В классическом искусстве чувственность не отмерла, но и не поднялась к абсолютной духовности,поэтому оно не удовлетворяет запросов глубин духа.
Оно не добралось до глубин противоположности и не примирило её.
Оно не знает греха и зла ,не знает о внутреннем ожесточении субъекта как абстрактной личности. (личность всегда ожесточена,т.к. она видит и знает зло,эту истинную глубину духа,с которой примиряет только смерть...об этом все трагедии А.М.)
30. Романтическое (высшее,в смысле настоящее) искусство будучи искусством указывает,однако, на более высокую форму сознания ,чем на ту,которую в силах давать искусство. (и что это за форма сознания,которая выше искусства?..неужели право? А.М.)
31. Для классического художника содержание есть готовое,данное.
Для символического характерен поиск связи между сущностью в форме природности и внутренней абстрактностью всеобщего,это пока лишь стремление Духа. (дух стремится к символу...символы - язык души (и искусства) а не данное,говорит Гегель А.М.)
32. Эзоп был безобразный горбатый раб,фригиец.
Зевс приложил Геркулеса к груди Юноны и из брызнувшего молока получился Млечный Путь.
Наполеон наиболее полно выражал свою удовлетворённость тогда, когда ему удавалось что-либо ,относительно чего весь мир выражал своё неудовольствие. (замечательные мелочи! А.М.)
33. Красота классического идеала не составляет последнего предела.Ибо последующее искусство знает, что его правда состоит не в том, чтобы погружаться в телесность. (если б ты знал, в какую "телесность" погружается наше порноискусство... А.М.)
34. Когда субъективность обретает бесконечную важность, тогда то отницание, которое носит в себе смерть есть отрицание самого высокого и важного; поэтому оно страшно. (он говорит, что есть вещи поважнее собственной жизни (субъективности)...тогда и смерть не страшна А.М.)
35. В классическом искусстве внутренняя жизнь полностью выражается во внешнем виде и блаженно в нём пребывает.
В романтическом,душа,хотя и проявляется во внешнем, в то же время указывает на то, что она вернулась из этой телесности в себя и живёт внутри самой себя.То есть дух находит совпадающую с ним действительность не в реальном существовании, а в самом себе.Примирение с абсолютным в романтическом искусстве представляет собой акт переживания ,а не уяснения реального бытия до классического единства. (он требует от искусства переживания, а не уяснения...реализм поверностен, говорит он,- истинное искусство идеально (символично) А.М.)
36. Дружба (в отличие от любви) требует содержания, существенного дела, как объединяющей цели. (китайские поэты не писали о любви - мелкая, бессодержательная тема А.М.)
37. Прекраснее всего любовь в женских характерах, ибо для них отказ от себя составляет наивысшую точку. (браво,либер! А.М.)
38. Никакой Дант (Пушкин,Шолохов А.М.) не может появиться в наши дни.Всё, что было воспето - высказано до конца.Только настоящее свежо.Все материалы обретают художественную правду только как носители живой современности. (для старшего поколения современность осталась в их юности, в том, что было А.М.)
39. Первый художник - девушка, зарисовавшая тень своего возлюбленного. ( почему без указания автора?.. нехорошо, либхер А.М.)
40. Первые архитектурные сооружения, индийские пагоды - есть выдолбленный изнутри фаллос, первоначально узкий и цельный. (и последние сооружения, небоскрёбы - тоже А.С.)
41. По своему содержанию поэзия д.б. целью для себя самой и изображать с чисто теоретической точки зрения всё, что она может охватить как внутри себя самостоятельный, замкнутый мир. (непонятный до конца, а лучше для лирики - полностью герметичный мир А.М.)
42. Внешние предметы входят в поэзию только постольку, поскольку дух находит в них повод или матерьял для своей деятельности. (описательная "поэзия" омерзительа А.М.)
43. В условиях господства прозы, когда та наложила свой отпечаток на всё и на вся, поэзия чувствует себя, из-за неприступности прозаического, в сетях разнообразных трудностей; ведь ей надо поднять рассмотрение рациональных связей до чего-то разумного и снова воплотить философское (спекулятивное, разумное) мышление в фантазию,сохранив при этом видимость непринуждённости непосредственной свободы, несмотря на то, что ей придётся действовать преднамеренно. (философское непринуждённо воплотить в фантазию...да ещё в условиях господства прозы...сложно, но попробуем А.М.)
44. В особенности поэзии следует избегать желания соревноваться точным детализированием с индивидуальной полнотой реального бытия. (согласен, пусть этим занимается проза А.М.)
45. Эпическая поэзия на отдельных и внешних деталях должна останавливаться в большей степени, чем драматическая, развёртывающаяся в более быстром движении, или поэзия лирическая, которая имеет дело исключительно с внутренней жизнью. (быстрота развёртывания - важная и даже необходимая особенность поэзии А.М.)
46. Поэтический язык: может придерживаться архаического и тем самым выражений, не употребительных в общежитии, но преимущественно показать себя в своём прогрессируещем словотворчестве. (в переводе с гегелевского на человеческий язык: словотворчество - ещё одна отличительная черта поэтического стиля А.М.)
47. Когда имеется язык прозы обыденной жизни, вместо мгновенного чувства должна появиться осторожность. (Achtung!, перед нами проза... А.М.)
48. Библия как эпос была у каждого народа. (типа без эпоса нет народа? А.М.)
49. Чем меньшей самостоятельностью и объективностью обладает лирический матерьял, (т.е. не внутренней природы, а коренится в субъекте как таковом) тем больше он нуждается в изложении во внешней стороне, тем более он обращается к напевности.
Чем невыразимее внутренняя жизнь, подлежащая раскрытию,тем больше она нуждается в помощи мелодии. (не умея "выразить жизнь" - поют(рифмуют) А.М.)