Мурыгин Александр Сергеевич : другие произведения.

Философия новых жанров: Верлибр. Хокку. Реп

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Философия верлибра.
  
  Естественный источник верлибра - речь.Для создания эстетического для верлибра нет музыкальных средств.Вместо них - интонация.Верлибру легче обойтись без декоративности поэзии,широко использовать интуитивное и абсурдное.
  Верлибр - аудиожанр,опасный соперник поэзии.Отсюда шкурная зоологическая
  ненависть поэтов-рифмачей к верлибру и верлибристам.
  На поэзию верлибр становится похож при использовании схожих форм эстетизации,
  а на прозу - при отсутствии интонационной и интуитивной основы.
  "Верлибр",буквально - свободный стих,неудачный ошибочный термин времен революции
  модерна столетней давности.Он взят по формальному,внешнему признаку.
  По русски верлибр правильно называть РЕЧЕСЛОВИЕМ.Или ВОЛЬНОСЛОВИЕМ - словами,
  освобожденными от ига поэтических приемов эстетизации.
  Исторически вольнословие первый жанр.Существовал до письменности.
  Все священные тексты - верлибр.Русская литература тоже.И былины,и Слово и,
  что особенно важно - проповеди.Верлибр - единственный официальный жанр в
  допетровской Руси.Профессиональная поэзия (стихи) была запрещена,её авторы -
  скоморохи были отлучены от церкви (в современных понятиях - были вне закона).
  Государевы люди могли убить поэта-скомороха (смотри сцену в "Андрее Рублеве").
  Не за ритм и рифму,а за отход от идеологии государственной власти.
  За это же верлибр был запрещен в Эсэсэсэрии.Сначала как незнакомый и непонятный
  классовой базе новой власти и значит трудноупотребимый для целей агитации и
  пропаганды.А впоследствии (при брежневском неокоммунизме) как соперник
  "скоморошьей" редакторской мафии "от сохи".
  Для официальной литературы и образования РФ верлибра нет и сегодня.
  Процентное соотношение пишущих верлибром и "частушками" - 1 к 100,в мире -
  наоборот,силлаботоника - это декоративно-прикладной жанр в песенном творчестве,
  детский жанр.Более того,рэп - верлибр,положенный на музыкальный ритм,загнал
  поэзию в старческо-провинциальный угол окончательно.
  Это вторая причина,так сказать "снизу".Второе "пришествие"
  вольнословия в начале 20 века происходило в рамках эстетической революции -
  свержения академизма - мироощущения буржуа.В России такая революция свершается сегодня.Уже "амнистировали" беспредметную живопись и атональную музыку.
  В литературе же
  борьба в самом разгаре и проходит через вольнословие (верлибр).
  Вольнословие - радикальная смена эстетической парадигмы в литературе.
  Перехода от декоративности и конформизма к безобразному и революционному.
  В борьбе с вольнословием объединились эстетическая косность гомо советикуса и
  заказ литературного чиновника на лояльность к власти чиновника политического.
  
   Философия хокку.
  
  Только не надо хвататься за Гаспарова!Хокку (оставим как название) - не стихи и
  не верлибр.
  Правильнее назвать - тексты Дао.Бросается в глаза немногословие,резкое отличие
  от болтливой повествовательности индоевропейской традиции слова.
  Тут - культура иероглифа,знака.В текстах любой иероглифической цивилизации
  органично заложена "прыжковость" и многосмысловая ассоциативность.
  Преобладает концептуальность (оперирование смыслами) как источник эстетического
  в отличие от примитивных евразийских способов:языческого вовлечение природы и
  безконтрольной метафоричности.
  Разрыв логики вплоть до абсурда так же активирует эстетическое подсознательное
  как традиционная метафора и полноценный источник удовольствия родственный юмору.
  Настоящий Восток,Хань,Корё и Иппон,изначально сочинял клип-экшн,выражаясь новоязом,
  на общепонятном языке - манипулировал смыслами и действиями как элементарными
  эстетическими единицами.С практическим запретом дидактики и линейной
  повествовательности,морализаторства и публицистики.
  Поэтика хокку в русской литературе явление последних десятилетий и развивается
  исключительно в интернет-пространстве.
  Литгеронты,с малых лет ушибленные рифмо-ритмом в духе достопочтенного Д.Бедного,
  физиологически не в состоянии принять хокку.Тут старческая ригидность мышления,
  вялость аксонов,пресенильные психозы...
  Взамен Бог дарует старикам твердую веру в услышанное в детстве.
  
  P.S.
  Хокку - предельно формализованный верлибр.Впрочем,как и стихи в индоевропейских
  языках.Во имя чего это делается?Тут была чистая мнемоника.Чтобы запомнить.
  Но затем были изобретены,последовательно:письменность,книгопечатание и интернет.
  Без них мы бы и сегодня пели вокруг костра.
  Хокку отличен от стиха.В нем свои способы эстетизации.Отступление:
  поэзия - это родовое понятие для эстетически значимой информации.Способ описания
  эмосферы,особого эстетического мышления.Способы эстетизации разнообразны.
  Только Минобр и Минкульт считают что необходимое и достаточное - ритм и рифма,
  а в содержании - возвышенная дидактика.Это - литературная одиночка три на три
  шага.
  Для хокку как поэзии иероглифической цивилизации характерно интуитивное
  постижение мира,отличное от от западного с его предикативной линейной логикой,
  с бесконечными "поэтому" и "вследствие".
  Для хокку типичен запрет на любые метафоры как лобовые сравнения чего-то с чем-то и примат эстетической ценности контекста.
  Сами японцы отличают хокку и его родственников (синтаисё,кёка и др.) от
  собственно верлибра (дзиюси) именно по этим двум признакам.Велибр для японца
  аналог монолога драмы.
  
   Философия репа.
  
  Реп - мелодекламация.Проходит на фоне ритма и коротких музыкальных фраз.
  Рифма не обязательна,да и вовсе вредна.Отвлекает.Рифма - кунстштюк.Декоративность.
  Литературные обои.Уродливое порождение казарменного классицизма.
  Но реп и не проза на фоне ритма.Фраза может иметь смежные созвучия.
  Назовем их крипторифмой.Согласуются не окончания,а звуковые комплексы в потоке
  речи.Главной становится координация фонетических элементов речи.
  Реп не пение.Это речь под ритм.В пределе реп - энергичная мелодекламация.
  Реп особый,самостоятельный род литературы.Декламационная литература.
  Как стих в свое время вырос и так сказать отрос от песни,
  так и реп уже живет свое собственной литжизнью.
  Следует разработать понятие "созвучие" с особенностями:интуитивность,скрытость,
  ассоциативность.Возможный термин - криптозвучие.
  Другие реп-средства:скороговорка - сжатие текста до элемента мелодии и
  смысло-звуковые рондо,вариации одной фразы-лексемы.
  Послоговая рифма под нужды мелодии - архаика.Как старая мебель свозится на дачу,
  так и рифма осталась в любительском примитивном наивном народном сетевом "творчестве".Аминь.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"