Любовь не быт и бытие, наряду со свободой и красотой отречения.
Существуют разные типы любви: любовь-жалость, любовь-эрос, каритативная любовь и любовь-влюблённость.
Пол совсем не есть одна из функций человеческого организма. В поле человек чувствует что-то унижающее человеческое достоинство. Леонардо да Винчи говорит, что половые органы так уродливы, что род человеческий прекратился бы, если бы люди не впадали в состояние одержимости.
В сексуальной жизни есть что-то унизительное для человека.
Фрейд, психоанализ и современный роман разложили человека на части. В этом бесстыдство современной эпохи.
Нужно делать различие между Эросом и сексом. Жизнь пола (секс) - безликая, родовая. Секс объединяет человека со всем животным миром. Секс раздавливает личность. В жизни пола есть безжалостность по отношению к человеку. Этом порождает человеческие драмы.
Любовь есть ограничение власти пола. Влюблённому легче отказаться от половой потребности, сделаться аскетом. Настоящая любовь - редкость. Пленительна свобода любви, но ещё больше - жертва любовью во имя свободы. Любовь, которую подавили во имя свободы или жалости, приобретает особый смысл.
В стихии любви есть правда возвышения над силой закона. Нельзя отказать я от любви во имя долга, закона, мнения и норм общества, но можно отказаться во имя жалости и свободы.
Любовь так искажена и опошлена, что стало невозможным произносить слова любви, нужно найти новые слова.
Возмутительно, когда общество вмешивается в эротическую жизнь личности, вводя ограничения. Когда речь идёт о любви, то всякий третий лишний. Любовь всегда нелегальна. Легальная любовь есть любовь умершая. В институте брака есть бесстыдство обнаружения для общества того, что должно бы быть скрыто от посторонних взоров. Социализация любви есть один из самых отталкивающих процессов человеческой истории.
Семья подчинена тем же законам, что и государство и хозяйство. Семья имеет отношение лишь к каритативной любви и лишь косвенное отношение к полу. Семья есть иерархическое устройство, основанное на господстве и подчинении.
Брак есть очень сомнительное таинство. Православие лишь подтверждает брак в юдаизме, производит социализацию того, что по своей природе неуловимо для общества и для церкви как внешнего религиозного общества.
Подлинным таинством должно было бы быть признано таинство любви. Мировая литература защищала права и достоинство любви несоциализированной. Преступна не любовь Анны и Вронского, а брачные отношения Анны и Каренина. Вопрос о детях конечно важный, но отсутствие любви между родителями калечит детей.
"Что делать?" Чернышевского бездарное произведение, но он свято прав в своей проповеди свободы человеческих чувств и своей борьбе против власти ревности в человеческих отношениях.
Письма Чернышевского с каторги к жене - документ любви, редко встречающейся в человеческой жизни.
Ревность не соединима со свободой человека и связана с любовью эротической. Ревность есть тирания человека над человеком. Особенно отвратительна женская ревность, превращающая женщину в фурию.
Есть несоизмеримость между женской и мужской любовью, несоизмеримость требований и ожиданий. Мужская любовь не захватывает всего существа. Женская любовь целостна, делает женщину одержимой. В этом смертельная опасность женской любви. В женской любви есть магия, но и всегда есть несоответствие с идеальным женским образом. Женщины лживее мужчин, ложь есть самозащита, выработанная историческим бесправием женщины со времён победы патриархата.
Женская любовь может подниматься до необыкновенной высоты, как у Сольвейг у Ибсена.
Самоё мучительное не неразделённая любовь, а любовь, которую нельзя разделить.
У женщин есть необыкновенная способность порождать иллюзии. Это то, что породило культ Прекрасной Дамы.
Неприемлемо внесение женственного и эротического начала в религиозную жизнь, в отношение к Богу. Вернее идея андрогина Якова Бёме, как преодолевающая пол.
В статье Соловьёва "Смысл любви" противоречие. Верно, что женственная стихия есть стихия космическая, лишь через женственность человек приобщается к космосу. Человек в полноте своей есть космос и личность.
Пол принадлежит жизни рода, а любовь - жизни личности. Поэтому такое отторжение вызывают беременные женщины. Деторождение враждебно личности. Перспективы родового бессмертия и личного бессмертия противоположны.
Любовь есть победа личности над полом. Если пол не интегрировался в целостную преображённую жизнь личности, то он делается началом распада личности.
Эрос побеждает пол, в нём глубина бесконечности.
Любовь есть выход из обыденности, для женщин единственный.
В любви есть проникновение в красоту лица другого, победа над уродством, торжествующим в мире. Но если любовь-эрос не соединяется с любовью-жалостью, то результат мучительный. В эросе самом по себе есть жестокость, он должен смиряться жалостью. Эрос должен соединяться с агапэ. Безжалостная любовь отвратительна.
Эрос платонический направлен на божественную красоту, а не на конкретное существо. У Соловьёва был силён платонический эрос, направленный на вечную женственность Божью, а не на конкретную женщину.
Половой пантеизм Розанова не есть эрос, это возврат к языческому полу.
Эрос порождает иллюзии, которые нелегко отличить от действительности. Шатобриан писал, что человеку свойственно мечтать о любви.
Любви присущ внутренний трагизм и не случайно любовь связана со смертью. Странно, когда люди говорят о радости любви. При виде счастливой любящей пары испытываешь смертельную печаль. Любовь не знает исполнившихся надежд. Но бывает, хотя и не часто, необыкновенная любовь, связанная с духовным смыслом жизни.
*Комментировать неуместно. Добавлю только, что современная психофизиология вскрыла тайну любви. Любовь есть особый эмоциональный продукт мозга, сопровождающий отдельную потребность. Любовь как состояние запускается физиологией, но у некоторых и вторичным, идеальным ("духовным") способом. Код любви вскрыт и любовь легко индуцируется электромагнитным полем как и любая другая эмоция или состояние: сон, бодрость, страх, даже лояльность (верность). Увы нам...
НАУКА ЛОГИКИ. ГЕГЕЛЬ
1. Гегель о законе (мере).
Гегель: Качество (понятие) есть равенство определённости с самой собою, "без-количественность", бытие как таковое.
Количество есть бытие, возвратившиеся в себя как простое равенство вне связи со своим будущим пределом - ближайшим родом.
Меру называют ещё законом. Доказать закон (=найти меру) означает показать, что закону соответствует весь объём частностей.
Гегель: "Но есть внешнее доказательство законов (например законов Кеплера): Чтобы их количественные определения были познания из качеств (=определённых соотнесённых понятий, каковыми являются время и пространство для законов Кеплера)".
* Ленин: Требование Гегеля - дать закон как частный случай более общего (=более общей модели), в котором качества закона являются количествами, то есть частными случаями более общей действительности (=ближайшего рода). *я: легко сказать! Закон не выводится, а "угадывается" интуитивно, особым "органом" мозга и только потом доказывается
Гегель: "Мера есть скачок, перерыв постепенности".
Ленин: Рассудок не может мыслить переход, скачок. Он неизменен в пределах меры как состояние и безразличен к движению (=изменению).
*я:скачок в сознании, переходящем "внутрь" другой модели, а в истории "мера" - сигнал для смены (захвата) власти через хаос, смуту, разруху. Потому что рассудок не может мыслить "качественно", а масса (толпа) всегда рассудочна и не угадывает своего будущего (типа "ближайшего рода"). Выгодоприобретатель любой революции - тайная организация, которая создаёт новую власть.
Гегель: "В моральной области различия качества основаны на различии величины. Так при превышении меры легкомыслия получается преступление, когда право субъекта переходит в несправедливость, добродетель - в порок".
*я: в экономике право собственности обязательно переходит в преступление при слишком большом ("олигархическом") неравенстве. Аристотель считал такой мерой преступного неравенства на основе опыта греческих городов-государств соотношение между имуществом "богатых" и "бедных" более чем 4:1 (в современной России 18:1 по официальным подсчётам).
Гегель: "Государству различные размеры придают разный качественный характер". *я: а переход меры явно "портит характер" любого государства
2. Гегель о противоречиях.
Гегель: "Разрешение противоречия - поиск "единого" (=системы), в которой обе стороны будут определять (ограничивать) друг друга как сущности (=основания). Единое в свою очередь будет только одной стороной в новом противоречии со своей границей, то есть со своим определением в рассудке (=языке). Это новое понятие является ещё невыразимым в языке вследствие неисследовательности, отсутствия понимания и, следовательно, опыта языка".
*Ленин: Гегель предлагает искать эту новую, ещё неизвестную сторону противоречия путём изменения количества уже известной стороны противоречия (=основания) явления более низшего порядка вплоть до её уничтожения как признака меры скачком, революцией. Во время "скачка" противоположность проявится как антогоний. То есть только катастрофы (революции, искусственные эксперименты) проявляют противоречие. Даёшь экспериментальную катастрофу!
*я: они говорят, что будущее, будущее социальное и экономическое устройство предсказать невозможно, нужен эксперимент, "скачок" в бездну (=революция). Что техника рано или поздно переходит меру допустимого в системе техника (экономика)-мораль-биосфера (человечество).
И тогда мы получаем тот самый "прекрасный Новый мир", в
котором ещё попробуй выживи...
Гегель: "Все вещи в себе - противоречивы".
*я: для того, чтобы составилась система, необходимо противоречие как проявление принципа системообразования. Требуется "разнонаправленность" процессов, в экономике - интересов, в морали - целей для функционирования некого "единого" противоположностей. Так в языке происходит рассудочное образование понятий: 1) к исходному понятию как тождеству (рассматриваемому как единое, неделимое, данное) 2) создаются ему противоположения в виде границы (путем подбора отличных ему понятий, способных положить различие), 3) которая (граница) уничтожается в более общем понятии. На практике исходное понятие в языке сразу обозначается (=называется) как грамматически видоизменённое другое (=граничащее), так называемое "отрицание". Но тут не диалектика, а скорее стандартный способ бессознательной работы мозга, генерация "озарений" и "откровений", а сознание закрепляет наиболее практичный вариант.
Противоречие всегда заканчивается катастрофой, этим "переходом" через дезорганизацию - стадию сосуществования соперничающих технических, экономических, социальных и моральных механизмов. В личности - образование "нового взгляда" через субъективную катастрофу.
3. Система понятий:
1) Основание есть "зацепление" противоположностей. В мышлении выражено понятием, в восприятии - знаком.
2) Форма - своеобразная проекция модели на "плоскость" когнитивного поля в познании, на вектор интереса в социосфере, на подсознание как уверенность, вера, эмоции.
3) Закон - существенное явление, то есть показывающее основание (=существенное противоречие) своего развития.
*я: явление содержит знак (=закон) и собственно систему (= основание).
4) Действительность - единство сущности и существования, то есть двусторонняя связь, устанавливаемая мозгом интуитивно, между действительностью и необходимостью через возможность действительного (как бытия, знака) и существованием (=основанием,условием) необходимого.
5) Возможность - производное действительности в её движении к необходимости (=цели).
6) Причина и следствие:
Гегель: "Причина и следствие всегда опосредствования связью. (*я: системообразующей) Например: история народа и его строй. Строй как продукт истории - обычай. Истина - во взаимодействии, в том, что строй - знак народной воли (=цели). В основе строя - понятие ближайшего рода (="должного") и его проявления в знаке (=в виде общественных институтов, законов)".
*я: И когда народу навязывают другой строй, он его вскоре свергает, если не согласен с предлагаемой целью. В случае современной России - с ничем не ограниченной властью личного интереса (=жадности). История русского народа - ряд безуспешных попыток построить лестницу, ведущую в "Небо" (счастливой жизни) из-за неспособности накапливать опыт (этот необходимый признак Цивилизации) и сохранять собственно народ (понимаемый как единство воли (и, следовательно, цели!) в отличие от этноса - общности индивидуумов, только предпосылки народа, хотя и имеющей возможность народообразования вследствие единого языка и территории...
7) Свобода.
Гегель: "Свобода есть субъективность".
*я: то есть "Я", Эго, эгоизм, то есть:
- свойство целеустремлённости, заложенное в системе мозговой деятельности;
- наличие средств и орудий, в том числе моделей окружающего мира (=субъективных инструментов);
- наличие интуитивной "точки зрения", принадлежащей цели, с которой ведётся оценка результатов по моральной шкале "хорошо - плохо".
8) Знак.
Гегель: "Все вещи (=знаки,названия) есть умозаключения - общее, связанное через частность (особенность) как одну из качественных свойств единичного. Но сама вещь - это не состоящее из трёх предложений языка как из трёх ипостасей".
Например: Все люди смертны - общее. Кай человек - единичное. Следовательно, он - смертен. Это особенность (особенное) Кая, а смерть выступает как понятие.".
9) Идея.
Гегель: "Идея есть хотение человека и знак. Например: "истина", "добро" в терминах рассудка и морали, когда "добро" есть полезная практика. "Добро" есть требование, которое принимает форму действия (практики) и функционирует (существует) в виде опыта, собственности, эмоционального рефлекса и морали как стереотипа поведения".
10) Человек:
Гегель: "Человек есть стремление реализовать себя, то есть дать себе объективность в мире (=в собственности) и тем самым осуществить себя как план, идею)". *я: Человек есть стремление. Красиво!
4. Диалектика ("Логика") на примере экономики:
Толкование Ленина:
1) В экономике стоимость (=трудовое усилие как типичное, массовое, элементарное для данной практики) есть субстанция, общее для всех товаров.
2) Различие (=первое отрицание стоимости как количества труда, конкретное и единичное) выступает как цена (=рыночная стоимость) . Цена - знак ничтожности труда.(!) Источник (причина) цены - интерес другого. Рынок - более общая система (=понятие), в котором ищется цена (как потребительская стоимость). Цена - граница стоимости (ограничение, следовательно, знак). "Идея" цены (=знака, символа) и стоимости труда (=сущность, вещь-в-себе) есть новое понятие, которое в языке обозначается термином (процесса, движения, развития и цели системы).
*я: по Ленину/Гегелю чтобы получить цену как рыночную меру количества труда надо изменять (стремиться увеличивать) количественную определенность труда (торговаться).
3) Разделим стороны противоречия - цену и стоимость (учит Ленин), теперь ищем связь, взаимодействие. В понятии (в языке) это обозначает становление, "скачок" (как пресловутый переход бытия (общего) в "ничто" единичного, первоначального, в свою границу как другого). Таким образом, труд переходит в цену (=оценивается) при обмене, который - функция рынка как системы, где продукт (=цена) - следствие, а рынок - причина (в экономической системе).
Обмен выступает как существенное (=необходимое) противоречие , следовательно, двигатель труда, его ближайший интерес, цель и причина. (*я: Обмен есть движение стоимости, этап диалектического моделирования)
4) Противоречие снимается в идее. Метод поиска идеи как цели (понятия в языке, истины в логике, Добра в морали) таков: искать как понятие термин скачка (катастрофы) при развитии процесса. Эта цель одновременно первопричина процесса. Цель процесса обмена (=идея обмена)- интерес, удовлетворение потребности. А товар - следствие удовлетворённой потребности (интереса). Интерес, эта первопричина труда, имеет форму товара (является как товар).
5) Действительность идеи есть действие, закон (поступок в морали).
Умозаключение (=закон) в действительности есть типичный, закономерный результат процесса разрешения противоречия.
Обмен:
- как единичное даётся в понятии более общим родом. Обмен - вид экономического процесса, следовательно, часть экономического строя
- как особенное (то, что его отличает от других процессов) является институтом экономики, экономического строя, а в философском смысле является атрибутом нового понятия - Деньгами как опосредствующим эквивалентом. Особенное в процессе обмена найдено!
Деньги выражают свободу и справедливость. Идея денег ведёт к ним объективно и необходимо как к цели. *я: было и другое мнение: что распределение благ по потребности вместо обмена куда справедливее, что вместо денег вполне сгодятся талоны на штаны и селёдку, а свобода - осознанная необходимость "готовиться к войне и голоду"...
То есть, если Обмен совершается посредством Денег,то это общее данного экономического процесса и системы.
Гегель: История рода должна соответствовать методу философствования (=правильного познания), так как метод адекватен истории развития понятия (=этапам познания) в языке и рассудке. В обществе история и строй связаны как причина-следствие, цель-средство в знаке.
История экономики - история обмена: от труда для своего интереса (=труд-для-себя, натуральное хозяйство, труд без обмена) к труду для интереса другого с натуральным обменом качества на качество, товара на товар на рынке и далее к обмену путём эквивалента (Денег) и самовоспроизводство денег в виде Капитала, когда цель - овладение эквивалентом (=Деньгами) как Истиной и Добром , а самоцель интереса - Прибыль, системообразующая идея экономики, её интерес.
Капитал это производство прибыли (прибавочной стоимости) как 1) абсолютной (абстрактной), то есть количества труда 2) относительной (конкретной) , потребительской стоимости, выраженной в цене товара.
*я: Современный финансовый капитал оторвался от труда и потребительского интереса и представляет собой пирамиду за счёт будущего и лотерею в настоящем. Идея новейшей экономики - холява...
ЭСТЕТИКА. ГЕГЕЛЬ
1. Гомер вдохновился лишь в старости. (впрочем как Гёте и Шиллер...)
2. Поэзия - представление,проявляющееся в речи. (скорее в песне; в речи проявляется верлибр А.М.)
3. Человек: постигает себя теоретически,а затем воссоздаёт практически (тоже постигает!) и как высшая ступень практического воссоздания и постижения - художественная; то есть человек удваивает себя в художественном произведении. ("я памятник воздвиг себе нерукотворный..." А.С.П. )
4. Так как искусство производится для чувственного восприятия человеком,то поэтому более или менее заимствуется из чувственного мира. (а не из реально-натурального,говорит он: реализм - смерть искусства А.М.)
5. Настоящим предметом поэтического изображения является поэтическое представление: сама созидающаяся в духе наглядность. (он говорит,что поэзия переносит нас в мир духа,в истинную обитель человека...вот в чём безценность и задача поэзии А.М.)
6. Красота есть определённый способ высказывания и изображения истины и поэтому доступна мышлению,если,конечно,в ней есть понятие. (он возможно отличает декоративную красоту от красоты "с понятием";понятие продукт мышления,а не чувства...что,впрочем,спорно - само мышление продукт интуитивного (рефлекторного) умопостижения...красота интуитивна,а не логична; чаще всего алогична и безпредметна ("непонятна") А.М.)
7. Искусство - то же,что и свобода (имеет своим содержанием свободу). (золотые слова!..поэтому искусство так требует свободы,а Свобода так любит искусство А.М.)
Свобода есть примирение абстрактной,субъективной свободы и объективной необходимости через осознание необходимости. (осознание необходимости преодоления чуждой,устаревшей,косной "объективной необходимости" в обществе,природе,морали и искусстве А.М.)
Искусство - примирение всеобщего (Добра,Истины) и человеческих чувств и влечений через переживание всеобщего. (примирение через переживание - очень сильно...лучше сказать - через сопереживание А.М.)
Но мало осознать необходимость (например,признать государство Свободой),человеку нужна всеобщая санкция т.е. типа религия (в виде государственной идеологии? А.М.).
Искусство ставит перед сознанием истину (идею,санкцию) в виде чувственного оформления с наличием элемента представления,которое более характерно для религии (идеологии). (он всё время говорит о "высоком искусстве",а не о заказном ,идеологизированном...но трудно устоять А.М.)
8. Прекрасный объект имеет в себе самом своё собственное истинное понятие и показывает в себе единство и жизненность. (он говорит,что "прекрасный объект" (хорошо сказано!) нельзя рассматривать (критиковать) как набор особенностей,что в нём понятие - сумма средств как стиль и задача как цель - удовольствие ,сопереживание или гнев А.М.)
9. В искусстве необходимое должно прятаться в случайном. (вот критерий мастерства по Гегелю: детали делают искусство А.М.)
10. Дух хочет созерцать свою свободу. (понимай - хочет быть свободным А.М.)
В единичности и природности он сделать этого не может.Поэтому возникает искусство (так как там нет целого). (он говорит,что только искусство может описать Свободу адекватно,т.к. свобода в духовном,а не в рассудочном,что единственный способ описания Свободы это искусство (слова в частности)...человек в природном (рассудочном) состоянии несвободен,что бы ему не обещали технологии А.М.)
11. Платон: "На звёзды смотришь,звезда моя.Хотел бы стать небом! Тысячами глаз глядеть,тобой любуясь". (учите верлибр,стихоплёты А.М.)
12. Улыбка сквозь слёзы указывает на скорбь и ясность. (никогда не встречал,но буду знать А.М.)
13. В формализме захватывает не содержание,а удовлетворение,доставляемое духовным созиданием. ("духовное созидание" - красиво излагает;учитесь! под формализмом он понимает творчество А.М.)
14. Предметы пленяют не потому,что они естественны,а потому что они так естественно сделаны. (он отсылает к "поэзии быта",но,возможно,указывает,что эмоции вызывает не творение само по себе,а стоящее за ним мастерство,усилия духа А.М.)
15. Второй путь - избрать всеобщее (как в философской поэзии). (т.е. всеобщее тоже пленяет,хотя изрядно рассудочно А.М.)
16. В поэзии способ выражения всегда даёт общее представление,т.к. слово произведено воображением и уже в силу этого несёт в себе характер всеобщности в отличие от природной единичности. (по Гегелю слово в поэзии продукт воображения,поэтический,а не рассудка,логического...поэтому слова "природные",не обременённые эстетической историей,не отобранные эстетической практикой так диссонируют А.М.)
17. Поэзия всегда должна выделять в своём изображении лишь энергийное ,существенное,характерное и это выразительно существенное есть идеализированное,а не лишь существующее ,описание которого делает изображение утомительным. (описание существующего,заоконно-телевизионного в виршах графоманов необыкновенно утомляет А.М.)
18. 50 дочерей Теспиоса забеременели от Геракла в одну ночь.(очень интересно,либер А.М.)
19. Образ прошлого обладает преимуществом большей всеобщности ,что развязывает руки художнику в отношении частных черт и индивидуального. (под видом прошлого описывают желанное будущее А.М.)
20. Гармония предполагает существование и разрешение различий ,которые по природе вещей принадлежат некоему определённому кругу. (различия и их противостгяние (конфликт) "в природе вещей" ,говорит Гегель...гармония их не избегает ,а разрешает в образе ,кстати,непременно противоречивом А.М.)
21. Когда ставятся иностранные драматургические произведения,каждый народ имеет право требовать известной переработки. (и то не помогает...иностранная душа - потёмки А.М.)
22. Талант без гения - виртуоз (талант это особая способность).
23. Народная песня принадлежит тем временам,когда духовная культура ещё не достигла большого развития. (музыкальное пиратство уничтожило профессионализм в песенном жанре,впрочем как и литературное возможность литератору прокормиться...культура деградировала до народной,особенно в жанре "поэзия" А.М.)
24. Произведение представляет собой то,что нём есть наилучшего. (критика ищет наихудшее и поэтому всегда врёт А.М.)
25. В символической форме идея ещё ищет своего подлинного художественного выражения (т.к. не создала ещё адэкватную форму (адэкватное явление) и ищет себя во внешней предметности и событиях человеческой жизни). (идея всегда типа впереди жизни,поэтому и символична,а вот переваренная идея - натуралистична (реалистична)...ну и место её,соответственно,в сортире А.М.)
26. В возвышенном форма не в состоянии достичь содержания.
Возвышенное - попытка выразить идею не находя среди явлений предмета,который был бы годен для этой цели.
27. Метафора - до последней степени укороченное сравнение.
28. Дидактическая поэзия: форма стоит рядом с содержанием (прозаическим).
Описательная поэзия: представляет внешний материал сам по себе.
29. Недостаток классического искусства в антропоморфизме.
В классическом искусстве чувственность не отмерла, но и не поднялась к абсолютной духовности,поэтому оно не удовлетворяет запросов глубин духа.
Оно не добралось до глубин противоположности и не примирило её.
Оно не знает греха и зла ,не знает о внутреннем ожесточении субъекта как абстрактной личности. (личность всегда ожесточена,т.к. она видит и знает зло,эту истинную глубину духа,с которой примиряет только смерть...об этом все трагедии А.М.)
30. Романтическое (высшее,в смысле настоящее) искусство будучи искусством указывает,однако, на более высокую форму сознания ,чем на ту,которую в силах давать искусство. (и что это за форма сознания,которая выше искусства?..неужели право? А.М.)
31. Для классического художника содержание есть готовое,данное.
Для символического характерен поиск связи между сущностью в форме природности и внутренней абстрактностью всеобщего,это пока лишь стремление Духа. (дух стремится к символу...символы - язык души (и искусства) а не данное,говорит Гегель А.М.)
32. Эзоп был безобразный горбатый раб,фригиец.
Зевс приложил Геркулеса к груди Юноны и из брызнувшего молока получился Млечный Путь.
Наполеон наиболее полно выражал свою удовлетворённость тогда, когда ему удавалось что-либо ,относительно чего весь мир выражал своё неудовольствие. (замечательные мелочи! А.М.)
33. Красота классического идеала не составляет последнего предела.Ибо последующее искусство знает, что его правда состоит не в том, чтобы погружаться в телесность. (если б ты знал, в какую "телесность" погружается наше порноискусство... А.М.)
34. Когда субъективность обретает бесконечную важность, тогда то отницание, которое носит в себе смерть есть отрицание самого высокого и важного; поэтому оно страшно. (он говорит, что есть вещи поважнее собственной жизни (субъективности)...тогда и смерть не страшна А.М.)
35. В классическом искусстве внутренняя жизнь полностью выражается во внешнем виде и блаженно в нём пребывает.
В романтическом,душа,хотя и проявляется во внешнем, в то же время указывает на то, что она вернулась из этой телесности в себя и живёт внутри самой себя.То есть дух находит совпадающую с ним действительность не в реальном существовании, а в самом себе.Примирение с абсолютным в романтическом искусстве представляет собой акт переживания ,а не уяснения реального бытия до классического единства. (он требует от искусства переживания, а не уяснения...реализм поверностен, говорит он,- истинное искусство идеально (символично) А.М.)
36. Дружба (в отличие от любви) требует содержания, существенного дела, как объединяющей цели. (китайские поэты не писали о любви - мелкая, бессодержательная тема А.М.)
37. Прекраснее всего любовь в женских характерах, ибо для них отказ от себя составляет наивысшую точку. (браво,либер! А.М.)
38. Никакой Дант (Пушкин,Шолохов А.М.) не может появиться в наши дни.Всё, что было воспето - высказано до конца.Только настоящее свежо.Все материалы обретают художественную правду только как носители живой современности. (для старшего поколения современность осталась в их юности, в том, что было А.М.)
39. Первый художник - девушка, зарисовавшая тень своего возлюбленного. ( почему без указания автора?.. нехорошо, либхер А.М.)
40. Первые архитектурные сооружения, индийские пагоды - есть выдолбленный изнутри фаллос, первоначально узкий и цельный. (и последние сооружения, небоскрёбы - тоже А.С.)
41. По своему содержанию поэзия д.б. целью для себя самой и изображать с чисто теоретической точки зрения всё, что она может охватить как внутри себя самостоятельный, замкнутый мир. (непонятный до конца, а лучше для лирики - полностью герметичный мир А.М.)
42. Внешние предметы входят в поэзию только постольку, поскольку дух находит в них повод или матерьял для своей деятельности. (описательная "поэзия" омерзительа А.М.)
43. В условиях господства прозы, когда та наложила свой отпечаток на всё и на вся, поэзия чувствует себя, из-за неприступности прозаического, в сетях разнообразных трудностей; ведь ей надо поднять рассмотрение рациональных связей до чего-то разумного и снова воплотить философское (спекулятивное, разумное) мышление в фантазию,сохранив при этом видимость непринуждённости непосредственной свободы, несмотря на то, что ей придётся действовать преднамеренно. (философское непринуждённо воплотить в фантазию...да ещё в условиях господства прозы...сложно, но попробуем А.М.)
44. В особенности поэзии следует избегать желания соревноваться точным детализированием с индивидуальной полнотой реального бытия. (согласен, пусть этим занимается проза А.М.)
45. Эпическая поэзия на отдельных и внешних деталях должна останавливаться в большей степени, чем драматическая, развёртывающаяся в более быстром движении, или поэзия лирическая, которая имеет дело исключительно с внутренней жизнью. (быстрота развёртывания - важная и даже необходимая особенность поэзии А.М.)
46. Поэтический язык: может придерживаться архаического и тем самым выражений, не употребительных в общежитии, но преимущественно показать себя в своём прогрессируещем словотворчестве. (в переводе с гегелевского на человеческий язык: словотворчество - ещё одна отличительная черта поэтического стиля А.М.)
47. Когда имеется язык прозы обыденной жизни, вместо мгновенного чувства должна появиться осторожность. (Achtung!, перед нами проза... А.М.)
48. Библия как эпос была у каждого народа. (типа без эпоса нет народа? А.М.)
49. Чем меньшей самостоятельностью и объективностью обладает лирический матерьял, (т.е. не внутренней природы, а коренится в субъекте как таковом) тем больше он нуждается в изложении во внешней стороне, тем более он обращается к напевности.
Чем невыразимее внутренняя жизнь, подлежащая раскрытию,тем больше она нуждается в помощи мелодии. (не умея "выразить жизнь" - поют(рифмуют) А.М.)
50. Оригинальным вкладом художника является идея целого произведения и разумное применение средств,найденных им готовыми.
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ГЕГЕЛЬ
1. "Кому Бог даёт должность,тому Он даёт также и ум" (старая немецкая пословица...Гегель смеётся А.М.)
2. Платон: "Что разумно,то действительно,а что действительно,то разумно." (а приписывают тебе,либер А.М.)
3. Обычно: абстрагируясь от частных случаев,образуют дефиницию,правильность которой видят в существующем.
Надо: выявить необходимость предмета (права) самого по себе взятого,а движение его,его становление составляет его доказательство и дедукцию. (т.е. существующее проявляется как ложное,его истина в истории появления А.М.)
4. Философия образует круг: у неё есть первое непосредственное положение,не доказанное,не являющееся результатом,т.к. вообще она должна с чего-либо начать.Но то,чем философия начинает,есть относительно непосредственное,т.к. оно должно явиться результатом в другом конечном пункте.(первоисточник права - принуждение,но и прво - источник принуждения...да здравствует анархия! А.М.)
5. Различие между мышлением и волей есть различие между теоретическим и практическим отношением. (различают мыслителей и деятелей...но обычно мыслители "порождают" деятелей,а те истребляют современных мыслителей,см. историю Китая,да и России А.М.)
6. Отрицательная свобода (бунт,анархия) на самом деле не хочет осуществления какого-либо состояния (равенства,всеобщего братства) т.к. последнее состояние устанавливает какой-нибудь порядок,какое-нибудь обособление учреждений и индивидуумов. (положительная свобода по Гегелю определена дальше как исполнение долга...но анархия это не бунт,это новый порядок без учреждений и обособления индивидумов благодаря сетевым технологиям и искусственному интеллекту...но в твоё время да - анархия была утопией...ты отсылаешь к периоду террора великой французской революции с требованием уничтожения всякого авторства и авторитета? так ведь у любой власти авторы анонимны,а авторитеты ошибаются...А.М.)
7. Фанатизм стремится к абстрактному,если выступают различия (учреждения),то он их уничтожает. (ещё бы!,в основе фанатизма миф,а миф не признаёт учреждений,он в каждом А.М.)
8. Каждое самосознание знает себя всеобщим (могущим абстрагироваться от всего определённого) и особенным с определённым содержанием и целью.Конкретное и следовательно истинное есть всеобщность,имещая своей противоположностью особенное,но которое путём рефлексии внутрь себя примирено с всеобщностью.Это единство есть единичность,но не в представлении как единица,а единичность по своему понятию,иными словами,не что иное как понятие.(тут он учреждает диалектическую философию личности...но кому в наше время это интересно...господствует прикладная психология,техники психологического порабощения:морлоки не должны рефлексировать,цели не должны быть особенными,а сознание не должно ускользать из определённого кем-то русла А.М.)
9. Цель,пока она только цель - недостаток,ибо свобода и воля суть единство субъективного и объективного,т.е. д.б. положена объективно и получить в этом свою реализацию. ("свободная воля" - красиво и верно! А.М.)
10.1 Нечто в себе - это понятие этого нечто,это существование.Вещь в себе ещё не истинна.Истинна идея,а не понятие. (у Гегеля всё о нематериальном,например право как вещь в себе - кодекс,но истина его в идее справедливости,понимаемой,впрочем,по-разному...в обществе у каждого меньшинства своя справедливость и право...область права на самом деле ничтожна,человечество живёт по обычаям,руководствуется целями инстинктов...для человека (а это Сверхчеловек Ницше) внешнего права нет,он САМОУПРАВЕН А.М.)
10.2 Нечто в себе еще и существует.Это существование есть образ предмета,для себя бытие. (Гегель говорит,что потенциальное уже существует в виде образа (идеи).А мы этот факт называем системной предпосылкой.Человек предвосхищает тг,что он собирается исполнить.Но результат не в его власти (пока).Искусственный интеллект всё рассчитает: мы в шаге от "царства свободы" А.М.)
10.3 Наличное бытие или явление есть имеющееся в конечном различие в себе бытия и для себя бытия.Рассудок останавливается на в-себе-бытии.Например, в Воле видит лишь способность,так называемую Свободу,а то,к чему она волит считает лишь применением воли к материалу. (он говорит,что свобода (воли) иллюзорна,что Матрица (это для-себя-бытиё в виде тайной полиции или сетевого "мнения",как сегодня) уже присутствует в нашем волении,во всех наших хотелках, хотим мы этого или не хотим А.М.)
Например,Воля свободна в себе,но только тогда она Свобода,если она свободна для себя,имеет свободу своим предметом,то есть поднялась до осознания себя. (ты свободен,если ты и есть эта свобода во плоти и стремишься к Свободе не для-того-чтобы,а потому-что А.М.)
11.Для интеллекта предмет и содержание остаются всеобщими,а он сам ведёт себя как всеобщая деятельность. (он говорит,что рассудок оперирует исключительно понятиями (типа всеобщим),потому что сам некое результирующее интеллектуальной деятельности...он по другому не умеет и потому всегда игнорирует частности,присутствующие как приметы будущего и истинной причины одновременно А.М.)
12. Знание не есть Истина чего-либо,пока то не имеет самоё себя своим содержанием и целью. (он говорит,что знание,впрочем как и любой продукт человеческого общества,включая право и даже искусство,не может быть произвольным,чтобы долго существовать или нравиться,что в нём должна быть необходимая цель А.М.)
13. Чем художник неудачнее,тем более мы видим его самого,его обособленность и произвол. (часто цитируется,но непонимается почему...см. п.12 А.М.)
14. Культура: Рефлексия,обращаясь на влечения,сравнивает их и вносит формальную всеобщность в этот материал.Ценность культуры - в развитии всеобщности мышления. (человека из обезьяны делал не труд,а культура,научив мыслить "в общем",то есть понятиями...то же у младенцев:"хорошее" в смысле красивое первое человеческое качество мышления...переименовать Министерство культуры в Министерство всеобщности мышления...согласно Гегелю А.М.)
15. Субъективное и объективное не противостоят друг другу:
субъективное а) произвольно,цель субъекта,но - б) чистое "я",т.е. стягивает всё в "я",т.к. всё,что я должен признать имеет своей задачей стать моим;
объективное а) то,что мы делаем для себя предметным (предметом мысли) , но - б) бытие (явление) субъективной цели;воля,которая истинна (напр. нравственная воля),воля,погружённая в объект (детская,рабская - всякая,которая руководствуется чужим авторитетом)...(насколько я понимаю он требует от объективного связи с целью,где воля и есть такая связь,но цель всегда у субъекта или у группы субъектов,а у большинства субъектов - иллюзия,причём сетевая...печально А.М.)
16. Свободный дух тот, свобода которого стала для него объективной,т.е. предметом в том смысле,чтобы она выступила как разумная система самого духа,но и в том смысле,чтобы эта система стала непосредственной действительностью. (типа для некоего "свободного" поступки кажутся продиктованными собственной волей,а не "матрицей" А.М.)
17. Право есть свобода как идея. (на практике идея устаревшая,ставшая идеей нового рабства...вот что такое актуальное право А.М.)
18. Момент предшествует (форме) результату в научном развитии идей.Но не предшествует как образования во временнОм развитии,а лишь потом,в высшей стадии,когда результат приходит к оформлению бытия своих моментов. (форма любой идеи суть набор моментов предшествовавшего развития... я правильно понял? А.М.)
19. В эмпирических науках понятие - общее в единичных вещах.В философии понятие определяет себя,т.е. к нему не прибавляется ничего из нашего мнения и мыслей.Получается ряд мыслей и ряд существующих форм,причём временнАя последовательность в действительном явлении всегда иная,чем последовательность понятия. (прямо противоположная,ведь мы можем начать только с явления! Очень верно,что мнение только кажется нам нашим,а оно автоматическое следствие работы мозга;всякий мозг думает одинаково и получается "здравый смысл" и "общественное мнение",глупые и омерзительные А.М.)
20. Самоубийство - дурная храбрость портных и служанок. (портные и служанки любят цитировать это высокомерное и пошлое высказывание...стыдно,мин херц... А.М.)
21. Ценность человека определяется его внутренним поведением и точка зрения морали есть,таким образом,для себя сущая свобода. (мораль вовсе не свобода,а допустимое проявление инстинктов...мораль есть и у кошек А.М.)
22. Добро есть намерение,возведённое в понятие воли. (лишь намерение,а там как получиться...типа хотелось как лучше... А.М.)
23. Добро есть идея,в которой право и благо сняты как для себя самостоятельные.
Добро - реализованная свобода,абсолютная конечная цель мира. (тут известная убеждённость "народа",что законы враждебны,а жить надо "по понятиям","по честности" и это цель для каждого,не исключая госаппарат...этакий социальный анимизм,истинная гражданская вера А.М.)
Долг должно исполнять для Долга,это есть моя собственная объективность в подлинном смысле этого слова.Исполняя Долг я свободен. (золотые слова,А.М.)
25. Совесть - величайшее внутреннее одиночество,пребывание лишь с самим собой. (тут поэзия,а не философия А.М.)
26. Подлинная совесть есть умонастроение волить то,что в себе и для себя есть Добро. (в-себе-и-для-себя на современном языке - потенциально ,А.М.)
27. Совесть как формальная субъективность представляет собой нечто,легко переходящее в Зло. (доброе умонастроение легко переходит в злое поведение...очень метко,А.М.)
28. Именно человек добр,поскольку он м.б. злым.
Зло,подобно Добру имеет своим источником Волю.
Природная Воля есть сама по себе противоречие. (потому что добрые цели требуют злых средств,А.М.)
29. Ирония - это лишь отношение в диалоге к лицам;вне отношения к лицам существенным достижением мысли является диалектика. (есть и самоирония,о мудрейший,но то,что мудрость иронична,ты прав А.М.)
30. Стороны развиваются как целосности,но затем низводятся на степень моментов понятия,которое раскрывается как их единство. (тут обратный ход умопостижения,сиречь диалектики,твоё секретное оружие А.М.)
31. Нравственное есть субъективное умонастроение,но субъективное умонастроение в себе сущего права. (наоборот право крайне субъективно,а нравстаенность существенна А.М.)
32. Нравственность - понятие свободы,ставшее наличным миром и природой самосознания. (имеет в виду - нравственность есть понятие снимающее антиномию свободы и рабства,от рабства наследующую атрибут принудительности А.М.)
33. Нравственность,поскольку она рефлексируется в индивидуальное есть добродетель (он говорит - добродетельность это условный рефлекс,иначе - хитрость,тонкий расчёт! А.М.)
34. Привычка к нравственному выступает как вторая природа,положенная вместо первой,чисто природной воли. (привычка ещё не убеждение,привыкают и к безнравственному и очень даже легко А.М.)
35. Подобно тому как природа имеет свои законы,так и нравы - закон духа свободы.(нравы - законы духовной и общественной жизни ? "о времена,о нравы !": нравы,впрочем как и законы всегда жестоки,глупы в разумении вольнодумца А.М.)
36. Человек умирает благодаря привычке,т.е. когда духовно и физически отупел.Ибо деятелен человек лишь постольку,поскольку он чего-то не достиг.Когда это достигнуто,исчезает деятельность и жизненность и наступающее после этого отсутствие всякого интереса есть духовная и физическая смерть. ("человек умирает благодаря привычке" - слова поэта!А.М.)
37. Лишь в том,что он гражданин хорошего государства,индвидуум достигает своего права. ("нехорошего",но великого - скорее А.М.)
38. На вопрос каков наилучший способ воспитать сына,пифагореец ответил: сделать его гражданином государства,в котором господствуют хорошие законы. (да разве законы воспитывают ?..скорее интернет А.М.)
39. У человека есть обязанности постольку,поскольку он обладает правами. (и в первую очередь правом частной собственности,а во вторую - правом избирать власть А.М.)
40. В области морали право на своё благо лишь должно находиться в единении с обязанностями.В абстрактном праве я обладаю правом,а у другого есть в отношении последнего обязанности.(в области морали есть права и нет обязанностей,т.к. нет закона А.М.)
41. Нравственное не абстрактно подобно добру,а действительно.Нравственная субстанция как содержащая в себе и для себя сущее самосознание в единении с его понятием,есть действительный дух семьи и народа. (он говорит,что нравы и есть достояние семьи и состоящего из семей народа...а ныне: "достояние сетей" и "состоящего в сети" А.М.)
42. Объективирование понятия нравственности,непосредственный или природный нравственный дух - семья.Далее - гражданское общество,связь членов как самостоятельных,в некой всеобщности.Связь через потребности этих членов,через правовые учреждения и внешний порядок(государство).
Далее это общество внешнее государство берёт в себя обратно и концентрируется,переходя из средства в цель,переходя в государственный строй. (а точнее в тоталитарный режим...вот такая грустная история А.М.)
43. Любовь означает вообще сознание моего единства с другим.
Любовь есть чувство,т.е. нравственность в природной форме;в государстве нет уже любви,в нём мы сознаём единство как Закон. (а раз не-любовь,то только уважение,основанное на страхе...страх - в основе авторитета государства А.М.)
44. Разрешение противоречия любви есть нравственное единение. (в семье с целью воспроизводства следующего поколения А.М.)
Семья завершается в трёх сторонах:
1. в образе непосредственного понятия как брак,т.е. правовая нравственность любви;
2. во внешнем наличном бытии - в семейной собственности;
3. в воспитании детей и распаде семьи.
(брак,собственность и дети убивают (завершают) любовь,говорит Гегель...вечная любовь - сказки перед суровой истиной диалектики А.М.)
45. Объективным назначением и ,следовательно, нравственной обязанностью единичных личностей является вступление в состояние брака. (а раз обязанность,то и закон должен быть - о безнравственности внебрачных отношений...устареет после изобретения "искусственной матки" А.М.)
46. Брак между кровными родственниками противоречит понятию,для которого брак есть нравственное деяние свободы,а не союз непосредственно природных существ и их влечений. (тоже против однополых браков А.М.)
Если люди природно тождественны,то нет свободной отдачи себя.(тут философский аргумент против однополых браков:природная тождественность...да ведь не психики!,а как определить?- придумали тесты на гомость,типа "а что лучше:крушение поезда или столкновение автомобилей?"...тогда надо и пол определять по тесту,с вариантами "двуполый","бесполый" А.М.)
47. В целом дети любят родителей меньше,чем наоборот т.к. они идут навстречу самостоятельности,а родители обладают в них объективной предметностью своей же связи. (по ДНК-тестам в четверти случаев предметность чисто субъективна...есть социальное наблюдение:отцы растят чужих детей...в либеральных государствах родительство,в первую очередь отцовство будет запрещено,вместо отец-мать - опекуны,уполномоченные Министерством опеки А.М.)
48. Нравственное распадение семьи состоит в том,что дети признаются совершеннолетними людьми. (брак без несовершеннолетних детей безнравственен,говорит Гегель и должен аннулироваться(?) А.М.)
49. Цинизм порождается своей противоположностью - утончённостью (золотые слова А.М.)
50. Тиран Дионисий вешал законы так высоко,что ни один гражданин не мог их читать. (у нас на зоне так висел список положняка А.М.)
51. Не нужно быть сапожником,чтобы знать подходят ли башмаки к ноге. (а каждая кухарка может управлять государством... А.М.)
52. Суровые наказания находятся в определённом соотношении с состоянием общества в данную эпоху.Если положение общества шатко,то закону приходиться посредством наказания устанавливать пример против примера данного преступления. (точнее,если раскрываемость низкая;для карманной кражи срок даже за одну копейку А.М.)
53. Не существует границы,которая сама по себе указала бы нам что вредно,а что не вредно.Ближайшие определения этого дают нравы,дух государственного устройства,опасность данного момента.Это потому,что отношения внешнего существования также входят в область рассудочной бесконечности(!). (красиво:рассудок,в смысле человек бесконечен и включает в себя (в неявной форме) общественные нравы и гос.устройство;но и восстает против них,если появляется технологическая возможность ослабить эту удавку А.М.)
54. В Афинах существовал обычай,предписывавший каждому гражданину указать,чем он живёт. (в малой группе (до 5 тысяч) и так все знают;в ближайшем будущем,после отмены наличных будут знать А.М.)
55. Низкий уровень жизни,уровень жизни черни,устанавливается сам собой.
Бедность сама по себе никого не делает чернью;чернью делает присоединяющееся к бедности умонастроение,внутреннее возмущение против богатых,общества,правительства. (и интеллигентов в шляпе и очках...сегодняшняя чернь это лишённые политических прав инженеры и айтишники,они возмущены до ненависти олигархами,чиновничеством и обществом в виде продажных масс-медиа,которые и устанавливают в фактическом сговоре уровень жизни,толкающий к "умонастроению" недовольства,а затем и протеста А.М.)
56. Борьба с чернью не м.б. предоставлением работы,т.к. увеличится продукт при отсутствии потребителей,производящих соответственно потреблению. (в Риме с чернью боролись предоставлением хлеба,зрелищ и проституток...человека заставляет работать стимул:жадность,тщеславие,родительская любовь,а не угроза голода или лишения жизни А.М.)
57. Государство в нравах имеет своё непосредственное существование,а в самосознании единичного человека - опосредствованое существование. (государство это узаконеные нравы,а граждане - это государство во плоти и даже именуются своим государством,хотя раньше верой,местностью и языком А.М.)
58. Государство есть нравственное целое,осуществление свободы,т.е. абсолютная цель разума. (есть противоположное мнение,мин херц,что государство результат несовершенства управляющей системы,что искусственный интеллект вполне способен оценивать последствия управленческих решений и даже победоносно воевать! есть правда некие анархисты из недобитых типа настоящих марксистов,но их же можно, как это - "нейтрализовать"! А.М.)
59. Государство - первая система,бытующая у себя как момент чувствительности ( это семья) и как момент раздражимости,т.е. момент различия,выхождения вовне (это гражданское общество). (приплетает физиологию,чтобы доказать,что государство истина (цель) и семьи и гражданского общества (в его время "третьего сословия",а в наше - корпорации интеллектуалов-управленцев,объединённых сетью)...а не наоборот ли? А.М.)
60. Учреждения - базис доверия к государству;они также столпы публичной свободы. (так будет,когда государство из совокупности герметичных учреждений превратится в игру общества юзеров госуслуг с нейтральным супервизором,цель которого доказать недальноводность сообщества,типа: "ну и дураки вы...впрочем,как скажете" А.М.)