Муренький Юрий Прокофьевич : другие произведения.

Судьба казачья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    И снова про козаков.

   Судьба казачья.
  Как то застрял я однажды с ночевкой на даче у знакомого. Делать было абсолютно нечего из благ цивилизации только старый видик с несколькими видеокассетами. От нечего делать начал просматривать все подряд. Одна оказалась с записями старых телепередач. В общем ничего интересного и вдруг пошел кусок видеозаписи о событиях в Кущевской с участием Невзорова . И там прозвучало его высказывание по поводу трусливости казачества не сумевшей противостоять бандитами и о том что часть казаков воевала против СССР. Надо же высказался позабытый герой. Так вышло, не ходил я ни в детский сад, ни в ясли. Некогда было родителям водить. Работали в колхозе с утра до поздней ночи, и рос я с бабушками и слушал их истории о судьбе казачьей и ложились они в основу, на которой уже в зрелые годы стало строиться мнение о казаках.
  
  Ох и воевали же казаки. Собственно и жить то они в те давние времена могли в основном за счет военной добычи. Те реестровые, т.е. числившиеся на службе в Польше , жили по хуторам , пахали землю, имели имущество и скот, еще могли, как то отстранится от военных набегов не в военное время. А вот те, кто жил в Запорожской Сечи, им война была порой единственным источником дохода. Почему там и жили те, кому нечего было терять кроме своей буйной головушки. И даже если и не было войны на момент, когда у определенного количества козачества возникала нужда в средствах существования все равно уходили в походы отряды. Контролировать их было почти невозможно. Как почти невозможно было определить, к какому государству собственно относится личный состав сих образований. Собственно в Сечи определяющим мотивом приема было вероисповедание. Но много разбойного люда разной национальности обреталось на пограничных землях. Хотя основная и наиболее организованная часть козаков все же находилась в Сечи формально находящейся, если так выразится на подвластной Польше сиречь Речи Посполитой территории. Но власть эта поначалу была весьма условной. И если и возникали вопросы у турок и татар по факту разбойных налетов казачков, польское правительство всегда могло сказать. Ну а мы причем? Ловите, казните охальников мы не против. А тем паче, что и ваши разбойнички не подарок.
  Тут надо сказать, что на границе со стороны соседей всегда было полно тех, кто хотел поживиться в чужом краю. Татарские князьки ,турецкие башибузуки. Просто разбойный люд всех мастей и национальностей. Все эти субъекты при случае норовили заскочить в украинские и польские земли прихватить полоняников скота и добра. Вот для заслона от них и нужны были Польше казаки. А уж если начиналась полноценная война тут уж без козацкого войска вообще никуда. Собирать шляхту на войну с годами становилось все труднее. Привыкала шляхта к изящным балам и лихим попойкам. А вот ходить в поход в крови и грязи и порой в голоде охотников находилось все меньше и меньше. Ну а казаку нужна была война. Тебя накормят в походе, а в случае удачи можно от души пограбить и покуражится в захваченных городах и селах (а что больше могло греть душу военного чела в те годы) и потом какое то время от души попировать пока не закончится добыча. Ну а закончится, будем ждать нового похода. Ну а то, что можно головушку сложить так тут уж как повезет. А рано или поздно все помрем. С годами вольница все больше и больше крепла организационно. Ну скажем чем то похожим на сухопутное пиратское братство. Хотя почему сухопутное? Большей частью походы были на небольших судах - чайках. Конечно это не пиратские бриги и Черное море не Атлантика. Но суть одна.
  Где то там был и мой предок. Кто он был по национальности? Бог его знает. Дед мой носил прозвище Афанасий-цыган. Толи от того что чернявый был толи от того что детей было много.
  Воевал в первую мировую Афанасий Муренький на турецком фронте вместе с другом и земляком Гарькушей. Дружили козаки по жизни и хаты их в станице Поповичевской рядом стояли. У обоих дома остались жены дети и хозяйства. В боях заслужили оба кресты за храбрость. На единственной уцелевшей фотографии образца 1915 года стоят два друга рядом. В 1916г. пришло письмо Афанасию из дома. Померла у него жена и дочек его приютила жена друга Гарькуши Хивря. К концу 16 года турецкая армия уже была на последнем издыхании. Уже мечтали казаки, что вот не за горами победа и дорога к родному дому. Но полыхнула в России революция в 17 роковом и начал разваливаться фронт. Побежали в тыл солдатики, турок в основном сдерживали казачьи полки, но и них началось брожение. А затем двинулись вперед турки и под их напором окончательно начал разваливаться Турецкий фронт. В одном из боев остались два друга прикрывать отход своей сотни. В узком ущелье косили из пулемета колону турок, пока не рванула рядом бомба из бомбомета. Очнулся ночью Афанасий, а друг уже мертвый. Там среди турецких гор и похоронил его, взяв с собой только ордена и кинжал. В темноте выбрался из ущелья и ушел в Персию. Здесь стоял отряд генерала Баратова. Оттуда подлечившись через Азербайджан, Армению и Грузию вернулся на родную Кубань. Больше трех лет не бывал Афанасий дома уж и дочери подзабыли его, живя у тетки Хиври. Печальную весть принес ей дед. Но жизнь есть жизнь. Его дочерям нужна была мать, а дочерям Гарькуши отец. Так и сошлись мои дед с бабкой. Позже народилось у них еще двое сыновей, и одним из них был отец мой. Полыхала во всю гражданская война. То красные приходили, то белые, то сине-зеленые, но не хотел дед воевать со своими. Мобилизации минули его. Белые не брали, видя, что пятеро детей у казака, да и рана плохо заживала. Красные побаивались казаков в мобилизацию загонять. Опыт Дона с его восстаниями был очень свеж. Позже совсем утвердились Советская власть. Начали доставать казаков продразверсткой. В ответ пахнули огоньки мятежа. В приазовских плавнях и зарослях терновника под руку мятежных атаманов стали собираться недовольные новой властью.
  И самым лихим был батько Рябоконь полный георгиевский кавалер. Кстати дальний родственник Афанасия и бывший однополчанин. Не раз он звал его к себе, но у деда уже было в общей сложности семеро детей, так что не пошел он в атаманскую ватагу. И в общем был наверное прав потому что своими бульбовскими методами потихоньку подорвал уважение к себе бывший полный георгиевский кавалер и пришел ему конец. Сдали его чекистам, в конце концов, свои же казаки. Да и к тому же поначалу новая власть старалась не гладить казаков против шерсти. Землю делили по числу едоков ( при царе давали только на мужиков) дед сразу стал обладателем солидного куска земли (семь детей в семье) плюс НЭП дал глоток воздуха. Завел дед крупорушку и пошел доход в семью. Но недолго радовался казак. Настало время коллективизации. Ох и не хотелось деду расставаться с нажитым. Но плевать было партии на чьи то желания. Тем паче не забыт был ленинский клич "Уничтожить казачество как класс". (ЕдиотЪ. Казачество не класс, а сословие.) Но взялись за дело большевики крепко. Переписали хозяйство дедово и ему же передали на хранение. Дикость? А вот бабушка полгода отсидела в тюрьме за то, что какой, то варнак угнал у них лошадь. (Это ты кулацкая морда специально продал лошадь, чтоб в колхоз не сдавать.) Это еще что, а вот станицу Полтавскую почти полностью высели ли в голодные степи. И чтоб был твердый оплот новой власти, в казачьем краю, заселили её красноармейцами производившими выселение. И название дали той станице Красноармейская. Закручинился дед почуял беду и однажды вечером упаковал в тюк то, что было терять было жальче всего, шашки, кинжалы, ордена да то ценное что хранилось в семье от дедов и прадедов и ускакал в ночь. Вернулся утром налегке. Где то появился новый клад. Несколько лет назад одна гадалка нагадала мне, что зарыто в земле наследство мое. Да я знаю, что зарыто да вот где. Много тогда казаки и просто состоятельные люди зарывали добра. Как то мой племянник чистил заброшенный колодец. А там под пулуразваленным срубом, ржавый обрез 1912г. выпуска да сгнивший наган. Вот таки дела.
  А через несколько дней постучал ночью в окошко деду кум и бывший однополчанин.
  --- Тикай кум. На тэбэ писулька в милицию пришла шо ругався ты на власть!
  И побежал дед, прихватив только то, что смогли унести в руках. И носило его по всему Кавказу. Пока не осел в Азербайджане в городе Гяндже позже переименованному в Кировобад. Вроде все наладилось. Нашлись знакомые еще по турецкой войне, помогли кто чем. Начал обживаться. Но недолго длилось счастье. Донес, кто то и пришло ночью НКВД. Молодой лейтенант азербайджанец производивший арест отвел бабушку за печку, на которой лежал мой отец. Разговор он запомнил дословно.
  ---- Мужа твоего я заберу, тут ничего уже не сделаешь. А за вами приду утром. Есть куда уехать, бегите. Спеши мать. Я знаю, вас тут все уважают, а значит помогут.
  Всю жизнь и бабушка и отец вспоминали добром того лейтенанта. Ведь забирали тогда казаков семьями. И много люда сгинуло в ссылках в Сибири и бесплодных степях.
  А лейтенант не ошибся. Азербайджанцы соседи переправили её с детьми в Грузию. Ох и натерпелась же бабушка лиха. Одна с семью детьми на руках, без средств к существованию. Бралась за любую работу лишь бы вытянуть детей. Но всех уберечь не вышло. Умер от голода младший сын. Но как то перебились и перед самой войной вернулись на Кубань. Низкий поклон тебе бабушка за все твои мучения.
  А дед сгинул. Что с ним случилось, никто толком не узнал. Однажды уже после войны подходил к отцу, какой то старик.
  ---- Не кручинься хлопче, отец твой живой. Сумел уйти в Персию. Я его там видал.
  И все. Правда или просто мужик хотел подбодрить паренька, бог его знает.
  Но когда отца как передовика принимали в партию, написал он в автобиографии "отец арестован" всполошился парторг, сделал запрос куда нужно. А затем вызвал его и сказал переписать анкету вместо "арестован" поставили слово "репрессирован". А значит, шлепнули, скорее всего, деда. Вот такая судьба вышла у казака.
  И после этого как то не очень хочется быть судьей над теми, кто пошел воевать против Советской власти. Спору нет, они воевали против Родины, только вот родина та тогда была им хуже мачехи. Ведь в Первую мировую процент казаков попавших в плен был крайне низок. А о тех кто пошел воевать против своих и вообще как то не слышно было. Так что Бог им судья. А то, что молчали казаки, когда бандиты куражились? А вы где были господин журналист? Почитайте статейки о передовом хозяйстве и новых веяниях на кубанском селе за Когда уже закрутилось следствие все вдруг стали смелыми. А до этого все было как всегда хорошо. Ведь фактически под теми бандитами была вся государственная машина. Та самая, которая 80 лет вытравливала из потомков казаков чувство достоинства. Ну и кто тогда рыпался. В том числе и вы господин жареный журналист. А впрочем, как говорится не суди...
  PS. Прошло время, а снова кто то кидает камни в козачество. Вот, мол, от Стрелкова ушли, считай, удрали. И не все козаки стремятся на войну. Та не судите люди. В Украине идет гражданская война. И там непоняток столько, что не приведи господь. Да и состав тех кто называется сейчас козачеством жутко неоднородный. А кто хочет доказать что он то выше тех козачков. Да вперед граждане, слезьте с дивана возьмите ствол и на Донбассе докажите что вы лучше тех кого вы судите.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"