Наверное, недавняя информация про то, что в поддержку киевских событий Статуя Свободы в Нью-Йорке была подсвечена в сине-желтые тона, заставила сжаться не одно сердце от умиления. Однако уже на следующий день выяснилось: изображение, опубликованное на странице в Facebook пользователем Den Alampiev и подхваченное сначала партией "Батькивщина, а потом всеми СМИ, не соответствует действительности, это фотошоп. Пользователь Den Alampiev признался, что поместил подкорректированное фото, дабы проверить "как пипл хавает вбросы". Комментировать этот казус нет нужды. Каждый развлекается, как может и популяризирует то, что считает нужным. Интересно другое. Много лет назад "пипл хавал вбросы" по поводу самой Статуи Свободы
Нынешний символ свободы и демократии, предмет национальной гордости, Соединенных Штатов Америки, одна из главных достопримечательностей страны, Статуя Свободы обрела свой парадный статус далеко не сразу.
Согласно официальной версии "Свобода, озаряющая мир" (англ. Liberty Enlightening the World) или "Леди Свобода" - 93-метровая с постаментом статуя является подарком, преподнесенным США от имени французского народа, некогда поддержавшего американцев в борьбе за независимость. Идея создания монумента, как пишет сайт tonkosti.ru, родилась в 1865 году и принадлежит знаменитому французскому ученому и юристу Эдуарду Рене Лефевр де Лабулайе. Концепция памятника была разработана французским скульптором Фредериком Огюстом Бартольди.
Работа над "леди Ли", так называют статую в народе, заняла почти два десятилетия и была завершена летом 1884-го. Спустя год французский фрегат "Изере" доставил "Свободу" в разобранном виде - она была разделена на 350-т частей, упакованных в 214-ть ящиков - в нью-йоркскую гавань. Монтаж и установка на пьедестале заняли еще четыре месяца и, наконец, в октябре 1886 г. подарок к столетию подписания американской Декларации независимости, опоздав на десять лет, занял свое место на острове Бедлоу (теперь Свободы), примерно в трех километрах на юго-запад от южной оконечности Манхэттена, в Нью-Йорке.
На фига козе баян
Ну, а теперь, заглянем за кулисы столь знаменательного события. Нет, вначале - ремарка. Символы каждой страны, предметы национальной гордости любого государства заслуживают только самого истинного уважения. Поэтому, не желая, чтобы данную статью кто-то воспринял, как выпад против США, хочу напомнить: речь идет о понятии глубоко интернациональном, о пафосе, присущем политике вообще и народах этот пафос, принимающий за чистую монету в частности. Попросту говоря, о том, как "пипл хавает" идеологические "вбросы", если цитировать Den Alampiev-а.
Теперь к делу. Согласно плану французы намеревались осчастливить американцев необычным презентом к сотой годовщине подписания Декларации Независимости США, а именно к 4.7.1876 г. Однако, что странно, проект возведения монумента на острове Бедлоу получил утверждение Конгресса США лишь в 1877 году, то есть на год позже декларируемого момента ввода монумента в действие. Что же получается? Франция от чистого сердца, с дорогой душой, а у США интерес небольшой, игнорируют дружескую инициативу братского народа?
Так и было, принимать столь авантажный "знак дружбы между народами двух стран" США не очень-то хотели, причем по причинам довольно банальным. Согласно тем же французским планам возводить пьедестал для скульптуры американцам надлежало за собственный счет. А, согласитесь, это мало радует, когда сам памятник совершенно не нужен.
Американская сага
Как именно в те дальние годы финансировали строительство монументов в США, из гос бюждета или на частные пожертвования, сейчас однозначно сказать трудно. Однако в данном случае благодаря щедрости французского народа раскошелиться надлежало американскому. Который, отнюдь не горел желанием расставаться ни с трудовым, ни с наторгованным, ни даже с лишним долларом не понятно ради чего. Американцам казалось логичным, что делая подарок городу Нью-Йорку, французы должны сами оплатить выполнение работ в полном объеме. В крайнем случае, полагал обыватель, пусть тратятся жители мегаполиса, но не вся же страна!
Вызывала сложность и идеологическая подоплека проекта. США уже имела супер-монумент, воплощающий либеральные ценности и победу демократии в одном отдельно взятом государстве. Несколькими десятилетиями ранее в Вашингтоне между Белым домом и Капитолием был воздвигнут (тоже на народные деньги) памятник первому президенту США, Джорджу Вашингтону, между прочим самое высокое сооружение на Земле (позже рекорд побила Эйфелева башня, Статуя же Свободы была априори ниже).
Но надо, значит, надо. Деньги стали собирать. Различные увеселительные мероприятия, лотереи, боксерские поединки, театральные постановки, художественные выставки, аукционы...- денежный поток, скудный, но непрестанный, потихоньку приближал заветный миг. Некоторым образом ускорить процесс помогла рекламная акция. Из Франции в США отправили правую руку (высота 15м и факел) статуи, которую установили в Филадельфии на выставке и за 50 центов (тогда приличные деньги) позволяли подниматься всем желающим. Однако решил дело Джозеф Пулитцер. Сейчас в его честь названа престижная международная премия в области журналистики, а на исходе века 19-го Пулитцер поднимал престиж четвертой власти и "изобретал" творческие и коммерческие форматы, ставшие впоследствии "библией" успешной работы СМИ. Газеты Пулитцера были полны сенсаций и громких расследований о коррупции, махинациях, мошенничествах. "Жареные" факты плюс иллюстрации и статьи с продолжением позволяли расти тиражам, и приносили денежки владельцу изданий. Из Статуи Свободы Пулитцер тоже "выжал" максимальный доход. Он первым опубликовал информацию о монументе, который никак не могут доставить из Франции в Америку, а затем устроил на страницах принадлежащей ему газеты World пропагандистскую кампанию, осуждавшую прижимистых и малосознательных соотечественников, особенно состоятельных, за отсутствие патриотических настроений и взывавшую население проявить сознательность, внеся "кто, сколько может" в кассу проекта. "Эта статуя не является подарком миллионеров Франции миллионерам Америки, - писал гневно журналист,- это дар французов всем американцам. Примите этот призыв как призыв обращенный лично к вам!
В итоге, к лету 1885-го появились нужные 225 тыс. долларов, из них -- 125 тысяч за несколько лет собрал Американский Комитет по строительству, а 100 тысяч -- за пять месяцев Джозеф Пулитцер. То, что владелец газеты при этом обрел славу "глашатая правды" и втрое увеличил тираж, обычно в путеводителях не упоминают.
Французский роман
Все началось за обеденным столом. Однажды небольшая группа французских интеллектуалов, критически относящихся к правящему режиму Наполеона III (разве интеллигенция может быть довольна властью!), завела речь об американских свободах. В ходе ли этой беседы, или под влиянием горячительных напитков, но хозяин вечера Эдуард Рене Лефебр де Лебейлье, историк, юрист и фанат американской системы управления, предложил подарить Америке к столетию независимости монумент, символизирующий Свободу.
Ну, предложил и предложил, мало ли что человеку взбредет на не трезвую голову . Все, наверняка обошлось бы, об идее благополучно забыли бы, но среди гостей оказался скульптор Фредерик Огюст Бартольди, который единственный по достоинству оценил возможности будущего предприятия и не пожелал их упускать. А потому, подождав год, возможно, надеясь, что за разговорами последуют дела, скульптор в 1866 г. не только напомнил Лебейлю о статуе, но и подвиг его к конкретике. После недолгих переговоров удалось разделить (сугубо теоретически) предстоящие колоссальные расходы. Часть - постамент - согласилась взять на себя американская сторона. Остальное с 1875-го стали собирать с миру по нитке во Франции.
Но, обратите внимание на даты. Вручить подарок следовало хотя бы за несколько месяцев до юбилейного 4.7.1876 г. Финансирование же открылось в 1875-ом, следовательно, вовремя успеть априори уже нельзя было, таким образом, смысл затеи (дорога ложка к обеду) как бы терялся. Но это не умалило пыл организаторов, которые упорно и настойчиво продолжали гнуть свою линию, лоббируя грандиозный проект. Согласитесь странно, когда в кассе шаром покати (а в 1871 г. денег еще не было) отправлять Бартольди в Америку, знакомить с президентом У.Грантом и знаменитым поэтом Г.Лонгфелло, выбирать место для монумента. Тем ни менее так все и было...
Было и другое. Пока вопрос со свободой американской оставался открытым Бартольди смотался на стройку века - строительство Суэцкого канала и (вот они истоки творческих командировок мастеров соц. реализма, воспевающих героев БАМ-а и пр.) и, поразившись величием края и человеческих возможностей, решил создать нетленку - разместить при входе в будущий канал исполинского истукана, то бишь гигантскую статую, эдакого нового Колосса Родосского, снабженного в угоду местному колориту египетской атрибутикой.
За благословением скульптор направился к Фердинанду Лессепсу, владельцу концессии на сооружение и руководителю строительства Суэцкого канала (позднее герою скандальной аферы связанной с сооружением Панамского канала, приведшей к разорению десятков тысяч мелких держателей акций). Название проекта партнеры уже придумывали сообща. Однако, не добившись от египетских властей финансирования, творец и менеджер будущего шедевра с именем так и не определились. В наметках остались варианты: "Египет, просвещающий Восток" или "Прогресс (Египет, Свобода), несущий(ая) свет в Азию".
Практически все египетские наработки, даже название, Бартольди использовал для создания свободы американской. Что как мастеру не делает ему особой чести. Но не пропадать же добру? Если не получился великан в Азии, почему бы не создать грандиозную женщину за океаном! Благо во главе предприятия по изготовлению статуи стоит хороший знакомец Фердинанд Лессепс, а в бюджете - собранные у народа 2,25 млн.франков!
Техническая же часть проекта в силу гигантских размеров и колоссального веса статуи, обошлась, слава Богу, без смутных историй и скандалов. Исключительно оригинальную и безупречную конструкцию разработал пока еще просто хороший специалист Александр Гюстав Эйфель.
В новой роли
Как водится новый памятник поначалу не вызывал особых эмоций. Народ весьма смущала мужеподобная фигуры леди Ли и ее невнятная символика. Бартольди даже пришлось объяснять, что факел символизирует Просвещение, а семиглавая корона - число океанов и континентов (хотя их вроде бы шесть).
Но со временем мелочи утратили свое значение. Назревала Первая мировая война, надо было подогревать патриотизм и дабы иметь инструмент манипуляции общественным сознанием в стране началась кампания по популяризации Статуи Свободы. Открытки, плакаты, проспекты...Говорят средства от продажи печатной продукции покрыли почти половину военного бюджета США. Так что не напрасно двумя десятилетиями ранее народ собирал деньги на пьедестал для леди Ли. Впрочем, за достоверность данной информации ручаться трудно. Но почему бы не проверить реакцию читателей...