На свете много интересных занятий. Но, как показала практика, одно из самых увлекательных - считать чужие деньги. Сколько, к примеру, можно поднять на смехе, а? Давайте, разбираться...
Рейтинг украинских юмористов, безусловно (журнал Forbes знает все) возглавляет "Студия "Квартал 95"", которая, покинув в 2003 г. ряды КВН-а, превратилась в независимую творческую единицу и вот уже десять лет занимается производством юмористических программ. При этом, что радует и удивляет особенно, количество ни как не вредит качеству. Все без исключения продукты студии: "Вечерний квартал" (концерт), "Рассмеши комика" (телешоу в стиле "юмор из народа"), "Бойцовский клуб" (юмор от полупрофессионалов); "Воскресенье с кварталом" (воскресное шоу), "Вечерний Киев" (ток-шоу), "Сказочная Русь" (мультсериал) и пр. обрели широкую популярность и любовь публики.
Ну, а теперь займемся арифметикой.
Больше половины доходов "Кварталу" приносят телевизионные проекты. Из четырех ежегодных больших концертов (доход около $25 тыс.), билеты на которые раскупаются, как мороженое, в жаркий день, ребята нарезают десять-двенадцать телешоу, за каждое до прошлой осени "Интер" платил по $175 тыс. Теперь эксклюзивный контракт со "звездой" принадлежит "1+1". Цена вопроса оказалась несколько выше, чем в предыдущем случае - под 12 млн. баксов в год. Расклады же, по мнению экспертов, такие: 10-11 выпусков "Вечернего квартала" и "Вечернего Киева" стоят приблизительно $4-5 млн., еженедельные трансляции "Рассмеши комика" по $150-160 тыс. за программу. Но овчинка стоит выделки. "Вечерний квартал" - был самым рейтинговым шоу на "Интере" (30-35% аудитории), с его уходом телеканал утратил лидерство, зато "1+1" обрел и стал N1, правда, вместе с СТБ.
Кроме телевидения денежки кварталовцам приносят еще и "живые" выступления по 30 тыс. евро за выход, плюс 30-40% прибыли от производства кино- и телефильмов. Если учесть, что сериал "Сваты" (самый рейтинговый продукт украинского телевидения в 2013 г.) крутят уже в десяти странах, а на фильмах "Служебный роман. Наше время" и второй части "Любовь в большом городе" (бюджет $3 млн.), "Студия" заработала по официальным данным около $2 млн. и $10 млн. соответственно, то набегает вполне приличная сумма.
Армянский вопрос
Идея создания Comedy Club ("CC") принадлежала выходцам из команды "Новые армяне", которая блистала в Клубе веселых и находчивых в середине 1990-х. Основателями "CC" считаются Артак Гаспарян, Артур Джанибекян, Арташес Саркисян и Гарик Мартиросян. Гаспарян, впрочем, уже покинул проект, а вот трое оставшихся выбрали каждый себе узкую специализацию: Джанибекян является главным продюсером, ведет финансовые дела и не появляется на сцене, Саркисян организует гастроли и ведет шоу, а худрук Мартиросян контролирует репертуар команды.
Мысли о переносе американского юмористического фольклора в российскую действительность появились у армянских друзей в 2000 г. Позднее, изучив юмористический "рынок" и оценив его экономический потенциал, профессиональный экономист Джанибекян и компания начали собирать команду (в итоге состав практически полностью был сформирован за счет коллег из КВН) и готовить "русскую версию" аналогов западных шоу.
Три года подготовительной работы не прошли даром. На первой же московской вечеринке Comedy Club в Casbar 12 сентября 2003 года присутствовали Киркоров, Юдашкин и другие звездные представители шоу-бизнеса, обеспечившие "CC" громкую премьеру. Кстати, для тех, кто мечтает покорить юмористический и прочие Олимпы: вход на мероприятие был свободным, программа длилась больше часа, каждый юморист развлекал публику 7-10 минут.
Через некоторое время резиденты "Comedy", как пишет http://www.my-b.ru, перебрались в кафе "МанерЪ", в котором выступали каждую субботу в течение года. Именно здесь была "обкатаны" формат и программа шоу; здесь же в июле 2004 года была снята пилотная версия одноименной телепрограммы.
Еще до рассылки демо-записей Comedy club (бюджет: $22 тыс.) телепродюсерам компании Джанибекяна удалось создать успешную бизнес-структуру. Окружив себя аурой элитарности, устроители "Comedy" смогли позволить себе с марта 2005 г. "продавать столики" в трех "точках" российской столицы по 70-100 баксов за вечер (к 2009-му цена удвоилась). Существенной статьей доходов в молодом бизнесе стали также корпоративные вечеринки и выступления в элитных заведениях в районе Рублево-Успенского шоссе.
Сегодня уже не важно, кто кого нашел -- канал ТНТ артистов или наоборот. По словам продюсера ТНТ, сначала он услышал о Comedy Club, потом получил демо-материал и явился на концерт. Сразу после выступления Дмитрий Троицкий предложил Джанибекяну с командой работать на ТНТ.
Сегодня Comedy Club - популярнейший юмористический брэнд, а заодно бизнес с "головным офисом" в Сингапуре и годовым оборотом около десяти миллионов долларов. По признанию администрации "CC", 30% доходов клуба дает телевидение, 10% -- выступления в клубах. Остальное -- гастроли по регионам и продукция: от фестивалей до коллекций одежды под собственным брэндом. Заработки артистов составляют 25-50 тысяч долларов плюс доля от прибыли. Кроме того в общую копилку помаленьку "капает" от производства таких проектов, как "Наша Russia", "Смех без правил", "Танцы без правил", "Убойная лига", "Убойной ночи", а с 2009-го года и "Дом-2". Плюс, само собой, кино: "Самый лучший фильм", "Самый лучший фильм-2", "Самый лучший фильм 3-ДЭ", "Наша Russia. Яйца судьбы", полнометражный мультик "Московская сказка".
По данным на середину 2009 г. пакет "СС" был разделен отцами-основателями следующим образом: генеральный продюсер Артур Джанибекян (41%), Гарик Мартиросян (10%) и KC Production Ltd с Британских Виргинских островов (49%). По данным "СПАРК-Интерфакса", выручка ООО "Комеди Клаб продакшн" в 2010 году составила 1,6 млрд. рублей, чистая прибыль -- 154,6 млн. рублей (средний курс тогда составлял около 30 руб. за доллар).
Петросян и т.д.
Какую "долю" юмористического рынка занимает сейчас продукция made in Евгений Петросян сказать трудно. В открытом доступе больше судачат о здоровье одного из экс-монополистов от смеха и его возможного развода со звездной супругой Еленой Степаненко, чем о творчество и, соответственно, доходах артиста. Ведь все течет, все изменятся, нынче "Кривое зеркало" - тема не актуальная, так как экономическая "фишка", "изобретенная" Региной Дубовицкой (первой экс-монополисткой) больше неээфективна. Дубовицкая сделала то, чего не было на советской эстраде, она собрала под свое крыло команду солистов-юмористов, "придумала" проводить еженедельные телевизионные промо-концерты, повезла бригаду-"аншлаговцев" в бесконечный гастрольный чес по краям и весям. Но...вот беда. Вскоре артистам наскучило светиться на TV даром, а ппостоянные гастроли из-за дефицита времени мешали работать над новым материалом. Конкуренция же в эфире и отрасли росла. Появлялись новые формы, вписаться в которые мешала Дубовицкая.
Петросян столкнулся с теми же проблемами, но сумел удержать коллектив от окончательного распада. Посему, невзирая на постоянную критику, обвинения в пошлости и прочее, "Кривое зеркало", как арт.проект, все еще держится на плаву. Что касается экономики, то доходы артистов известны лишь на уровне 2006 года. Тогда авторы текстов получали за четверостишие-частушку около 50-70 у.е. (хорошая могла потянуть на сотню), страничный монолог стоил 500 долларов. Особо удачные работы шли по несколько тысяч. Артисты "стоили" дороже и пропорционально популярности. К примеру, репетиционный день начинающих артистов тянул на 500 у.е., а знаменитых, вроде "Новых русских бабок", - от 1000.
Сегодня многие артисты оставили "Кривое зеркало" и занимаются сольной карьерой, так как юмор по-прежнему в фаворе у зрителей и телевизионщиков. Рекламодатели охотно покупают прайм-тайм (по приблизительным подсчетам один юмористических концерт при врезах рекламы в двадцать минут приносит около миллиона зеленых).
Прайс на "звездные" выступления артистов юмористического жанра
(цены указаны в российских рублях (1 дол. приблизительно 30 рубю), информация с сайта одного из концертных агентств)
Аванесян Карен (Кривое Зеркало) - 200 тыс.
Альтов Семен - 220 тыс.
Арканов Аркадий - 220 тыс.
Бандурин Николай - от 150 тыс., как ведущий праздника
Винокур Владимир - от 1 млн., как ведущий праздника
Винокур Владимир и Пародийное шоу - от 420 тыс. (шоу на 45 мин., на сцене 12 чел., на выезде 17 чел.)
Воробей Елена - от 650 тыс., как ведущая вечера + эстрадный блок
Гальцев Юрий - от 700 тыс.
Грушевский Михаил (юморист из Аншлага) - от 180 тыс.
Дроботенко Сергей - 250 тыс.
Жванецкий Михаил - от 600 тыс.
Измайлов Леон - от 180 тыс.
Карцев Роман - 250 тыс.
Коклюшкин Виктор - от 150 тыс.
Мартирасян Гарик - от 50 тыс. у.е. (до 4-х часов ведения)
Новикова Клара - от 250 тыс.
Новые русские бабки - от 300 000 руб. (не ведут, только юмористическая программа)
Оганезов Левон - от 200 тыс.
Олешко Александр (артист, телеведущий "Минуты Славы") - от 450 тыс.
Светлаков Сергей ("Наша Раша"). - от 2 млн.
Степаненко Елена - от 650 тыс.
Трушкин Анатолий - 200 тыс.
Угольников Игорь - от 250 тыс.
Уральские пельмени (шоу) - от 1,8 млн. полный состав (1 час шоу); от 2-х участников от 700 тыс.
Фоменко Николай. - от 15 тыс. у.е. (до 4-х часов ведения)
"Звезды" первой величины выступают по договоренности
Три буквы
Говоря о смехе и деньгах, нельзя не упомянуть о КВН-е и Александре Маслякове, создавшем и чудесную передачу и прекрасный источник прибыли.
К концу 90-х в СССР начался большой дерибан. Делили все, в том числе интеллектуальную собственность. В конце 1997 года рижская фирма Sonar оформила на себя торговую марку "КВН Балтии" с правом использования на территории России. Вероятно, это и побудило Маслякова весной 1998-го зарегистрировать на "АМиК" в Роспатенте торговую марку "КВН Клуб Веселых и Находчивых" на десять лет и на такой же срок -- в системе Всемирной организации интеллектуальной собственности с правом использования в пяти странах СНГ и Германии.
Чтобы взять под контроль концертные выступления команд в регионах, бизнесмен-телеведущий попытался запретить им использовать аббревиатуру КВН вне мероприятий "АМиК". "Всем командам представители "АМиК" рассылали письма с таким требованием", -- откровенно поведал прессе директор одной из московских команд, играющих в Высшей лиге КВН. Для наведения порядка "АМиК" ввела понятие официальной лиги. Этот статус могла получить только местная лига, команды которой регулярно побеждали на отборочных соревнованиях в центральной лиге и добирались до состязаний телевизионных лиг: Премьер-лиги и Высшей лиги.
За каждое выступление в региональной или центральной лиге (за исключением телевизионных) каждую команду обязали платить взнос -- от нескольких до двадцати тысяч долларов в зависимости от уровня игры. Как рассказали Forbes капитаны нескольких команд, что-то отчислялось в бюджет "АМиК", что-то шло на оплату работы сценариста (которого, как правило, предлагал "АМиК") и аренду зала для репетиций.
Сегодня по подсчетам Forbes доход "АМиК" от телетрансляций, совместных гастрольных туров команд КВН и отдельных выступлений участников КВН-новских лиг разных уровней составляет не менее $3,5 млн. в год. При этом ни в сочинение юмористических текстов, ни в подготовку номеров и т. д. -- компания "АМиК" не вкладывается. Ее "цель" - получить максимальный доход от талантливой команды, прежде чем та раскрутится и созреет до свободного плавания.
Масляков также ужесточил правила для команд, выступающих в телевизионных лигах -- Высшей и Премьер-лиге. Команды обязали платить отчисления от всех своих гастрольных поездок и корпоративных выступлений в размере 10-20% от суммы гонорара. "Эта система "занесите нам копеечку, а что вы там организовали -- ваше дело", -- откровенно рассказал капитан петербургской команды, входящей в одну из телевизионных лиг КВН. -- Если обратиться к концертному агентству, то оно будет отвечать за билеты, промо, афиши, проблемы будет решать. "АМиК" не отвечает ни за что".
Директор московской команды, играющей в Высшей лиге, признался, что команда в течение года выступала в среднем на пятнадцати концертах и корпоративах. За обычный корпоратив гонорар составлял пятьдесят тысыч рублей, за новогодний -- сто пятьдесят-двести тысяч. В большинстве случаев организация и оплата выступлений формально проходила через концертный отдел "АМиК". Отчисления за эту услугу могли достигнуть 40%. Тем ни менее, кавээнщики на это шли и идут, поскольку спрос жестко зависит от степени включенности в систему Маслякова. Как заметил капитан региональной команды, "людям, которые приглашают команду КВН, нужны не столько смешные шутки, сколько факт, что к ним приехали ребята из телевизора. Поэтому у команды, которая в телевизионной лиге выступает четыре года, больше шансов получить заказ, чем у той, которая выступает всего год".
Кроме того, концертный отдел "АМиК" занимается организацией гастрольных туров. "Везет Александр Васильевич пять команд по городам Европы. Ребята едут добровольно-принудительно -- не могут отказаться, потому что они играют в сезоне", -- поведал бывший игрок одной из московских команд-участниц Высшей лиги. По его словам, в 2005 году за один такой концерт каждый участник команды получал $100. По данным представителя другой московской команды, играющей в телевизионной лиге, сейчас плата за одно выступление составляет чуть более $300 на участника. Сергей Писаренко из "Уездного города" рассказывал, что во время гастрольных туров "АМиК" его команда получала за концерт $1300. При этом валовый сбор с одного выступления в зале вместимостью семьсот человек, по подсчетам Forbes, составлял более $20 тыс.
Тем ни менее, система КВН оказала игрокам отличную услугу. Сегодня многие из простых остроумных парней из глубинкии стали шоуменами и зарабатывают в год миллионы.
Так, согласно рейтингу Forbes команда "Уральские пельмени" имеет доход $2,8 млн. от собственного шоу и выступлений на других площадках. Павел Воля - капитан пензенской команды КВН, известный шоумен, один вытягивает $2,4 млн. Чуть меньше - $1,9 млн. - "стоит" Михаил Галустян, член команды КВН "Утомленные солнцем" (Сочи), актер, продюсер. А вот Семен Слепаков, капитан команды КВН "Сборная Пятигорска" (2000-2006), продюсер сериалов "Универ", "Интерны", "Универ. Новая общага" зарабатывает в год $3,5 млн.
Товар лицом
Какими бы гениальными не были бы артисты-юмористы, как бы ловко не продавал их выступления шоу-биз, а успех на "рынке" делают хорошие шутки. В бытность свою, когда эстрада еще не конкурировала в КВН-ом и его отпрысками, а количество выступающих ограничивалось разумными пределами, юмористических текстов хватало на всех. Масляков даже сам сватал авторов для своих подопечных. Сегодня рынок смеха испытывает кризис жанра. Не хватает хороших сценариев, свежих идей, шуток. Поэтому те, кто нуждается в литературном материале, старается скрепить отношения с хорошим автором эксклюзивным контрактом.
Впрочем, в нынешний динамичный век одного автора для команды или даже для звездного солиста мало. Для успеха нужен творческий коллектив, от двух до десяти человек, если выступать приходится часто. Практика "Уездного города" показала, что имея отдельный бюджет, условия труда и возможность работать сообща (синергия - это когда 1+1=3) авторская группа способна творить чудеса.
Но за все надо платить. До кризиса хорошая шутка тянула на полтинник баксов, потому в одной только Москве пост КВН-овских компаний-продакшнов минимум десять-пятнадцать. Лучше все торгует чувством юмора группа Мартиросян&Ко, которая, приложив руку к имиджу монстров Высшей Лиги КВН "Утомленные Солнцем" и Сборная Пятигорска, позднее взялась за Comedy Club" и сегодня уже работает на ином, более высоком уровне, занимаясь, по мнению http://kvnru.ru, не столько писаниной сколько бизнесом: производством, продажей и перепродажей юмора других авторов. А вот "Пельмени" и другие "метры" предпочитают ручной режим и опекунство: они пишут шутки, репризы, целые сценарии, доводят до совершенства поставки. Услуга стоит: 250-400 евро в день и ниже, в зависимости от уровня наставников.
Кстати, над юмором Ивана Урганта (доход самого остроумного ведущего почти три млн. долларов в год) тоже работает команда из тринадцати писателей. Это больше, чем имел "Прожекторперисхилтон". Светлакова, Урганта, Цекало и Мартиросяна обслуживали только одиннадцать авторов. В их числе - выходцы из того же КВН-а
С миру по нитке
Кроме общения с метрами существует еще один источник получения столь дорогой сердцу и карману юмориста смешной информации. Авторские шутки можно купить в сети. За пару долларов! А можно обойтись и халявой, если объявить конкурс, как это делают многие сайты. Читателям одного из таких предлагается прислать шутки, юмористические стихи, монологи, рассказы, а затем проголосовать за лучшие работы. Премия, как уже было сказано, несколько долларов. Другой "купец" за шутки и сценарии для КВН обещает заплатить от десяти центов до двухсот условных единиц. Кстати, удалось "подсмотреть" перипетии торга (стилистика авторская). "200$ и могу дать 2-3 готовых сценария, - ответил потенциальный продавец. - Шутки эти не совсем новые, от года до двух лет давности, но многие покатят и сейчас. Сценарии нашей команды (бывшей), поэтому особо нигде не звучали, только по Эстонии. Сценарии добротные, 1-2 места с этими сценариями занимали. Если интересует, то на е-маил. Правдо минус один, на поиск сценариев уйдёт неделя, другая. За дополнительную плату, могу и фонограмки скинуть, тоже где-то были, опять же искать надо".
"Забавны" и встречные предложения. Текстовые шутки некий автор продает за скромную сумму от трех до двадцати баксов за штуку, миниатюры идут за десятку, видеоконкурсы от полтинника и выше, по монологам - цена договорная. На карикатуры свой прайс. Картинки из уже имеющейся базы стоят около 10 долларов. Новая работа под заказ - 30, тоже, но для рекламы - около 80.
Так что, если любите шутить и видите, что люди вокруг смеются, не торопитесь "сливать информацию". Не исключено, что кто-то записывает ваши перлы и завтра они пойдут с торгов...