Facile inventis addere. К сделанному легко добавляется. Крылатая латынь так определила кредо плагиаторов - тех, кто выдает чужое за свое, не удосужившись порой, изменить оригинал ни на йоту. Кстати, к сонму ловкачей относятся многие классики
Один весьма именитый музыкант, будучи на концертах и спектаклях своих коллег, записывал в тетрадь особо удачные мелодии. На вопрос: зачем он это делает, гений ответил: "Этим нотам будет комфортнее в моих произведениях".
Что и говорить музыка - благодатная нива для заимствований. Стоит ли удивляться, что даже великий Моцарт не избежал обвинений в плагиате. В его "Волшебной флейте" специалисты услышали мотивы итальянского композитора Клементи, правда, доведенные до совершенства, что вряд ли удалось бы автору.
Нынче ситуация не изменилась. Исполнители "одалживают" друг у друга все что можно: мелодии, стихи, идеи, визуальный ряд...Недавно после публичных претензий продюсера Светланы Лободы, новообразованная "ВИА Гра" извинилась перед певицей за невольно заимствованную "фишку" с виолончелью, использованную в песне "Перемирие". А два года назад та же "ВИА Гра" попала в центр скандала, фактически повторив в своей афише визуальный ряд из клипа российской группы "Серебро".
Популярен плагиат и во втором эшелоне шоу-бизнеса. Некоторое время назад пострадала певица Натали. Ее супер-"гениальный" хит "О, Боже, какой мужчина" втихую использовала польская группа Skalars. Теперь предстоят судебные разборки.
В общем, воруют все! В интернете (который сам - кладезь для плагиаторов) полным-полно списков исполнителей, замеченных в нарушении чужих авторских прав. Вот лишь краткий перечень фамилий и названий коллективов: Пресняков, Киркоров, Моисеев, Укупник, "Би-2", "Иванушки" и т.д.
В музыке семь нот
"В суде Вены слушалось дело двух композиторов. Один обвинял другого в том, что тот украл у него мелодию. В качестве эксперта пригласили приехавшего ненадолго в город Сен-Санса. Когда великий композитор ознакомился с обеими партитурами, судья спросил: -- Итак, господин эксперт, кто же все-таки потерпевший? -- Жак Оффенбах. (Исторический анекдот)
Само собой, умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, технических решений или изобретений - не данность дня сегодняшнего. Воровали всегда и у всех. Особенно, если удавалось спрятать концы в воду. Римский-Корсаков, к примеру, вставил без указания источника тему "Чижика" в арию царя Дадона, в рококо Чайковского отчетливо слышна мелодия "Вдоль по Питерской".
Мягко говоря, полна заимствований советская и мировая эстрада. Так "Пусть всегда будет солнце" "перепел" Бьорн Ульвеус - отец-основатель знаменитой впоследствии шведской группы ABBA, вероятно, услышав мелодию на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, где ее исполняла певица Тамара Миансарова.
Хватало пересудов и в отношении известнейшей советской песни "Священная война". Как известно, уже 24 июня 1941 года были опубликованы стихи поэта В.Лебедева-Кумача, композитор А.Александров сразу стал сочинять музыку, а 26 июня 1941 г. на Белорусском вокзале Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнил песню. Только в начале 90-х, в пору гласности, стала муссироваться тема, что текст песни краденый, а настоящий автор - малоизвестный поэт-любитель учитель словесности одной из провинциальных российских гимназий начала двадцатого века Александр де Боде, который в 1916-м написал патриотическое стихотворение, а в конце 30-х, на исходе жизни, отправил его известному метру Лебедеву-Кумачу с просьбой посодействовать созданию песни.
Грустно, но подобный случай отнюдь не единичен. Революционная музыкальная классика полна переделок. "Мы смело в бой пойдём" в первоисточнике вовсе не призывала умереть за власть советов. Когда в 1902 г. песню исполняли известные тогда вокалисты Панина, Вяльцева, Сергеева и др., она звучала как романс и лишь с началом Первой мировой обрела воинственный пыл. Популярность песни была настолько велика, что в годы революции ее позаимствовали, придав нужную идеологическую окраску, и красные, и белые. В итоге, песня досталась победителям в Гражданской войне и многие десятилетия считалась одним из гимнов победившего пролетариата.
Похожая история приключилась с песнеми "По долинам и по взгорьям" и "Орленок".
В литературе 36 сюжетов
"Хорошо было Адаму! Если ему случалось удачно сострить, он мог быть уверен, что не повторяет старые шутки" Марк Твен
А что творится в литературе! Кого только не обвиняли в плагиате! Среди самых именитых метров пера Киплинг, Шолохов, прости Господи, Донцова...
"Декабрист" Киплинг (род. 30.12.1865 г.) - знаменитейший английский писатель, поэт и новеллист; первый англичанин, получивший Нобелевскую премию по литературе, "автор" "Книги джунглей" лично признался, что часть истории о Маугли - плагиат. В мае нынешнего года стало известно, как пишет www.segodnya.ua, что в Великобритании выставлен на аукцион необычный лот. Коллекционерам предлагают купить письмо писателя Редьярда Киплинга с признанием в плагиате "Книги Джунглей". Откровение датировано в 1895 г. и предназначено для некой дамы. "Чрезвычайно вероятно, что я прибег к заимствованиям, однако теперь не помню, чьи именно истории я украл", - писал Киплинг. Стартовая цена лота составляет 3,7 тыс. долларов.
Вокруг имени другого лауреата Нобелевской премии Михаила Шолохова не утихают разговоры о плагиате вот уже более полувека. И хотя было проведено множество экспертиз, в наличии имеются черновики, некоторые специалисты упорствуют и называют еще шестнадцать потенциальных авторов "Тихого Дона".
"Подмочена" репутация и у Нобелевского лаурета из Испании. Писатель Камило Хосе Села в конце прошлого века был обвинен в плагиате. Причем справедливо. Суд признал факт сомнительных заимствований из текста малоизвестной писательницы Кармен Формосо Лапидо. Оказывается, дама прислала на литературный конкурс рукопись своего романа, а потом с удивлением обнаружила, что победитель литературного турнира - классик испанской литературы Села использовал замысел, структуру и персонажей ее творения. Мало того Седа также повторил обстановку, эпоху и даже заимствовал целые куски и фразы, переписав их отчасти на свой лад.
Аналогичным в той или иной степени образом поступали: Джек Лондон (его новеллы представляли собой рерайт - литературную обработку газетных статей, а сюжеты приобретались у начинающих авторов, кстати, Лондон не скрывал, что сюжет "Зова предков" позаимствован у индейского фольклориста Эгертона Янга); создатель человека-невидимки Герберт Уэллс (он творчески переработал рукопись некоей Флоренс Дикс, в результате чего возник "Краткий курс истории"); "автор" "Волшебника Изумрудного города" Александр Волков, удачно трактовавший сказку "Волшебник из страны Оз", придуманную американским писателем Лайменом Фрэнком Баумом (в первых изданиях книги даже упоминался настоящий автор); Алексей Толстой (история про Буратино - аналог "Пиноккио, или Похождения деревянной куклы" Карла Коллоди); Джонатан Сфифт, Эдгар По...
Налетай, поторопись! Покупай живопись!
"Если вы крадете у современников, вас обругают за плагиат, а если у древних -- похвалят за эрудицию". (Чарльз Калеб Колтон)
Говоря о плагиате, было бы странно не затронуть тему живописи. Кстати и почти свежий скандал...Известного в Луганске художника Дмитрия Сергиенко обвинили в плагиате картин русского художника Олега Маркелова.
3 марта 2012-го года сайт "Luganews" опубликовал интервью с Сергиенко, в котором художник поведал широкой публике о своих творческих планах и в частности о намерении создать серию картин на историческую тематику. В сообщении так же отмечалось, что первая работа данного цикла была представлена на президентской выставке в Киеве, сейчас заканчивается очередное творение, полотно о княгине Ольге. Третья картина на подходе и будет повествовать о князе Владимире.
Однако вместо того, чтобы порадоваться развитию живописи в стране и лично успехам г.Сергинко интернет-сообщество обрушило на луганского творца массу негативных отзывов. Люди откровенно обвиняли художника в разукрашиваниии произведений другого автора.
"Украсть чужую идею у Санкт-Петербургского художника, переписать в другой технике, да чубы пририсовать. Очень современно!", - вот одна из реплик. И действительно, работы Санкт-Петербугского живописца Маркелова на удивлении схожи с картинами Сергиенко.
На официальном сайте Маркелова указано, что картины "Битва" и "Ольга в Царьграде" принадлежат к серии его дипломных работ "Жизнь Святослава", созданной в 2004-м году в стиле "графика". Те самые картины, только в цветной версии, были представлены украинским художником Сергиенко как авторские эксклюзивы в 2011-м. Если открыть в программе Adobe Photoshop оба изображения сразу картины "накладываются" одна на другую с миллиметровой точностью. Если, конечно, не считать, появившегося в украинском варианте "оселедця" и второго меча.
Художник из Санкт-Петербурга открыто выдвинул обвинения в плагиате своих картин. Как указывает e-donbas.org, Маркелов обратился во все Луганские СМИ с открытым письмом, где просил дать оценку действиям Сергиенко. Художник также обратился в Луганский областной департамент культуры, областную организацию союза художников Украины, написал начальнику отдела культуры Луганского городского совета с аналогичной просьбой. К письмам и обращениям приложена официально заверенная копия документа (подписи поставили проректор по учебной работе А.Н. Скляренко и декан факультета графики Клим Ли) из Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, подтверждающего авторство дипломной работы Маркелова Олега Евгеньевича "Жизнь Святослава".
Луганский художник в ответном спиче обвинил в плагиате Маркелова, заявив, что тот якобы воспользовался творческими наработками самого Сергиенко (оба художника учились в одном ВУЗ-е). Других аргументов отечественный мастер не привел.
Плагиат-обозрение
Искушение приобщиться к чужому творчеству настолько велико, что удержаться трудно даже тем, кто вроде бы не нуждается в чужих идеях. Поэтому под финал еще несколько примеров.
В октябре. 2013 г. президент США Барак Обама был удостоен российской премии "Серебряная калоша" в номинации "Плагиат года, или Близнец подкрался незаметно" за концепцию предвыборной компании, полностью позаимствованной у В.Путина. Так как Б.Обама не присутствовал на вручении премии, "Калошу" отправят в Белый дом по почте.
В конце 2012 г. плагиат был обнаружен в работах министра образования Германии Аннетте Шаван (ее лишили докторской степени) и министра обороны Германии Карла-Теодора цу Гуттенберга (сам ушел в отставку).
Нынешним летом выяснилось, что принт на ткани "Метсавяки" ("Жители леса"), несколько лет, успешно используемый одной из самых узнаваемых финских дизайнерских компаний Marimekko, "чуть" раньше разработала украинская художница Мария Примаченко.
Так что господа-товарищи, надумаете, что-нибудь творить, не торопитесь, проверьте, на всякий случай, а вдруг это уже кто-то изобрел или написал...