Алгоритм вычерчивания скрипичной головки по рисунку Страдивари показан на рис. 2. Проводим две параллельные линии AB и ED так, чтобы они обе касались завитка, причем первая совпадала с линией шейки. Первая клотоида в масштабе 106 (
а = 106) описывает внешнюю сторону завитка от места его касания с линией AB (точка В) до тыльной стороны колковой коробки (рис.10а). Внутренняя часть волюты описывается спиралью Бернулли, параметры которой приведены на рисунке. Верхнюю сторону колковой коробки я также вычерчиваю клотоидой
a-106 которая своим основанием лежит на линии ED и касается линии AB. Заканчиваем чертить тыльную сторону колковой коробки клотоидой
a-58. И последнее, соединяем верхнюю сторону коробки с завитком клотоидой
a-51 так, чтобы ее основание лежало на линии EF, а завиток клотоиды плавно вписывался в волюту скрипичной головки. Отрезки OC и AD находятся в пропорции
золотое сечение (1.6180339...) и равны соответственно 82.25мм и 50.83мм. Клотоида
a-50 моделирует подручное место между головкой и шейкой скрипки. OC/AD = ф.
Рис.2. Геометрическая реконструкция рисунка скрипичной головки А.Страдивари.
Рис. 3. Геометрическая реконструкция скрипичной головки А.Страдивари, 1715.
На рис.3, где изображен анализ скрипичной головки А.Страдивари 1715 года, видно, что расположение и размеры клотоид соответствует предыдущему построению по рисунку. Здесь и далее я добавил еще одну клотоиду a-50 которая моделирует подручное место между головкой и шейкой скрипки. OC/AD = ф. Спираль Бернулли несколько отличается от предыдущего построения и ее параметры легко читаются на рисунке.
Рис. 4. Геометрическая реконструкция головки скрипки 'Emperor' А.Страдивари, 1715 г.
Хотя головка скрипки 'Emperor' 1715 г. сделана по той же модели, что и предыдущая, ее очертания несколько отличны, что легко читается по тем размерам, которые я привел на рисунке. Методика анализа скрипки, которую я избрал и которая требует наложения чертежа на изображение как целого инструмента, так и его отдельных частей, имеет один недостаток: фотография не может передать геометрически точный контур инструмента, а делает это с некоторым искажением. Это хорошо видно на следующем примере (рис.5), где я анализирую скрипичную головку А.Страдивари, сфотографированную с двух сторон. Здесь заметны не только те различия, которые внес сам мастер, вырезая две стороны одной и той же головки, но и оптические искажения от фотоаппарта. Несмотря на эти искажения, которые неизбежны при фотографировании, выбранная методика все же позволяет раскрыть основные принципы проектирования струнно-смычковых инструментов.
Рис. 3
|
Рис. 4
|
Рис. 5
|
Рис. 6
|
Рис. 7
|
Рис. 8
|
Рис. 9
|
Рис. 10
|
Рис. 11
|
Рис. 12
|
Рис. 13
|
Рис. 14
|
Рис. 15
|
Рис. 16
|
Рис. 17
|
Рис. 18
|
Рис.5. Головка скрипки А.Страдивари, сфотографированная с обеих сторон.
Рис.6. Геометрическая реконструкция скрипичной головки А.Страдивари, 1689.
На рис.6 мы уже видим другой характер кривой, описывающий верхнюю часть колковой коробки. Теперь клотоида
a-100 начинает свое движение от линии АВ и идет в сторону завитка, повторяя кривизну коробки. Тыльная сторона головки вычерчивается клотоидой
a-65 которая касается клотоиды
a-102 тогда как на предыдущем примере такая стыковка не получалась.
Рис.7. Геометрическая реконструкция скрипичной головки Гварнери дель Джезу, 1725-1730.
На мой взгляд скрипичная головка Гварнери дель Джезу (рис.7) построена почти идеально. Мне нравится, например, что все клотоиды начинаются от линий, которые являются каркасом построений (где я использовал добавочную линию GH, которая параллельна AB и CD, причем расстояние между всеми тремя линиями одинаково, т.е. AC = CG = 50.8мм), а их размеры находятся в простых пропорциональных отношениях. Самая главная клотоида, описывающая внешнюю сторону завитка, вычерчивается в массштабе
a-100 Точно такая же клотоида, которая начинается от линии HG, завершает построение тыльной стороны колковой коробки. Для вычерчивания верхней части колковой коробки я использовал клотоиду
a-113 во многих случаях, но только здесь она начинается непосредственно с одной из линий нашего каркаса. Завитки гварнериевских скрипок по своей конфигурации ближе к спирали Виньола, чем завитки А.Страдивари. Да и клотоида описывает конфигурацию скрипичных головок Гварнери намного 'чище', чем страдивариевские.
Вообще конфигурация скрипичных головок Гварнери дель Джезу заметно отличается от страдивариевских. Это легко читается по тем несовпадениям кривых головки с клотоидами, которые есть как у инструментов Страдивари, так и Гварнери. Я подчеркиваю, что клотоида только помогает нам описывать конфигурацию различных частей скрипки и не утверждаю, что скрипичные мастера прошлого пользовались клотоидой так, как это делаю я. В соответствующем месте настоящей работы я подробно описываю тот способ, которым могли бы пользоваться итальянские мастера для вычерчивания контурных кривых их инструментов, которые так замечательно описываются при помощи клотоиды.
Рис.8. Геометрическая реконструкция скрипичной головки Гварнери дель Джезу, 1730-1733.
Рис.9. Геометрическая реконструкция скрипичной головки Гварнери дель Джезу, 1733.
Я уже не раз замечал, что кривая верхней части колковой коробки описывается клотоидой, расположенной как в направлении к завитку, так и в обратном направлении. Это обнаруживается практически у всех мастеров. И хотя основная клотоида
a-100, которая описывает завиток, развернута уже под другим углом, вторая клотоида
a-100, начинающаяся от линии HG, стыкуется с первой.
Рис.10. Геометрическая реконструкция скрипичной головки Гварнери дель Джезу, 1733.
Рис.11. Геометрическая реконструкция скрипичной головки Гварнери дель Джезу.
Рис.12. Геометрическая реконструкция скрипичной головки Гварнери дель Джезу, 1735.
Рис.13. Геометрическая реконструкция скрипичной головки Гварнери дель Джезу, 1740-1741.
Очень интересна в геометрическом плане головка скрипки Дж.Гваданини (рис. 14). Завиток имеет только 9 сегментов. Но посмотрите как красиво распологаются клотоиды на рисунке. Если бы каждая клотоида начиналась точно с линии, то этот чертеж мог по праву быть одним из лучших.
Рис.14. Геометрическая реконструкция скрипичной головки Джузеппе Гваданини.
Рис.15. Геометрическая реконструкция шаблона альтовой головки А.Страдивари.
Рис.16. Геометрическая реконструкция головки 'Альта Медичи' А.Страдивари.
Рис.17. Геометрическая реконструкция головки альта 'Паганини' А.Страдивари, 1731.
Рис.18. Геометрическая реконструкция головки виолончели 'Гор Бут' А.Страдивари, 1710.
Несмотря на большое различие завитков, которые мы встречаем в инструментах итальянских мастеров, все они имеют аналогичный характер построения, в большей или меньшей степени повторяя те размеры и пропорции, которые я привел выше.
Как можно убедиться, при помощи клотоиды и спирали Бернулли очень легко построить чертеж скрипичной головки. При желании создать свою оригинальную форму головки можно, используя эти две спирали, варьировать повороты клотоид под различными углами, а спираль Бернулли чертить с различной степенью уменьшения радиуса. Главным же условием для выработки новых вариантов всегда должна быть логичность в алгоритмическом построении всего чертежа, а эстетическая ценность спиралей и пропорции 'золотое сечение' поможет в этой нелегкой работе художника.
Так как завиток головки трехмерен, нам следует проанализировать и ширину его, то есть ту кривую, которая определяет изменение ширины завитка улитки. Сам А.Страдивари оставил нам рисунок тыльной стороны головки, показывающий геометрические пропорции ширины колковой коробки (рис.19).
Рис.19. А.Страдивари: рисунок тыльной стороны скрипичной головки.
Особой сложности в этой геометрии нет. Подручное место шейки очерчивается циркулем с радиусом около 12-13 мм, а ширина самого тонкого места в завитке равна около 11мм. Бóльшую сложность представляет распределение ширин завитка головки (рис.20) от самого тонкого места (точка M) до самого широкого в центре завитка (точка К), которые соответствуют аналогичным точкам на рис.7. Здесь я представляю развертку волюты в радиусах (мм), которыми следует отмерять ширину завитка от центральной линии симметрии (пунктирная линия).
Рис.20. Развертка волюты.
0 0 5.5
________________________________
1 5.9 5.53
2 11.8 5.65
3 17.7 5.84
4 23.6 6.10
5 29.5 6.44
6 35.4 6.85
7 41.3 7.32
8 47.2 7.85
9 53.1 8.42
10 59.0 9.03
11 65.9 9.66
12 71.8 10.29
13 77.7 10.90
14 83.6 11.46
15 89.5 11.94
16 95.4 12.30
17 101.3 12.53
18 107.2 12.61
19 112.1 12.75
20 118.0 13.17
21 123.9 13.87
22 130.8 14.85
23 136.7 16.09
24 142.6 17.53
25 148.5 18.99
26 154.4 20.17
27 160.3 20.63
______________________________
Таблица 2.
Как видно из таблицы, самое узкое место в завитке равно 11 мм, а самое широкое - 41.26 мм. Конечно эти размеры не аксиома и пусть читателя не смущают сотые доли миллиметра в приведенной таблице, при желании можно пользоваться другими размерами, оставляя, правда, характер кривой развертки волюты аналогичный моему рисунку.
Pиc.21. Пропорции скрипки А.Страдивари "De Fontana", 1702.
Как уже было видно на примере скрипичной головки, для ее построения я использовал пропорцию "золотое сечение", которое определяется по отношению между высотой завитка головки (50.83 мм) и расстоянию между верхним порожком шейки и центром завитка (82.25 мм). Размер 50.83 мм получается умножением числа Пи (3,14159...) на 1.6180339 см (золотая пропорция - ф).
Конечно, не все скрипки подпадают очень точно под это отношение, но разница невелика и выявленная закономерность прослеживается на большинстве инструментов.
Таким образом, для построения скрипки мы будем пользоваться двумя модусами: числом
Пи для выявления размеров основных частей инструмента и
клотоидой для вычерчивания контурных кривых. В качестве модулера мы будем использовать "золотую пропорцию", ее производные и отношения 1/2; 2/3;3/4; 4/5; 3/5; 5/8 и др.
Исходя из сказанного, основные размеры скрипки мы будем определять как геометрическую прогрессию числа
Пи в пропорциональном отношении
золотого сечения. На рис. 3 эта прогрессия определяется следующими отрезками: АВ = 82.25 мм; ВС = 133.08 мм; АС = 215.33 мм; CD = 348.41мм; AD = 563.74 мм. Причем размер 31.4 мм - это высота подставки и высота обечаек.
Следует заметить, что CD (348.41 мм) это длина не корпуса инструмента, а патрона, на котором монтируются обечайки. Точка Е (место внутренних зарубок эфов) делит CD на отрезки в следующем отношении:
2ED : CE = ф (1,6180339...) .
Найти эти отрезки можно следующим образом:
CE = CD : (ф/2 + 1) = 192,6 мм
ED = CD : (2ф - 1) = 155,81 мм
Обычно длину шейки измеряют от верхнего порожка до края деки. Угол наклона шейки к корпусу скрипки во времена Страдивари был не такой острый как при современной монтировке инструментов. На приведенной нами фотографии модифицированной скрипки А.Страдивари (рис.21) этот угол равен 7,5º. Если BC = 133,08 мм, то длина шейки равна (133,08 мм - 3,5 мм [расстояние от клеца до края деки] ) / cos7.5º = 130,7 мм.
КОРПУС СКРИПКИ
Геометрический анализ корпуса скрипки начинаем с построения эфов. Такую последовательность я избрали потому, что она (как это будет видно в дальнейшем) определяет размеры и положение С-образных вырезов, так называемую
талию скрипки. Это будет иметь немаловажное значение при дальнейших расчетах геометрии всего инструмента.
Как было показано выше, местоположение внутренних зарубок эфов мы находим по линии Е. Тогда мензура инструмента (расстояние между внутренними зарубками эфов до верхнего края деки) будет 192.6 мм + 3.5 мм = 196.1 мм при длине корпуса 355.41 мм (348.41 мм + 3.5 мм + 3.5 мм). Ниже я привожу сводную таблицу соотношения длины инструмента с мензурой различных мастеров Италии (таблица 2).
Мастер Длина инструмента, мм Мензура, мм
А.Страдивари
1686 354 195
1688 358 193
1688 357 198
1700 358 197
1706 356 196
1707 356 196
1708 353.5 195
1710 358 197
1705 351 190
1708 362 196
1711 359 195
1716 354.5 192
1718 350 188
без года 354 196
после 1727 357.5 195
после 1727 356.5 195
1736 358 198
Н.Амати
1658 356 195
1663 354.5 197
без года 353 196
1678 351 190
А.и И.Амати
1628 352 196
1629 351 195
А.Гварнери
1665 353 193
Гварнери дель Джезу
"Изаи" 357.5 196
1742 350 188
Таблица 2
ЭФЫ
Анализ размеров, конфигурации и расположения эфов на скрипке начнем с рисунка, который выполнил сам А.Страдивари (рис. 22). Те линии и дуги окружностей, которые мы видим на рисунке, являются только ориентирами для переноса эфов с бумаги на деку, но не имеют прямого отношения к процессу моделирования эфов, по которому можно было бы проследить рождение замысла великого мастера. Нам неизвестно, как Страдивари вычерчивал сами эфы, хотя он оставил нам в наследство картонные шаблоны эфов для всех моделей его инструментов. И они тоже являются только копиями того чертежа, который, если бы был, смог бы пролить свет на тайну конструкторского творчества не только его самого, но и всех других скрипичных мастеров прошлого.
Я буду демонстрировать своё исследование построения эфов 'кадр за кадром' на нескольких чертежах. Мне представляется это очень удобным для первичного ознакомления с ходом рассуждений. Дальнейшие же примеры, описывающие эфы как А.Страдивари, так и других мастеров, я буду давать уже только на одном чертеже.
div>
Рис.22. Геометрическая реконструкция эфов (модель "G").
Во-первых, я уточнил диаметры глазков (10 мм для нижнего и 7,5 мм для верхнего) и радиус дуги с центром в нижнем глазке, которая проходит через центр верхнего глазка (61 мм). Далее я провел параллельные друг другу линии, которые соответствуют линии подставки и самому узкому месту в талии скрипки. Из акустического центра (точка пересечения линии подставки и вертикальной оси симметрии) описываются две окружности радиусом 38 мм и 61 мм, проходящие через центры верхнего и нижнего глазков соответственно. Меньшая окружность также проходит через центр эфа и касается линии "талии". Пропорциональное отношение между двумя окружностями равно: 61мм/38мм = 1.61, что очень близко к золотому сечению.
Так как радиусы двух окружностей пропорционально очень близки к золотому сечению, я постарался разместить на чертеже равнобедренный золотой треугольник (угол при основании равен 72º) так, чтобы двумя углами он опирался соответственно на центры верхнего и нижнего глазков, а третьим - в акустическом центре. Конечно, заметна некоторая неточность в касании углами треугольника соответствующих точек, но это можно объяснить особенностью построения рисунка при помощи циркуля самим Страдивари, тогда как я пользовался компьютером.
Сам эф я рисую, используя три клотоиды:
a-22; a-29.3; a-39.1. Так как размеры глазков относятся друг к другу как 3/4, то и размеры клотоид имеют те же отношения:
22/29.3 = 3/4; 29.3/39.1 = 3/4; 22/39.1 = 9/16 = 3²/4².
Расположение клотоид легко читается на чертеже. Я только обращу внимание читателя на некоторые важные моменты, а именно: клотоиды
a-22 (внутренняя сторона верхнего отростка эфа) и
a-29.3 (внешняя сторона нижнего отростка эфа) плавно вписываются в окружности глазков;
a-39.1 начинается от внутреннего зарубка эфа и плавно вписывается в
a-29.3.
Уже говорилось, что Страдивари часто не согласовывал свой рисунок эфов на внутренней стороне деки с тем, что он вырезал впоследствии. Это объясняется не только акустическими задачами при работе над эфами, но и особенностями бумажного шаблона эфа, который как бы состоит из трех частей: длинного тела и двух маленьких хвостиков. На шаблоне Страдивари оставлял довольно широкую перемычку между этими частями, а при вырезывании эфа в деке в этом месте прорезь оставалась очень узкой. На рис. 23 эта разница показана сплошной и пунктирной линиями в левом эфе. Я убрал из чертежа рисунок Страдивари и некоторые вспомогательные линии с числами и буквами, что, на мой взгляд, помогает лучше видеть сами эфы.
Рис.23. Эфы.
Ниже приводится анализ эфов А.Страдивари, выполненных по фотографиям его скрипок. У нас остаются те же проблемы с оптическими искажениями, которые были при анализе скрипичных головок, но основные геометрические идеи, мне кажется, все же будут высвечены.