Сегодня у меня удачный день: решил довольно трудный вопрос, который часто задают скрипачи (альтисты, виолончелисты): какова же должна быть длина струны между подставкой и подгрифником? Не скажу, что я думал об этом каждый день и у меня по этому поводу болела голова. Но задумываться как-то приходилось не очень напрягаясь. Когда-то давно прочел, что это расстояние должно быть примерно таким, как расстояние от подставки до грифа. Вот практически и вся информация на эту тему, которая была у меня до сегодняшнего дня.
А тут стал экспериментировать с этой длиной на своей скрипке. Немного от скуки, немного из любопытства. Была еще идея сделать что-то с киксами на струне Ми. Да вы, я думаю, знаете эту проблему: берешь аккорд с открытой струной Ми, а она свистит и не хочет играть свой основной тон. Веду смычок и так, и эдак, а она посвистывает (не всегда, конечно, но чаще, чем этого хотелось бы.) Вспоминается еще дискуссия на международном форуме мастеров, где этому вопросу уделили не мало времени. Все в основном сходились на том, что нужны особые струны, а обычная стальная проволока всегда будет свистеть. В этом вопросе даже известный мастер струн Фан Тао (Fan Tao, D'Addario & Company) выступал, говоря о качестве струн и возможности убрать этот свист.
Так вот, начал я укорачивать (у меня расстояние между подставкой и подгрифом было маловато) постепенно свою петлю струннодержателя (она у меня такая современная, синтетическая, с резьбой на концах и длинной гайкой-ограничителем): подкручу гайки, настрою скрипку, поиграю, опять подкручу и т.д. Растянул это удовольствие на три дня. И вот сегодня я опять подкрутил немного, стал играть и... не поверил своим ушам: звук скрипки стал сразу другой, бархатистый, глубокий, сильный, но не резкий, а мягкий. Вобщем, понравился мне звук даже очень - никогда моя скрипка так не звучала раньше. Стал играть вышеописанные пресловутые аккорды с открытой струной Ми - никакого свиста. Все, думаю, попал в нужный размер. И как вы думаете я проверил этот размер? Очень просто: я поиграл смычком за подставкой по струне Соль, - звучала чистая шестая гармоника - нота Ре третьей октавы (следовательно, длина струны за подставкой в 6 раз меньше струны от порожка до подставки).
Ниже и приведу некоторые свои мысли по этому поводу. Если у кого будут уточнения и дополнения, то с радостью их приму.
* * *
У звучащей скрипки колеблется не только часть струны между верхним порожком и подставкой, но и сама подставка, и струна за подставкой, т.е. между подставкой и струннодержателем. Подставка выполняет колебания, покачиваясь с ножки на ножку, попеременно оказывая давление на деку то со стороны пружины, то со стороны душки; еще она колеблется вперед-назад. Качество этих колебаний, а лучше сказать, свобода колебаний подставки, напрямую зависит от струны между подставкой и струннодержателем. Если эта часть струны колеблется гармонично со струной, то и подставка получает большую свободу в своих колебаниях. Если же обе части струны настроены не гармонично, то струна за подставкой служит демпфером, заставляя струну затухать раньше времени.
Простейшие измерения показывают, что часть струны за подставкой во всех скрипках примерно в шесть раз короче играющей части струны. Таким образом мы в праве ожидать, что эта короткая часть будет звучать на квинту через две октавы выше, чем основная часть струны, т.е. как шестая гармоника открытой струны, и что такая настройка может давать положительные результаты в деле колебания системы 'струна - подставка - корпус'.
Но всегда ли это так? Во-первый, мало кто из скрипачей следит за тем, чтобы эта часть струны была именно в шесть раз меньше основной части, хотя регулировать такой процесс не трудно, укорачивая или удлиняя петлю струннодержателя. Но и здесь не все так просто. Ну установили мы надлежащую длину струны по обе стороны от подставки, а желаемую шестую гармонику не получили. В чём проблема?
А в том, что за подставкой струна еще имеет нитяную обмотку и двойной керн струны (ведь из нее делается петля), что значительно утяжеляет струну и понижает ее тон. Таким образом, нам нужно укорачивать этот отрезок еще немного, чтобы получить желаемую шестую гармонику. Удлиняем петлю струннодержателя, но результат опять нас не удовлетворяет, т.к. шестая гармоника получается только на двух струнах: Соль и Ре (а иногда только на одной из них), - на остальных же струнах этот тон немного ниже желаемого. Например, у струны Ми вместо желаемой ноты Си мы можем иметь только ноту Соль-диез. Здесь виноваты два фактора:
1 - струна Ми над грифом слегка короче других струн по простой причине: она располагается более полого; а чтобы поднять, например, струну Ре на её высоту на подставке, она должна быть длиннее, естественно.
2 - обмотка на струне Ми плюс двойной керн пропорционально к самой струне более значительно утяжеляют струну Ми, чем те же моменты в струне Соль. Поэтому, чтобы струна Ми за подставкой давала тон её шестой гармоники, она должна быть короче, чем тот же отрезок у струны Соль (и других струн тоже).
Что мы можем сделать, чтобы добиться нужной гармоничной настройки обеих частей всех четырех струн?
Нужно или сконструировать новый тип струннодержателя, или переделать уже имеющийся, как это видно на прилагаемом фото.
Что самое интересно, так это то, что ноты и с прижатым пальцем звучат замечательно, т.е. с новым тембром, полетностью и чистотой. Но ведь соотношение между двумя длинами: до и после подставки, - нарушено; в чем причина?
Слишком много вопросов и мало данных. Думаю, что когда мы играем на одной струне и соотношение длин до и после не соответствуют, то большую роль здесь играют другие струны. Ведь они тоже могут помогать или мешать колебаниям подставки.
Все дело в том, что в данном случае у меня практика идет впереди теории. Я сделал опыт, увидел очень положительный результат (желаю и другим проделать тоже самое и убедиться - подставить клинышки как у меня на фото), а теперь пытаюсь как-то все это объяснить. Но объяснять приходится на бумаге (нет нужных приборов) и с большими догадками. Не хочется, конечно же, угадывать - нужны точные знания. А вопрос требует решения, т.к. эффект очень даже заметный и положительный.
Повторяю, в чем же заметны изменения в звуке?
1 - затухание позже, скрипка звучит как в комнате с повышенной реверберацией, которой до этого не было.
2 - тембр стал более "кучерявым", глубоким, ушла некоторая крикливость, которая присутствовала и немножко меня расстраивала.
3 - перестала киксовать струна Ми.
Все это вместе для меня очень большое достижение в деле улучшения звука инструмента. И, самое главное, - здесь не нужно ничего кардинально изменять в конструкции инструмента, доже двигать душку не нужно. И любой может повторить этот опыт.
Правда, я еще не пробовал это проделывать на других инструментах. Чего я опасаюсь? Ну, как вы знаете, у хорошей скрипки даже незначительный сдвиг душки меняет звук кардинально, а у плохой - любая постановка душки ничего не меняет. Может быть и в моем случае может получиться похожее.
В любом случае, я обнаружил эффект и поделился с коллегами. Думаю, что на пользу всем.