Поводом для написания настоящей статьи послужило разногласие в среде музыкантов об интонационном положении в вибрато, как на струнно-смычковых инструментах, так и у певцов, с которых скрипачи так любят брать пример. Развернувшаяся дискуссия вокруг вибрато сподвигла меня на дальнейшее исследование, но уже с применением электроники. Думаю, что только на субъективных ощущениях далеко не уедешь, тем более, что единого мнения нет и вряд ли будет. Может быть бесстрастный взгляд прибора поможет решить наши вопросы.
Вот краткая история вопроса:
В начале 20 века Карл Флеш публикует известный труд "Искусство скрипичной игры". В русском переводе на странице 45 мы читаем: "С точки зрения акустики, vibrato - это повторяемое уклонение от истинной звуковой высоты на одинаковом расстоянии вверх и вниз". И если эти расстояния не одинаковы, то Флеш считает такое вибрато не качественным. То есть Флеш говорит нам, что мы слышим очень хорошо, то что в середине, а то что по краям не очень. Или даже слыша хорошо верх и низ мы как бы усередняем эти высоты и понимаем чистоту интонации по среднеарифметическому показателю двух крайних пиков вибрато.
И вот одна из последних работ на эту тему английского педагога Симона Фишера, где он считает такую вибрацию фальшивой (пример первый), а чистой только ту, в которой истинная нота находится в верхней точке вибриции (пример второй).
Перевод с английского предложенного текста:
Первая Группа
'the note in tune' - чистая нота.
'the note slightly sharper' - чуть завышенная нота.
'the note slightly flatter'
'flat' - бемоль или нота чуть ниже.
'sharp' - диез или нота чуть выше.
Недостаток этого вибрато заключается в том, что слушатель скорее улавливает верхний тон вибрато, чем нижний, и думает, что именно это и есть главный тон. Например, нота Ре должна строить с открытой струной, но здесь получается, что нота звучит выше, хотя первоначально исполнитель поставил палец точно на ноту Ре. Поэтому, при перекатывании пальца с тона на тон мы не должны идти выше принципиальной высоты ноты. Хотя, при исполнении таких нот, как Фа диез, завышенный эффект не так заметен.
Вторая Группа
'forward to the in-tune note again' - возврат к чистой ноте опять.
'back' - понижение тона (буквально - назад).
'forward' - возврат к чистой ноте опять (буквально - вперед)
Если сторонники Флеша считают, что человеческое ухо и мозг за истинную ноту считают серединку зоны вибрации, то сторонники Фишера, что ухо улавливает именно верхний пик зоны вибрато.
Ни тот, ни другой еще не пытались как-то научно обосновать оба заявления и, поэтому, споры на эту тему не затухают и по сей день.
Двайте вместе разберемся в этом вопросе. Для начала я записал вибрируемую скрипку и посмотрел на анализаторе получившуюся картинку:
Результаты меня удивили, т.е. я не ожидал увидеть эту картину, если сказать честно. Как я представлял себе динамику звука при вибрации? Да как обычно: звук идет с одной постоянной интенсивностью - только звуковысотность меняется: то выше, то ниже. И когда я захотел проанализировать вибрато через WebLab, то еще сомневался, смогу ли я четко выделить на картинке, где высокая частота, где низкая и где середина? Вы, я думаю, понимаете, для чего это надо.
Так вот, я записывал разные ноты: и чистые, и фальшивые, и натуральные, и бемольные, и диезные. То есть я не заботился о положении "чистой ноты" где то там вверху, внизу или в середке. Я только старался делать очень плавное вибрато без каких либо интенсивных движений вверх или вниз. Смычок вел как можно плавнее. И вот, картинка для всех этих нот была идентична, т.е. она одинаково показывала динамику изменения интенсивности звучания скрипки при вибрато.
Амплитуда получилась не равномерная на протяжении всей ноты, а зубчатая: самый длинные зубчики - это амплитуда верхнего тона вибрируемой ноты; между ними маленькие зубчики - это амплитуда самого нижнего тона вибрируемой ноты и, что самое интересное, явные провалы между зубчиками - это середина вибрируемой зоны.
Таким образом, можно сделать вывод, что громче всего звучит самый верх вибрируемой ноты, тише - нижний край и очень тихо - серединка.
Получается примерно вот такая картина звучания: на фоне примерно одинаковой интенсивности звучания нижней части вибрируемой ноты очень ярко, как молоточком, "выстукивается" верхняя граница ноты, которую мы и слышим как основную интонацию ноты. Если подсчитать по секундной шкале, то видно, что я вибрировал не очень быстро - около 6 колебаний в секунду.
Теперь, если держать принципиальную интонацию ноты в середине, то она попадает в самую тихую зону и никак не прослушивается, т.к. её забивает и верхняя граница, и нижняя.
Совершенно естественно, что от оппонентов я получил замечание, что я специально тряс скрипкой в такт вибрации.
Тогда я проанализировал выдающегося исполнителя И.Перельмана. Уж он то все делает хорошо.
Ицхак Перельман исполняет Адажио из 1-й Сонаты для скрипки соло.
3-й такт, вторая доля нота Ре на струне ля. Вот осциллограмма этой ноты (выделено черным цветом). Видно, что у него здесь в вибрации около 6 колебаний в секунду. Хорошо видны пики и спады.
И у него динамическая вибрация явно видна.
Но критики и в его игре усмотрели тряску скрипки.
Тогда я пошел на следующий эксперимент: записал звук с вибрато с упором скрипки в стену (левая часть), чтобы избежать любых толчков от вибрируемой руки, и рядом в свободном положении (правая часть):
Сам я уже ожидал, что левая часть будет без "пиков", но все опять повторилось.
Следующим этапом проверки было доказательство, что самый громкий тон при вибрато принадлежит именно самому верхнему тону:
А самым тихим - нижний тон:
Но критики не унимались и приводили ссылки на статьи о вокалистах, которые якобы вибрируют вокруг чистой ноты.
Тогда я записал вокальный голос. Женщина пела Си первой октавы, хотя компьютер показал герцы на октаву выше (вторую гармонику) по всей протяженности ноты. Думаю, что яркая вторая гармоника певицы уловилась компом и тот выдал такой результат. И здесь явно видна динамическая вибрация. На первой картинке самый громкий уровень принадлежит ноте Си, а на второй картинке самый тихий уровень принадлежит нижней зоне вибрато - немного выше, чем Ля диез, т.е. размах вибрато был около полутона.
А теперь скажите, дорогие читатели, могут ли за истинную интонацию ноты восприниматься вот эти бьющие ритмические пульсации на верхнем тоне или усередненное значение обоих динамических и интонационных пиков?
Некоторые мои оппоненты приводят видеозаписи скрипачей и говорят, что они видят и слышат, как эти скрипачи играют вокруг чистой ноты и все воспринимается как игра без фальши, хотя на мой взгляд и слух как раз все наоборот. Как видите, личные наблюдения уж очень противоречивы. Может стоит глубже заняться этим вопросом с помощью приборов?
Есть и такие, кто говорит, что вообще этим не надо заниматься (научным анализом), а продолжать по-старинке учить вибрировать учеников, а они, благодаря своему таланту, сами определят на слух, что есть хорошо, а что есть плохо.
Хороший метод, но только в этом случае нужно убрать из всей литературы любые разговоры о положении ноты в зоне вибрато, чтобы не было поводов для дискуссии.
Почти каждый уважающий себя педагог, пишущий на тему вибрации, не забудет написать, что не хорошо пытаться прятать плохую интонацию за вибрацией. А как же её спрятать, возможно ли? Если представлять себе, что чистая нота находится где-то в серединке вибрационной зоны, то такая идея и может еще прийти в голову. Ну кто точно высчитает, на сколько обе половинки (верх и низ вокруг центра) одинаковы? Никто. Значит можно и спрятать. Но если все таки сознавать, что при любой вибрации мы слышим всегда только верх зоны вибрато, да еще как самый громкий, то ни у кого не возникнет и мысли, что за вибрато можно спрятать свою плохую интонацию. Она (плохая интонация) всегда будет на вершине и бить нас по ушам: поправь, поправь (т.е. ниже, ниже).
________________________________________
Вот, нашел несколько примеров вибрато на ютьюбе:
На первом примере девочка демонстрирует вибрато с чистой нотой наверху.
Здесь учитель объясняет, что вибрировать вокруг чистой ноты не есть хорошо, хотя такое тоже есть в практике. Он это объясняет тем, что скрипач хочет звучать несколько ярче и завышает интонацию, т.е. при вибрато вокруг ноты мы таки слышим завышение, которое некоторым скрипачам нравится. Но он не говорит о том, что мы слышим середину вибрируемой ноты - только верх.
А вот здесь этот же учитель показывает, что первое движение нужно делать по направлению к головке, т.е. идти на понижение и возврат в исходное положение.
Вот цитата из одной из лучших методических книг, издававшихся в СССР: В.Стеценко "Методика Обучения игры на скрипке (укр.яз):
"Вибрация на скрипке образуется вследствие колебания пальца, который прижимает струну. Нажимая на струну то выше, то ниже своего основного положения, палец равномерно перемещается и вызывает периодическое повышение и понижение звука. Колебания высоты вибрирующего звука наш слух не чувствует и мы воспринимаем его как звук одной высоты, а именно, высоты среднего тона между отклонением вверх и вниз. Чистую интонацию при вибрации слышно лишь тогда, когда повышение и понижениея звука не выходят за пределы зоны данной высоты, т.е. если они не больше примерно 1/4 тона. В ссреднем амплитуда скрипичной вибрации колеблется между 30 и 50 центами. Изменение высоты вибрирующего звука в рамках его зоны воспринимается как новая краска, как другой тембр звучания." (стр.141-142)
Естественно, что я знаком с этой книгой и со многими другими. И до недавнего времени (до выхода статьи в Страде в 2002 году) тоже так же думал. Но я так думал не потому что уж слишком задумывался, а потому что так многие говорили. Но после статьи Фишера я задумался серьезно и сделал определенные проверки и на свой слух, и почитав другую литературу. Из всей Фишеровской теории по вибрато я признал только это, а отверг ритм, как абсолютно не состоятельный.
Я еще читал где-то примерно следующее (по памяти): "При вибрато скрипач иногда завышает верхнюю границу ноты и чистая нота находится как бы в серединке. А так как мы всегда чистоту ноты воспринимаем только по верхнему звуку, то это завышение воспринимаем как художественный прием исполнителя."
Меня даже не волнует, кто как играет: держит чистый тон в серединке или на верхней границе, - это все художественные приемы. Меня в данном вопросе волнует именно: что же мы реально слышим, верхний тон или некую серединку. Все таки мы слышим именно верхний тон как самый яркий, нижний тон намного слабее и совсем не определяемся с серединкой.
Некоторые музыканты в своих книгах пишут (повтряя идеи Стеценко), что музыкант слышит как бы середину двух крайних интонаций. На мой взгляд - это надуманно и не имеет под собой никакого психоакустического объяснения.
Чтобы решить этот вопрос более точно, я проводил эксперименты именно с теми нотами, которые имеют резонанс с открытыми струнами и звучат при чистом исполнении очень ярко. Результаты этих экспериментов подтверждают мысль Фишера, что наш слух четко улавливает верхний пик вибрато. И меня совершенно в данном вопросе не волнует как вибрирует рука. Меня волнует, как улавлиает интонацию наше ухо и что мы слышим в конечном итоге. А вот почему одни скрипачи держат чистый тон в серединке, а другие на верхнем пике - тем более не волнует - это их личное дело.
Но если я не хочу обострять интонацию завышением, то и вибрировать не буду выше чистой ноты. Это, как я уже говорил раньше в переводе слов Фишера, не относится к нотам с диезами.
В книге Стеценко есть еще одна мысль. Перескажу кратко его идею: "В процессе вибрирования палец на струне стоит не строго перпендикулярно, а по диагонали. В связи с этим колебания вверх(чисто физиологически) происходят легче и поэтому повышается интонация. Одним словом -недостаток техники."
В чем ошибка Стеценко? Он технику исполнения вибрато поставил выше слушания интонации. Если слух не допустит завышения интонации, то и рука не будет вибрировать выше той интонации, которую хочет исполнитель.
А вот именно последняя мысль из Стеценко меня порадовала тем, что подтвердила теорию Фишера. Ведь что получается? Стеценко учит ученика ставить палец и качать его в разные стороны так, чтобы чистая интонация находилась в серединке. На деле же получается, что ученик завышает интонацию (сам Стеценко это слышит), но учитель все сваливает на недостаток техники. А что такое техника? Это когда палец следует за слухом как собачка на поводке. Не зря же говорят скрипачи, что вибрацией мы можем скрыть не чистое начало ноты, мгновенно и поправляя интонацию, и продолжая вибрировать.
____________________________________
А вот ссылка на тему вибрато у флейт (английский язык).
In the above example notice how the top of each vibrato wave is tuned to the pedal C of the viola.
The listener hears the highest pitch when a note is vibrated. This is the pitch that must be tuned to the accompaniment.
Перевод:
Выше приведенный пример показывает, как верхний тон вибрато совпадает по интонации с педальным До альта. Слушатель воспринимает высшую интонацию вибрируемой ноты. Именно этот верхний тон и должен совпадать с аккомпанементом.
И еще:
Цитата:
Sometimes a flutist will start a note in tune with an accompaniment and then vibrate above that pitch. The "high power" of this effect when produced by James Galway can be analysed in slow motion. In the hands of a less masterful player, particularly if the upward push is greater and slower, the effect on the listener will be sharpness rather than brilliance.
Перевод:
Иногда флейтист начинает играть ноту в унисон с аккомпанементом и потом начинает вибрировать выше этого тона. Эффект дополнительной яркости, наблюдаемый у Джэймса Гэлвэя, может быть хорошо проанализирован при замедленном прослушивании. В неумелых же руках такое завышение тона при вибрато действует на слушателя просто как завышение, а не особая яркость.