Аннотация: По материалам статьи Марка Робинсона (Mark Robinson) в журнале THE STRAD за сентябрь 2008 года.
При реставрации и экспертизе смычковых музыкальных инструментов использование ультрафиолетового света помогает определить зоны оригинального лака и последующей его ретуши. Обычно оригинальный лак под лучами ультрафиолета имеет синеватый цвет, а вся последующая ретушь будет красноватого, как и при дневном свете.
Ниже я приведу четыре пары снимков скрипок при дневном свете и под лучами ультрафиолета.
Скрипка Гваданини 1759 года. На левом снимке мы практически не видим никаких подрисовок. Лак выглядит, как оригинальный. Но под лучами УФ (правый снимок) видно, что ретушировались линии вдоль пружины и под душкой. Значит там были трещины, они заклеивались и "прятались" ретушью.
Такой вариант считается прекрасной работой и не требует реставрации.
Скрипка Гофриллера 1700 года. Небольшой участок ретуши в верхней части нижней деки так же показывает хорошую работу и не требует реставрации.
Скрипка Карло Ландольфи 1750 года. Ясно видны зоны оригинального лака и последующей подлакировки. Весь этот новый лак нужно полностью удалять. На фотографии реставрация в процессе.
Скрипка Гварнери дель Джезу 1730 года. Здесь так же ясно видны и оригинальный лак, и последующая подлакировка.