Не зажимать пальцы, не держать смычок слишком крепко - это трудно для учеников и даже для некоторых профессионалов. Особенно это касается большого пальца, т.к. именно он зачастую является причиной жесткой хватки (еще мизинец тут бывает виноват). Я обычно предлагаю своим ученикам попробовать подержать смычок без большого пальца. Конечно, я им сам вкладываю смычок в руку, сам ищу нужные точки соприкосновения пальцев с тростью, нужные углы их поворота. И только потом они могут проделывать этот трюк самостоятельно. Вот варианты удержания смычка без большого пальца:
А вот самый сложный трюк: я держу смычок только мизинцем и безымянным пальцем:
В своих тренировках я использую и такое упражнение: играю, например, летучее стаккато, с постепенным убиранием пальцев с трости. Сначала мизинец (здесь нужно следить, чтобы безымянный палец не заменил его в держании смычка), потом безымянный, потом или средний, или указательный. Потом возвращаю их на место и убираю большой. И так несколько раз:
Вот ссылка на YouTube (здесь я показываю, как можно играть летучее стаккато с постепенным убиранием пальцев с трости вплоть до игры без большого пальца):
Еще я люблю такое упражнение: во время игры прыгающим штрихом (любым): перебирая пальцами уходить от колодки и возвращаться обратно. Я это упражнение называю "паук".
А на следующем видео я показываю переход штриха деташе в сотийе постепенным смещением игровой точки на смычке от конца к середине. Когда смычок достигает определенной точки, которая соответствует выбранному темпу, то смычок начинает прыгать сам, без дополнительного броска смычка вниз, как это часто случается у учеников и даже профессиональный музыкантов: сотийе