Муратов Сергей Витальевич : другие произведения.

Глава 3 - Смычок и артикуляция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.16*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Третья глава

Глава 1 "Артикуляция при игре на смычковых инструментах"
Глава 2 "Артикуляция как средство выражения музыки"
Глава 3 "Смычок и артикуляция"
Глава 4 "Методы совершенствования штриховой техники скрипача"
Глава 5 "Секреты высококачественного смычка"
Глава 6 "Словарь терминов смычковых штрихов"
Приложение "Правая рука со смычком"
  
  
  
   Как и скрипка, смычок появился сперва в весьма несовершенном виде и претерпел целый ряд усовершенствований. Окончательное усовершенствование смычка сделал Турт-младший (1747-1835). Так как история смычка тесно связана с историей развития игры на скрипке, немаловажную роль в процессе формирования современного смычка сыграли выдающиеся скрипачи виртуозы, которые направляли творчество смычкового мастера в нужное русло.
   Что же мы ставим в заслугу Турта? Прежде всего - это стандартизация длины и веса смычка, установление центра тяжести для скрипичного смычка на расстоянии 18 см от колодки и изгиб трости вовнутрь. Одно из важнейших качеств смычка - размер и положение центра тяжести - было подсказано, скорее всего, скрипачами, так как сам Турт на скрипке не играл. Но изгиб трости вовнутрь - это полностью заслуга гениального мастера. Действительно, при утончении трости к концу для установления нужного места центра тяжести смычок теряет свою упругость. Вот Турт и компенсировал эту потерю упругости изгибанием трости в обратную от натяжения волосом сторону.
   Отдавая должное тем скрипачам, которые содействовали формированию современного смычка, нельзя не оценить то мастерство, с которым Турт претворил в жизнь их идеи и довел качество смычков до такого совершенства, к которому стремятся и современные нам мастера.
   Скрипичный смычок должен удовлетворять многим требованиям, которые предъявляют к нему скрипачи-виртуозы. Большое внимание уделяется общему весу смычка и расположению центра тяжести. При достаточно стандартизированной общей длине смычков (74-75 см) вес их колеблется в больших пределах - от 57 до 65 гр. Что касается центра тяжести, то место его положения от колодки в хороших смычках находится в пределах 18-19 см.
   Положение центра тяжести было установлено эмпирически, путем плавного утончения верхней части смычка и утяжеления нижней за счет металлической навивки на трость и металлических пластин и колец на колодке с винтом, что должно было способствовать более удобной игре при переходе с одной струны на другую.
   Изгибом трости вовнутрь Турт придал смычку два необходимых качества:
  - сохранил одинаковую упругость трости по всей ее длине;
  - повысил статическую устойчивость смычка на струне приближением трости к волосу.
   Если статическая устойчивость смычка сохраняется в более или менее приемлемом положении даже при некотором искажении в характере искривления трости, то дисбаланс в напряжении смычка отражается на качестве артикуляции и удобстве исполнения прыгающих штрихов. Дело в том, что если постепенное утончение трости к концу не соответствует характеру искривления, то соответственно ухудшаются пружинящие свойства смычка, его прыгучесть в той точке, где этого соответствия нет.
   Отсюда, правильно выработанный смычок позволяет музыканту получить нужные качества штриха при минимальной затрате мускульной энергии и максимальной экономии общего числа движений, необходимых для выполнения данного штриха.
   Определение общей массы смычка и положения центра тяжести не представляет особого труда, но все же я прокомментирую это положение. Мне как-то не приходилось видеть скрипача, выбирающего смычок с весами и линейкой. Если скрипач очень опытный и знает, что ему нужно, он сможет подобрать подходящий смычок и без измерительных приборов, но малоопытный скрипач может допустить ошибку. Предположим, что у музыканта смычок немного легковатый и он хочет приобрести что-нибудь потяжелее. Новый смычок действительно при игре ощущается тяжелее первого, но эта кажущаяся тяжесть происходит от чрезмерного смещения центра тяжести в сторону от колодки, а сам смычок оказывается даже легче предыдущего. Можно привести немало примеров, когда смещенная точка центра тяжести вводила скрипачей в заблуждение относительно веса смычка.
   Правильно выполненный изгиб трости определяется следующим образом. Следует натянуть волосы смычка винтом до полного выпрямления трости:
  - если при этом трость приняла прямую форму, пружина смычка выработана правильно;
  - если трость не принимает прямую форму, а своим изгибом напоминает букву S, то мы можем видеть, где соответствие между диаметром трости и ее кривизной нарушено.
   Так участок трости, стремящийся изогнуться в обратную сторону, можно считать слабым, а тот участок, который сохраняет свой изгиб вовнутрь, - жестким. Усиление или ослабление трости производится как изменением ее диаметра, так и характером изгиба. Эту операцию может проводить только смычковый мастер.
   Как упругое тело трость смычка обладает акустическими свойствами, то есть при возбуждении ее ударом она вибрирует. Собственная частота колебаний трости смычка (далее вибрирование трости) определяется следующим путем: трость удерживается двумя пальцами на расстоянии 15 см от нижнего конца и ударяется другой рукой по ее выпуклой стороне, заставляя трость вибрировать. При этом трость звучит наподобие камертона, издавая звук приблизительно Фа контроктавы (43-44 Гц). Период затухания колебаний в хороших смычках не менее 1 сек. Трости, имеющие отклонения от указанных пределов, оцениваются музыкантами как дефектные (слишком жесткие или слишком мягкие).
   Приведенные здесь способы оценки качества смычка ни в коей мере не отвергают такой простой способ, как игра на инструменте, хотя для этого необходимо грамотное владение штриховой техникой. В следующих разделах настоящей работы вопрос о пружине смычка будет рассматриваться именно с этих позиций.
   В отличие от других струнных инструментов, у которых после атаки звука происходит его свободное затухание, у смычковых инструментов с фрикционным способом звукоизвлечения звук может не только не затухать, но даже и усиливаться, что определяет данную колебательную систему (струна - смычок) как систему с вынужденными колебаниями.
   Струна, возбуждаемая тем или иным способом, колеблется, имея определенный набор собственных частот. Наибольшая энергия колебаний струны соответствует основной частоте. Энергия высших частот тем меньше, чем больше номер частоты. В соответствии с этим струна излучает звук, характеризуемый основным тоном и обертонами. Обертоны создают тональную краску основного тона - тембр, характерный для звучания того или иного струнного инструмента. Специфику звучания струнному инструменту сообщает способ возбуждения струны и место на струне к которому прикладывается сила. Последнее замечание справедливо как для щипковых, так и для смычковых инструментов: чем ближе к подставке происходит возбуждение струны, выявляются более высокие гармоники, а чем дальше - высокие гармоники заглушаются.
   Помимо поперечных и продольных колебаний струна участвует и в крутильных колебаниях. Акустическое качество струны выше, если поперечно-крутильный интервал, то есть отношение частот поперечных и крутильных колебаний, равен 5:4, 4:3, 3:2, что соответствует большой терции, кварте, квинте.
   Частота кручения струны определяется лабораторно при возбуждении струны щипком, когда струна закручивается от пальца. При свободном затухании струны и наблюдаются ее крутильные колебания. На слух несоответствие поперечно-крутильных колебаний стандарту определяется наличием диссонансов после исполнения ноты приемом pizzicato, тогда как при возбуждении струны смычком такой дефектной струны диссонанс проявляется не всегда.
   При возбуждении струны смычком крутильные колебания совершаются по-другому из-за присутствия значительной силы трения между струной и наканифоленным волосом. Так как эта сила трения значительно больше энергии закрученной струны, то есть коэффициент затухания больше круговой частоты системы, струна под волосом совершает крутильные колебания с частотой поперечных колебаний (вынужденные колебания), а справа от смычка (самый длинный отрезок струны между волосом смычка и, например, пальцем левой руки) - с собственной частотой кручения. Это справедливо, поскольку частота вынужденных колебаний равна частоте вынуждающей силы.
   Процесс возбуждения струны смычком зависит от наличия трения между наканифоленным волосом и струной и движения смычка поперек струны. Если сила трения зависит от качества волоса, канифоли и силы давления смычка на струну, то при постоянном качестве волоса и канифоли качество звука зависит от силы давления смычка на струну, скорости ведения смычка и места на струне, к которому прикасается волос.
   Когда скорость смычка относительно струны равна нулю или весьма мала, смычок как бы сцеплен со струной и тянет ее за собой (сила трения больше упругих сил струны). Когда усилие натяжения струны станет больше силы трения, струна оторвется от смычка и будет перемещаться в обратную сторону. В этот момент сила трения минимальна. Под действием упругих свойств струна начнет колебаться с собственной частотой и наступит момент, когда она опять начнет двигаться в сторону ведения смычка. Когда скорости смычка и струны совпадут, произойдет повторный захват струны волосом. Так будет продолжаться до тех пор, пока смычок движется по струне.
 []  []
Время сцепления струны с волосом показано красной точкой.
   Скорость поперечных перемещений какой-либо точки на струне зависит как от частоты колебаний, амплитуды, так и от расстояния ее от опоры, то есть она прямо пропорциональна частоте и амплитуде колебания струны и расстоянию этой точки до опоры (в нашем случае подставки).
   Рассмотрим процесс возбуждения струны смычком на примере струны Ре. Собственная частота струны равна 294 Гц. Период колебаний равен 1/294 сек. Наибольший размах колебаний приходится на центр струны, а ближе к опорам он, естественно, меньше. Предположим, что размах колебаний точки на поверхности струны в месте соприкосновения ее с волосом равен 1мм, тогда средняя скорость поперечных перемещений этой точки будет равна 588 мм/сек. С такой скоростью и ведется смычок, чтобы произошел повторный захват струны смычком. Если увеличивать скорость ведения смычка, то будет увеличиваться и размах колебаний, то есть произойдет усиление звука. При этом должно происходить и увеличение силы давления смычка на струну, так как только дополнительная сила сцепления позволит увеличить размах колебаний.
   Если усиление звука достигается дополнительным давлением смычка на струну без изменения скорости ведения смычка, последний переводится ближе к подставке, где размах колебаний точки на струне под волосом соответствует тому же одному миллиметру. При этом изменяется и тембр звучания инструмента, характеризующийся наличием более высоких гармоник. Ослабление звука достигается обратным порядком действий.
   Если исполнителю требуется изменить тембр звучания инструмента без изменения динамики, следует увеличивать скорость ведения смычка с переводом его ближе к грифу (урезание верхних гармоник) или уменьшать скорость ведения смычка с переводом его ближе к подставке (выявление верхних гармоник).
   Таким образом, мы еще раз подтверждаем общеизвестный закон, что качество звука при игре на смычковых инструментах зависит от трех моментов: силы сцепления смычка со струной, скорости ведения смычка и игровой точке на струне. Это положение скрипачи постигают из практики звукоизвлечения и передают своим ученикам или непосредственно, или описывая его в различных методических трудах.
   Действительно, недопонимание и недооценка природных свойств смычковых инструментов тормозят развитие скрипача, значительно обедняют звуковую сторону их исполнения. Мало быть одаренным музыкантом, надо еще знать те приемы, которые помогают получить звучание, соответствующее художественному замыслу, интерпретации.
   Техническая сторона некачественного звука кроется в неправильном выборе игровой точки на струне. Во время игры скрипач постоянно меняет скорость ведения смычка, его давление и длину струны. Поэтому смена игровой точки на струне - это проблема, которую скрипач должен решать беспрерывно.
   Ниже мы даем общую схему всевозможных комбинаций давления, скорости и смены игровой точки. А пока вспомним рекомендации К.Флеша по вопросу темброобразования. Он пишет в своей книге Искусство скрипичной игры (1964), что тембр флейты имеет слегка завуалированный звук и, подражая игре этого инструмента, скрипач должен играть у грифа быстрым смычком в нижних позициях на pianissimo. Тембр кларнета - естественный, нормальный звук, исполняемый на скрипке приблизительно посередине между грифом и подставкой на mezzo forte. Тембр гобоя - сдавленный звук. Способ исполнения: вблизи подставки на forte медленным движением смычка.
   Нам представляется интересным такое сравнение тембра скрипки при различных условиях возбуждения струны смычком со звучанием духовых инструментов. В дальнейшем мы будем использовать образную характеристику тембра скрипки, предложенную Флешем, а пока следует доказать правомерность положения о необходимости соблюдения соответствия между скоростью, давлением смычка и игровой точки на струне для дифференцированного темброобразования при различных динамических нюансах и частоте колебания струны.
   Как уже было сказано, для достижения ровного колебания струны при звукоизвлечении смычком скорость ведения последнего должна совпадать со скоростью поперечного перемещения струны. Вернемся к нашим рассуждениям по поводу извлечения звука из открытой струны Ре. Изобразим колеблющуюся струну и укажем некоторые возможные точки ее контактов с волосом в несколько упрощенной форме (рис. 1).
  
  01 [с.муратов]
  Рис. 1
    
   Точка 0 - место опоры струны о подставку. Пунктирная линия - положение покоя струны. M¹ и M² - отклонение колеблющейся струны от положения равновесия. Точки от 1 по 13 - места возможных контактов волоса со струной (игровые точки на струне). Выбор количества этих точек условен, так как понятно, что их может быть бесконечное множество. Если точка 1 - это ближайшая точка к подставке, где вообще возможно извлечение качественного звука, то точка 13 не имеет постоянного места на струне, так как оно меняется в зависимости от позиции левой руки на грифе. Направляющая Р - движение смычка в районе игровой точки 7.
   Как видно из рисунка, чем ближе к подставке, тем меньше размах колебания точки на струне и, соответственно, медленнее ее поперечное движение при постоянной частоте колебания струны.
   Таким образом, чтобы сохранить требуемую силу звука при необходимости уменьшения или увеличения скорости ведения смычка, следует перемещать последний ближе или дальше относительно подставки соответственно. Причем, как уже говорилось, такие перемещения будут сопровождаться изменениями в тембре.
   Исходя из положения, что амплитуда колебания струны (мм) прямо пропорциональна суммарному воздействию силы сцепления волоса со струной и скорости ведения смычка при постоянной игровой точке на струне, рассмотрим несколько примеров изменения динамики:
  - crescendo при неизменной игровой точке - увеличиваем силу давления смычка на струну и скорость его ведения;
  - diminuendo при неизменной игровой точке - уменьшаем силу давления смычка на струну и скорость его ведения;
  - crescendo при постоянной скорости ведения смычка - увеличиваем силу давления и перемещаем смычок ближе к подставке;
  - diminuendo при постоянной скорости ведения смычка - уменьшаем силу давления и перемещаем смычок дальше от подставки;
   Рассмотрим теперь такое положение, когда все три фактора: скорость ведения смычка, сила его сцепления со струной и игровая точка на струне, - неуравновешенны для полного и качественного возбуждения струны.
   Представим себе, что скорость ведения смычка мы увеличили, игровую точку не поменяли а сила сцепления волоса со струной недостаточна для увеличения амплитуды колебания последней (или не применили достаточного давления смычка на струну, или имеем волос с канифолью плохого качества, или металлическая струна слишком жесткая). При таком положении мы не добьемся требуемого сцепления волоса со струной на частоте основного тона. Такое сцепление произойдет на частоте одной из высших гармоник, на которой это сцепление возможно, так как чем выше номер гармоники, тем больше амплитудная скорость этого участка струны по отношению к основному тону. При этом основной тон затухает (или не возбуждается), а звучит вторая или третья гармоники. Получающийся специфический звук иногда используется в музыкальной практике и обозначается автором в тексте термином sul ponticello.
   Очень медленное движение смычка с большой силой сцепления относительно предполагаемому колебанию струны приводит к следующему результату:
  - струна прилипает к волосу, оттягивается до критического момента;
  - после отрыва от волоса струна демпфируется избыточным давлением смычка с большой силой трения скольжения (сила трения скольжения тем меньше, чем больше относительные друг другу скорости перемещения струны и смычка, направленные в разные стороны);
  - после остановки струна вновь увлекается смычком и цикл повторяется.
   Таким образом, мы имеем ряд вынужденных колебаний струны, частота которых зависит в большей степени от скорости ведения смычка и в меньшей - от собственной частоты колебания струны. При очень медленном ведении смычка мы слышим только отдельные щелчки, которые при более частом повторении (с увеличением скорости ведения смычка) сливаются в сплошной скрип. При дальнейшем увеличении скорости ведения смычка скрип плавно переходит в нормальный звук.
   Эти щелчки, которые образуются в результате резкого отрыва (или отлипания, что вернее) струны от волоса в большей или меньшей степени присутствуют при атаке звука, окрашивая артикуляцию и влияя на темброобразование при звукоизвлечении. Далее мы остановимся на этом вопросе несколько подробнее, а сейчас постараемся систематизировать сказанное относительно качественного звукоизвлечения и составить схему возможных соотношений между скоростью ведения смычка, силой его давления на струну и игровой точки на струне.
   В нижней части таблицы (рис. 2), числа от 1 до 13 (серый фон) показывают игровые точки на струне. Числа от 1 до 7 в середине таблицы (белый фон) означают скорость ведения смычка, где 1 - это предельно медленное ведение смычка, на которое способен исполнитель, а 7 - предельно быстрое ведение смычка, на которое способен исполнитель. Числа от 1 до 7 на желтом фоне - силу сцепления волоса со струной (нажим), где 1 - это предельно легкое касание смычка струны, способное зацепить ее для звукоизвлечения, а 7 - предельно сильное давление смычка на струну, которое способен выдержать инструмент..  
  
    []
  
  Рис. 2
    
  
   В левой части таблицы (розовый фон) динамические нюансы (громкость) от pianissimo (PP) до fortissimo (fff) показывают предельные возможности инструмента.
   Внизу таблицы слова "гобойный", "кларнетовый" и "флейтовый" указывают на возможные тембровые характеристики, предложенные К.Флешем. Для пояснения, как пользоваться таблицей, приведем несколько примеров:
  - один и тот же динамический нюанс (примерно mf) можно исполнять как в игровой точке 4, когда скорость ведения смычка соответствует уровню 1, а сила сцепления равна уровню 4, так и в игровой точке 10, где скорость ведения смычка соответствует уровню 7, а сила сцепления равна тому же уровню 4;
  - В игровой точке 9 можно извлечь звуки от pianissimo до forte, причем forte исполняется самой большой скоростью ведения смычка (уровень 7) и силой сцепления, соответствующей уровню 5;
  - Mezzo piano можно исполнить давлением, равным уровню 3, в различных игровых точках от 5 до 11 с соответствующей скоростью ведения смычка от уровня 1 до уровня 7.
   Таблица составлена с учетом качественного, без призвуков, звукоизвлечения (черные числа от 1 до 7 в центре таблицы, соответствующие скорости ведения смычка).
   Если продолжить логику соотношения скорости, давления и игровой точки на струне, чтобы заполнить остальные места таблицы (серые числа), то в левой верхней части (сила давления - 1, игровая точка - 1) окажется число 7 для скорости ведения смычка и будет означать, что у подставки (игровая точка 1) следует играть со скоростью 7 и силой сцепления 1. А качество звука при таких условиях нам уже известно и применяется очень редко со специальным обозначением sul ponticello.
   Если в нижнем правом углу таблицы (точка на струне 13, нажим на струну - 7) окажется число 1, что соответствует медленному движению смычка (уровень 1) с сильным давлением его на струну, то, исполняя на скрипке звуки с таким соотношением, мы получим очень сильный скрип.
   Таким образом, серые участки таблицы соответствуют некачественному звукоизвлечению. Так неправомерное увеличение скорости ведения смычка приводит к срыву звукоизвлечения и постепенному переходу к sul ponticello, а неправомерное увеличение силы давления смычка на струну сначала приводит к зажатому звуку, потом к хрипу и, наконец, к откровенному скрипу.
   Естественно, что все величины, приведенные в таблице, имеют относительный характер. Отрезок струны, ограниченный точками от 1 до 13, определяется с учетом ее игровой части, толщины и жесткости. Чем жестче струна, тем дальше от подставки следует вести смычок, т.е "зона" этих точек несколько смещается в сторону порожка и расширяется. Действительно, чем жестче струна, тем дальше от подставки можно извлечь благозвучные ноты, так как она оказывает достаточное сопротивление смычку и не зажимается до хрипоты и скрипа. В то же время жесткая струна не позволяет извлечь нежные и тихие звуки, способствуют срыву звукоизвлечения, что ограничивает художественную палитру музыканта. При игре в высоких позициях, когда высококачественная мягкая струна становится слишком короткой относительно ее толщины, она может рассматриваться как жесткая. Поэтому "зона" наших тринадцати точек будет заметна расширена. Если, например, на струне Соль в первой позиции этот отрезок будет около 65-и мм, т.е. 0,2 всей длины струны (325 мм), то в районе ноты Си¹ эта "зона" составляет примерно 52 мм, т.е. 0,4 от длины игровой части струны (130 мм). Напряженный характер звучания таких укороченных жестких струн часто используется композиторами для передачи определенного музыкального образа. Та же тема, сыгранная в нижних позициях на более высоких струнах, будет звучать мягче, нежнее. Посмотрите на спектрограмму колебания струны Соль: верхняя спектрограмма - это звучание струны Соль при игре смычком далеко от подставки и с большой скоростью; Нижняя спектрограмма - около подставки и медленным движением смычка. Если в левых частях спектрограмм гармоники выявлены практически одинаково, то в правой заметно различие: при игре близко к подставке высокие обертоны звучат на много громче, чем при игре далеко от подставки.
    []
   Кстати, я играл не на самой скрипке, а на струне, закрепленной на доске:
    []
  
   На струне Ми, когда левая рука берет ноты в районе "вечной канифоли", звукоизвлечение возможно вообще в любой точке этого короткого отрезка струны. Можно играть смычком и близко к подставке, и в центре струны, и почти касаясь пальцев левой руки. В связи с вышесказанным можно ответить на следующие вопросы:
  - Следует ли постоянно менять игровую точку на струне при сменах позиций?
  - Как следует вести смычок при игре аккордов и децим?
  - Какие точки на струнах выбирать для звукоизвлечения при перебросках смычка с одной струны на другую (как во Втором Каприсе Н.Паганини)?
   Вокруг этих вопросов разгорелись жаркие споры. Одни методисты рекомендуют постоянно менять игровую точку на струне при смене позиций, другие, наоборот, против таких рекомендаций. Если первые предлагают вести смычок при исполнении децим по косой линии, прикасаясь к нижней ноте дальше от подставки, а к верхней ближе, то вторые рекомендуют находить компромиссную точку прикосновения смычка, сохраняя параллельное подставке ведение смычка. Аналогично происходит и с вопросом об исполнении аккордов.
   Совершенно очевидно, что сторонники постоянной смены игровой точки на струне исходят из "чисто теоретического принципа", тогда как вторые, основываясь на практике, не соглашаются с ними.
   Действительно, косое ведение смычка никак не украшает звучание инструмента. И это мало сказано! При таком ведении смычка скрипач рискует вообще сорвать звукоизвлечение. Поэтому я придерживаюсь мнения тех скрипачей, которые при любых условиях стремятся к сохранению параллельности ведения смычка подставке. Но как же быть с "теоретической базой"? Попробуем последовательно разобраться в вышеизложенных проблемах.
   Во-первых, сторонники постоянной смены игровой точки на струне не учитывают изменяющейся жесткости струны при сменах позиций. Постепенная или, даже, скачкообразная смена позиции приводит не только к сокращению игровой части струны, но и к увеличению ее относительной жесткости, что, как говорилось выше, позволяет скрипачу касаться струны смычком дальше от подставки, т.е, как таковая, смена позиции не является необходимостью для смены игровой точки на струне. Другое дело, что восходящий пассаж в большинстве случаев исполняется на crescendo и здесь вступают в силу те законы, которые мы приводили выше (см. рис. 2 и комментарии к нему).
   Во-вторых, при игре децим не нужно ни косого ведения смычка, ни нахождения "компромиссной точки" на струнах. Баланс в звучании достигается как благодаря изменяющейся относительной жесткости струны, так и дифференцированной плотностью прилегания смычка к струнам.
   Что касается исполнения аккордов, то здесь в силу вступает правило о различной скорости ведения смычка на нижних и верхних струнах. Более медленное и мощное ведение смычка на нижних струнах с последующим стремительным ведением смычка на верхних струнах выравнивает игровые точки на всех струнах, что способствует сохранению параллельности ведения смычка относительно подставки.
   Сохранение единства игровой точки на струнах при перебросках смычка со струны на струну достигается всеми моментами, описанными выше, а именно: различной степенью жесткости струн, скоростью ведения смычка и плотностью прилегания последнего к струнам.
   Следует также учитывать, что струна Соль выдерживает более мощный напор от правой руки, чем тонкие струны, а струна Ми "любит" более быстрый смычок.
   Здесь следует остановится на проблеме темброобразования и объяснить флешевскую оценку звука при игре в различных игровых точках. Оценивая тембр скрипки в сравнении с деревянными духовыми инструментами, Флеш имел ввиду не гармонические составляющие, а те формантные области, которые порождаются специфическими действиями частей инструмента, участвующими в звукоизвлечении. Мы имеем ввиду шумовой фон, сопровождающий игру на духовых инструментах. У деревянных духовых инструментов уровень шума может достигать 20 дБ. Специфическими шумами обладают и струнно-смычковые инструменты. К ним, в первую очередь, относятся звуки, издаваемые струной в результате отрыва ее от волоса смычка, и шелест скользящей струны под волосом при ее движении в противофазу. Шелест слышен тем больше, чем быстрее движение смычка, а звучание основного тона скрипки не заглушает его. Наоборот, при медленном ведении смычка яснее слышны звуки, порождаемые отлипанием струны от волоса. Таким образом, шелест скользящей струны особенно заметен при игре высоких звуков на струне Ми, когда разница между частотой извлекаемого звука и средней частотой шелестящего шума (а она достаточно низкая) велика. Заметен шелест и на других струнах при игре на pianissimo, когда уровень шума превышает уровень звучания основного тона скрипки.
   Что касается отрыва струны от волоса, то в различных игровых точках он различный. Уровень шума, порождаемого отрывом струны от волоса смычка, зависит от игровой точки на струне, силы сцепления и скорости ведения смычка. Чем ближе к подставке играет скрипач, тем громче шум, так как короткая часть струны слева от смычка оказывает большее сопротивление нажиму смычка и отрыв получается резче. Ближе к грифу это сопротивление уменьшается за счет увеличения отрезка струны слева от смычка и отрыв происходит мягко.
   Если использовать быстрый смычок с минимальным давлением его на струну (смотрите правую часть нашей таблицы), то характерный призвук отрыва струны от волоса будет почти неслышен, но зато ясно будет слышен шелест скользящей струны. Так как игра на флейте требует большого расхода воздуха, то звук выдыхаемого воздуха можно сравнить с шелестом струны, скользящей под волосом. Отсутствие при этом щелкающего призвука дает возможность сравнить звучание скрипки с флейтой.
   Говоря о тембре гобоя, мы имеем ввиду те специфические шумы, которые порождаются двойной тростью. Смыкание и размыкание двойной трости гобоя создает звук, который, хоть и с натяжкой, можно сравнить со специфическим щелканьем отлипающей струны от волоса у скрипки. Это дало Флешу повод обозначить скрипичный звук, извлекаемый смычком у подставки как гобойный.
   Кларнетность же скрипичного звука, возбуждаемого смычком в центре между подставкой и грифом, определяется и наличием щелканья, и небольшого шелеста, которые можно услышать и в кларнете, где присутствуют и перекрывание тростью отверстия в мундштуке, и шум выдыхаемого воздуха.
   Еще одна проблема возникает, когда говорят о необходимости наклона смычка в сторону грифа. Сам этот факт ни у кого сомнения не вызывает. Но всегда ли он нужен, а если нужен, то для чего?
   Попробуем разобраться в этом вопросе. Наклоняя смычок в сторону грифа, скрипач оперирует тремя факторами:
  - Изменяет ширину ленты волоса, что способствует проявлению более высоких гармоник; используется чаще всего при игре ближе к грифу на нюансе piano или при исполнении флажолетов.
  - Регулирует направление силы пружины трости смычка, что необходимо для различных артикуляционных эффектов, например: смягчения атаки звука, уменьшение прыгучести смычка и др. Если плоскость пружины смычка перпендикулярна плоскости струны, то упругие свойства смычка используются в максимальной степени. При наклоне смычка к грифу, когда эти две плоскости составляют между собой некоторый острый угол, а направление силы от руки не попадает в плоскость пружины смычка (сила от руки всегда перпендикулярна плоскости струны), упругие свойства смычка уменьшаются (не абсолютно, а в отношении направления к струне).
  - Уравновешивает напряжения в струне по обе стороны от смычка; используется при игре на forte.
   Другой немаловажный вопрос заключается в выборе игровой точки на струне при различных темпах исполнения штриха détaché. Еще К.Флеш советовал быстрое détaché играть ближе к грифу, а медленное - дальше. Но этим советом вопрос не исчерпывается полностью. Дело в том, что можно играть détaché быстрым смычком, но темп исполнения при этом может быть и медленным (например détaché четвертными нотами целым смычком в умеренном темпе). Ускорение темпа штриха можно достигнуть и сокращением используемой части смычка, скорость же ведения его может сохраняться и достаточно медленная, поэтому в таких случаях игровая точка на струне не меняется (если только это не обусловлено динамическими и тембровыми требованиями). Если ускорение темпа штриха сопряжено с увеличением скорости ведения смычка, тогда смена игровой точки обязательна.
   На качество извлекаемого из смычковых инструментов звука не в меньшей степени, чем описанные выше процессы, влияют и физические параметры самого смычка: масса, размеры, гибкость, момент инерции, положение центра тяжести, качество волоса и канифоли, вибрирование трости. Для получения желаемого тембра и громкости звука, как я уже отмечал, музыканты при игре изменяют скорость ведения смычка, силу сцепления его со струной и игровую точку на струне. Хороший смычок позволяет получить нужные качества звука инструмента при минимальном усилии со стороны исполнителя как в плане физическом (мышечная работа), так и в плане психическом (воля, сосредоточенность, управление движениями и т.п.).
   Масса смычка определяет его динамические качества при игре на инструменте. В этом вопросе следует учитывать соотношение веса смычка с отзывчивостью инструмента, жесткостью струн и других моментов, связанных с соотношением физических параметров скрипки и смычка как единого целого, а не привычку удерживать в руке смычок определенного веса. Это положение можно подтвердить таким фактом, как замена смычка при переходе исполнителя со скрипки на альт и наоборот. Как бы ни привык исполнитель к одному смычку, но при смене инструмента необходимо менять и смычок на другой с большей или меньшей массой соответственно. При замене одной скрипки на другую различие в отзывчивости инструментов гораздо меньше, чем между скрипкой и альтом, но все же существует, и с ним надо сообразовываться. Эту мысль можно продолжить, если сравнить массы смычков скрипки и виолончели, где разница в звукоотдаче инструментов ощутима значительно.
   Размеры смычка хоть и соизмеряются с длиной рук, но так же зависят и от требуемой общей массы, и от необходимой жесткости трости. Так виолончельный смычок, который должен быть гораздо жестче и тяжелей скрипичного, изготавливается несколько короче последнего, но значительно толще.
   Положение центра тяжести смычка и собственная его масса влияют на скорость поворота смычка при переходе с одной струны на другую. Приближая центр тяжести смычка к колодочке (и к руке) для уменьшения момента инерции, нельзя забывать о влиянии массы смычка на удобство извлечения равномерного звука в любой его части. Это замечание в большей степени относится к смычкам с облегченным концом, когда для полноценного звука в верхней части смычка потребуется излишняя сила нажима от правой руки.
   Качества волоса и канифоли имеют огромное влияние на извлекаемый звук. Канифоль используется для натирки волоса смычка, чтобы повысить силу сцепления его со струной. Основные показатели качества волоса и канифоли заключаются в хорошей сцепляемости между ними и малой распыляемости последней при игре на инструменте.
   Смычок должен иметь некоторую оптимальную гибкость. Слишком мягкий смычок не будет достаточно натягивать волос, а слишком жесткий, наоборот, будет его перетягивать.
   К недостаткам недотянутого волоса можно отнести следующее: достаточно большой угол перегиба волоса в точке соприкосновения его со струной, что приводит к игре сразу на двух или даже трех струнах; повышается риск соприкосновения трости смычка со струной во время игры; понижаются пружинящие свойства волоса, которые помогают исполнять прыгающие штрихи, и некоторые другие.
   Если же хорошо натянуть волос на таком слабом смычке, то мы рискуем изогнуть трость в обратную сторону, что будет совсем нехорошо с любой точки зрения.
   К недостаткам перетянутого волоса относится практическое отсутствие угла перегиба волоса в точке соприкосновения его со струной, что заметно сказывается на качестве звукоизвлечения, особенно при игре на piano.
   Даже высококачественные смычки могут обладать вышеперечисленными неприятными качествами, если мастер допустил ошибку при замене волоса. Например, некоторые очень хорошие смычки способны оптимально натянуть 150 конских волос, а мастер вставил 170-180 штук. Тогда смычок будет иметь все недостатки слабого смычка. Если же смычок рассчитан на 170-180 волос, а он в данный момент имеет не больше 150-и, то волос будет перетянут со всеми вытекающими последствиями. Из сказанного можно сделать вывод, что качество пружины смычка в полной мере зависит от количества вставленного в него волоса.
   Упругие качества трости влияют на работу смычка при исполнении прыгающий штрихов, хотя основным здесь является использование частоты подпрыгиваний смычка, которая зависит так же от силы давления смычка на струну, упругости струны и волоса, длины рычага смычка (расстояние между правой рукой и точкой соприкосновения волоса со струной) и высоты отскока смычка от струны.
   Сила давления свободно лежащего смычка на струну изменяется в зависимости от длины рычага смычка и угла наклона его относительно уровня горизонта. При весе смычка 60 г, если он лежит местом своего центра тяжести на струне Ре, когда смычок располагается горизонтально, сила давления будет 60 г. На других струнах сила давления уменьшается в зависимости от угла наклона смычка. Так на струне Ми смычок находится почти в вертикальном положении и основной его вес принимает на себя рука. При смещении точки касания смычка со струной (далее игровая точка смычка) изменяется и сила его давления на струну из-за изменения длины рычага: ближе к концу давление смычка уменьшается, а к колодке - увеличивается.
   Для извлечения звука определенной насыщенности скрипач использует естественное давление смычка на струну, изменяя длину рычага. Когда же требуется определенная сила давления, которая не соответствует выбранной игровой точке на смычке (выбор места на смычке зависит от желаемой артикуляции и других особенностей распределения смычка), он применяет приемы облегчения и утяжеления веса смычка. Увеличение силы давления осуществляется пронационным вращением предплечья, когда через указательный палец на смычок переходит дополнительный вес от руки. Для уменьшения силы давления, наоборот, супинирующим вращением предплечья снимается излишек веса смычка на мизинец или безымянный палец.
   Сумма упругостей струны и волоса влияет на высоту отскока смычка от струны. Упругость струны зависит от материала, из которого она изготовлена, силы натяжения, длины и собственной ее частоты колебания. Так более мягкие струны из бараньих кишек обладают меньшей упругостью по сравнению со стальными и некоторыми синтетическими. И если на мягких струнах труднее заставить смычок прыгать, то гораздо легче исполнять кантилену, тогда как жесткие струны, обладая большей упругостью, способствуют, при некоторых условиях, срыву звукоизвлечения и неуместному подпрыгиванию смычка.
   Упругость волоса зависит от его массы, силы натяжения, равномерности укладки в процессе монтировки смычка и, конечно же, упругости самой трости смычка. Если силу натяжения волоса скрипач регулирует самостоятельно при помощи специального винта на смычке, то количество волоса и равномерность его укладки находится в компетенции смычкового мастера.
   Что же касается влияния длины рычага смычка на частоту подпрыгиваний смычка, то каждый скрипач знает, что при уменьшении длины рычага эта частота сокращается, а при увеличении - возрастает. Это происходит не только из-за уменьшения или увеличения массы смычка слева от струны, но и от момента инерции, который прямо пропорционален длине этой части смычка, и высоты отскока смычка от струны. Последнее обстоятельство влияет на время, в течение которого смычок должен осуществить свое вертикальное движение вверх и вниз. Если при исполнении прыгающего штриха требуется изменить длину рычага, то есть поменять игровую точку на смычке, то для сохранения темпа штриха следует соответственно изменить и высоту отскока смычка от струны. Например, при увеличении длины рычага частота подпрыгиваний смычка должна увеличиваться, но если дать смычку возможность отскакивать от струны выше, то частота подпрыгиваний смычка сохраниться прежняя. Поясним вышесказанное иллюстрациями (рисунки 3, 4, 5).
  
   03 [с.муратов]
  
  Рис. 3
  
  04 [с.муратов]
  
  Рис. 4
  
   05 [с.муратов]
  
  Рис. 5
  
   На всех рисунках горизонтальная прямая линия со стрелкой на левом конце - это плоскость струны; черная точка - струна; вертикальные стрелки - направление смычка при отскоке или падении на струну.
   На рисунке 3 изображено положение смычка на струне при его падении во время исполнения spiccato. В точке соприкосновения со струной волос переламывается под некоторым углом. Если правая сторона волоса еще находится в плоскости струны, то левая сторона заметно опустилась вниз. Сама струна также прогнулась вниз и вместе с волосом действует как сжатая пружина. После отскока смычка (рис. 4) расстояние между волосом и струной может быть, как вариант, около 0,5 мм. Конец же смычка преодолевает гораздо большее расстояние, что хорошо видно на рисунке. Именно это расстояние, в основном, и определяет частоту подпрыгиваний смычка.
   При исполнении более быстрого штриха sautillé игровая точка на смычке лежит ближе к концу и смычок давит на струну слабее, что влияет как на прогиб струны, так и на перелом волоса в месте его контакта со струной. Эти деформации настолько малы, что я не привел соответствующего рисунка, а только скажу, что при падении смычка на струну плоскость волоса почти совпадает с плоскостью струны. После отскока смычка (рис. 5), если расстояние между волосом и струной такое же, как и в spiccato, то общее расстояние, которое преодолевает конец трости, гораздо меньше, чем мы это видим на рис. 4. Поэтому-то в sautillé смычок подпрыгивает чаще, чем в spiccato.
   Когда первичное зацепление струны с волосом достаточно сильное, а последующее движение смычка быстрое, отрыв струны от волоса с ударным импульсом приводит к их взаимному отталкиванию. При игре широким движением смычка такое отлипание сопровождается характерным щелчком. При игре штрихом короткое détaché частота смены смычка (следовательно, и частота ударных импульсов) может совпасть с частотой подпрыгивания смычка, что приведет к его отскакиванию от струны на каждую ноту. Получившийся прыгающий штрих будет продолжаться до тех пор, пока эти две частоты будут совпадать. Отсюда главный вывод - способность смычка самому отскакивать от струны в прыгающих штрихах зависит от игровой точки на смычке, темпа и высоты подскока смычка.
   К таким штрихам, которые исполняются в основном за счет частоты подпрыгиваний смычка, можно отнести : sautillé, spiccato, saltando, staccato volant, tremolo. Исключение составляет, на наш взгляд, штрих ricochet, который исполняется как за счет частоты подпрыгиваний смычка, так и за счет вибрирования трости. Роль одного или другого фактора зависит в большей степени от качества самого смычка. Хороший смычок, в котором вибрирование трости имеет большую амплитуду и довольно продолжительный период затухания, получив первичный импульс, начинает вибрировать с постоянной частотой, которая и определяет характер и темп штриха. В задачу исполнителя, в этом случае, входит управление частотой падения смычка регулированием высоты подскока смычка так, чтобы частота подпрыгивания смычка совпадала с вибрированием трости. Дальнейшие падения смычка на струну поддерживают эти колебания и, хотя они все равно затухают, штрих имеет большую продолжительность и постоянную частоту, несмотря на то, что изменяется длина рычага смычка. Затухающая при этом динамика может быть компенсирована пронирующим движением предплечья и более быстрым ведением смычка.
   Некачественный смычок, в котором вибрирование трости выражено слабо, прыгает в штрихе ricochet только благодаря частоте подпрыгивания смычка и не в состоянии сам удерживать ритмичность своего отскока, так как последнее его качество меняется на протяжении всей длины смычка. Тонкая пальцевая регулировка высоты подскока смычка помогает музыканту сохранить ритм штриха, но динамика звука резко падает, да и продолжительность такого штриха слишком мала.
  
  
  
Глава 1 "Артикуляция при игре на смычковых инструментах"
Глава 2 "Артикуляция как средство выражения музыки"
Глава 3 "Смычок и артикуляция"
Глава 4 "Методы совершенствования штриховой техники скрипача"
Глава 5 "Секреты высококачественного смычка"
Глава 6 "Словарь терминов смычковых штрихов"
Приложение "Правая рука со смычком"

Оценка: 7.16*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"