Очень трудно представлять другим творение двадцатилетней давности (не считая более поздних правок и подгонки к техническим достижениям нового времени). Тем паче в нем намеренно соединены реалии разных исторических пластов: любимые автором компьютеры и еще более любимое холодное оружие, лошади и автомобили с бронированными стеклами, могущественное тайное общество и не так давно рухнувший тоталитарный общественный строй.
Тем более что это по своей сути описание игры, в которую человек играет, слегка ее модифицируя, всю жизнь до седых волос.
Итак. Островная Земля Динан, которая заключает в себе три исконно дружественных провинции, желает присоединить к себе четвертую: соседа, который тянется к союзу, скажем так, не слишком. В самом Динане только что утихла гражданская война, кончившаяся замирением враждующих сторон и выдвинувшая в качестве героя удивительную женщину: неординарного политика, отважного военачальника, утонченно образованного интеллектуала. Имя ей - Танеида (не надо смеяться над сходством имени с именем автора - сие тоже часть Игры) Эле-Кардинена.
Вот на эти плечи и ложится практически невыполнимая задача - объединить все четыре островные земли. Силой это не удается никому, дружба владетелей непрочна, к противостоянию государств присоединяется борьба между частями тайного общества, чья номинальная цель была именно что помешать раздробленности страны. Достаточно ли велика постоянно увеличивающаяся власть госпожи Та-Эль, чтобы сотворить это? Нужны ли ей сильная воля и пламенное желание? Дружба врагов и духовная связь с друзьями? Рука побратима и сердце возлюбленного?
Или выручит Кардинену лишь умение принимать неожиданные, буквально шокирующие решения. Бросать ради своей мечты на кон всю себя без остатка. Жертвовать любовью ради чести. не бояться снизойти с вершин, чтобы заново начать с самого низа иерархии. Врожденное благородство души - и умение отказаться от выношенного и заветного желания в самый последний момент, когда исполнение его грозит разрушить уже созданный и любовно взлелеянный мир.
Пространство романа неоднопланово: во второй части книги оно разделяется на по крайней мере три параллельных реальности, чтобы дать героине (которая также слегка иная в каждой из них) испытать на своем собственном опыте различные пути решения проблемы. Пространства эти иногда пересекаются (по Омару Хайаму и Лобачевскому), у Кардинены рождается то мальчик, то девочка, возлюбленный и муж то гибнет, то навсегда расстается с ней... Меняются детали биографий, мелкие черты характеров.
Но всегда сохраняется то, что составляет духовный стержень каждого из героев.