Можгинский Юрий Борисович : другие произведения.

Заводная галлюцинация

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Судебно-психиатрическое расследование одного странного происшествия

  З А В О Д Н А Я Г А Л Л Ю Ц И Н А Ц И Я
  Пьеса в пяти действиях
  Участвуют:
  Первый эксперт
  Второй эксперт
  Профессор судебной экспертизы
  Дядя Ваня, офицер охраны, пожарник
  Матрена, уборщица в институте судебной экспертизы
  Младшая сестра, обвиняемая в убийстве
  Ее мать
  Директор института судебной экспертизы
  
  Действие первое
  Кабинет судебной экспертизы.
  Матрена наводит порядок.
  Матрена. - Интересно, кто сегодня у них председателем?
  Входит первый эксперт.
  Матрена. - Входи, красный нос!
  Первый эксперт. - Холодно! Я - пирожконосец. Пирожки несу из ресторана, что напротив нашего Института. Ты же знаешь, мы готовим чайную церемонию для председателя.
  Матрена. - А я и гадаю, кто же он?
  Первый эксперт. - Профессор.
  Матрена. - И его зовут...
  Первый эксперт. - Его зовут "профессор".
  Матрена. - Понятно. А как зовут тебя.
  Первый эксперт. - Меня зовут эксперт. Вот, черт! Чаю забыл купить! Он предпочитает цейлонский. Будь, любезна, принеси, найди где - нибудь.
  Матрена. - Постараюсь, ради вашего профессора "профессора". (уходит)
  Первый эксперт (кричит ей). - Только, поскорее!
  Входит второй эксперт.
  Второй эксперт. - Вы готов?
  Первый эксперт. - Готов.
  Второй эксперт садится к столику, пробует пирожок.
  Второй эксперт. - У Джона?
  Первый эксперт. - Да, у него. Только что с плиты снял.
  Второй эксперт. - Сегодня будет профессор?
  Первый эксперт. - Он.
  Второй эксперт. - А чай?
  Первый эксперт. - Послал Матрену. Хоть бы успела, капуша.
  Второй эксперт. - Знаю, трудное тебе досталось дело. Дело трех сестер. - Поет: - Три сестры, три сестры, разобраться если строго, то и эти три сестры могут сделать очень много... Но ведь основная фигурантка еще не достигла восемнадцати лет, насколько я знаю?
  Первый эксперт. - Две девушки совершеннолетние, а третья... Ей еще семнадцать.
  Второй эксперт. - А кто же из них убил, ну, то есть, нанес ножевой удар?
  Первый эксперт. - Она и нанесла.
  Второй эксперт. - Значит, младшая сестра?
  Первый эксперт. - Именно. Младшая сестра, младшая дочь...
  Второй эксперт. - Весь интернет только об этом и постит.
  Первый эксперт. - Не обольщайся. Это дело интересует небольшой сегмент пользователей, кому в этом мире небезразлична справедливость. Я могу рассказать...
  Второй эксперт. - Только быстро, профессор на подходе.
  Первый эксперт. - Ну, слушай же, Сальери, мой реквием.
  Второй эксперт. - Ты уже выпил? Без меня?
  Первый эксперт. - Я в день экспертизы вообще не пью.
  Второй эксперт. - Откуда же такое веселье?
  Первый эксперт. - Просто пошутил. Так слушай же. Это очень похоже на тот случай, что мы распутывали год назад.
  Второй эксперт. - Того мальчика, студента?
  Первый эксперт. - Да.
  Второй эксперт. - Помнится, он угрохал своего отца кухонным ножом, а потом расчленил его труп на балконе. После этого увез части тела на саночках к реке и сбросил их в нее.
  Первый эксперт. - Папашка заставил мать совершить развратные действия, прямо на глазах сына, тот не выдержал и зарезал его кухонным ножом.
  Входит Матрена.
  Матренв. - Насилу - то нашла, вот.
  Первый эксперт. - Настоящий?
  Матрена. - Настоящий, из Индии.
  Первый эксперт. - Откуда ты знаешь?
  Матрена. - Сама покупала.
  Второй эксперт. - Что ты делала в Индии?
  Матрена. - Путешествовала.
  Второй эксперт. - Сколько тебе лет, я что - то не пойму?
  Матрена. - Возраст Христа.
  Второй эксперт. - Значит, тридцать семь.
  Матрена. - Нет, тридцать семь - возраст другого поэта.
  Второй эксперт. - А что ты делаешь, ну, здесь, у нас?
  Матрена. - А вы что здесь делаете? Чай на столе...
  Первый эксперт. - А почему ты говоришь мне вы?
  Матрена. - А почему вы говорите мне ты?
  Первый эксперт. - Хорошо, ступай. За чай спасибо.
  Матрена уходит.
  Первый эксперт. - Эти три сестры убили своего отца, зарезали, как каплуна.
  Второй эксперт. - И первую скрипку играла младшая дочь.
  Первый эксперт. - Да, смычок особенно... Очень острый.
  Входит офицер с автоматом.
  Офицер. - Прикажете приводить арестованную?
  Первый эксперт. - Вот, сколько раз тебе говорил: у нас тут кнопка. Видишь, под столом. Надо будет, позвоню.
  Офицер. - Я к тому... Профессор приехали - с.
  Первый эксперт. - Как приехали - с?!
  Второй эксперт. - Так рано!
  Офицер. - Должно быть, рано выехали. Вчера - то снегопад был, все замело. Вчера - то...
  Второй эксперт. - Значит, старик, выехал раньше.
  Первый эксперт. - Хочет успеть к началу.
  Офицер. - Видимо дело важное...
  Второй эксперт (офицеру). - Ты кто вообще?
  Офицер. - Дядя Ваня. Я в службе охраны. И пожарник.
  Второй эксперт. - Как это так?
  Офицер. - Да, так. Я на полставки пожарник.
  Первый эксперт. - Ступай, братец. - Обращается к коллеге: - Словом, их отец, сестер этих, долгое время мучил их, обзывал, оскорблял, порой, даже намекал не сексуальные отношения, которые могли бы между ними возникнуть.... В общем, он довел их до патологического аффекта.
  Второй эксперт. - И поэтому они его убили?
  Первый эксперт. - Да, мне кажется, так.
  Второй эксперт. - Посмотрим, что скажет профессор.
  Входит профессор.
  Профессор. - Вы меня простите, что я вас тут застал в неурочный час...
  Первый эксперт. - Напротив, уже пора.
  Профессор. - Мои часы отстают?
  Первый эксперт. - Скорее, торопятся мои. Ан, нет, без четверти девять. Едва хватит чаю попить... Как это сказано? Пусть мир перевернется, а мне чаю пить! (натужно смеется)
  Профессор. - Я вчера перечитывал Гамлета...
  Второй эксперт. - Пересматривали, хотели вы сказать...
  Профессор. - Если бы хотел, то и сказал бы. Потому, что если бы хотел, то проявил бы свободу воли, а воля - это действие, но вначале было слово, а уже потом - действие. Значит, именно перечитывал. Ясно?
  Первый эксперт. - Пожалуйста, чаю? Ваш любимый, цейлонский.
  Входит Матрена.
  Матрена. - Позвольте, я приму у вас пальто?
  Профессор отдает ей пальто.
  Профессор (Матрене) - Вот, почему, по-вашему, стал убийцею Гамлет?
  Матрена. - Он в воронку судьбы вошел...
  Второй эксперт. - Много ты понимаешь! Профессор, вы не перепутали? Она уборщица.
  Матрена. - А чего тут понимать, собственно?
  Профессор (второму эксперту). - Помолчите, коллега, у вас еще будет возможность высказаться на комиссии. Продолжайте, как вас...
  Матрена. - Матрена я, лакейша.
  Профессор. - Пожалуйста, не надо... Что вы начали говорить про воронку, Матрена?
  Матрена. - Он в воронку судьбы вошел, ваш Гамлет, и там погиб. Как в черной дыре.
  Профессор. - Его Лаэрт убил.
  Матрена. - Совсем не в этом дело. Он вступил в борьбу и в ней, каким - то образом, растворился.
  Профессор. - Ну, да, это я могу понять. А почему он был жесток, раз хотел справедливости, а?
  Матрена. - Не знаю, сломалось в нем что-то. Такой был тонкий, талантливый... Он ведь бы очень красив, Гамлет!
  Входит офицер - охранник.
  Офицер. - Кто это очень красив?
  Матрена. - Не вы, дядя Ваня!
  Офицер. - А можно узнать кто? Или это большой секрет?
  Уборщица уходит.
  Профессор (офицеру). - Эх, испортил песню, дурак. Такой интересный разговор был. Не обижайся, я пошутил.
  Офицер. - Так приводить... преступницу?
  Второй эксперт. - Не видишь, мы беседуем?!
  Профессор. - Ах, оставьте его, юноша! Опять вы за свое. Мы беседуем, видите ли! Да наша беседа не стоит и одной реплики какого-нибудь простого вертухая или уборщицы, которая знает Шекспира лучше вас. В их генетической памяти гораздо больше мудрости, чем в голове любого из нас. (охраннику) Ступай, голубчик, рано еще.
  Офицер. - Слушаюсь.
  В кабинете раздается сигнал громкой селекторной связи:
  Профессор (испуганно). - Что это?! Что это так гудит? Как из преисподней!
  Первый эксперт. - Это селекторная связь.
  Голос по селектору. - Говорит директор. Вот что, господин профессор... Тут пришло... Черт, никак не могу привыкнуть к этим приказам сверху. В общем, надо этих отцеубийц, ну, трех сестер этих, признавать невменяемыми...
  Профессор. - Что это он так гудит?
  Второй эксперт. - Он так всегда гудит. Сейчас поговорит минуту и перестанет гудеть.
  Профессор. - Кто это говорит?
  Голос. - Ты не узнал меня, профессор?
  Профессор. - У вас какой - то странный голос. Как из преисподней!
  Голос. - Это голос твоей совести. Успокойся, я пошутил. Знаю я вас, чуть что, сразу инфаркт.
  Случаются помехи, голос в селекторе затих.
  Профессор. - Почему он исчез? Ты сказал, что он станет четче, а он совсем исчез.
  Второй эксперт. - Не знаю, вероятно, это погода, вчера был сильный снегопад.
  Профессор. - Да, я замучился совсем, откапывая дорогу. Ладно, начнем, пожалуй. Уже девять. Скоро, видимо, опять придет...
  Первый эксперт. - Кто?
  Профессор. - Да, голос этот.
  Второй эксперт. - Охранник, хотели вы сказать?
  Профессор. - Начинайте, коллега. Ах, да, сначала нужно расписаться.
  Все трое расписываются в протоколе.
  Второй эксперт. - Хотите анекдот? Один известный артист на заявлении о приеме в театральную труппу, вероятно, по ошибке, написал: прошу принять меня в общественный туалет.
  Профессор. - А почему, по ошибке?
  Первый эксперт. - Очень смешно!
  Профессор. - Начнемте же.
  Первый эксперт. - Я зачитаю досье юной отцеубийцы.
  Профессор. - Не надо, я все это читал.
  Первый эксперт. - Вы читали дело?
  Профессор. - Да, всю ночь. В интернете много информации. Вызовите лейтенанта.
  Эксперт жмет на кнопку. Лейтенант вводит девушку.
  Офицер. - Вот, младшая дочь.
  Профессор - Вы свободны, лейтенант.
  Офицер. - Вы не боитесь, профессор, остаться один на один с отцеубийцей?
  Профессор. - Только не направляйте дуло вашего автомата мне в затылок.
  Девушка садится к столу.
  Профессор (младшей дочери). - Пожалуйста, чаю?
  Подэкспертная съедает всю банку оказавшегося на столе варенья, не притронувшись к чашке чая.
  Профессор. - Чаю?
  Младшая сестра. - Нет, спасибо.
  Профессор. - Отчего же?
  Младшая сестра. - Сколько тут заварки?
  Профессор. - Полагаю, две или три ложки на чайник. А сколько надо?
  Младшая сестра. - Три пачки.
  Профессор. - Ах, да, понятно. Извините. - Первому эксперту: - Доложите, ради формы. Только покороче. Так коротко, как только сможете.
  Первый эксперт. - Вот, что нам известно из материалов дела. Отец, видимо, садист, склонял дочерей к сожительству, избивал, оскорблял, морально давил. В какой-то момент, точнее, в шесть часов вечера, начался сентябрь, дождь лил всю ночь, все птицы улетели прочь, один лишь я не посмотрел им вслед...
  Профессор. - Вам нехорошо?
  Второй эксперт - Что с вами, коллега?
  Первый эксперт. - Простите...
  Профессор. - Выпейте коньяку.
  Первый эксперт. - Сам не знаю, что со мной.
  Второй эксперт. - Я помогу вам. (Берет дело себе) В общем, когда аффект достиг наивысшей точки, у них не стало иного выхода, как убить папу. И сделала это самая младшая из сестер.
  Профессор - Можете не продолжать. (вызывает охранника) - Уведите младшую сестру. - Молча сидит в размышлении и добавляет: - Ну, вот еще, отцеубийство... Отцеубийство, аффект, душевное волнение, истина в последней инстанции.
  Первый эксперт. - Это ужасно похоже на патологический аффект.
  Профессор. - Вчера, когда мне не дремалось, я думал о Гамлете. Ведь он же, по сути, злодей. Попросите войти эту... Матрену.
  Входит Матрена.
  Профессор. - Убери за нами.
  Матрена. - Да вы и не пили ничего. Я чай из Индии привезла.
  Профессор. - А что ты там такое делала?
  Матрена. - А меня хозяева взяли с собой. В туристическую поездку.
  Профессор. - Кто же были твои хозяева?
  Матрена указывает на дверь, куда увели убийцу. - Да, вот, они и были - с?
  Профессор. - Что - что? Говори яснее?
  Матрена. - Эти три сестры и их папа?
  Профессор. - Отцеубийцы? Ты их знала раньше?
  Матрена. - Конечно. Я служила у них, в их семье. Была, как это правильно сказать...
  Профессор. - Экономкой что ли?
  Матрена. - Да. Прибирала, то, се...
  Профессор. - Ступай, милая.
  Входит офицер - дядя Ваня, вызванный тут же профессором.
  Профессор. - Давно работает у вас эта Матрена?
  Дядя Ваня. - Как только трех сестер привезли на экспертизу, так она и устроилась к нам.
  Профессор. - А вы ее проверяли?
  Дядя Ваня. - Нет, у нас отдел кадров только экспертов и охранников проверяет.
  
  
  Действие второе
  Профессор. - Налейте мне коньяку, пожалуйста.
  Первый эксперт. - А ничего что...
  Профессор. - Пару глотков не помешает.
  Первый эксперт. - Наше министерство запрещает.
  Профессор. - Здравоохранения, что ли? Не смешите мои тапочки. Я не знаю такого министерства. А что до коньяка, то у каждого порядочного эксперта должно быть немного оранжевого, не правда ли?
  Первый эксперт. - Это... правда.
  Профессор (чуть выпив). - Ну, вот, сразу легче стало дышать. (эксперту) Налейте мне еще коньяку, пожалуйста. И пригласите Матрену.
  Она входит.
  Профессор. - Ну, вот, теперь мы можем говорить правду.
  Матрена. - А вы всегда говорите правду?
  Профессор. - Во всяком случае, я этого хочу.
  Матрена. - Это очень благородно с вашей стороны.
  Профессор. - Посиди с нами.
  Матрена садится.
  Профессор (первому эксперту). - А что это вы там такое декламировали, коллега?
  Первый эксперт. - Затмение какое - то нашло.
  Профессор. - Мне как будто знакомы строки этого стихотворения, что вы тут читали...
  Первый эксперт. - Я ничего не декламировал, поверьте, оно само... нахлынуло! Горлом... Как у чахоточного...
  Профессор (эксперту). - Расслабьтесь. Скажите, Матрена, вы знаете, почему сестры убили своего отца? Вы не можете не знать...
  Матрена. - Нет, откуда мне знать?
  Профессор. - То есть как? Вы же служили экономкой в их доме.
  Матрена. - Я не в их доме служила.
  Профессор. - Ты говоришь, что - то очень странное. Послушай, Матрена, ты мне должна ответить на следующее: имела ли младшая дочь право убивать отца в целях самозащиты?
  Матрена. - Надеюсь, я не сижу на скамье подсудимых и не даю показания в суде?
  Профессор. - Во - первых, это не долго организовать. Не волнуйся, я пошутил. Но, черт возьми, что-то ты должны знать?!
  Матрена. - Вы наивный ребенок, профессор "профессор".
  Профессор. - Коллега, в деле есть показания Матрены?
  Первый эксперт. - Конечно, профессор!
  Профессор. - Зачитайте их, пожалуйста.
  Первый эксперт. - Пожалуйста. Вот они... Матрена показала, что сама видела, как младшая дочь наносит удар ножом своему отцу.
  Профессор (Матрене). - Это твои слова?
  Матрена. - Это мои слова.
  Профессор. - Так в чем же дело?
  Матрена. - А дело в том, что я специально устроилась сюда, чтобы опровергнуть их.
  Профессор. - Но ведь это абсурд! Перестань юродствовать! Хочешь выпить?
  Матрена. - Нет, спасибо. И вам не советую. Я понимаю, что вы должны сейчас испытывать, но ведь от этого будет только хуже.
  Профессор. - Вот пирожки... Мне кажется, настал момент, когда ты должна объяснить нам, что все это значит?
  Матрена. - Это значит, что около часа назад у вас был голос...
  Профессор. - От директора, из его кабинета, как и положено...
  Матрена. - Но, никакого директора в кабинете не было.
  Профессор. - Нет, был!
  Матрена. - Нет, не было!
  Профессор. - Откуда ты знаешь?
  Матрена. - А потому, что снег уже занес всю территорию поселка.
  Профессор. - Мы начнем экспертизу или нет?! Кто?! Кто проводил анализ дела?
  Первый эксперт. - Я, господин профессор.
  Профессор - Вы дерьмо, а не эксперт! Вместо дела вы читаете стихи! Вы до сих пор не смогли доказать мне невменяемость младшей сестры в момент убийства отца!
  Матрена. - Постойте, одну минуту! Никакого убийства отца не было.
  
  
  Действие третье
  Профессор. - Убийства... не было?
  Матрена. - Конечно, нет.
  Первый эксперт. - Вы пошутили, Матрена?
  Матрена. - Я хотела бы, чтобы все это оказалось шуткой.
  Профессор. - Может, допросить еще раз младшую дочь? Приведите ее.
  Матрена. - Не надо.
  Профессор. - Послушайте, Матрена, я знаю, просто так вы не стали бы устраиваться сюда, на работу уборщицей - в то самое время, как тут оказались три сестры. Может быть, вы сами расскажете, как все было на самом деле, если вы конечно чувствуете себя в силах...
  Матрена. - Да, я расскажу все, как было.
  Профессор. - Выпейте коньяку.
  Матрена. - Нет, я чаю.
  Профессор. - Итак, что же произошло? Это была случайность, не правда ли?
  Матрена. - Да, это была случайность. Как вы уже знаете, я летала с ними, с тремя этими сестрами, в Индию.
  Дядя Ваня приводит в кабинет младшую сестру.
  Младшая сестра. - И что это было за время!
  Профессор (охраннику). - Зачем ты ее привел?
  Дядя Ваня. - Вы сами вызвали...
  Профессор. - Черт, я нажал на кнопку вызова?
  Первый эксперт. - С вами тоже что - то странное происходит, а, профессор?
  Младшая сестра. - Мы тогда все трое и наш папа сидели подолгу в саду, и он рассказывал нам какие-то смешные истории....
  Матрена. - Да, о своих смешных друзьях...
  Младшая сестра. - И той смешной сухопарой женщине, которая спрашивала всех: "Это человек нашего круга"? Я больше не помню такого счастливого дня, не помню! Мы уже больше никогда не увидим его! Он был такой добрый!
  Профессор. - Так он погиб, все таки?
  Матрена. - Да, он погиб. Тогда, в Индии, полгода назад, летом. Это, действительно, была трагическая случайность. В той индийской провинции лил дождь всю ночь, все птицы улетели прочь... Сентябрь там очень дождливый месяц. Был вторник. Машину занесло. На повороте со скоростью сто километров в час.
  Второй эксперт (обращаясь к младшей сестре). - Постойте, я, кажется, узнаю вас. И припоминаю эту историю. Ведь это вы приходили ко мне полгода назад и жаловались на странные приступы дурноты?
  Младшая сестра. - Да. Я вас сразу узнала, только не стала в этом признаваться.
  Второй эксперт. - Отчего же? Ведь это бы все упростило!
  Младшая сестра. - Вы не знали правды и не хотели ее знать. Вам бы только засадить человека в психушку. После гибели папы, настоящего моего отца, я погрузилась в страшную депрессию и искала у вас помощи. Я записалась к вам на прием и вот...
  Второй эксперт. - Вы жаловались на сильную тревогу?
  Младшая дочь. - Да, она замучила меня. Я часто внезапно теряла сознание.
  Второй эксперт. - Вы тогда сказали мне, что во сне, к вам приходит погибший отец.
  Младшая сестра. - Да, сначала мне было хорошо, я как будто снова была рядом с ним, хотя это был не отец, а его тень. Потом это стало меня угнетать. Я не могла понять, почему! Но после все разъяснилось. Мама собиралась повторно выйти замуж. Папа, то есть, мой погибший отец, не хотел этого, считал это предательством. Он, ну, тень его, явился ко мне, как всегда, во сне, и сказал, что этот мамин новый знакомый будто бы его убил. Папа приказал мне отомстить за это, как он сказал, подлое убийство.
  Профессор. - Кто же все таки звонил по громкой связи?
  Дядя Ваня. - Директор еще не приехал. Большие заносы и пробки.
  Профессор. - Но голос - то его был! Едем к нему. - Дяде Ване: - Отведите младшую сестру в камеру, приготовьте ей хороший кофе, самый крепкий, какой только сможете, и подайте машину к нашему подъезду.
  
  
  Действие четвертое
  Сквозь ветер и снежные заносы они приехали на дачу директора института.
  Директор. - Я признаться не ожидал увидеть вас здесь. Как вам удалось добраться?
  Профессор. - У пожарника Дяди Вани новый джип - мерседес.
  Директор. - Танки снега не боятся?
  Профессор. - Мы очень беспокоились, как вы сумеете преодолеть заносы.
  Директор. - С помощью лопаты. Вы уже закончили заседание комиссии?
  Профессор. - Нет еще.
  Директор. - Как? Ведь дело не стоит пареной репы!
  Профессор. - Только репа должны быть очень мягкой. У нас такой нет.
  Директор. - Что же вам мешает?
  Профессор. - Скажите, вы были утром на громкой связи?
  Директор. - Конечно, был. Удивлены? - Достает телефон: - Вот, благодаря этому устройству. В вашем возрасте, профессор, пора бы уже поверить в нанотехнологии.
  Директор (раздает приехавшим лопаты): - Помогли бы!
  Дорогу расчислили. Все поехали в институт.
  В кабинете директора.
  Директор. - Вы слышали, что я вам передал утром?
  Профессор. - Да, быстрее решить дело.
  Директор. - И признать младшую сестру невменяемой. Все просто: садист - отец, сильный аффект, неконтролируемое убийство.
  Профессор. - Должен вам сообщить, у нас появились новые данные.
  Директор. - А если точнее?
  Профессор. - Есть сведения, что настоящий отец трех сестер погиб год назад - в автокатастрофе в Индии.
  Директор. - "Трех сестер"! Что твой классик!
  Профессор. - Из тех данных, которыми мы теперь располагаем, следует, что их настоящий отец не мог быть садистом. Он был очень добрым и любящим отцом.
  Директор. - Не усложняйте, профессор. Жизнь ведь проста, она - как морковка. И не стоит делать ее еще глупее... В уголовном деле этих трех сестер никаких сведений об автокатастрофе нет. Понимаете, нет. Так что возвращайтесь в кабинет и заканчивайте экспертизу.
  В кабинете экспертизы.
  Профессор (обращается ко второму эксперту). - Скажите, коллега, что вы думаете по поводу той галлюцинации у младшей сестры? О которой она рассказывала, придя к вам на прием.
  Второй эксперт. - Я думаю только то, что известно моему учителю, то есть вам, то есть то, что сказано в вашем руководстве по судебной психиатрии. В момент утраты близкого человека, внезапной утраты, возникает галлюцинация - его образ воплощается в нечто, в некое существо, которое навязчиво является во сне или состоянии, близком ко сну. Оно напоминает умершего, но не является его точной копией - ни внешне, ни внутренне. Эдакая тень. И тень, ну, это существо, может приказывать, и таким приказам невозможно сопротивляться. Даже если речь идет о совершении убийства.
  Профессор. - Ну, что же, вы правильно меня поняли. Только вы забыли одну деталь: убийство, которое приказывает совершить голос, будет окрашено борьбой за справедливость.
  Второй эксперт. - Извините, профессор, действительно, эту деталь я упустил.
  Профессор. - Итак, мы должны выбирать из двух возможных вариантов: или младшая сестра, которую следствие считает убийцей, видела эту галлюцинацию, видела тень своего отца и действовала по ее прямому приказу, или на самом деле в семье существовал злобный садист, ну, то есть, этот новый жених матери, которого она зарезала в припадке ярости.
  Первый эксперт. - То, что она зарезала человека, не вызывает сомнений. Ибо есть его труп.
  Профессор. - Да, но был ли именно он отцом дочерей?
  Первый эксперт. - В уголовном деле, во всяком случае, он фигурирует именно как их отец.
  Второй эксперт. - Но мы знаем теперь, что это не так. Что потерпевший, убитый, - это новый жених матери. А их настоящий отец, погиб летом в Индии.
  Профессор. - Постойте, давайте разберемся. Предположим, что обвиняемая говорит правду. Тем более, ее слова подтверждает эта, как ее, Матрена. В Индии у дочерей трагически погибает отец.
  Второй эксперт. - Потом, следуя вашему открытию, профессор, у младшей дочери возникает галлюцинация, тень отца. Образ погибшего отца приказывает ей убить человека, которого он называет виновником своей смерти.
  Первый эксперт. - Голос погибшего отца так и сказал ей: "Отомсти за подлое мое убийство".
  Второй эксперт. - Именно так. И она подчиняется приказу.
  Первый эксперт. - Получается, что мать солгала, выдав своего жеииха за подлинного отца дочерей.
  Профессор. - А ротозеи - следователи поверили в эту версию.
  Первый эксперт. - А сами дочери?
  Профессор. - Думаю, им было все безразлично, они находились в стрессе.
  Первый эксперт. - Хорошенькое дело...
  Профессор. - Ну, что же, пора продолжить наш разговор. Пусть они придут.
  Входит офицер и младшая сестра.
  Профессор. - Не хотите ли вы что - то сказать нам?
  Младшая сестра. - Я должна сообщить, что слышала сегодня утром голос по селектору. Дядя Ваня утром привел меня к вашему кабинету, и я случайно услышала то, что не должна была слышать.
  Профессор. - Что же?
  Младшая сестра. - Голос моего отца. Но не того, который погиб, а того существа, той тени, похожей на него, которая являлась ко мне во время сна.
  Первый эксперт. - Но это был голос директора!
  Профессор. - Вот и ответ! (Обращаясь к младшей дочери) - Повторите еще раз: вы слышали тот самый голос?
  Младшая дочь. - Да, это тот самый голос, который приказал убить жениха мамы.
  Профессор. - И вы...убили - с?
  Младшая сестра. - Услышав приказ, я сразу кинулась к маме. Она сказала мне, что я сошла с ума, что я вижу какой - то дурной сон. Я пыталась доказать ей, что я в своем уме. Я попросила маму прочитать какое - нибудь стихотворение. Она вспомнила стихи, прямо при мне, я тут же их повторила. Я сказала ей: вот, видишь, каким точным оказалось мое воспроизведение, а больной не смог бы так повторить, как смогла я.
  Профессор. - Что же вам ответила мать?
  Младшая сестра. - Точно не помню, вероятно, какую-то глупость, вроде той, когда советуют отдохнуть или выпить успокоительное лекарство.
  Профессор. - Почему на следствии вы утверждали, что убили своего отца? Ведь это был не он, а новый жених матери.
  Младшая сестра. - Я сама не понимаю. На допросе мне было как - то безразлично.
  Подэкспертную уводят.
  
  
  Действие пятое
  Второй эксперт. - Послушайте профессор, я вам расскажу, что мне еще удалось тогда узнать. Я все четче припоминаю детали. Мне удалось кое - что раскопать. Я специально звонил в туристическое агенство, потом мне еще кое-что сообщили. В общем... У мамы этих девочек некогда был обожатель. А потом отец, настоящий их отец, отбил ее у этого обожателя. Тот затаил обиду. И знаете, кто им был?
  Профессор. - Директор, не правда ли?
  Второй эксперт. - Да, наш директор. Вероятно, отвергнутый любовник, ваш коллега, тоже читал вашу книгу и знал обо всем. Такой случай представился ему! Отомстить вашим же оружием! Благо, мать этих девочек решила опять выскочить замуж. Директор дал этому жениху денег и заставил его сыграть - на время - роль садиста.
  Первый эксперт. - Послушайте, а кто же этот жених?
  Второй эксперт. - Какой-то разбитной парень, который хорошо умел играть на гитаре.
  Первый эксперт. - Он покорил ее маму игрой на гитаре?
  Второй эксперт. - Обида сильнее тщеславия! Отомстить очень хотелось. Жизнь ведь она как морковка! Дочь будет отправлена в психиатрическую клинику... Сломанная судьба... Эдакая страшная месть. Ну, так вот, когда девочка спала в саду, после обеда, директор бесшумно к ней подкрался, одел ей наушники и включил заранее записанный текст. "Отомсти за подлое мое убийство...". Все просто.
  Профессор. - Действительно, все просто. Но как вы догадались?
  Второй эксперт. - Я знал, что она отдыхала в саду. Когда девушка проснулась, на ней были наушники. Кто - то сделал это, надел ей наушники. Сейчас я сопоставил эти факты и вот...
  Профессор стремительно вошел к директору.
  Профессор. - Ты, знал о моем открытии, о том, что тень умершего отца явится к дочери. Тебе оставалось только правильно сформулировать задачу. И ты натравил девушку на этого гитариста. Ты также научил гитариста поиграть в садизм. За деньги, разумеется. Так прокисают мозги завистника!
  Директор. - Тебе никто не поверит!
  Профессор. - Она узнала твой голос, эта девочка. Это произошло случайно. Благодаря дяде Ване.
  Директор. - О, боже! Как я мог забыть о нем? Милый дядя Ваня в этой пьесе еще не появлялся...
  Профессор. - Дядя Ваня, пожарник... Мы проведем эксперимент.
  Директор. - Тебе непременно хочется меня разоблачить?
  Профессор. - Я хочу знать правду. Так всегда бывает лучше.
  Директор. - Ты никогда не испытывал зависть? Тебе не было мучительно больно от того, что женщина, которую ты любишь больше самой жизни, принадлежит другому?
  В камере младшей дочери. Профессор проводит эксперимент.
  Профессор. - Дядя Ваня, я прошу вас помочь в проведении следственного эксперимента. Это очень важно.
  Дядя Ваня. - Для кого?
  Профессор. - Для нас всех это очень важно.
  Д\д\ Ваня. - Я согласен.
  Профессор шепотом сообщает офицеру инструкции.
  Дядя Ваня (обращаясь к младшей сестре). - Сейчас тебе будут представлены разные голоса, которые станут произносить только одну фразу, а ты должны узнать тот единственный голос, который приказал тебе совершить убийство.
  Звучат разные записанные голоса, которые произносят одну фразу: - ".. и отомсти за подлое мое убийство".
  Младшая сестра (в момент воспроизведения очередной записи). - Это он! Это его голос.
  Профессор (Директору). - Объявляю вам во всеуслышанье, что вы подлец!
  Директор (с покорностью). - Разоблачили.
  Профессор. - Ты наговорил эти слова на магнитофон и надел ей наушники, когда она спала в саду. Судебным экспертам легко было списать все на "тень отца", назвать это галлюцинацией...
  Директор. - Тобой, кстати, описанной.
  Профессор. - Да, мной. Но у больных! А девочка здорова! Ты совершил должностное преступление, ты спровоцировал эту галлюцинацию, завел ее механизм, как у детской игрушки. Может, ее никогда и не возникло бы. Не все феномены возникают с обязательной силой.
  Директор. - Знаю. Но очень хотелось.
  Профессор. - Нести такой груз! Сейчас, когда ты разоблачен, тебе легче?
  Мимо по коридору проходит мать девочки. Увидав директора и профессора, она останавливается.
  Директор. - Откуда она здесь?
  Профессор. - Приходила на свидание к дочери.
  Директор. - Пожалуйста, оставь нас одних.
  Они остаются.
  Мать. - Я не могла сказать тебе раньше, но теперь мне все равно. Она твоя дочь.
  Директор. - Это правда?
  Мать. - Зачем же мне лгать? Это произошло случайно...
  Директор. - Да, Чернигов, каштаны, пьяный воздух свободы... Почему ты не сказала мне об этом раньше?
  Мать. - Я хотела... Сотни раз я повторяла это мысленно про себя, представляла, как говорю вслух, и мне казалось, что я произношу это тебе...
  Директор. - И он ничего об этом не знал?
  Мать. - Ни он, ни она. Я решила: у всех моих девочек будет один папа.
  Директор. - Как было бы хорошо, если бы ты сказала мне об этом раньше. Но почему я сам не догадался? Ведь это все так очевидно сейчас!
  Входит профессор. - Я понимаю, что это неприлично, в такой момент... Но правда остается правдой (матери): вы мерзавка! Вы солгали на следствии, что убитый - отец девочек, прекрасно зная, что это не так.
  Мать. - Следствие было проведено на скорую руку. А мне не хотелось углубляться в детали. От этого уже никому не стало бы легче. Гитарист оказался гнидой, дочь нашла способ себя защитить. Туда ему и дорога.
  В кабинете судебной экспертизы.
  Профессор. - Итак, если мы признаем ее вменяемой, она избежит госпитализма, психушки и останется полноценным человеком.
  Первый эксперт. - Да. Она окажется в тюрьме, но выйдет оттуда несломленной.
  Профессор. - Если же мы вынесем вердикт о ее невменяемости, она попадет в психиатрическую клинику и там измениться как личность. Станет другой. Я за то, чтобы признать ее вменяемой и спасти ее душу. Ей внушили убийственный приказ. Но сама девочка полностью здорова. Мы имеем право признать ее вменяемой.
  Входит офицер:
  Профессор. - Что тебе надо, служивый? Кто тебя звал? Видишь, у нас совещание!
  Дядя Ваня. - Виноват, но только что, сейчас, у себя в кабинете застрелился директор. Он выстрелил себе в грудь. Потом он ухватился за штору... В руках у него была зажженная сигарета. Штора вспыхнула, и в кабинете начался пожар.
  Звонок секретарши по громкой связи.
  Секретарша. - Дядя Ваня, пожарник, у вас?
  Профессор. - Директор жив?
  По громкой связи звучит хриплый голос директора: - Ни страны, ни погоста не хочу выбирать, на Васильевский остров я приду умирать...
  Все бегут к директору. Тот неказисто лежит на столе в своем кабинете.
  Директор. - ...Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду, среди выцветших линий на асфальт упаду.
  Профессор. - Эх, испортил песню! Стыдно - то как!
  Директор. - Жил глупо и умираю глупо...
  Профессор. - В нашем возрасте стреляться вредно.
  Директор. - Она - моя дочь!
  Дядя Ваня (подняв с пола пулю). - Навылет прошла.
  Профессор. - В дельтовидную, поди, стрелял?
  Директор. - Признайте мою дочь вменяемой! Сохраните ей душу!
  Профессор. - Без тебя бы мы никак не догадались!
  Мать (подходит к профессору). - Вы признаете ее вменяемой?
  Профессор. - Да.
  Мать. - Но тогда она уже навсегда попрощается с отцом, то есть, с его образом, с его тенью... Она должна будет понять, что его больше нет. Нет даже фантазии, которая была единственной ниточкой к нему.
  Профессор. - У нее останется память.
  Подходит младшая сестра.
  Профессор. - Ты готова к этому? Ты сможешь принять этот мир без иллюзий? Папа уже никогда не придет к тебе.
  Младшая сестра. - Будем считать, что это была моя последняя игрушка. Ничего, забирайте ее. Так, наверное, будет лучше.
  Директора выносят на носилках. Все медленно покидают кабинет, который охватывает темнота.
  ЗАНАВЕС
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"