Аннотация: Автор ищет мотивы самоубийств и устранения известных персонажей в истории. И он подходит к поиску чего-то такого, что, возможно, не существует.
Будь здоров, фокусник
В самом конце февраля, в Эстонии, я встретил Арво Красса.
Он прохаживался по коридору отеля. Как всегда бывает в подобных случаях, живой Красс по ряду физических характеристик оказался не таким, как в своих роликах.
Сразу узнав его, я спросил:
- Вы тут в первый раз?
- Нет, бывал и раньше.
Его канал на ютубе посещали пять тысяч человек, среди которых был и я. Мне нравилось, как он, не будучи носителем русского языка, не соблюдая синтаксис, коверкая произношение, излагал свои взгляды на текущие политические события, вскрывал подоплеку поведения известных персонажей. Привирал, конечно, используя приемы гиперболы.
Он удивился:
- А откуда вы, собственно...
- Видел ваши ролики.
- Пойдемте в холл.
Мы расположились в креслах старинного стиля, кажется, барокко или рококо, в общем, что - то из модернизма. Я всегда их путаю, но для меня эти стили означают нечто старинное, в темно - красных и коричневых тонах.
На подставке недалеко от нас стоял маленький бюст Наполеона.
Я спросил:
- Теперь Наполеон - символ Эстонии?
- Скорее, у вас это символ.
Я удивился:
- А откуда вы, собственно...
- По речи.
- Я слышал, у вас к нам плохо относятся, грубят в отелях и магазинах.
- Да прекратите вы этот советский понос! Наши девушки охотно выходят замуж за русских.
Я спросил:
- Они, вероятно, истосковались по духовности?
- Я думаю, тут другое.
- Что же?
- Да, как вам сказать... Помните в старом советском анекдоте: у соседа Вани хер на два сантиметра больше.
Эстонец был серьезен.
Он спросил:
- Но вы же остановили меня, имея какую - то определенную цель?
- Конечно. Я хотел поговорить с вами про самоубийство некоего персонажа.
Красс подхватил без раздумий:
- Охрименко?
- Да, - подтвердил я. - Помнится, вы как - то сказали, что это может быть связано с политикой.
- Я только сопоставил некоторые похожие случаи.
- А откуда у вас возникли такие параллели?
- Они не у меня возникли. Они сама по себе случились. Вспомните линию жизни этого журналиста.
- Вот-вот. Линия... Понимаете, я немного знаком с этим... С кармой.
- О, шпрехен зи дейч!
- Я подумал, что вам это может показаться интересным. Я могу рассказать...
Красс поерзал в кресле, казалось, от удовольствия:
- Расскажите, - попросил он.
- У вас есть время?
- В классном отеле, таком, как этот, не принято спешить.
В голосе Красса сквозила ирония и меланхолия, которые я высокомерно приписал холодному эстонскому темпераменту.
Вот, собственно, и вся завязка. Экспозиция, так сказать. Никто не знает, как рождается повествование. Для меня вся эта история началась в эстонском городке, в маленьком отеле... Чуть не сказал - 'У погибшего альпиниста'.
Он хотел про карму? Пожалуйста. Я начал ему говорить про убийства и самоубийства.
Я исследовал эти феномены.
Это началось, пожалуй, с первых дней моей работы в одной частной наркологической клинике. Шло благословенное время девяностых годов прошлого века. Тогда еще щупальца министерства здравоохранения не достигли частных клиник, и можно было открыть такую уютную маленькую больничку для наркоманов. Надо было всего лишь дать взятку каким - то клеркам из департамента.
Сюрпризы начались сразу же. Я узнал, - собственно, этого никто и не скрывал, - что спонсором нашей клиники является некий господин по фамилии Мозес. Он был торговец с кучей оффшорных фирм и, как водится, членом совета федерации, сенатором. Как - то привезли к нам толстого, рыхлого человека с героиновой зависимостью. Фамилия его была Есин. Все сотрудники сразу поняли, откуда ноги растут, хотя всерьез политикой интересовался, пожалуй, только один я.
Есина привезла мама и брат, который остался в машине. Я его, брата этого, сразу узнал. Это был наш министр печати и информации. Я видел его в телевизоре, в том числе, на кадрах, где он стоял одесную с самим Ельциным. Так впервые в моем сознании замкнулся политический круг того времени. Но для меня это не было чем - то необычным и пугающим. Ну, брат, ну, министра... Я всегда знал, что нечто подобное должно было произойти. Помните, как в одном фильме, где герой совершает побег из тюрьмы: он сначала пробирается на волю через трубу канализации. Его напарник по побегу морщится от запаха фекалий, а герой ему отвечает: это запах свободы, дружок.
Мы дежурили сутками, и вот как - то ночью ко мне приехал Мозес. Ни фига себе, сам сенатор! Хотя брат министра у нас лечится, почему бы и не сенатор? Его сопровождал охранник с автоматом. Охранник сел рядом и повесил автомат на спинку кресла.
- Моя фамилия Мозес, - сообщил сенатор. - Но в девичестве я Мозилкин. Гриша Мозилкин из Екатеринбурга.
- А Миша Есин, брата которого недавно поместили в нашу клинику, ваш друг?
- Остро мыслите! Только не говорите вслух о своей догадке.
Сенатор отчего - то был раздражен, возможно, потому, что должен отвечать какому - то врачишке.
- Я понимаю.
- Мне очень приятно, что вы так хорошо меня понимаете. Не стану говорить вам банальности, но если вы позаботитесь о нашем друге, то от меня будет благодарность.
- Это мой долг.
- Даже тут, в частной клинике?
- Извините...
- Да нет, ничего, валяйте.
Мозес уехал один. Охранник остался у нас. Мы с ним съездили в ближайшую аптеку за сильным анальгетиком. Они тогда продавались без рецепта, даром что в их состав входил кодеин, кетамин и коаксил. Охранник сам сбегал в аптеку, оставив на сиденье джипа свой автомат. Я тогда с удивлением отметил, что его отношение ко мне было вполне уважительным.
В эстонском отеле фоном звучала музыка Элтона Джона. Мой собеседник сказал, что хозяин отеля - страстный поклонник певца.
- И Наполеона, как вижу, - добавил я, казалось, весьма удачно.
- А, этот смешной бюст... Ну, это стилистика, а вот у вас про данного персонажа пишут благосклонные научные труды. Даром, что погубил немало крестьян.
- Ну, их на Руси много... Зато у вас любят Гитлера, - парировал я, весьма по - детски, впрочем.
- Вы напичканы советскими штампами. Ну, собирал у нас какой - то прыщавый подросток какие - то там нацистские ордена на полях сражений... Подумаешь! Могу поспорить, скоро вы сами станете прославлять его.
- Кого?
- Сами знаете кого.
Какое - то время мы молчали. По коридору проходили похожие на сомнамбулы существа - населявшие отель туристы. Поодаль тускло светились огоньки бара. Я продолжал свои воспоминания, не очень погружаясь в аллюзии моего эстонского собеседника. Мне, например, вспомнилась Даша Мозилкина. Как только сенатор сообщил мне, что он из Екатеринбурга, я сразу подумал о своей одногруппнице по медицинскому институту. Она приехала в Москву из этого города. Я провожал ее однажды домой, и мы подошли к величавому зданию. В таких домах тогда в Москве проживали знатные шишки. Даша что-то коротко сказала про папу, занимавшему высокие посты. Мы обнялись, очень легко, как институтские приятели. Потом у нас двоих выпало дежурство в больнице. Мы спустились к Яузе, стояла ароматная весенняя ночь. Я видел, как Даша была расслаблена, и ей доставляло явное удовольствие находиться рядом со мной. Я даже подумал, что можно ее обнять и поцеловать, но не сделал этого, вероятно, боясь отпугнуть чувство легкости и свежести восприятия мира, охватившее нас. Это высокое чувство, право, стоило любой физиологической утехи!
Потом я узнал, что она снимается в кино. Ее стали преподносить как тонкую актрису, понимавшую переливы души героев. Она играла жену профессора Серебрякова в 'Дяде Ване'. Я позвонил ей, и мы встретились.
Она сидела на диване, уже представляя себя на обложке глянцевого журнала.
- Но я не хочу трахаться, - сказала Даша.
- А мне не надо, - сказал я.
Глотнув немного виски, я сказал:
- Брат Есина выписался из клиники, Что с ним станется? Ты же знаешь, что такое зависимость.
- Ну, а что будет потом с нами, со всеми?
- Ты говоришь, как чеховская героиня. - Я поспешил уточнить: - Это комплимент!
- Боже, как это прекрасно, прикоснуться к Чехову! И какая легкость бытия охватывает тебя! Именно в этой прекрасной гармонии увядания старого дворянского гнезда звучит вся красота мира! И в этом находишь душевное успокоение.
Вскоре она вышла замуж за депутата и возглавила фирму по закупке аппаратов для МРТ. Аппараты эти стоят дорого, а от большой суммы барыши - то идут легче. А недавно я прочитал, будто она в интервью сказала, что нельзя в дорогие рестораны пускать обычную публику. Богатым людям надо спокойно посидеть и расслабиться, а нищебродам в дорогих кабаках не место.
Я позвонил ей.
- Ты действительно так думаешь?
- Конечно, нет. Ты же знаешь этих продажных журналистов.
Вероятно, в какой - то момент я не заметил, как стал вспоминать уже вслух.
- Что же было потом? - спросил Арво Красс. - Почему вы так подробно рассказываете вашу романтическую историю?
- О, господин Красс, я совсем забыл, что вы здесь.
Потом я сказал ему:
- По поводу романтической истории... Не знаю, пытаюсь на ходу анализировать, что ли... Бывают странные сближенья.
- Поток сознания?
- Что? Ах, да, в каком - то смысле... Знаете, эта Даша, моя знакомая, стала... Кем бы вы думали? Руководителем телевизионного канала, вещающего на Америку и Европу.
- Уж, не тудей ли раша? - оживился Красс. - Постойте, но ведь это назначение не могло пройти мимо Есина?
- Что значит, не могло пройти? Это было его прямое распоряжение.
- Ах, да, сенатор Мозес! Папа попросил...
- Вот, именно, это было не трудно министру Есину - подфартить своему приятелю.
Зима оказалась длинной и в марте стояли морозы градусов под десять.
Гости съезжались на дачу.
Это было время передачи власти, как бы сказали теперь, ее транзита. Год тысяча девятьсот девяносто девятый. Лет двадцать назад. Надменные либералы даже не подозревали тогда, что их ждет. Им верилось, будто уже ничего не могло изменить тренд. Уже столько политиков было куплено, столько оффшорных компаний включили в свои советы военных, депутатов, пропагандистов, что казалось, никто не посмеет тронуть прорабов рыночной экономики и западных ценностей.
Конечно, главные идеологи и члены либерального правительства к тому времени поиздержались - люди как люди, - но явно полагали быстро покрыть недостачу. Наивное племя девяностых! Знаете, даже просто смена времен года, проходит незаметно. Просыпаешься, а уже все другое. Заранее можно только уловить аромат нового времени, но на такое способны лишь талантливые и неленивые поэты.
Я год не виделся с тобою
Такое же все - и другое.
Ночное небо как при Ное
Такое же - и все иное.
В тот вечер, на беду многих гостей, таких прозорливых людей не оказалось. Вот, надменный олигарх Молодецкий. Он вернулся намедни из Америки.
- Представляете, - весело рассказывал он Щелкунчику, хорошему парню из Питера, - прилетаю, а меня встретить забыли. Ну, вызываю я такси...
- Можно смеяться?
- А как же! Я же вам самый короткий анекдот рассказал: я прилетаю и беру такси...
- А вы уверены, что это был таксист?
Молодецкий, конечно, улыбнулся, но страшный холодок пробежал ему по спине. Впрочем, как мы уже сказали, провидцев в тот вечер не оказалось и вегетативные симптомы как знаки судьбы были близоруко пропущены олигархом.
Щелкунчик был для них новым человеком, привеченным самим Дедом. После он их всех уничтожил, в политическом, разумеется, смысле, но тогда был вполне себе душкой. Впрочем, это не новый такой случай для истории. Известно, что Сталин уничтожал тех, которые знали его еще Йосей - налетчиком, а не советским Иваном Грозным.
Жухрай подошел к Щелкунчику и сказал:
- Давай выпьем?
Тот сделал некий жест головой и плечами, ну, дескать, можно, отчего бы нет.
Жухрай поворачивал страну от коммунизма к рынку. Отдавая, хотя и за бесценок, предприятия в частные руки, он вбивал гвоздь в крышку гроба русского варианта марксизма.
- Скажи, много людей против меня? - спросил Щелкунчик.
- Нет, только один, - ответил Жухрай.
- Кто же?
- Вы, то есть...
- Ты угадал.
- Тяжела ты, шапка Мономаха!
Разговор Есина со Щелкунчиком касался выпивки. Министр печати заявил, что не хочет выпивать.
Щелкунчик спросил:
- Что, вообще не пьете?
Есин сказал:
- Боюсь, что вам известен мой любимый коньяк.
Щелкунчик ответил:
- Не считайте себя фигурой, равной Ельцину. Только о нем я знаю, что он любит никарагуанский кофе больше всех остальных.
Но Щелкунчик не был в тот вечер в центре внимания. Гости собирались в свои группки и переходили порой из одной в другую. В какой - то из стаек разговорились Мозес и Есин.
- Даша неплохо справляется, - поведал Есин.
- Учителя хорошие.
- Правда, есть у нее эта болезнь левизны.
- Я знаю, - сказал Мозес. - В ней слишком много демократии. Мы в детстве ей 'Каштанку' читали.
В то время мы все же, как бы сказать, сблизились с Дашей. Она металась от высокого гонорара руководителя телевизионного канала к своим, не угасшим еще тогда демократическим убеждениям.
Красс спросил:
- Да, но где же она брала эти убеждения, ведь ее отец, как вы его описываете, сенатор, циничный ворюга?
- Не знаю, думаю, что именно в противовес ему. Такой подростковый комплекс.
- Задержавшийся пубертатный кризис?
- Что? Да, в каком - то смысле. И потом, влияние Чехова сказывалось.
Это случилось у нее в квартире. Собственно, это иногда случается между мужчиной и женщиной. Трудно было предположить, что там окажется камера слежения. Но, боюсь, даже это знание не остановило бы томление юных тел. Мозес показал мне это видео.
Я недоумевал:
- Зачем вы..? Это и есть ваша благодарность?
- Это способ управления - компромат и деньги.
- Понимаю: фашист с автоматом и мешок с долларами. Примитивная схема для первокурсника училища ФСБ. Но в моем случае... Я вам дорогу не переходил. Брата Есина мы вылечили, хотя такая зависимость не лечится окончательно.
- Кто знает, кто знает.
В борьбе, проходившей в сердце Даши, настал, как поется в песне, критический момент. Сенатор припугнул дочь возможным показом этого порнографического ролика ее мужу.
- Неужели сенатору было так важно пугать свою дочь компрометацией? - поинтересовался Красс.
- Видимо. Я думаю, в тот момент было необходимо остановить показ фильма об аресте Молодецкого. Эта лента компрометировала власть, показывая бессудность расправы над олигархом. Даша была симпатизантом Молодецкого...
Красс не мог скрыть иронии:
- Она верила в непорочность Молоднцкого? Но вы ее описываете довольно неглупой девушкой...
- Не его лично, пожалуй. Она верила...в справедливость, что ли. Если хотите, в гуманность. Ну, вот, ее припугнули...
- Тем самым роликом, в котором вы фигурировали...
- Именно.
- И она отступила?
- Да, она убрала фильм про Молодецкого из сетки вещания.
- А как ваша работа в клинике? - поинтересовался Арво.
- Я больше там не работал. Сосредоточился над диссертацией.
- И вас не беспокоили?
- Ну, это уже совсем другая история.
Да, я с головой окунулся в изучение агрессивного поведения. Причем, я понимал всю целокупность данного феномена, то есть, неразрывную связь агрессии и суицида.
Странный случай произошел со мной на заседании ученого совета. Защита была кульминацией всей моей исследовательской работы. Я в диссертации осмелился утверждать, будто агрессия рождается из депрессии. Убийство, полагал я, как надводная часть айсберга поднимается из глубин меланхолии. И когда эта мысль была озвучена мною с трибуны, одна старая дама, спросила: как же так?
В шестеренки ее мозга, казалось, просочились песчинки сомнения.
- Вот лежит человек в депрессии на диване, - проскрипела эта старая профессор, - он что, пойдет убивать?
- Пойдет, пойдет. Чтобы вырваться из пут депрессии. Вспомните Достоевского: преодолеть эту извечную русскую немоту.
На самом заднем ряду в зале, где проходила моя защита, сидел неприметный с виду человечек. Я его не разглядел хорошенько, только контуры. Но после защиты, на маленьком банкете, он ко мне подошел. Седой, с бороденкой, довольно жиденькой. Он сказал мне, что впервые услышал научное мнение о происхождении агрессии от депрессии. Точно такую же трансформацию он пережил в свое время, такой же перелив ощущений. А он служил в НКВД, в Белоруссии, и непосредственно участвовал в убийстве Михоэлса.
Арво уточнил:
- Да, был такой артист.
Я подтвердил:
- Он самый.
Так вот, этот тип, с жиденькой бороденкой рассказал мне свою историю. Он признался, что в сорок девятом году находился в сильной депрессии. Его, понимаете ли, жена бросила. Чувство неполноценности обуяло его. Запил, как водится, и уже недалеко ему было до самоубийства! А тут неожиданно такой подарок судьбы - заказ на убийство этого Михоэлса пришел. И, знаете, признался чекист, тогда он все равно как воспрял и все так точно рассчитал за это убийство! Весь план убийства как озарение сошел! Будто некий мозговой стимулятор ему вкололи! И депрессии как не бывало. Сам, говорит, не понял, как с крючка сорвался. То есть, избежал петли. Он мне еще рассказал, с точностью до минуты, достоверно и четко, как все было организовано. Ну, вы, знаете, эту историю? Народного артиста пригласили в Минск, на театральный конкурс якобы. Потом его позвали в гости на одну дачку. По... по дороге его споили, по голове стукнули и уже убитого сунули под грузовик. Аварию подстроили.
Красс произнес:
- Это бывает.
Потом он добавил:
- Чем - то напоминает смерть бывшего министра Есина в вашингтонском отеле.
- Вы имеете в виду недавно опубликованные данные ФБР?
- Да.
- Там говорится о переломе у покойного костей шеи?
- Конечно.
- А почему 'конечно'?
- Они возникли от соприкосновения с неким тупым предметом.
Красс тут же спросил меня:
- Это могло быть... - что бы вы думали?
Я ответил, вложив всю иронию:
- Это могло быть... твердый пол в отеле.
Красс улыбнулся:
- Вы не видели всего дела...
- Я не видел. А вы видели?
Эстонец ответил загадкой:
- Даже больше.
- Как вы могли видеть, не понимаю?
Речь шла об опубликованных ФБР протоколах слежения за бывшим министром печати Есиным. Он умер в Америке в 2018 году, и вот сейчас ФБР рассекретило эти данные. Они представляли собой записи с обычных камер слежения в отелях, в дополнение к которым приводились результаты анатомического исследования. Похождения покойного по разным отелям и ночным магазинчикам не представляют особого интереса: их можно было бы принять за блуждания старого алкоголика в запое в поисках очередной порции спасительной влаги. А вот данные осмотра трупа... У бывшего министра печати перебиты шейные позвонки. Ну, точь - в - точь, как у Михоэлса.
Красс спросил:
- А как вообще тот чекист из Белоруссии попал на вашу диссертацию?
- Так с этого и заварилась вся каша! Он приехал в Москву к сыну. А его сын служил охранником Мозеса, и тот послал его в нашу клинику - сторожить брата Есина. Ну, я вам говорил о нем: тот самый охранник, с которым я в аптеку за анальгетиком ездил. Защита диссертации в нашей клинике происходила. Отец этого охранника бродил по коридору в ожидании сына, ну, и забрел в этот зал.
- А что за каша - то заварилась?
- Это другая история. Я к ней еще вернусь.
- О, как причудливо тасуется колода!
Стоп, стоп! Надо все проанализировать. Итак, мы, в самом деле, имеем два похожих случая смерти: Михоэлса и Есина. Хорошо, не станем забегать вперед, назовем это пока просто - умерщвления. И оба они проделаны с людьми, находившимися в алкогольном опьянении, - раз, и путем смертельных травм головы и шеи - два. Случайность? Возможна. Но доказательная случайность! Как, двух известных людей, вхожих в высшие эшелоны власти, имевших высокие знакомства на государственном уровне, выполнявших деликатные, но архиважные поручения, так похоже лишили жизни? Как так получилось, что их смерть оказалось столь одинаково внезапной, так легко сопоставимой по деталям?! Для чего это было нужно? И, главное, кому?!
И потом: я уже рассказывал про охранника господина Мозеса. Это тот охранник, с которым я покупал наркотический анальгетик в аптеке. И вот, этот самый охранник оказывается сыном чекиста, убившего Михоэлса, - вы что же думаете, это все случайно! Что такая закольцованность людей и событий может произойти просто так, по наитию? Да, нет! Ведь все имеет какой - то смысл. И смысл, и причину.
Был в первой трети двадцатого века театральный режиссер Гельмгольц. Он был немец, но служил революционной власти новой России. Что же тут удивительного, я знал одного русского, который был контрреволюционер.
Вспомнил я Гельмгольца вот в какой связи. Бывший чекист из Белоруссии кое - что рассказал и о нем тоже. Чекист тогда был совсем мальчонкой. По старой, вероятно, еще со времен опричнины Ивана Грозного, традиции их семья служила в органах. Старший брат его работал в ЧК и знал многое. Так вот, этот Гельмгольц. Имя его в двадцатых годах прошлого века гремело на всю страну, он ходил в кожанке и буденновке как истый страж революции. Он поставил в своем театре пьесу 'Земля дыбом', посвященную Гронскому. Это вызвало недовольство партийной верхушки, которая явно недолюбливала вождя Октября, высокомерно читавшего на заседаниях политбюро авантюрные романы. И на Гельмгольца - за его нездоровые склонности - начались гонения.
Как - то театр Гельмгольца гастролировал в Париже. И там мастер встретился с русским актером Михаилом Чеховым, давно уже проживавшим в эмиграции. Чехов пытался уговорить Гельмгольца не возвращаться в Россию. Там вас непременно убьют, - доказывал ему Чехов, - неужели вы не чувствуете? На что Гельмгольц устало и грустно ответил: - Я все равно вернусь.
Что застило глаза Гельмгольцу? Всеобщее признание, некогда поднявшее его на котурны? Строящееся специально для него новое здание театра? Слепота 'большевизанствующего гимназиста', как окрестил его тот же Михаил Чехов? Так или иначе, но мастер вернулся из Парижа в Москву и поставил 'Отелло'. В своем новом стиле, как водится. Весь реквизит спектакля состоял из белого платка, лежавшего на зеленой сцене.
- В пьесе платок играет важную роль...
- Я помню, помню..., - поспешно сказал Красс, - не дурак. Продолжайте, пожалуйста.
Спектакль этот не понравился Молотову, которого специально затащили на премьеру. Молотов покинул театр в перерыве. Гельмгольц погнался за ним.
Он настиг его у подъезда и взмолился:
- Вам не понравилось, Вячеслав Михайлович?!
Молотов не ответил и сел в машину.
Гельмгольц с мольбой в голосе произнес:
- Мне в вас нужда!
Молотов не повернул и головы.
Тогда Гельмгольц крикнул ему вслед:
- Я предлагаю расстреливать врагов народа в моем театре, на сцене, в ходе спектакля!
Сановный большевик остался глух к опальному мастеру.
- Зачем вы мне все это рассказываете? - изумился Красс.
- Вот именно об этом я тоже спросил бывшего белорусского чекиста. Он тогда сказал мне, что связывает в своем сознании арест Гельмгольца и убийство Михоэлса. Такая травля, такая немотивированная жестокость, что проявилась к этим людям, труднообъяснима. Он сам размышлял обо всем и даже завел дневник, куда вносил свои мысли. И вот к чему он пришел, пытаясь понять смысл того террора. Первая причина - это свидетельство. Эти люди были свидетелями революции, они видели грандиозный всплеск, мировой пожар. А свидетелей, очевидцев, уничтожают. Второе: они смущали людей, этих чад праха, своими призывами. Отвлекали их от ежедневной работы, толкая души к метафизическим порывам. Как может тогда мир существовать?! Если все только и будут, что мечтать? Страна в разрухе, надо работать, забыв про себя, а они, наоборот, напоминали рабочим про их величие. Они занесли в толпу свои райские песни, но толпа не может ими кормиться. Ну, и наконец, третье: депрессия той самой голодной толпы, голодных рабов, требовала жертвы. Я уже говорил о моей теории агрессии - как лекарства от небытия, от коллективного суицида. Вот этих жертв и искали умные вожди того времени. Они нашли подходящий корм и бросили его толпе. И толпа насытилась кровью.
У 'Отелло' гибельный реквизит -
На зеленой сцене платок лежит
- Что же, по - вашему, революция привела к депрессии? - допытывался Красс.
- Всякая революция - это черная дыра. Любое озарение чувств ведет к черной меланхолии. По законам физики, знаете ли.
- И все таки, я не могу понять, какую кашу вы заварили с чекистом?
- Я же вам сказал, что расскажу обо всем по порядку.
Старый чекист мне исповедался. Вероятно, к концу жизни человек лучше понимает экзистенцию. И в несказуемом ужасе смерти он жаждет покаяния. Мы с ним долго беседовали, он сказал мне, что, вот, наделал человек гадостей - он, себя имел в виду, - а теперь перед лицом вечности, ему недостает покаяния, он просит прощения, но не успевает...
Однако кое - что важное он мне рассказал. Например, как арестовывали Гельмгольца. В тридцать девятом году его позвали ставить парад физкультурников в Ленинграде, и там схватили. Дальше был суд, и вы знаете что еще. Не находите сходства почерка? - спросил чекист. И я сразу вспомнил современного режиссера - внука Гельмгольца. Фамилия внука - Богомолец, он руководитель московского театра. Его, как вы знаете, недавно тоже арестовали. И сделали это при схожих обстоятельствах. Он приехал в Питер, снимать там кино, и его приняли. И, понимаете, этот Богомолец, тоже ведь слыл другом верхов, сидел с ними за одним столом, и они же его теперь судят. Что будет следующим шагом? Отберут театр, как у его деда. А у Богомольца театр примыкает к торговому центру 'Гельмгольц - плаза', выстроенному под него, под его театр, дабы стричь купоны с торговли.
Арво Красс воскликнул, как при внезапном озарении:
- Послушайте, так прямо сегодня прошло сообщение о том, что в торговом центре 'Гельмгольц - плаза' эвакуировали посетителей, по причине короткого замыкания!
Я осторожно заметил:
- Ну, это еще ни о чем не говорит... Все же, Гельмгольц и Богомолец - несравнимые величины.
- Но методички ЧК остались теми же.
Да, интересно, заберут у внука Гельмгольца его 'Гельмгольц - плазу'?
Похожие убийства, схожие до деталей аресты... И впрямь, по методичке, что ли?
А я все вспоминал наш роман с Дашей. Прямо тут, сидя в холле отеля, в редкие моменты перерывов нашей болтовни с Крассом.
В один из дней мне ужасно захотелось ее увидеть. Мне стало жутко интересно, как она живет. Мы встретились в ресторанчике торгового центра, право, уже не помню какого.
- Тут нет богатой элиты, - неловко начал я разговор. - Значит, такой нищеброд, как я, может здесь поужинать.
- Ах, не продолжай, пожалуйста, ну, почему ты не можешь оставить всего этого в покое! Мало я терплю от Есина, теперь ты повторяешь этот бред, эту провокацию.
- Мне самому неприятно. Хорошо, что ты призналась, что не имеешь к этому отношения. Но твой канал ведет омерзительную пропаганду.