Аннотация: Расследование обвинения в харассменте вдруг обрастает неожиданными деталями и опасными поворотами
Белый платок и страх волка
Вообще говоря, то была прошлая жизнь, хотя от нее нас отделяют какие-то там двенадцать лет. И это видится и чувствуется отчетливо именно теперь, когда за нами по пятам идет Оруэлл. А может быть, кто - то другой, как сумасшедший с бритвою в руке.
Тогда я еще учился в школе. Я купил арбуз, грузинское вино 'Цинандали'. И в нашем семейном кругу мы провести вечер. Днем в школе я нарисовал натюрморт. Мелом на классной доске. Я пошутил, изобразил селедку, бутылку и стакан. Глупая училка вызвала моего отца и ждала позора ученика на миру, перед всем классом. Отец защитил меня, сказав, после паузы, присмотревшись, что, рисунок вовсе неплохой. У дамы, не обремененной педагогическим даром, отвисла челюсть. Мне повезло, меня защитили, а могли бы и не защитить.
Как случилось, например, много позже, с моим профессором. Он руководил моей научной работой. Перед самой защитой с ним случилась беда: его обвинили в растлении. Да, именно, в растлении, в той модной болезни, что занесена нынче и к нам. Собственно, я уже перехожу в наше время, в век гангстеров и вирусов. Фрейд учил, что фигура отца, точнее, энергетические поля, исходящие от нее, играет ключевую роль в формировании детской, а впоследствии, конечно, и взрослой психики. Вот, кстати, ни у одного известного писателя мы не имеем информации об его отце. А отца Достоевского - знаем. О чем это говорит? О том, что открытый и описанный Зигмундом Фрейдом комплекс отца реально существует. И у светоча русской литературы он, комплекс этот, был очень силен. Федор Достоевский не стеснялся обнажать его в своих романах и демонстрировать беспощадно всей публике.
И понимаете, Достоевский говорил, что зло в самом человеке сидит, оно не снаружи, а наоборот, внутри него. И оно не снизу, и не сбоку, а это сам он и есть. Вот, ведь что! Вспомните Ивана Карамазова: '...этот черт - я сам...'.
У меня всегда была завышенная самооценка. Случись что, кризис там или конфликт, я их быстро преодолевал. Одна, много две бессонные ночи - и все. Дунул - плюнул, и нет черта! У Вани Карамазова не так просто. И у профессора моего, которого в растлении обвинили, тоже не так. Может, это оттого, что я защищен, крепко защищен, а они нет.
Фамилия моего профессора была Сношальский. Только нее подумайте, будто она 'говорящая', скорее, 'лошадиная'.
Я уже поработал в институте, даже выпустил научную монографию. Оттуда целую главу содрали для университетского учебника, и я подал на 'авторов' в суд, составил иск о плагиате. Знаете, так стало обидно, что какие - то дяди заработают на моем таланте! Здание суда находилось недалеко от станции метро 'Войковская'. Назывался этот суд 'Коптевским'. Я сперва немного погостил у тетеньки, а после отправился в храм правосудия. Меня всегда, в мои краткие посещения этого здания, удивляла будничность его старосоветского стиля. Тяжелые двери, толстенные ручки на них, с позолотой. Столики в зале заседаний, будто в школе. И эти мантии судейские, фальшивые, как и все их адвокаты. Их, правосудия, то есть.
Тогда я выиграл.
Ну, а через пару месяцев моего профессора, от которого многое зависело, обвинили в растлении малолетней. И стал он ходить под статьей. И моя диссертация повисла прямо на волоске. Она основана на моей же книге. Собственно, она и есть книга, можно было бы и не волноваться, однако и защита важна. Иметь корочку про научную степень все же необходимо, и по правде сказать, почетно. А как же защита без руководителя? Надо же все решить на ученом совете, дату назначить, оппонентов, и вообще, соблюсти все формальности.
Узнав про несчастье моего профессора, я позвонил его жене. Она приняла мое приглашение и приехала в 'Шоколадницу', быстро, через десять минут. Я удивился, ведь их квартира находилась от той 'Шоколадницы' в тридцати километрах.
- Вы умеете летать по городу? - спросил я, повинуясь глупой развязности всезнайки.
- Конечно, - ответила она, прощая эту мою глупость.
- А ваше имя не Маргарита? - спросил я, и снова вполне себе неучтиво.
- Нет, я жена другого человека.
И Софья Андреевна, так ее звали, рассказала мне всю историю.
- Я ждала мужа с работы. Мы вечером, как всегда, собирались пить чай. В нашей гостиной, ну, вы знаете.
- Конечно.
- Как - то завели эту привычку, впрочем, не совсем уж оригинальную. Но у нас это получалось неплохо.
- Я могу это подтвердить.
- Нечто вроде китайской церемонии. Прости господи! - Софья Андреевна истово перекрестилась, вероятно, подумав о бушующем в мире вирусе. - Муж любил накрыть чайник салфеткой. - Тут она немного запнулась, что - то слегка сдавило у нее в горле. - Я не могу забыть ни одной подробности того вечера. Вы бы тоже их не забыли, если бы вам пришлось пройти через все это. Он все не возвращался. Так продлилось всю ночь. Потом он позвонил, уже рано утром, и сказал, что приедет домой с оперативником. Я тогда сразу поняла, вернее, только почувствовала, но очень ясно почувствовала, что случилось непоправимое.
Хемингуэй пророчески заметил однажды: все страшные, даже грандиозные события начинаются с какой - то мелочи, поначалу малозначимого явления, на которое никто не обращает внимания как на предтечу существенных жизненных перемен. Весть, например, о тяжелой утрате появляется не громом с ясного неба, нет: ее приносит мальчик - почтальон с утренней корреспонденцией. Но, даже зная все это, имея представление о свойстве необратимости всех биологических процессов, я в довольно жалкой форме постарался успокоить жену профессора:
- Подождите, может, все разрешится...
- Вы не хуже меня знаете, что судебную машину трудно остановить, она заводится и едет до конца намеченного маршрута.
- Муж сказал вам, в чем его подозревают?
- Он только предупредил, что приедет домой не один. Ему не надо было мне ничего объяснять, знаете, над нами проходили воздушные пути...
- Да, вы что?!
- ...соединяющие наши души, все нам становилось ясно в первую секунду. Мы когда впервые встретились с ним, уже поняли всю нашу близость друг к другу. И у меня, и у него, в момент первой нашей встречи, сразу появилось чувство, будто мы уже были знакомы. Так обыкновенно бывает, когда встречаются ангелы.
У меня закралось нездоровое подозрение:
- Послушайте, вы...
Жена Сношальского прервала меня, словно готова к моему вопросу:
- А, да, конечно, я это уже слышала. Вы хотите сказать, что мы оба ненормальные? Нам это не грозит, мы же врачи.
- А как же палата номер шесть?
- Так ведь это он все выдумал, сочинил.
- Что же было дальше? - Я поспешил продолжить разговор, надеясь мгновенно отдалить свою бестактность.
И Софья Андреевна поддержала мою попытку.
- Муж вернулся в сопровождении оперативников. Они долго что-то искали в нашей квартире, вероятно, надеясь получить вещественные доказательства, составили протокол обыска и допроса. Это было ужасно. Они все меня спрашивали: знали ли вы, подозревали ли вы...
- Так в чем его обвиняют?
- Это называется 'растление'. Будто он домогался своей студентки.
- По нынешнему, харассмент?
- Из этой же серии, но строго юридически - растление.
- А вам кажется это неправдоподобным?
Вот, странная все таки, и нехорошая у меня привычка: задавать провокационные вопросы. Хотя в этот момент я уже догадывался, что мне придется самому вплотную заняться расследованием этого дела. А раз так, то задавать вопросы придется самые нелицеприятные. Софья Андреевна, впрочем, и не удивилась.
- Вовсе нет, - спокойно произнесла она, добавив со всей твердостью, - но я знаю, что этого не было.
- Вы что, ясновидящая?
- Они так запугали его... Эта студентка, внучка известного писателя Упряжского, стала угрожать ему. Он был так напуган, считал, что они могут убить его детей. То есть, наших ... детей. Так он был встревожен.
- Ваши дети живут отдельно?
- Ну, можно и так сказать. Они проживают сейчас в Австрии.
- В чем конкретно состояло обвинение?
- В том, что профессор положил ладонь этой студентки к себе в промежность.
- Прямо, анекдот.
- Этот анекдот может стоить ему жизни.
- И какова фабула этой веселенькой истории?
- Ну, шла конференция, они сидели вместе и...
- Студентка написала такую душераздирающую телегу?
Вот, кстати, то, что профессор, со слов жены, был тревожен, боялся за детей, сразу подсказало мне, что он не виноват. Обычно сильный страх охватывает как раз невиновных. Преступник же, настоящий преступник, чувствующий и знающий свою вину, боится, как правило, поменьше, ибо он готов, хотя бы подсознательно, к неизбежной каре. Наказание кажется ему в какой-то мере желанным, как отпущение греха. Да, вероятно, кроме меня, расследовать это дело больше некому. Трудно себе представить, что кто - то в наше ужасное время, в век гангстеров, продажных ментов и судей, в их шутовских мантиях, станет защищать профессора от навета, добывать по крупицам опровергающие его вину доказательства.
Софья Андреевна, прочитав, видимо, на моем лице игру решительных мускулов, спросила, с робкой надеждой:
- Вы хотите ему помочь?
- Вы бы на моем месте поступили так же?
- Адвокат, из райотдела полиции, - сказала Софья Андреевна, - наверняка станет петь под дудку следствия.
- Понятно, он будет склонять профессора к признанию вины. Будто бы это поможет смягчить приговор суда.
- Можно нанять дорогого адвоката, но, боюсь, он как пылесос станет вытягивать из меня доллары и евро.
Я сказал, со всей решительностью:
- Не надо никого нанимать. Я сам займусь этим делом. И диссертация тут на втором плане, поверьте. Просто я очень хочу знать правду. Мы прольем свет на эти тайны. В невиновности профессора я не сомневаюсь. Но откуда этот навет? От кого тянутся все нити? Я сделаю все, что в моих силах, постараюсь найти истину.
Не будучи следователем, я знал, тем не менее, что все улики добываются случайно, но при одном условии: надо этого сильно захотеть. Смог же я диссертацию сочинить, написать по ней книгу, которая оказалась достойна плагиата! Так, отчего же не попробовать распутать это дело? Конечно, в моем сознании скворченком билась подлая мыслишка: а не оттого ли я берусь распутать змеиный клубок навета, что сам корыстно причастен к этой истории? Профессор должен был со дня на день прочесть окончательный вариант моей диссертации и вынести ее на ученый совет. Стадо быть, получение мною заветной ученой степени теперь, в силу открывшихся обстоятельств, весьма затруднялось.
- Идите, и делайте свое дело, - сказала Софья Андреевна. - И дай бог, чтобы вам повезло.
Боже как мне хотелось в этот момент защитить эту хрупкую женщину! Так или иначе, но первое впечатление оказывалось самым правильным, и я воспринимал ее именно так: как жену Мастера. Им был мой профессор, который, возможно, на звание мастера и не тянул, но был загнан.
Мой план был таков. Я должен сказаться оперативником из райотдела. Для всех участников разбирательства я предстану обычным опером. А дальше уже моя задача сделать так, чтобы они все мне поверили, - во - первых, и во вторых, начали бы откровенно отвечать на мои каверзные вопросы. Я становился как бы опять доктором, исследователем, бихевиористом, которым, по сути, был всегда.
Как мне стало известно, основным доказательством в этом деле служил платок. Студентка сообщала в своем пасквиле, будто, по ее просьбе, профессор купил его в подарок. В момент развратных действий, Сношальский использовал его, так сказать, для сокрытия следов. И что следует отметить, на них, по словам 'потерпевшей', есть частички ее биоматериала.
Студентку - то я нашел быстро. Потерпевшую, будто бы. Я и не знал о ней, хотя с профессором встречался довольно часто.
Автор навета не отказывалась со мной говорить и даже как - то продвигала нашу беседу. А то знаете, как бывает: встречаются впервые два незнакомых человека, смущаются... Студентка, как на зачете, изложила свою претензию.
- Вот, смотрите, он сидел рядом и положил мою руку к своим половым органам.
- Пожалуйста, - поспешил я предупредить, - не показывайте на себе.
Свои же руки я машинально сунул в карманы пиджака.
- А я не суеверна.
Я спросил, демонстрируя свою наивность:
- Простите, но где биологические маркеры? Должны же быть... сперма или еще чего - то там... Частички кожи... А получается, все дело сшито из ваших слов?
- А разве этого мало?!
- В качестве доказательств!?
- Доказательства на платке.
- Хочу вас предупредить: я буду драться как лев.
- Послушайте, вы... Разве вы участник процесса?
- А вы так не считаете? Любое действие рождает сопротивление. Вы об этом не знали? Мое участие - это поиски истины.
- Она прячется, а вы ее всюду ищите...
- Я готов драться за нее.
- Вы, кажется, сказали - сопротивление?
Я пояснил:
- Знаете, как это называется? Психические поля. Вы генерируете свое поле, свои идеи, а в ответ появляются другие поля, которые оказывают сопротивление.
- И кто победит? Как вы думаете?
- Я ничего не думаю. Я расследую. В частности, меня очень интересует ваш платок. Там, будто бы, найдены частички крови?
- Ну, вы же знакомы с делом?
- Знаком.
- Тогда в чем вопрос?
- А вот в чем. Экспертиза показала, что на белом платке обнаружены следы губной помады, а не частичек крови, как вы изволили выразиться. И вот на этот вопрос вам будет ответить труднее всего.
- Успели уже? Ошибка исключена?
- Исключена. У меня не так много времени, приходится действовать без ошибок.
Адвокат, как можно было предположить, единственное, что делал, так это уговаривал профессора признать свою вину. Сношальский ему не верил. Профессору шили и шили обвинение в растлении, как будто никаких иных версий и вовсе не существовало в природе!
На очередном допросе, вконец изведенный подозрениями, он воскликнул:
- Но есть божий суд!
Ведший его дело следователь из прокуратуры сухо заметил, впадая в цинизм, вероятно, не получив, вовремя, на водку:
- Зачем нам такой суд? Он при нем, суд, при боге, останется. Мы кто? Каждый в себе. Мы люди маленькие. Мы можем сами трактовать цепь событий. Понимаете, цепь!
- Но это же, всего лишь, ваша трактовка!
- А что, и трактовка может быть искренней.
Слова следователя могли показаться глумлением, однако впоследствии все разъяснилось по - другому.
Профессор ходил под статьей, но не был задержан.
- Что делать? - спросил профессор, отдавая мне диссертацию.
Прочесть ее в завершенном виде он не успел.
- Да, и кто меня теперь оставит в ученом совете? - сокрушенно произнес несчастный.
Он решил бежать за границу. И в тот же вечер улетел.
Я полетел вслед за ним, через два дня. Черт его не знает, почему. Я вообще не особенно ясно представлял себе весь дальнейший ход расследования. Но мне надо было соблюдать конспирацию, выдавая себя за опера, поэтому я придерживался всех внешних атрибутов поведения сыщика. Они все мне поверили. А может, оттого что им было безразлично? В аэропорту с наслаждением выпил кофе. Есть особая прелесть в кофе из станционного буфета. Восторг и тревога предстоящего полета усиливают аромат напитка.
Я нашел профессора в маленьком курортном местечке, где - то на границе Австрии. В горах лежал снег, а в самом городке тускло слепило солнце. Профессор повел меня в одно из многочисленных кафе, в котором сквозь маленькие окна горел полдень.
- Что же вы, русский ученый, и уезжаете?
- У вас пуговица болтается, - заметил профессор.
- Она не болтается, - сказал я. - Она крепкая. Висит немного. Это в порядке вещей. Так сейчас делают. Вы отстали, профессор.
Я не хотел его обижать. Просто в то время я еще упивался своей независимостью и умением жить, как мне казалось.
- Да, я отстал, - произнес профессор.
- Но ведь вы сбегаете?
- Повидал детей и приехал сюда.
- Вы знаете этот городок?
- Немного. А что вы начали говорить про 'сбегаете'?
- Я знаю, что у вас неприятности...
- Если назвать обвинения в совращении малолетней 'неприятностью'... Это у вас будут неприятности с защитой.
Я поспешил оправдаться:
- Надеюсь, вы не думаете, что я... из-за диссертации о вас забочусь?
- А вы так не думаете? Кстати, вы с ней знакомы?
- С Алиной? С вашей студенткой? Да, имел удовольствие.
- И каково ваше мнение? Умна, не правда ли?
- Как вам сказать? По - моему, ее мозг так же гладок, как бильярдный шар.
И какое я имею право так чернить человека? Будь она хоть студенткой. Впрочем, для успеха всего расследования, вероятно, необходимо заострять углы.
Профессор сказал:
- Она идеалистка, насколько я понимаю. И как всякая идеалистка остро чувствует фальшь, это у нее бессознательно. Вероятно, в ней силен идеал отца. Идеальная, знаете ли, фигура.
Чего он вдруг на отца свернул? Ох, уж этот 'идеальный' образ отца! Все носятся с ним как с писаной торбой. И надо было Фрейду когда - то описать его, чтобы теперь все возились с этой теорией! Профессор Сношальский тоже, я знал об этом, интересовался комплексом отца. Это не было его темой, он занимался лечением тревоги и агрессии, но отдавал ей значительное место в своих наблюдениях. Какой - то, прямо скажем, вымороченый, искусственный конструкт. Будто ребенок видит в отце идеал справедливости. А потом он, идеал этот, находит в боге. Такой строгий и справедливый 'образ божий'.
Профессор продолжал:
- В ней живет этот идеальный образ, и вот она перенесла его на меня, увидев во мне учителя, наставника. Бедняжка. А я ведь не такой идеалист. Я немного циник. Но не по природе, конечно, а по знанию жизни. Честно приобрел на стезях порока и излишеств.
- Это вы то?
- Увы. Многое пришлось испытать. Еще кофе?
- Нет, пожалуй. Спасибо.
- Позвольте, я закончу мысль?
- Разумеется! - Я как никто другой был в этом заинтересован. - Вы хотите сказать, что Алина в вас... как это... разочаровалась?
- Да, в моей идеальной фигуре. Не потянул я на 'фигуру отца'. Некоего учителя, наставника. Я не стал для нее тем, чего она искала... Воплощением добродетели и справедливости, что ли.
- И поэтому она написала на вас донос?
Вот, кстати, этот факт тоже говорит в пользу профессора. Именно, его откровенность в рассказе о себе. Кто не без греха, как говориться. Но если человек спокойно признается в этом, значит, он правдив и в других своих признаниях.
Я спросил:
- Вы верите в бога?
Профессор ответил, как мне показалось, немного вяло:
- Скорее, да.
- Я кое - что знаю о ваших пристрастиях в науке, в психологии, то есть, но вот, о вашем отношении к трансценденции не осведомлен. Значит, вы тоже немного идеалист?
- Что?
- Ну, раз в бога верите?
- Да, в каком - то смысле. За исключением одной маленькой детали: идеалист на скамье подсудимых.
Я сказал:
- И скучно, и грустно...
Он сказал:
- Некогда мне скучать. Лектора Оксфорда из меня не вышло, придется переквалифицироваться в парижского таксиста.
- А почему парижского?
- Да, это не важно.
- Однако ваш идеализм вступает в противоречие с фактами. А они, упрямцы эдакие, говорят о следующем: Алина в своем заявлении пишет, что существует некий платок с пятнами крови... Вы знаете что - то об этом платке?
- Никаких пятен быть не может, это я знаю точно.
- А платок? Был ли платок?
- Какой - то белый комочек мелькал.
Так, в австрийском маленьком кафе я впервые связал обвинение в растлении, крепкой удавкой накинутое на профессора взбалмошной институткой, с так называемым идеалом отца. Мне мешал только платок... Если бы не этот вещдок, все было бы просто, все сходилось бы на Фрейде. Есть в человеке такая врожденная потребность - иметь идеал отца. Как высшей фигуры справедливости, что ли. В особенности, конечно, такая потребность актуальна в детском возрасте, потом она может модифицироваться, приобретая иную окраску. В частности, веру в бога. Как всегда, у Фрейда, все явления подспудной психической жизни, предстают двойственными. Так и с идеалом отца: он вроде и светлый, и хочется к нему прильнуть всей душой, но он же и темный, он же, - образ отца, то есть, - вызывает и негодование, отторжение, желание мстить ему. Такой, с виду, парадокс отражает вообще двойственность человека, его верх и низ, его светлую и темную половины. Инь - янь, в общем. Чем сильнее выражено желание видеть в отце светлый лик, воплощение всех добродетелей, тем страшнее потом разочарование. Не бывает людей идеальных, у каждого свои тараканы. И вот когда ребенок видит впервые эти недостатки у отца, он начинает его ненавидеть, - столь велико бывает разочарование.
С такими вот мыслями я пожал руку профессору. Я столь рьяно взялся за дело, войдя в образ рубахи - опера! Когда - то я собирался поступать во ВГИК, и вот, теперь, сама судьба дала мне шанс воплотить свои способности. Но после разговора с профессором какая - то унылая скука закралась в меня: опять, что ли, разгребать завалы подсознания вместо лихой кавалеристской атаки на клевету?! Надоели все эти нудные разговоры о бессознательном, хуже горькой редьки!
Перед дорогой в аэропорт я зашел в другое маленькое кафе. Там, за столиком увидал знакомого мне диск - жокея. Тот работал на лондонском радио. Никогда бы сам не подошел, но тут, в городке, в такой экстремальной ситуации, решился. Я любил его передачи, а он как - то даже брал у меня короткое интервью.
- Вы позволите? - сказал я, подойдя к его столику. - Помните, Вы мне звонили, и я отвечал на ваши вопросы.
- У меня столько звонков... Садитесь.
- Я бихевиорист, занимаюсь агрессией...
И я рассказал ему скверный анекдот о профессоре Сношальском.
- Да, забавно. Внучка Упряжского, говорите? Знал я такого писателя. Он живет, кажется, в Юсовском переулке.
- Именно так.
- А там место такое, знаете, гиблое. Говорят, раньше там жили чернокнижники, маги... Случилось там и два резонансных убийства. Сначала убили жену писателя Сухово - Кобылина, в его же квартире. Это в девятнадцатом веке было. Ну, и более известное преступление: убийство актрисы Ираиды Фрай, жены известного режиссера Гельмгольца.
- Вы дружили?
Жокей усмехнулся:
- Вы еще и с юмором!
Я тоже улыбнулся.
Жокей сказал:
- Мы с Упряжским немного приятельствовали, но, конечно, мы принадлежим к разным кругам интеллигенции. Квартира у него, хоть и в центре, но меченая, место там плохое, жизни там не будет. Жизни на кладбище вообще не бывает.
- Теперь я припоминаю, - продолжал жокей, приглядываясь ко мне, - я действительно брал у вас интервью. Вы бихевиорист?
- Можно и так сказать, для простоты.
- Не знаю, помог ли я вам?
- А вы, по - прежнему, на радио трудитесь?
- Уже нет. Я оставил лондонскую квартиру и купил себе жилье здесь, в этом городке.
- Пишите мемуары?
Странная задача - это мое расследование. Встречаюсь с людьми, задаю им вопросы, но не получаю какого - то определенного материала. Может, так и надо? Истина рождается из неопределенности.
Кофе в венском аэропорту был так же приятен. А через три часа - и в Шереметьево. Сеть - то одна. Скованные одной сетью...
Через два часа я был уже у следователя. Он любезно говорил со мной. Я сразу не понял отчего, но потом точно узнал причину.
- Ну, что скажете, господин Мегрэ? Не отпирайтесь, знаю, вы ведете свое расследование. Я не против. В любом случае, добытые вами сведения создадут более объемную картину, не правда ли? Кстати, я вас раньше не видел. Вы новый сотрудник?
- Недавно назначен.
Я сказал, используя расположение ко мне этого, как бы сказать, цепного пса справедливости:
- Постойте, ну, давайте разберемся. В прокуратуру поступило заявление некой гражданки, в котором модный профессор обвиняется в совершении в отношении нее развратных действий, а с учетом ее возраста, - это означает, в растлении.
Следователь подтвердил:
- Именно так.
- Тогда у меня к вам сразу два вопроса.
- Слушаю.
- Малолетней... Ей ведь уже семнадцать. Но формально... Допустим. Теперь дальше: модный профессор. Значит, как это? Профессор имел успех...
- Несомненно. Женщины, наверное, гроздьями на шею вешаются.
- Ну, вот видите! Зачем же ему принуждать малолетнюю?
Следователь сказал:
- Все в человеке смешано. Добро, зло... Откуда мы знаем, какие могут возникнуть желания?
Я сказал:
- Вспомните 'Лолиту'. Светлая история, которой зачитывается весь мир А ведь ей тоже не было еще восемнадцати?
Он сказал:
- Так ведь это он все выдумал, сочинил...
Я сказал:
- Нет связки.
- Что?
- Я говорю, нет связки. Вы же не станете отрицать всей условности этой возрастной границы...
- Не забывайте, профессор сбежал.
- Да, он уехал. Куда - то в Европу. Где - то на границе Австрии. Сейчас это несложно.
Я не сообщил следователю о нашей недавней встрече с профессором. Я только сказал ему, что не знаю за профессором болезненной функции психики, педофилии там, и всякого такого.
Нашел я точный адрес писателя. В потрепанном справочнике московских литераторов. Тот держал большую квартиру, в Юсовском переулке. В квартире жили его дочь, его же сын Алеша, понятно, брат этой дочери, припадочный. Кстати, дочь звали Фредой, по имени возлюбленной Гете. Проживала в этой большой квартире также и его литературный секретарь Мария Бенкендорф, не первой, так сказать, молодости дама. Упряжский когда - то, служа в лондонской резидентуре КГБ, влюбился в нее, а потом выписал ее из Англии в Москву как своего литературного секретаря. Она была урожденная Закревская, из старого дворянского рода. В Лондоне тоже была агентом КГБ, вышла замуж за тамошнего миллионера Будберга. Потом стала уже Бенкендорф, тоже за кого - то выйдя, по производственной, так сказать, необходимости. Писатель безостановочно предлагал ей замужество, но та не соглашалась. Свобода была для нее несгораемой ценностью. Служить у него секретарем - да, но по - иному к нему ее совсем не тянуло.
Да, писатель служил в органах. Данная подробность его биографии во - многом определяет всю канву дальнейшего повествования. Сам он родом из тамбовской деревни. Сын хлебопашца, Упряжский еще в тридцатые годы приехал в Москву, и его вскоре завербовали в ЧК. Он был писучь, талантлив по лицедейству. Напросился он в театр Гельмгольца, уже тогда считавшийся неблагонадежным, эдаким авангардным либеральным муравейником. Сделался он там ведущим актером, сочинял репризы, скетчи, стал другом семьи режиссера. Вообще, режиссер Гельмгольц был непритязателен в знакомствах. Он также раздавал направо и налево комплименты своим молодым коллегам, щедро делился с ними творческими находками и приемами лицедейства. Благодаря широкой душе режиссера, целый ряд деревенских и разночинных парней сделались неплохими актерами, весьма техничными, и впоследствии, после расстрела своего мастера, еще долго занимали передовые позиции в советском театре и кинематографе.
Одним из таких 'любимых учеников мастера' был и Упряжский.
Квартира Гельмгольца находилась в том же доме, на втором этаже, сразу нал гнездом писателя. Упряжский получил это жилье от самого Лаврентия Берии, после убийства Фрай и расстрела самого Гельмгольца. Всегда это проклятье висело над семьей Упряжского, как он не открещивался. Его подозревали в том, что он написал на режиссера донос, после чего и жену мастера зарезали тут, в квартире, и самого Гельмгольца убили в подвале Лубянки. Будто бы именно за рвение в разоблачении Гельмгольца и его жены Берия и подарил Упряжскому, своему агенту, квартиру в Юсовском. Въехав сюда, Упряжский выписал священника и освятил дом, пытаясь снять грех убийства, совершенного здесь. Не свой грех, доказывал он. Просто невольно грех перешел на него.
Я все это сейчас вспоминаю и анализирую только потому, что мое следствие выруливает на семью Упряжского. Да, в свое время убийство известных деятелей театра наделало много шума. Я вспомнил рассказ диск - жокея из Австрии, который кое - что мне поведал. Обычно в таких делах наиболее правдивыми оказываются как раз богемные сплетни, а не официальные источники. Мой знакомый жокей придерживался версии, по которой Ираиду Фрай замочили чекисты. С актрисой случались припадки, после перенесенной мозговой инфекции. Она оскорбляла всех, в том числе, чекистов. Те как - то наведались в квартиру с обыском. Ничего личного, просто им приказали, шла компания против Гельмгольца, вообще в стране победившего социализма выкашивали авангардизм. Фрай накинулась на чекистов, спутав, видимо, солдат партии с замшелыми провинциальными актерами. Как бы это не обыск был вовсе, а какой - нибудь диспут об искусстве авангарда. Ну, рабочие пареньки и решили проучить строптивых интеллигентов, прослойку эту змеиную. Вот, и вся история. А все остальное уже потом придумали, от головы...
При чем тут Упряжский? Так он в театре Гельмгольца служил, являясь одновременно агентом охранки, стукачом. Сразу квартиру получил, в том же доме, где Фрай убили... И уж, конечно, вся общественность повесила на него грех убийства.
Как - то в чекистской парной, выпив лишнего, Упряжский вдруг стал кричать:
- Не убивал я! Слышите!? Не убивал! Я вам всем заявляю - не убивал! - Он судорожно рылся в своих вещах, достал тяжелый крест: - Вот, крест православный! Он меня заставил наступить на него, я отказался. Тогда он выгнал меня с репетиции. Но я не убивал!
Имеет ли это хоть какое - то значение для моего расследования? Теперь все имеет значение. Взялся за гуж!
Я вытащил Машу Бенкендорф в 'Шоколадницу'. Я представился другом профессора, его учеником.
- Профессор попал в неприятную историю, а следы привели в ваш дом.
Маша отнеслась ко мне с пониманием. Сношальского она знала и рассказала мне такую историю. Был он у них как - то в гостях.
- У него роман был с Фредой, дочерью писателя. Они вместе работали, и вот... Профессор часто у них гостил и даже ночевал. Это случалось по умолчанию, хотя он и не хотел жениться. Как - то ночью шел этот профессор по коридору, как это у вас говориться, отлить, но случайно очутился в моей комнате, и...
- А у кого, у 'вас'?
Маша старалась не менять тона своего рассказа, но это у нее не получилось, она потупила немного глаза, но я - то это заметил.
- ...И провел там всю оставшуюся ночь.
- Там - это где?
- В моей комнате.
- На коврике?
- Нет, для коврика у меня своя собачка.
Привлек он ее чем - то, как я понимаю. Профессор - то наш... Но, опускаю детали.
Маша сказала:
- Утром писатель и разговаривать с профессором не хотел. О, сколько силы я потратила, чтобы за утренним кофе они все же перекинулись парой слов! Писатель меня любил, все исполнял.
- А Фреда знала, что ее любовник с вами того...?
- Ее как раз тогда не было, она на ночное дежурство ушла.
Тут я стал близок к важному открытию: неужели Алина - дочь профессора Сношальского? Село, конечно, но чем не ниточка?
Но тогда ниточка - то вот куда тянется. К Упряжскому, обиженному профессором. Не говоря уже о Фреде, которая, я уверен в этом, после узнала все о мимолетной связи своего любовника с секретаршей отца. Так и до мести недалеко. Одно смущало меня в этой истории: уже слишком все легко обнаружилось. Как - то банально все. А так не бывает. Тут должна быть некая подоплека.
- Скажите, Маша, Алина - дочь Сношальского?
- По всему видно - да. Но вот одно обстоятетьство. Фреда в отчаянии переспала с Костенко. В те же дни. Костенко известный балерун, живет в доме напротив, они пересекались. Тот не разборчив в связях, Фреда была не в себе... Словом, есть вероятность, что Костенко может претендовать, так сказать... На роль отца Алины.
- А как же сам Сношальский?
- Фреда лгала ему, то да, то нет. Время шло, вряд ли он до сего дня знает про Алину.
На встрече с питателем я все тут же ему изложил. Все свои домыслы. Я всегда так делаю, не оставляя ничего на потом. Помните, как у Чехова: ничего не бывает 'потом'.