Мошкович Ицхак : другие произведения.

Страсти Иудейские

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   ИУДЕИ, ХРИСТОС И СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА
  
   В связи с выходом на экраны хит-фильма Мэла Гибсона "Страсти Христовы" один из основателей и руководителей Центра Шимона Визенталя рав Марвин Гир сказал, что "наши разногласия не с церковью и наши возражения не относятся к Евангилиям, а к Мэлу Гибсону, и его собственное приукрашивание евангелических стереотипов направлено на то, чтобы очернить иудейские массы, не последовавшие за Иисусом и оправдание Понтия Пилата, которого через четыре года после описываемых событий отозвали в Рим за чрезмерную жестокость, так как в его правление в Иудее было распято 250 тысяч человек".
   Один историк по этому поводу заметил: "Распяли четверть миллиона, а воскрес только один".
   Недавно один свободный художник посрели Стокгольма наполнил бассейн красной водой, символизируюей еврейскую кровь, и посреди этой красоты спустил на воду белый кораблик с портретом белого ангела-шахидки, совершившей террористический акт в Израиле. Другой свободный художник прислал мне в связи с этим из Стокгольма длинное письмо с доказательствами права каждого на свободу творчества.
   Насколько можно судить о происходящем, свободы творчества живописца, скульптора или режиссера, по крайней мере в благополучно демократических странах никто не ограничивает, но речь идет об отказе в праве талантливого человека на злодейство. Что бы об этом ни думал Пушкин, но гениальных злодеев, начиная с Навуходоносора и Сарданапала до Наполеона и диктаторов ХХ века было предостаточно и остается тоже не мало. Если мерой гениальности является способность делать (творить) на уровне, превышающем возможности ординарных людей, то бин Ладен и Арафат гениальные террористы нашего времени, особенно последний, сумевший не только создать самую эффективную терористическую организацию нашего времени, но еще и получить Нобелевскую премию мира и обеспечить себе признание передовой общественности.
   Злого гения от доброго отличает количество творимого им зла - и наоборот. Это элементарно просто. При этом талантливые люди, как правило, демонстрируют брезгливость по отношению к политическим соображениям, связанным с их творчеством. Они выше политических соображений и мы, жалкие читатели газет, обязаны считаться с тем, что гений не обязан спускаться со своих заоблачных высот до уровня наших низменных аспектов. И тем не менее да будет позволено плебею заметить, что лужа еврейской крови в Стокгольме и сцены по сути суда Линча над равином Ешу на экране не только не отвечают его представлениям об эстетике и - да извинят мне эстеты! - в условиях глобального всплеска антисемитизма являются провокациями. И непохоже на то, что эти два великих мастера кисти, резца и кинокамеры не понимали, что это именно так или понимали, но им наплевать.
   ***
   Справедлив вопрос: почему антисемитизм должен в большей степени волновать мыслящую часть той массы людей, которую принято называть мировой общественностью, чем, скажем протворечия между китайцем и японцем или лицом кавказской национальности и москвичом? А что если бы Гибсон поставил фильм о хане Батые с натуралистическими сценами избиения монголами киевлян в 1240-ом году, то монголы тоже вправе были бы возмутиться и считать это произведение провокацией?
   Вся эта история производит впечатление недостойной возни евреев вокруг отказа им то ли в праве убивать собственных равинов, если те нарушают их законы, то ли в особой лицензии на неприкосновенность, на которую другие народы претендовать не могут. Почему, скажем так, антисемитизм должен быть выделен особым шрифтом по сравнению с другими видами ксенофобии и национальной вражды.
   Одному моему приятелю однажды поручили работу по составлению тематического каталога работ по антисемитизму, хранящихся в Израильской национальной библиотеке. Получилось два тома, что, в частности, свидетельствует о том, что анализа этого, выходящего за рамки обычной ксенофобии, явления не существует, и любой анализ является лишь частичным и фрагментарным.
   Называются такие особенности: долголетие (от 4-ех до одного тысячелетия - речь идет не о термине, а о явлении), универсальность (Геринг сказал, что антисемитизм особенно силен в странах, где вообще нет евреев - Тироль), интенсивность и запутанность всей проблемы.
   Что касается долголетия, то дело тут не столько в живучести этого явления, сколько в непрерывном росте интенсивности. Межнациональная ненависть, какой бы острой она не была, со временем потихоньку всеже угасает, антисемитизм же своей наивысшей точки достиг в наше время.
   Название книги католического священника Эдварда Фленнери Anguish of the Jews для пущей парадоксальности можно было бы перевести, как "Страсти иудейские", и в ней он подвергает анализу всю долгую историю антисемитизма.
   За последние 1700 лет европейские евреи испытали на себе 70 изгнаний из стран, где они жили, но примерно столько же раз евреев приглашали поселиться в тех же странах, откуда они были изгнаны. (Мне вспомнилось, как в 1990-м году украинский поэт Павличко, который в то время был председателем комиссии по иностранным делам первого Верховного совета независимой Украины, сказал мне в Иерусалиме: Ваша родина хотела бы, чтобы вы, евреи, вернулись.)
   Геноциду подвергались не только евреи, в особенности в просвещенном ХХ веке, но, когда турки подвергли геноциду армян, другие мусульмане в этом не участвовали, а в 1939-45 годах еврев истребляли не немцы, а вся христианская Европа, и в остальном мире симпатии тоже были скоре на стороне убийц, нажели на стороне их жертв. Ненависть относилась не к отдельным лицам, а ко всему народу в целом, и стремление было уничтожить всех, не оставив ни малейшей поросли. Типично при этом изуверское истребление евреев на Украине в восемнадцатом веке (Хмельниччина и Гайдамачина), во время Гражданской войны и в 1941-44 годах, когда жестокость превышала все вообразимое, все, что только могла бы породить фантазия самого талантливого режиссера. Интересно, возможен ли вариант, при котором Мэл Гибсон изучает материалы еврейского геноцида на Украине и ставит натуралистический фильм о запорожцах, гайдамаках, петлюровцах или деникинцах, саблями отрубающих груди девчонок, вспарывающих животы беременным и т.п. Какой была бы реакция публики?
   Лично я был бы против, потому что не дело талантливого художника провоцировать толпу.
   Автор книги, католик, больше всего удивлен путанице в определении причин. Ну, в самом деле: за что?
   За соучастие (путь даже инициативу) в убийстве Иисуса около 20 веков тому назад? За то, что какие-то польские паны давали каким-то непьющим евреям ключи от церкви на хранение, чтобы добрые, но пьющие селяне не натворили бед? За это женщинам рубить груди?
   Фердинанд и Изабелла испанские в 1492 году изгнали евреев из Испании по кому-нибудь известной причине?
   Когда же причины называются, то они всегда противоречивы. Евреев обвиняют в том, что они ленивы и глупы, но одновременно в том, что доминируют во многих областях: финансы, экономика, кинематография, журналистика, музыка, шахматы ... (Потому чо ленивы и глупы?). Они виновны в том, что стремятся отделиться от других, но всякий раз, когда отдельные группы активно ассимилируются и становятся в Германии большими немцами, чем немцы, а в России так погружаются в русскую культуру, что их оттуда за уши не вытащить, как их тут же обвиняют в стремлении подмять под себя Германию, Россию и весь мир.
   Евреи одновременно злостные пацифисты и злостные же поджигатели войны, капиталистические эксплуататоры и коммунистические разрушители, и они заражены двумя комплексами: избранности и неполноценности.
   Покажите мне, спрашивает автор, другой народ, который умудрился бы воплотить в себе такую иррациональную и противоречивую дихотомию.
   ***
   Я бы сказал иначе: не пытайтесь объяснить страдания жертвы свойствами жертвы. А поищите причину или причины в палачах, гонителях и клеветниках.
   Мистик укажет вам на страное совпадение: за каждой вспышкой антисемитизма, за каждой серией погромов и изгнаний неизбежно следуют бедствия, которые обрушиваются на гонителей евреев. Несмотря на открытие Нового света, Испания после изгнания евреев сошла с европейской арены, как ведущая держава. Украинцы после известных событий попали в такую колониальную зависимость от России, что там даже украинский язык был запрещен, а украинцев велено было называть малороссами. Германия с треском проиграла казалось бы уже с блеском выигранную войну.
   А если мистические объясниния вас не устраивают, то придется поискать причину этих последовательностей в том, что ненависть к евреям психологически совпадает с другими чертами коллективной ментальности и психологии народов или их лидеров и эти черты ведут их в пропасть. Может быть, если бы мысли Фердинанда, Изабеллы, Хмельницкого или Гитлера были ориентированы на творчество, а не на разрушение, на добро людям, а не на кровавую вакханалию, то история могла бы быть другой.
   Но мы не знаем, что было бы, если бы... Мы знаем, что в современном мире антисемитизм на подъеме, все, что провоцирует его, разрушительно не только по отношению к евреям, но по отношению ко всему сообществу, и в целом, возвращаясь к началу, гений и злодейство вполне совместмы - раз, а во-вторых, гений тоже подсуден.
   Неизбежен следующий вполне законный вопрос: почему такой числено малый народ (Всего 13-14 миллионов), в большинстве рассеянный по свету, занимает такое видное и влиятельное положение?- Это же раздражает! - об этом как-нибудь отдельно.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"