Л. А. : другие произведения.

Глоссарий к роману "Рабы Йаманарры"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Хронология
  Все даты в хронологии вплоть до эпохи Новой Йаманарры весьма приблизительны, так как до Дня Гнева точных записей о тех или иных событиях практически не велось. А если и велись, то уже безвозвратно утеряны. Архивы Старой Йаманарры были почти полностью уничтожены катаклизмом в День Гнева. Летопись Новой Йаманарры пишется сразу в нескольких Драконовых храмах, но за официальную принята та, что ведется йаманаррскими жрецами из главного храма Аммугана в Ауруме.
  Свое внутреннее летоисчисление, кроме жречества из Драконовых храмов, ведут также Зрячие, адепты и змеиные жрецы (жрецы Феррида).
  Поскольку в отличие от адептов и Зрячих, жречеству Драконовых храмов повезло не так сильно, и все архивы вместе с их обладателями погибли в День Гнева, жречество Новой Йаманарры ведет летоисчисление от Дня Гнева. Оно принято в качестве официального по всей Йаманарре, но не захватывает всего Змеиного архипелага, поскольку День Гнева больше всего затронул именно Звездный остров и, к примеру, почти никак не отразился на жизни северных или южных островов.
  Между тем, многое оставлено на совесть летописцев и порой в храмовых документах могут встречаться такие размытые даты, как "...свершилось в третью тетру пятого года со Дня Гнева". Однако, чем ближе к описываемым событиям, тем точнее становятся даты в архивных записях.
  
  Согласно мифам драконианства, нынешней эпохе предшествовали три эры.
  Эра Безвременья, когда существовал лишь первозданный хаос.
  Эра Творения, когда возникшие в хаосе Драконы сотворили мир и отошли от дел, предоставив смертным свободу воли.
  Эра Хаоса, когда смертные, лишенные мудрого правления Драконов, погрязли во зле и открыли в мир дорогу хаосу.
  Нынешняя эпоха зовется Эрой Драконов. Согласно легендам, Драконы, узревшие погруженный в хаос мир, решили вернуться и восстановить порядок. Они низошли в Нокранд и уничтожили силы Хаоса. Однако война со злом оставила свой след на Драконах. Часть из них пропиталась миазмами хаоса и была изгнана, иные же, возжаждав запретной силы, сами низошли в бездну. С тех пор в мире идет борьба меж Владыками Порядка и Властителями Хаоса.
  1-3000гг. Э.Д. - наступление Эры Драконов. На Йаманарре проживают древние племена, разрозненные и разобщенные. В то время как их старые боги уходят, гибнут и сами люди - на архипелаг приходят новые поселенцы, которые поклоняются Драконам. Древние племена уходят в небытие. Никаких письменных свидетельств о том периоде жизни Йаманарры не обнаружено.
  Ок. 1-3000гг. Э.З. (3000-6000гг. Э.Д.) - темные века Нокранда. Йаманарра попадает под власть Левиафана и никто из Драконов не спешит оспорить его право. Йаманаррцы не могут этому противиться и живут под властью Змея. Эти три тысячи лет известны в истории Йаманарры и всего архипелага как "время Змея" или "Эпоха Змея" (Э.З.). С тех пор архипелаг, не имевший ранее названия, стал именоваться Змеиным. Наличию остаточных сведений об этих временах Йаманарра обязана архивам Зрячих.
  Ок. 2000-2100гг. Э.З. (5000 - 5100 гг. Э.Д.) - образование братства Зрячих. Открытие священных испарений. Строительство Сегеи. Йаманарра впервые открыла свое пылающее сердце людям, явив таинства Судьбы.
  Ок. 3080г. Э.З. (6080г. Э.Д.) - битва Аммугана и Левиафана. Время, когда заковали Змея. Дракон становится покровителем острова. Точную дату установить не представляется возможным. Одной из причин является то, что битв было несколько - Дракон и Змей неоднократно сходились в схватке на протяжении нескольких лет. Где-то в этот самый период времени между 3000 и 3080гг. Э.З. на Йаманарре появились первые адепты.
  После 3080 года эпоха Змея обрывается и Йаманарра вновь начинает жить по новому летоисчислению. Наступает время Дракона, время Старой Йаманарры. Год победы над Левиафаном становится первым годом Времени Дракона (В.Д.).
  1-970 гг. В.Д. (6080-7050 гг. Э.Д.) - Старая Йаманарра под покровительством Дракона. Адепты сильны и пользуются всей полнотой магических сил, которые дарованы им в результате битвы и победы Аммугана над Змеем, но еще не знают, что выпускают из Твердынь последних заклинателей. К концу этого периода Йаманарра погрязает в роскоши, лени и пороках.
  Судя по очень скудным источникам, оставшимся после сотрясшего Звездный остров катаклизма (потому что даже Твердыни и Сегея были основательно поколеблены в День Гнева), Старая Йаманарра просуществовала около 970 лет и пала.
  Ок. 970г. В.Д. (7050 гг. Э.Д.) - последний год существования Старой Йаманарры. В один из дней, позже прозванный выжившими Днем Гнева, Аммуган сотряс остров до основания, наказав йаманаррцев за прозябание в роскоши и лень. Дракон возвращает своих детей в лоно веры, но платой за прежнее непослушание становятся 200 лет разрухи. Аммуган отворачивается от черпавших его силу обитателей Твердынь за их прежнее безразличие к жизни острова. Магическое искусство адептов приходит в упадок, и они не могут помочь почти обезлюдевшей Йаманарре отстроиться заново, поэтому восстановление длится так долго. Тогда же гибнут последние заклинатели из Твердынь.
  
  Новое летоисчисление берет начало от Дня Гнева, когда в огне и пепле погибла Старая Йаманарра и родилась Новая. Около 150 лет понадобилось островному государству, чтобы прийти в себя и вернуть былое великолепие.
  1-150гг. от Д.Г. (7050 - 7200 гг. Э.Д.) - становление Новой Йаманарры. Строительство новых храмов взамен погибших старых, формирование нового Йаманаррского жречества. С этого времени записи в храмовых архивах ведутся более детально, даты тех или иных важных событий в жизни Йаманарры и Змеиного архипелага максимально приближены к точным.
  
  250 г. от Д.Г. (7300г. Э.Д.) - начало жертвенных бестиат во славу Дракона. Культ Аммугана достигает своего пика, несмотря на то, что Дракон уже не так часто показывается у берегов Йаманарры и все реже принимает участие в жизни своих детей. Адепты начинают искать способы вернуть себе полноту магических сил, но их поиски не увенчиваются успехом.
  
  430 г. от Д.Г. (7480г. Э.Д.) - в водяные чаши вместо свободных йаманаррцев впервые выпускают специально тренированных рабов. Эра так называемых благородных бестиат канула в прошлое. Жертвенные игры приобретают массовость и размах, привлекая внимание гостей с других континентов.
  
  441 г. от Д.Г. (7491г. Э.Д.) - впервые в истории проведения бестиат матии заполнены йаманаррцами и жителями архипелага лишь наполовину. Бестиата становится настоящим событием в жизни Нокранда и уже через несколько лет превращается в одну из основных статей дохода для Йаманарры. Бестиаты утрачивают статус таинства, преображаясь в грандиозный праздник.
  
  456 г. от Д.Г. (7506г. Э.Д.) - впервые победителем бестиаты становится человек. В аурумском матие триумфаторов бестиарий по кличке Сурра, уроженец Петориса, одолел в финальной битве алую химеру, получил свободу, деньги и право жить в Ауруме на правах свободного человека. Статуя Сурры первой украсила верхний ярус матия чемпионов.
  
  750-780гг. от Д.Г. (7800-7830 гг. Э.Д.) - время мертвых. Неожиданное повсеместное воскрешение мертвецов по всему Нокранду, эпидемии, уносящие множество жизней и увеличивающие количество восставших из мертвых. Когда из Бледного моря поднялись мертвецы, Дракон восстал из пучин океана и помог адептам Йаманарры укротить серую плоть, вернув ее в море. К власти в Твердынях приходит Эвмахий. В тот же самый период времени во главе братства Зрячих становится Аспис.
  
  762 г. от Д.Г. (7812г. Э.Д.) - первая и неудачная попытка бунта рабов на Йаманарре. Была жестоко пресечена в самом зародыше. С тех пор в татуировки рабов вместе с несложными наговорами впрыскивают яды, чтобы ужесточить контроль над невольниками.
  
  807 г. от Д.Г. (7857 г. Э.Д.) - начало описываемых событий. Людоловы прибывают на остров Сетрем, похищают Брэнана и продают его в рабство.
  
  
  Календарь
  Год на Йаманарре и по всему Змеиному архипелагу делится на четыре равные времени года, зовущиеся тетрами. Каждая тетра длится девять дек (десятидневий).
  Первая тетра - тетра воды (тетра игр, тетра Аммугана). Начало года, проведение священной бестиаты. Время обновления и пробуждения природы и возвращения теплых течений. Открытие судоходных путей.
  Вторая тетра - тетра солнца (тетра жажды, знойная тетра, тетра Хороса) - как правило, сухое и жаркое время года. Многие реки и водоемы на Йаманарре мелеют и даже пересыхают. Осадки в это время очень редки. Разгар торговли. Во второй воловине второй тетры династы скупают рабов для предстоящих бестиат.
  Третья тетра - тетра урожая (тетра олив и винограда, тетра Арианы). Время садово-полевых работ, сбор урожая. Начало тренировок бестиариев. Праздники урожая, сбор олив и винограда, отжим свежего масла, заготовка вин. С середины тетры начинается так называемое "сонное время" и длится оно вплоть до окончания года.
  Четвертая тетра - тетра ветров (тетра дождей, тетра смерти, тетра Левиафана). Время очищения и поминовения усопших, черные дни покаяния. Время Вароса. Природа спит, океан бушует, оттого что волнуется и ворочается в своих путах морской змей. Аммуган дальше всего от своих детей именно в тетру ветров. Прекращение всякой навигации и любых аграрных работ. Время проливных дождей и сильных штормов. Порою в середине четвертой тетры в особо суровые годы может выпасть снег. В конце тетры ветров начинается подготовка к грядущей бестиате, воскурения Аммугану с просьбой о возвращении к своим детям.
  
  
  Мир
  Островная держава Йаманарра (одно из неофициальных названий - Звездный остров), стоит во главе всего Змеиного архипелага, расположенного в Межевом океане. Архипелаг имеет несколько внутренних морей.
  Столица-остров: Аурум (устаревшее самоназвание Йама, в настоящее время не используется).
  Йаманарра расположена выше экватора. Архипелаг же растянулся с севера на юг от умеренных широт до тропиков. На дальних северных островах преобладает умеренный климат, на южных - тропический.
  Йаманарра контролирует выход из Таградова моря. Змеиный архипелаг - по сути, перевалочный пункт между материками - Веналасом на западе и Таймереей на востоке. Суда йаманаррцев активно бороздят океан и доплывают даже до далекого северного материка Ультимы.
  
  История
  В седой древности острова архипелага населяли коренные племена, от которых поныне остались лишь названия центрального островного государства Йаманарры и его столицы. Впрочем, позже древняя Йама была безвозвратно переименована в Аурум. Нынешнее население Йаманарры и всего архипелага пришло сюда позже расселившихся по материкам людей, однако ненамного. На заре Драконианства эволюционно более развитые, цивилизованные люди смогли отвоевать острова у туземцев, которые поклонялись старым богам. Вплоть до 6080г. Эры Драконов (3080г. Э.З.) весь архипелаг находился под покровительством Левиафана, однако после низвержения Змея он отошел под власть Аммугана. Тем не менее, некоторые южные острова, многие из которых являются оплотом пиратства, до сих пор живут с верой в то, что Левиафан рано или поздно пробудится.
  Согласно легендам, Левиафан, скованный и обессиленный, по сию пору находится под пятой Дракона. Он слаб, но не растерял надежды вырваться из своего плена. Пока на портовых маяках по всему архипелагу горят желтые огни, в море безраздельно царствует Аммуган. Но если из глубин начнет подниматься освобожденный Левиафан, воздух наполнится его дыханием и окрасит огни в синий цвет. Тогда его поклонники могут рассчитывать на покровительство своего поверженного бога.
  На заре становления Старой Йаманарры предприимчивые, имеющие запасы новых знаний переселенцы очень быстро осознали привлекательность расположения своей новой родины. Расцвет Старой Йаманарры пришелся на годы воцарения Аммугана. Стремительно развивалась торговля, добыча полезных ископаемых, земледелие, виноградарство, скотоводство, корабельное дело, морская добыча. Йаманарра разбогатела и обленилась, однако едва не была полностью погублена мощным извержением вулкана. Йаманаррцы верят, что в те черные дни Аммуган решил покарать своих детей, погрязших в пороках, идущих рука об руку с роскошью.
  Вследствие извержения вулкана и последовавших за ним подвижек земной коры остров-гора обрел свой нынешний вид. В местах проседания склонов образовались внутренние водоемы, позже названные очами Дракона. Йама, уже тогда переименованная в Аурум, стала походить на остров в острове, связанная с так называемым Внешним кольцом лишь природной каменной аркой, по которой в День Гнева первый герой Йаманарры Демисет перевел спасающихся от бедствия людей на безопасный участок суши. Впоследствии эту арку нарекли Перешейком Демисета. От жалкой горстки спасенных, позже назвавшихся "поцелованными Аммуганом", и пошла вся нынешняя знать островного государства - династы. Они верят в то, что Аммуган в час великой беды благословил их на жизнь, подтверждая их высокий статус.
  Спустя почти 200 лет держава отстроилась и вновь разбогатела. Аурум с внешним кольцом-островом кроме естественного, природного перешейка соединили еще четыре рукотворных моста. За это Йаманарру иногда называют Звездным островом, т.к. мосты расходятся от Аурума к Внешнему кольцу подобно лучам морской звезды.
  В каждом "секторе", принадлежащем одному из наиболее крупных после Аурума городов, расположенных на Внешнем кольце, в честь спасения и во славу Аммугана йаманаррцы возвели водяные арены, где каждый год, начиная с 250 г. от Д.Г. проводятся жертвенные бои, посвященные покровителю государства. Через подводные тоннели в них загоняют морских чудовищ для боев со специально обученными бойцами. Их куют из рабов, поставляемых в Йаманарру со всего архипелага. Работорговля к тому времени становится одной из главных статей дохода на острове.
  В открытые войны Йаманарра вступала лишь на заре своего становления, когда обладала собственной армией. Нынче при необходимости Звездный остров прибегает к услугам исключительно наемных войск. Основная направленность - торговая конкуренция. От пиратов, обитающих на южном окоеме архипелага, йаманаррцы откупаются жирными данями. Южные острова служат Йаманарре отличным рынком сбыта рабов. Воевать с Йаманаррой никто не спешит, и на это несколько веских причин: Звездный остров - родина сильных морских магов, поставщик масла, вина, рабов и развлечений, страна обладает богатством и статусом, способными в кратчайшие сроки привлечь на сторону йаманаррцев необходимое количество наемных бойцов и армии союзников.
  На момент повествования Йаманарра - абсолютно доминирующее государство по всему Змеиному архипелагу. Остальных островные государства в составе архипелага обладают лишь номинальным равноправием. Союз с йаманаррцами для остальных островных держав становится зависимостью. С более слабых партнеров йаманаррцы взимают дань, пользуясь правом сильного. Такое случалось, если недовольные политикой йаманаррцев союзники порывались выйти из альянса. Йаманаррцы быстро превращали бывших союзников в данников. Часто в качестве гарантии верности гегемону острова присылали так называемых почетных заложников, коими как правило служили высокопоставленные лица.
  Йаманарра владеет мощным флотом, руководит финансовыми операциями, внедряет в состав советов контролируемых территорий йаманаррцев. Таким образом, мало-помалу с ростом гегемонии Йаманарры островной союз архипелага стал трансформироваться в империю с периферией. За счет средств данников и торговли Звездный остров разжирел еще больше.
  
  
  География
  Актион - приток реки Кипрен, которая в свою очередь является притоком Тесеры, берущей начало в Хребте Аммугана и впадающей в Межевой океан.
  
  Арваксос - река на юге Йаманарры. Берет начало в Хребте Аммугана и впадает в море Бестий.
  
  Астор - крупный портовый город на западе Йаманарры.
  
  Аурум - столица-остров Йаманарры. Находится внутри Внешнего кольца и соединяется с ним пятью мостами. В Ауруме находится матий чемпионов - самый большой и роскошный из всех шести матиев Звездного острова. В его водяной чаше проходят финальные поединки ежегодной бестиаты.
  
  Бледное море - море на севере Змеиного архипелага. Место захоронения династ и династов.
  
  Веналас - материк к западу от Змеиного архипелага. Веналас населяют эльфы, орки, тролли и гоблины.
  
  Веридан - часть света к северо-востоку от Змеиного архипелага. Вместе с Шаддахом и Азоланом образует материк Таймарея.
  
  Верой - крупнейшее из людских государств. Расположено на северо-западе Веридана.
  
  Внешнее кольцо - кольцевидная часть острова Йаманарры, образовавшаяся вследствие извержения вулкана. Внешнее кольцо соединено со столицей-островом Аурумом пятью мостами.
  
  Дактор - портовый город на северо-западе Йаманарры.
  
  Драконовы очи - пять естественных водоемов, образовавшихся внутри острова Йаманарры после Дня Гнева. Вода в них непригодна для питья из-за высокого содержания соли и считается священной. Ее запрещено употреблять в каких бы то ни было хозяйственных нуждах. Посреди каждого ока возведен матий для проведения ежегодных бестиат.
  
  Закатные пики - горный массив на северо-востоке Аурума.
  
  Келетис - крупный город на Внешнем кольце, на берегу реки Арваксос.
  
  Кетера - остров в юго-западной части Змеиного архипелага.
  
  Коркосс - остров на севере Змеиного архипелага в Бледном море.
  
  Луч, а также Перешеек Демисета, Хвост, Мост победителей, Кровавый мост - пять мостов, соединяющих Аурум с Внешним кольцом.
  
  Медные острова - конгломерат островов на юге Змеиного архипелага. Место добычи меди.
  
  Мелера - рыбацкий поселок на Сетреме.
  
  Мирам - остров на северо-западе Змеиного архипелага.
  
  Мирос - портовый город на востоке Йаманарры.
  
  Пармина - крупный портовый город на юго-востоке Сетрема.
  
  Пассера - поселок на Сетреме.
  
  Петорис - остров на севере Змеиного архипелага в Бледном море.
  
  Плимир - болотистая низменность на юго-востоке Внешнего кольца в дельте Тесеры.
  
  Сегея - священный город Зрячих, толкователей оракула на склонах Хребта Аммугана. Назван в честь Сегеи, первой прорицательницы Йаманарры.
  
  Сестория - наряду с Атрополисом, Галаспасом, Левдозой и Эдевком является крупным городом-содержателем собственного именного матия в Драконовых очах.
  
  Сетрем - самый северный остров Змеиного архипелага.
  
  Сфактера - город на юго-востоке Йаманарры, славный своими винами.
  
  Таннай - город-государство в Веридане. Второе название - Город тысячи школ. Здесь расположены лучшие боевые школы в Нокранде, постоянно проводятся турниры и готовятся наемные отряды.
  
  Тесера - город в предгорьях Хребта Аммугана, один из центров виноделия, а также река, берущая начало в горах и впадающая в Межевой океан на востоке острова.
  
  Фероль - крупный город-государство, входящий в Лигу Свободных Городов и располагающийся на западном побережье Веридана.
  
  Хребет Аммугана - горный массив, расположенный на юго-востоке Внешнего кольца.
  
  Шаддах - часть света к юго-востоку от Змеиного архипелага. Вместе с Вериданом и Азоланом образует материк Таймарея.
  
  Щель - естественная бухта на юго-западе Внешнего кольца.
  
  Язык - река в Ауруме, берущая начало в Закатных пиках и заканчивающаяся сетью мелких ручейков в юго-восточной части столицы-острова.
  
  
  Братства, ордена, религиозные организации и магия
  
  Морские адепты
  Непосредственный доступ к активной, боевой магии на Йаманарре имеют только морские маги, которые зовут себя адептами Аммугана или морскими адептами. Орден появился на стыке двух эпох - Эпохи Змея и Времени Дракона, между 3000г. Э.З. и 3080г. Э.З., где вторая дата также считается первым годом существования Йаманарры под протекторатом Дракона. По легенде первые адепты родились из смешавшихся магических искр, которые разлетались на километры вокруг в пылу битвы между Аммуганом и Левиафаном. Именно поэтому изначальные адепты и стали обладателями связанной силы, исходившей из двух мощных источников - Змея и Дракона.
  На момент описываемых событий во главе ордена стоит Верховный адепт Эвмахий. Обитают морские адепты в Твердынях, что на восточной стороне Внешнего кольца Йаманарры, близ города Актиона на берегу Кипрена.
  До падения Старой Йаманарры магию морские адепты черпали как от Аммугана, так и от Левиафана, но наказанные за свое безразличие к судьбам погрязшей в пороках родины они были отлучены от источника силы Левиафана и после этого их искусство начало постепенно приходить в упадок. Одной из самых больших потерь стало вымирание касты заклинателей, занимавшихся приручением бестий - порождений бездны, Левиафановых детей.
  Носители дара Аммугана до отлучения от левиафановой магии владели богатым арсеналом заклинаний (особенно, в боевой магии). Кроме того, они и поныне обладают возможностью преобразовывать, культивировать и совершенствовать магию без использования амулетов и любых других подручных средств. Единственным подспорьем в этом являются ритуальные татуировки, которые с годами покрывают почти 90% тела мага. Почти все магические ритуалы завязаны на крови мага, в которую благодаря татуировкам вживляются магические "искры".
  Адепты - первые и последние "алхимики" Йаманарры, пытавшиеся запечатлеть магию в формулах и заклинаниях, придать своей магической практике наукообразность, а знаниям - упорядоченность. Они также пытались вытравить из магии первобытный, "сырой", автохтонный элемент и найти условия, при которых маги могли бы наследовать дар друг от друга, не обращаясь к источникам - Аммугану и Левиафану. Однако, все попытки в этом направлении пришлось оставить - День Гнева навсегда изменил судьбу обитателей Твердынь.
  Нынче адепты не имеют разветвленной иерархии и делятся лишь на старших и младших. Вторые, как правило, просто ученики, подмастерья.
  Морские адепты отвечают за безопасное проведение бестиат, присутствуют на всех крупных Йаманаррских празднествах, изготавливают браслеты для династов - амулеты-хранители, дарующие их обладателям продолжительную и здоровую жизнь. Также официально одни лишь адепты обладают способностью сводить татуировки рабов с заключенным в них заклинанием и ядом.
  Ведут преимущественно затворнический образ жизни.
  
  Зашитые - женский религиозный орден. Неофициальное название жриц храмов чистоты, поклоняющихся Ферриду. Получили такое название за то, что практикуют инфибуляцию. Ведут затворнический образ жизни, но присутствуют на всех крупных йаманаррских празднествах. Кроме того, проводят собственные закрытые мистерии. Знаменитый огненный танец Зашитых - обязательная часть ритуальных празднеств в дни бестиаты.
  Обладают магией мистерий, основанной на групповых медитативных практиках с употреблением особых снадобий и морской воды. Практикуют групповое пение гимнов-прославлений, молитвенные танцы и песнопения.
  По слухам, Зашитые держат в секрете более узкий круг жриц - специально обученных "тихому" убийству девушек. Возможно, такие слухи распространились оттого, что во время закрытых мистерий жрицы чистоты прибегают к темной магии смерти, но в чем ее суть никто на Йаманарре не знает.
  
  Змеиные жрецы - жрецы Феррида. Знамениты своим даром врачевания, основанном, по большей части, на змеином яде. Преобладает тотемная магия, магия очищения и врачевания, а также магия мистерий, сходная с магией их "сестер" по Дракону - Зашитых жриц.
  Особенностью змеиных жрецов является то, что они не знают человеческой речи, а между собой общаются на языке змей. С самого рождения особые врачующие змеи сами выбирают себе спутника, заползая к малышу в колыбель. С той поры родители обязаны отдать дитя в змеиные храмы, где дети вскармливаются служителями и соединяют свое сознание с сознанием их холоднокровных спутниц. Змеи учат своих человеческих партнеров дару целительства.
  Затворники, не берут за свои услуги денег. Но отблагодарить их можно, позволив спутнице жреца искупаться в чистой воде, где она меняет кожу и обновляется, что продлевает жизнь и самому целителю. Также змеиные жрецы с благодарностью принимают чашу воды, которую могут испить лишь с позволения хозяев. Это действие древнего запрета, наложенного на своих служителей самим Драконом очищения и соли Ферридом за то, что когда-то очень давно змеи отравили своим ядом все источники питьевой воды на Йаманарре, едва не погубив ее жителей.
  Змеиные жрецы обычно присутствуют на всех крупных Йаманаррских праздниках. Свои закрытые мистерии проводят в третью тетру и посвящают их своему покровителю Ферриду.
  
  Зрячие - появились на Йаманарре задолго до адептов. Основателем братства считается первый в истории хранитель оракула Мидерион. Город Сегея, названный так в честь первой йаманаррской прорицательницы, был основан в период между 2000 и 2100 гг. Э.З.
  На момент описываемых событий во главе братства стоит Верховный Зрячий, хранитель оракула и провозвестник его воли Аспис.
  Зрячие не обладают магией и не признают никакого оружия, кроме наемного. В своих ритуалах часто используют трансы, окуривания, вдыхание паров, всевозможные снадобья. Они поклоняются Судьбе, что отображено в расхожей фразе "Судьбе подвластны даже Драконы". Это, в частности, лишний раз подчеркивает тот факт, что Зрячие основали свое братство задолго до того, как Аммуган стал покровителем Змеиного архипелага. Сердце Йаманарры, ее священный огонь, что скрывается глубоко в недрах, дарит обитающей в сегейском храме прорицательнице дар предвидения.
  Братство обладает широчайшей сетью "слуг" и шпионов по всему архипелагу и, по слухам, даже далеко за его пределами. Основа их деятельности - расшифровка оракулов, которые время от времени изрекает прорицательница, и донесение их до народа Йаманарры. По их собственному убеждению, стоят на страже Звездного острова и всего архипелага, прозревая через очи оракула его будущее и уведомляя жителей о грядущих событиях.
  Старшие Зрячие составляют так называемый круг осиона, совет, принимающий самые важные, главные решения. Младшие братья могут присутствовать на заседаниях совета и им не противопоказано высказывать собственные суждения. Ниже их по иерархии стоят братья-путеводители. Они во всем помогают гостям Сегеи, прибывающим в храм за советом или пророчеством. На самой нижней ступени находятся храмовые служки.
  
  Йаманаррское жречество - образовано служителями культа Аммугана и остальных Драконов. Выходцы из смотрителей храмов и храмовых служек при первых возведенных на Йаманарре Драконовых алтарях. Магические способности очень ограничены. Их магия - церемониальная, ритуальная.
  Жречество Драконовых храмов обретало современный облик на протяжении примерно ста пятидесяти лет со Дня Гнева. Старое жречество и его храмы погибли в огне и пепле. Из очень скудных, разрозненных знаний, что смогли уцелеть в остатках записей адептов и Зрячих, известно, что жрецы Драконов существовали и в Старой Йаманарре, но от них не осталось никаких материальных свидетельств.
  Жрецы Драконов - единственные, кто распространены по всему архипелагу в отличие от Зрячих, адептов, Зашитых или змеиных жрецов.
  Основа деятельности - содержание храмов, совершение гекатомб, проведение праздничных шествий, храмовых служб, уход за алтарями, ведение летописей, хранение государственных печатей и документов, сокровищ и казны, оказание помощи гимнасиям, присмотр за библиотеками. По сути своей, йаманаррское жречество - устроители празднеств наравне с династами, наставники, "сторожа" храмов. Занимаются также сбором легенд и мифов Йаманарры и архипелага, хранители древнего языка Драконов, строители храмов и статуй. Имеют место в булевтерии и участвуют в заседании советов, но исключительного положения там не занимают, а выступают наравне с остальными булевтами.
  В ходе проведения ритуалов используют воскурения, жертвоприношения, использование порошков, смол, особого питья.
  Жречество собирает свой собственный совет, именуемый коллегией. Во главе - Верховный донный жрец. На момент повествования это пост занимает жрец Окинос.
  Иерархическое деление:
  Донные жрецы - верхняя ступень иерархии. Они посвящены во все таинства и знают все тайны "океана жизни" от мелководья до самого дна. Донные жрецы имеют решающее слово в коллегии.
  Жрецы глубоководья - находятся ступенью ниже, обременены большим количеством дел, касающихся организации быта жрецов и их связью с внешним миром.
  Жрецы мелководья - ученики, служки, подмастерья.
  Белопенные жрецы составляют совет старейшин и занимают особое место, в стороне от общей иерархии.
  Йаманаррское жречество играет ведущую роль на праздниках, связанных с бестиатой. В содружестве с жрицами чистоты именно они через жертвоприношение и танцы определяют, как крепко спит Левиафан. Ритуальное потрошение лунных рыб и возжигание маяков проходят при непосредственном участии жрецов.
  
  Морские оракулы - на момент описываемых событий встречаются крайне редко. Этот дар почти вымер и встречается лишь кое-где на архипелаге. Их храмы расположены на побережьях. Считается, что оракул в шепоте моря слышит голоса богов, а служители алтарей растолковывают туманные предсказания оракула. Никакого отношения к сегейскому оракулу не имеют.
  
  Параллельно существуют жрецы других культов: вина, масла, гротов, гор, рек, озер и проч. Культ остальных Драконов не сильно развит. Их существование признают, но не более. Власть над Йаманаррой безраздельно принадлежит Аммугану.
  
  Плачущие - отступники, изгнанные из жреческих храмов за недозволенные манипуляции с водой. Названы так, потому что свою магическую силу черпают через татуировки в виде капель воды, наносимые на лица. Подкупленные мастера-татуировщики вплетают в их узоры специальные наговоры, которые сами Плачущие, обладая способностями, развивают, используя почерпнутые знания и собственный магический потенциал. Они - наемники, готовые служить за плату.
  Официальное жречество их не признает. Плачущие ценятся в качестве посланников, перевозчиков, соглядатаев. Их особое умение - способность находится в воде и под водой столько времени, сколько нужно. Носят также название "морские странники".
  
  Стихийной, сырой, "остаточной" магией обладают татуировщики, рыночные предсказатели, торговцы амулетами. Но они не объединяются в общины, предпочитая ревностно охранять свой дар и, как правило, промышляют своими способностями в одиночку.
  
  
  Драконы
  На Йаманарре царит культ Дракона Аммугана и тех Драконов, что находятся непосредственно в его подчинении. Йаманаррцы, естественно, осведомлены о существовании у Отца-покровителя архипелага братьев и сестёр и воздают им должное, но в центре йаманаррского пантеона стоит Аммуган.
  
  Аммуган (Великий Дракон, Отец) - Дракон морей. Его дом - Межевой океан. Одаривает тайными знаниями Стихии Воды. Покровитель Йаманарры.
  
  Ариана - дождевая Драконица. Вечно печальная, и потому плачущая. Она - слёзы Дракона воды Мийрана, его скорбь по погибшим в войне с хаосом товарищам.
  
  Диллун - Дракон неба. Он видит все и может познать все. Всевидящий и всезнающий. Солнце и луна суть глаза его.
  
  Селена - дочь Диллуна, сестра Хороса. Драконица луны. Хранительница тайного знания. Она стоит на страже мира, когда наступает ночь. Кроткая, часто печальная.
  
  Хорос - старший сын Диллуна, Дракон солнца. Повелитель света и небесного огня.
  
  Свита Аммугана
  Мир в царстве Аммугана перевернут с ног на голову. Попасть во дворец можно, лишь пропутешествовав по подводному тоннелю. Душа совершает путь в одиночку и "выныривает" на поверхность бесконечного моря, над которым в воздухе парит волшебный храм, куда ведут ступени из водопадов. Праведник, не обремененный грехами, легко взберется по прозрачным невесомым ступеням.
  "Свита" Аммугана от долгого общения с людьми обрела антропоморфные признаки. Со временем и самого Аммугана наделили возможностью превращаться в человека.
  
  Аруна - Драконица теплых течений, несущих тепло на архипелаг.
  
  Варос - судья в подводном дворце Аммугана. Он "разбирает" дела праведников, решает, достоин ли умерший места в чертогах Дракона, следит за порядком, привечает "гостей".
  
  Кебас - родительница всех крупных животных, подвластных Аммугану. Драконица морской пучины, порождающей морских животных.
  
  Таргато - среброшкурая Драконица, мать всех рыб, покровительница рыбаков.
  
  Эрей - дарует морякам благополучное плавание, Дракон спокойных вод, покровитель моряков и путешественников.
  
  Феррид - Дракон соленой воды, морской соли, очищения, врачевания и правды. Ему поклоняются жрицы храма чистоты и змеиные жрецы.
  
  Аквеи, мермиды - мелкие прислужницы и прислужники в чертогах Аммугана.
  
  
  Бездна и ее обитатели
  Бездна - место обитания низверженного морского змея Левиафана, ад. Бездна полна ила, жирных пиявок, сосущих силу грешных душ.
  
  Бестии - морские твари из бездны. Они - дети Левиафана и обладают частью его магической силы. Владеют невероятной разрушительной мощью и кровожадным нравом, но на людей нападают редко ввиду того, что предпочитают жить в океанических глубинах и на поверхность их может выгнать только голод или пробуждение Змея. Венец Левиафана составляют четыре особо крупные и опасные бестии: унгвем, леокамп, химера и мантикора. Среди прочих обитателей бездны можно встретить таких бестий, как ликетта (часто появляется у поверхности воды), урос, таврокамп (морской бык), айгикамп (морской козел), керат, монокерос (морской единорог), гидра, большеглав, стоглавец, морской леопард и другие.
  Левиафан - главный враг Аммугана. Деятельный и могучий морской змей, порождение бездны, полудемон-полудракон, родитель всех тварей бездны, олицетворение хаоса и покровитель темной стороны магии на Змеином архипелаге. Центр культа сосредоточен на южных островах. Ему поклоняется йаманаррское пиратство. В темные века Нокранда Левиафан владел Йаманаррой всецело. После битвы Аммугана с Левиафаном последний был низвергнут и закован глубоко в бездне, а Аммуган стал покровителем архипелага и Йаманарры. В 250 г. от Д.Г. в Новой Йаманарре в честь победы Дракона были учреждены священные бестиаты - бои людей с морскими чудовищами-бестиями. Их сюжет отображает битву покровителя архипелага со Змеем. Бестиаты смешались с более древним праздником огней, отмечавшимся в начале года, когда по цвету внутренностей отловленных морских обитателей и огням маяков люди определяли, как крепко спит Левиафан и не грозит ли Йаманарре его скорое пробуждение. Все оттенки теплых цветов означают, что людям не о чем беспокоится и Аммуган хранит их, но любой проблеск холодного сине-зеленого пламени - знак пробуждения морского змея.
  Маур - одна из низших бестий, обитающих в бездне и отличающихся особенной кровожадностью и любовью к падали. Слуга Левиафана, кормит бестий душами грешников.
  
  
  Разное
  Архиспатий - главный боец, по качествам отбирающийся из когорты тех, кто будет бороться во имя династа в священной бестиате, фаворит. Архиспатий становится так называемым хранителем браслета и через вбиваемые в татуировку инициалы своего инициата связывается с хозяином до самой своей смерти. Его жизненная сила - костяк, на который "нанизываются" остальные жизни, вбираемые браслетом во время бестиаты.
  
  Бестиарий - специально тренированный боец, принимающий участие в священной бестиате во имя Аммугана и в честь вступления в совершеннолетие юного инициата. Жизненные силы погибших бестиариев и убитых ими бестий собираются в амулет инициата, обеспечивая ему здоровье и долголетие.
  
  Бестиата - священные жертвенные игры, проводимые в тетру воды и знаменующие собой начало нового года. Представляют собой поединок специально подготовленного бойца-раба (бестиария) и бестиями - детьми Левиафана. Инсценирует бой Аммугана и Левиафана почти две тысячи лет назад, в котором последний был повержен, а Дракон морей стал покровителем Йаманарры.
  
  Булевтерий - место заседаний городского совета.
  
  Гекатомба - крупное ритуальное жертвоприношение с целью умилостивить того или иного Дракона.
  
  Гиматий, гиматион - мужской и женский плащи соответственно. Не подразумевают наличия капюшона, однако они настолько просторны, что человек без труда может закутаться в них с головы до пят.
  
  Гимнасиарх - руководитель гимнасия, воспитатель.
  
  Демарх - правитель города, глава городского совета. Демарх Аурума обладает высшей властью на Йаманарре. На момент повествования Йаманарра - центр и столица всего архипелага, при этом демарх автоматически признается единовластным властителем всего Змеиного архипелага, опирающимся, однако, на совет йаманаррских династов.
  
  Дикастерий - суд присяжных.
  
  Династы - аристократы, высшее общество Йаманарры. Называют себя поцелованными Драконом, поскольку династические семьи новой формации берут свое начало от спасенных героем Демисетом в День Гнева. Династы предпочитают верить в то, что Отец позволил им спастись ввиду их исключительной важности для дальнейшей судьбы острова.
  
  Диплодион - отворот над грудью у женского хитона.
  
  Имплювий - небольшой и неглубокий бассейн внутри йаманаррского дома. Располагался, как правило, в атрие. Традиционно квадратный, но мог принимать различные формы.
  
  Инициаты - юные династы, готовящиеся отпраздновать совершеннолетие. Ритуал вступления во взрослую жизнь содержит в себе обязательное участие в жертвенной бестиате в тот год, на который приходится достижение 21 года. В ходе бестиаты купленные и тренированные в домах инициатов рабы сражаются в честь своих хозяев, знаменуя вступление тех во взрослую жизнь и получение ими браслета-хранителя.
  
  Калиптра - женская накидка на голову из полупрозрачной ткани.
  
  Килик - чаша для напитков, плоской формы на короткой ножке, обычно с двумя ручками.
  
  Клисмос - стул с серповидно изогнутыми ножками и высокой спинкой.
  
  Кошачий дом - публичный дом на Йаманарре. В йаманаррские кошачьи дома простой люд обычно не допускался. Обитательниц подобных заведений обычно называли кошками. В отличие от гетер они полностью зависели от милости содержателей кошачьих домов и набирались, как правило, из рабынь.
  
  Кратер - сосуд для смешивания вина с водой. Очень выпуклая ваза с широким горлом, двумя ручками и подставкой.
  
  Лемб - йаманаррское торговое судно с четырехугольным парусом веслами. Лембы бывают одномачтовыми и двухмачтовыми длиной до 25 метров и большой грузоподъемностью. Обладают вместительным, объемным трюмом для перевозки товара. Весла по большей части использовались для маневрирования в портах.
  
  Матий - йаманаррская водяная арена, в которой проводятся священные бестиаты. Пять матиев расположены в Драконовых очах - внутренних озерах острова. Каждый матий принадлежит отдельному крупному городу на Внешнем кольце. Шестой и самый крупный матий расположен в столице - Ауруме, принадлежит ей и зовется также матием чемпионов или матием триумфаторов.
  
  Наос - главное святилище храма, молитвенный зал.
  
  Никс - в переводе на йаманаррский "ночь".
  
  Обол - мелкая медная монета, имевшая хождение по всему Змеиному архипелагу.
  
  Пентера ќ - боевое гребное судно с пятью рядами весел и экипажем в составе около 250 человек. Корпус корабля длинный и узкий, обычно имеется окованный медью или железом таран. Могут быть одномачтовыми и двухмачтовыми, с квадратными парусами.
  
  Пирауст - огненная змейка, дитя пламени. Среда обитания - жаркое пламя из глубин Йаманарры.
  
  Поцелованные Драконом - другое название династов Йаманарры.
  
  Пронаос - передняя, проходная часть йаманаррского храма.
  
  Симпосион - торжественный ужин, прием в йаманаррских домах. Правом устраивать симпосионы обладают исключительно династы.
  
  Стражи - ночное время на Йаманарре делилось на т.н. стражи, которые с вечера до утра сменялись четыре раза и длились в среднем около трех часов каждая. Первая стража соответствует промежутку времени с 18.00 до 21.00, вторая стража - с 21.00 до 00.00, третья - с 00.00 до 03.00 и четвертая - с 03.00 до 6.00.
  
  Стригиль - серповидный скребок для очищения кожи от пота и грязи. Могли быть костяными и металлическими.
  
  Таур - в переводе на йаманаррский "бык".
  
  Тессераконтера - громадный двухкорпусный корабль-катамаран, плавучая крепость. Не предназначался для боевых действий.
  
  Трапезит - йаманаррский банкир, занимающийся различными денежными операциями.
  
  Трибон - укороченный плащ из плотной ткани или шерсти. Обычно у путешественников, странствующих философов и певцов-аэдов.
  
  Триклиний - просторный пиршественный зал, столовая в йаманаррском доме.
  
  Фарос - пурпурный мужской плащ, обычно из материала высочайшего качества, надеваемый на торжества.
  
  Фелима - личная рабыня династы.
  
  Фратрия - община, обычно в небольших городах и поселениях.
  
  Фрегат - специально обученная птица для разноски почты. Письма переносили в специальных кожаных мешочках под клювом, что защищало донесения от лишних повреждений.
  
  Цветочное молоко - успокоительный отвар на травах, в состав которого входит мак. Часто используется как обезболивающее и снотворное.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"