Сложно сравнить несколько хороших романов и составить рейтинг, если у всех есть "несравнимые" плюсы и минусы, - третье прим. автора.
Если не согласны с отзывами, не соглашайтесь.
---------
Роботы божьи
Перед нами (анти?)утопическое будущее, в котором одна корпорация (Гулл) контролирует практически все аспекты человеческой деятельности. И это не только Интернет (или аналог) инфраструктура, финансы. Гулл знает, как люди живут, чего хотят, о чём думают. Контролирует сознание, контролирует мысли.
Люди не представляют для себя другой жизни. Даже считают "инвалидами" тех, у кого нет вживлённых чипов.
В этом мире человек уже не свободная личность, а "социальный кирпичик", ценность которого определяется рейтингом.
Цивилизация существует в условиях масштабного потопа. Но люди приспособились. Таксоботы на воздушной подушке колесят по московским каналам. Свободные поля отдают под посевы. Технологии развиваются. "Человеки" живут.
Сеттинг - продуманный до мелочей. Бывает так, что описывают мир будущего, но люди ведут себя точно так же, как в настоящем. Но в этом романе показано, как изменились бы социальные отношения, морально-этические ценности. У людей другое мировоззрение. Хотя многие проблемы остались такими же, как сейчас.
Сюжет, как это говорят, "закрученный". Глобальные интриги, политика, холодные войны, большие корпорации, которые без сожалений зажуют любого человека. И посреди этого совершенно обычный герой Егор Лисицин. "Обычный" - не значит "скучный". Да и события показывают, что не так уж он прост. Но в нём виден знакомый образ - это не бравый космодесантник, не мускулистый боец, не супергерой. На первый взгляд, Егор такой же человек, как мы все. Его проблемы, его желания, его образ мысли хорошо знакомы и понятны. Но вот его неуверенность и нерешительность... вызывают недоверие и раздражение. Иногда.
Понравилась идея с кибербоксом и то, что рейтинг спортсмена в каком-то смысле зависит от речи после боя. Что-то в этом есть оригинальное.
Ну, и минусы, как без них.
Объяснения и флешбеки (внезапные приступы воспоминаний). Кое-где их много. Кое-где это мешает. Некоторые поданы в виде новостей. Идея хорошая. Объяснение так и остаётся объяснением. Но в новости это хоть смотрится гармонично.
Не считая начала. Интригующая завязка "у героя отключили зрение". И после - длинная новость. Полагаю, некоторые читатели просто пробегут её "по диагонали", чтобы узнать, что же случилось, и как из этого выпутаются.
Остальные объяснения "тормозят", мягко говоря. Только начинается нечто интересное, как вдруг долгий рассказ о внешней политике. Или о том, как герой себе квартиру нашёл. Это тоже интересно почитать (иногда). Но повествование будто "перескакивает". Хоп - и герой в кабинете директора УР, хоп - флешбек, в котором рассказывается об истории кибербокса, хоп - опять кабинет. Такое ощущение, что нас бросает туда-сюда.
Без деталей сложно создать полноценный мир. Без флешбеков сложно создать героя (не родился же он в книге, в самом деле - у персонажа может быть прошлое). Без объяснений в НФ не обойтись. Они хорошо написаны. Читать их не скучно. Получилась своеобразная "фишка". Но не надо перебарщивать с этим.
Есть отдельный момент, который "напряг" (но он субъективен). Характеры героев описывают, но не показывают. То есть описание характера есть, но, судя по поведению, герои немного другие.
Например, нам говорят, что Егор - человек плана (на моменте, когда он едет на такси к знакомому священнику; его ведь не перепутали с этим священником?). Всё продумывает. Его раздражает, если что-то идёт не по этому самому плану. Но на деле герой выглядит несобранным. Забывает о том, что надо повышать рейтинг. В нерешительности топчется перед лифтом и не знает, идти ли к работодателю. В первой главе прямо говорят, что Егор - рассеянный человек.
С остальными персонажами тоже проскальзывает это "несоответствие" описания харкактера и фактического поведения.
Ну, и мелкие огрехи есть. Вроде охранников-людей (в самом начале). Такое вполне может быть - мало ли, вдруг для этой работы важен человеческий фактор. Не описывать же столь незначительную подробность.
Просто в мире, где вместо милиционеров (ладно, полицейских) ставят андроидов, где почти все профессии, связанные с обслуживанием, "захватили" роботы, странно видеть людей-охранников в офисном здании. Им же надо есть, спать, отвлекаться. Зарплату выдавать. Хоть бы одного андроида к ним приставили. Для вида.
И странно, что вначале у героя были сомнения по поводу внезапной слепоты, и представитель компании "отнекивался" и говорил, что они такого не умеют.
Есть же опция дополненной реальности. Город могли "превратить", во что угодно. Напрямую влияли на то, как мозг обрабатывает информацию от органов восприятия. А если предположить, что вместо "красочной" Москвы поставили "чёрный экран"?
Мелкие огрехи не повлияли на оценку. Но почему бы на них не указать.
--------
Обаламус
Поначалу было ощущение, что это своеобразная "байка". Не в плохом смысле. По стилю напоминает истории из пионерской библиотеки (если кто помнит). Легко, забавно, атмосферно. Герой - обычный студент, приехавший на практику. Устроился, подружился с начальством. Кто ж знал, что он влезет в интриги непонятного существа?
Когда появляется фантдоп собственной персоной, атмосфера немного меняется. Была пионеро-советская, а стала - инопланетно-фантастичная.
Написано гладко. Читать не скучно, но... см. в минусах.
Минусы.
Затянутое начало. В первой главе вообще ничего не происходит. Важного для сюжета, по крайней мере. Она ни на что не влияет. Обычные серые будни студентов на практике. Долго ждала, когда, собственно, начнётся сама история.
Да, показаны взаимоотношения героев, их увлечения, работа, дана экспозиция. Но... Как бы так объяснить... Не все читатели дойдут до завязки. Её лучше поставить ближе к началу. Или сократить эпизоды, которые не важны для сюжета и ни на что не влияют. Крючки вроде "если б я знал, к чему это приведёт" цепляют, конечно, но ненадолго.
------
Демон
Есть у меня некое предубеждение против любовных романов и романтических историй. Да ещё и с уклоном с фэнтези (Хотя к середине второй части от этого фэнтези мало что остаётся). Но этот... Начала читать и увлёк. Хотя предубеждение осталось. Немного наивно всё же. Наивная героиня, наивные чувства. Наверное, так и должно быть, ведь она сама почти ребёнок. Причём ребёнок, который мало что видел и пережил. Но она такая на протяжении всего повествования. Это не касается её умственных способностей. Она очень даже умна. Но отношение к жизни, мировоззрение - просто детское. И остальное тоже кажется наивным (потому что показано через призму восприятия персонажа). Из-за этого героиня выглядит неправдоподобной.
Получился шаблон идеальной девочки. Из-за этого и любовная линия вышла слегка шаблонной, наивной и наигранной. Да и повествование в целом.
Возможно, такие люди где-то существуют. Но этот "идеальный" образ встречается в необъятной куче произведений.
Иногда и другие персонажи ведут себя... неумно, мягко говоря. И дело не в средневековых нравах.
Появился на площади ангел? Круто. Пусть постоит. Не переносить же казнь ради этого. Явление явлением, а гикнуть ближнего - всегда по расписанию.
Ладно. Пусть это романтическая история, но это хорошо написанная романтическая история. Читается взахлёб. Очень сложно остановиться. Нет эпизодов, которые показались бы скучными и затянутыми. Умело поддерживают интригу. Язык прекрасный. Сюжет динамичный.
Есть даже некая философия. Мораль.
Что радует - нет долгих объяснений. И характеры, и отношения, и сеттинг поданы через действия, диалоги.
В первом абзаце, кстати, сплошные повторы.
Иногда персонажи ведут себя нелогично и наивно (я уже говорила, да?). И это преследовало меня на протяжении всего романа.
Советую обратить внимание на книгу "Трудно быть Богом" Стругацких, если ранее не читали. Там похожая идея есть (нет, не плагиат, сюжеты абсолютно разные), но реализация более... "жестокая". Без хэппи энда
----
Горизонты вечности
Вначале - повествование, которое у меня стойко ассоциировалось с определением "Классический образец приключенческой фантастики". Эдакий шпионский детектив без шпионов и детективов. Интригующая завязка (летит герой на планету долги выбивать). Стиль с налётом нуара (странная метафора). И всё это в фантастическом сеттинге, где богатые могут покупать планеты, а время является валютой. В этом плане мир, можно сказать, оригинальный. А ещё есть Экспонаты, артефакты (Масс Эффект?)...
История интересная, но вот объяснения иногда "сбивают". Диалоги, описания, действия читаются легко. Только втянешься, и внезапно длинный сказ о том, что такое Банк времени, и как он работает.
Продолжение и конец сильно контрастируют с началом. Завязка детективная. А потом - глобальные события, другие цивилизации. Не знаю, хорошо это или плохо. Когда читаешь, увлекаешься, не замечаешь, что история уже не о том, о чём была в начале. Куда сюжет повернёт, туда и мы.
------
Иволга будет летать
Завязка - прямо детектив с уклоном в сериальные страсти (в хорошем смысле).
Тут и загадка (почему произошла авария) и мелодрама (отношения Вячеслава и Валентины), и скрытые интриги. Дальше героев ставят перед различными моральными дилеммами. Это, можно сказать, держит в напряжении.
Описания детальные и проработанные. Перед глазами так и рисуется картинка. При этом нет "тяжеловесных" метафор.
Понравилось начало. Не всё начало, конкретно - первый абзац. Эта "ремарка" про карты показала нам и героя (который собирает старинные вещи), и небольшой срез мира (в котором все карты цифровые). И задала некую атмосферу. Которая, к сожалению, на этом и "закончилась".
Минусы.
Очень много объяснений и флешбеков. В словах автора, в отступлениях, в диалогах. Понятно, что во многих сценах герои должны общаться в официально-деловом стиле - рабочие отношения ж. Но сомневаюсь, что обычные люди - не роботы - смогут так "по-машинному" разговаривать. Кто-то бы точно запнулся. Должны же у них быть характерные фразочки, повадки, слова-паразиты, призказки. Хоть какие-то речевые особенности, которые свойственны любому человеку.
На некоторых эпизодах пришлось буквально "продираться" через канцелярит. Идёт объяснение за объяснением. А повествование-то застыло. Несмотря на то, что сюжет очень даже интересный, он развивается медленно.
На моменте, когда Валентина повела Каляева в музей, у меня почти иссяк энтузиазм. И таких длинных объяснений много.
Потом "втянулась". Всё равно интересно ж. Сюжет отменный, многогранный.
И мне нравится ретрофутуризм.
------
Эволюция.net
С самого начала нас бросают в вихрь событий. Опасность. Приключение. Динамично и быстро. Натуральный экшен. Наблюдаешь, переживаешь. И... если хотите испытать чувство некоего облома, которое выразилось у меня в возгласе "Да, блин!", дочитайте до конца эпизода.
Мне такая завязка понравилась. Прямо восхищение вызвало. Нагнетали-нагнетали... И тут - тормози, водила, что разогнался.
Но кого-то может реально "обломать" (в плохом смысле). Это стоит учитывать.
Роман - смесь из разных жанров. Социальная фантастика, кибер-панк (в каком-то смысле), боевик (он же экшен) и... как назвать сюжетную линию в той игре? Не фэнтези же, на самом деле.
Интересный подход. Но этот "микс" повлияет на целевую аудиторию произведения. Те, кто не любит боевики, увидят начало и подумают "Не, не моё". А те, кому нравятся боевики, подумают об этом чуть позже.
Но это мелочи.
Идея интересная, задумка интересная. Реализация... Несколько переплетающихся сюжетных линий, которые находятся в разных "реальностях": реал, игра, сериал. Прекрасный ход. "Фишка" произведения.
Роман повествует об обычных людях, которые живут "виртуализированном" мире. Они могут гулять, работать, развлекаться, не выходя из дома. Виртуальное стало частью культуры, быта. А "жизнь" в играх приравнивается к реальной.
Минусы.
После вступления героине звонит (запрашивает связь) знакомый. Их диалог получился малоинформативным и "пустым". Обычная болтовня. Возможно, планировали показать характеры персонажей. Люди так и болтают в соц.сетях - без всякого смысла. Участвовать в разговоре - интересно, наблюдать за ним - не так интересно.
Как выяснилось, это не единичный случай. Много "пустых" диалогов. В подробностях описывают незначительные действия. Мир и героев показывать надо, никто не спорит. Но надо ж эту демонстрацию событиями насыщать. Сейчас в тексте много воды.
-------
Путь наверх
Юношеский максимализм даже под землёй остаётся юношеским максимализмом. А шило не в том месте всегда будет шилом не в том месте.
Распространённый сюжет. Живут люди в подземном городе. И в конце выбираются наружу. Я не к тому, что банально (хотя не без этого).
Идея не оригинальная. В таком случае нужно "выруливать" на реализации. Рассказать старую историю так, как никто не рассказывал. Или принести в неё что-то новое.
"Путь наверх" ничем особым не выделился. Но стиль-то хороший.
Герои - эдакие бунтари-исследователи. Живут в многоуровневом убежище, в котором от социального статуса и заработка зависит этаж, на котором можно поселиться. Не в буквальном смысле "зависит". Кто богаче, тот и покупает апартаменты в лучших условиях.
Жители убежища не знают, что есть "наземный" мир. Но один из героев находит надпись на верхних уровнях, которая меняет всю его жизнь.
Понравилась идея с именами - "Рассвет", "Снежка". Слова из старого мира, о котором никто не помнит.
Интригу задали почти с начала. Только целый абзац потратили на блуждания по коридорам и описание, куда герой повернул, а потом снова повернул.
Минусы.
Банальность и шаблонность - увы, но из темы подземных городов уже выковыряли все незаезженные идеи.
Чтобы люди забыли о поверхности, должно пройти много времени. Не один десяток поколений. Даже если у всех жителей будет приступ массового склероза, останутся другие свидетельства. Значит, люди долго сидели под землей. Значит, им будет сложно на поверхности. И дело не в "психологическом" аспекте свободного пространства и ярком свете. Человечество физически приспособится (если выживет) к подземным условиям. И не сможет без риска выйти наружу (опять же, дело не только в ярком свете - это же столетия в замкнутой системе).
Но спишем на художественную условность.
И, да. Убивать второстепенного персонажа просто так - ради драматического эффекта - так себе идея.
--------
Каюр 2082
Интересная манера изложения. Игра с хронологией и повествованием. Надо соображать, чтобы вникнуть. Нас с ходу бросают на середину эпизода. А его начало, чуть позднее.
Мир, в котором перерождение стало обыденностью. И запутанная история с прошлыми и настоящими жизнями.
Нуарный такой стиль. Мрачный.
Вообще, задумка очень даже интересная.
Минусы.
Стоит увлечься диалогами и мыслями (=внутренним миром) персонажа, как начинаются объяснения. Их не так много. Но есть. Например, в самом начале, когда расписывают, как перерождение влияет на внешность. Объяснения и по стилю выделяются из основного текста, и сюжет "тормозят". Без них в фантастике никак. Но и с ними плохо.
Ещё. Много где не хватает запятых.
------
Сеятель у порога
Вот что за люди. Чуть что не поняли - так палить. Поэтому к нам инопланетяне не прилетают. Их же перебьют при первой возможности.
Первое, что бросилось в глаза - канцелярит. Примем его, как данность.
Вообще, годная космофантастика. Есть герой в полном смысле этого слова. Есть непонятный объект в космосе. Есть философия (не всё во Вселенной хочет нас убить).
Часто люди ведут себя нелогично. У кого-то напрочь отсутствует инстинкт самосохранения. Но читать интересно. Любителям жанра прямо зайдёт.
-------
Мир на продажу
Эх, какой слог, какой язык. Поначалу было сложно, так как много незнакомых слов (странно прозвучало). Мозг не мог подобрать им соответствующие образы, поэтому текст давался с трудом. А когда из контекста стало понятно, что это за нищесвои, абстры и явломёты, то, во-первых, почувствовала себя глупой, так как по самим словам видно, что они значат, во-вторых, начала зачитываться.
Сюжет затягивает. Героев туда-сюда носит. Точнее, одного героя с переизбытком решимости. Благодаря этому мы видим уйму забавных ситуаций. Мир насыщенный, живой. С персонажами постоянно что-то происходит. И это только внутри купола.
Диалоги иногда наигранные, но, наверное, это из-за особой "ситуации" со свойствами.
Сеттинг оригинальный, если не уникальный.
Минусы.
Поначалу текст тяжело читать. Это потом, когда понимаешь значение некоторых слов, просыпается интерес. Но обычные читатели об этом не знают. Могут и не "увлечься" с первых абзацев.
Не редки ситуации, когда с героями что-то происходит, но это не "двигает" сюжет. Раз эпизод, два, а персонажи так и топчутся на месте.
--------
Витасфера. Каменное Небо
Человечество вымирало от вируса, поэтому отправило лучших своих представителей в подземный город, чтобы они создали генетически совершенную расу. Но, какой бы идеальный мир не дали людям, они в любом случае всё испортят.
Похоже на притчу. Простые человеческие недостатки выставлены напоказ. Эмоции гиперболизированы. Из-за этого всё кажется наигранным. Это нормально для притчи. Но не покидало ощущение, что люди ведут себя неестественно, нелогично, местами переигрывают.
Да и генетика так не "работает".
Тем не менее, поучительно. Необычный стиль повествования привлекает.
--------
Йэннимурская эра
Получилась уникальная атмосфера. Читаешь и буквально плаваешь в ней.
Первым мы видим Вайми - дитя из виртуального мира. И его странные отношения с учительницей, воспитательницей, с единственным существом, которое с ним общается. Ему вроде как одиноко.
Чтобы осмыслить сюжет, нужно абстрактное мышление. Это не столько динамика, события, сколько философия. Всё плавно, медленно.
Но это ещё и космофантастика: межзвёздные путешествия, другие расы.
Интересная манера изложения. Хорошо сделана. Но из-за неё сложно понять содержание.