|
|
||
Известная фраза Аполлона Григорьева " Пушкин - наше все" очень точно отражает роль поэта в жизни русского человека. Здесь и далее говоря "русский" я имею ввиду не национальность, а приобщенность к русской культуре самой историей, это "всяк сущий язык" по "всей Руси великой". Поэт сам в этих строках "Памятника" пророчески определил свою роль в русской культуре. Мы "называем" Пушкина, говоря о национальной культуре, ее корнях, о русском языке.
Здесь Пушкин выразил главную задачу поэзии: "чувства добрые лирой пробуждать". Это, на мой взгляд, является главным критерием ценности произведения культуры - пробуждает ли оно добрые чувства.
Мне бы сегодня хотелось остановиться на другом аспекте трактовки григорьевской фразы. Слово "Все" ( я бы его написал с большой буквы)указывает на универсальность Слова Пушкина, Сознания Поэта, заключающего в себе нашу Вселенную (ибо это "наше Все"). В этом смысле таким текстом является, безусловно, Священное Писание, представляющее собой Вселенную, свод ее духовных законов. Постигая Библию и другие священные книги, мы познаем не Вселенную(она непостижима), а самих себя. Библия отражает духовное состояние человека, это зеркало, показывающее человеку самого себя истинного на данный момент времени. Постигнув что-то в Библии (думая что постиг), ты отразишься в тексте как в зеркале во всей своей духовной составляющей. То же самое происходит и с текстами Пушкина. В разные периоды жизни мы открываем нового Пушкина, но тем самым открываем себя, свое понимание его текстов в соответствии со своим духовным уровнем развития. Ставить зеркало человеку - это свойство любого искусства, но в случае с Пушкиным- это "духовное зерцало", где русский человек отражается со всей четкостью, яркостью, силой. Это кристальное отражение нашей души. Это верно в отношении русского человека, поэтому Пушкин поэт национальный, понятный русскому сознанию и существующий в пределах русского языка.
Итак, Пушкин есть отражение нашего духовного мира, отсюда разное понимание его творений, сути его творчества. Как не вспомнить знаменитую Пушкинскую речь Достоевского, в которой он дал свое понимание поэта через призму своих идей. "Смирись, гордый человек",- эту идею он увидел в "Цыганах" и поставил в центр творчества Пушкина. Воистину, у гениев и ошибки гениальные.
Вспомним идеи "натуральной школы" и работу Белинского "Сочинения Александра Пушкина"." "Онегина можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". Безусловно, все это есть в романе, но разве это главное?
Для меня "Евгений Онегин" всегда был романом о счастье. В 18- 19 веках существовала форма для выражения фелицитологической темы: "Блажен, кто..."
Сразу вспоминаются знаменитые строки романа:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N. N. прекрасный человек.
В первом катрене отсутствует ирония. Наиболее сильно она звучит во втором катрене. В третьем- она легка и лишь сопутствует повествованию. И в развязке- почти неразличима. Все это в целом соответствует общей схеме построения сонета: тезис-антитезис-синез- развязка.
В целом же идею "Евгения Онегина" можно выразить формулой жизненной мудрости: "Всему свое время". И здесь, конечно же, главный пример "Татьяны милый идеал". "Пришла пора, она влюбилась..".
Все в жизни человека идет своим чередом, естественными циклами, как в природе. Но природа у Пушкина не есть что-то механическое, она живая, и здесь возможны свои "подвижки" во времени:
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь...
Наиболее интересны отношения со временем у главного героя. Вспомним знаменитый эпиграф к 1 главе: "И жить торопится и чувствовать спешит". Текст изобилует наречиями времени"рано, поздно,пора, еще, уже". В результате герой в 8 главе предстает 26-летним стариком. Итак, Онегин опоздал, его счастье не сложилось.
Но в роман неслучайно введена фигура автора, которая и задает темп жизни, соразмерный природному и отвечающий предназначению человека в обществе. Автор словно включает метроном, отмеряющий необходимый ритм, если хотите, пульс жизни. Вспомним еще раз основную идею романа (которую я обозначил): "Всему свое время". Но Пушкин бы не был Пушкиным, если бы все было просто. Роман построен на противоречиях, последующая строфа отвергает предыдущую, а следующая за ней- на новом витке спирали представляет синтез идей. И в финале 8 главы неожиданно звучат строки:
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.
В этом "вдруг" вся жизнь, с ее непредсказуемостью, незавершенностью. С этим "праздником жизни" нужно уметь расстаться "вдруг". Так завершается идея счастья в романе.
В заключение упомяну знаменитые строки из "19 октября"(1825) : "Служенье Муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво...". Не вытекает ли эта "величавость" из "величия замысла", о котором говорил Бродский. Это то, что положено в основу Эстетики- ее философия, генезис.
Пророческими стали слова Белинского: "Не говоря уже об эстетическом достоинстве "Онегина", эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение."
Пушкин определил во многом жизнь русских людей, ее культуру. Пушкин и есть основа нашей культуры.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"