Морозов Василий Иванович : другие произведения.

Записки о конкурсе "Оживший миф" и дикой птице. Ч.3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   Часть 3.
  1. Каждый по своему понимает и оценивает стихи. Для меня хорошие стихи - те, что тронули меня. Лично меня. При этом мне абсолютно все равно, соблюдены в них правила классического стихосложения или нет. Грамотность - не главное. Совершенство формы и содержания, как гарантия хороших стихов - для меня не гарантия. Для меня важно, чтобы после прочтения или прослушивания стихов во мне появился "Отклик". Что это такое - определить полностью не могу. "Отклик" может быть изменением настроения, возникновением размышлений на неожиданную тему, меланхолией, иногда -стыдно сказать, слезами, всплеском активности, желанием напиться, уехать из этой страны к чертовой матери или , наоборот, вернуться в нее и т. д. Он может выражаться в самых разнообразных чувствах, порождаемых информацией, выходящей за пределы той, которую может в принципе нести группа слов, отражающих лишь строгий смысл и логику человеческих понятий. Далеко не всегда "Отклик" вызывал у меня "правильные" действия в реальной жизни. Но, я берег в себе чувство "Отклика", понимая, что с его появлением у меня появилось еще одно о ощущение мира, которые мне не давали ни "Здравый смысл", ни "Любопытство", ни "Принцип наименьшего действия". "Мои" стихи, то есть стихи, вызвавшие у меня отклик, могут оказаться и у Пушкина, и у Блока, у Беранже, и у малограмотного зэка, поющего под гитару. У сельского учителя, получившего доступ в Интернет и признанного графоманом. Иногда я слышу их в прозе Гоголя, Германа Мелвилла, Бабеля или в бесхитростном рассказе бомжа, как он дошел до жизни такой. Если утрировать, я - как приемник, у которого свой набор частот восприятия волн поэзии.
   Когда я читаю стихи, которые меня оставляют равнодушным или чем-то раздражают, то это просто не мои стихи. Для меня они ни плохие, ни хорошие. Они для других, они вне поля моего восприятия, и я никогда не буду их критиковать.
  
   2. Это восприятие поэзии не отрицает литературной критики, если критикующему, есть, что сказать. Но меня всегда поражала готовность вываливать свое мнение по какому то вопросу при полном нежелании донести это мнение в удобоваримой для восприятия форме. Неумение сказать, что ты хочешь сказать- не порок. Тысячи талантливых и творческих людей косноязычны. Они выражают свои мысли формулами, чертежами, расчетами, своей музыкой, построенными домами и конструкциями, блестящим хирургическими операциями, победами в боевых действиях т.д. Но многие области деятельности, в том числе литературная критика, требуют точного изложения своей мысли русским языком. Когда я читаю критику типа птичьей, я понимаю, что это проявление болезни, которой надо поставить диагноз.
  
  
   3. Опять мои "Здравый смысл" и "Любопытство" двинулись на страницы критического труда птицы, просматривая блок "номинации". Из невнятного объяснения птицы следовало, что в этом разделе она говорит о стихотворение то, что вытекает из первых двух блоков:
  
   Номинации:
   1 Морализаторство, пустозвон.
   2 Мастерство, современность, разрушитель мифов.
   3 Мастерство, современность, разрушитель мифов.
   4 Мастерство, Русь Матушка, шовинистический патриотизм.
   5 Мастерство, мрак, взгляд со стороны мрака.
   6 Скандинавская мифология, взгляд со стороны мрака.
   7 Библейские сказания, взгляд со стороны мрака.
   8 Данко, живые мифы.
   9 Философствования.
   10 Вневременье, картинка, пустозвон.
   11 Современность, живые мифы.
   12 Мастерство, Русь Матушка, живые мифы.
   13 Современность, мрак, взгляд со стороны мрака, разрушитель мифов, политтехнологии.
   14 Антинародные сказки, пустозвон.
   15 Философствования.
   16 Страшный пустозвон.
   17 Пустозвон, напугавший самый страшный пустозвон.
   18 Чудеса древнего мира, пустозвон.
   19 Исторические случаи, пустозвон.
   20 Современность, живые мифы.
   21 Мрак, морализаторство, пустозвон.
   22 Мрак, взгляд со стороны мрака, подмена понятий.
   23 Русь Матушка, шовинистический патриотизм, пустозвон.
   24 Вневременье, пустозвон.
   25 Морализаторство, пустозвон.
   26 Мрак, мертвечина, пустозвон.
   27 Чудеса древнего мира, пустозвон.
   28 Морализаторство, подмена понятий, пустозвон.
   29 Бред.
   30 Русь Матушка, пустозвон.
   31 Диагноз ясен. Привет из Кащенко.
   32 Мастерство, нечисть всякая.
   33 Русь Матушка.
   34 Картинка.
   35 Подмена понятий, пустозвон.
   36 Самое лучшее на конкурсе соединение несоединимых мифов.
   37 Мастерство, мрак, взгляд со стороны мрака, перепевы, пустозвон.
   38 Чудеса древнего мира, философствования, пустозвон.
   39 Старший народ, живые мифы.
   40 Истории у костра, живые мифы.
   41 Морализаторство, пустозвон.
   42 Мастерство, колдовство.
   43 Не конкурс.
   44 Морализаторство, не конкурс.
   45 Старший народ.
   46 Пустозвон.
   47 Мастерство, пустозвон.
   48 История, философствования, морализаторство, пустозвон.
   49 Чудеса древнего мира, пустозвон.
   50 Тайны востока, перепевы.
   51 Антинародные сказки, морализаторство, пустозвон.
   52 Чудеса древнего мира, морализаторство, пустозвон.
   53 Автор порожняк не гонит.
   54 Автор порожняк не гонит - 2.
   55 Мастерство, истории у костра, живые мифы.
   56 Любовь.
   57 Добрая нечисть.
   58 Старший народ, живые мифы.
   59 Мрак, взгляд со стороны мрака.
   60 Перепевы.
   61 Божественное, философствования, шовинистический патриотизм, подмена понятий,
   62 Чудеса давнего мира, картинка, пустозвон.
   63 Чудеса давнего мира, картинка, пустозвон.
   64 Колдовство, пустозвон.
   65 Мастерство, чудеса древнего мира.
   66 Чудеса древнего мира, морализаторство, пустозвон.
   67 Мрак, картинка, пустозвон.
   68 Бред.
   69 Само-PR.
   70 Ритмизованная проза, живые мифы.
   71 Кельты, перепевы.
   72 Вневременье, сон.
   73 Вневременье.
   74 Вневременье, пустозвон.
   75 Тайны востока.
   76 Вневременье, морализаторство, пустозвон.
   77 Чудеса древнего мира, современность, подмена понятий.
   78 Истории у костра, живые мифы.
   79 Славянское?, шовинизм обманутого мужа, подмена понятий, пустозвон.
   80 Философствования, пустозвон.
   81 Библейские сказания.
   82 История, перепевы.
   83 История, перепевы.
   84 История, перепевы.
   85 Скандинавская мифология, живые мифы.
   86 Египет, картинка.
   87 Вневременье, мрак, живые мифы.
   88 Философия.
   89 Тайны востока, перепевы.
   90 Чудеса древнего мира, пустозвон.
   91 Антинародные сказки, пустозвон.
   92 Антинародные сказки, политтехнологии.
   93 Вневременье, современность, колдовство, живые мифы.
   94 Кельты, ритмизованная проза, живые мифы.
   95 Библейские сказания, пустозвон.
   96 Пустозвон.
   97 Жуткий бред.
   98 Философствования, морализаторство, пустозвон.
   99 Библейские сказания, философствования, пустозвон.
  100 Мастерство, антинародные сказки, пустозвон, политтехнологии.
  101 Русь матушка, шовинистический патриотизм.
  102 Мастерство, мрак.
  103 Мастерство, вневременье.
  104 Перепевы, пустозвон.
  105 Вневременье, пустозвон.
  106 Тайны востока, перепевы, пустозвон.
  107 Философствования, пустозвон.
  108 Тайны востока, философствования, пустозвон.
  109 Мастерство, современность, подмена понятий, политтехнологии.
  110 Мрак, взгляд со стороны мрака, пустозвон.
  111 Ритмизованная проза, живые мифы.
  112 Библейские сказания, взгляд с другой стороны.
  113 Библейские сказания, взгляд с другой стороны.
  114 Бред.
  115 Чудеса древнего мира, философствования, морализаторство, перепевы, пустозвон.
  116 Мастерство, современность, Русь Матушка, шизофренический шовинистический
  117 История, морализаторство, пустозвон.
  118 Вневременье, картинка, пустозвон.
  119 Мастерство, современность, картинка, пустозвон.
  120 Тайны востока, морализаторство, пустозвон.
  121 Колдовство, шовинистический патриотизм, подмена понятий, пустозвон,
  122 Старший народ, морализаторство, пустозвон.
  123 Сочинительство, пустозвон.
  124 Философствования, пустозвон.
  125 Типа история, подмена понятий, пустозвон.
  126 Чудеса древнего мира, современность, подмена понятий, пустозвон.
  127 Вневременье, современность, живые мифы.
  128 Вневременье, политтехнологии.
  129 Философствование, морализаторство, перепевы, пустозвон.
  130 Мастерство, вневременье, пустозвон.
  131 Народные сказки, истории у костра.
  132 Вневременье.
  133 Вневременье, современность, сон, живые мифы.
  134 Библейские сказания, философствования, морализаторство, пустозвон.
  135 Чудеса древнего мира, морализаторство, шовинизм, пустозвон.
  136 Пьяные бредни-1.
  137 Библейские сказания, пустозвон.
  138 Истории у костра, живые мифы.
  139 Колдовство, живые мифы.
  140 Мастерство, перепевы, пустозвон.
  141 Библейские сказания, философствования, пустозвон.
  142 Колдовство, философия, живые мифы.
  143 Пустозвон.
  144 Пустозвон крутой-навороченый.
  145 Мастерство, истории у костра.
  146 Мастерство, вневременье, современность, колдовство, мрак, взгляд со стороны мрака,
  147 Мастерство, вневременье, современность, мрак, взгляд со стороны мрака, живые
  148 Библейские сказания, философствования, пустозвон.
  149 Вневременье, сон, картинка, истории у костра.
  150 "Сатир мудозвон", политтехнологии.
  151 Старший народ, пустозвон.
  152 Вневременье, пустозвон.
  153 Степь, пустозвон.
  154 Легенда о Генуэзской крепости, и она не одна тут такая...
  155 Вневременье, картинка.
  156 Степь, пустозвон.
  157 Скандинавская мифология.
  158 Чудеса древнего мира, пустозвон.
  159 Мастерство, хоть и недостаточное, пустозвон.
  160 Легенда о Генуэзской крепости, и она не одна тут такая...
  161 Вневременье, пустозвон.
  162 Мастерство, перепев.
  163 Отсутствие авторства.
  164 Мастерство, чудеса древнего мира.
  165 Вневременье, современность, подмена понятий, политтехнологии.
  166 Колдовство, подмена понятий, пустозвон, политтехнологии.
  167 Славянское.
  168 Славянское.
  169 Типа историческое, пустозвон.
  170 Чудеса древнего мира, пустозвон.
  171 Вневременье, политтехнологии.
  172 Разрушитель лучей Темной башни, тонкие политтехнологии.
  173 Вневременье, современность, истории у костра, живые мифы.
  
  
  Вот таким образом птица оценила 173 стихотворения.
  
  4. В первую очередь я со своим прозаическим " Здравым смыслом" совершенно не мог понять, почему птица так часто, и совсем не к месту, в рецензии использует термин "вневременье", смысл которого хорошо известен широким народным массам и понятен, например, из определения, данного в книге: Наумкин А.Л. Калагия. М.: А/О "Прометей", 1992.
  
   "......вневременье есть выход из течения и плотности времени, есть погружение в субстанцию время, где нет ни течения, ни плотности его, ибо они остаются во внешнем пространстве материи, потому что проявляются лишь в нем.
  Проходя поверх эффекта времени и погружаясь в субстанцию время (которая является голограммой), мы устраняем Майю, то есть устраняем материальную протяженность от самого низа до самого верха, и выходим в принципиально "необъективируемую" реальность, называемую Нирваной и являющуюся пространством духа. Именно выход во вневременье соответствует у буддистов выходу в Нирвану."
  
   Я думаю, все понятно... Для меня выход в Нирвану, т. е. по научному, во "Вневременье", впервые состоялся, когда я аспирантом работал в лаборатории родного института, починяя с паяльником электронный блок на уже забытых лампах. Анодное питание электронных ламп требует напряжения порядка трехсот вольт, поэтому блок был снабжен соответствующим источником питания, в который я и влез всем своим любознательным рыльцем естествоиспытателя и с раскаленным паяльником. Но, забыл отключить источник питания. Даже профессионалам, попадавшим под напряжение и знающим толк в этом удовольствии, я бы не посоветовал закорачивать напряжение в триста вольт на контактах, один из которых касается лба, а второй носа. Ощущение вылета во "вневременье" возникает сразу же, со всеми прелестями "необъективируемой" реальности и пространства духа, выбитого из мозгов начисто.
  Вы никогда не получите такого же эффекта, замыкая контакты рукой, когда ток течет по кисти руки, не доставляя вам ничего, кроме злобного неудовольствия.
   Совершенно другое дело, если ток течет по мозгам. Это полная Нирвана. Я влез в блок и замкнул напряжение между лбом и носом. Войдя во "Вневременье" и некоторое время пребывая в нем, я упал челюстью на горячий паяльник, потому что отключились мышцы шеи. Контакты разомкнулись.
  Возвращаясь в реальность от боли и запаха горелого подбородка и пытаясь осознать , что произошло, снова поднял голову. Голову поднимал недолго... До замыкания контактов между носом и лбом......до Нирваны. И снова упал челюстью на паяльник. Так я и двигался, периодически "устраняя Майю и материальную протяженность от самого низа до верха" в пространстве корпуса блока, где внизу лежал дымящийся канифолью паяльник, а на верху - призывно торчали два оголенных контакта. Меня оттащили за ноги сотрудники по работе, встревоженные длительным, всхлипывающим трудолюбием, так не свойственным мне...
  
  5 Я почитал стихи, где птица в разделе номинация написала: "Вневременье". Птица не права. Я не увидел в этих стихах "устранения Майи и материальной протяженности от самого низа до верха". Просто птица никогда не попадала под электрическое напряжение между носом и лбом, в результате чего возникает прозрение и истинное, с кривой улыбкой, понимание "Вневременья".
  
  
  
  
  
  6. Еще большее недоумение встречало словосочетание "Взгляд со стороны мрака". Я никак не мог понять, кто и на кого смотрит из мрака и с какими намерениями. Для меня это словосочетание ассоциировалось с событиями из моей юности, когда я, десятиклассником, заявился на вечер в школу соседнего района. После вечера проводил домой приглянувшуюся мне девятиклассницу, внешность которой должна была бы мне, дураку, подсказать, что, при таких ее прелестях, я заведомо не мог быть единственным соискателем взаимности. Хотя она и отвергла мои попытки склонить ее к легкому грехопадению после часа знакомства, я, прощаясь, чувствовал, что некоторые перспективы просматриваются..
  Совершенно потеряв бдительность, я беспечно вошел в свой подъезд, у дверей которого, почему -то была разбита лампочка, и увидел три пары светящихся из мрака глаз. Они были похожи на глаза трех разъяренных и приготовившихся к броску мартовских котов. Но не коты это были, а ревнивый Отелло - одноклассник моей пассии, со своими корешами, готовыми постоять за поруганную честь друга.
   Удивительная штука -человеческая память. Я совершенно забыл детали побоища, давно забыл боль боевых ран, забыл лицо и формы прелестницы, из-за которой мне расквасили физиономию вплоть до полного ее несоответствия красоте внутренней сути . Но три "взгляда из мрака" помню до сих пор, хотя для долгой, долгой памяти было бы вполне достаточно и одного . Для меня взгляд со стороны мрака всегда означал потенциальные побои или неприятности, и я никак не мог понять, о какой угрозе прокаркала птица, комментируя безобидные стихи.
   Нет, не бывала птица в подъездах, где перед вашим приходом кто- то разбивает лампочку...., готовясь взглянуть на вас со стороны мрака.
  
  7. Но особенное раздражение у "Здравого смысла" вызывало словосочетание "Взгляд с другой стороны". И опять услужливая память переносила меня в более зрелые годы, когда мне довелось идти ночью по небольшому провинциальному городу, славившемуся романтической дикостью нравов молодого поколения жителей. Я переходил по мосту через небольшую речушку, заросшую по берегам крапивой и тиной, из которой доносился самозабвенный концерт лягушек. На середине моста стоял пацан, лет восьми - десяти, который, сплюнув светлячок окурка в воду и пристально глядя мне в глаза, сказал: " А платить, фрайер, за проход по моему мосту кто будет? Пушкин ?" Со своей дурацкой привычкой отвечать на прямые вопросы всегда перпендикулярно, я пообещал заплатить и за себя и за Пушкина, если пацан покажет справку от родителей, подтверждающую его право сбора дани на мосту в два часа ночи. И вот тут то, и почувствовал на себе "взгляд со стороны", со стороны затылка, высоко над которым сиплый голос произнес: " Не обижай мальца и не оборачивайся, а то дурно станет..". Конечно же, мальца я не обидел, сунув в его , татуированную до плеча, лапку то, что торопливо наскреб из кармана платой за проход. Я пошел в свою сторону и чувствовал по взглядам с другой, что, похоже, переплатил за переправу. Сзади приглушенно обсуждалось предложение - а не вломить ли, все-таки, фрайеру на сдачу ?
   С тех пор я хорошо представляю, что такое "взгляд с другой стороны", и его появление в рецензии на поэтическое произведение, означает, что птица, наверное, испытывала те же чувства, которые я испытал на мосту. Быть может, она ощутила, что юность автора стихов прошла в небольшом провинциальном городке, с мостом над маленькой рекой, по берегам которой из крапивы самозабвенно квакают лягушки...
  
  
  
  
  
  6. Мне кажется, что способность писать стихи и воспринимать их есть у огромного количества людей. Просто многие об этом не знают. Точнее, они смутно догадываются. Почему иногда их трогают нелепые слова блатной песни? Почему даже в старости помнятся какие-то строчки Пушкина, хотя последнюю книгу в жизни прочитал еще в восьмом классе? Величие поэтов прошлого, с моей точки зрения, состоит в широте диапазона частот излучения с захватом большого количества приемников, каждый из которых настроен на узкий интервал частот. Мне кажется, в этом и состоял феномен В.Высоцкого. Иногда этот диапазон уходит от частот восприятия их современников, но потом перекрывает частоты следующих поколений. Но я убежден, что каждый человек, чувствующий стихи, способен их писать.
  Вопрос лишь в одном, а вызовут ли они у кого-то отклик ?
  
  
  7. Проверить это можно только одним способом. Надо начать писать, если вы чувствуете, что вы этого хотите. Писать стихи, как хочется, писать, как получается и ничего не бояться. Не бояться злых и язвительных отзывов эстетствующих кликуш, неумных собратьев по перу, которые тоже ощутили этот зов, но превратили поход в соревнование. Писать, как пишется, не руководствуясь никакими правилами классического стихосложения. Правила стихосложения вырабатывались специалистами, анализировавшими стихи поэтов предыдущих поколений и их техническое построение. Они расширялись и дополнялись все новыми и новыми техническими находками. Формальная систематизация с понятиями ритм, рифма, слог и последующего расширения их отражала лишь внешнюю оболочку творчества, нашедшего огромное число откликнувшихся. Попытка найти правила и принципы построения широкодиапазонной поэзии бесплодна. Нет правил построения у творчества, у любого, не только поэтического. Далеко не все поэты широчайшего диапазона вообще знали о существовании таких правил. Они просто писали, а потом уже их стихи систематизировали литературные специалисты. Изучить правила классического стихосложения и ими руководствоваться - можно. Можно руководствоваться, а можно и плюнуть на них. Правила вообще необходимо строго соблюдать лишь там, где они написаны кровью. Например, правила техники безопасности на производстве или правила дорожного движения.
  
  8. Если ваша цель не состоит не в том, чтобы вас назвали поэтом, если вы свободны от честолюбивого желания похвал вашему творчеству, если вы просто хотите получить отклик хотя бы в одной душе, то пишите. Когда вас назовут графоманом, отнеситесь к этому равнодушно. Вы не графоман. Вы пишете, потому, что надеетесь на отклик. Может статься, что не дождетесь ни одного. Никогда. Спокойно. Вы же не поэт, вы пишите свои стихи, потому, что вам хочется их писать.
   Графоман назойливо требует признания всем своим творениям. Он еще не понимает, что это невозможно. Он раздражен тем, что, изучив правила стихосложения, не достиг желанного успеха. Со всех сторон его бьют птицы, упрекая, что он недостаточно постиг правила или не сумел выполнить их. Они раздражены неумелым исполнением канонов.
   Не надо его учить. От этого графоман сам становится шумен и активен, а иногда и агрессивен. Он болеет от непризнания, начиная отравлять жизнь окружающим и близким. Зачем же провоцировать развитие болезни.
  
  11. Вы пишете и ждете возможного отклика. Читая стихи других, вы определяете, какие из них хорошие. По вашему отклику. Остальные стихи, не нашедшие в вашей душе отклика, - не ваши. Но вы не имеете права назвать их плохими. Возможно, эти стихи для других - хорошие стихи. Не надо писать отзывов на стихи, которые не вызвали у вас отклика . Если же вас просят прочитать и дать оценку стихов, вас не тронувших, напишите тактичный отзыв, который не вызовет болезненных эмоций. Это же так просто...
  
   12. Я снова возвращаюсь к критике птицы, поскольку все - таки хотелось бы поставить диагноз. Просматривая снова и снова ее блок "номинации", я не мог избавиться от ощущения, что набор слов, которыми оперирует птица, напоминает мне, что-то, хорошо знакомое. Мучительно знакомое. Меня, почему то, особенно клинило на слове "мрак", которое часто использовала птица.. Я все пытался понять, почему при этом в моем сознании выплывает слово "жуть", которого не было в тексте.
  Внезапно заинтересовавшийся проблемой "Принцип наименьшего действия" произвел приблизительную статистическую обработку слов, использовавшихся в тексте "номинация" по частоте их повторений и представил их в виде гистограммы.
  Наиболее часто, приблизительно 75-80 раз птица использовала слово "пустозвон", а общее количество использованных слов для "номинации" ста семидесяти трех стихотворений не превышало (90-100). Это был словарь. Только чей?
  И тут я понял, что мучило меня и мой "Здравый смысл" все это время. В памяти всплыло:
  "Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов*. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо"* составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью". И.Ильф, Е. Петров. "Двенадцать стульев".
   Теперь я понял, что слова "Мрак" и " Жуть", связка которых так мучила меня, были наиболее используемые из словаря Эллочки.
   Но, вместе с тем, словарь птицы был несколько богаче, чем словарь людоедки Эллочки. И тогда я вспомнил о ее подруге, культурной девушке - Фимке Собак, в словаре которой было 180 слов и даже такое редкое слово, как "гомосексуализм". Внимательно просматривая словарь птицы в надежде обнаружить такую же, или близкую культурную редкость, я ее нашел. Это был "Сатир мудозвон".
  Я осознал, что просвещенное мнение по номинации конкурсных стихотворений высказывала не птица, а вселившаяся в нее Фимка Собак.
  
  13. Когда Эллочки или Фимки вселяются в людей, истинный словарный запас которых, может быть и достаточно широк? Чаще всего это происходит с теми, кто вызывается изложить свое мнение по вопросу, в котором ни черта не понимает, но обнаруживает это сам уже тогда, когда надо излагать. Вот тут-то и начинается использование примитивных словарей с вызывающей краткостью бессмысленных определений и образов, с задором мнимой беспристрастности, за которыми кроется, с одной стороны - желание скрыть неспособность к анализу и неподготовленность, а с другой - надежда:
  "Публика - дура, авось все схавает".
   Птица погорячилась и надорвалась. Надорвалась она уже после оценки "Техника".
  Потом она поняла, что дать серьезный анализ не может. Она заглотила сто семьдесят три стихотворения, переварить которые оказалась не в состоянии. Как результат произошел словесный запор с редким выходом - " номинации", написанные языком Фимки Собак.
  
  Но спрашивается: "А кто ее просил?"
  Все проходит, и многие болезни тоже. Будет еще словесный понос, но потом будет умиротворение. Останется опыт.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  14. Нужна ли критика произведений, способствующей улучшению качества поэзии? Наверное, нужна. Только какая ? Критикуйте те стихи, которые нашли отклик в вашей душе. Они ваши, они вашего диапазона. Автор стихов поймет, что он в вас нашел откликнувшуюся душу, которая почти в резонансе, а критика -лишь просьба о полном совпадении частот. Но надо быть предельно осторожным в критике, ведь частоты можно и развести, полностью утратив связь и посеяв одно раздражение и досаду.
  
  15. У меня давно создается впечатление, что в поэзии назревают изменения, связанные с появлением Интернета и компьтеризацией мира. Доступ в Интернет дал уникальную возможность людям самовыражаться в творчестве. Неважно с какой степенью таланта. И, главное, выносить свое творчество на прочтение. Если даже ваши стихи плохи для кого-то, то это вовсе не значит, что они плохи в принципе. В интернетовском море всегда есть надежда найти душу, которая вас поймет. Это и есть роскошь человеческого общения, которую надо беречь. Мощные поэтические таланты всегда выделятся в этом море. Они вырвутся вперед по количеству полученных откликов от людей, как образованных, так и не очень, знающих правила стихосложения и не знающих, людей, которые сами не могут понять, а что им сказали рифмоваными или плохо рифмоваными словами так, что они запомнились. Почему эти запомнившееся и не имеющее никакого практического значения в их жизни слова, заставили их остановится на мгновение, вырвав из круга привычных дел. Не пропадут таланты. Найдутся и друзья, и шустрые спонсоры для публикации сильных произведений, если не при жизни, то после. Смешно, когда под предлогом того, что в мешанине плохих и хороших произведений трудно найти истинную поэзию, пытаются протащить литературную цензуру в угоду своего понимания поэзии. Чаще всего, это связано с непониманием ограниченности своего частотного диапазона и стремлением его канонизировать.
  
  16. "Самиздат" тем и хорош, что доступен всем. Да пишите стихи так, как считаете нужным. Участвуйте в интересующих вас конкурсах, поскольку вас будет посещать больше людей. Но к результатам их относитесь с легким сердцем. У жюри же тоже свой диапазон частот восприятия поэзии. Не обращайте внимание на оценки и рейтинги. Возможно, они что-то и отражают в вашем творчестве, но они не отражают главного - вызвали ваши стихи отклик или нет. Даже поток положительных комментариев мало значит. Но, если в отзыве вы почувствуете истинный отклик, то вы уже не одиноки и стоит писать дальше. Нет откликов - все равно пишите. Только Мастер может вам сказать, стоит вам писать или нет. Но, если вы не строите стихотворные конструкции в угоду чьим то вкусами , не мечтаете о стихотворной славе, не терзаете себе подобных завистью, мелкими придирками, необдуманными или идиотскими отзывами, то вы свободны. Мастер же прекрасно понимает разницу между поэтической конъюктурой раскаявшегося поэта Бездомного и поиском отклика.
  
  
  
  
  
  
  
  17. Настало время выходить из файла птицы. Пребывание в нем надоело. Я подошел к своей несовершенной "Чертовщине" и остановился у ее печальной эпитафии. С могилы поднялись мои бедные герои : ухмыляющийся начальник, его зам с уже зажившим фингалом и трое виновато улыбающихся, но светло трезвых слесарей.. Я смотрел на рифму, меняющую облик с неповторимостью улыбки, украденной у "Джоконды", в которой угадывавался вопрос: "Ну, что, догадался, кто я?". Конечно же, она была женщиной, женщиной, которую я любил за непоследовательность, капризную дурь, ветренность с легкостью мысли , да и за все то, что любят, не понимая, а принимая.
  Я положил руку на плечо артистически понуро стоящего ритма. Этот всегда придурявшийся паразит ловко показывал свое несовершенство еще в далеком детстве, когда я, дорвавшись до барабана, шел впереди пионерского отряда. Уже тогда, вожатая, вслушиваясь в барабан, молотивший черти- что, начала чувствовать гибельные наклонности в голове юного барабанщика, уводившего отряд от целей, предписанных правилами строгих ритмов того времени. У меня всегда отнимали барабан...И я выл от горя...
   "Ну, а почему вы с рифмой валялись в канаве под забором, когда птица пролетала с критической инспекцией?" спросил я так, как будто бы меня это действительно интересовало.
  "А сам то куда бы спрятался , если бы сверху на голову валилось дерьмо? " - нагло ответила рифма, прижимаясь боком к ритму. Я смотрел на весело врущую заразу. Да плевать было этой цыганской парочке на пролетающих птиц, просто жили они, как хотели и всегда валялись под теми заборами и в тех канавах, которые выбирали только сами.
  
  18. Они стояли и смотрели на меня как единственного поводыря, который мог бы вывести из текста птицы, где место расположения "Чертовщины" почему то напоминало затхлое морское дно, на котором лежал корабль с единственной уцелевшей мачтой и хаотическими крестами переломанных рей . Корпуса трех разбитых и погруженных в ил вельботов рядом с кораблем довершали картину, которую услужливое воображение начало стремительно разворачивать во времени назад. Я прочитал на корме корабля надпись "Пекод" - название корабля безумного капитана "Ахава", положившего на морское дно почти весь свой экипаж в схватке с белым чудовищным левиафаном. Весь экипаж, за исключением гребца последнего разбитого вельбота, спасенного, как сироту в море , который потом под именем Германа Мелвилла расскажет о мифическом противостоянии человеческого духа с неподвластным ему духом природы.
  Я привычно командовал, размещая своих героев на корабле и последнем вельботе, создавая оболочку временного мифа. Уже встали и привязались на смотровых площадках мачт три слесаря, как , когда то, на них стояли три язычника -гарпунера из Нантакета, перед тем как уйти в водоворот. Быстро вскочили в вельбот начальник и его зам, с поразительной сноровкой вбивая весла в уключины и лихорадочно распутывая лини гарпунов с грозной неровностью лезвий. Сев к ним на место загребного, я заставил "Пекод" сначала приподняться и выровняться в тумане поднявшегося донного ила, а затем ,вращаясь и увлекая за собой вельбот, начать медленное движение вверх. Вверх, по обратной траектории прихода сюда лет двести, а может и триста назад.
  Мы поднимались вверх в плавном обратном вращении, испытывая ощущения Иксиона на колесе и медленно входя в конус постепенно расширяющейся воронки, с бешено пляшущим черным пузырьком на острие. Воронка плавно расширялась, потепенно превращаясь в пенный гладкий омут, на поверхности которого как щепка болтался "Пекод" с восстановленными мачтами. На мачтах, пригвожденные безумием, или преданностью, или долгом стояли мои слесаря, заменившие трех язычников -гарпунеров в конце их судьбы. Корабль жадно восстанавливал все, что было в нем одушевленного и неодушевленного, впитывая в себя души погибших , лини, весла , рукоятки острог, паруса, доски разбитых вельботов и все то, что было до исчезновения Ахава. Концентрические круги волн от воронки, выровнявшейся в плоскость моря, выбросили наш вельбот в точку последнего противостояния безумного капитана, где начальник и его зам уже замерли с поднятыми гарпунами , готовясь к схватке.... Они ждали возвращения унесенного китом в пучину капитана..., нового появления на горизонте Моби Дика, чтобы участвовать в рождении нового мифа.
   Я пристроил своих героев к делу, но мне уже не хотелось ни участвовать, ни наблюдать, чем закончится миф...Жалко было моих героев, но я знал, что уже ничем не могу им помочь. Выпрыгнув из вельбота, я поплыл от центра будущего противостояния, чтобы стать тем сиротой в море, которого, может быть, подберет безутешная "Рахиль", тщетно бродящая по морю в поисках своих пропавших сыновей...
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"