Мороз Валерий Петрович : другие произведения.

Путь Одиссея

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.56*12  Ваша оценка:


Схожесть структур "Одиссеи" Гомера

и произведений современных писателей в жанре фантастических путешествий.

  
   Широко распространено мнение, что поэма Гомера "Одиссея" является одним из первых письменных произведений художественной литературы, а, следовательно, и жанра "фантастических путешествий".
   Конечно, современный этап развития жанра "фантастических путешествий" отличается от поэмы Гомера "Одиссея", но чем? Только скоростью и грузоподъемностью современных (и будущих) средств транспорта: они возросли и возрастут по сравнению с униремой, на которой Одиссей осуществил свое возвращение из Трои в Итаку. Только объемом покоренного (и которое будет покорено в будущем) с помощью этих средств транспорта пространства: он возрос и возрастет в будущем, и человек сейчас считает и, вероятно, тогда будет считать пространство вселенной таким же огромным, предельным для своих средств транспорта, каковым воспринимал Одиссей пространство всего лишь планеты Земля.
   Однако по своей структуре жанр "фантастических путешествий", воплощенный в поэме Гомера "Одиссея", стопроцентно сходен со структурой современных произведений, написанных в жанре "фантастических путешествий". Сходство по структуре - это прежде всего похожесть черт, характеристик, параметров личности путешественника - Одиссея, современного космонавта и будущих первооткрывателей планет Солнечной системы, звезд нашей Галактики и соседних галактик, и сходство, похожесть тех экстремальных ситуаций, в которых и раскрываются черты личности: смелость, ум, ловкость, выносливость, - словом, все, чем в избытке владели литературные герои Эрг Ноор, Быков, и реальные Одиссей (который стал уже почти мифическим героем) и Юрий Гагарин (миф о котором создается сейчас)...
   Тому в доказательство предложим читателю наблюдения над рядом текстов.
   Начнем с того, что поэма Гомера "Одиссея" представляет собой сложную композицию, где более поздние события узнаются читателем прежде, чем ранние. Задействован принцип совмещения и чередования реального действия и воспоминаний главного героя.
   Читатель не станет отрицать, что это свойственно и роману И.Ефремова "Туманность Андромеды", где юный астронавигатор Низа вспоминает путь своего звездолета, предшествовавший моменту полета, с которого начинается текст романа.
   Еще одна общая черта структур "Одиссеи" и современных "фантастических путешествий": градация очагов цивилизации по уровню их развития.
   Во время своего возвращения из Трои в Итаку Одиссей встречает четыре типа очагов цивилизации: такие же по уровню развития, какого достигла цивилизация на его родной Итаке (Троя), менее развитые (остров Циклопов), более развитые (остров феаков) и безлюдные (остров коз).
   То же мы встречаем на страницах романов И.Ефремова "Туманность Андромеды" - безлюдные планеты в районе звезды Архенар, куда поведет 38-ю звездную экспедицию Эрг Ноор, и "Час быка" - отсталая планета Торманс; рассказа В.Емельянова "Исповеданная вечность" - встреча земного космонавта в соседней вселенной с существом, обладающим качествами бога; повести А.Н.Толстого "Аэлита", где красноармеец Гусев на Марсе решает проблемы, знакомые ему по родной Земле.
   А взять такой "кирпичик" структуры художественного произведения, как "внутренний голос".
   В поэме Гомера во время многочисленных экстремальных ситуаций он подсказывал Одиссею, как нужно действовать. И иногда тому казалось, что слышит он совет богини Афины.
   "Внутренний голос" в структуре романа Ф.Дика "Стигматы Палмера Элдрича" есть тоже, хотя темпераментная его окраска отличается от бодрых, жизнеутверждающих "подсказок", слышимых героем Гомера, и приближается к тональности поэмы С.Есенина "Черный человек" с "собеседником" в зеркале, мрачно, оценивающим его жизнь: "...подумай сам: для тебя все кончено..." - вещает инопланетное существо Палмер Элдрич, проникнув в мозг Барни Майерсона.
   Пророки и предсказатели, как не знающие преград нейтрино, пронизывают пространство - время и попадают на страницы "Одиссеи" и современных "фантастических путешествий".
   С острова Цирцеи наш герой совершил вылазку в Аид, где пророк Тиресий обрисовал контуры его жизни на много лет вперед. Циклопу Полифему тоже было предсказание о роковых последствиях будущей встречи с Одиссеем.
   В романе И.Ефремова "Туманность Андромеды" дело поставлено на более широкую ногу: прогнозами занимается коллектив целого учреждения - института Прогностики и Стохастики, тогда как у Ф.Дика в "Стигматах Палмера Элдрича" ясновидец Майерсон только планирует создать организацию - объединить ясновидцев.
   И Одиссей у Гомера, и Лео Булеро у Ф.Дика знают прогноз собственных жизней, и тем не менее не ждут, а действуют.
   Наверное, много еще сходства в структурах можно встретить, сравнивая тексты "Одиссеи" и современных "фантастических путешествий".
   У нас такая возможность есть, ведь скоро мы вместе с Одиссеем двинемся в путь и узнаем, что многие экстремальные ситуации, в которые попадал герой Гомера во время своего возвращения из Трои в Итаку, напоминают ситуации, в которые ставят писатели-фантасты своих путешественников к планетам Солнечной системы, звездам нашей Галактики "Млечный Путь", соседним галактикам и вселенным.
  
  
  
  

Выбор маршрута

в "Одиссее" и современных

"фантастических путешествиях"

  
   Для космонавтов, вернувшихся из международной экспедиции на планету Марс, путешествие по маршруту, который три тысячи лет назад преодолел Одиссей, возвращаясь из Трои в Итаку к любимым жене Пенелопе и сыну Телемаху, было бы наилучшим отдыхом.
   Земляне уже совершали путешествия по маршруту Одиссея. Например, В.Токарев сообщает об англичанине Эрни Брэдфорде, который в 1949 году, взяв поэму Гомера "Одиссея", отправился в плавание по Средиземному морю, следуя его маршрутом.
   По географической карте расстояние между Троей и Итакой не так уж и велико.
   Прямое морское расстояние между ними равно 820 км, а прямое воздушное - 498 км.
   Космонавт В.Поляков, отправившийся в январе 1994 года в самый длительный в истории человечества космический полет и вернувшийся в марте 1995 года, на своей орбитальной станции Мир" промелькнул бы из Трои в Итаку всего за 1 минуту, не уступая в скорости богу Гермесу, сообщившему нимфе Калипсо о решении олимпийского совета богов дать возможность Одиссею совершить "посадку" на родном острове Итака. А вот Одиссей путешествовал целых 10 лет.
   Не зависит ли длительность этого срока от правильности маршрута экспедиции?
   Какие условия нужно соблюсти чтобы Совет, собранный для выбора маршрута экспедиции, принял правильное решение?
   Согласно Гомеру, это - время заседания. Из текста "Одиссеи" понятно, что Совет греков был собран не в подобающее время. В тот момент состояние психики членов экспедиции (все были под воздействием алкоголя) не позволило прийти к единодушному выбору маршрута.
   В песне третьей Нестор сообщает Телемаху:
   ...когда, ниспровергнувши город Приама великий,
   Мы к кораблям возвратилися, бог разлучил нас: Кронион
   Бедственный путь по морям приготовить замыслил ахейцам.
   Был не у каждого светел рассудок, не все справедливы
   Были они - потому и постигнула злая судьбина
   Многих, разгневавших дочь светлоокую страшного бога.
   Сильную распрю богиня Афина зажгла меж Атридов:
   Оба, созвать вознамерясь людей на совет безрассудно
   Собрали их не в обычное время, когда уж садилось
   Солнце: ахейцы сошлися, вином охмеленные; те же
   Стали один за другим объяснять им причину собранья:
   Требовал царь Менелай, чтоб Аргивские мужи в обратный
   Путь по широкому моря хребту устремились немедля;
   То Агамемнон отвергнул: ахейцев еще удержать он
   Мыслил затем, чтоб они, совершив гекатомбу святую,
   Гнев примирили ужасной богини... младенец! Еще он,
   Видно, не знал, что уж быть не могло примирения с нею:
   Вечные боги не скоро в своих изменяются мыслях.
   Так, обращая к друг другу обидные речи, там оба
   Атрида стояли: собрание светлообутых ахеян
   Воплем наполнилось яростным, на два разрознившись мненья.
   Всю ту мы ночь провели в неприязненных друг против друга
   Мыслях: уж нам, беззаконным готовил Зевес наказанье.
   Утром одни на прекрасное море опять кораблями
   (взяв и добычу и дев, глубоко опоясанных) вышли.
   Но половина другая ахеян осталась на бреге
   Вместе с царем Агамемноном...
  
   В противоположность изображенному Гомером в "Одиссее" Совету греков, в романе И.Ефремова "Туманность Андромеды" Совет звездоплавания был единодушным при выборе маршрута 38-звездной экспедиции.
   В отличие от Совета во главе с дискутировавшими друг с другом Менелаем и Агамемноном, Совет Звездоплавания будет собран вовремя - так, он будет, по прогнозу И.Ефремова, в эпоху полетов к звездам собираться ежегодно.
   В будущем, как заявит собравшимся Председатель Совета Гром Орм, "Каждая звездная экспедиция - подолгу лелеемая мечта, новая надежда, бережно вынашиваемая много лет, новая ступень в лестнице великого восхождения. С другой стороны, это труд миллионов, который не может пройти без отдачи, без крупного научного или экономического эффекта, иначе остановится наше движение вперед и дальнейшее завоевание природы. Поэтому мы так тщательно обсуждаем, обдумываем, вычисляем, прежде чем в межзвездные дали взовьется новый корабль."
   Таков выбор маршрута в прошлом и в будущем.
   А выбор маршрута сейчас, в наше время, дает нам возможность стать, уже в третий раз - после первых полетов людей на околоземную орбиту и на луну - очевидцами соприкосновения, наложения друг на друга мечты, воплощенной в фантастических художественных произведениях о полете на Марс, и реальности.
   Возможно, это сопоставление научит людей мечтать более "правильно", чем раньше...
  
  
  

Мера реального и фантастического

в путешествии Одиссея.

  
   Где же находилась Троя и все последующие этапы возвращения Одиссея из Трои в Итаку?
   Надо сказать, что в прекрасной поэме "Одиссея" содержится немало фантастики, хотя она и переплетается с реальностью. И среди географических пунктов, упоминаемых Гомером, читатель нередко затруднится найти их на современной карте. Если он захочет, беря информацию из словарей, примечаний и предисловий к различным изданиям "Одиссеи", составить географическую карту маршрута главного героя, то из-за разноголосицы в указаниях ученых пути на его карте будут разными.
   Ряд исследователей вообще сомневаются в возможности (да и в необходимости) географической локализации пути Одиссея.
   Например, С. Маркиш считает рассказ Одиссея о своих странствиях самой настоящей сказкой, Р.В. Гордезиани согласен с теми исследователями, которые в маршруте Одиссея видят поэтическую условность.
   Р. Штэйнер считал ”Одиссею” эзотерическим текстом, в котором повествование ведется иначе, чем требует внешнее течение событий, а чувственно реальный план служит лишь иллюстрацией пути инициации героя.
   А. Белому близко подобное толкование Гомера, и он строит собственную книгу как Одиссею нашего ”малого” беспамятного ”Я” (М. Волошин), движущегося по направлению к высшему ”Я”. В этой Одиссее неизбежны встречи со Сциллой и Харибдой, Полифемом и Цирцеей, сиренами, Амазонками, Кентаврами, Циклопами, многими сверхчувственными существами или, выражаясь языком науки посвящения, со своими двойниками, Иерархическими сущностями, Малым и Великим Стражами Порога духовного мира.
   В.Т. Юриков объяснил причину неудач современных ученых разобраться в перипетиях плавания Одиссея. По его мнению, ничего из перечисленного Гомером не удается найти потому, что все было затоплено. Но в эпоху Троянской войны все Средиземное море было мелким до дна в своих главных проливах - Тунисском и Мессинским - и практически распалось на две части. Но если только представить Средиземное море обмелевшим на 1000 метров, то легко можно обнаружить и багровый остров Эритрею, и "остров светозарного бога Гелиоса", и так далее по всем пунктам - утверждал В.Т. Юриков.
   Мы можем назвать немало исследователей, предпринимавших попытки географически локализовать путешествие Одиссея. Это Е.Ф. Дружинина, Вяч. Иванов, тот же Р.В. Гордезиани, А.В. Подосинов, И.В. Шталь, И. Тренчени-Вальдапфель,
А. Нейхарт, А.В. Мишулин, А.А. Захаров, Б. Мультановский, Е.Ф. Шичалина,
Д. Тодеричьу.
   Эти ученые указывали на особенность "Одиссеи" как жанра странствий; на то, что географическая основа "Одиссеи" могла вытекать из морского опыта финикийцев, воспринятого малоазийскими греками; указывали на связь географической локализации поэмы с анализом ландшафтов, запечатленных в ее тексте, и метеорологическими условиями той эпохи; опубликовали географические карты маршрута Одиссея.
   По мнению И.Троцкого, те самые странствия Одиссея, в которых, казалось бы, яснее всего обнаруживается сказочный характер повествования, рассматривались в древности, как географический документ, нуждающийся лишь в комментарии, в отождествлении гомеровских стоянок Одиссея с реальными местностями. Настойчивые попытки установить топографию скитаний Одиссея не прекращаются и в настоящее время и в их основе лежит правильная, по-видимому, мысль, что поэт сам подчас стремится локализовать странствия своего героя в определенных географических пунктах, известных по рассказам мореплавателей. Его представления слишком смутны и описания слишком расплывчаты для того, чтобы однозначно определить эту реальность, но самый принцип соотнесения странствий с географической картой вполне соответствует намерениям поэта, который изображает скитания Одиссея, как действительное путешествие, - утверждал И.Троцкий.
   Итак, какого же мнения ученые о местонахождении Трои"?
   Этот пункт находится на территории современной Турецкой Республики. Г.Шлиман на малоазийском побережьи Эгейского моря раскопал Гиссарлыкский холм, где 7-й снизу город (Троя - VII-A) и есть "стартовый пункт" 10-летнего путешествия Одиссея.
   В.Токарев указывает, что на исходе века (ХХ-го века) ученые считают, что Трою надо искать в Югославии, около села Габела.
   Подобно "Одиссее", соотношение реального и фантастического в современных ""фантастических путешествиях" тоже имеет место.
   Например, в романе И.Ефремова "Туманность Андромеды" указывается созвездие Змееносца, куда летал звездолет "Тантра" во главе с Эргом Ноором, но трудно сказать, будет ли в будущем, когда люди научатся совершать реальные полеты к звездам, обнаружена планета, называемая "Зирдой", "железная звезда" и ее планета с "медузами" и "крестами", и сколько планет космонавты обнаружат возле звезды Вега.
   А некоторые писатели-фантасты вообще не указывают, к какой именно звезде лежит маршрут их героев.
  
  
  

Количество стартов и посадок

в "Одиссее" и современных "фантастических путешествиях".

   Итак, Одиссей стартует от берегов Трои, начинается его возвращение в Итаку.
   Три тысячи лет назад повествование об этом к зрителю шло от одного информационного центра - аэда, который и текст в форме слов сообщал, и для большего эмоционального воздействия иллюстрировал его пластикой (жестами или даже танцами) и мелодией (пением и игрой на лире, кифаре, форминге).
   В наше время все отдельно: слова (беззвучные, где их смысл передают буквы, в книге), музыка, пластика. Иллюстрации, созданные художниками и скульпторами, лучше рассматривать относительно каждого этапа пути Одиссея. А музыкально о его пути рассказывают опера К.Монтеверди "Делиа и Улисс", написанная им в 1630 году совместно с Ф.Манели (но музыка и либретто утеряны); оперы Ж.Ф.Ребеля "Улисс" (1703г.) и Р.Кайзера "Улисс" (1722 г.); цикл "Метопы" К.Шимановского (1915 г.), охватывающий три этапа возвращения Одиссея (остров Сирен, остров Калипсо и остров феаков): увертюра для оркестра греческого композитора Н.Скалкотаса "Возвращение Одиссея" (1945 г.); опера "Улисс" (ХХ век) датского композитора Н.А. Бентсона: балет финского композитора Э.Энглунда "Одиссей" (1959 год, Хельсинки); балет австрийского композитора А.Логотетиса "Одиссей" (1963 г.); эпилог для солиста, чтеца и камерного ансамбля греческого композитора Т.Андониу (1963 г.); балет композитора Е.К.Голубева "Одиссей" (1965 год); опера Л.Даллапикколы "Улисс", которая была поставлена в 1968 году в Берлине; мюзикл московского композитора К.В. Молчанова "Одиссей, Пенелопа и другие" (1970 г.).
   С изобретением кино искусство вновь обрело ту форму, которую оно имело во времена Гомера, но роль аэда теперь играет режиссер.
   По поэме Гомера режиссер киностудии "Милано-фильм" Джузеппе де Лигуоро в 1911 году снял фильм "Одиссея". В 1955 году итальянский режиссер Марио Камерини снял фильм "Улисс" (в советском прокате "Странствия Одиссея") с Кирком Дугласом в роли Улисса, роли Пенелопы и Цирцеи играла Сильвана Мангано.
   О старте Одиссея с берегов Трои в Песне третьей Нестор рассказывает Телемаху:
   Дали мы ход кораблям, и они по волнам побежали
   Быстро: под ними углаживал бог многоводное море.
   Старт с берегов Трои был первым из многочисленных стартов, которые Одиссею пришлось осуществить, пока он достиг берегов родного острова Итака.
   И в этой многочисленности стартов от одного клочка "тверди" до следующего клочка "тверди", разделенных необозримым морским пространством, современный космонавт похож на Одиссея, ибо перед ним тоже несколько "островов" - планет (Луна, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон), которые ему предстоит посетить, прежде чем он освоит Солнечную систему в такой же мере, в какой греки освоили Средиземное море уже после Гомера.
   Не так уж много людей осуществили старт с поверхности планеты Земля. На нашей планете живет 5 млрд. человек, а старт с ее поверхности на околоземную орбиту совершили не более тысячи! Назовем первый десяток землян, увидевших Землю из космоса: Ю.А.Гагарин, А.Шеппард, В.Гриссом, Г.С.Титов, Дж.Гленн, М.Карпентер, А.Г.Николаев, П.Ф.Попович, У.Ширра, Г.Купер...
   Погибли во время старта: Ф.Скоби, М.Смит, Дж.Резник, Э.Онизука, Р.Мак-Нэр, Г.Джарвис, Ш.К.Мак-Олифф.
   Еще меньше землян совершили старт с поверхности Луны: Н.Армстронг, Э.Олдрин, Ч.Конрад, А.Бин, А.Шепард, Э.Митчелл, Д.Скотт, Дж.Ирвин, Сернан и Х.Шмитт.
   Но никто из землян еще не совершал старта с поверхности Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна, Плутона, с планет других звезд нашей Галактики, и не покидал пределы соседних Галактик.
   В этой многочисленности стартов и наше отличие от далекого будущего, которое, например, изображено И.Ефремовым в романе "Час Быка", герои которого на Звездолете Прямого Луча "Темное Пламя" всего за один старт достигают поверхности планеты Торманс, расположенной в одном из созвездий нашей Галактики. А в рассказе Кордвейнера Смита "Игра с крысодраконом" звездолету пришлось сделать несколько "прыжков" в космосе, но без посадки достичь космической станции возле далекой от Солнца звезды.
   После старта с берегов Трои плавание экспедиции длилось недолго.
   Скоро пришед в Тенедос, приняли мы там жертву бессмертным,
   Дать нам отчизну моля их...
   Гомероведы считают, что остров Тенедос - "одиссеевское" название современного острова Бозджаада в Эгейском море близ берегов Трои (Турецкая республика).
   Это была первая "посадка" Одиссея. Она совершилась благополучно, но впереди его ждали и весьма "жесткие посадки". И все перечисленные нами космонавты, совершили посадку на поверхность Земли (или водную гладь океана), но при этом погибли Г.Т.Добровольский, В.Н.Волков, В.И.Пацаев и В.Комаров.
   Посадку на поверхность Луны совершили Н.Армстронг, Э.Олдрин, Ч.Конрад, А.Бин, А.Шепард, Э.Митчелл, Д.Скотт, Дж.Ирвин, Сернан и Х.Шмитт.
   Но никто из землян не бывал еще на Марсе, Юпитере, Сатурне, Уране, Нептуне, Плутоне, на планетах других звезд нашей Галактики "Млечный Путь", в соседних Галактиках и соседних вселенных.
   Только героям фантастических произведений это удолось сделать.
   Впечатляюще описана посадка на Марс в повести А.Н.Толстого "Аэлита", посадка на Юпитер в повести А. И Б.Стругацких "Путь на Амальтею", посадка на планету возле соседней звезды в романе И.Ефремова "Туманность Андромеды".
  
  
  

"Одноуровневый" и "безлюдный" очаги

цивилизации

в "Одиссее" и современных "фантастических путешествиях".

  
   Разнообразие "миров" в масштабах Вселенной, конечно, превышает разнообразие очагов цивилизации, встреченных Одиссеем при его возвращении из Трои в Итаку, но только количественно.
   А вот качественно, по типу, то, что видел Одиссей, увидят и герои жанра "фантастических путешествий", и в частности, одноуровневые и "безлюдные" очаги цивилизации.

С "одноуровневым" очагом цивилизации - Троей - воевали пришельцы с Итаки в союзе с ахейцами остальных островов Древнегреческого архипелага, подобно "межпланетным" (в рамках Солнечной системы), "межзвездным" (в рамках нашей Галактики "Млечный Путь") и "межгалактическим" союзам будущего на страницах современных "фантастических путешествий".

   А невдалеке от Трои Одиссей, совместно с группой Менелая и Нестора, совершил посадку на остров Тенедос. Это была первая "безлюдная" территория, и безлюдные, незаселенные Разумными Существами планеты станут целью путешественников в романе И.Ефремова "Туманность Андромеды" (две планеты в районе звезды Ахернар, две планеты возле "железной" звезды и четыре планеты возле звезды Вега); рассказе Р.Шекли "Я и мои шпики"; в "Саргассах в космосе" Андрэ Нортона (планета Лимбо); планета Перун в "Древе жизни" В.Кузьменко; планета Степанида (или земля Тамерлана Степанищева) в "Лабиринте для троглодитов" О.Ларионовой.
   Группы Агамемнона и Менелая благополучно возвратились на родину, а вот Одиссей на острове Тенедос добавил собственную ошибку в выбор маршрута, и тем самым собственноручно создал условия для цепи последовавших экстремальных ситуаций. Он решил возвратиться обратно в Трою (воистину права "народная мудрость", не рекомендующая "возвращаться"!).
   Нестор об этом в Песне третьей рассказывает Телемаху:
   ...Дий непреклонный еще нам
   Медлил дозволить возврат: он вторичной враждой возмутил нас.
   Часть за царем Одиссеем, подателем мудрых советов,
   В многовесельных пустясь кораблях, устремилась в обратный
   Путь, чтоб Атриду царю Агамемнону вновь покориться.
   Старт с острова Тенедос был вторым в одиссеевом маршруте, а второй посадкой - опять Троя.
   Однако, о том, как Одиссей вернулся в Трою и встретился ли он там с группой Агамемнона, в поэме Гомера ничего не говорится.
   И третий старт (уже с берегов Трои) показан в поэме ретроспективно, в воспоминаниях, таким же композиционным приемом, как часть пути звездолета "Тантра" в романе И.Ефремова "Туманность Андромеды". Одиссей в песне девятой рассказывает, спустя несколько пунктов после третьего старта, царю Алкиною, его супруге Арете, их дочери Навзикае и другим собравшимся феакам:
   Ветер от стен Иллиона привел нас ко граду киконов
   Исмару...
   Вновь, после Трои, "одноуровневый" очаг цивилизации. Какое обилие разных народов, свободных земель для заселения мог встретить уже путешественник в эпоху Одиссея, и как свежо это выражается Гомером в его поэме! Чувствуется, что это вот только недавно, ну, каких-то два-три века получила его, Гомера, цивилизация такую возможность попутешествовать, - только начался этот, "народообильный", виток спирали их истории.
   Не то, что наше время, когда тягостная и неотступная дума поглощает умы моих современников: одни ли мы во Вселенной? (С каким пониманием зритель фантастического фильма "День независимости" лицезреет эпизод, где Президент сообщает народу США: "На вопрос: одни ли мы во Вселенной, получен ответ". Боже, да поскорее же, кто и когда даст нам этот ответ не в фантастике, а в реальности ?!...).
   И как счастлив был Одиссей, и в будущем наступит тот же, одиссеевый, виток спирали, в просторах Вселенной космонавты обнаружат "одноуровневые" очаги цивилизации,- таковы прогнозы в повести А.Н.Толстого "Аэлита"; "Гианэе" Г.Мартынова; "Сами боги" Азимова; "О, счастье быть" Ф.Дика; "Сторож брату моему" В.Михайлова; "Обитаемый остров" Стругацких; "Планета обезъян" Пьера Буля; "Чакра кентавра" О.Ларионовой.
   Найдутся ли "одноуровневые" очаги цивилизации в тех участках звездного неба, куда были устремлены взоры писателей-фантастов Толстого, Мартынова, Азимова, Дика, Саймака, Михайлова, Стругацких, Буля, Ларионовой? А если не найдутся, то убудет ли от их романов, повестей и рассказов?
   Ведь не убыло же от "Одиссеи", все так же она прекрасна, хотя вот уже три тысячи лет поклонники Гомера ищут, стараются локализовать на географической карте "одноуровневый" с Итакой Исмар - место третьей посадки Одиссея.
   И.Мартынов, И.М.Троцкий, П.А.Шуйский помещают страну киконов в район реки Марица в Турецкой Республике.
   Сейчас у людей появилась возможность уподобиться богам, которых Гомер поселял на "небо"; и бросить взгляд с международной орбитальной станции "Альфа" на это место поверхности планеты Земля.
   Космонавты смогут выбирать маршрут для проведения отпуска в тех местах,
   путешествие по которым в эпоху Одиссея было подвигом; а в будущем самые немыслимые дали в нашей галактике, по прогнозу писателя-фантаста В.Емельянова, станут местом "прогулочного путешествия" матери с ребенком, пока их отец-капитан звездолета - выполняет боевой полет в другом районе галактики.
   И вот взгляд с борта ОКС "Альфа" (А может быть, с борта инопланетного звездолета по фильму Ролланда Эммериха "День независимости"? Там тоже есть такие выразительные кадры...) позволит различить на углу Саросского залива и Эгейского моря место, где мог бы находиться город Исмар в стране киконов. Близко от этого места расположены озеро Карачио и города Султаниче и Кельсуавуш:
   В будущем космонавты, возвратясь из экспедиции на планету Марс, встретят здесь вечнозеленые дубовые и сосновые леса, - прекрасное место для послеполетной реадаптации.
   А тогда, в прошлом, в земле киконов Одиссей попал во вторую экстремальную ситуацию, сопровождавшуюся потерями со стороны обоих "одноуровневых" очагов цивилизации, и киконов, и спутников Одиссея.
   Разрушив Исмар и истребив всех жителей, спутники Одиссея разделили добычу, и, не вняв предложению Одиссея поспешно покинуть это место, устроили пир на песчаном береге.
   Уцелевшие киконы созвали жителей окрестных селений, разгорелся бой, противники бросали друг в друга обитые медью копья, но в конце концов киконы обратили ахеян в бегство. Потери Одиссея составили по шесть воинов-броненосцев с каждого корабля.
   Как видим, война сопровождала контакт "одноуровневых" очагов цивилизации и в прошлом, в эпоху Гомера; она же, по прогнозам писателей-фантастов, будет характерна и для будущего, - военные действия красноармейца Гусева на планете Марс в повести А.Н.Толстого "Аэлита", отражение землянами в районе Юпитера нападения пришельцев из системы звезды Антарес в рассказе Мюррея Лейнстера "Эта земля останется свободной"; и еще дальше - фильмы из серии "Звездные войны"; фантастика о сражениях межгалактических союзов...
   Но война - войной, а путешествие Одиссея продолжается.
   После четвертого старта - из владений киконов - Одиссея настигла третья экстремальная ситуация, - вновь буря. Разорваны паруса. Одиссей вынужден был с помощью весел совершить "посадку" на ближайший берег и ждать два дня окончания бури.
   Где же произошла эта, четвертая и "внештатная", посадка ко второй "безлюдной" территории?
   С высоты орбитальной станции "Альфа" будет видно это место в заливе Энос, прямо возле города Александруполиса в Греции, на побережье вблизи Восточных Родопских гор.
   Увы, как прогнозируют писатели-фантасты, путешествия и в будущем будут сопровождаться "вынужденными ("нештатными") посадками": в повести А. и Б.Стругацких "Путь на Амальтею" - на (точнее "в") Юпитер (на порядочную глубину его водородного "тела"); в романе И.Ефремова "Туманность Андромеды" - на "планету медуз" возле невидимой железной звезды.
   Итак, мы в очередной раз приходим к выводу, что многое похоже в "Одиссее" и современных "фантастических путешествиях": и встречи с "одноуровневыми" и "безлюдными" очагами цивилизации; и войны между представителями разных цивилизаций; и даже "вынужденные посадки".
  
  
  

"Странный" очаг цивилизации

в "Одиссее" и современных фантастических

путешествиях".

  
   Человек обладает свойством считать "странным" все, что имеет отличия от него, человека, и от его человеческого пути. В частности, от его пути "технической" (или - машинной) цивилизации.
   Вообще говоря, "странный" очаг цивилизации не так-то легко (если вообще возможно) встретить на поверхности планеты Земля сейчас. Все без исключения государства строят машины, одни - лидируют в этом деле, другие - их стараются догнать.
   Поэтому для путешествия к "странному" очагу цивилизации читателю потребуются не только средства передвижения в пространстве, но и "машина времени", чтобы перенестись или в прошлое - тогда дорога приведет, согласно поэме Гомера "Одиссея", в страну лотофагов; или в будущее - тот путь лежит, как узнаем из романа К. Саймака "Туда и обратно", в систему звезды 61 Лебедя; кроме того, как попасть в "странные" очаги цивилизации, читатель может узнать, по мнению знатоков фантастики, в романе Рэя Брэдбери "Марсианская хроника"; в романе Ф. Дика "Стигматы Палмера Элдрича"; в "Что может быть проще времени" К. Саймака; в "Привете аборигенам" А. Саломатова; в "Человеке в кувшине" Д. Найта; в "Пикнике на обочине" и "Малыше" А. и Б. Стругацких; в "Мусорщике на Лорее" Шекли; в "Царице ветров и тьмы" Андерсона; в "Пришельцах с Земли" Силверберга; в "Эдеме" и "Солярисе" С. Лема; в "Слове для мира и леса одно" Урсулы Ле Гуин; в "Голосе тех, кого нет"; в "Чужих" Алана Дина Фостера; в "У меня девять жизней" А. Мирера.
   ...Итак, страна лотофагов. О том, как он туда попал, Одиссей рассказывает в стране феаков царю Алкиною, его жене Арете и дочери Навзикае.
   Стартовав с места "вынужденной посадки", эскадра достигла мыса Малеи. Мыс Малея близ острова Кифера легко увидят космонавты в иллюминаторы международной орбитальной станции "Альфа".
   Тут опять возникла буря, и через девять дней неуправляемого движения по "темным и рыбообильным" водам корабли Одиссея совершили "посадку" в стране лотофагов.
   Возможно, что повторить путь Одиссея от мыса Малея до этой загадочной и "странной" страны лотофагов читателю помогут усилия гомероведов по его географической локализации.
   А. Ф. Лосев, И. Мартынов, Л. Коллинз, И. И. Шитц, И. М. Троцкий, П. А. Шуйский помешают страну лотофагов близ берегов Африки; В. Токарев уточняет - на севере Африки.
   В. Токарев сообщает о мнениях А. Вучетича (который считал, что лотофаги могли жить на побережье рядом с Дубровником: здесь и по сей день растет одна из разновидностей съедобного лотоса) и Вольфа (считавшего, что страна лотофагов - это остров Джерба).
   С высоты международной орбитальной станции "Альфа" можно было бы увидеть остров Джерба в заливе Габес, он принадлежит современному Тунису.
   Вместе с корреспондентом газеты "Труд" В. Борисовым в качестве экскурсовода, участники марсианской экспедиции, возвратившись на Землю, могли бы посетить это место, среди достопримечательностей которого, помимо фиников, - то есть, того самого "лотоса", о котором говорится в поэме Гомера, туристов могут привлечь ловцы губок и деревня гончаров Гуэллали.
   Как отмечали специалисты по туризму из журнала "Вояж", остров Джерба - главная курортная достопримечательность Туниса, земля легенд, полюбившийся Одиссею пальмовый сад. Французский путешественник Гревен писал: "Здесь особый климат, с сухим воздухом и свежестью морских бризов, климат, рациональный и выдержанный во всем". В самом жарком месяце - августе - температура доходит до 29 градусов, в самом холодном - январе - до 14. На севере, в Табарке, лучшим временем для отдыха считают три летних месяца, здесь курортный сезон продолжается до начала декабря. Пляжи покрыты мелким песком, отели напоминают дворцы. Островитяне славятся изделиями своих рук, промыслы здесь насчитывают не одну тысячу лет. Самые известные - ковровое ткачество и ювелирное дело. В деревне Джелала делают керамику.
   Очень любопытна на Джербе ловля осьминогов, в которой туристы могут принять участие. Рыбаки берут с собой по 40-50 обычных глиняных горшочков с отколотыми ручками и горлышком и с небольшой дырочкой с боку, за которую цепляют специальный крючок, чтобы вытаскивать горшки на поверхность...
   И.И.Шитц считал страну лотофагов последним реальным пунктом странствий Одиссея, в отличие от Р.В.Гордезиани, считавшего таковым предыдущий этап - страну киконов.
   Итак, с помощью гомероведов мы выяснили путь, который мог привести к "странному" очагу цивилизации лотофагов в прошлом, в эпоху Гомера.
   Земля лотофагов имела черты, и похожие на "странную" цивилизацию будущего возле звезды 61 Лебедя у К. Саймака, и непохожие.
   Если страна лотофагов у Гомера была "открытым" обществом, радушно принимающим пришельцев, то такой же во всех других свойствах "странный" очаг цивилизации возле звезды 61 Лебедя ни в какую не желал пускать земных космонавтов в свои пределы, как те ни стремились туда.
   Разумные существа в стране лотофагов "пищей цветочной себя насыщают" - почти "нектар и амброзия", которой насыщают себя и боги. Поэтому никакой "земледельческой технологии" им не нужно, и нет таких подробных описаний предметов, вещей, изготовленных руками человека, которые даются Гомером в других эпизодах. Словом, земля лотофагов, - это явно не "машинная", так сказать, цивилизация.
   Такие "нетехнические", "немашинные" цивилизации у Одиссея, привыкшего любоваться "вещами", могли вызвать или презрение (как скотоводческий образ жизни Полифема), или ощущение "странности".
   Терминами "странные явления", "странные, страшные формы жизни" будут характеризовать, по прогнозу К. Саймака в романе "Туда и обратно", земляне, ставшие практически владыками нашей Галактики "Млечный путь", очаг цивилизации в системе звезды 61 Лебедя.
   "Лебедяне" создадут "немашинную", но до такой степени развитую цивилизацию, что она будет способна с помощью некоего "экрана" нейтрализовать все попытки землян проникнуть на шестнадцать планет вокруг звезды 61 Лебедя. Один из руководителей человечества Адамс будет сетовать: "Как будто кто-то взял и провел линию недосягаемости вокруг этой системы". Кстати говоря, точно такую же "линию недосягаемости" вокруг королевского замка некто проводит в повести Л. Никулиной "Королевская сага".
   Может, природа "лебедянской" цивилизации (раз герои Саймака уверены в ее "немашинности") объясняется "нематериальными силами", которые читатель уже привык подразумевать в "фэнтези" типа созданной Л. Никулиной?
   Есть и еще одна похожая черта у "странных" цивилизаций Гомера и Саймака.
   Для Одиссея страна лотофагов была "странной" потому, что ее коренные обитатели получали ощущение счастья не от привычного для Одиссея обладания "вещами" (литературоведы отмечают, как подробно Гомер описывает стул, чашу, процесс изготовления плота), а после насыщения "сладко-медвяным лотосом". Этот "лотос" был не просто пищей ("финиками", - как указывают гомероведы при локализации страны лотофагов). Отведав лотоса, каждый участник экспедиции "... мгновенно все позабыл и, утратив желанье назад возвратиться, вдруг захотел в стороне лотофагов остаться, чтоб вкусный лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись отчизны".
   В этом эпизоде налицо своего рода "наркотическое" воздействие на мозг человека.
   Если перейти от фантастики Гомера к реальной истории, то стоит упомянуть, что встреча с другими цивилизациями могла познакомить путешественников и с полезной пищей (например, картофелем), но и вредными наркотиками (табаком), - все это произошло с европейцами после открытия Колумбом Америки.
   Судя по рассказу Одиссея, отказ от желания вернуться в отчизну воспринимался им, как вообще кардинальное изменение в психике человека. Желание "остаться в стране лотоса" похоже на желание уйти от реальности, из действительного мира в мир, возникающий в мыслях человека под воздействием лотоса.
   Если это так, то оно похоже на действие наркотика Кэн-Ди, который предлагал глава действующей на нескольких планетах Солнечной системы фирмы Лео Булеро (и наркотика конкурирующей фирмы Палмера Элдрича) насильственно вынужденным стать колонистами на Марсе в романе Ф. Дика "Стигматы Палмера Элдрича". Действительность их жизни на Марсе будет ими восприниматься не менее тягостно, чем тяготы оставшегося плавания для спутников Одиссея, и те, и другие (с помощью лотоса или Кэн-Ди) захотят остаться в стране лотоса, в стране мечты, где не надо трудиться, но зато исчезала возможность и обладать плодами своего труда, просто "вкусный лотос сбирать".
   Этот аспект существования "иных миров", существующих на тех же Земле, Марсе, но "параллельно" с нашей "технической" цивилизацией, развивается в современной фантастике (например, в романе Р. Брэдбери "Марсианская хроника").
   А возможен ли в реальности "уход в страну лотоса", трансформация "технической" цивилизации в "нравственную"?
   Выскажем гипотезу, что первый поворот в этом направлении был сделан еще в ту далекую эпоху, когда предки людей были одновременно и предками китов, дельфинов, которых ученые считают обладателями не менее совершенного, чем человеческий, мозга. Киты захотели остаться в "стране лотоса", в "стране природы", не изменять ее своим трудом, а приспособиться к ней, и, видимо, судя по морским забавам дельфинов, счастливы, а человек ушел из океана, и теперь, начиная исход с планеты Земля, не ощущает пока, что попал в "нирвану".
   Вот так ставится проблема "странной страны лотоса" в глобальном, так сказать, масштабе. А конкретно для Одиссея уход в "страну лотоса" был трагедией, поэтому он силой вернул своих спутников на корабли, "силой их, плачущих, к нашим судам притащив, повелел я крепко их там привязать к корабельным скамьям".
   По прогнозу К. Саймака, и одиссеи будущего не позволят "странным" очагам цивилизации противодействовать своим "техническим", "машинным" цивилизациям, потому что эти "странные", как "61 Лебедя - наш ближайший сосед, одно из первых Солнц, к которому направился человек, когда он вышел за пределы Солнечной системы", будут "шипом, уязвляющим самолюбие человечества".
  
  
  

Процесс превращения "безлюдного" очага

цивилизации в "ойкумену"
в "Одиссее" и современных "фантастических путешествиях".

   После шестого старта - с берегов лотофагов произошла шестая посадка - Одиссей прибыл на остров Коз.
   С борта орбитальной станции "Альфа" космонавты увидят этот небольшой остров -современная Мальта в 130 км от Сицилии.
   Хотя, если следовать указаниям В.Токарева, им прийдется направлять свои взоры в несколько другую сторону, туда, где находится современный Шчедро.
   Это был третий "безлюдный" очаг цивилизации, встреченный Одиссеем при возвращении из Трои в Итаку.
   "Безлюдные", но пригодные к заселению человеком планеты встречаются и у современных фантастов: С.Лем "Непобедимый", И.Ефремов "Туманность Андромеды". В них авторы своими подробными описаниями "прелестей" встреченных космонавтами планет, как бы "завлекают" их, побуждая отправляться в "далекие пространства", в надежде встретить там "чудеса".
   В "Туманности Андромеды" такими "чудесными" являются две планеты недалеко от звезды Ахернар. Это - "...страна высоких гор, окутанных во все мыслимые оттенки зелёного света. Черно-зелёные тени глубоких ущелий и крутых склонов, голубовато-зеленые и лиловато-зеленые освещенные скалы и долины, аквамариновые снега на вершинах и плоскогорьях, желто-зеленые, выжженные горячим светилом участи. Малахитовые речки бежали вниз, к невидимым озерам и морям, скрывавшимся за хребтами.
   Дальше покрытая круглыми холмами равнина расстилалась до края моря, казавшегося издалека блестящим листом зеленого железа. Синие деревья клубились густой листвой, поляны расцветали пурпурными полосами и пятнами неведомых кустов и трав. А из глубины аметистового неба могучими потоками струились золотисто-зеленые тучи..."
   Читатель, внимая этому описанию, попадает в плен художественного таланта И.Ефремова, и хочет срочно попасть туда, на зеленые планеты... но через пару строчек узнает, что его от этих чудесных планет отделяет расстояние двадцать один парсек. Увы! Даже в эпоху полетов к звездам, по прогнозу И.Ефремова, возвращение звездолета с тем же экипажем будет невозможно...
   И в эпизоде посещения Одиссеем острова Коз Гомер не скупится на "прельстительные" подробности: есть тут ( и на соседнем острове циклопов ) и леса, и "в великом множестве дикие козы", "сходят широкой отлогостью к морю луга там густые, влажные, мягкие","...есть там надежная пристань, в которой не нужно ни тяжкий якорь бросать, ни канатом привязывать шаткое судно; может оно простоять безопасно там, сколько захочет плаватель сам иль пока не подымится ветер попутный", а "в самой вершине залива прозрачно ввергается в море ключ, из пещеры бегущий под сению тополей черных" - прелестное местечко для отдыха космонавтов, вернувшихся с Марса, не правда ли? Космонавты могли бы тут повторить то, что сделали Одиссей и его спутники:"...нимфы же дочери Зевса эгидодержавца, пригнали коз с обвеваемых ветрами гор, для богатой нам пищи; гибкие луки, охотничьи копья немедля взяли с своих кораблей мы и на три толпы разделяся, начали битву; и бог благосклонный великой добычей нас наградил... И целый мы день до вечернего мрака ели прекрасное мясо и сладким вином утешались..."
   Как отмечает К.С.Забарило, устами Одиссея поэт как бы хочет вызвать у своих читателей своеобразный колонизаторский интерес к фантастической стране циклопов (и- находящемуся в непосредственной близости острову Коз).
   Описание природных ресурсов в поэме "Одиссея" так же привлекательно для воображения читателя, как и описание привлекательных параметров двух планет возле звезды Ахенар в романе И.Ефремова "Туманность Андромеды".
   Читатель, знающий по статьям из научно-популярных журналов об экономико-технических проблемах современного человечества, порадуется, как легко, по мнению Одиссея, остров Коз мог бы из "безлюдного" очага цивилизации превратиться в полноценную "ойкумену", надо только приложить к этому руки, потрудиться, и тогда "...там все бы роскошно родилося к сроку","...много б везде разрослось винограда","...поля покрылись высокой рожью, и жатва была бы на тучной земле изобильна".
   Вот и все, что нужно было Одиссею для, как говорится, "полного счастья".
   Приводя цифровые данные выборочно, ввиду их обширности, скажем, что современному человечеству для этой же цели - чтобы создать "сервис для Одиссея"(мы ведь все Одиссеи- летим на планете Земля вокруг звезды Солнца, а в составе Солнечной системы- вокруг центра нашей Галактики "Млечный путь", и Галактика наша- тоже несется куда-то во Вселенной), приходится производить и распределять во много раз больше материальных благ. Например, то количество воды, которое в 1974 году произведено во всем мире на находящихся в эксплуатации 800 крупных стационарных опреснительных установках суммарной производительностью около 1.3 млн. куб.м в сутки. Или, например, в 1982 году в СССР за первый квартал добыто 150 млн. тонн нефти, изготовлено 28.5 млн. тонн цемента, 542 тыс. автомобилей, 1080 тыс. тонн кондитерских изделий... И еще много чего требуется ненасытному и все время увеличивающемуся в численности человечеству на нашей планете Земля...
   Эти цифры, вероятно, поразили бы Одиссея, заставив его приравнять людей эпохи полетов на Луну к богам. Однако, тогда, выражаясь названием известного произведения, трудно быть богом, потому что у человека сейчас в процессе создания "сервиса для Одиссея" возникает множество проблем, например: куда девать мусор и отходы (13.5 миллионов тонн ядовитых веществ, которые ежегодно попадают в реки Франции, в частности)?; что сказать по поводу вывода группы "Римского клуба" под руководством американского профессора Д.Мидоуса в 1972 году, что сырья на земле хватит на 20 - 100 лет (правда, по прогнозу Калло, - хватит на миллионы лет)?
   Сейчас человечество приступило к выносу "искусственной среды" в космическое пространство Солнечной системы, но там для "сервиса Одиссея" неплохо было бы иметь земную гравитацию (правда, полет В.Полякова показал, что 1 год и 2 месяца человек может и обойтись без гравитации); необходима защита от космических лучей; необходимо ежесуточно предоставлять человеку 700 граммов пищи в пересчете на сухой вес с калорийностью 3000 - 3300 ккал, 800 граммов кислорода, 2500 граммов питьевой воды, температуру воздуха 20 градусов Цельсия, давление воздуха 800мм ртутного столба.
   Только решив эти сегодняшние проблемы, человечество откроет себе путь в будущее. Но это не смущает писателей-фантастов. Они уже сейчас описывают будущее грандиозное строительство, превращение в "ойкумену" ныне пока "безлюдных" планет Солнечной системы, звезд нашей Галактики "Млечный путь", соседних галактик и соседних вселенных: засаживают Марс деревьями в романе Р.Брэдбери "Марсианская хроника"; требуют более активных действий на Марсе в повести А.и.Б. Стругацких "Стажёры", пытаются наладить жизнь на Марсе в романах Ф.Дика "Стигматы Палмера Элдрича" и "Мечтают ли андроиды об электроовцах?"; Артур Кларк прогнозирует строительство "купола" над Марсом; прорубают во льду на юпитерианском спутнике Каллисто помещение для базы в повести А. и Б. Стругацких "Путь на Амальтею"; устремляются в полет к двум "безлюдным", но таким же прекрасным, как "гомеровский" остров Коз, планетам возле звезды Ахернар в романе И.Ефремова "Туманность Андромеды"; обустраивают планету, находящуюся "аж" в соседней вселенной(!) в рассказе В.Емельянова "Исповеданная вечность"...
  
  
  

"Отсталый" очаг цивилизации

в "Одиссее" и современных "фантастических путешествиях"

  
   Прибытие Одиссея в страну циклопов по своей "схеме" похоже и на современные космические экспедиции (например, американцы в 1969 -1971 годах оставляли Орбитальный Блок на окололунной орбите, а на Лунном Модуле осуществляли посадку), и на будущие, которые сейчас только предсказывают фантасты, в частности, в фильме "День независимости" режиссера Роланда Эммериха "...сначала на земных локаторах появился приближающийся со стороны Луны гигантский космический корабль, затем от него отделились суда "поменьше" (диаметром всего-то километров пятьдесят), которые спустились к поверхности нашей планеты и зависли над ее крупнейшими городами..." (словесное описание фильма принадлежит Б.Аникину).
   Когда "...вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос..." после ночи, проведенной экспедицией, как на окололунной орбите, на острове Коз, Одиссей, сообщив свой план на Совете, оставил тут всю эскадру, а на одном корабле прибыл "к берегу близкому" - в страну циклопа Полифема. Это была седьмая "посадка".
   А.Горобец указывал, что согласно древней легенде, встреча Одиссея с Полифемом состоялась там, где сейчас находится город Мессина - портовая столица острова Сицилия.
   Ту же Сицилию называют островом циклопов С.Ошеров, И.Е.Тимошенко, И.Мартынов, П.А.Шуйский.
   В.Токарев сообщал, что на Сицилии в ресторанчике "У Полифема" с давних времен торгуют местным вином, на этикетке которого изображен разъяренный циклоп Полифем, бросающий в море каменные глыбы.
   В.Токарев ссылается на мнение А.Вучетича, что страна циклопа Полифема - это остров Хвар. На всем Средиземном море только здесь есть пещеры, в которых люди жили в каменном веке, - отмечал В.Токарев. Одна из них - пещера Грачева - известна всем археологам: в ней были найдены кости древних людей и животных времен Одиссеевых странствий. Окружающий пейзаж, подъем из бухты к пещере очень похожи на описания Гомера. Циклопы поразили Одиссея огромным ростом, а именно жители Хвара славились высоким ростом.
   В.Токарев приводит и мнение братьев Вольф, будто бы страна циклопов находится на побережье Туниса: а также предположение, что это - Канарские острова! Плодородные земли, в изобилии овощи и фрукты, мягкий климат, - все как у Гомера. А циклопы, согласно ссылке В.Токарева, - это были гуанчи - европеоидные аборигены, состоящие в возможном родстве с египтянами. Высокий рост местных жителей можно отнести к влиянию островного вулкана.
   Совершая "карантинные" вращения вокруг планеты Земля, вернувшиеся с Марса космонавты имели бы достаточно времени, чтобы с высоты 450 км разглядеть Мальтийский пролив, разделяющий остров Коз и Сицилию, и город Катания, близ вулкана Этна, где расположилась страна циклопа Полифема.
   Возможно, события, произошедшие здесь, нашли музыкальное отражение в пьесе Рамо "Циклопы", опере Д.Бонончини "Полифем" (1702 г., Берлин).
   Позже этого эпизода, в своем рассказе Алкиною и Арете (песнь девятая), уже в стране феаков, Одиссей подчеркивал, что тогда прибыл в "отсталый" очаг цивилизации.
   Встреча происходит и у героев современных "фантастических путешествий", например, в романе А. и Б.Стругацких "Обитаемый остров", повести Л.Малкина "На грани фантастики", в романе У.Ле Гуин "Планета изгнания", повести А.Толстого "Аэлита", в романах И.Ефремова "Час быка" и Пьера Буля "Планета обезьян", рассказе Мюррея Лейнстера "Эта земля останется свободной", "Сила сильных" Биленкина, "Парень из преисподней", "Трудно быть богом" и "Попытка к бегству" Стругацких, "Сестра земли" Андерсона, "День свершений" В.Жилина, "Крестоносцы космоса" Андерсона, "Чародей поневоле" К.Сташеффа. "Снежная королева" Джоан Винж, "Солнечное племя" А.Казанцева, "Лабиринт для троглодитов" О.Ларионовой.
   А в поэме Гомера Одиссей подробно перечислил признаки "отсталого очага цивилизации".
   Прежде всего, его, привыкшего к комфортной жизни в Итаке, где он занимал высшую должность басилея-царя, поразила примитивность бытовых условий жизни Полифема, который вместо дома жил в пещере, вместо кровати спал на рогоже, брошенной прямо на землю, да к тому же его пещера была "смрадной из-за набросанной в ней кучи навоза...
   Жизнь Полифема и не могла быть комфортабельнее, ибо Одиссей удивленно констатировал, что циклопы "...ни руками не сеют, ни плугом не пашут...", - то есть, перед ним был не земледельческий, а всего лишь стоящий на уровень ниже скотоводческий очаг цивилизации.
   Одиссей подробно в своем рассказе Алкиною и Арете описывает, что в пространной пещере циклопа было много сыров в тростниковых корзинах; в отдельных закутах заперты размещенные по возрастам барашки и козлята; ведра и чаши до самых краев налиты густой простоквашей; как Полифем доит овец и коз, а затем кладет под них ягнят и козлят.
   Единственным "инструментом" в пещере Полифема была дубина - свежий ствол маслины, очищенный от коры.
   Понятно, что обладатель такого "инструмента" не мог строить корабли, - что было главным признаком отсталости в глазах Одиссея:
   Ибо циклопы еще кораблей красногрудых не знают;
   Нет между ними искусников, опытных в хитром строенье
   Крепких судов...
   И в эпоху Одиссея, и в последующие эпохи человеку для строительства средств передвижения в пространстве необходим был набор знаний: Одиссею хватало знаний по геометрии и другим дисциплинам, которые мы знаем из школьного курса истории Античного мира, а для строительства планетолетов и звездолетов будущего писатели-фантасты указывают гипотетические области знания, на основе открытий в которых и будут построены эти планетолеты и звездолеты (например, те, что будут открыты Реном Бозом из романа И. Ефремова "Туманность Андромеды").
   Характеристика "очага цивилизации" по его способности строить "средства транспорта", начавшись с эпохи, когда герой Гомера возвращался из Трои в Итаку, просуществовала 3200 лет и применяется к сегодняшним государствам, например, при сравнении с "космическими державами" (Россия, США) других государств, которые еще не запускали в космос своих космонавтов собственными ракетами-носителями.
   Подобный же подход к уровню развития того или иного "очага цивилизации" относительно его умения создавать "искусственные средства транспорта" будет характерен, по прогнозам фантастов, и в далеком будущем.
   Например, в повести Ларри Нивена "Четвертая профессия" описывается встреча в ХХ веке землян с инопланетянами, прибывшими на землю из далеких уголков Вселенной с помощью космического транспорта ("световой парус"), который земляне сейчас предполагают освоить через много лет, в далеком будущем.
   И вот у этих "пришельцев" своеобразная "философия": для старта с планеты, которую они посетили, инопланетянам требуется некий "пусковой лазер", который обязаны построить жители этой планеты. Если жители этой планеты оказываются неспособными построить такой "пусковой лазер", то это дает основание инопланетянам считать их "животными", а посему поступать с ними именно как с животными: с помощью специального устройства они взрывают звезду, вокруг которой вращается данная планета, и возникающий при взрыве звезды световой импульс разгоняет звездолет инопланетян до скорости, необходимой для их возвращения на родину.
   Возможно, что человечеству сейчас необходимо развивать космический транспорт хотя бы для того, чтобы не оказаться в положении Полифема перед пришельцами из глубин Вселенной, быть готовыми отразить агрессию Пришельцев или еще в районе орбиты Юпитера, как это сделали герои рассказа Мюррея Лейнстера "Эта земля останется свободной", или уже непосредственно на планете Земля, что и произошло в фильме режиссера Роланда Эммериха "День независимости".
  
   16
  
  
  
  
  
  
  

Оценка: 3.56*12  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"