Получив столько отказов в реальной жизни, заходишь в тупик.
Кто-то или Что-то со стороны самовольно ломает ТВОЮ жизнь, а ты? Лишь игрушка? Чего тебе не хватает для самоуправления? Или для управления другими?. . Ведь и в комсомоле, и в Азниколе(туристская страна) она пыталась выяснить у других: а в чем же их смысл жизни? - Ничего вразумительного не услышала ни разу. Может быть, все дело в том, что у нее все было пущено на самотек?
Может быть, надо сначала ВЫДУМАТЬ ее, эту"счастливую жизнь"?..Потому что она вовсе тебе "не приготовлена свыше и только потому, что ты имела счастье быть рождена"
Выдумать? А как выдумывать за других? Ведь без других ей не обойтись? Все и дело-то было в строптивости других.
И ей захотелось научиться разговаривать с другими- так, чтобы вести их словами туда, куда хотела она. А не подчиняться любому чужому случайному слову.
Попытка научиться разговаривать не только с самой собой, а - с противниками - называется давно известным термином: диалог. И в этом жанре есть уже давно известные гении. Вот и наша Кошка начала проектировать свою удачную жизнь на бумаге. Это - ее попытка научиться диалогу, основанная на реальных моментах и личностях.
Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е Л И Ц А:
А С Я - начинающий литератор - 22 - 25 лет.
МАРТА МИХАЙЛОВНА - преподавательница музыки, за 70 лет, - мать Роберта и бабушка Жени.
Ж Е Н Я - дочь Роберта от первого брака,17лет, спортсменка.
Т А М А Р А - инженер, 40 лет,- подруга Роберта.
Т И Н А- москвичка, редактор журнала, двоюродная сестра Аси.
Г Е Л Л А - музыкантша, 35 лет, подруга Сергея (в доме
Марты Михайловны она часто - в роли Рыжего клоуна).
РОБЕРТ МАКСИМИЛИАНОВИЧ - драматург, 50 лет, сын Марты Михайловны.
Г Е Р А - начинающий музыкант, 22-25 лет, муж Аси.
С Е Р Г Е Й - следователь, 40 - 45 лет, поклонник Марты Михайловны.
2 врача скорой помощи.
Массовка - молодежь спортивного вида.
Действие происходит, может быть, лет 3О назад, в Крыму и в Сибири.
Д Е Й С Т В И Е П Е Р В О Е.
П Р О Л О Г - Э П И Л О Г.
Крупно на занавесе (слайд) изображение висящих авиабомб, морских мин, канатов, цепей, якорей, поплавков, сетей...
А В Т О Р:
Вот ведь как распорядилась судьба: от обитателей этого дома не осталось ничего более...Даже могил. Вернее, все это так заросло колючими крымскими кустарниками, что среди них уже не найти могил хозяев, которые хотели быть похоронены именно здесь...над морем.
Дом сгорел. Вероятно в него зимой забрались бомжи и стали греться костром из книг...Сгорела большая и изысканная библиотека с массой словарей...Сгорели музыкальные шкатулки и коллекция часов...Сгорел рояль, причем Беккеровский...Сгорели все комнаты...Огонь почему-то не тронул лишь веранду - с авиабомбами и минами.
Думал ли остряк-хозяин, что после него останется только это?
И вообще, думаем ли мы так конкретно: А что же после нас останется?
Странная идея - повесить все это на веранде своей дачи?!
Каждый раз проходить под ними - на пляж и обратно...
Не найдется ни одного человека, который бы не вздрогнул - ощутив это над собой...А уж отдыхать, сидя в шезлонге?. . Странная идея!
Однако, кем же они были? . . Хозяева этой крымской дачи?
Вернемся на тридцать лет назад...
К А Р Т И Н А 1.
Юг. Дача Марты М. и Роберта М. Поздний вечер. Темно. Горят только большие китайские фонари и гирлянды. Cправа, в глубине аллеи сидит в шезлонге Марта Михайловна. Ее почти не видно. Около нее пока не горящий фонарь.
Перед домом большая афиша:
" ПРАЗДНИК ПИРАТСТВА".
Далее нарисованы на всех великолепные карикатуры
и подписи:
МАРТА МИХАЙЛОВНА - Атаманша,
РОБЕРТ МАКСИМИЛИАНОВИЧ - Пират-коллекционер,
ТАМАРА - Гаремный пират,
ГЕЛЛА - Сексуальный пират,
ЖЕНЯ - Спортивный пират,
CЕРГЕЙ - Донкихотствующий пират.
РАЗРЕШАЕТСЯ ВОРОВАТЬ!
Цитаты, мысли, штампы поведения, а также мужчин и женщин!
Все успешно уворованное должно быть выставлено напоказ для посрамления бывших хозяев.
Не разрешается пользоваться всем своим и всеми своими:
привычками, вещами, мужчинами и женщинами...
Цель каждого: отказаться от старья, надоевшего другим!
Входит Женя, одетая, в бабушкино концертное платье, или некое подобие его. Она причесана "по-старинному" с буклями, и очень жеманничает. В руках у нее кипа нот, она их нещадно рвет и раскидывает так, чтобы они были на виду. При этом она мурлычет "Революционный этюд" Шопена, явно стараясь перевирать мелодию.
Женя заводит музыкальную шкатулку, потом, несколько старинных часов, стоящих на садовом столе и скамейках.
Начинается разнообразный бой и нежная старинная музыка.
За ней выплывает Тамара, одетая в шикарное вечернее платье, у нее вульгарная прическа и такая же вульгарная косметика. На обнаженной спине - бесчисленное количество отпечатков губ и перечисление мужских имен. На боку у нее сумка, из которой в беспорядке свисают чулки, бюстгальтеры, бигуди...
Следом показывается Сергей, одетый в коротенькую нежную тунику, с веночком на голове и в алом плаще, застегнутом на одном плече. Он держит в руках альбомчик со стихами и изображает поэтический "экстаз", воздевая к небу руки и заламывая их, при этом, самих стихов не слышно...Он направляется к Марте Михайловне и в разговоре женщин не участвует.
Наконец, показывается несколько рассерженная Гелла, одетая в темно-синее бесформенное шерстяное платье, на голове у нее вместо прически надет синий чулок. В руках - шахматная доска с расставленными фигурами, во рту зажженная сигарета, а под мышкой у нее кипа газет, которые время от времени падают.
ГЕЛЛА: Ну, как всегда, гости в сборе, а хозяева - отсутствуют!. (Пауза) Нет, я не в силах вытерпеть этого интеллигентского маразма! Почему я должна получать удовольствие? - от явных оскорблений и смотреть безропотно, как портится мое имущество? (Подходит к Тамаре, намереваясь сдернуть платье и отнять сумку).
ТАМАРА: (Неожиданно смело хватает ее за руки - подводит к афише, читает) "Разрешается воровать цитаты, мысли, штампы поведения..."
ГЕЛЛА:(с трудом высвобождая руки) Но где же здесь - про вещи? А у меня - комната обчищена так, словно я и не приезжала!
ТАМАРА: С Вас штраф, Гелла! Вы ведете себя, отнюдь не как я!. . Раз уж Вы пародируете меня, то - и говорите, как я. И не собирайтесь драться! Вы не в комиссионке!
ГЕЛЛА: А сама?. Нарядилась в то, о чем мечтала? И все - мое! Интеллигентка из борделя!
ТАМАРА: (Пародирует Геллу)"Нет, я не в силах вытерпеть этого!"
"Почему я должна получать удовольствие от оскорблений?"(Кидается на Геллу и начинает шутя драть ее прическу, сдергивать чулок)
ГЕЛЛА: (сначала опешивает, но быстро включается в драку)
ЖЕНЯ: (смеется) А что, вполне...Ой! (Изображая бабушку)"Ах, как это музыкально, как крещендно! Какой пианизм в этих звуках!"
ТАМАРА: (смеется во время драки):"Приветик! У меня опять свидание через несколько минут, а я все еще не отчистила свой фасад от этих прилипчивых мужичков...
Все-таки реальные достоинства (хлопает Геллу по заду) - это достоинства! А не какие-то там фигли-мигли "духовные -душевные"...
ЖЕНЯ: Теть Том, нет, у Вас получается слишком умно, Гелька так не сумеет.
ГЕЛЛА:(переключаясь на Женю) Молчи, молокососка!. . Она еще меня критиковать будет? Нет, я не выдержу!
(Они разошлись, запыхавшись)
ЖЕНЯ и ТАМАРА:(смеются)
ГЕЛЛА: (заражается их смехом. помолчав) Что бы это такое умное высказать?. . (Смотрит на шахматную доску) Как это? Гамбат? Гамбуз? Комбат? Что за ходы тут? А. . (смотрит на газеты) Я вот что "умное" вспомнила: Все заголовки газет, говорят, очень хорошо подходят под фотографию, где мужчина и женщина занимаются сексом...Я вам сейчас прочитаю: "Зачем нужны прогнозы?. . (Хохочет) Ага! Под секс?" Чего не должно быть в завтрашней школе?". . Секса! "Не пора ли паковать чемоданы?". . После секса! "Дело мастера боится". . Еще бы! "Строительные услуги". . Опять же после секса! "Как быстрее получить визу?". . Сексом! "Принц не курит и другим не дает..."(хохочет) А? Вы представляете?. . А? Правда, смешно?
ТАМАРА: "А-ха-ха-ха" - для Геллы - но не для меня ...Особенно для несовершеннолетних...(задумчиво)...Не могу представить, во что же вырядится Роберт?
ЖЕНЯ: Я подсмотрела в окно - ...Весь его кабинет завален...
ТАМАРА: Это так на него не похоже!. . Я уже боялась...как бы он не удрал от нас в очередной раз?
(Появляется Роберт, которого едва ли можно вообще узнать. Одна половина его лица и тела - представляет из себя юную очаровательную барышню-блондинку, вторая - жгучего мужчину - брюнета.
Одна половина тела одета в белое длинное пышное платье, вторая - в черный мужской костюм. В руках он держит несколько карнавальных масок на палочках: маску - ноты, маску - шахматы, маску - аскета, маску - юного жуира, очень похожего на Геру, маску, на которой в профиль изображены целующиеся мужчина и женщина, напоминающие Геллу и Сергея).
(Общий вздох изумления).
РОБЕРТ: Сегодня я хочу вот как воспользоваться праздником Пиратства - украсть у известных композиторов и поэтов по несколько строчек и посвятить их каждой и каждому из вас! Очень надеюсь на вашу догадливость! А для усиления похожести я выбрал и эти маски, и эти костюмы. Можете прямо во время исполнения вслух называть виновников торжества! Для того, что отгадает наибольшее количество героев - я приготовил скромный сюрприз!
(ОН включает запись на магнитофоне, стоящем на окне).
РОБЕРТ: (поет и танцует)
(Все маски сразу):
"Маски все ему послушны и мы верим простодушно
В то, что маски могут говорить"...(А. Макаревич).
(В маске Жуира):
" Место...раздайся шире народ, место!
Гордо первый любимец идет, первый!. ." (Ария Фигаро).
ГЕЛЛА: Это - Фигаро! Это о тебе самом - любимом!
РОБЕРТ: (Маска аскета):
"Господа офицеры, я прошу вас учесть,
Кто сберег свои нервы, тот не спас свою честь..."(А. Дольский)
ТАМАРА: О Сергее! А зло - то как! По робертовски!
РОБЕРТ:
(Маска брюнета и маска блондинки):
"От людей на деревне не спрятаться,
Не уйти от завистливых глаз,
Не сойтись, разойтись, не сосвататься
В стороне от придирчивых глаз..."("Дело было в Пенькове")
ГЕЛЛА: Это про меня!
ЖЕНЯ: Нет! Я знаю, про кого это! Но уж точно не про тебя!
РОБЕРТ: (Маска блондинки):
Меня тетки все ругают, бабка пуще бережет,
Как иду с гулянки поздно - она с поленом стережет:
Уж я - говорит - тебя - говорит - девчурочка уважу,
Уж я - говорит - тебе - говорит - гуляночку налажу..."
ЖЕНЯ: Это про Асю! Это точно! И про пани Марту! (Хохочет) Дает отец!
ГЕЛЛА: А свое "бревно в глазу" не видишь?
РОБЕРТ: (Все маски сразу):
"Маски все ему послушны и мы верим простодушно
В то, что маски могут говорить"...(А. Макаревич).
(Подходит Сергей)
РОБЕРТ: (Маска брюнета)(К Жене):
"То ли еще будет, то ли еще будет, то ли еще будет: Ой-ей-ей!"
("Первоклассник"А. Пугачева)
ЖЕНЯ: (хохочет) Это уж точно - для меня...предупреждение. А может, и от меня - вам?
РОБЕРТ: (Маска целующихся Геллы и Сергея):
"У Любви, как у пташки, крылья,
Ее нельзя никак поймать,
Тщетны были бы все усилья,
Но крыльев ей вам не связать..."("Кармен" Бизе)
ТАМАРА: Кармен Бизе. Это - всем пригодится!
ГЕЛЛА: Нет уж! Это - только ко мне!
РОБЕРТ: (Маска аскета):
"Обо мне все люди скажут: "Сердцем чист и не спесив"...
Или я, в масштабах ваших, недостаточно красив?"
ГЕЛЛА: Опять о себе-любимом! Красив, красив! И так всем головы задурил!
РОБЕРТ:
(Маски: шахматы, ноты, и - Жуира) (К Тамаре и Жене): -
Ох, рано он завел семью, печальная история,
Я от себя любовь таю, а от него - тем более..."
("Дело было в Пенькове")
ТАМАРА: Женя, это опять о тебе.
ЖЕНЯ: И к вам теть Том подойдет не меньше!
ТАМАРА: О чем ты?
ЖЕНЯ: О папаше!
ТАМАРА: Это уже этап забытый! А вот о твоем Гере - совсем свеженький!
ЖЕНЯ: Гера не мой! Не мой! И нечего его трогать!
ГЕЛЛА: Попал в десятку папаша!
РОБЕРТ: (Маска брюнета и блондинки):
"Все могут короли, все могут короли,
Жениться по-любви не может ни один,
Ни один король!"(А. Пугачева "Короли")
ГЕЛЛА: Это кто же у нас Король? Что-то перетемнил автор-исполнитель!
ТАМАРА:(радостно-недоверчиво) Неужто про меня и Марту Михайловну?
Не она ли столько лет не дает Роберту на мне жениться...
РОБЕРТ: (Отбрасывает маски и разрывает свой костюм с "пантомимической" трагедией):
"Нет, только тот, кто знал свиданья жажду,
Поймет, как я страдал, и как я стражду!. ."(
СЕРГЕЙ: Это даже мне понятно - бедный Роберт и неуловимая Ася! Как он страждет!
(Хохочут)
РОБЕРТ:"А на последок я скажу: "Прощай! Любить не обязуйся..."
"...Любовь - обманная страна, обманная страна,
И каждый житель в ней - обманщик..."(Э. Рязанов "Жестокий романс")
СЕРГЕЙ: Опять про Асю? Теперь она "бедная овечка"?
"Куклы так ему послушны, что мы верим простодушно,
В то, что куклы могут говорить..."
(Тамара и Женя аплодируют, Гелла подскакивает к Роберту и "смачно" целует его...Сергей молчит).
РОБЕРТ: А где же маменька? Что, она меня не слышала? "И все мое прекрасное движение пропало зря"?- говоря словами Пушкина...
СЕРГЕЙ: Это преступление - так говорить о матери! Прикрылись вы очень неприлично: праздником. Праздник - для радости, а не для срывания зла на ближнем! На ее месте я бы Вам устроил скандал...
РОБЕРТ:(хохочет)"Скандал в благородном семействе"? - несбыточная мечта моего детства!
МАРТА МИХАЙЛОВНА:(включает около себя фонарь) Какое же здесь преступление, Секир? Срывание зла на ближнем - известная психологическая игра. Любимая людьми непомерно! А мы используем ее один раз в году - для насмешки над своими слабостями...Насмешка и расслабление ...Срываем зло на мелочах...
(Она не торопясь подходит ко всем и останавливается около стола с часами),...на "коллекционных" ценностях"...
(Она поднимает фигурку Мефистофеля, которую держит в руке и сильно ударяет ею по старинным часам Роберта, стоящим на столе)(Общий вскрик).
Если Роберт так дрожит над своими часами, а я - над нотами, - то не грех устроить праздник уничтожения и того и другого - для высвобождения наших душ!
(Костюм ее не менее странен, чем костюмы всех остальных: она - в шортах, майке, Жениной шапочке-жокейке, кедах и в огромной гирлянде - из поплавков, цепей с ручными гранатами, минами и в рыбачьих сетях. На шапочке прикреплена маленькая терновая корона. В одной руке она держит маленькую фигурку Мефистофеля, а в другой - бюст какой-то женщины, как выяснится позже - это Фанни Каплан. И выглядит она при этом так же величественно, как царица).
РОБЕРТ: Маменька, как всегда, непостижима и великолепна!. . (Хлопает себя по коленям) Ничем ее не пробьешь, хоть из пушки пали!. . Ну, расскажите уж лучше сами нам: зачем Вам понадобился бюст Фанни Каплан? Что за коварную месть Вы на этот раз нам приготовили?
СЕРГЕЙ: (усмехается) Вот бы сюда моих подследственных...Здесь развлечения, отвлечения, а дома - одни преступления...на любой вкус.
МАРТА М: Погоди, Роберт, ты уже сорвал все возможные аплодисменты и поцелуи, дай и нам насладиться нашими скромными талантами...Женя, у тебя прекрасно все получилось. Ты нам устроила такой сюрприз!. . Скажи, чего же ты хочешь?
ЖЕНЯ: (не ожидала) Я?
МАРТА М: Конечно. Вы знаете, друзья, Женя так виртуозно и неслышно вытащила из рояля целых семь струн, что я теперь смогу лишь как Паганини, играть на одной струне...
(СЕРГЕЙ возмущен)(Роберт дает Жене затрещину).
МАРТА М: Молчите! За это необходимо ее вознаградить!
ЖЕНЯ: Я...их вставлю, я знаю как!
МАРТА М: Я тебя спросила: какой награды ты ждешь?
ЖЕНЯ:(всхлипывая)Я хочу, чтобы Тамара и пан-отец исполнили для меня ихнее замечательное "аргентинское танго"...Но теперь я уж знаю, нарочно никто не исполнит!
РОБЕРТ: Но ты забыла, гимназисточка, что аккомпанировала нам всегда маменька...и на рояле...
МАРТА М: Я и сейчас готова. Но танго получится для "хромой собаки..."(смеется)
К тому же, только не "ихнее" - дочь драматурга! Такая безграмотность! Будешь после моего исполнения повторять при всех 6О раз правильно эту же фразу!
ЖЕНЯ:(поворачивается, чтобы уйти в дом) Я уже повторяю:" Ах, ах! Ваше диминуэндо нежнее чем аллергическое крещендо, это надо чуть-чуть сериозо для артируэндо..." (Убегает)
ТАМАРА:"Детский мат"...
РОБЕРТ:(задумчиво) Неужели я так никогда и не пойму Вас, маменька? Ну зачем Вам Фанни Каплан?
МАРТА М: Ну, это совсем просто, сын: что бы бить об ее острый еврейский нос сырые яйца...для прочистки голоса...перед пением. Разве она на что-нибудь еще годится? Она так беспомощна...такая неумеха...Ей самое место у меня в гостиной на рояле - она - истинный показатель всех твоих "неумений и недовыполнений". Ты, как и она, даже выстрелом в упор не сможешь убить...(хочет уйти) рука дрогнет.
РОБЕРТ: Да, у Вас бы не только рука не дрогнула, но и улыбка, и нежный локон...Эх, не сидели бы мы с Вами эти годы...если бы Вы были вместо Фанни!. .
СЕРГЕЙ:(подходит к Марте М) Вам помочь? (берет ее под локоток)
ГЕЛЛА:(с другой стороны) Не сыграете ли Вы для Вашей любимой Тамарочки"Лунную сонату"?
МАРТА М:(останавливается) Да, я совсем забыла про Ваши заслуги, Гелла! Какую же награду хотите Вы? - Неужели "Лунную сонату"?
ГЕЛЛА: Ну, нет! Я хочу Сергея! Чтобы Вы мне его отдали хотя бы на сегодня!
МАРТА М: А Вы "уворуйте"...сегодня же можно! Вряд ли он будет сопротивляться, если Вы завяжете ему руки и ноги, заткнете рот...
ГЕЛЛА:(кричит) Я хочу - так, как Вы! Чтобы он сидел, как привязанный...
МАРТА М: Я и говорю: привяжите.
ГЕЛЛА:(кричит) Старая колдунья! (готова броситься на нее с кулаками) Уголовница! Лагерница!
(СЕРГЕЙ и РОБЕРТ быстро берут ее под руки и уносят в дом).
МАРТА М:(Тамаре) Вы Тамарочка - единственная моя ученица. Вот Вам бы полета!. . Хотя Вы и так - прекрасно танцуете! Может быть, начнете пока танго "в стиле Геллы"? Правда, лишь под проигрыватель!
(Тамара начинает танцевать)
СЕРГЕЙ:(вернувшись аплодирует Тамаре и присоединяется к ее танцу). (После танца) Вот вам и "Скандал в благородном семействе"...(усмехается) если бы у моих подследственных была ваша благородная выдержка, то нечего бы мне было делать...Да и профессию мою можно было бы списать в архив...(встает на колено перед Мартой Михайловной и неожиданно - тяжело опускает голову ей на колени).
МАРТА М.: Что это с Вами?
СЕРГЕЙ: Мне, наверно, надо уходить с работы...Иначе я рассыплюсь от накопленного зла. Ваш дом - единственный, где я отдыхаю. Разрешите мне это?
ТАМАРА: Вот и отдыхайте...на полную "катушку"!
СЕРГЕЙ: (садится на землю, спиной к Марте М) Чужие несчастья не проходят мимо. Они разрушают...А если работа состоит из чужих несчастий? Если все время хочется выть и кататься от боли за людей, за их горе и ошибки?
МАРТА М:Ради Бога, Секир - никому никогда - о Ваших душевных болячках!. . Вам очень мудро предлагается поучаствовать в празднике - чтобы быстро сбросить с себя зло - а не перекладывать его на окружающих.